Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности Сумма рыночных цен всех конечных продуктов произведенных

В экономической науке можно встретить такое понятие, как измерители экономической деятельности. Для этого сначала узнаем, что же изучает экономика. Как многие знают ее, что это такое, в курсе. Мы же поговорим об экономике как о научной дисциплине.

Зарождение понятия экономики как науки

Появилась в далекие времена, в древности. Впервые о ней упоминает древнегреческий ученый Ксенофонт еще в 5 в. до н.э. Древние ученые вкладывали в этот смысл способ ведения домашнего хозяйства. Это вполне объяснимо. Почти вся экономика в понимании греческих городов-государств состояла из мелких предпринимателей и торговцев. Ремесленники, крестьяне, строители. Не было крупных государственных корпораций как на Востоке. Это объясняется мягким климатом и отсутствием необходимости консолидироваться для оросительных работ (как на юге) или очистительных (как на севере). Экономика всей страны полностью состояла из мелких лавочников. Некое подобие небольших индивидуальных предпринимателей современности. Такие торговцы и лавочники и есть основные измерители экономической деятельности того времени.

Экономика как наука сегодня

Современная экономика совсем иная, с мощными транснациональными предприятиями и заводами. На современном этапе данная наука подразделятся на макроэкономику, микроэкономику и мировую.

Что такое микроэкономика

Данный термин немного соответствует смыслу первоначального понятия "экономика" в Древней Греции. А именно, это наука, изучающая отдельные хозяйственных субъекты, их взаимоотношения, проблемы и т.д. Другими словами, самостоятельные предприятия внутри экономической сферы страны. Трудности, законодательство, взаимоотношения друг с другом и с государством.

Макроэкономика

Более широкое понятие. Она изучает экономику как всю сферу общественной жизни. рынка труда в целом. Именно в макроэкономике применяются основные измерители экономической деятельности. Они необходимы для полного учета экономической ситуации в государстве.

Измерители экономической деятельности. Обществознание как школьный курс

Величины экономической деятельности дают полную картину процесса производства, распределения, потребления в экономике.

Например, возьмем ситуацию в сельском хозяйстве. Основные измерители экономической деятельности фиксируют количество произведенного молока. В 2010 году страна произвела 500 млн тонн этого продукта (цифра взята для примера и не является показателем этого года по данному продукту). А на следующий год экономисты сообщают, что спад произошел на 20 процентов. Это пример , по которым можно анализировать всю экономическую ситуацию по производству молока. Далее начинают разбираться, какие причины привели к такому резкому падению.

Основными измерителями экономической деятельности являются:

  • Валовой национальный продукт (ВНП).
  • Валовой внутренний продукт (ВВП).

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП

Валовой внутренний продукт - это показатель суммы рыночных цен всех конечных продуктов внутри страны. Что это значит? Возьмем производство автомобилей в качестве примера. Они состоят из множества деталей и агрегатов. Колеса, двигатели, производимые на разных предприятиях. Если данные агрегаты идут как запасные части на рынок, они входят в показатель ВВП. Но если они поставляются на другой завод и из них производится готовый автомобиль, то их стоимость в данный показатель не входит, т.к. в конечную стоимость машин их цена заложена. Это и называется "конечный продукт", т.е. тот, который в готовом виде идет на рынок. Это связано с тем, чтобы искусственно не завышались данные показатели для объективности.

Можно встретить такое понятие, как ВВП на душу населения. Это не что иное, как сумма всех произведенных конечных товаров, поделенная на количество жителей в стране. Но ошибочно полагать, что там, где показатели больше, живут лучше. Качество жизни определяется другими измерителями. Процент безработицы, средний уровень зарплат и пенсий к основным ценам на основную (набор необходимых для выживания продуктов).

Валовой национальный продукт (ВНП)

Измерители экономической деятельности, такие как показатели ВНП, включают сумму конечных продуктов как внутри страны, так и за ее пределами. Например, в Казахстане работает предприятие, зарегистрированное в России. Оно исправно платит все местные налоги, аренды, но прибыль от этого предприятия облагается российскими налогами. Таким образом, показатели производства данного предприятия учитывают показатели ВНП, но не учитывают показатели ВВП. Это более широкое понятие. В валовой национальный продукт уже включен валовой внутренний продукт плюс сумма конечных продуктов за пределами государства.

О макроэкономической ситуации внутри страны больше говорит валовой внутренний продукт (ВВП), нежели Так как от первого зависят рабочие места, уровень производства в стране, а значит, и благоприятный экономический и политический климат. А вот ВНП просто служит показателем дохода бюджета.

Существует также реальный уровень и номинальный уровень экономических показателей. Это актуально сегодня для нашей страны. ВВП, например, измеряется в рублевом эквиваленте, а реальный показатель показывает валютный. Расшифруем это понятие. Уровень ВВП за год, например, 1 млн рублей. В долларах эта сумма составляет 35 тыс. На следующий год ВВП увеличился до 1.5 млн рублей. Номинальный рост - на 50 процентов. Но из-за девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте рост - всего на 1 процент - до 38 тыс. долларов. Это яркий пример манипулирования экономическими показателями.

Описание: тесты составлены к учебникам под редакцией Боголюбова, Городецкой. Предназначены для учителей и учащихся 8-11 классов. Тесты имеют задания разных уровней сложности, рассчитаны на среднестатистического ученика. Автор: Жданова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания Бийской общеобразовательной школы - интерната №3.
Экономика как наука, экономическое развитие, рыночные отношения
Проверочный тест, 11 класс

1. Дайте развернутое определение понятия «экономика»
(хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ; наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им)
2. Какой из вариантов озвучивает основные вопросы экономики?
А) занятость, торговля, рыночное хозяйство
Б) что, как и для кого производить
В) ограниченность ресурсов и экономический выбор
3. Какое понятие скрывается за определением: «Это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами»?
А) микроэкономика Б) макроэкономика В) мировая экономика
4. Проблемы безработицы, бедности и экономического роста являются предметом исследования
А) микроэкономики Б) макроэкономики В) мировой экономики
5. Какое слово пропущено в схеме процесса преобразования объектов природы в предметы потребления
Ресурсы → производство → …………………….(распределение) → потребление
6. Каким словом определяется объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат?
А) обмен Б) предложение В) производительность
7. Что из себя представляет валовой национальный продукт?
А) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года как внутри страны, так и за рубежом
Б) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года на территории страны
В)экономический рост страны с учетом уровня инфляции и уровня жизни нации
8. Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов называется
А) интенсивным ростом
Б) экстенсивным ростом
В) ускорением экономического развития
9. Из перечня укажите первый, самый важный фактор интенсивного роста
А) квалификация работников
Б) рациональное распределение ресурсов
В) научно – технический прогресс
Г) экономия на масштабе
10. Какая фаза пропущена в цепочке экономического цикла?
Экономический подъем → рецессия →………………….(депрессия) → оживление
11. Кто является автором высказывания: «Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
А) П. Буаст, французский лексикограф
Б) Л.Питер, американский писатель
В) Л. Эрхард, немецкий государственный деятель
12. Перечислите не менее трех изменений, произошедших в России в результате реформ при переходе к современной рыночной экономики
(появились коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, вырос частный сектор в экономике, проведена приватизация, ликвидирован дефицит потребительских товаров, развивается конкуренция, свободная экономическая деятельность)
Ключ: 2-б, 3-а, 4-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 11-а

Проверочная работа по обществознанию. 11 класс. Экономика (§ 1-5)
1. Как называется часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику?
А) экономическая теория Б) макроэкономика В) микроэкономика
2. Что не является предметом исследования мировой (международной) экономики?
А) международная торговля товарами и услугами
Б) функционирование отдельных рынков и отраслей
В) обмен в области науки и техники
3. Экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь называется
А) торговля Б) обмен В) производство
4. Как называется сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом?
А) валовой национальный продукт
Б) валовой внутренний продукт
В) бюджет государства
5. Экономический цикл включает следующие стадии: экономический подъем → экономический спад (рецессия) → оживление. Какая фаза пропущена в схеме?

6. Что из перечисленного не является фактором производства?
А) капитал Б) предпринимательские способности В) зарплата сотрудников
7. Как называется форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам?
А) валютная биржа Б) товарная биржа В) биржа труда
8. Ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента (выпускающего) в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
А) акция Б) договор В) облигация
9. В последние годы международные организации признали Россию как страну с каким типом экономики?
А) командной Б) рыночной В) традиционной
10. Как называется доход, который получает предприниматель, сдавая землю в аренду?
А) дивиденды Б) проценты В) рента
11. Затраты предпринимателя на материалы, энергию, трудовые услуги относятся к какой категории издержек?
А) внешние Б) внутренние В) непредвиденные
12. Как называется разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками?
А) издержки производства Б) факторы дохода В) экономическая прибыль
13. Как называется прямой налог с фирмы?
А) налог на добавленную стоимость
Б) налог на прибыль
В) подоходный налог
14. Какова ставка налога на добавленную стоимость, установленная в России в 2004 году?
А) 10% Б)15% В)18%
15. Уставной капитал такой формы организации юридического лица должен быть не менее 100 размеров оплаты труда, капитал делится на доли, а участники несут риск только в пределах стоимости внесенных вкладов, количество участников от 1 до 50 .
А) товарищество
Б) общество с ограниченной ответственностью
В) акционерное общество
Ключ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-депрессия, 6-в, 7-б, 8-в, 9-б,10-в, 11-а, 12-в, 13-б, 14-в, 15-б
9 класс, обществознание
Проверочный тест по теме: «Политика», 9 класс

1. Как называется государство, в котором обеспечиваются права человека и гражданина, государственная власть ограничена правом?
А) демократическое Б) либеральное В) правовое
2. Кто из французских мыслителей сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
А) Ш.Монтескье Б) Вольтер В) Д.Дидро
3. Согласно Конституции РФ исполнительная власть в стране принадлежит:
А) Федеральному собранию
Б) Правительству РФ
В) Президенту РФ
4. Каким словосочетанием определяется скептическое, равнодушное, порой отрицательное отношение к праву?
А) правовое отрицание
Б) правовой нигилизм
В) правовая необразованность
5. Что в переводе с латинского языка означает слово «ассоциация»?
А) общество Б) партия В) объединение
6. Как вы думаете, какой ответ на вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» был самым популярным?
А) нужно, чтобы власть считалась с интересами граждан
Б) нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды
В) нужно, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит в стране, и ответственность за это
7. Россия по форме правления является республикой. Какого типа?
А) президентской Б) смешанной В) парламентской
8. К какому политическому режиму относится данный перечень признаков? Высокая централизация власти, невмешательство в частную жизнь, не требуется преданности режиму, ограниченный и контролируемый плюрализм, незначительная роль парламента, оппозиция под контролем власти, сохраняется свобода экономической деятельности.
А) авторитарный Б) тоталитарный В) демократический
9. В гражданском обществе возникают разнообразные объединения и общественные организации. Укажите те, которые относятся к социальной сфере.
А) союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские кооперативы, ассоциации банкиров
Б) семья, общества защиты прав потребителей, молодежные организации, страховые фонды, спортивные общества
В) союзы деятелей культуры, педагогические общества, сообщества ученых, религиозные объединения
10. Согласны ли вы со следующим утверждением: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.
А) верное Б) неверное
11. Какой возрастной ценз установлен в России для участия в выборах в государственную Думу?
А) 18 лет Б) 21 год В) 35 лет
12. Пользование свободой слова налагает особую ответственность. В каком случае за сказанное можно привлечь к судебной ответственности?
А) если распространяется ложная информация
Б) если звучит клевета
В) если идет пропаганда войны
Г) верно А,Б,В
13. В декабре 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу, в результате которых в Думе оказались представители 4-х партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Назовите четвертую партию, члены которой представлены в Думе.
(Справедливая Россия)
Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-г, 13- Справедливая Россия,

11 класс, текущий контроль
Проверочный тест по теме «Религиозные организации и современные подходы к пониманию права»

1. В каком году был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
А) 1995 Б) 1997 В) 1999
2. Сколько процентов от общего количества верующих в России составляют православные христиане?
А) 50% Б) 65% В) 75%
3. Где производится государственная регистрация религиозных организаций в России?
А) в органах юстиции
Б) в местных органах самоуправления
В) в налоговой службе
4. На основании чего государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации?
А) если цели и задачи организации противоречат Конституции РФ
Б) если устав не соответствует требованиям законодательства РФ
В) если организация нарушает общественную безопасность и общественный порядок
5. Что относится к специфическим правам религиозной организации?
А) религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность
Б) религиозная организация может основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний
В) религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей, а также имеют право устанавливать международные связи
6. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915 Б) 1948 В) 1975
8. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
9. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации Б) Государственную Думу В) Правительство РФ
10. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней Б) 1 месяца В) 21 дня
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-а
8 класс, обществознание
Текущий контроль. Проверочный тест (§ 4-6)

1. В 6 параграфе приводился интересный факт из биографии Януша Корчака. А чем занимался этот известный поляк?
А) он был министром иностранных дел Польши
Б) он был педагогом и детским врачом
В) он был организатором антифашистского движения в Польше
2. Каким словом определяется внутренний самоконтроль человека?
А) честь Б) воля В) совесть
3. Как называются все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять?
А) общественный долг
Б) моральный долг
В) личная ответственность
4. Кому принадлежит данное высказывание: «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»?
А) М. Горькому Б) Д. Лихачеву В) А. Солженицыну
5. В чем, по мнению авторов учебника, состоит уникальность русской культуры?
А) в большом количестве действующих музеев
Б) культура является многонациональной
В) русская культура способна заимствовать лучшее в мировой культуре
6. Моральная ценность, в которой выражается чувство любви к Отечеству забота о его интересах и готовность защищать от врагов
А) гражданственность Б) патриотизм В) бесстрашие
7. Мораль – это что такое?
А) ценности, признаваемые человеком в качестве важных и значимых
Б) особые духовные правила, регулирующие поведение человека
В) признание достоинства и самоценности личности
8. Что в дословном переводе с латинского языка обозначает слово «культура»?
А) «возделывание, обработка почвы»
Б) «образованность и воспитанность»
В) «особь, создающая шедевры»
9. В чем, по мнению обществоведов, выражается главное проявление любви?
А) в бескорыстном служении
Б) в умении понимать другого человека
В) в желании пожертвовать всем ради любви
10. Согласны ли вы с мнением: «Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, насилия, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно – журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами»?
А) да Б) нет
11. Перечислите качества по – настоящему интеллигентного человека. Каким он должен быть?
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-б, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

Обществознание, 8 класс. Проверочная работа
1. Укажите группу примеров, которая иллюстрирует материальные потребности человека
А) труд, образование, охрана здоровья
Б) чтение книг, посещение театра, путешествия
В) еда, одежда, жилище
Г) любовь, уважение, лидерство, самоуважение
2. Закончите мысль логически правильным вариантом: «Потребности людей…»
А) ограничены Б) безграничны
В) зависят от уровня доходов Г) невозможно удовлетворить
3. Что является одной из главных экономических проблем современного общества?
А) ограниченность ресурсов Б) нехватка наличных денег
В) отставание многих стран в развитии Г) отсутствие экономии в жизни
4. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть:
А) предметами потребления Б) средствами потребления
В) денежными накоплениями Г) экономическими благами
5. Согласны ли вы с утверждением: «Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребности людей»
А) верное Б) неверное
6. Какая фраза из предложенных является неточной?
А) все религии на территории нашей страны являются равноправными
Б) государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
В) в современной России церковь является частью государственных управляющих структур
Г) российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования
7. Какая из названных религий не относится к мировой?
А) буддизм Б) конфуцианство В) христианство Г) ислам
8. Альберт Эйнштейн был известным ученым в области:
А) физики Б) химии В) биологии Г) математики
9. Какой император своим указом от 8 февраля 1724 года учредил Российскую академию наук?
А) Алексей Михайлович Б) Екатерина II В) Петр I Г) Николай I
10. Ученик, закончивший 9 классов, получил:
А) начальное образование Б) общее основное образование
В) среднее (полное) общее образование
Г) начальное профессиональное образование
11. Каким словом определяется процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации?
А) наука Б) воспитание В) образование Г) опыт
12. Что считается «золотым правилом морали»?
А) «за любым преступлением обязательно последует наказание»
Б) «возлюби ближнего своего как самого себя»
В) «своя рубашка ближе к телу»
Г) «не делай другому того, чего себе не желаешь»
Ключ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-г, 7-б, 8-а, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г

Макроэкономические измерители

1. Валовой внутренний продукт - это

a) совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами

b) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства

c) схема доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год

d) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств

2. Сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом - это

a) валовой внутренний продукт

b) валовой национальный продукт

c) национальный доход

d) личный доход

3. Верны ли суждения о валовом национальном продукте (ВНП)?

А. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных.

Б. Учет продажи только конечных продуктов позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения неверны

4. Часть валового внутреннего продукта за вычетом средств на амортизацию образует

a) чистый внутренний продукт

b) национальный доход

c) располагаемый личный доход

d) личный доход

5. Если величина валового внутреннего продукта в расчет на душу населения сокращается, то

a) уровень благосостояния граждан падает

b) уровень благосостояния граждан повышается

c) уровень благосостояния граждан не изменяется

d) снижены темпы роста населения

6. Показателем уровня жизни народа является ВВП на душу населения. Как вычислить этот показатель?

a) разделить ВВП страны на количество граждан

b) умножить ВВП страны на количество граждан

c) он равен среднему прожиточному минимуму на душу населения

d) вычесть из суммы ВНП сумму ВВП страны

7. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это

a) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год как внутри страны, так и за рубежом

b) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год внутри страны

c) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год за рубежом

d) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных иностранными производителями на территории данного государства за 1 год

8. Экономический рост - это длительное увеличение

a) номинального ВНП в абсолютных значениях

b) реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

c) номинального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

d) реального ВНП на душу населения

9. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?

a) к экстенсивному

b) к интенсивному

c) к прогрессивному

d) к традиционному

10. Вычислите темпы роста страны, если ее реальный ВВП за текущий год составил 205 млрд. долларов, а за предыдущий - 200 млрд. долларов

_____________________

11. К интенсивному типу экономического роста относится

a) освоение новых земель

b) расширение производства за счет строительства новых объектов

c) повышение квалификации работников

d) вовлечение неиспользованных ресурсов

12. В стране Р. на протяжении ряда лет происходит увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на каждого жителя страны. Такое явление называется

a) экономическим развитием

b) экономическим ростом

c) экономическим циклом

d) экстенсивным развитием

13. Верны ли следующие суждения о ВВП?

А. По показателю ВВП на душу населения можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран.

Б. В ВВП включаются все виды деятельности, даже те, налоги с которых не платятся.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения не верны

14. В стране К. произошли кардинальные изменения в хозяйственной жизни, вырос удельный вес промышленного производства, возросла численность городского населения. Такие процессы свидетельствуют о

a) экономическом росте

b) экономическом развитии

c) специализации

d) разделении труда

15. Номинальный валовой национальный продукт измеряется

a) в рыночных текущих ценах

b) в мировых ценах

c) в иностранной валюте

d) в сопоставимых ценах

16. Что из перечисленного не учитывается при подсчете ВНП? Указать все верные ответы

a) стоимость услуг, предоставляемых в течение года

b) стоимость конечных товаров

c) непроизведенные сделки

d) стоимость промежуточных товаров

17. Какая из перечисленных операций домохозяйств включается в состав ВНП?

b) все перечисленное верно

c) покупка подержанного автомобиля

d) покупка ценных бумаг

18. Если импорт по своей величине превышает экспорт, то ВНП при этом

a) не изменится

b) нельзя дать точного ответа

c) снизится

d) повысится

19. Что из перечисленного не включается в состав ЧНП?

a) первичные доходы

b) амортизационные отчисления

c) косвенные налоги

20. Национальный доход отличается от ЧНП на величину

b) дивидендов

c) косвенных налогов

d) амортизационных отчислений

Ключ----------

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели молено разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель объема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

mob_info