История возникновения и развития аудита кратко. История развития и становления аудита. К перечисленным видам аудита необходимо добавить

Яхина Луиза Тагировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань [email protected]

Миннигалеева Венера Завидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань [email protected]

История развития аудита

Аннотация.В статье рассматривается история развития аудита в России и этапы его становления. Рассматриваются факторы, способствующие появлению аудита как независимого вневедомственного контроля. Ключевые слова:аудитор, ревизия, независимый контроль.

В России должность аудитора появилась в армии и была введена Петром I. Им в 1716 году было введено заимствованное в Польше звание аудитора в воинском уставе и табели о рангах. В то время в Польше в качестве аудиторов выступали лица, участвующие в слушании судебных дел, в частности, судья и следователь. Аудиторы в российской армии могли выполнять функции следователей по делам, связанным с имущественными спорами, прокуроров, делопроизводителей, секретарей (богосл). В 1867 году, после военносудебной реформы должность аудитора в армии была упразднена. В России еще не раз предпринимались попытки создать институт аудита: в 1831 году был учрежден институт присяжных бухгалтеров, в 1889 и 1909 годах -институт бухгалтеров, в 1912 и 1928 годах -институт государственныхбухгалтеровэкспертов. Все эти меры не привели к развитию аудиторской деятельности в России ввиду отсутствия экономических и правовых предпосылок . Среди основных факторов, способствующих появлению аудита как независимого вневедомственного контроля вРФ, можно выделить:-развитие предпринимательства и рынка капитала, появление предприятий различных организационно правовых форм собственности;-заинтересованность самого государства в объективной информации об отчетности экономических субъектов, так как этот контроль позволяет более строго определить достоверность финансовой отчетности и на этой основе строить правильное налогообложение и принимать различные управленческие решения.Современное развитиеаудита в России началось в 1987 году, когда специальным Постановлением СМ СССР «О создании аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля МФ СССР было образовано АО «Инаудит», но законодательно аудит был закреплен в нашей стране6 лет спустя. Указом Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года были утверждены Временные правила аудиторской деятельности, которыеопределяют аудит как «предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской(финансовой)отчетности,платежнорасчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг».В августе 2001 года был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором аудит определяется, как «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».М.Ф. Овсийчук считает, что целью аудита бухгалтерской отчетности является объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, финансовых результатов деятельности организаций за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики действующему законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.

Ю.А. Данилевский считает, что целью аудиторской деятельности является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соответствие совершенных ими операций действующим нормативным актам РФ.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет, что «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской)отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ» .

А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «основная цель аудита -установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектови соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам».Федеральный закон определяет, что целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Обобщая определения зарубежных и российских исследователей, аудит можно определить как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с разными формами хозяйствования и собственности, а также оказания им услуг по постановке бухгалтерского учета и расчетов, организации эффективного внутреннего контроля, консультациям и оказанию иных аудиторских услуг, целью которого является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности экономического субъекта и проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Контроль существовал всегда, аудит является одним из видов контроля. То, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь стали называть внутренним аудитом. Аудиторская деятельность кроме проверок включает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налоговое консультирование, управленческое консультирование, правовое консультирование, проведение маркетинговых исследований, автоматизация бухгалтерского учета, проведение научноисследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью .По мнению Р.Н. Письменной, «аудит -функция управления». И как функция он выполняет две задачи: вопервых, предоставление надежной информации о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, о соответствии совершенных хозяйственных операций действующим нормативноправовым актам; вовторых, оказание услуг по разработке и осуществлению учетной политики, соответствующее требованиям бизнеса, введению эффективных систем внутрихозяйственного контроля, ведению расчетов с государством и партнерами по обязательствами других.

Выполнение первой задачи способствует созданию доверительных отношений между экономическими субъектами, между учредителями исистемой управления предпринимательскими структурами, а также разработке эффективной стратегии и тактики хозяйственного поведения.Выполнение второй задачи направлено на обеспечение защиты законных имущественных интересов экономических субъектов и их учредителей, на формирование достоверной информации о хозяйственной деятельности, на создание действенной системы внутрихозяйственного контроля.Содержание аудиторской деятельности определено ее целью и задачами, изложенными выше. Выполнение первой задачи представляет по содержанию экспертизу бухгалтерской и финансовой отчетности, совершенных хозяйственных операций. Экспертиза может быть обязательной (на основе государственных нормативноправовых актов, устава экономического субъекта) или инициативной (по решению руководства экономического субъекта). Вторая задача по содержанию представляет собой различные формы аудиторского обслуживания экономических субъектов, включая консультирование, разработку и введение различных проектов по осуществлению экономической политики предприятия (постановка учета, системы внутреннего контроля, регламентации хозяйственной деятельности, постановка расчетов и др.), а также прямое исполнение функций экономического субъекта по ведению учета и расчетов, составлению отчетностей .С декабря 1993 года аудиторская деятельность стала регулироваться в Российской Федерации «Временными правилами аудиторской деятельности в РФ», утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.1993 года. В Указе были определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права аудиторских фирм, их обязанности и взаимодействие с заказчиками, правила оформления результатов аудиторской проверки .Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 года №54РП была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Данным Положением определены основные направления деятельности Комиссии и ее состав, порядок проведения заседаний и принятия решений.В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года за №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» в Минфине России были созданы Центральная аттестационнолицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) и Департамент организации аудиторской деятельности.Последующими руководящими документами по регулированию аудиторской деятельности являются:-Указ Президента РФ от 21 октября 1994 года №2004 «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;-Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 года, №155 «Об основных критериях (в системе показателей) деятельности экономических субъектов, в котором их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке»;-Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 года №15 «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ»;-Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №1 от 9 февраля 1996 г.);-Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 года, №667 «О проведении аудита Пенсионного фонда РФ»;-Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года, №1560 «Об аудиторских проверках Государственного фонда занятости населения РФ»;-ПостановлениеПравительства РФ от 29 января 2000 года, №81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий».Для отечественных аудиторских фирм закона, регламентирующего их деятельность, не было до августа 2001 года. Основным документом для аудиторов являлись Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Все это время представители аудиторского сообщества говорилио необходимости принятия «своего» закона, которая обусловлена тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни. В результате долгой совместной работы был принят, а 7 августа 2001 года подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон № 119ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступивший в силу 9 сентября 2001 года. С принятием Федерального закона в Российской Федерации начался новый этап развития аудита. В этой связи нельзя не согласиться с оценкой роли аудита и необходимости появления «Закона об аудиторской деятельности», высказанные В.А. Раевским: «Формирование законодательной базы аудита -это часть более всеобъемлющей проблемы -проблемы ликвидации фундаментальных недостатков законодательной и нормативной базы хозяйственной деятельности, нерешенность которой, более чем чтонибудь, угнетает нынешнюю хозяйственную конъюнктуру. Неплатежи, снижение инвестиционной активности на сегодня -это не только следствие структурной перестройки. Это было вчера. Сегодня в стране есть капитал, продвинутый в развитии и технологическом и ресурсном, по отношению к другим секторам экономики,банковский сектор, протоптаны первые тропки инвестирования изза рубежа. Теперь главное -политическая устойчивость, которую нам дали президентские выборы, новая экономическая среда бизнеса, создание которой есть главная задача правительства и парламента.Простой перечень стандартных услуг наиболее крупных и авторитетных аудиторских фирм наглядно демонстрирует весомый вклад аудита как нового для нашей экономики вида деятельности в регулировании цивилизованных рыночных отношений:-налогообложение, своевременное определение переплат и недоплат, предотвращение штрафных санкций;-составление бизнеспланов;-оптимизация налогообложения и налоговое планирование;-постановка учета и обеспечение достоверности финансовой отчетности как необходимого фактора своевременного принятия обоснованных управленческих решений;-усиление потенциальных возможностей такого рода поддержки за счет абонентского обслуживания.По сведениям информационноаналитического центра МКПЦН, один миллион рублей, затраченный в среднем на проведение аудиторских проверок, предотвращает наложение санкций на 50 млн. руб.» Как отмечал в своем обращении к участникам седьмого ежегодного расширенного заседания Центральной аттестационнолицензионной аудиторской комиссии Минфина России заместитель председателя Правительства Российской Федерации министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин, «с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» сделан большой шаг по пути совершенствования правовой базы российского аудита, который позволит дать дополнительный импульс в его развитии. В то же время на данном этапе важно обеспечить преемственность в системе аудиторской деятельности и сохранить все то положительное, что было накоплено более чем за семилетний период ее развития. Особенно актуальными являются вопросы разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности и повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» .Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовала значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитие закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.Основными чертами новой модели, заложенной в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307ФЗ, являются:перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов (СРО);отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО), причемтолько в одной СРО;внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны СРО по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;отмена обязательного страхования ответственности аудитора о обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО.Вопервых, в отличие от закона от 07.08.2001 №119ФЗ, устанавливавшего требования к характеру образования аудитора –экономическое или юридическое образование –новый закон допускает наличие у претендента любого высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и несколько меняет требования к перераспределению между годами объема часов повышения квалификации аудитора.Вовторых, новый закон в отличие от предыдущего не предусматривает наличия различных типов аудиторских аттестатов. Как известно, в настоящее время существует четыре типа квалификационных аттестатов аудитора в области общего аудита, в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит), в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков). Согласно переходным положениям (ст.23) выданные аттестаты сохраняют свое действие, однако, как указано выше, с 2011 года не дают права осуществления аудита публичных компаний, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и консолидированной отчетности. Для проведения аудита такой отчетности необходим будет новый аттестат, выдаваемый единой аттестационной комиссией. Однако проведенный аппаратом ИПАР анализ сроков вступления различных статей закона в силу показал, что закон не обеспечивает разумного интервала времени для получения новых аттестатов аудиторами таких компаний. Согласно п.4 ст.23 закона, положения о деятельности единой аттестационной комиссии и новом аттестате вступают в силу с 01.01.2011. Таким образом, в начале 2011 года вплоть до получения аудиторами аттестатов нового образца в РФ не будет аудиторов, имеющих право проверять публичные компаний, кредитные, страховые и прочие перечисленные выше организации.Втретьих, новый закон ужесточает требования к стажу работы претендента на получение квалификационного аттестата аудитора –вместо стажа работы по экономической или юридической специальности и дополнительных требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом он вводит требование работы в аудиторской организации в течение как минимум двух лет из последних трех лет работы.Таким образом, новый закон «Об аудиторской деятельности», призван существенно повысить качество аудиторских услуг сответом на вызов времени, требующего существенного повышения надежности финансовой информации.

Ссылки на источники1.Ахметзянова Э.И., Галимарданова Н.М. Проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства / Э.И. Ахметзянова, Н.М. Галимарданова // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.10112.Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И Проблемы и перспективы развития системы налогообложения / Галимарданова Н.М., Свечников К.Л., Сокольская Е.И. // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 18961900.3.Мусташкина Д.А. Экономическая эффективность управления в сельском хозяйстве // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Марийский государственный технический университет. ЙошкарОла, 20064.Насретдинов,И.Т. Конкурентоспособность предприятий (организаций) в условиях трансформационной экономики // Регионология. 2011. № 1. С. 78.5.Хабриева М.Н., Яхина Л.Т., Миннигалеева В.З., Галимарданова Н.М. Организация аудиторской службы сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов / М.Н. Хабриева, Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева, Н.М. Галимарданова // Инновации и современные технологии в кооперативном секторе экономики. Материалы международной научнопрактической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений. Российскийуниверситет кооперации. 2014.С. 405410

Слово «аудит» происходит от латинского «аудио», что означает «слышать». В этом исходном понимании аудит выступает как медицинская процедура прослушивания больного для установления диагноза. Применительно к сфере экономики аудит как термин стал означать проверку экономического состояния предприятия.

История аудита началась в XIV в., когда учетные книги стали фигурировать в качестве вещественного доказательства в суде. С XVI в. во многих странах был введен правовой контроль учетных книг и стал использоваться термин «аудитор» для обозначения людей, которые занимаются проверкой учетных записей.

Родиной аудита считается Великобритания. Первые упоминания о нем как о виде профессиональной деятельности относятся к концу XIII – началу XIV вв. Но наибольшее развитие аудит получил в XVII – XIX вв. Основная причина этого заключалась в том, что с развитием рыночной экономики образовалось разделение интересов тех, кто непосредственно занимался управлением предприятия (администраторы, менеджеры), и тех, кто вкладывал в него деньги (акционеры, вкладчики, инвесторы). Таким образом, аудит стал спутником профессионального менеджера, а аудитор – независимым экспертом, дающим оценку достоверности отчетов, которые менеджеры представляли учредителям коммерческих организаций.

Подстегнуло образование института аудита то, что возникавшие финансовые кризисы сопровождались волной банкротств. Для защиты интересов кредиторов было необходимо установить контроль за ведением учета и составлением отчетности предприятий для своевременного выявления их возможного банкротства.

В конце XIX века аудиторская деятельность была законодательно регламентирована в Великобритании и в отдельных штатах США, где система аудита была основана специалистами, получившими образование и прошедшими практическую подготовку в Великобритании.

В Германии начало аудиту было положено в 1870 г. принятием дополнения к Закону об акционерных обществах, которое обязало наблюдательные советы акционерных обществ проверять балансы и отчеты о распределении прибыли и докладывать результаты проверок на собраниях акционеров. Но в дополнении не было указано, кто должен осуществлять проверку: свои бухгалтеры или ревизоры со стороны. Последующее банкротство многих акционерных обществ привело к необходимости предусмотреть проведение внешнего аудита, т.е. аудита, который проводится силами сторонних независимых организаций. В 1931 г. аудит стал обязательным для всех крупных германских компаний.

Во Франции Закон об аудите был принят в 1867 г. В этой стране независимый финансовый контроль осуществляется двумя организациями: объединением бухгалтеров-экспертов, которые создали Палату бухгалтеров-экспертов, и объединением проверенных бухгалтеров и комиссаров (уполномоченных) по счетам, организовавших Общество комиссаров по счетам. Основное различие между ними состоит в том, что первые приглашаются для проведения аудита, а вторые назначаются. Деятельность комиссаров по счетам строго регламентируется правительственными органами. Согласно действующему законодательству об акционерных обществах, по меньшей мере один комиссар должен быть назначен для проверки и оценки достоверности отчетности этих обществ. Если же акционерное общество обязано публиковать свою отчетность, то для проверки назначается не менее двух комиссаров.

Бухгалтеры-эксперты приглашаются для разработки рабочего плана счетов, оказания помощи в ведении бухгалтерского учета, проверки состояния системы внутреннего контроля, оказания консультационных услуг. Они могут выполнять функции комиссаров по счетам, при условии, если в данной фирме они не оказывали консультационных услуг, а также услуг по постановке и ведению учета.

Особенно сильный толчок развитию аудита дал мировой экономический кризис 1929–1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения независимыми аудиторами их отчетов и балансов. В середине 30-х гг. ХХ в. практически все развитые страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, требование публикации этих отчетов и подтверждение их достоверности аудиторами.

Развитие аудита в России можно разбить на несколько этапов.

В конце XIX – начале XX вв. возникновение аудита как профессиональной деятельности было обусловлено созданием акционерных обществ и проведением банковских реформ, направленных на оживление кредитного капитала и активизацию фондового рынка. Учитывая, что большая часть акционерных обществ в России создавалась с привлечением немецкого и французского капитала, четко сказалось влияние этих стран на организацию аудита, в частности, для аудиторских проверок часто привлекались аудиторы зарубежных аудиторских организаций. Несмотря на то что аудит в России не получил широкого развития, многие положения, принятые в Германии и Франции, активно применялись в России, более того, многие российские бухгалтеры активно содействовали развитию методологии и приемов аудиторских проверок.

После революции 1917 г., в период разрухи народного хозяйства и военного коммунизма, полной национализации предприятий необходимость в аудиторских услугах отпала. Однако в период новой экономической политики (НЭП), когда стали возрождаться частные предприятия и вновь возникать хозяйственные объединения, появилась потребность в аудиторских проверках, что привело к определенной активизации аудиторских услуг, которые стали оказывать наиболее квалифицированные бухгалтеры, приглашаемые собственниками. Но в этот период полного восстановления аудиторских организаций не произошло, так как новые принципы экономики были сведены на нет в течение двух-трех лет.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики не было потребности в независимом финансовом контроле. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля. С развитием рыночных отношений в России возникла потребность подтверждения информации о результатах деятельности организаций и соблюдения ими законодательства независимыми экспертами, имеющими необходимую подготовку, квалификацию и опыт, или аудиторами.

Первыми потребителями аудиторских услуг стали совместные предприятия, которые активно создавались в России (тогда еще СССР) после принятия законов о либерализации внешнеэкономической деятельности. Получив право выхода на мировой рынок, российские предприятия установили контакты с зарубежными партнерами, начали активно импортировать товары, которые, учитывая дефицит российского рынка, быстро реализовывались и приносили огромные прибыли, импортировали оборудование, на основе которого формировали малые предприятия, и заключали договоры на экспорт сырьевых ресурсов, в ряде случаев принимая на себя первичную их обработку, для выполнения которой создавались совместные предприятия. Приток иностранного капитала в Россию сразу же потребовал контроля за использованием привлекаемых средств, что, учитывая традицию рыночной экономики, привело к росту спроса на аудиторские услуги.

В конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. активизировался процесс приватизации и разукрупнения предприятий, затем с принятием Программы приватизации было проведено акционирование крупных предприятий практически во всех отраслях народного хозяйства, активно формировались производственные кооперативы, малые предприятия. С 1994 г. был введен порядок обязательного аудита для акционерных обществ, в которые были преобразованы крупные предприятия. Возникновение коммерческих организаций усилило востребованность аудиторских услуг. Причем при ограниченной потребности в аудиторских проверках активно требовались сопутствующие аудиторские услуги – ведение бухгалтерского учета и составление отчетности для малых предприятий и кооперативов, налоговые, юридические, управленческие консультации и т.п. Это привело к созданию специализированных консультационных и аудиторских организаций.

Существенное влияние на активизацию аудиторской деятельности оказало развитие финансово-кредитных организаций, в частности коммерческих банков, страховых организаций, инвестиционных фондов и т.п. Заключая договоры с предприятиями, они, как правило, требовали подтверждения достоверности отчетности клиентов и оценки их финансового состояния у независимых аудиторов. Коммерческие банки и инвестиционные фонды, предоставляя кредиты или приобретая доли, акции предприятий, предварительно знакомились со стратегией развития организации, инвестиционными проектами, в которые направлялись финансовые средства, что также предполагало привлечение для подготовки необходимых документов специалистов консалтинговых и аудиторских фирм, которые начали оказывать услуги по составлению бизнес-планов, обоснованию инвестиционной привлекательности проектов и т.п.

Эти потребности определили быстрое развитие аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики.

Первые аудиторские фирмы появились в стране в 1989–1990 гг., т.е. в тот период, когда законодательно статус аудита еще не был закреплен.

Процесс обособления аудиторской деятельности как профессиональной предпринимательской области и самостоятельного сегмента бизнеса интенсифицировался в связи с перестройкой системы управления экономикой России в период экономических реформ.

Во-первых, с изменением структуры управления хозяйством страны были ликвидированы отраслевые министерства и связанная с ними система ведомственного контроля, а вневедомственные контрольные органы, в частности Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в силу значительного числа экономических субъектов с их проверками не справлялись.

Во-вторых, налоговой службы, контролирующей уплату налогов экономических субъектов различных видов и форм собственности в том виде, в котором она существует в настоящее время, еще не было. Она сформировалась только в мае 1990 г., а основные законы о налоговой системе и порядке налогообложения были приняты в декабре 1991 г. и вступили в действие с 1 января 1992 г. Кроме того, контроль государства посредством налоговых служб недостаточен, поскольку участок их проверки ограничен налогообложением, и у налоговых служб нет финансовой возможности осуществлять ежегодные проверки всех без исключения предприятий.

В то же время потребность в проверке негосударственных предприятий и организаций возрастала, так как появились субъекты, заинтересованные в оценке законности и эффективности финансовой деятельности, в достоверности их учета. К числу таких субъектов относились инвесторы, партнеры по бизнесу, страховые организации и т.д.

Первые аудиторские структуры образовывались в основном в трех формах: хозрасчетных образований, кооперативов и государственных акционерных формирований. Они оказывали свои услуги после заключения соответствующего договора и за плату. В состав предоставляемых ими услуг входили документальные ревизии, восстановление бухгалтерского учета, проведение экспертиз, консультационные услуги по организации бухгалтерского учета и внутри-хозяйственного контроля, делопроизводству, повышению эффективности использования ресурсов, улучшению финансового состояния, составлению заявок на приватизацию, разработке бизнес-планов.

Характерной особенностью всех этих организаций было то, что они создавались при государственных структурах. К аудиторским их можно было отнести поэтому с некоторой условностью. В целом этот период можно назвать зарождением аудита в России.

Начало следующего этапа приходится на 1989–1991 гг., когда был принят ряд законов, в частности Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что способствовало дальнейшему развитию рыночных отношений.

В этот период резко увеличивается число предприятий и организаций различных форм собственности. Происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, появляется первый негативный опыт, связанный с банкротством. Соответственно возрастает потребность в аудите. Растет число самостоятельных аудиторских фирм.

Наряду с образованием аудиторских фирм наблюдался процесс их первого объединения в общественные организации для совместного решения общих проблем. Так, в декабре 1989 г. была проведена учредительная конференция Ассоциации бухгалтеров СССР. В ней участвовали 164 делегата практически из всех регионов. Ассоциация вела большую работу по организации широкомасштабных конференций по проблемам учета, налогообложения, аудита. Позднее она была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов. В марте 1991 г. началась работа по подготовке аудиторов.

Новый этап становления аудита связан с разработкой первых официальных документов по аудиту, т.е. приданием аудиту официального статуса. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., а также нормативные документы, определявшие порядок аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежала обязательной ежегодной аудиторской проверке, принятые в мае 1994 г., сформировали нормативную основу российского аудита. В этот же период сложилась структура органов, на которые было возложено регулирование и контроль за аудиторской деятельностью. В частности, была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Методологический Совет при Комиссии, специальные подразделения по контролю за аудиторской деятельностью в Министерстве финансов и Центральном банке РФ.

С 1994 г. в России сложился устойчивый рынок аудиторских услуг, который характеризовался экстенсивным ростом. В этот период быстро росло число аудиторских фирм во всех регионах страны. Активизировалась деятельность крупных иностранных аудиторских фирм, которые создали совместные предприятия на территории России (большая «шестерка», затем «пятерка» и сейчас «четверка»). Учитывая имидж зарубежных партнеров, эти фирмы заняли весьма видное место на российском рынке аудиторских услуг, обслуживая наиболее крупные коммерческие организации, имеющие выход на внешние рынки, готовя аудиторские заключения по наиболее крупным инвестиционным проектам, под которые выделялись средства Всемирного банка, Международного валютного фонда и других международных организаций или крупных зарубежных инвесторов. Четко выделились лидеры российского аудита. К этому времени стали постоянно публиковаться рейтинги аудиторских фирм, проводиться специализированные выставки (например, выставка «Бухгалтерский учет и аудит», которая в 2003 г. проводилась в десятый раз), всероссийские и региональные конференции.

За период 1995–2002 гг. ЦАЛАК Минфина России принял решение о выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности 26,5 тыс. лицензиатов, в том числе аудиторским организациям – 15,9 тыс. и индивидуальным предпринимателям – 10,6 тыс., в том числе по общему аудиту – 21,7 тыс., по аудиту страховщиков – 0,9 тыс. (с учетом ранее принятых решений Росстрахнадзора), по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов – 1,2 тыс. и 2,7 тыс. единых лицензий без указания видов аудита.

Отказано в выдаче лицензий 179 соискателям, аннулировано 20 ранее выданных лицензий. Всего в 2003 г. действовало 7,5 тыс. лицензий, в том числе 2,7 тыс. единых. Большее число аудиторских фирм зарегистрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Начался обмен аттестатов аудиторов. После перерыва в 2002 г. началась подготовка аудиторов в соответствии с новыми правилами.

За эти годы сформировалось аудиторское сообщество, активно работали профессиональные общественные организации (Российская аудиторская палата, Коллегия аудиторов, Союз профессиональных аудиторских объединений, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество»), сложилась сеть Учебно-методических центров, которые готовили аудиторов, организовывали семинары по повышению их квалификации, проводили профессиональные конференции и семинары. С 1996 г. начали разрабатываться правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Особо следует подчеркнуть, что российский аудит развивался в тесном контакте с международными аудиторскими организациями и практически адаптировался в международное аудиторское сообщество. Этому в большой мере способствовало реформирование бухгалтерского учета и гармонизация отчетности российских предприятий в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Вместе с тем практика аудита в ряде случаев опережала ее нормативную базу. Большое число аудиторских фирм, стремление к быстрому росту числа аудиторов, расширение видов услуг, оказываемых аудиторскими фирмами, часто приводило к недостаточно требовательному отношению к квалификации аудиторов и качеству аудиторских заключений, что настоятельно требовало более четкого законодательного регулирования аудиторской деятельности и повышения качества работы и престижа аудиторов.

В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», что положило начало реформированию аудиторской деятельности в России и определило задачи современного этапа ее развития.

Следует отметить, что период реформирования аудиторской деятельности в России совпал с кризисом аудиторской деятельности в ведущих странах – США, Великобритании, вызванным выявленными нарушениями проведения аудиторских проверок и объективности оценки финансового состояния аудируемых субъектов. В этой связи в настоящее время практически во всех странах под эгидой международных общественных организаций бухгалтеров и аудиторов проводится существенное реформирование аудита, направленное на повышение качества и надежности оценок достоверности финансовой отчетности.

Объективная необходимость совершенствования законодательства и организации аудиторской деятельности объясняется существенными изменениями, которые произошли в последние годы в экономике России:

Формирование устойчивых организационно-производственных структур субъектов хозяйствования, которые ориентируются на интеграцию разных форм собственности, устойчивые экономические связи и повышение эффективности производства;

Ориентация на восстановление и развитие реального сектора экономики;

Установление устойчивого правового поля, определяющего правила хозяйствования в части владения, распоряжения и пользования собственностью, финансово-кредитных отношений, налогообложения, отношений работодателей и работников;

Гармонизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности с требованиями международных стандартов;

Развитие системы финансово-кредитных организаций и восстановление фондового рынка;

Расширение внешнеэкономических связей и подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, интеграция в мировое сообщество и активное участие в решении глобальных проблем развития экономики.

Ориентация на устойчивое экономическое развитие во всех странах выдвинула задачу более полного контроля за затратами, которые должны обеспечить полное восстановление ресурсов и высокий жизненный стандарт, финансовое состояние и финансовую устойчивость организаций и эффективность их деятельности. В этих условиях перед аудиторами все в большей мере ставится задача дать оценку не только достоверности отчетности, но и финансовой устойчивости организации. В последние годы все чаше используется термин «аудит эффективности».

История возникновения аудита .

Arte et humanitate, labore et scientia

(Искусством и человеколюбием, трудом и знанием)

История аудита начинается в глубокой древности, и это не оборот речи. Уже в Древнем Востоке можно наблюдать зачатки систематизированного контроля над бухгалтерской деятельностью, и во многих странах история возникновения аудита схожа: древние египтяне, китайцы и шумеры уже тогда следили за деятельностью чиновников. В Китае во времена династии Чжоу (1122 – 256 гг. до н.э.) государственная система обладала стройным бюджетом и аудитом всех правительственных департаментов. Но только в Древней Греции и Риме аудит (как, впрочем, и многое другое) приобрел более различимые очертания. В 5 в. До н.э. в Афинах народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а в Римской республике государственные финансы находились под контролем Сената и штатом аудиторов. Именно здесь появляются специальные контролирующие органы, обязанностью которых стало следить за правильностью ведения учетных документов. Квесторы, как именовались "сотрудники" таких служб, отправляли свои отчеты в Рим для слушания.

Слушать – вот корень (в буквальном и переносном смыслах) аудиторской деятельности. Именно это латинское слово станет в будущем именем целой отрасли консалтинговой деятельности.

Англоязычная история возникновения аудита связана с архивом Казначейства Англии и Шотландии 1130 г. В 1200-х г. Лондонское Сити подвергалось аудиту, а в начале 14 века среди выборных должностных лиц появились аудиторы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто

непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с

усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита:

1-й этап . Исторически обусловленное возникновение аудита. Существует несколько точек зрения относительно точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам». Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах в условиях концентрации производства и капитала и создания АО. В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами. Собственник (инвестор) все реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам. Объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия. Такое мнение и мог высказать аудитор. При этом целью проведения проверок становится не выявление и исправление ошибок и искажений (как было до этого), а оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибегли.

2-й этап . Появление выборочного аудита. На рубеже Х1Х-ХХвв. в мире наблюдается бурный экономический рост. Создаются транснациональные корпорации и объединения предприятий. Бизнес начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита. Американский аудит отделяется и начинает развиваться независимо от внешнего мира.

3-йэтап . Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности. Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, обязательно должны были быть заверены бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой.

4-йэтап . Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.

В 1940-х гг. четко формулируется и закрепляется нормативными документами цель аудиторской деятельности - выражение мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.

С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь - консалтинговой деятельности.

Формируются два основных направления регулирования аудита (по степени воздействия государства): в США и Великобритании - относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой; в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством.

5-й этап . Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Acountants), разработка Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (далее - МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ - некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (в России уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган - Министерство финансов). К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с учетом общественных интересов. МФБ действует посредством своих комитетов.

К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее - МСА) стали использоваться в качестве национальных в 34 странах и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югославию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.

Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер.

Реакцией на события, происшедшие на рубеже XX - XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита.

В частности, существенно пересмотрены положения МСА № 500 «Аудиторское доказательство» («Audit Evidence»). В дополнение к «традиционным» видам аудиторских доказательств (тесты контроля и процедуры проверки по существу) появились еще и процедуры, направленные на оценку рисков (Risk assessment procedures). Предполагается, что с их помощью аудитор должен в определенной степени достичь понимания деятельности аудируемого лица, а также среду, в которой оно функционирует, систему внутреннего контроля с тем, чтобы оценить уровень риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности.

В новой редакции МСА № 500 также значительно расширен перечень утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность (Financial statement assertions).

Зарубежным и российским исследователям еще предстоит работа по изучению, анализу, комментированию и практическому внедрению положений новых аудиторских стандартов.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

Рассматривая историю возникновения аудита в России, необходимо отметить, что в царской России указанный институт финансово-экономического контроля не был широко развит, хотя само слово «аудит» в России появилось еще во времена Петра Великого и означало - «слушающий». Институт проверяющих был первоначально введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. В 1888, 1907-1912 и 1929-1930 гг. были предприняты попытки организации образования и сдачи экзаменов аудиторами. В России их называли присяжными бухгалтерами, но признания и широкого распространения они не получили, хотя ревизоры существовали всегда. Однако между аудитором и ревизором, как мы уже выяснили, есть разница.

В советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, поскольку в условиях командно-административной системы управления необходим был контроль, направленный на поиск упущений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, выявление и наказание виновных. Аудит, в его собственном смысле, был не нужен. В то же время необходимо отметить заслуги советских исследователей теории и практики проведения ревизий, поскольку именно они разработали в значительной степени методическую основу и инструментарий контрольных мероприятий, которые используются по настоящее время в ходе аудиторских проверок.

Изменения в нашей стране произошли только в 1990-х гг. в связи с упразднением министерств, ведомств, государственного управления во многих областях. Вместе с ведомствами упразднили и ведомственный контроль, соответствующие им контрольно-ревизионные органы. Объективно проявилась необходимость организации альтернативного контроля, поскольку в рыночной экономике влияние государства ограничено. Стихийно стали появляться первые аудиторские фирмы, в первую очередь, специализирующиеся на аудите отчетности совместных предприятий (для иностранных инвесторов), налоговом аудите. В этот период вообще не было никаких законодательных и нормативных документов по аудиту, стандартов аудиторской деятельности. В ситуации 100%-ного отсутствия нормативного регулирования вышли Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (от 22 декабря 1993 г. № 2263) и утвержденные им «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые впервые определили нормативную базу осуществления в России аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.

В 2001 г. вышел Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Это первый законодательно оформленный документ, определяющий проведение аудита в России, учитывающий отечественную практику деятельности аудиторских фирм в течение первых 15 лет. Необходимо отметить, что закон разработан на основе международных положений.

Существующие на сегодняшний день отечественные правила (стандарты) аудиторской деятельности одобрены Комиссией по аудиторской деятельности, которая была организована и действовала при Президенте РФ. В настоящее время Комиссия упразднена.

До разработки и утверждения правительством новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 6 февраля 2002 г. № 80 на территории России будут применяться одобренные Комиссией по аудиторской деятельности стандарты. Существующие российские стандарты аудиторской деятельности в свое время были разработаны на основе международных и поэтому очень близки к ним по содержанию.

На мой взгляд, российские стандарты аудита в будущем должны разрабатываться исключительно в соответствии с МСА, а существующие - в необходимых случаях - пройти стадию доработки с целью их приведения в соответствие международным требованиям, поскольку применение специфических стандартов может оказаться серьезным препятствием для российских предприятий, составляющих финансовую отчетность для зарубежных партнеров и инвесторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История возникновения аудита

Введение

Аудиторская деятельность - явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Аудит - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

История возникновения аудита

Изучение истории возникновения и становления аудита в разных странах, в том числе и в России, необходимо для глубокого понимания сути аудита и его роли в рыночной экономике. Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы Римской империи - должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами, осуществляли контроль деятельности государственных бухгалтеров на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и определила появления термина «аудитор» (от латинского «слушатель»).

Контрольная деятельность имеет такую же длительную историю, как и сам бухгалтерский учет и публичная отчетность. Она имела место в Вавилоне и Древнем Египте при оценке правильности сбора налогов, а в средние века - в сфере торговли. Во главе финансового управления в Древнем Египте находился казначей, который «заведовал тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил».

Уже в Древнем Востоке можно наблюдать зачатки систематизированного контроля над бухгалтерской деятельностью, и во многих странах история возникновения аудита схожа: древние египтяне, китайцы и шумеры уже тогда следили за деятельностью чиновников. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай. Древние китайские записи указывают, что уже в 700 г. до н.э. в Китае существовал пост Генерального Аудитора, основной обязанностью которого являлся контроль за деятельностью государственных чиновников, имеющих право распоряжаться государственными деньгами и имуществом.

В Китае во времена династии Чжоу (1122 - 256 гг. до н.э.) государственная система обладала стройным бюджетом и аудитом всех правительственных департаментов. Но только в Древней Греции и Риме аудит (как, впрочем, и многое другое) приобрел более различимые очертания. В 5 в. До н.э. в Афинах народное Собрание контролировало доходы и расходы государства,

Примерно в 200 г. до н.э. римские управляющие назначили квесторов, т.е. должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществлять контроль за государственными бухгалтерами провинций. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались сенаторами. Такая практика и дала термин «аудит», от латинского «audite» - слушать.

Истори я возникновения аудита в России

аудит экономический оценка

Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985 г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы.

В России неоднократно принимались попытки создания института независимого аудиторского контроля.

Еще за долго до Петра I были заложены принципы бухгалтерского учета, в том числе проверка всех расчетов дебиторской и кредиторской задолженности. В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля полноты уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой налоговой системы. При царе Алексее Михайловиче был создан специальный приказ счетных дел, сотрудники которого систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам. История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 г. - с момента создания упомянутого приказа, который можно считать прообразом Счетной палаты РФ.

Первая попытка внедрения аудита в России предпринималась еще Петром I. Согласно указу Петра I должность аудитора появилась в армии в 1716 г. Аудиторы были призваны расследовать имущественные споры, при этом часто совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря, следователя и прокурора. Таким образом, аудиторы были причислены к воинским чинам и лишь в 1719 г. были переведены в статские чины. В 1867 г. в ходе проведения военно-судебной реформы должность аудитора была упразднена.

Затем в России было предпринято еще три предпосылки:

Путем образования в 1831 г. - Института присяжных бухгалтеров;

В 1909 г. - Института бухгалтеров;

В 1928 г. - Института государственных бухгалтеров-экспертов.

Однако все эти попытки оканчивались ничем. Основной причиной этого было недостаточное развитие рынка капитала, прежде всего акционирования, и отсутствие юридических гарантий аудиторской деятельности.

С 1917 г. при национализации предприятий и утверждении и утверждении государственной собственности аудит как самостоятельная область деятельности исчез. Однако в период, когда речь шла о разрешении развития частного бизнеса, в частности в период НЭПа, определенные аудиторские работы были восстановлены, появились также самостоятельные подразделения и организации, которые занимались вопросами аудиторской деятельности. Учитывая краткосрочность НЭПа, они достаточно быстро были ликвидированы, но элементы аудиторской деятельности перешли в специальные консультационные организации, научно-технические организации, которые функционировали в период централизованного управления экономикой.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки и её обязательности, возрастает рыночная потребность в такового рода услугах. После окончания кризиса фактически все страны начинают вводить обязательные требования к размеру информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится массивным орудием против мошенничества.

До конца 40-х гг. Аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в денежных отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. Независящие аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля возможность ошибок незначительна и денежные данные довольно полны и точны. Аудиторские компании начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем конкретно аудиторскими проверками. Таковой аудит получил заглавие системно-нацеленного.

В начале 90-х годов XX в. в России сформировались аудиторские организации, однако они не имели четкого административно-правового статуса, ибо аудит как самостоятельный вид деятельности еще не получил своего законодательного оформления. Нужно отметить, что на современном этапе развития аудита практика в определенной мере опережала те нормативно-законодательные документы, которые впоследствии были приняты.

На современном этапе в России аудиторская деятельность стала активно развиваться после широкого акционирования государственных предприятий в соответствии с Указом «О коммерциализации и преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», принятым в 1991 г., после которого начался активный процесс акционирования. Как следствие - в декабре 1993 г. был принят Указ Президента «О развитии аудиторской деятельности в России» и введены Временные правила ведения аудиторской деятельности. С этого момента аудит в России был признан самостоятельной областью деятельности как важнейшей составляющей частью инфраструктуры рыночной экономики.

В настоящее время большое внимание уделяется дальнейшему развитию аудита. В частности, большая работа проводится Министерством финансов РФ и общественными аудиторскими объединениями по развитию методологии и методики аудита в отдельных сегментах бизнеса, в организациях различных организационно-правовых форм.

И стория возникновения аудита в Англии

В Англии в 1299 г. король Эдуард Первый дал право баронам назначать аудиторов для контроля за уплатой дани фермерами с получаемого от их поместий дохода.

С XV века, когда учетные записи стали использоваться в качестве доказательств в суде, необходимость контроля за их достоверностью стала общепризнанной. Запись об этом содержится в одной из первых книг по бухгалтерскому учету - «Трактате о счетах и записях», изданной Лукой Пачоли в 1494 г.

В XVI веке в Англии уже широко использовалось слово «аудитор» - для обозначения людей, контролирующих учетные записи.

Несмотря на использование термина «аудит», речь идет скорее о возникновении различных форм финансового контроля, который развивался одновременно и как независимый контроль (аудит), и как контроль государственный.

В рамках государственного финансового контроля аудиторы закреплялись по ведомствам, а 1559 г. Произошло объединение аудиторов в службу контроля учетных данных государственных учреждений. Однако уже в XVIII в. Наиболее энергичные аудиторы начали заниматься своей деятельностью как профессиональной вне государственной службы. В адресной книге за 1799 г. Было указано 11 лиц и фирм, практиковавших как аудиторы. В 1805 г. В Эдинбурге был издан справочник, где значились имена семнадцати аудиторов, которые вскоре создали свою профессиональную организацию, а в 1822 г. Их было уже 73. Как известно, профессиональные организации в то время существовали уже у многих профессий, начало было положено в средневековье с образованием гильдий. В 1854 г. в Эдинбурге было образовано Общество бухгалтеров, которое объединило бухгалтеров-аудиторов.

После принятия Закона о британских компаниях (1844 г.), согласно которому компании по меньшей мере один раз в год должны были предоставить счета и отчеты для проверки специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, ряды аудиторов существенно пополнились. Численность аудиторов во всем мире в 1905 г. достигла 11 тысяч, половина из которых приходилась Англии.

В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, разработаны строгие правила приема в его члены. Всего в Англии в настоящее время насчитывается шесть основных бухгалтерских и аудиторских организаций.

С 1986 г. английским компаниям вменено в обязанность создавать у себя аудиторские комитеты, которые должны проверять финансовую информацию, а также средства внутреннего контроля и систему финансового управления, проводить экспресс-анализ и обеспечивать тесное взаимодействие с внешними аудиторами.

Развитие аудита было тесно связано с особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и определялось, прежде всего, характером развития рынка капитали. В странах, где основными источниками капитала были рынки акций, акционерам в целях обеспечения безопасности инвестиций требовалась регулярная информация о деятельности компаний и эффективности финансовых вложений. Критерий независимости экспертной оценки отчетности компаний, естественно ставился во главу угла. Именно поэтому родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, которая в 1844 г. приняла ряд законов о компаниях, предписывающих акционерным компаниям не реже одного раза в год привлекать независимых бухгалтеров для проверки бухгалтерских книг и счетов компании с последующим отчетом перед акционерами.

Таким образом, аудит - внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной фирме (компании).

Следовательно, возникновение аудита в первую очередь связано с разделением интересов тех, кто непосредственно инвестирует денежные средства в деятельность компаний, и тех, кто занимается ее управлением.

Закон об обязательном аудите в Великобритании был принят в 1862 г., во Франции - в1867 г., в США - в 1937 г.

В 1853 г. в Шотландии был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов, в 1880 г. - Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в 1887 г. - Ассоциация аудиторов Америки, в 1932 г. - институт аудиторов Германии, в 1969 г. - Национальная компания независимых ревизоров Франции и т.д.

Заключение

С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Одним из них является понятие аудита.

С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформировался рынок аудиторских услуг.

Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.

Список используемой литературы

1. И.Н. Богатая Аудит: Учебное пособие. - 3-е изд., - М.: ОАО «Московские учебники; Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 475 с.

2. В.В. Скобара Аудит: учебник для вузов, М.: Просвещение, 2005. - 447 с.

3. С.М. Бычкова., Е.Ю. Итыгилова Аудит. - М.: Магистр, 2009. - 463 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения аудита. Виды аудита. Аудит – вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2006

    Сущность аудита и аудиторской деятельности, сбор и оценка фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта. Отличие аудиторской деятельности от судебно-бухгалтерской экспертизы. Соблюдение требований нормативных документов.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2011

    Аудит как вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов о функционировании и положении организации. Проверка финансовых отчетов с целью определения точности отражения в них финансового положения. Принципы проведения аудиторской проверки.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2009

    Аудит как проверка достоверности финансовых показателей и как разработка рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности экономического субъекта. Истоки аудита, история его возникновения. Изучение этапов развития аудита в России.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Профессиональная деятельность по независимой оценке функционирования организаций. Официальная дата возникновения внешнего аудита. Начало интернационализации аудита. Создание Международной федерации бухгалтеров. Этапы развития и становления аудита.

    доклад , добавлен 20.05.2014

    Сущность понятия "аудит". Этапы развития аудита в Англии, Древнем Египте и Риме, России. Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР. Краткая история совершенствования системы внутреннего контроля в США. Разработка международных стандартов.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Исследование основных этапов возникновения и развития аудита в мировой практике. Появление выборочного аудита. Начало нормативного регулирования аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита. Характеристика истории становления аудита в России.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Анализ сущности аудита и аудиторской деятельности. История возникновения аудита в России. Цели видов работ в аудиторской деятельности. Особенности внешнего и внутреннего аудита. Сопутствующие аудиторские услуги аудита, бухгалтерия и налоговый контроль.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    История возникновения и этапы развития аудита в мире. Основные аспекты проведение аудиторской деятельности. Аудит классификации и правильности учета затрат. Цели и задачи аудита учета затрат на производство и способы накопления необходимой информации.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2013

    История возникновения и становления аудита, определение его сущности и роли в защите интересов пользователей финансовой информации. Изучение прогрессивной мировой практики профессионального аудита, международные стандарты аудиторской деятельности.

История аудита восходит к XVIII, когда некий Джордж Уотсон посоветовал шотландским коммерсантам провести первую проверку их бухгалтерской отчетности. Эта проверка оказалась настолько высокорезультативной, что была признана несомненная польза подобных проверок и они стали практиковаться.

В 1773 г. в Эдинбурге практиковало семь аудиторов, а в 1805 г. их было уже семнадцать. В 1854 г. в Эдинбурге же было создано первое ""Общество бухгалтеров"", объединившее бухгалтеров- аудиторов.

Дальнейший толчок развитию аудита дало принятие в 1862 г. закона о Британских компаниях. С этого момента ежегодный аудит стал обязательным для всех компаний в Великобритании.

К 1905 году численность аудиторов в мире составляла одиннадцать тысяч, причем половина из них приходилась на Великобританию.

В 1880 году был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии и Уэльсе (несколько позже были основаны аналогичные институты в Шотландии и в Ирландии). Он разрабатывает учетные и аудиторские стандарты, издает журнал ""Эккаунтэнси"" где публикуются новости аудита. Кроме того институт занимается подготовкой кадров.

В настоящее время в Великобритании действует шесть основных бухгалтерских и аудиторских организаций. Это вышеназванный институт присяжных бухгалтеров, Ассоциация дипломированных бухгалтеров, Институт присяжных бухгалтеров Шотландии, институт присяжных бухгалтеров в Ирландии, институт бухгалтеров-калькуляторов и бухгалтеров-управленцев, присяжный институт общественных финансов и учета. Но право официально заниматься аудитом на территории всей страны имеют только члены первых четырех организаций.

В США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики в конце девятнадцатого столетия. Обязателен аудит в США с 1933 года.

Здесь имеются два типа аудиторских организаций. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне - это Американский институт дипломированных бухгалтеров (AICPA). С момента создания (1887 г.) ему принадлежит ведущая роль в формировании аудиторских кадров, удостоверении квалификации аудиторов, руководстве научной и методической работой в области аудита в стране.

Кроме общенационального института существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов. Это общества дипломированных общественных бухгалтеров Их члены имеют право заниматься аудитом только на территории своего штата.

В Германии начало аудиторской деятельности относят к 1870 году. С 1931 года здесь четко сформулирована обязательность аудиторских проверок. В 1932 г. был создан Институт Аудиторов, который просуществовал до 1945 г. После окончания Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, переименованный в 1954 году в Институт аудиторов в Германии. Это общегерманская организация.

Государственное воздействие на аудиторскую деятельность в Германии дополняется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы чтобы заниматься своей деятельностью, должны быть членами Аудиторской палаты Германии.

Во Франции функционируют две основные организации, занимающиеся руководством аудиторской деятельностью в стране. Это Палата экспертов- бухгалтеров и поверенных бухгалтеров и Общество комиссаров по счетам.

Первые приглашаются для проведения проверок, а вторые назначаются в обязательном порядке. Они же ставят на отчетах сертификаты. Если информация предназначена к публикации в открытой печати, то должно быть два комиссара по счетам.

Аудиторская деятельность в Италии характеризуется самым жестким контролем со стороны государства.

Официально аудиторской деятельностью здесь могут заниматься только те лица, которые внесены в именной реестр Министерства юстиции.

Чтобы в него попасть, необходимо сдать экзамены по бухгалтерскому учету и праву, вычислительной техники и информатике. Сдачу экзаменов контролирует также Министерство юстиции. Соискатели обязательно должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и бухгалтерский стаж не менее 3 лет.

Стандарты аудита

Как было отмечено выше, аудит - это независимая внешняя экспертиза финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами, не работающими на данном предприятии.

К целям аудита относятся определение достоверности финансовой отчетности, определение полноты и реальности приведенных в отчете данных, определение степени соответствия действующему законодательству, определение соответствия требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета.

Проведение аудита можно разбить на три этапа. Первый этап - постановка проблемы: знакомство с информацией, предоставляемой руководством хозяйствующего субъекта (учредительными документами, учетной политикой, организацией бухучета на предприятии, основными финансовыми данными), оценка состояния внутреннего контроля, определение риска аудита.

Второй этап - сбор данных: планирование и реализация аудиторских процедур сбора данных о представленной информации; оценка вероятности ошибок в финансовой отчетности, их существенности.

Третий этап – оценка данных. Здесь аудитору необходимо определиться с тем, достаточно ли у него сведений для принятия обоснованного решения. Для этого проводятся контрольные аудиторские проверки операций, баланса, справочной информации к финансовой отчетности и т.д., то есть выполняются все процедуры, которые формируют мнение аудитора и дают возможность составить аудиторское заключение.

При проведении проверок аудитор самостоятельно выбирает методы и способы их проведения, но вся его деятельность регулируется стандартами и нормами аудита.

Аудиторские стандарты представляют собой основные принципы деятельности, которые должны соблюдаться аудиторами при выполнение аудиторских процедур.

С изменением экономических условий стандарты должны пересматриваться, чтобы максимально удовлетворить потребности пользователей финансовой отчетности. На базе стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и разрабатываются требования для проведения квалификационных экзаменов. Дополнительно к основным принципам, стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштабы проверки, формы отчетов аудиторов и основные вопросы методологии. В своей работе аудиторы могут отступать от стандартов, но при этом обязаны четко обосновать причины этого.

Значение стандартов заключается в том, что их наличие устраняет контроль со стороны государства, обеспечивает высокое качество аудиторских проверок, определяет престижность профессии аудитора, помогает пользователям понять процесс проверки, а аудитору вести переговоры с клиентами и т.д.

Объем каждого стандарта небольшой. Например, международные операционные стандарты аудита занимают всего 12 строк, но чтобы их применить, потребовалось написание 27 отдельных руководств, 10 инструкций и большое количество обзоров. Ежегодный справочник, содержащий все это, представлен объемом в 1100 страниц.

В настоящее время продолжается монополизация аудиторских фирм, действующих на международном рынке. Была восьмерка сверхфирм, затем шестерка. В 1977 году объединились ""Куперс энд Лайбрэнд"" и ""Прайс Уотерхауз"" и сейчас ведутся переговоры о слиянии ""Эрнст энд Янг аудит"" и ""КПМГ"".

С превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международных масштабах. В 1977 г. была создана международная федерация бухгалтеров, в рамках которой функционирует международной комитет по аудиторской практике. Им были разработаны международная аудиторские стандарты.

В некоторых странах - Австралия, Бразилия, Индия - международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных подобных документов. В таких странах, как Малайзия, Кипр, Нигерия, Шри-Ланка, международные стандарты без изменений приняты как национальные. В наиболее развитых странах – Великобритания, Канада, США – имеются свои национальные стандарты, а международные стандарты принимаются ими только к сведению.

В целом все стандарты можно разбить на три группы: общие, специальные (рабочие) и отчетные.

Общие стандарты предполагают, что аудитор должен иметь достаточное специальное образование, технические познания в области своей деятельности и постоянно повышать свою квалификацию. Например, в США штате Нью-Йорк к работающим аудиторам предъявляются такие требования: прослушать в 24-часовой курс по бухгалтерскому учету, аудиту и налогам и 40-часовой курс по общим дисциплинам.

Специальные (рабочие) стандарты определяют, что аудитор должен планировать свою работу; разбираться в системе внутрифирменного контроля, уметь оценить эффективность ее функционирования; сделать достаточно обоснованные выводы, необходимые для формирования убедительного аудиторского заключения.

Отчетные стандарты обязывают аудитора подтвердить в своем заключении: подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с требованиями, или нет. Если нет – обязательно привести причины этого.

Кроме стандартов, аудиторы обязаны соблюдать правили профессиональной этики. Ее требования строже правовых норм, но мягче моральных идеалов. Например, в США, Совет по стандартам аудита (специальный отдел Американского института дипломированных бухгалтеров) выделяет шесть групп профессиональных требований, обязательных для аудиторов:

    Ответственность, выполнение профессиональных обязанностей с полной отдачей, следование моральным нормам, строгое сохранение коммерческих тайн клиента, отказ от использования этих тайн в своих интересах, отказ от увязки вознаграждения с результатами работы.

    Соблюдение общественных интересов.

    Выполнение профессиональных обязанностей только исходя из действующих правовых норм.

    Объективность и независимость.

    Профессиональная добросовестность.

mob_info