Способы закупки работ в сфере строительства и дополнительные требования к участникам. Как подготовить техническое задание на выполнение работ Закупка на выполнение работ

О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    1. Общие положения

    1.1. Предмет закупки

    1.1.1. Предметом закупки является право на заключение контракта на выполнение полного комплекса работ, услуг по Лоту, указанному в Информационной карте в документации о закупке. Подробное описание предмета закупки, объемы работ, услуг, сроки выполнения работ, оказания услуг приведены в Технической части документации о закупке.

    1.2. Разъяснения документации о закупке

    1.2.1. Каждый Участник закупки не позднее пяти рабочих дней до назначенной даты вскрытия конвертов вправе направить Организатору закупки запрос в письменной форме о разъяснении положений документации о закупке. В течение 2-х (двух) рабочих дней со дня поступления указанного запроса Организатор закупки направляет в письменной форме разъяснения положений документации о закупке.

    1.2.2. В течение одного рабочего дня со дня направления разъяснения положений документации о закупке по запросу Организатор закупки направляет в письменной форме разъяснения положений документации о закупке всем Участникам закупки с указанием предмета запроса, но без указания Участника закупки, от которого поступил запрос.

    1.3. Условия реализации проекта

    1.3.1. Выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с утвержденной Организатором закупки документацией , с соблюдением действующего законодательства РФ.

    1.3.2. Поставка материалов и оборудования осуществляется исполнителем работ, услуг, и Организатором закупки в соответствии со спецификациями, приведенными в Технической части документации о закупке, и/или сведениями, указанными в Информационных картах документации о закупке.

    1.3.3. Перечень материалов и оборудования, поставляемых исполнителем работ, услуг, представляется по форме 11 «Ведомость материалов и оборудования, поставляемых исполнителем работ (услуг)», приведенной в приложении к настоящей инструкции.

    1.4. Условия и порядок проведения закупки

    1.4.1.Законодательная база закупки

    Закупки проводятся в соответствии с требованиями ГК РФ и локальными нормативными актами «Транснефть», .

    1.5. Дата, время и место представления заявки на участие в закупке

    1.5.1. Заявка на участие в закупке, подписанная уполномоченным лицом участника закупки, должна быть представлена до истечения срока, указанного в извещении о проведении закупки по адресу и на условиях, указанных в Информационной карте в документации о закупке.

    1.5.2. Заявка на участие в закупке в запечатанном виде должна быть представлена посыльным с сопроводительным письмом. В приложении к сопроводительному письму следует указать перечень всех документов заявки на участие в закупке. Коммерческая часть заявки на участие в закупке предоставляется в отдельном запечатанном конверте. Конверт должен быть опечатан печатью организации.

    1.5.3. В случае отправки заявки на участие в закупке по почте Участник закупки принимает на себя ответственность за представление заявки на участие в закупке в срок, указанный в п.1.5.1.

    1.6. Продление срока представления заявки на участие в закупке

    1.6.1. Продление срока представления заявки на участие в закупке может быть осуществлено по усмотрению Организатора закупки. Участник закупки, представивший и зарегистрировавший свою заявку на участие в закупке к моменту объявления о продлении срока представления заявки на участие в закупке, имеет право до истечения нового срока вносить изменения в свою заявку на участие в закупке.

    1.7. Дата и место вскрытия конвертов с коммерческой частью заявки на участие в закупке

    1.7.1. Процедура вскрытия конвертов с коммерческой частью заявки на участие в закупке состоится во время и по адресу, указанному в извещении о проведении закупки. В случае изменения времени и места проведения процедуры вскрытия заявки на участие в закупке Претенденты извещаются (письменно) дополнительно.

    1.7.2. На процедуре вскрытия заявки на участие в закупке могут присутствовать не более двух представителей от каждого из участников закупки, при условии предъявления доверенности от организации на право присутствия на процедуре вскрытия.

    1.8. Обеспечение заявки на участие в закупке

    1.8.1 В случае если Предметом закупки является право на заключение контракта на выполнение полного комплекса работ, услуг, по которому расчетная (базовая) стоимость лота превышает 1,5 млн. руб. без учета НДС, Участник закупки должен представить в качестве обеспечения своей заявки на участие в закупке банковскую гарантию . Бенефициаром по банковской гарантии является.

    1.8.2. Форма банковской гарантии приведена в форме 9. Вместо предоставления банковской гарантии Участник закупки может перевести на счет, денежную сумму, в размере установленном п.1.8.3, для обеспечения своей заявки на участие в закупке.

    1.8.3. Размер обеспечения определяется в зависимости от расчетной (базовой) стоимости лота согласно приведенной ниже таблице и вносится в форму 9 «Банковская гарантия предложения участника закупки».

    Цена предложения, млн. руб.

    Размер обеспечения, руб.

    От 1,5 до 5,0 включительно (без НДС)

    1.8.4. Срок действия банковской гарантии должен на 28 дней превышать срок действия заявки на участие в закупке (90 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявкой на участие в закупке) и составлять не менее 118 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявкой на участие в закупке, указанной в извещении о закупке или приглашении к участию в закупке.

    Если срок представления заявки на участие в закупке продлевается и участник закупки представляет свою заявку на участие в закупке в течение продленного срока, то срок действия Гарантии должен составлять не менее 118 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, указанной в извещении о закупке об изменении срока предоставления заявок на участие в закупке.

    1.8.5. Сумма обеспечения может быть удержана в следующих случаях:

    Участник закупки отзывает свою заявку на участие в закупке в течение 90 дней с даты, определенной для вскрытия заявок на участие в закупке;

    Участник закупки, уведомленный о присуждении ему контракта в течение срока действия заявки на участие в закупке, откажется подписать контракт, в отношении которого объявлена закупка;

    Участник закупки не предоставляет в течение 2 (двух) рабочих дней откорректированную по результатам второго этапа конкурса заявку на участие в закупке (данный пункт применяется в случае проведения двухэтапных торгов);

    Участник закупки не предоставляет банковскую гарантию исполнения условий контракта в срок, предусмотренный контрактом, в отношении которого объявлена закупка.

    1.8.6. Участникам закупки банковская гарантия (обеспечение) возвращается в течение пяти рабочих дней со дня заключения Контракта с Победителем закупки.

    1.8.7. Победителю закупки обеспечение возвращается в течение пяти рабочих дней со дня подписания им Контракта и представления требуемого обеспечения выполнения условий Контракта.

    1.9. Представление и прием заявок на участие в закупке.

    1.9.1. Участник закупки может представить только одну заявку на участие в закупке либо самостоятельно, либо в составе коллективной заявки. Участник закупки, представивший больше одной заявки, отстраняется от участия в закупки по всем заявкам.

    1.9.2. При приеме заявок на участие в закупке проверяется наличие необходимых документов, производится регистрация заявок на участие в закупке.

    1.9.3. Неполное представление требуемых документов, представление документов с нарушениями или с отклонениями от установленных настоящей Инструкцией правил оформления документов считается существенным основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

    1.9.4. Оговорки относительно условий оплаты выполненных работ, оказанных услуг, противоречащие указанным в Инструкции, наличие ошибок, не подлежащих исправлению, является достаточным основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

    1.9.5. Изменения, дополнения или варианты, в т. ч. снижение цены заявки на участие в закупке, представленные после вскрытия конвертов с коммерческой частью, не учитываются.

    1.9.6. Конкурсная комиссия вправе потребовать от участников закупки представления разъяснений по представленным ими документам. При этом не допускается изменение заявки на участие в закупке.

    1.10. Порядок и срок отзыва заявки на участие в закупке или внесения изменений

    1.10.1 Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе изменить или отозвать поданную им заявку на участие в закупке в любое время до момента вскрытия Конкурсной комиссией конвертов (времени, указанном в извещении о проведении закупки) с заявками на участие в закупке.

    1.11. Представление коллективной заявки на участие в закупке

    1.11.1. В случае представления коллективной заявки на участие в закупке от объединений юридических лиц ответственность по всем обязательствам и рискам, возникающим в процессе торгов, несет лидер, представляющий заявку на участие в закупке.

    1.11.2. К коллективной заявке на участие в закупке прилагается Соглашение между участниками с распределением видов и объемов работ, услуг по исполнителям и указанием одного из участников Соглашения в качестве полномочного представителя (лидера) для заключения и реализации контракта.

    1.11.3. Заявки на участие в закупке от объединений юридических лиц, в которых не указаны конкретные исполнители работ, услуг, к рассмотрению не принимаются.

    1.12. Срок действия заявки на участие в закупке

    1.12.1 Заявка на участие в закупке должна быть действительна в течение 90 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, указанной в извещении о проведении закупки (приглашении о проведении закрытой закупки), а также на официальном Интернет-сайте Организатора закупки.

    Если срок представления заявок на участие в закупке продлевается и участник закупки представляет свою заявку на участие в закупке в течение продленного срока, то заявка на участие в закупке должна быть действительна в течение 90 календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, указанной в извещении об изменении срока предоставления заявок на участие в закупке (приглашении о проведении закрытой закупки), а также на официальном Интернет-сайте Организатора закупки.

    1.13. Право собственности на документацию и конфиденциальность

    1.13.1. Все представленные заявки на участие в закупке и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам закупки за исключением обеспечения, указанного в пункте 1.8.

    1.13.2. Участники закупки, получившие документацию о закупке, независимо от того, представляют они заявку на участие в закупке или нет, должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом, и не имеют права разглашать информацию, касающуюся закупки, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора закупки.

    1.13.3. Организатор, Технический исполнитель закупки и Конкурсная комиссия обязаны соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Конфиденциальной признается и переписка по вопросам закупки между Участниками закупки и Организатором закупки.

    1.13.4. Заявки на участие в закупке возвращаются участникам закупки (в нераспечатанном виде) в случае отзыва заявки на участие в закупке Участником закупки до истечения срока представления заявки на участие в закупке.

    1.14. Оценка заявок на участие в закупке

    1.14.1 Критериями оценки являются:

    Цена заявки на участие в закупке;

    Квалификация Участников закупки (опыт, репутация, финансовое состояние, квалификационный уровень исполнителей, уровень технической базы);

    Сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг;

    1.15. Право Организатора закупки

    1.15.1. Организатор закупки оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника закупки, предложившего лучшие условия выполнения работ, оказания услуг по совокупности критериев, указанных в п. 1.14.1, в том числе, если предложенная данным участником цена выше, чем у других участников закупки, отклонить любую заявку на участие в закупке, либо все заявки на участие в закупке.

    1.15.2.В случае, если самая низкая цена, предложенная Участниками закупки, превышает расчетную стоимость (начальную цену), Организатор закупки вправе отклонить все заявки на участие в закупке и провести повторные торги.

    1.15.3. При выборе исполнителей работ, услуг в случае, если несколько участников закупки набрали одинаковое количество баллов, путем проведения экспертной оценки заявок на участие в закупке, предпочтение отдается участникам закупки, зарегистрированным на территории Российской Федерации, либо иностранным компаниям, заявившим наибольший уровень участия российских предприятий в качестве субподрядчиков.

    1.16. Внесение изменений в документацию о закупке

    1.16.1. Организатор закупки оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в документацию о закупке в течение всего срока подготовки заявки на участие в закупке, но не позднее, чем за 20 календарных дней до окончания срока представления заявки на участие в закупке.

    1.16.2. Любое дополнение является частью документации о закупке и в письменном виде по факсу, электронной почте или нарочным доводится до сведения всех участников закупки, при этом участники закупки должны уведомить Организатора закупки о получении каждого дополнения по факсу, указанному в Информационной карте документации о закупке.

    1.17. Рассмотрение и принятие заявок на участие в закупке

    1.17.1. Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в закупке на соответствие требованиям документации о закупке.

    1.17.2. В случае приобретения Организатором закупки у подрядной организации прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с исполнением последним контракта, в обязательном порядке требуется обладание Участником закупки исключительными правами на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности.

    1.17.3. Участники закупки не допускаются к участию в закупке в случае:

    Несоответствия Участника закупки (включая субподрядные организации) требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

    Непредставления обеспечения заявки на участие в закупке (если предоставление обеспечения предусмотрено);

    Непредставления установленных документацией о закупке документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участниках закупки;

    Проведения в отношении участника закупки (юридического лица) процедуры ликвидации, наличия решения арбитражного суда о признании участника закупки (юридического лица, индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии конкурсного производств;

    Приостановления деятельности участника закупки на день рассмотрения заявки на участие в закупке;

    Наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственных внебюджетных фондов за прошедший календарный год , размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

    Несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке;

    Включение в реестр недобросовестных исполнителей работ, услуг;

    Конкурсная комиссия вправе принять решение об отклонении от дальнейшего рассмотрения заявки на участие в закупке при наличии претензионных требований к качеству и срокам выполнения работ, оказания услуг по исполненным (исполняемым) контрактам.

    1.17.4. В ходе оценки заявок на участие в закупке Организатор закупки имеет право требовать от Участника закупки письменных разъяснений по представленной Участником заявки на участие в закупке, дополнительных сведений и документов. При отсутствии ответов от Участника закупки, Организатор закупки имеет право принять решение на основании имеющихся документов.

    Разъяснения, дополнительные сведения и документы не должны изменять условия представленной участником заявки на участие в закупке.

    1.17.6. Участник несет ответственность за достоверность представляемой информации. Организатор закупки оставляет за собой право провести проверку организации.

    1.17.7 По решению Организатора тзакупки выбор исполнителей работ, услуг для может быть проведен в два этапа (процедура пошагового понижения стоимости заявки на участие в закупке).

    1.17.8.Участникам закупки предоставляется возможность добровольно повысить предпочтительность своих заявок на участие в закупке путём снижения первоначальной цены, указанной в заявке на участие в закупке. По решению Организатора закупки процедура пошагового понижения стоимости заявок на участие в закупке может проводиться как в очной, так и в заочной форме.

    1.17.9. О проведении второго этапа Участник закупки будет уведомлен дополнительно в письменной форме.

    1.17.10. Допускается участие в пошаговом понижении стоимости предложений Участников закупки в заочной форме, путем направления в адрес Конкурсной комиссии факсимильного уведомления (письма) об окончательной стоимости заявки на участие в закупке. Уведомления должны быть получены не позднее, чем за один рабочий день до процедуры пошагового понижения стоимости заявок на участие в закупке.

    1.17.11. Участник закупки, участвующий в форме заочного снижения стоимости заявок на участие в закупке в течение 2-х рабочих дней с даты проведения закупки обязан представить в конкурсную комиссию оригинал заявки на участие в закупке (оферту), с указанием цены.

    1.17.12. Если участник закупки решил не участвовать в процедуре понижения стоимости заявок на участие в закупке, то во внимание будет приниматься первоначальная цена, которую этот участник указал в своей заявке на участие в закупке.

    1.17.13.На этапе проведения заочной процедуры понижения стоимости заявок на участие в закупке, сведения о ценах предоставленные участниками по каждому лоту доступны только Организатору закупки.

    1.17.14. Процедура пошагового понижения начинается от минимальной стоимости представленной заявки на участие в закупке (оферты).

    Процедура пошагового понижения стоимости заявки на участие в закупке (оферт) проводится путем снижения стоимости заявки на участие в закупке, представленной участниками закупки, на «шаг понижения».

    «Шаг понижения» устанавливается:

    В размере 5 (пяти) процентов от минимальной стоимости оферты. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене ни один из участников процедуры пошагового понижения не заявил о своем намерении предложить более низкую цену, Конкурсная комиссия вправе установить «шаг понижения» на 0,5% от минимальной стоимости оферты.

    1.17.15. Цена, полученная в ходе процедуры понижения стоимости заявок на участие в закупке, будет считаться окончательным предложением цены каждого участника закупки.

    1.17.16. Если стоимость заявки на участие в закупке Победителя была изменена в процессе торгов, то Победитель в течение 2-ти рабочих дней должен представить в Конкурсную комиссию откорректированную заявку на участие в закупке с учетом пошагового понижения стоимости.

    1.17.17. Победителем закупки признаётся участник, предложивший лучшие условия (стоимость, сроки выполнения, качество) выполнения работ, оказания услуг. Первое место участника только по итогам процедуры понижения стоимости заявок на участие в закупке (минимальная цена) не влечет за собой его гарантированную победу в торгах и обязательное подписание договора с.

    1.18. Действия по итогам закупки

    1.18.1. В течение двух рабочих дней после утверждения результатов закупки, Конкурсная комиссия направляет победителю закупки письменное уведомление о признании его Победителем с приглашением к заключению Контракта на условиях, содержащихся в документации о закупке и его заявке на участие в закупке.

    1.18.2. Если документацией о закупке предусмотрено предоставление банковской гарантии, Победитель предоставляет Организатору закупки банковскую гарантию выполнения условий Контракта в размере согласно требованиям документации о закупке одного из банков-гарантов (или их региональных филиалов, действующих от имени банков), указанных в общих условиях Контракта.

    1.18.3. Непредставление Победителем обеспечения выполнения условий Контракта в установленный срок является достаточным основанием для отмены решения о заключении Контракта с ним. В этом случае Победителем признается следующий Участник закупки, набравший большее количество баллов, или торги признаются несостоявшимися.

    1.18.4. Остальных Участников Организатор закупки (Конкурсная комиссия) уведомляет о результатах закупки в течение 2 рабочих дней после утверждения результатов закупки.

    1.18.5. Заказчик при исполнении контракта имеет право в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом услуг не более чем на 10 % такого объема в случае выявления потребности в дополнительных услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части услуг.

    Требования к заявке на участие в закупке

    Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и копии документов, удостоверяющих личность (для индивидуальных предпринимателей), со сроком выдачи не ранее 30 суток до даты вскрытия заявки на участие в закупке;

    Информация в отношении всей цепочки собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных физических лиц) с подтверждением соответствующими документами (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и иных документов) - по форме 15;

    Информация в отношении всей цепочки собственников субагентов (в случае их привлечения) Участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных физических лиц) с подтверждением соответствующими документами (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и иных документов) - по форме 15;

    Соглашение между участниками коллективной заявки на участие в закупке (в случае подачи коллективной заявки на участие в закупке);

    Перечень разрешительных документов на право выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки (включая лицензии субподрядчиков) - по форме 3;

    Ксерокопии лицензий на право выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки, сертификаты, свидетельства;

    Сведения о финансовом состоянии за последний отчетный период текущего года и за три предшествующих ему календарных года - по форме 4;

    Справка (акт сверки) налогового органа, подтверждающая отсутствие у участника закупки просроченной задолженности по налогам и сборам, по состоянию на последнюю отчетную дату;

    Опыт выполнения аналогичных по характеру и объему услуг за последние три года по форме 5, с обязательным приложением отзывов Заказчиков;

    Сведения о персонале, имеющемся в организации, в т. ч. предполагаемом для оказания услуг по предмету закупки – по форме 6;

    Перечень основных машин и механизмов, имеющихся в организации, в т. ч. предполагаемых для оказания услуг по предмету закупки – по форме 7;

    Список субподрядчиков (в случае их привлечения) - по форме 10;

    Договор (Протокол, Соглашение) о намерениях между Подрядчиком и привлекаемыми субподрядчиками;

    Ведомость материалов и оборудования, поставляемых подрядчиком – по форме 11;

    Сведения о спорах-претензиях (имеются/не имеются) в результате выполнения работ, оказания услуг на объектах «Транснефть» - по форме 14;

    Документы, подтверждающие, что в отношении Участника закупки не проводится процедура банкротства или ликвидации, не проводятся действия о приостановлении деятельности (справки из Комитета о несостоятельности и банкротстве, ИФНС, из Арбитражного суда) или письменное подтверждение Участника закупки по всем рассматриваемым случаям, дата выдачи которых не превышает 30 суток до даты вскрытия заявок на участие в закупке.

    2.4. Цена заявки на участие в закупке

    2.4.1. Цена заявки на участие в закупке должна включать все затраты Участника закупки, связанные с обязательствами по выполнению всех видов работ и услуг по предмету закупки, а также уплату всех налогов, пошлин и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации , в том числе НДС.

    2.4.2. Цена заявки на участие в закупке определяется в текущих ценах на дату подачи заявки на участие в закупке и указывается с точностью до копеек. Расчет цены выполняется по форме 13.

    2.4.3. Стоимость услуг рассчитывается отдельно по каждому объекту, входящему в состав Лота, с учетом всех подготовительных и других работ. В итоговую стоимость услуг по каждому объекту должны войти все налоги и пошлины.

    2.4.4. Перечень и объемы услуг, основные и прочие затраты в обязательном порядке принимаются Претендентом в соответствии с выданным в составе документации о закупке Графиком оказания услуг Организатором закупки и уточняются с учетом опыта выполнения аналогичных услуг.

    2.5 Разъяснения по заполнению документов заявки на участие в закупке

    2.5.1 Заявка на участие в закупке (форма 1)

    Заявка подается от имени организации, приславшей уведомление о намерении участвовать в закупке. В форме указывается полное наименование организации, юридический адрес , номер и наименование Лота (в полном соответствии с извещением о закупке).

    2.5.2. Общие данные (форма 2).

    Указывается полное наименование организации, ее почтовый и местонахождения фактический адреса, e-mail, Web-сайт, банковские реквизиты, номер документа о регистрации и дата выдачи, размер уставного капитала, основной вид деятельности , распределение собственности (акций).

    Форма 2 заполняется также по каждому субподрядчику, а в случае подачи коллективного предложения - по каждому участнику коллективного предложения.

    2.5.3 Перечень лицензий на право осуществления деятельности (форма 3, форма 3а)

    Представляются сведения об имеющихся лицензиях с указанием их регистрационных номеров, свидетельств и сертификатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом и требованиями к подрядным организациям «Транснефть», наименования выдавших органов, видов деятельности, сроков действия, разрешенных территорий деятельности.

    Форма 3 заполняется также по каждому участнику коллективной заявки на участие в закупке и субподрядчику.

    2.5.4 Приложение к форме 3

    Ксерокопии лицензий на право выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки, свидетельств и сертификатов в соответствии с требованиями закона и требованиями, предъявляемыми к подрядным организациям «Транснефть», участника, субподрядчиков и участников коллективной заявки.

    В случае привлечения субподрядных организаций Участник должен предоставить лицензию на осуществление функций Генерального подрядчика (исполнителя работ, услуг) с уровнем ответственности не ниже указанного в Информационной карте лота. Субподрядные организации должны иметь лицензии на заявленные в Форме 10 виды работ с уровнем ответственности не ниже указанного в Информационной карте в документации о закупке.

    2.5.5 Сведения о финансовом состоянии за последний отчетный период текущего года и за три предшествующих ему календарных года (форма 4)

    Представляются сведения о финансовом состоянии Участника закупки за последний отчетный период текущего года и за три предшествующих ему календарных года с указанием внеоборотных и оборотных активов , собственного капитала и краткосрочных обязательств (по статьям баланса), а также годового объема выполненных работ и объема работ, выполненных собственными силами, в тыс. руб.

    2.5.6 Приложение к форме 4

    Представляются копии бухгалтерского баланса (форма №1 по ОКУД) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД) за последний завершенный отчетный период текущего года и за три предшествующих ему календарных года с подтверждением об их получении налоговой инспекцией.

    2.5.7 Опыт выполнения работ, услуг (форма 5)

    Представляются сведения об услугах, выполненных Участником закупки за последние 3 года по работам, услугам, аналогичным по характеру и объему предмету закупки, сведения о текущей загрузке. В форме необходимо указать наименование объекта, параметры объекта, наименование заказчика, период выполнения работ, оказания услуг; объем работ, услуг по проекту в тыс. руб., наименование субподрядных организаций, привлекавшихся на отдельные виды работ, услуг; особые условия выполнения работ и услуг.

    2.5.8 Сведения о персонале, имеющемся в организации, в т. ч. предполагаемом для выполнения работ, услуг по предмету торгов (форма 6)

    Представляются сведения о численности и квалификации инженерно-технического персонала Участника закупки, в том числе руководителей и специалистов по направлениям и профессиям, с указанием общей численности персонала, имеющегося в организации.

    Представляются сведения о численности рабочего персонала Участника закупки, предполагаемого для оказания услуг по заявленному Лоту с указанием разряда (класса).

    Форма 6 заполняется по каждому участнику коллективной заявки на участие в закупке и субподрядчику.

    2.5.9 Перечень основных машин и механизмов, имеющихся в организации, в т. ч. предполагаемых для выполнения работ, оказания услуг по предмету торгов (форма 7).

    Представляются сведения об имеющихся в организации основных машинах и механизмах.

    Представляются сведения по основным строительным машинам и оборудованию участника закупки, предполагаемым для выполнения работ, оказания услуг по заявленному Лоту, с указанием типа, марки, года выпуска, технических характеристик, состояния, права владения. Если строительные машины и оборудование арендованы, то прилагается ксерокопия договора на аренду техники.

    Форма 7 заполняется по каждой единице техники построчно.

    Форма 7 заполняется по каждому участнику коллективной заявки на участие в закупке и субподрядчику.

    2.5.10. Подтверждение согласия с условиями контракта (форма 8)

    Участник закупки должен подтвердить согласие с Общими условиями Контракта.

    2.5.11. Банковская гарантия заявки на участие в закупке (форма 9)

    Приведена форма и порядок оформления Банковской гарантии заявки на участие в закупке.

    2.5.12. Список субподрядчиков (форма 10)

    Представляется перечень привлекаемых субподрядных организаций с указанием видов и стоимости услуг в % от цены заявки на участие в закупке. К перечню в обязательном порядке прилагается Договор (Протокол, Соглашение) о намерениях, подписанный Подрядчиком и привлекаемым (и) субподрядчиком (ками). Если привлечение субподрядчиков не предполагается, в форму следует внести запись: "Субподрядчики не привлекаются".

    2.5.13.Ведомость материалов и оборудования, поставляемых подрядчиком (форма 11)

    Заполняется в соответствии со спецификациями, представленными в Технической части документации о закупке. В случае отсутствия в Технической части документации о закупке ведомости материалов и оборудования, поставляемых Заказчиком, всю поставку берет на себя Участник закупки.

    2.5.15. График выполнения работ (форма 12).

    Сбербанк России ОАО

    «МДМ – Банк» (ОАО)

    АКБ «Металлинвестбанк» (ОАО)

    «Новикомбанк»

    при сумме банковской гарантии до 300 млн. руб. включительно

    «Связь-Банк»

    «РОССИЯ»

    КБ «ИНТЕРКОММЕРЦ» (ООО)

    Форма 1. Заявка на участие в закупке

    Председателю

    Конкурсной комиссии

    Изучив документацию о закупке, _______________________________________

    __________________________________________________________________________

    (полное наименование, юридический адрес Участника закупки)

    предлагает выполнить полный комплекс работ (услуг) по предмету закупки по
    Лоту №__«_____________________»

    за сумму, указанную в форме 13, являющейся неотъемлемой частью настоящей заявки на участие в закупке, с учетом всех налогов пошлин и сборов и в сроки в соответствии с графиком выполнения работ, оказания услуг (форма 12), являющимся неотъемлемой частью настоящей заявки на участие в закупке.

    Мы обязуемся в течение 90 (Девяносто) календарных дней с даты вскрытия конвертов с заявкой на участие в закупке не отзывать свою Заявку на участие в закупке, в течение этого срока оно остается в силе и в любой момент может начать реализовываться.

    (дата)

    (подпись уполномоченного представителя, печать)

    (Ф. И.О. и должность подписавшего)

    Приложение 1 к Форме 1

    Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

    Для начала следует установить, каким способом заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

    Рассмотрим более подробно способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленные положениями Закона о контрактной системе, и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Электронный аукцион

    Начнем обзор с аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом перечень, указанный выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Отметим, что выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

    Закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона, исходя из текста совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 , является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не должна превышать 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

    Открытый конкурс

    Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ст. 48–55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу толкования положений Закона о контрактной системе (ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса, в случае если НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый аукцион)

    Заказчик осуществляет закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения закрытых процедур, в случае если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 85, 86 Закона о контрактной системе.

    Конкурс с ограниченным участием

    В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обес- печения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

    • объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
    • НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

    Данная позиция была также изложена в тексте совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 (на основании действующего ранее аналогичного постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

    Кроме того, это подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решениями ФАС России по делу № К-K-3266 /12/14 от 07.08.2014 , К-527 /14 от 31.03.2014 , в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

    Запрос предложений

    Заказчик вправе осуществить закупку строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения запроса предложений по следующим основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, а именно:

    • в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе);
    • в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

    Таблица .
    Способы определения подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства


    п/п
    Условия осуществления закупки Способ определения подрядчика
    1. НМЦК не превышает:


    2. НМЦК превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
    электронный аукцион; открытый конкурс; запрос предложений
    3. НМЦК не превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    электронный аукцион; запрос предложений
    4. НМЦК превышает:
    для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
    для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
    Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
    конкурс с ограниченным участием
    (если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки); электронный аукцион; запрос предложений

    Запрос котировок и закупка у единственного поставщика

    Заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок, в случае если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

    Дополнительные требования к участникам закупки

    В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Во второй части настоящей статьи рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

    На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

    • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
    • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
    • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
    • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

    Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участнику закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений путем проведения электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования.

    Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении конкурса с ограниченным участием, включают в себя:

    • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс;
    • наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора).

    Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении электронного аукциона, включают в себя наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК (договора), на право заключить который проводится закупка.

    Следует обратить внимание, что заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам таких закупок дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

    Отметим, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, рассмотренным выше, также установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

    Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям.

    Поэтому в случае, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например требование о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (договора), заказчику в полном объеме стоит указать в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

    Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

    В заключение рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований к участникам закупок, более подробно.

    Как мы отмечали ранее, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции объектов капитального строительства, могут быть установлены при проведении электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием. Нередко заказчики при осуществлении указанных выше закупок не устанавливают в документации дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные совместным письмом Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России № АЦ-6139-14 от 21.02.2014 . В соответствии с данным письмом, в случае если к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, заказчик обязан установить указанные требования. Вместе с тем в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг способом, не поименованным в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (например, путем проведения открытого конкурса), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.

    Нередко на практике встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) установлены дополнительные требования к участникам закупки, однако не указано, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие дополнительным требованиям. Так, например, заказчиком может быть установлено дополнительное требование о наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта (договора). При этом в документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо предоставить в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления ФАС России по делу № К-490 /14 от 25.03.2014 .

    Также стоит отметить, что, в случае если заказчиком в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (на основании п. 30 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Несоблюдение заказчиком положения приведенного нормативного акта является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делам № 1309/03, 1310/03 от 07.07.2014 .

    ,
    генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы"

    Закупки в сфере строительства требуют от заказчика и всех их участников не только знания законодательства об организации и проведении закупок, но и способности разобраться в законодательстве о капитальном строительстве, включая многочисленные нормы и правила подзаконных актов. Это порождает большое количество вопросов, разрешить которые, зачастую, непросто. Генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы" ответил на самые злободневные из них.

    Наше учреждение провело аукцион на строительство объекта. На завершающем этапе строительства выяснилось, что необходимость в выполнении ряда работ, указанных в техзадании, отпала, однако стало необходимым выполнить другие работы. При этом подрядчик готов выполнить эти работы, не изменяя стоимость контракта. Можем ли мы в рамках заключенного госконтракта заменить одни работы на другие?

    Артем Барболин

    Нет, заменить предусмотренные контрактом одни работы на другие Вы не вправе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, и не допускают возможность изменения условий контракта в указанном случае. Возможно лишь изменение объемов предусмотренных контрактом работ – только в пределах 10% от первоначального объема, и только при условии, что такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (). Заменять товары, работы или услуги на товары, работы, услуги, не предусмотренные контрактом, недопустимо – в том числе путем заключения дополнительного соглашения.

    Отдельно отметим, что если сводным сметным расчетом предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, то в рамках определенной величины таких расходов заказчик вправе принять дополнительные работы, прямо связанные с предметом контракта. Оформляются эти работы в предусмотренных документацией о закупке и контрактом формах в разделе "непредвиденные затраты". К примеру, в качестве подобного документа может выступать форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" ().

    БЛАНКИ

    Является ли монтаж ограждения (забора) вокруг административного здания возведением объекта капитального строительства? Если нет, то требуются ли разрешение на строительство, разработка проектной документации и наличие у участников размещения заказа допусков СРО?

    Ирина Тругаева

    Для ответа на поставленные вопросы требуется детально изучить нормативно-правовые требования к соответствующим работам, действующим в месте их выполнения.

    Чтобы определить, требуется ли согласование такого строительства, следует рассмотреть локальные нормативные акты. Например, на территории Московской области строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, а самовольная установка ограждений не допускается (ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ " "). Как правило, необходимые нормативные акты можно найти на сайте администрации региона или соответствующего департамента администрации (например, департамента строительства).

    Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон требует сноса незаконной постройки за счет нарушителя (). В случае, если сооружение является объектом капитального строительства и не было получено разрешение на его строительство, нарушитель будет привлечен к административной ответственности: штраф составит для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб., или деятельность компании-нарушителя может быть административно приостановлена на срок до 90 суток ().

    Необходимо определить, является ли ограждение недвижимостью – напомню, ее признаками являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению (). Если возможное перемещение нанесет ограждению незначительный ущерб, то указанное имущество объектом недвижимости, а соответственно, и объектом капитального строительства, не является. В этом случае разработка проектной документации не требуется.

    При решении вопроса о необходимости разработки проектной документации следует также определить необходимость и возможность последующей регистрации объекта недвижимости. Критерии, на которые можно опираться при решении этого вопроса, используются, в частности, в (наличие или отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения, возможность выступать отдельным объектом гражданского оборота и т. п.). Если после возведения объекта его необходимо будет зарегистрировать, то заказчику следует разработать проектную документацию.

    Необходимость наличия у участников закупки выданных саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельств о допуске к выполнению монтажных работ, определяется перечнем работ, включенных в смету на монтажные работы.

    Муниципальному автономному учреждению по договору спонсорской помощи с частной организацией были выделены деньги на строительство вольера. Если мы понимаем правильно, осуществление закупок на средства спонсорской помощи не регулируется законодательством о контрактной системе. Кроме того, Минфин России в письме от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591 отметил, что автономное учреждение обязано руководствоваться положениями , если ему предоставляются денежные средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В рамках какого закона нам проводить торги – Закона 44-ФЗ или ?

    Ярославцева Ирина

    При проведении закупки за счет указанных средств заказчику следует руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ). Исходя из положений , к деятельности муниципальных автономных учреждений по закупке товаров, работ, услуг применяется этот закон. При этом, согласно , при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц распространяются положения 44-ФЗ.

    Учреждению необходимо выполнить работы по капитальному ремонту скатной кровли здания детского сада. Сами работы "устройство кровель" в соответствии с допуска СРО не требуют. Однако при этом в составе работ по смете есть такие работы, как "антисептирование" и "гидроизоляция", для выполнения которых требуется такой допуск. Необходимо ли требовать от участников закупки допуск СРО?

    Анна Иванова

    Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к таким работам правомерно. Это подтверждается и тем, что участники должны соответствовать требованиям законодательства для выполнения работ, которые являются объектом закупки ().

    ФАС России и арбитражные суды также разделяют эту позицию ( , ).

    Учитывая изложенное, в документации может быть установлено как требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО для участников закупки на выполнение конкретных видов работ, так и альтернативное требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО на генподряд (если это предусмотрено документацией, участник закупки вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц для выполнения конкретных работ, к которым нет допуска у участника). Суды указывают, что такое поведение заказчика максимально расширяет круг участников закупки.

    Учреждение провело конкурс на проектно-изыскательские работы. Победитель представил смету, в которой значится, в том числе, оборудование вентиляции с указанием производителя и марки оборудования. Может ли участник закупки включать в состав заявки указания на конкретные марки оборудования и производителей, и обязан ли заказчик отклонить такую заявку?

    Наталья

    Оснований для отклонения подобной заявки нет. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях, предусмотренных (при рассмотрении первых частей заявок) и (при подведении итогов). К таким случаям относятся, в частности, непредставление предусмотренных Законом № 44-ФЗ документов и информации, а также предоставлении недостоверных и несоответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ документов и информации, несоответствие участника аукциона установленным документацией требованиям и т. д. Этот перечень имеет закрытый характер, и установление иных оснований для отклонения заявки в документации об аукционе не допускается.

    Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

    Правительство Москвы
    ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении примерной формы решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*


    Документ с изменениями, внесенными:
    ;
    .
    ____________________________________________________________________

    ________________

    * Заголовок в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 ..


    В целях реализации пункта 3.1.1 Положения о системе закупок города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года N 67-ПП "О системе закупок города Москвы"

    приказываю:

    1. Утвердить примерную форму решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно приложению.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 .

    2. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Данилову А.Л. в трехдневный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его на официальном интернет-сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике (адрес в сети Интернет: www.tender.mos.ru).

    3. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Жукову В.Н. в недельный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его в справочных правовых системах.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Романову О.Н.

    Руководитель Департамента
    Г.В.Дёгтев

    Приложение. Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Приложение
    к приказу Департамента
    города Москвы
    по конкурентной политике
    от 8 апреля 2014 года N 70-01-49/14
    (В редакции, введенной в
    действие приказом Тендерного
    комитета города Москвы
    от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 . -
    См. предыдущую редакцию)

    Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*

    ________________
    *При осуществлении закупки иными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) применение данной формы не требуется

    На бланке организации

    Исх. N ___

    Дата

    ПРИКАЗ


    Об осуществлении закупки
    ________________________
    (наименование объекта закупки)


    В соответствии с ______________ (указываются основания осуществления закупки: наличие в плане-графике, номер правового акта Правительства Москвы (при наличии), поручение Мэра Москвы (при наличии) и иные основания) приказываю:

    1. Утвердить следующие условия осуществления закупки (заполняется по каждому лоту):

    1.1. Объект закупки ___________.

    1.2. Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет ______.

    1.3. Начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы ___________ (в случае, если в соответствии с заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену единицы работы и (или) услуги).

    1.4. Начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) _______________ (в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части).

    1.5. Источник финансирования закупки (бюджет города Москвы, средства бюджетного учреждения города Москвы, внебюджетные источники финансирования).

    Лимит(ы) _____________ и год(ы) финансирования закупки _______, код(ы) КБК ______, код(ы) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) __________.

    1.6. Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг ______________ (в случае осуществления закупки на период более одного года указать основания в соответствии с Правилами принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1071).

    1.7. Размер обеспечения заявки на участие в закупке ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

    1.8. Размер обеспечения исполнения контракта ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

    1.9. Пункт утратил силу - ..

    1.10. Форма, срок и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе размер аванса ________% от цены контракта (в случае, если выплата аванса предусмотрена) и предельные сроки выплаты аванса ____________.

    1.11. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (с указанием обоснования выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) со ссылкой на соответствующие статьи Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

    1.12. Сведения об инновационном характере закупки и ее доли от общего объема закупаемых товаров, работ, услуг (в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг инновационного характера).

    2. Установить, что разделение на лоты производится на следующих основаниях: _______________ (указывается мотивированное обоснование разделения объекта закупки на лоты) - при наличии нескольких лотов.

    3. Утвердить документацию о закупке, состоящую из:

    3.1. Извещения (в случае проведения запроса котировок).

    3.2. Информационной карты.

    3.3. Технической части (проектной документации, спецификации и т.д.).

    3.4. Обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

    3.5. Проекта контракта.

    3.6. Протокола начальной (максимальной) цены контракта.
    (Пункт 3 в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .

    4. Принять к сведению, что на осуществление закупки получены следующие согласования (указываются необходимые согласования):

    4.1. Москомэкспертизы (от ________ N _______, Ф.И.О., должность подписавшего согласование) (приложение____).

    4.2. Распоряжение от ______ N _____ об утверждении проекта и сводного сметного расчета (при осуществлении закупки на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов) (приложение___).

    4.3. Другие (указываются другие требующиеся и имеющиеся согласования) (приложение___).
    (Пункт 4 дополнительно включен приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17)

    ____________________________________________________________________
    Пункты 4, 5, 6 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 5, 6, 7 настоящей редакции - приказ Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .
    ____________________________________________________________________

    5. Ответственным за подготовку к проведению процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (наименование объекта закупки) назначить _________ (Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика).

    6. В случае если закупки относятся к первому уровню:

    ____________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) подготовить и направить в установленном порядке в срок до _____________ в Департамент города Москвы по конкурентной политике заявку на __________ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с утвержденным планом-графиком (закупка N ________ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

    В случае если закупки относятся ко второму уровню:

    _______________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) в срок до _____________ обеспечить в установленном порядке размещение на официальном сайте извещения о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на ______ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с планом-графиком (закупка N _____ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

    7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на __________________ (указывается по решению заказчика).

    Руководитель
    Ф.И.О.


    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс" 

    mob_info