Обращение государственных ценных бумаг субъектов рф. Государственные ценные бумаги субъектов рф. Ценные бумаги корпорации

1. Роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики……………………………

2. Государственные ценные бумаги в субъектах Российской Федерации …………

3. Муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии и обращения………………….

4. Ценные бумаги корпорации, выпускаемые зарубежными эмитентами ………….

5. Список литературы……………………………………………………………………

1. Роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики (Бердникова)

Ценные бумаги являются специфической экономической категорией. Экономическая сущность данной категории состоит в том, что, с одной стороны, ценная бумага – это особая фиктивная форма существования капитала (фондовая ценность), с другой - специфический товар с конкретным набором товарных характеристик, а с третьей – своеобразный финансовый инструмент, имеющий определенную денежную характеристику.

Ценная бумага как специфическая фиктивная форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, характеризуется тем, что:

    может вноситься в уставный капитал акционерного общества;

    отдаваться в залог;

    обращаться на рынке как товар и приносить доход;

    в отдельных случаях заменять деньги.

Суть фиктивного капитала состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги как специфического финансового актива.

Ценная бумага как товар отличается многообразием форм, видов и типов, зависимостью от конкретных условий и целей обращения, конъюнктуры рынка.

Ценная бумага является особым товаром, который обращается на рынке ценных бумаг и одновременно отражает различные имущественные отношения. Ценная бумага как товар используется в условиях рыночной экономики для продажи, обмена. В процессе товарного обмена у ценной бумаги проявляются два свойства:

    общественная полезность (потребительская стоимость);

    свойство обмениваться на другие ценные бумаги, товары, деньги в определенных количественных пропорциях (меновая стоимость).

Ценные бумаги являются необходимыми финансовыми инструментами рыночного хозяйства, с помощью которых решаются инвестиционные, платежные, расчетные, организационные и прочие вопросы.

Рис. 1. Использование ценных бумаг как финансового капитала

Многообразие ценных бумаг как финансовых инструментов связано с их местом и ролью в рыночной экономике, сферой и сроками их обращения, формой выпуска и порядком владения, доходностью и уровнем риска, объемом предоставляемых прав, степенью защиты и др.

Стоимость

Ликвидность

Доходность

Наличие самостоятельного оборота

Скорость обращения

Инвестиционный потенциал.

Место и роль ценных бумаг в рыночной экономике связаны с распределительными, перераспределительными, контрольными, стимулирующими, учетными функциями.

Рис.2. Место и роль ценных бумаг в рыночной экономике

Ценная бумага сама по себе может являются предметом рыночных отношений. Ценные бумаги модно передавать, покупать, продавать, обменивать, дарить, менять и т.д. Ценные бумаги могут использоваться и при оформлении целевых рыночных отношений между участниками рынка (фьючерс, опцион, варрант, коносамент).

Таким образом, ценные бумаги одновременно выступают как носители прав и отражают права, которые осуществляются через использование ценных бумаг.

Юридическое содержание ценных бумаг определено в первой части Гражданского кодекса РФ (гл.7). Ценной бумагой является документ, удостоверяющий (с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 142). Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Передача прав по ценной бумаге на предъявителя с передачей самой ценной бумаги. Права по ордерной ценной бумаге передаются на основе индоссамента (передаточной надписи). В случаях, предусмотренных законом, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательства их закрепления в специальном реестре.

Ценные бумаги как объект гражданского права имеют важное юридическое значение.

Во-первых, созданы реальные механизмы, обеспечивающие отчуждение или переход ценных бумаг от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

Во-вторых, ценные бумаги, будучи документами, удостоверяющими имущественные права, не могут быть ограничены в обороте иначе как по прямому указанию закона.

Ценные бумаги, являясь объектом гражданского права, причисляются к вещам (в широком значении этого слова с точки зрения обращения) как объекты сделок. Очевидно, что бумага становится ценной не сама по себе, а потому что выражает право на что-то, имеющее ценность. Поэтому ценной бумагой признается не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с данной бумагой.

Юридическое значение ценных бумаг, кроме фиксаций и удостоверения определенных прав, также реализуется в соблюдении определенных требований к ним и закреплении за их владельцами прав, удостоверяемых этими бумагами.

Ценная бумага – это не деньги и не материальный товар. Ее ценность состоит в тех правах, которые она, как специфический денежный документ, дает своему владельцу.

2. Государственные ценные бумаги

в субъектах Российской Федерации

Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального правительства.

Государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

Эмитентами ценных бумаг субъектов Российской Федерации выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется согласно условиям выпуска этих ценных бумаг за счет средств казны субъектов Российской Федерации. (Килячков)

Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.

Государственные ценные бумаги в зависимости от способности обращаться на фондовом рынке подразделяются на обратимые и необратимые.

Обратимые – это бумаги, торговля которыми происходит во всех секторах фондового рынка. К ним относятся казначейские векселя, казначейские долгосрочные облигации. Все обратимые ценные бумаги продаются, как правило, на открытых аукционах, проводимых регулярно в заранее обозначенные сроки.

Доход по обратимым ценным бумагам может быть установлен в различных формах:

    по плавающей ставке;

    в форме фиксированного купонного процента или дисконтного дохода.

Выпускаются государственные ценные бумаги на предъявителя и именные. Форма, в которой государство проводит эмиссии своих долговых обязательств, определяется характером существующего на рынке спроса и видом используемых расчетных систем.

Необратимые – это государственные ценные бумаги, не подлежащие купле-продаже. Возмещение по ним производится только покупателю. Они не подлежат передаче и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам.(Казиахмедов)

Государственные ценные бумаги в настоящее время представлены на рынке ценных бумаг в основном государственными облигациями и векселями.

Государственные облигации выпускаются в следующих формах:

    облигации государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г.;

    облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;

    облигации федерального займа с постоянным купонным доходом;

    облигации федерального займа с переменным купонным доходом;

    государственные краткосрочные бескупонные облигации;

    облигации золотого федерального займа;

    облигации государственного сберегательного займа;

    облигации государственных нерыночных займов.

Государственные векселя существуют в основном в форме векселей Министерства финансов Российской Федерации. (Шевчук)

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Важнейшей задачей этих ценных бумаг являлось финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступало Министерство финансов РФ. Банк России проводил размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производилась отдельными выпусками на срок 3, 6 и 12 месяцев в безбумажной форме. Все операции по покупке и продаже облигаций производились в торгово-депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитывались путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи. Первоначально ГКО были для государства эффективны. Однако по мере роста объема эмиссии ГКО росли и доходы бюджета на обслуживание этого долга. К лету 1998 года они достигли примерно 1/3 всех его доходов. Стало очевидно, что государство не может нести подобные расходы. Объявленный 17 августа 1998 года дефолт по ГКО нанес сильнейший удар по коммерческим банкам. Многие инвесторы были разорены. Рынок ГКО практически перестал существовать.

Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. КО выпускаются сроком на один год в безбумажной форме – в идее записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. По всем сериям КО установлен единый доход – 40% годовых. Рынок КО просуществовал недолго. Заменяя в обращении наличные деньги, КО усиливали инфляцию, поэтому их выпуск был прекращен.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Согласно Указу Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывалась облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выпускают в виде документарных бумаг на предъявителя. Эмитент облигации – Министерство финансов РФ. Торговля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом. Азиатский, а затем и российский финансовые кризисы 1998 года сильно отразились на рынке ОВВЗ: инвестированный в эти облигации иностранный капитал стал уходить в более благополучные регионы. Сейчас само существование этого рынка поставлено под сомнение. Если ситуация не изменится, не будет дополнительной эмиссии, то рынок ОВВЗ исчезнет сам собой.

Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). Они выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 года. ОФЗ с переменным купонным доходом являлись именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляли их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации. Эмитентом выступало Министерство финансов РФ. Разразившийся в августе 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним дефолт приостановили функционирование рынка ОФЗ.

Государственный сберегательный заем (ГСЗ ) был выпущен в обращение в августе 1995 года. Объем займа – 10 трлн.руб. ГСЗ выпускался в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица. Рынок ГСЗ переживает в настоящее время немалые трудности. Хотя выплаты по ГСЗ продолжаются, кризисные моменты на этом рынке, связанные с общим экономическим положением страны и инфляцией, нарастают.

Рассмотренные государственные ценные бумаги являются главными, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке.

К 1998 году более 60% субъектов РФ выпустили на своих территориях облигационные займы. При этом около половины объема рынка занимали муниципальные краткосрочные облигации Санкт-Петербурга (МКО), которые приравнены к ценным бумагам, выпущенным субъектами Федерации. Их суммарный объем эмиссии в 1996 году составил 7,7 трлн. руб. Так, в конце 1996 года недельный биржевой оборот МКО превышал 376 млрд. руб.

Кроме петербургского муниципального займа наиболее крупными были займы Татарстана (1 трлн. руб.) и администрации свердловской области (500 млрд. руб.).

Займы перечисленных субъектов Федерации вместе составили 40% общего номинала зарегистрированных в 1996 году эмиссий займов, осуществленных субъектами Федерации. Причем в этих регионах регистрировались повторные эмиссии: например, вторые выпуски были совершены в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а третий выпуск – в Республике Татарстан.

Далее следуют займы администрации Оренбургской области на 1 трлн. руб., Минфина Татарстана и администрации Иркутской области, выпустивших облигаций на сумму 800 млрд. руб. каждый, Республика Саха (Якутия) – на 400 млрд. руб. и администрация Новосибирской области (300 млрд. руб.).

Среди менее крупных следует отметить заем администрации Омской области на сумму 150 млрд. руб.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для реформирования бюджетной сферы использовали финансовые средства, полученные за счет размещения облигационных займов на международных финансовых рынках.

Российским законодательством закреплено право выпуска внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем размещения на международных финансовых рынках облигационных займов. Для привлечения внешних источников финансирования дефицита бюджетов этим правом могут воспользоваться только те субъекты Федерации, которые соблюдают требования к объекту заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств. Они должны подготовить и передать:

    проспект эмиссии внешних облигационных займов;

    сведения о доходах бюджетов;

    сведения о расходах бюджетов;

    сведения о размере дефицита бюджета;

    сведения об источниках его финансирования.

Кроме того, каждый субъект Российской Федерации должен получить в соответствии с международными стандартами кредитный рейтинг, определяемый не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами.

При подготовке к размещению и государственной регистрации внешних облигационных займов органами исполнительной власти субъектов Федерации необходимо выпуск облигаций осуществлять с учетом приоритета заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках и получить разрешение на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. Рынок государственных ценных бумаг в России всегда будет подвижным, отражающим существующие в стране экономические и политические реалии.

Организация российского рынка государственных ценных бумаг должна постоянно совершенствоваться. Рынок должен становиться более доступным, прозрачным и конкурентоспособным.(Килячков)

3. Муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии и обращения

Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих бумаг за счет средств муниципальной казны. (Килячков)

В России в 90-е годы многие муниципалитеты стали выпускать свои облигации. Их объем составил всего 5,6 млрд. руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество зарегистрированных выпусков, так и их объемы.

Рис.3. Динамика изменения объемов (1) и количества зарегистрированных муниципальных займов (2)

Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов, были следующие:

    концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург);

    укрупнение займов;

    увеличение сроков, на которые выпускаются займы. Средний срок займа в 1992 г. составлял 1,5 года, в 1995 г. – 2,5 года.

Муниципальные ценные бумаги характеризовались заметным разнообразием и подразделялись на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации.

Первые обеспечивались бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носили целевого инвестиционного характера, а предназначались для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги были аналогичны ГКО, размещались подобным же образом и пользовались определенным успехом на фондовом рынке.

По количеству выпущенных облигаций доходные (целевые) займы явно преобладали. Муниципалитеты выпускали их под конкретный инвестиционный проект и погашали доходами от его реализации. Наибольшую группу среди этих займов составляли жилищные, а также другие займы, имевшие социальную направленность (предназначенные для развития социальной инфраструктуры).

Муниципальные облигации эмитировались в форме либо краткосрочных (от 1 до 12 месяцев), либо среднесрочных (от 1 года до 3, максимум 10 лет) обязательств. В России долгосрочные облигации в связи с высоким уровнем инфляции не получили широкого распространения. Облигации местных органов власти выпускались в виде именных ценных бумаг и бумаг на предъявителя в документарной и бездокументарной форме.

Для реализации и обслуживания муниципальных займов приглашались профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые и размещали их среди инвесторов (юридических и физических лиц). Для реализации крупных займов создавались на акционерной основе временные финансовые объединения (синдикаты). Облигации продавались инвесторам путем публичного (открытого) либо частного (закрытого) размещения.

Почти во всех случаях гарантами муниципальных займов являлись сами эмитенты. Исключение составляли жилищные займы, гарантами которых выступала региональная администрация, а в некоторых случаях – коммерческие банки.

Доходность муниципальных облигаций была ниже банковских ставок, но она компенсировалась их более высокой надежностью по сравнению с частными ценными бумагами и налоговыми льготами (в ряде случаев эти облигации участвовали в розыгрыше призов вещевых лотерей).

ФКЦБ 23 марта 1995 года приняла решение, в соответствии с которым на облигации субъектов РФ были распространены статус государственных бумаг и соответствующие налоговые льготы. (Казиахмедов)

Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды и номера. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на несколько траншей.

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным государственным и муниципальным ценным бумагам.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Генеральные условия должны включать указание на:

    вид ценных бумаг;

    форму выпуска ценных бумаг;

    срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);

    валюту обязательств;

    особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

    ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещевом праве.

Условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

Эмитент в соответствии с генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, включающие указание на:

    вид ценных бумаг;

    минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

    номинальную стоимость одной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

    порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

    порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

    размер дохода или порядок расчета;

    иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:

    о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

    о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

    об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном правительством РФ на составление и(или) исполнение федерального бюджета.

Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на составление и(или) исполнение федерального бюджета.

Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг

В соответствии с генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг.

Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

    наименование эмитента;

    дату начала размещения ценных бумаг;

    дату окончания или период размещения;

    форму выпуска ценных бумаг;

    указание на вид ценных бумаг;

    номинальную стоимость одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг данного выпуска;

    дату погашения ценных бумаг;

    наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг данного выпуска;

    законодательно предусмотренные ограничения;

    иные условия, имеющие значение для размещения и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем организации-эмитента.

Эмитенты государственных или муниципальных ценных бумаг обязаны учитывать обязательства по каждому выпуску ценных бумаг в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В состав информации, учитывающей обязательства по каждому выпуску ценных бумаг, включаются данные об объеме обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по эмитируемым ценным бумагам и о сроке их реализации.

Информация об обязательствах субъекта Российской Федерации и муниципального образования подлежит передаче органу, осуществляющему государственную регистрацию условий эмиссии.

Порядок предоставления данной информации и ее состав определяются органом, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. (Килячков)

Кризис 1998 года разрушил российский рынок муниципальных ценных бумаг. Главными причинами этого были падение производства в реальном секторе экономики, сокращение доходов населения, рост дефицита муниципальных бюджетов и курса доллара (последнее затрудняло покрытие внешнего долга).

Восстановление этого рынка возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны и ее отдельных территорий.

4. Ценные бумаги корпорации,

выпускаемые зарубежными эмитентами (Боровкова)

Современный этап развития международного финансового рынка характеризуется возрастанием роли и значения рынка ценных бумаг. Характерные черты рынка ценных бумаг и самой ценной бумаги как объекта сделок на данном рынке, находят проявление и на международном рынке ценных бумаг, но с некоторыми особенностями.

Международный рынок ценных бумаг, являясь одним из секторов финансового рынка и будучи отражением реального воспроизводственного процесса в мировом масштабе, в то же время живет относительно самостоятельной жизнью, подчиненной своим особым закономерностям. Он оказывает громадное обратное воздействие на процессы производства как на национальном, так и на мировом уровне.

С экономической точки зрения международный рынок ценных бумаг представляет собой совокупность определенных отношений и механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

с функциональной точки зрения под международным рынком ценных бумаг понимается совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений для целей воспроизводства и достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

С институциональной точки зрения международный рынок ценных бумаг – это совокупность финансовых институтов – участников рынка.

Классификационный признак

Участники

Характер участия субъекта в операциях

косвенные

Цели и мотивы участия

спеуцлянты

трейдеры

арбитражеры

Типы эмитентов

международные

национальные

региональные и муниципальные

квазиправительственные

Типы инвесторов и должников

институционные

Страна прохождения субъекта

развитые страны

развивающиеся

переходные экономики

оффшорные центры

международные институты

Рис.4. Классификация участников международного рынка ценных бумаг

Можно выделить несколько крупнейших международных рынков ценных бумаг:

    европейский рынок с финансовыми центрами в Лондоне, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Париже, Милане;

    североамериканский рынок с финансовым центром в Нью-Йорке;

    дальневосточный рынок с финансовыми центрами в Токио, Сингапуре, Гонконге.

Международные рынки ценных бумаг торгуют следующими видами ценных бумаг:

      долговые ценные бумаги:

Еврооблигации

Иностранные облигации

Глобальные облигации

      депозитарные расписки

Американские депозитарные расписки

Глобальные депозитарные расписки

      финансовые деривативы, которые делятся по базисным активам:

Деривативы на акции

Фьючерсы

Опционы на облигации

Свопционы и др.

Еврооблигации – это облигации, размещенные одновременно на рынках нескольких стран и номинированные в валюте, которая не является национальной валютой заемщика и кредитора. Такие облигации размещаются через международные синдикаты финансовых учреждений нескольких стран.
Иностранные облигации – облигации, размещаемые внутренним синдикатом на рынке одной страны, причем валюта займа для заемщика является иностранной, а для кредитора – национальной.

Глобальные облигации – средне- и долгосрочные облигации в валюте разных стран, обращающиеся одновременно на нескольких международных рынках ценных бумаг.

Американская депозитарная расписка – это обращаемая на американском фондовом рынке производная бумага (сертификат), выпускаемая под депонированные в банке США акции неамериканских эмитентов. За владельцами американских депозитарных расписок сохраняются права на получение дивидендов и прироста курсовой стоимости. Вместо покупки акций иностранных компаний за рубежом резиденты могут приобретать акции в форме ADR. АДР были впервые выпущены компанией Морган Гарантии в конце 1920-х гг. для получения американских инвестиций при размещении публичного выпуска акций британского универсального магазина «Селфриджиз». Дл сих пор Морган Гарантии является крупнейшим агентом по выпуску АДР.

Глобальная депозитарная расписка – депозитарный сертификат, подтверждающий право на акции иностранной компании, которые имеют хождение во всех странах мира.

Таким образом, международный рынок ценных бумаг – это выпуск ценных бумаг, выраженный в так называемых валютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссией. В более широком плане международный рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность собственно международных эмиссий и иностранных эмиссий, т.е. выпуска ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран.

Основными функциями международных рынков ценных бумаг являются следующие:

      перераспределение и перелив капитала;

      экономия издержек обращения;

      ускорение концентрации и централизации капитала;

      межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

      содействие процессу непрерывного воспроизводства.

За первые три года XXI века на международном рынке ценных бумаг произошли существенные изменения, которые были вызваны ухудшением конъюнктуры в связи с падением курсов акций, падением доверия инвесторов к основным инструментам рынка, финансовой отчетности корпораций, беспристрастности аудиторских компаний, прогнозным оценкам консультационных фирм, рейтинговым агентствам и т.д.

В результате на финансовых рынках ведущих стран произошло:

1. Снижение объема операций с акциями и облигациями на фондовых биржах.

2. Возрастание роли рынка производных инструментов по сравнению с рынком наличных инструментов.

3. Падение объемов операций на рынке высокотехнологичных компаний.

4. Ужесточение требований листинга к компаниям, чьи ценные бумаги котируются на биржах.

5. Сокращение числа международных торговых площадок.

: первичный, форвардный рынок и т.д.), по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг ...

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» делит государственные ценные бумаги в России на три вида:

  • федеральные государственные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством; их основные виды рассмотрены в предыдущем параграфе
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, то есть ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления
  • муниципальные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления

Юридический статус государственных ценных бумаг имеют федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

В свою очередь ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными органами государственной власти, поэтому их можно называть региональными ценными бумагами.

Региональные ценные бумаги (РЦБ) – это способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.

Цели выпуска региональных ценных бумаг:

  • покрытие временного дефицита регионального бюджета
  • финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и тому подобное) и объектов региональной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и прочей инфраструктуры)
  • финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счёт получаемой от них прибыли
  • финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда

Формы региональных займов

Существуют две главные формы региональных займов:

  • выпуск региональных ценных бумаг
  • ссуды

Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счёт предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Кто покупает региональные ценные бумаги

Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

  • более высокая их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счёт налоговых льгот
  • надёжность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами коммерческих компаний или региональных банков

Ещё большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечение региональных ценных бумаг

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно законодательству 2000 года, предельный объём расходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заёмных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% от доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учёта в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заёмных средств.

Механизм выпуска и обращения

Решение о региональном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа проходит через один или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен сотворятся на конкурсной основе с учётом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заём. По окончании срока обращения облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на региональные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынках.

Российская практика

Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы.

Разновидностью российских облигаций являются жилищные облигации, цель которых – финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, так как для их владельцев важно получить квартиру, а не доход на вложенный капитал. Это очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюменская область.

Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.

Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремлением преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие взаимных неплатежей государственных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика предполагала использование рыночных инструментов заимствования, что нашло отражение в соответствующих изменениях законодательной базы. Так на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации субъектов РФ ("сельские" облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (в дальнейшем - АПК). По состоянию на 1 июня 1998г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксим Банка на общую сумму 8044 млрд. руб. Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основными параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость - 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения - до трех лет. Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размере 15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги). Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигации. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом, состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций: Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г. ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения. Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая таким образом отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы - держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика. Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вложившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не только субъектов РФ, но и государства в целом. Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал, что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и законодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; усилить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой деятельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы; усилить федеральный контроль за исполнением законов в части займов субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы ответственности эмитентов перед инвесторами, развивая государственную политику в области защиты их прав. 21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксим Банка и присоединением к Росбанку функции уполномоченного депозитария перешли к депозитарию Рос-банка. В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облигаций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых площадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров. По данным рейтингового центра АК&М первое место в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые имеют наиболее высокую способность расплачиваться по своим обязательствам. В основе этого лежат как благоприятные предпосылки, обусловленные прочной экономической базой городов и сбалансированностью бюджетных показателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной привлекательностью.

Еще по теме Ценные бумаги субъектов РФ.:

  1. Ценные бумаги государственных внешних займов РФ и субъектов РФ.
  2. Ценные бумаги, допущенные к обращению (торгам) на Бирже без включения в котировальные листы ММВБ (внесписочные ценные бумаги).

Представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что он обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами - юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты.

Под контролем государства осуществляется привлечение свободных денежных средств от населения и частных компаний в бюджет государства или местного органа власти, в качестве долговременного займа. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется, согласно Конституции РФ, только по правилам и статьям Федерального закона или органами самоуправления на местах по правовым нормативным актам.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отдельными, относительно независимыми государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

Эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:
- покрытие дефицита государственного бюджета;
- покрытие кассовых разрывов в бюджете;
- обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
- воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы;
- привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
- привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;
- финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
- поддержка социально значимых учреждений и организаций;
- инвестиции в государственные ценные бумаги являются формой сбережений средств граждан и организаций, а также получения ими дохода.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30 лет.

Долговые ценные бумаги, предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год.

Кассовый разрыв (временный дефицит бюджета) возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении.

Государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государственные ценные бумаги классифицируют по следующим признакам:
- по характеру обращения;
- по срокам обращения;
- по видам эмитентов;
- по видам доходов;
- по формам существования;
- по видам инвесторов.

По характеру обращения различают: рыночные облигации, нерыночные облигации и облигации целевого размещения.
Рыночные облигации обращаются на рыночных условиях. Они могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев.
Нерыночные облигации не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению.
Облигации целевого размещения размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.

По срокам обращения принято выделять:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 5 лет.

По виду эмитента различают: федеральные государственные ценные бумаги, бумаги субъектов РФ и муниципальные.

Федеральные государственные ценные бумаги выпускаются от имени Российской Федерации. Эмитентом выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. В настоящее время эмитентом ценных бумаг РФ является Минфин России.

Государственные ценные бумаги субъектов РФ выпускаются от имени субъекта РФ. Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Муниципальные ценные бумаги выпускаются от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В некоторых странах к государственным относят также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.

По видам доходов различают:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

По формам существования различают: бумажные и безбумажные.

По видам инвесторов различают: государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.

Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет эмитенту заем. Эмитент, выпустивший ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Таким образам облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником).

Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы. Существуют разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.

Государственные облигации выпускают центральные органы управления. Как правило, эмитентом является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.

Казначейские обязательства (КО) – вид ценных бумаг на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода.

Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам "Депо" в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет "Депо" их владельцев.

Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 N 906. На сегодняшний день выпуск КО приостановлен.

Сберегательный сертификат – письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, которое удостоверяет право вкладчика на получение после истечения установленного срока депозита и процентов по нему.

Термин сберегательные сертификаты как ценная бумага имеет два значения:
- свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита (депозитные сертификаты), или свидетельство банка о получении денег от граждан для долгосрочного их сбережения (сберегательные сертификаты);
- вид облигаций государственных займов.

Владелец сертификата получает доход либо в виде процента, либо в виде разницы между суммой, подлежащей выплате, и покупной ценой сертификата.

На различных этапах развития рынка в Российской Федерации выпускались следующие виды государственных ценных бумаг:
- облигации Российского внутреннего выигрышного займа;
- приватизационные чеки (ваучеры);
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации федерального займа;
- облигации сберегательного займа;
- казначейские обязательства;
- облигации внутреннего валютного займа:
- государственные долгосрочные облигации;
- золотые сертификаты.

РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок государственных ценных бумаг – это особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг, которые считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений.

Рынок государственных ценных бумаг – это совокупность отношений между государством, как эмитентом и гарантом, и отечественными заемщиками, внутренними и внешними инвесторами, по поводу эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

Рынки государственных ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

На первичном рынке обеспечивается размещение облигаций и акций различных компаний и предприятий, облигаций валютного государственного займа, ценных бумаг краткосрочного действия, а также выпускаемых банками всевозможных сертификатов и векселей.

Вторичный рынок является внебиржевым, образуется за счет торговли ценными бумагами посредством личных контактов, а также телефонов или компьютерных коммуникаций (интернета). В настоящее время практически все финансовые организации работают через посредников или напрямую на вторичном рынке ценных государственных бумаг.

Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими особенностями, которые препятствуют его развитию:
1. Низкая доля частных инвесторов.
2. Падение доверия населения к государству и к частным финансовым институтам как результат кризиса, шоковой терапии и дефолта.
3. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг, срок погашения которых из-за высокой инфляции обычно составляет не более года. Растет количество спекулятивных операций и снижается финансовая поддержка реальных секторов экономики.
4. Низкая доходность ГЦБ. Более привлекательными для мелких инвесторов остаются ценные бумаги паевых инвестиционных фондов и преуспевающих акционерных обществ, годовая доходность по которым превышает 20%;
5. Недостаточность на фондовом рынке специальных финансовых инструментов, ориентированных на частных инвесторов.
6. Отсутствием единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.
7. Отсутствие структуры региональных рынков ГЦБ, что препятствует использованию свободных финансовых ресурсов территорий.
8. Дифференциация налогообложения ГЦБ в зависимости от вида, что приводит к необходимости его унификации.
Эти факторы свидетельствуют о стагнации рынка государственных ценных бумаг в России и отставании в развитии по сравнению с экономически развитыми странами.

В качестве важнейших перспектив рынка государственных ценных бумаг следует рассматривать следующие направления:
- улучшение законодательства в сфере ГЦБ и контроль за его выполнением;
- внедрение мировых стандартов в организацию рынка;
- повышение требований к информационной обеспеченности инвесторов;
- создание инфраструктурных систем, ориентированных на население;
- повышение роли государства на фондовом рынке;
- активизация использования первичных дилеров.

Объем рынка государственных облигаций в течение первых двух кварталов 2015 года вырос на 29,8% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 4798 млрд рублей по номиналу. На организованном рынке в настоящее время представлено 39 выпусков государственных облигаций. Объем сделок с ними на фондовом рынке группы «Московская биржа» по-прежнему падает.

За первое полугодие 2015 года объем вторичных торгов (без учета сделок РЕПО) снизился до 1419 млрд рублей (на 30,0% меньше, чем годом ранее). Как следствие, уменьшается и коэффициент оборачиваемости: если во втором квартале 2014 года он составлял 23,3%, то по итогам второго квартала 2015 года опустился до 17,5%. Тем не менее сектор государственных облигаций на внутреннем долговом рынке по коэффициенту оборачиваемости остается наиболее ликвидным.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций пребывает в стагнации. Объем выпусков этих облигаций составляет 531 млрд рублей при объеме биржевых торгов (без размещений новых выпусков и сделок РЕПО) 141 млрд руб. Это самый неликвидный сектор внутреннего долгового рынка, коэффициент оборачиваемости которого во втором квартале 2015 года составил 14,2%, что соответствует данным годом ранее.

Государственные ценные бумаги имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами:
- самый высокий уровень надёжности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
- льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Контроль над деятельностью всех участников рынка государственных ценных бумаг осуществляется специально созданной Федеральной комиссией (ФКЦБ). В свою очередь регламентирует деятельность данной комиссии Федеральный закон РФ. ФКЦБ - орган коллегиальный, в состав которого обязательно входит Экспертный совет.

mob_info