Методы государственного регулирования экономики бывают. Косвенные методы государственного регулирования экономики. Основные объекты управления: экономический цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; дене

Воздействие государства на экономику в условиях рынка сводится к созданию и постоянной корректировке условий для того, чтобы она нормально, без серьезных сбоев

функционировала и успешно развивалась, приспосабливаясь к существующей социально-экономической системе и изменяющимся условиям. Это предполагает:

  • o законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
  • o создание и прекращение деятельности крупных хозяйствующих субъектов;
  • o прямое управление хозяйствующими субъектами, находящимися в государственной собственности;
  • o информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • o регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • o финансирование и кредитование отраслей и сфер экономики;
  • o контроль текущей деятельности предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Методы государственного регулирования экономики, т.е. способы воздействия на ее субъектов, их поведение, по форме подразделяются на активные и пассивные, по адресности - на прямые и косвенные, по содержанию - на правовые, административные и экономические.

Активные методы предполагают оперативные регулирующие действия государственных органов в ответ на меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за ее пределами. К ним можно отнести, например манипулирование Центральным банком ставкой рефинансирования.

Пассивные методы заключаются в создании системы долговременных норм и правил (обязательных и рекомендательных), которым должны следовать субъекты, чтобы в максимальной степени реализовать собственные интересы при одновременном соблюдении интересов общества. В этом случае государство только пресекает нарушения обязательных требований. Пассивным методом государственного регулирования экономики служит издание соответствующих законодательных актов и контроль их исполнения.

Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессы.

В качестве примера можно привести:

  • o государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;
  • o безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней - общенациональных, региональных, местных);
  • o адресные льготные кредиты производителям;
  • o финансирование строительства объектов государственной собственности;
  • o ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
  • o лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.

Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.

Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя "правила игры" в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери. Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:

  • o экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;
  • o определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.;
  • o манипулирование налогами и системой налоговых льгот;
  • o регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется.

Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования. Рассмотрим теперь методы государственного регулирования экономики с точки зрения их содержания.

Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.

Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще "отпускать на самотек", как это произошло, например в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов.

Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные.

К административным методам регулирования экономики относятся:

  • 1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
  • 2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
  • 3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
  • 4) контроль (над доходами, ценами и пр.).

Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на "силу" приказа, государственной власти.

Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.

Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды "Боржоми", мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.

Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

  • o налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;
  • o денежно-кредитные инструменты (манипулирование учетной ставкой, осуществляемое Центральным банком, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в Центральном банке, операции с государственными ценными бумагами, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение). При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;
  • o амортизационная политика;
  • o программирование, прогнозирование, планирование экономики;
  • o создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.

Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных и неэффективных, нужны все; главное при этом - определить те области, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи-нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики . Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска-зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче-ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при-меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу-лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз-личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе-чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают-ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст-вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен-тов и методов воздействия государства на частное предпринима-тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор-ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при-менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо-сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.


Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль-ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли-ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи-чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы-вает столь серьезной реакции рыночных агентов .

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст-венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей-ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име-ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча-стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст-венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за-висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль-ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи-щенных слоев населения. Административные методы подразделя-ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен-ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни-тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали-зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли-тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме-рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве-ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо-мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко-мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен-ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес-печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со-отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Формы государственного регулирования экономики

Формы госрегулирования экономики, различаются по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики :

1. Государственное прогнозирование и программирование экономики - разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

2. Бюджетное регулирование . Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

3. Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.

4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

7. Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Методы государственного регулирования экономики

1. По характеру действия выделяют методы административные и экономические.

  • Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.
  • Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

2. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия.

  • Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монополистических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (введение системы тарифов и квот) политику государства.

  • Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность балансировать общественные и частные интересы, недостатком - определенный временной лаг между разработкой и применением государством соответствующих мер и полученными изменениями в поведении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через налоговую, кредитно-денежную, бюджетную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства.

1. налоговая политика - налоговые скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит» ), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы.

2. кредитно-денежная политика - операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке; расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки; варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов; страхование экспортных кредитов; кредитование перспективных отраслей и др.

3. бюджетная политика - государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны, отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

4. регулирование цен - через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играют политика эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и политика налоговая (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.).

5. Внешнеэкономическое регулирование - включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

Косвенное регулирование экономических процессов производится только с помощью экономических методов. В то же время любой экономический метод несет в себе административное начало, так как решение о применении того или иного метода должно принять государство, оно же должно установить и конкретные величины экономических регуляторов и порядок их использования.

К косвенным методам экономического регулирования относятся:

  • 1. Государственное экономическое прогнозирование.
  • 2. Государственное экономическое программирование.
  • 3. Бюджетно-налоговое регулирование.
  • 4. Денежно-кредитная политика.
  • 5. Воздействие на экономику через государственный сектор.

Рассмотрим более подробно перечисленные методы.

1. Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. В его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:

  • · поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
  • · составления сценария и вариантов прогноза;
  • · сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Предвидение основных направлений экономического развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития экономических процессов на основе специализированных методик осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

2. Государственное экономическое программирование

Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.

Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Эффективным примером такой программы может служить «Новый курс» Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е гг.

Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса. В условиях современного кризиса российское правительство в основном придерживается этих рекомендаций.

3. Бюджетно-налоговое регулирование

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.

Государственные расходы делятся на:

  • · трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;
  • · трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;
  • · текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
  • · производственного направления и социального значения.

Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров.

Именно посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования. Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны:

  • 1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  • 2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению «Экономикс» Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

  • 1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.
  • 2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.

Государственные расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством».

Таким образом государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

4. Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика (КДП) осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

Основополагающая цель КДП состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. КДП заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Цель увеличения предложения денег достигается путем экспансии, «политики дешевых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.

На сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.

Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):

  • · позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
  • · действуют значительно быстрее бюджетных;
  • · дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

В процессе реализации КДП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относятся:

  • · целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно - финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.
  • · установление «кредитных потолков» - ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
  • · прямой контроль за установлением уровня процентных ставок - это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.

К методам косвенного воздействия относятся:

  • · регулирование минимальных резервных требований
  • · осуществление дисконтной политики
  • · купля-продажа иностранной валюты
  • · регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков
  • · изменение курса национальной валюты
  • · эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов
  • · продажа-покупка государственных ценных бумаг

Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания в аварию несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.

5. Воздействие на экономику через государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

  • · выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры;
  • · поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
  • · формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;
  • · аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета;
  • · развитие и подготовка научных кадров;
  • · интенсификация внешней экономической деятельности с помощью государственной организации.

В одних странах ГС возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные, другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (пример - участие германского концерна «Фольксваген», частично находящегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Проанализировав теоретические аспекты косвенных методов государственного регулирования, можно сделать вывод о том, что эффективность процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

  • · систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;
  • · своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
  • · определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;
  • · выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
  • · проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования государственного регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

Методы государственного регулирования экономики - это способы влияния государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам: по формам влияния и средствами воздействия. По формам воздействия методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от средств воздействия выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы прямого воздействия непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. Такой непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Последние направлены на регулирование темпов роста и структуры экономики, объемов производственного и непроизводственного потребления, масштабов деятельности общественного сектора экономики и др.

Беря в целом, можно сказать, что основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программами, государственные заказы, централизованно установлены эти, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные расходы, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования - это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенного экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. Опосредованное регулирование - это воздействие на экономические интересы. Государство воплощает в жизнь свои решения на основании мотивации. В данном контексте мотивация - это процесс побуждения субъектов рынка к деятельности в направлении государственных приоритетов.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Правовое регулирование - это деятельность государства по установлению обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права. Необходим в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти. Вместе юридические нормы должны быть понятны людям, должным обоснованными, системно организованными и пригодными для практической реализации.

Стержнем правового регулирования является разработка и юридическое закрепление норм (правил) поведения субъектов экономических отношений. Традиционно в каждой норме выделяют три основных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это такой элемент нормы, в котором указываются условия, обстоятельства, ситуации в сфере экономических отношений, с наступлением которых норма вступает в силу. Диспозиция - часть нормы, которая определяет права или обязанности участников отношений. Санкция - часть нормы, предусматривающая меры административно-правового принуждения в случае невыполнения обязанностей участниками экономических отношений.

Качество правового регулирования зависит от того, как законодательные органы формируют юридические нормы. Основными требованиями к различным формам правового регулирования являются: своевременность, стабильность, полнота, внутренняя согласованность.

Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и отдаче команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Иногда административные методы ассоциируют с понятием «администрирования», хотя они имеют разное содержание. Администрирование характеризует политический режим, стиль государственного управления, при которых в управленческих процессах преимущественно используются методы силового давления, жесткое подчинение, команды, штрафы, наказания. Администрирование возможно при использовании других методов, в том числе и экономических.

Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, среды. В экономически развитых странах административные методы играют второстепенную роль. Использование таких становится целесообразным, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют слишком медленно. Основными инструментами административного регулирования, как уже было сказано, есть лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.д.

Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг. Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, имеющие разрешительный (лицензионный) статус. В Украине порядок выдачи и отмены лицензий определяется «Положением о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности» (Постановление Кабинета Министров Украины).

Квоты - определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.п. товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.

Санкции - это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручку от незаконной деятельности.

Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической деятельности.

Норматив - поэлементная составляющая нормы, характеризующая количество произведенных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема), на один рубль ВВП и т.п. С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей среды.

Стандарты - это единые нормы по типам, маркам, параметрами, размерами и качеством изделий, а также по величинам измерений, методами испытаний и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции, технологии производства. Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и т.д., Имеющие перспективу многократного использования и применяются в различных отраслях хозяйства, а также в международных экономических отношениях. Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности.

Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования. Целью такого регулирования является предотвращение разрушительному воздействию свободного ценообразования на экономику. Государство осуществляет административное влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, внедрение механизма декларирования изменения цен, замораживание цен на определенный срок и т.д.

mob_info