Цели и задачи различных видов аудита, связь аудита с другими формами экономического контроля. Связь с другими дисциплинами Основные принципы проведения аудита

1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.

1.2.Цели и задачи аудита.

1.3. Принципы аудита

1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.

1.5.Виды и классификация аудита.

1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения

обязательного аудита.

1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.

1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.

1.9. Независимость аудитора.

Сущность аудита и его экономическая обусловленность.

Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые неза­висимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компа­ниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (ад­министрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его де­ятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информа­цию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предпри­ятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная ад­министрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглаша­лись специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акци­онеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъяв­ляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерс­ких счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизво­дителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли при­сяжными бухгалтерами.

В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.

Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессио­нальные организации - бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обес­печивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.

В США проверку достоверности финансовой отчетности осуще­ствляет дипломированный общественный бухгалтер.

Цели и задачи аудита.

Существует множество определений аудита - одни из них за­креплены в официальных нормативных документах, как междуна­родных, так и национальных, другие определения даются специа­листами в области аудита.

По Закону «Об аудиторской деятельности»- целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бух­галтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей

По Закону «Об аудиторской деятельности» - целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Под достоверностью понимают степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основная задача аудита - это удовлетворение потребностей пользователей информации в предоставлении им достоверных данных о хозяйствующем субъекте и в минимизации их информационного и предпринимательского риска.

Принципы аудита

Основные принципы аудита можно разделить на две группы:

    Основные принципы, регулирующие аудит- этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;

    Основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Принципы, регулирующие аудит определены в п.3 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности». Стандарт определяет, что при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

Независимость;

Честность;

Объективность;

Профессиональная компетентность и добросовестность;

Конфиденциальность;

Профессиональное поведение.

К принципам регулирующим проведение аудита следует отнести и профессиональный скептицизм. Согласно требования п.4 Федерального стандарта №1 , аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Этические принципы аудита

Независимость аудитора - предполагает свободу аудитора от влияния дав­ления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьим лиц. Независимость аудитора - отсутствие какого-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в про­верке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.

Честность аудитора - предполагает приверженность аудитора професси­ональному долгу.

Объективность аудитора - беспристрастность аудитора при рассмотрении лю­бых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность аудитора - аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуа­ций.

Добросовестность аудитора- оказание аудитором профессиональных услуг с дол­жной тщательностью, внимательностью, оператив­ностью и надлежащим использованием своих спо­собностей.

Конфиденциальность информации - аудиторы (аудиторские организации) обязаны обес­печивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта.

Профессиональное поведение аудитора- принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Основные принципы проведения аудита

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

Определение объема аудита; ФПСАД №1 « Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности»

Планирование аудита; ФПСАД №3 «Планирование аудита»;

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

Аудиторские доказательства; ФПСАД №5 «Аудиторские доказательства»

Аудиторская документация; ФПСАД №2 «Документирование аудита»

Аудиторское заключение. ФПСАД №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской отчетности»

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает ре­альную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Существуют различные принципы и классификации основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.

По организационным формам контроль подразделяется на:

Государственный;

Ведомственный;

Вневедомственный;

Аудиторский;

Внутрихозяйственный;

Общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансо­вый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский кон­троль.

Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства.

Госу­ дарственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления.

Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (бывшее КРУ) - состоящий из Департамента государственного финансового контроля и департамента бюджетного надзора, а также субъектов РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю, Федеральная Налоговая служба, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государствен­ных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств пе­ред бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными орга­нами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вне­ведомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказ­чиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за раз­работку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного кон­троля несет руководство предприятия или организации. В экономиче­ском субъекте в соответствии с учредительными документами или пра­вилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная ко­миссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе за­конов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обще­ству. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных об­щественных и политических объединений.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), по­следующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленче­ских решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономиче­ски нецелесообразные хозяйственные операции.

Текущий контроль , как правило, организуется в процессе совер­шения различных хозяйственных операций. Именно поэтому теку­щий контроль называют также оперативным контролем. Действи­тельно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяй­ственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении реви­зии, и при организации аудиторской проверки.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование пер­вичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регист­ров и отчетности.

Фактическим является контроль , при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются пу­тем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабо­раторного анализа и других способов проверки фактического со­стояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действи­тельное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных дейст­вий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ре­визии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное рассле­дование.

Ревизия - это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведом­ственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должно­стных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит - независимая экспертиза состояния бухгалтерского уче­та, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обусловлено прак­тической необходимостью т.к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем за­интересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Судебно- бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляет­ся в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в облас­ти бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйст­венных операций. Судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитраж­ного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятель­но определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для ауди­торов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Отличительные черты аудита, ревизии, налоговых проверок и судебно-бухгалтерской экспертизы представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Отличие аудита от других видов контроля

Признаки

Налоговая проверка

Судебно-бухгалтерская экспертиза

Гражданское право на основе договоров

Административное пра­во на основе законов и инструкций

Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций

Уголовное право на основе законов и инструкций

Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее досто­верности

Выявление и оценка недостатков, наруше­ний, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных

Определение правиль­ности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет нало­гов и других обязатель­ных платежей

Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской от­четности, налоговых декла­рации, первичных докумен­тов с целью обоснования ис­ковых требований, поданных в следственные или судебные органы

Устанавливаются за­казчиком при за­ключении договора

Определяются органом, назначившим ревизию

Налоговая проверка организаций проводит­ся на основании реше­ния руководителя нало­гового органа

Судебно-бухгалтерская экс­пертиза организации прово­дится на основании постанов­ления следователя или суда для сбора доказательств на­рушений законодательства

Годовая бухгалтер­ская (финансовая) отчетность

Устанавливается орга­ном, назначающим про­верку

Расчеты с бюджетом

Исследование конкретных фактов, определенных право­охранительными органами

Достато­чность

Принцип разумной уверенности

Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба

Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений

Принцип максимально воз­можной точности и законнос­ти и выявление нарушений законодательства

Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из кон­кретно поставленных целей и задач

Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.)

Управ­ление

Связи горизонталь­ные, добровольные

Связи вертикальные

Оплата труда

Заказчик услуг или орган, нуждающий­ся в подтверждении достоверности отчет­ности

Государственный орган

Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверж­даемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг

Резуль­тат

Аудиторское заклю­чение

Акт ревизии

Акт налоговой провер­ки

Заключение эксперта-бухгал­тера

Виды и классификация аудита

В основу общей классификации аудита могут быть положены следую­щие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы

1. В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит.

Внешний аудитпроводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского уче­та и отчетности, а также оказания консультационных услуг администра­ции. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется:на общий аудит; аудит страховых организаций; аудит банков и аудит бирж; внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудитвыступает неотъемлемой частью системы управлен­ческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также пу­тём разработки предложений по совершенствованию методов организа­ции производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является ин­формационной базой для последнего. При должной организации внут­реннего

аудита на предприятии существенно сокращаются объем и со­держание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законода­тельством случаях.

Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существен­ные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служ­ба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находится полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, в отношении структурных подразделений предприятия, дея­тельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских орга­низаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как матери­ально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной за­дачей внутреннего аудита является подготовка информационных мате­риалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита - подготовка соот­ветствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, на­логовой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

2. Исходя из принципа инициативы проведения аудит может быть ини­циативным (добровольным) или обязательным.

Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель - выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать реко­мендации по повышению эффективности его деятельности, помощь в организации учета и отчетности, организация делопроизводства по бухгалтерскому учету и т.д.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив­ного аудита: текучесть бухгалтерских кадров; недостаточно высокая оплата; нежелание руководства новых экономических структур принимать главного бухгалтера как одного из основных контролеров за законностью хозяйственных операций; низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. Не случайно, руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с этими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициатив­ный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функ­ционирования конкретных подразделений и т. п. Различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изу­чение учетных регистров и (или) первичных документов и др.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Положение в аудите в одном отношении сильно отличается от ситуации в большинстве других сфер человеческой деятельности. Если там обслуживающая сферу прикладная наука базируется на одной или нескольких фундаментальных, ввиду чего практическая деятельность имеет довольно прочную научную (так сказать, «двухъярусную») основу, то аудиторская наука пока чрезвычайно слабо связана с экономической теорией и другими фундаментальными науками, которые в перспективе могут иметь большое значение для аудита. Другими словами, применительно к аудиту цепочка «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» в первом звене ослаблена, что отрицательно сказывается и на втором. Страдает при этом не только аудиторская наука, но и практический аудит.

1 Понятие, назначение и содержание финансового контроля

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать соответствие фактического положения дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент системы контроля, который формирует совокупность способов, приемов и средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.
Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений.
Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.
Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
По организационным формам контроль подразделяется:

      на государственный;
      ведомственный;
      вневедомственный;
      аудиторский;
      внутрихозяйственный;
      общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.
Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово- хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
В условиях рыночной экономики значение аудита как одной из форм экономического контроля неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.

2 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ СЛАБОЙ СВЯЗИ АУДИТОРСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Аудит связан с экономическими науками, как минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) составляют его фундамент. Во-вторых, будучи отраслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми науками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компьютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.
После констатации факта ослабления первого звена в цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» возникает вопрос о причинах этого ослабления. Для специалистов по экономической теории аудит, скорее всего, представляется менее важной, масштабной и привлекательной предметной областью, нежели налогообложение, экология, страховое дело, кредитование и т.п. Кроме того, прежде чем прикладывать экономическую теорию к некоторой предметной области, в последнюю надо как следует вжиться. С другой стороны, «спецы» аудиторской науки, кажется, весьма и чересчур подвержены традиции предметных специалистов замыкаться в рамках своей узкой области и делают исключение лишь для бухгалтерского учета.
Сама же эта традиция коренится в недооценке широкой эрудиции и профессионального потенциала. Ведь подавляющая часть знаний, полученных любым человеком в вузе, не применяется им в конкретной практической деятельности, но она повышает профессиональный потенциал специалиста и обостряет его интуицию, что позволяет ему лучше решать задачи, в первую очередь нестандартные. В аудите это особенно важно, поскольку клиенты зачастую нуждаются в свежем взгляде стороннего специалиста и его советах по разнообразным вопросам своего бизнеса (как в рамках аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих услуг), из-за чего аудитор с высоким профессиональным потенциалом имеет значительное конкурентное преимущество.
Это, так сказать, субъективные причины слабой связи аудита с экономической теорией и другими науками. Но есть и серьезные объективные причины, вытекающие из особого характера формирования экономической науки.
Экономическая наука развивается в результате применения новых исследовательских методов (таких, как теория игр или эксперименты), в силу тенденций исключительно внутреннего развития (например, разработка теории несовершенной конкуренции), благодаря отслеживанию долговременных проблем, ранее не привлекавших внимания экономистов-теоретиков (например, новая экономическая география), междисциплинарному сотрудничеству (поведенческая экономика) и концентрации на новых экономических проблемах, требующих анализа (например, Великая депрессия и крах советского социализма). В результате Великой депрессии возникла макроэкономика, а крах советского социализма породил переходную экономику. Из этого перечня к аудиту наибольшее отношение имеет, пожалуй, отслеживание долговременных проблем, в частности, как обеспечить необходимую достоверность бухгалтерской отчетности.
Приведенная цитата хорошо объясняет то, почему экономическая наука напоминает не дерево со штамбом, скелетными ветвями и т.д., а куст из большого количества побегов, связанных одной корневой системой; в роли последней выступает экономический образ мышления, характеризующийся максимально возможным отвлечением от технологических процессов, акцентом на исследование ресурсов, затрат, результатов, нацеленностью на перевод их в стоимостную форму и т.д. Аудит - один из таких побегов, причем растущий несколько в стороне от основной их массы.
Еще одним источником слабой связанности экономических наук является, по-видимому, научный менталитет англосаксонской школы, сыгравшей особую роль в развитии экономических наук. Наверное, есть и иные источники такой слабой связи. А сам этот феномен приводит к невозможности опоры аудита на какую-то одну (или две-три) экономические науки и необходимости «сидеть на многих стульях».
В качестве еще одной причины слабой связи аудиторской науки с другими, по-видимому, надо добавить ложное ощущение некоторой второстепенности аудита у многих экономистов.
В силу изложенных обстоятельств импульс к построению теоретических основ аудита на базе экономической теории и других экономических дисциплин на всей его истории оказался слишком слабым.
Слабая связь аудиторской науки с экономической теорией и другими фундаментальными науками имеет ряд неприятных следствий. Во-первых, это ненадежный фундамент аудиторской науки и неудовлетворительный климат в ней. Во-вторых, понятия, методы и результаты экономической теории и других наук (в чистом виде, с доработкой или с применением аналогии) лишь изредка переносятся на аудит. В-третьих, большое количество кустарных и полукустарных разработок, имеющих место при решении различных аудиторских задач. В-четвертых, затрудняется решение различных аудиторских проблем. В-пятых, это отрицательно сказывается на отношении экономической общественности к институту аудита.

3 СВЯЗЬ АУДИТА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

3.1 Связь аудита и ревизии

Прежде всего, необходимо отметить, что назначение аудиторского финансового контроля заключается в удовлетворении потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.
Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. В настоящей работе уже упоминалось, что аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта. Аудит не подменяет и не заменяет государственный финансовый контроль, и наоборот. Но, с другой стороны, деятельность государственных органов в нашей стране имеет глубокие исторические корни, методы государственного контроля развивались в нашей стране на протяжении веков, как было показано в предыдущих параграфах данной главы. Из этого следует, что в России аудит не может не базироваться в основном на практике применения методов госконтроля. Автор считает, что сходство конкретных приемов этих видов контроля абсолютно естественно и правильно. Ведь что такое аудит, как не помощь клиенту в выявлении огрехов его бухгалтерской и финансовой отчетности, выправлении ее для того, чтобы клиент был готов к тому, что на него «нагрянет» налоговая проверка (в смысле, что налоговые органы останутся довольны положением дел клиента)? Поэтому методологически аудит и, например, ревизия очень близки. На практике известно, что большинство российских аудиторов имеют огромной опыт ревизионной работы и в настоящей аудиторской деятельности применяют именно ревизионные приемы.
Итак, сходство аудиторской проверки и государственной ревизии проявляются в том, что:

    аудит и ревизия имеют сходные цели: выявление, локализация и оценка недостатков в финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
    в своей работе аудиторы и ревизоры опираются на общую нормативно- правовую основу - финансовое законодательство и используют для контроля общую базу - финансовую документацию;
    аудит или ревизия могут проводиться как внешним аудитором (внешним ревизором), так и внутренним аудитором (внутренним ревизором);
    при проведении аудита могут применяться приемы документального и фактического ревизионного контроля (экспертные оценки, методы анализа и ревизии отдельных объектов учета), а при проведении ревизионной проверки могут быть использованы (с определенными оговорками) правила и стандарты.
Между аудитом и ревизией существует определенное сходство:
    Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций и законности их проведения - основная задача и аудита, и ревизии.
    При проведении ревизии могут быть использованы методы аудита для выявления признаков нарушения законодательства.
    Завершающим этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, а ревизии- составление акта ревизии, которые включают в себя три части примерно одинакового содержания.
    И аудитор, и ревизор должны быть компетентными (иметь опыт, навыки, образование и т. д.).
    К проведению аудита, так же, как и к проведению ревизии, могут привлекаться специалисты в различных областях знаний.
    И аудитор, и ревизор имеют определенные права и обязанности в процессе проведения проверок, основываясь при этом регламентирующими их деятельность документами
    И аудитор, и ревизор могут отказаться от проведения проверки в случаях, предусмотренных для каждого из них отдельно.

3.2 Сходство аудита с налоговой проверкой

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели, оснований возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

    формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
    сплошное и выборочное наблюдение;
    истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
    анализ документов.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
    допрос свидетелей,
    исследование документов,
    получение объяснений (допрос свидетелей),
    осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
    вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
    сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
    экспертиза и экстраполяция.
Формальная проверка документов подразумевает выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;
Логическая проверка документов позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Таким образом возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.
Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной документ.
Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Данный метод был введен в Налоговый Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЭ, заменив понятия встречная проверка,однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах.
    Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках может осуществляться только во время проведения либо выездной, либо камеральной налоговой проверки.
    Требовать документы инспектор может только в письменной форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять.
    Запрос инспектора должен быть обязательно мотивирован. Закон разрешает налоговикам требовать документы и вне рамок проверки, если имеется «обоснованная необходимость в получении информации». В таком случае в требовании должны быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления требования.
    При запросе должны четко указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция: наименование или реквизиты требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы.
Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.
Свидетельские показания можно использовать в качестве доказательства, но их нужно оценивать наряду с другими доказательствами.
Метод налогового контроля - это способы осуществления конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и применения которых зависит эффективность проведения того или иного контрольного мероприятия.
Из вышесказанного следует вывод, что форм и методов налогового контроля - это постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга наиглавнейшие элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля.
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы исследования. Так могут применяться формальная, арифметическая и нормативная проверка.
Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок.
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно указывается порядок расчета показателей.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.
К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного контроля.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находится либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.
Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах.
В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.
На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров. При изучении этих документов составляется таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало и конец периода, приход и расход товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков заключается в сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется путем сложения остатка товара на начало периода и прихода и вычитания документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода. Негативным признаком является превышение фактического остатка над максимально возможным. Следует иметь в виду, что выявленные изменения могут быть вызваны и случайными ошибками в документах.
Таким образом, существует множество разнообразных методов осуществления налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт, адаптированный к нашим российским условиям.
и т.д.................

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами; 2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль. Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.

Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.

Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

Связь аудита с другими формами экономического контроля

Виды экономического контроля , ᴛ.ᴇ. контроля экономических отношений между субъектами на макро- и микроэкономическом уровне: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, налоговый контроль, таможенный контроль, контроль внешнеэкономической деятельности, контроль денежного обращения и валютных операций, внешний и внутренний аудит, ревизия, внутрихозяйственный контроль. Под финансово-хозяйственным контролем следует понимать систему наблюдения и проверки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проводимых их руководством, собственниками, государственными органами и иными компетентными субъектами, заинтересованными в оценке эффективности этой деятельности, уровня риска, достоверности отчетности, законности совершаемых операций и сохранности активов, для обеспечения своих интересов. Аудит – один из видов экономического и финансово-хозяйственного контроля. Аудит отличается от указанных видов контроля субъектами и целями проверки, часто использует те же методы и схожие формы проверки; может выступать составляющим элементом в системах государственного контроля (напр., аудит государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также опираться на результаты налогового, внутрихозяйственного и др.
Размещено на реф.рф
видов контроля (см. табл.).

Таблица 1 – Сравнение аудита с другими видами контроля

Признаки Внешний аудит Внутренний аудит Ревизия
Цель проверки выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ определяется руководством, обычно – повышение эффективности деятельности путем совершенствования систем бухучета и внутреннего контроля выявление нарушений, способствовавших им условий и виновных в данном лиц
Субъекты контроля аудитор, аудируемое лицо, пользователи отчетности внутренний аудитор, подразделœение организации, руководство организации ревизор, ревизуемая организация или подразделœение, вышестоящий орган, назначивший проверку
Вид деятельности предпринимательская исполнительская исполнительская
Основа отношений добровольная (по договору) принудительная принудительная
Оплата труда проверяемой организацией по договору зарплата штатных сотрудников оплачивает вышестоящий орган, назначивший проверку
Регламентация ФЗ, федеральные стандарты аудита͵ стандарты проф. объединœений внутренние положения, инструкции и приказы руководства ведомственные положения и инструкции
Методы проверки бывают одинаковыми при решении одинаковых задач, различаются степенью детализации процедур
Выбор форм и методов самостоятельно в рамках аудиторских стандартов самостоятельно в рамках, установленных руководством в рамках ведомственных положений и инструкций
Итоговые документы аудиторское заключение, отчет руководству отчеты, заключения, акты, докладные записки и т.п. акт ревизии с приложениями (материалы ревизии)
Ответственность перед организацией и третьими лицами перед руководством перед вышестоящим органом, назначившим проверку

Задание: Студентам самостоятельно рассмотреть ФЗ-2001 ᴦ. и ФЗ-2008ᴦ. Провести сравнительную характеристику по основным моментам.

Связь аудита с другими формами экономического контроля - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Связь аудита с другими формами экономического контроля" 2017, 2018.


Контроль - это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

По организационным формам контроль подразделяется на:

Государственный;

Ведомственный;

Вневедомственный;

Аудиторский;

Внутрихозяйственный;

Общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-государственный (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.

Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специальные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов и т. п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу.

Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия. Отличительные черты аудита представлены в таблице 2.

Таблица 1.2. Отличие аудита от других видов контроля

Рассмотрим более подробно отличия аудита от ревизии.

Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей, уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно- материальных ценностей.

Аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

Ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

Аудит - предпринимательская деятельность;

3. Основа взаимоотношений:

Аудит - добровольное осуществление на основе договоров;

Ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

4. Управленческие связи:

Аудит - горизонтальные связи, равноправные во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

Ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

Аудит - платит клиент;

Ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

Аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

Ревизия - сохранение активов, пересечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

Аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

Ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

mob_info