Статистика государственного бюджета и бюджетной системы. Анализ бюджета. План-фактный анализ исполнения бюджета доходов и расходов Факторный анализ доходов бюджета мо

"Бюджет", 2014, N 9

Актуальность вопросов факторного анализа доходов, эффективности управления активами, генерирующими будущие доходы, и использования систем раннего выявления и предупреждения структурных рисков, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета и существенных с экономической точки зрения, за последние несколько лет существенно возросла.

Современная экономическая ситуация способствует росту интереса к высокопроизводительным решениям для автоматизации процессов риск-анализа, контроля и мониторинга в режиме реального времени. Первоочередной становится потребность в расширенных функциях прогнозирования, а задачи выявления факторных зависимостей в процессе анализа доходов приобретают первостепенную значимость для обеспечения своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Сегодня большинство компаний - производителей программного обеспечения имеют достаточно широкую продуктовую линейку, позволяющую обеспечить комплексный подход к автоматизации функций анализа. Использование такого программного обеспечения в качестве инструмента эффективного управления доходами позволяет реализовать требуемую методологию управления рисками и одновременно с этим способствует повышению степени и полноты охвата анализируемой информации и обеспечивает эффективность последующего использования результатов анализа.

Модели факторных взаимосвязей

Эффективность управления доходами во многом зависит от точности прогнозной оценки поступлений в бюджет. При этом одна из ключевых задач не только построение точного прогноза, но и выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на значение прогнозной оценки.

Построение модели факторных взаимосвязей, как правило, основывается на базовых экономических концепциях, таких как, например, концепция первичных доходов, одним из основных компонентов которых являются доходы физических лиц, полученные в обмен на их трудовое участие в производственных процессах. Таким образом, динамика показателя поступлений по налогам на доходы физических лиц является одним из наиболее говорящих и точных индикаторов изменений в процессе образования доходов от производства продукции (услуг).

Высокая частотность доступной информации по показателю поступлений по налогам на доходы физических лиц позволяет использовать его в качестве влияющего фактора со значительным весовым коэффициентом. Кроме того, изменение значений показателя поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет опережающий характер и позволяет своевременно отследить изменения в политике налогового планирования и оптимизации структуры расходов организаций, плательщиков налога на прибыль.

Не меньший экономический интерес представляет собой показатель поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, который косвенно измеряет стоимость, созданную в производстве, и отражает вклад в производство трудовых ресурсов и капитала. Положительная динамика показателя поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, как правило, свидетельствует о росте конечного потребления внутри государства, что, в свою очередь, может оцениваться как рост благосостояния населения страны. То есть может рассматриваться как рост доходов физических лиц и, соответственно, рост поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Однако при построении факторных моделей значительное внимание должно уделяться существующим инфляционным процессам, которые могут оказывать значительное влияние на динамику показателей доходов бюджета.

Система раннего предупреждения

Международная практика управления налоговыми доходами зачастую базируется на принципах взаимного доверия и создания партнерских взаимоотношений с системно значимыми организациями-налогоплательщиками. В основе данного механизма - отслеживание и анализ налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным в процессе образования доходов, и своевременное реагирование и предупреждение рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства. Подобное расширенное информационное взаимодействие позволяет осуществлять более детальное исследование зависимостей и определение влияющих факторов в процессе образования первичных доходов, а также позволяет выполнять процедуры моделирования факторных взаимозависимостей в режиме реального времени.

Однако построение факторных моделей не ограничивается анализом состава и структуры отдельных компонентов доходов и расходов, уменьшающих будущие налоговые поступления. Тщательно изучаются состав, структура и качество активов, способных в будущем генерировать доходы и обеспечивать рост налоговых поступлений. При этом следует учитывать, что виды активов, источники их образования, география производства и потребления могут оказать существенное влияние на показатели доходов.

Идентификация потенциальных рисков

Возможности аналитических инструментов позволяют обеспечить автоматическое тестирование построенных факторных моделей с целью идентификации потенциальных рисков. Основной задачей сценарного тестирования созданных моделей является отбор минимального числа наиболее существенных факторных зависимостей, демонстрирующих высокое значение оценки рисков, а также выявление негативных тенденций в динамике результирующих показателей, оказывающих существенное влияние на объем будущих налоговых поступлений.

Для решения такой задачи может быть использован широкий спектр функциональных возможностей программных продуктов по описанию правил и сценариев тестирования взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом для каждого используемого метода в сценарии тестирования возможно определение индивидуальных весовых коэффициентов и пороговых значений с целью последующей калибровки и симуляции исполнения теста.

Таким образом, сценарное тестирование дает возможность на ранних стадиях идентифицировать и количественно оценить потенциальные риски, наиболее существенные с экономической точки зрения. Результатом тестирования факторных моделей являются сформированные оповещения, которые направляются для детального исследования специалисту по риск-анализу.

Эффективность управления доходами

Возможности интеграции с системами планирования и исполнения доходов бюджета позволяют осуществлять анализ показателей эффективности и построение отчетности в режиме реального времени. Это повышает обоснованность и своевременность принимаемых решений, а также обеспечивает мониторинг и оптимизацию количества случаев выявления потенциальных рисков и их дальнейшее исследование.

Программные продукты, как правило, позволяют осуществлять совместное быстрое исследование с расширенными возможностями анализа и распределения рабочей нагрузки с учетом квалификации специалистов, что обеспечивает целевую ориентацию на исследовании наиболее значимых рисков. При этом для детального исследования специалист-аналитик получает полную картину результатов тестирования по той или иной стратегии идентификации рисков. Кроме того, расширенный анализ содержит объяснение, почему система оповещения идентифицировала случай возникновения потенциального риска с описанием характера выявленных угроз.

Поддержка множества сценариев тестирования позволяет обеспечить улучшение системы раннего предупреждения и сокращение финансовых потерь за счет раннего обнаружения (выявления) потенциальных рисков, снижение уровня рисков на долгосрочной основе, многоуровневый контроль полноты и достоверности данных о доходах, мониторинг показателей эффективности управления доходами, а также автоматическое протоколирование результатов прогнозирования и факторного анализа.

М.А.Крашенинникова

Архитектор

центра экспертизы решений

для сектора государственного управления

Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Анализ исполнения бюджета компании - это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.


Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

Актуальность вопросов факторного анализа доходов, эффективности управления активами, генерирующими будущие доходы, и использования систем раннего выявления и предупреждения структурных рисков, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета и существенных с экономической точки зрения, за последние несколько лет существенно возросла.

Современная экономическая ситуация способствует росту интереса к высокопроизводительным решениям для автоматизации процессов риск-анализа, контроля и мониторинга в режиме реального времени. Первоочередной становится потребность в расширенных функциях прогнозирования, а задачи выявления факторных зависимостей в процессе анализа доходов приобретают первостепенную значимость для обес­печения своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Сегодня большинство компаний - производителей программного обеспечения имеют достаточно широкую продуктовую линейку, позволяющую обеспечить комплексный подход к автоматизации функций анализа. Использование такого программного обеспечения в качестве инструмента эффективного управления доходами позволяет реализовать требуемую методологию управления рисками и одновременно с этим способствует повышению степени и полноты охвата анализируемой информации и обеспечивает эффективность последующего использования результатов анализа.

Модели факторных взаимосвязей

Эффективность управления доходами во многом зависит от точности прогнозной оценки поступлений в бюджет. При этом одна из ключевых задач не только построение точного прогноза, но и выявление факторов, оказывающих наиболее сущес­твенное влияние на значение прогнозной оценки.

Построение модели факторных взаимосвязей, как правило, основывается на базовых экономических концепциях, таких как, например, концепция первичных доходов, одним из основных компонентов которых являются доходы физических лиц, полученные в обмен на их трудовое участие в производственных процессах. Таким образом, динамика показателя поступлений по налогам на доходы физических лиц является одним из наиболее говорящих и точных индикаторов изменений в процессе образования доходов от производства продукции (услуг).

Высокая частотность доступной информации по показателю поступ­лений по налогам на доходы физических лиц позволяет использовать его в качестве влияющего фактора со значительным весовым коэффициентом. Кроме того, изменение значений показателя поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет опережающий характер и позволяет своевременно отследить изменения в политике налогового планирования и оптимизации структуры расходов организаций, плательщиков налога на прибыль.

Не меньший экономический интерес представляет собой показатель поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, который косвенно измеряет стоимость, созданную в производстве, и отражает вклад в производство трудовых ресурсов и капитала. Положительная динамика показателя поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, как правило, свидетельствует о росте конечного потребления внутри государства, что, в свою очередь, может оцениваться как рост благосостояния населения страны. То есть может рассматриваться как рост доходов физических лиц и, соответственно, рост поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Однако при построении факторных моделей значительное внимание должно уделяться существующим инфляционным процессам, которые могут оказывать значительное влияние на динамику показателей доходов бюджета.

Система раннего предупреждения

Международная практика управления налоговыми доходами зачастую базируется на принципах взаимного доверия и создания партнерских взаимоотношений с системно значимыми организациями - налогоплательщиками. В основе данного механизма - отслеживание и анализ налоговых рис­ков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным в процессе образования доходов, и своевременное реагирование и предупреждение рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства. Подобное расширенное информационное взаимодействие позволяет осуществлять более детальное исследование зависимостей и определение влияющих факторов в процессе образования первичных доходов, а также позволяет выполнять процедуры моделирования факторных взаимозависимостей в режиме реального времени.

Однако построение факторных моделей не ограничивается анализом состава и структуры отдельных компонентов доходов и расходов, уменьшающих будущие налоговые поступления. Тщательно изучаются состав, структура и качество активов, способных в будущем генерировать доходы и обеспечивать рост налоговых поступлений. При этом следует учитывать, что виды активов, источники их образования, география производства и потребления могут оказать существенное влияние на показатели доходов.

Идентификация потенциальных рисков

Возможности аналитических инструментов позволяют обеспечить автоматическое тестирование построенных факторных моделей с цель­ю идентификации потенциальных рисков. Основной задачей сценарного тестирования созданных моделей является отбор минимального числа наиболее существенных факторных зависимостей, демонстрирующих высокое значение оценки рисков, а также выявление негативных тенденций в динамике результирующих показателей, оказывающих существенное влияние на объем будущих налоговых поступлений.

Для решения такой задачи может быть использован широкий спектр функциональных возможностей программных продуктов по описанию правил и сценариев тестирования взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом для каждого используемого метода в сценарии тестирования возможно определение индивидуальных весовых коэффициентов и пороговых значений с целью последующей калибровки и симуляции исполнения теста.

Таким образом, сценарное тестирование дает возможность на ранних стадиях идентифицировать и количественно оценить потенциальные рис­ки, наиболее существенные с экономической точки зрения. Результатом тестирования факторных моделей являются сформированные оповещения, которые направляются для детального исследования специалисту по риск-анализу.

Эффективность управления доходами

Возможности интеграции с системами планирования и исполнения доходов бюджета позволяют осуществлять анализ показателей эффективности и построение отчетности в режиме реального времени. Это повышает обоснованность и своевременность принимаемых решений, а также обеспечивает мониторинг и оптимизацию количества случаев выявления потенциальных рисков и их дальнейшее исследование.

Программные продукты, как правило, позволяют осуществлять совместное быстрое исследование с расширенными возможностями анализа и распределения рабочей нагрузки с учетом квалификации специалистов, что обеспечивает целевую ориентацию на исследовании наиболее значимых рисков. При этом для детального исследования специалист-аналитик получает полную картину результатов тестирования по той или иной стратегии идентификации рисков. Кроме того, расширенный анализ содержит объяснение, почему система оповещения идентифицировала случай возникновения потенциального рис­ка с описанием характера выявленных угроз.

Поддержка множества сценариев тестирования позволяет обеспечить улучшение системы раннего предупреждения и сокращение финансовых потерь за счет раннего обнаружения (выявления) потенциальных рис­ков, снижение уровня рисков на долгосрочной основе, многоуровневый контроль полноты и достоверности данных о доходах, мониторинг показателей эффективности управления доходами, а также автоматическое протоколирование результатов прогнозирования и факторного анализа.

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

    оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

    обоснование финансово-бюджетной политики;

    обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

    выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

    обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

    выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

    обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

    обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

    выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

    определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

    выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме того, анализ бюджетов позволяет:

    определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

    определить уровень устойчивости муниципального бюджета;

    выявить факторы, воздействующие на финансовое положение муниципального образования, и степень влияния этих факторов на местный бюджет;

    определить приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.(19. с.11)

В современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей . Вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод – сравнение , когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировки , когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок , или элиминирования , заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ , в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ , который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ , суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Уровень устойчивости местного бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния :

    абсолютно устойчивым;

    нормальным;

    неустойчивым;

    кризисным.

Предлагаются следующие методы определения степени устойчивости бюджетов:

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Расходы < собственные доходы бюджета

Структура анализа. В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ включает анализ исполнения бюджета и финансового состояния территории.

Целью бюджетного анализа является:

оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет;

обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета, подготовка предложений по их устранению;

совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:

определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

определить уровень устойчивости территориального бюджета;

выявить факторы, влияющие на финансовое положение территории, и степень их влияния на территориальный бюджет;

определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Финансовые и контролирующие органы проводят анализ состояния:

предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

предоставления бюджетных инвестиций, в том числе заключенных договоров, с точки зрения обеспечения государственных интересов.

Для администрации территории также важно получить на основе анализа объективную информацию о состоянии финансовой базы территории и определить уровень устойчивости территориального бюджета.

В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в России в целом и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Методы анализа. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод -- сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Метод группировки показателей в таблицы дает возможность проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -- относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться:

для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий;

для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территорий.

Анализ бюджета следует вести раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа можно использовать:

горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей;

факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период

функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и перераспределяемых доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Пример. Проведем бюджетный анализ методом анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы -- понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

абсолютно устойчивым;

нормальным;

неустойчивым;

кризисным.

Определим степень устойчивости территориальных бюджетов следующими методами.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии

Р М <Д С + Д П,

где Р М -- минимальные расходы бюджета;

Д С -- собственные доходы бюджета;

Д П -- перераспределяемые доходы бюджета.

Нормальное состояние:

Р М = Д С + Д П.

Неустойчивое состояние:

Р М = Д С + Д П + Дд,

где Д Д -- дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).

Кризисное состояние:

Р м >Д с + Д р.

Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

Д С: Д = 60+70%;

Д П: Д = 30+40%;

З: Р = 10+15%,

где Д -- общая сумма бюджетных доходов;

З -- бюджетная задолженность;

Р -- общая сумма бюджетных расходов.

Нормальное состояние бюджета:

Дс: Д = 40+50%;

Дп: Д = 50+60%;

З: Р = 30+35%.

Неустойчивое состояние:

Дс: Д = 5+10%;

Д п: Д = 90+95%;

З: Р = 40+50%.

Приведенные соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть разными для разных регионов, поэтому их следует определять для каждого субъекта РФ на основе анализа.

При анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Их можно применять для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

показателей сводного финансового баланса;

доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

исполнения долговых бюджетных обязательств;

кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет представительным и исполнительным органам власти получить необходимую информацию для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.

mob_info