Основополагающими институтами международного валютного права являются. Международное валютное право как подотрасль международного финансового права. Понятие валютных институтов. Их цели

Совокупность международно-правовых норм, касающихся правил конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов и т.п., составляет нормативный блок, который можно назвать международным валютным правом. В таком понимании международное валютное право – публично-правовой институт, институт международного финансового права.

В силу международно-правового обычая государства имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег – национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги – это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным ("невидимым") деньгам. К безналичным относятся деньги на текущих банковских счетах, которые служат основой чекового обращения, а также расчетов посредством кредитных (дебетовых) карточек. В наше время происходит становление денег будущего – "электронных денег", движение которых регулируется посредством компьютерных программ.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой – или даже вместо нее – определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность:

  • а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;
  • б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно – без всяких ограничений – могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом – с прямыми и портфельными инвестициями. Однако как было показано выше, путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые – полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока является китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в центральном банке или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт. Такое требование авансирования импорта увеличивает стоимость иностранной валюты по сравнению с ее прямой покупкой на свободном валютном рынке;
  • прямое распределение правительством или центральным банком иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение центрального банка на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи центральным банком иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его.

На частноправовом уровне валютные сделки (как правило, в форме купли-продажи иностранной валюты) совершаются либо на межбанковском рынке, либо на валютных биржах. Соответственно регулируется порядок таких сделок законодательством о банках и банковской деятельности, о биржах и биржевой деятельности, гражданскими и торговыми кодексами, законами о валютном регулировании, актами центральных банков, подзаконными актами. Весь этот законодательный массив в разных странах постепенно унифицируется и гармонизируется. Международный валютный рынок носит децентрализованный характер: сделки совершаются биржами и банками по унифицированным правилам.

Валютные биржи представляют собой предприятия, которые предоставляют площадку и услуги по совершению купли- продажи валюты – преимущественно со спекулятивными целями. Наиболее известны валютные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, Сингапура, Гонконга, Франкфурта-на-Майне, Цюриха, Парижа, Брюсселя.

Масштабы валютных спекулятивных операций в наше время огромны. Большие закупки и (или) продажи иностранной валюты способны сильно повлиять на курсовое соотношение валют и их стабильность, что ударяет по экономике отдельных стран и даже регионов мира. В последнее десятилетие спекуляциями на биржах стали заниматься и банки, что, по мнению экспертов, послужило одной из причин финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Как следствие, рассматривалось даже предложение ввести глобальный налог на спекулятивные операции банков, но оно не нашло поддержки.

Межбанковский валютный рынок обеспечивает круглосуточную куплю-продажу валюты для текущих нужд банков, для финансирования проектов с участием банков, предоставления займов и т.п. Масштаб валютных сделок составляет порядка 3 трлн долл, в день. Сделки купли-продажи валюты банками совершаются по согласованным правилам и могут предусматривать: а) немедленную поставку валюты (т.е. на второй рабочий день со дня заключения сделки; такие сделки называются сделками "спот"); б) срочные поставки валюты – по форвардным сделкам (например, по сделкам "своп", когда одновременно, единой сделкой, покупается одна валюта и продается другая). Курсовое соотношение валют по сделкам "спот" и форвардным сделкам – различно.

Как правило, у каждого крупного банка имеется банк- корреспондент за рубежом (или несколько таких банков-корреспондентов) и на основании межбанковского договора в банке (банках)-корреспондентах открываются счета по каждой иностранной валюте. Такие счета называются счетами "ностро" (nostro – "наш").

Центральные банки нередко повышают процентные ставки, чтобы привлечь иностранную валюту в страну, а это, в свою очередь, сказывается на внутреннем обменном курсе.

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

1. Понятие и источники международного валютного права

Международные валютные отношения являются важной частью системы международных экономических отношений. Сегодня практически невозможно представить международное экономическое сотрудничество во всех его направлениях (торговое, производственное, научно-техническое, инвестиционное и т. п) без использования валюты. Как известно, валюта - это денежные единицы стран, участвующих в международном экономическом сотрудничестве. Национальная валюта отдельных государств имеет международную стоимость, которая отражается в ее валютном курсе (доллар США, евро) в денежных единицах данной страны.

Доминирование той или иной валюты в международных экономических отношениях - это важный вопрос, который решается в остром соперничестве отдельных государств или их групп. Так, еще в 1979 г. стала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), которая включала восемь из десяти стран ЕЭС (кроме Англии и Греции). Сначала эта система базировалась на марке ФРГ как противостояние доллару США. Позже основой ЕВС стала Европейская валютная единица - ЭКЮ.

Валютные отношения между странами - участницами бывшего СЭВ базировались на переводному рубли, а также в национальных валютах стран бывшей системы социалистических стран.

Решения валютных проблем в определенный образ влияет на решение не только экономических, но и сугубо политических вопросов. Так, вопрос вступления или не вступления Италии в ЕВС стало причиной изменения в 1978 г. в ней правительства. Вопрос об определении позиции Англии в ЕВС тоже стало причиной острых дискуссий в ее правительстве и парламенте в 1981-1983 гг.

Сравнительно недавно, в сентябре 1992 г., возникли острые политические баталии в ряде стран ЕВС по поводу ратификации Маастрихтского договора. Как известно, он был подписан в декабре 1991 г. в голландском городке Маастрихт представителями 12 стран ЕВС. Ратификация договора в 1992 г. предусматривала создание политического и валютно-экономического, а в будущем - и оборонного союза нового качества, который должен опираться на общую денежную единицу - экю. Но в странах ЕВС к этому относились далеко не однозначно. Греция и Ирландия как чуть беднее страны были за ратификацию договора, поскольку в его пределах они могли значительно улучшить свое экономическое положение. Дания сделала заявление, что ею договор будет ратифицирован только при условии, если его ратифицируют все 12 государств-участников. ФРГ в этой ситуации вела себя спокойно, а во Франции проводился даже специальный референдум по этому поводу.

На международные валютные отношения существенно повлиял факт введения в Европе с 1 января 1999 г. единой денежной единицы - евро.

В то время произошла фиксация евро в безналичных расчетах стран - участников нового валютного союза. Для всех субъектов хозяйственной жизни 12 стран - членов этого союза (Австрии, Бельгии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Германии, Португалии, Финляндии и Франции) были введены параллельные расчеты в евро. Платежи в этой валюте осуществлялись для предприятий в форме безналичных переводов, для частных лиц - чеков. На начало 2002 г. на евро приходилось 20 % мирового валютного оборота, а совокупная доля резервов, номинированных в евро, составила около 13 %.

Следует отметить, что названные страны поставили к евро жестко фиксированные требования. Прежде всего, дефицит бюджета этих стран не должен превышать 3 % внутреннего валового продукта, а годовая инфляция - средний уровень инфляции в трех странах ес с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3 %) более чем на 1,5 %. Кроме того, страны, которые перешли на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем. Стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами Евросоюза рассматривались как главный критерий готовности перехода стран к единой валюте на первом этапе ее введения.

Введение единой европейской валюты - серьезное противодействие доминированию в международных валютных отношениях американского доллара. Введение евро показало, что во многих странах, прежде всего европейских, его курс был значительно выше в 2002-2003 гг., чем курс доллара США.

Не только европейские страны, но и даже центральные банки азиатских стран, что, как известно, владеют 40 % мировых валютных запасов, заявили о замене большой части долларов на евро. Это довольно значительные суммы. Так, например, Китай, валютные резервы которого составляют 144 млрд долл. США, заявил, что в течение трех лет треть их заменит на евро. Несколько похожими были заявления Японии, Тайваня и других стран.

Наличные расчеты в евро, прежде всего в странах Евросоюза, начались уже в январе 2002 г. 300 млн граждан 12 стран - членов Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция заявили, что будут пользоваться собственной валютой) осуществляют в настоящее время все расчеты в единой европейской денежной единицы. Изъятые из оборота в соответствующих странах бельгийские, французские и люксембургские франки, немецкие и финские марки, испанская песета, ирландский фунт, итальянская лира, голландский (голландский) гульден, португальское эскудо, австрийский шиллинг и греческая драхма. Однако обменивать деньги на евро центральные банки этих стран еще в течение 10 лет. А вообще введение евро - очень большая работа, ведь было напечатано 14,5 млрд банкнот стоимостью 640 млрд евро и отчеканено 50 млрд монет. Так, подсчитано, если, сложить все бумажные евро в длину, то получим ленту, которая 4 раза достигнет Луны и вернется обратно.

Если вести речь об Украине, то она, как и другие страны, осуществлять расчеты в евро. Это объясняется тем, что на торговлю нашего государства, прежде всего с европейскими странами, приходится значительная доля нашего внешнего торгового оборота. С этой целью банковские учреждения Украины уже открыли счета в евро, а также конвертируют в этой валюте сбережения. Приняты также меры по формированию в евро валютных резервов Национального банка Украины.

Важность валютных отношений, в свою очередь, обуславливает важность международного валютного права.

Международное валютное право зародилось на основе международного публичного и международного частного права. Его современное развитие связано с расширением и углублением международного экономического сотрудничества.

В отечественной и зарубежной юридической науке еще не выработана четкая название этой правовой отрасли, нормы которой регулируют международные валютно-финансовые отношения. Кроме названия «международное валютное право», в отношении этой отрасли еще употребляют термины «международное финансовое право», «международное валютно-финансовое право», «международное финансовое и валютное право», «право международных платежей и кредитов» и прочее. Однако само название «международное валютное право» в данном случае является наиболее удачной и точной.

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения. Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или других субъектов. К валютным средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и другие), в иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, купоны, боны, золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. о переходе стран - членов Международного валютного фонда в багатовалютної системы).

Изложенное выше дает основания сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права имеют свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения международных организаций, судебная и арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенное источник международного валютного права.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие международного валютного права;
  • роль международного валютного права в современных условиях;
  • предмет и методы международного валютного права;
  • статус субъектов международного валютного права;
  • источники международного валютного права;
  • соотношение международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

уметь

  • применять акты международного валютного права;
  • определять общественные отношения, подлежащие регулированию международным валютным правом;
  • определять права и обязанности субъектов международного валютного права;
  • применять источники международного валютного права;
  • разграничивать объекты правового регулирования международного валютного права и валютного права Российской Федерации;

владеть

  • навыками консультирования по вопросам применения норм международного валютного права;
  • методами анализа актов международного валютного права;
  • навыками правовой экспертизы норм международного права, регулирующих валютные отношения.

Понятие международного валютного права и его роль в современных условиях

В условиях мирового финансового кризиса возрастает значение международного валютного права, регулирующего международное сотрудничество государств в валютной сфере и содержащего международно-правовые принципы и нормы, регламентирующие деятельность государств по координации их действий в области валютных отношений.

Имевшие место в прошлом и ныне существующий кризисы обострили потребность в более эффективном правовом регулировании мировой экономики и обслуживающих ее международных валютно-финансовых отношениях как на государственном, так и на международном уровнях и доказали потребность в усилении многосторонних механизмов такого регулирования. В первую очередь требуется четкое правовое регулирование тех валютных отношений и операций, которые затрагивают интересы всех или большинства стран.

Международное финансовое (валютное) право должно сыграть положительную роль в своевременном выявлении надвигающихся кризисов, их предупреждении и преодолении возможных отрицательных последствий.

В условиях интеграции государств в мировую валютную систему усиливается роль международного валютного права, поэтому оно будет все больше утверждаться на региональном и универсальном уровне, что связано в том числе со стремлением многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой устранить трудности, связанные со своими платежными балансами, и решить проблемы возврата по иностранным кредитам.

Для достижения этой цели необходимо эффективно использовать все международно-правовые средства, методы и механизмы международно-правового регулирования трансграничных перемещений иностранной валюты.

В трудах ученых были предложены разные наименования отрасли, регулирующей международные валютно-финансовые отношения: международное валютное право, международное финансово право, международное валютно-финансовое право, международное финансовое и валютное право, валютно-банковское право и т.д. Но наиболее часто в последнее время используется термин "международное финансовое право", который, по мнению ряда авторов, больше других подходит для данной отрасли, поскольку понятие "финансовые отношения" является более широким по своему содержанию, чем понятие "валютные отношения". Необходимо отметить, что содержание валютного права по-разному воспринималось и воспринимается доктриной. Общая цель различных концепций международного финансового права состоит в том, чтобы установить согласованный подход к регулированию многообразных валютно-финансовых отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

Довольно большая группа юристов-международников придерживается концепции отнесения комплекса валютных норм к системе международного финансового права, либо выделяя в его рамках подотрасль "международное валютное право", либо рассматривая комплекс норм, регулирующих валютные правоотношения, в качестве особого института международного финансового права (Л. П. Ануфриева, Л. И. Волова, И. И. Лукашук, Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, В. М. Шумилов).

Е. А. Ровинский еще в середине XX в. поднимал вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли и определял международные финансовые отношения как межгосударственные отношения, а международные валютно-кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права признавал посредниками в отношениях государств .

И. И. Лукашук считает, что именно ввиду преобладания в системе финансовых правоотношений валютных отношений ряд авторов эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом .

Г. М. Вельяминов придерживается наименования "международное валютно-финансовое право", но и регулирование международных валютно-кредитно-платежных взаимоотношений государств рассматривает в системе международного торгового права. Далее он еще раз подтверждает, что включает международные валютные отношения в международное торговое право, а международное валютное право наряду с другими комплексами норм вводит в систему международного финансового права .

В. М. Шумилов в более ранних работах признавал международное валютное право вначале отраслью, потом подотраслью международного финансового права, а позже квалифицировал его как институт международного финансового права. Он отмечал, что применительно к международной валютной системе можно констатировать: комплекс международно-правовых норм в ней заметен и является приоритетным. Эти нормы и составляют международное валютное право как институт международного финансового права .

Он особо отмечал факт смешения отраслей международного финансового и валютного права: "Движение товаров и услуг сопровождается транснациональным движением валютнофинансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует международное финансовое право (как отрасль международного экономического права), иногда называемое международным валютным правом" . При этом он считает, что название "международное финансовое право" является более правильным, чем используемый в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

С точки зрения Л. П. Ануфриевой, "международное финансовое право выступает одной из динамично развивающихся подотраслей современного международного экономического права" . Она включает комплекс норм, регулирующих валютные отношения, в систему международного финансового права.

В то же время автор отмечает, что "валютное право" выделяется и в отечественной, и в зарубежной доктрине и поэтому следует провести соотношение "валютного права" с "международным финансовым правом". По ее мнению, нужно брать во внимание "ключевые аспекты понимания существа явления, именуемого “международным валютным правом”" .

О. А. Сафина на основе анализа особенностей международного валютного права приходит к заключению, что "его следует рассматривать в качестве института международного финансового права" .

Е. Е. Иванова включает международные валютные отношения в виды международных финансовых отношений, но при этом считает, что "международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом" .

Некоторые ученые (Л. А. Лунц, А. Б. Альтшулер, В. И. Лисовский) именуют совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные валютно-финансовые отношения, международным валютным правом. Они рассматривают международные кредитно-денежные и расчетные отношения именно как институты международного валютного права .

Благодаря их усилиям в 70–80 гг. XX в. активизировались усилия юристов по разработке концепции международного валютного права.

Непосредственно проблемами международного финансового (валютного) права занимался А. Б. Альтшулер, который отождествлял понятия "валютные отношения" и "финансовые отношения" и сделал ценный вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права.

Он обратил внимание на специфический характер его предмета, а именно регулирование правоотношений с валютой и валютными ценностями, и обосновал необходимость объединения в отрасль международного валютного права норм международного и национального права .

Актуальность проблемы совершенствования регулирования международных валютных отношений отмечалась отечественными учеными еще в 60–70 гг. XX в.

В. И. Лисовский считал, что международные финансовые отношения являются разновидностью международных экономических отношений, но при этом они обладают четко выраженными характерными особенностями и могут именоваться международным валютным правом .

В систему международного финансового права включают совокупность норм, регулирующих международные валютные отношения, и известные французские юристы Д. Карро и П. Жюйар. Они указывают, что "предпочтительнее говорить о международной валютной и финансовой системах, при этом первая больше затрагивает межгосударственные интересы, вторая – частные интересы" .

Известный немецкий ученый В. Ф. Эбке определяет место норм международного валютного права в системе международного финансового права, но, с его точки зрения, международное финансовое право является комплексной частно-публичной правовой отраслью и основу его составляют международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционного права .

С таким утверждением согласиться нельзя, поскольку автор смешивает две самостоятельные правовые системы: международное публичное право и международное частное право.

На самом деле предмет международного валютного права составляют правоотношения между публичными лицами, возникающие по поводу их действий в международной валютной системе, и правоотношения между публичными лицами, касающиеся национальных и иностранных валют, прежде всего определения валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют.

Подобной позиции придерживается и другой зарубежный юрист Р. С. Рендел. Он определяет "международное финансовое право как совокупность частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих отношения по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты" . С такой оценкой согласиться нельзя.

По нашему мнению, к сфере международного финансового права нужно относить только публичные отношения, а частноправовые входят в предмет регулирования международного частного права, в котором, как известно выделяется институт "правовое регулирование международных финансовых и расчетных отношений".

Точки зрения о смешении норм публичной природы и частной природы при регулировании международных финансовых (валютных) отношений придерживается и Дж. Нортон. Он отмечает, кроме того, тесную взаимосвязь норм сложного комплекса soft law с обязывающими международными договорами, актами национального законодательства. При регулировании этих отношений он особо выделяет комплексный характер норм права, проявляющийся в том, что "исследуемые связи регламентируются отраслями, принадлежащими к различным системам права: международной и национальной" .

Третья группа ученых (Ю. М. Колосов, E. С. Кувшинов, М. В. Кучин) придерживается мнения, что отсутствует необходимость разделять две отрасли права – международное финансовое право и международное валютное право – и поэтому следует говорить о едином валютно-финансовом праве .

В настоящее время некоторые ученые высказывают мнение о потенциальной возможности обособления правовых норм, регулирующих валютные отношения в самостоятельную отрасль права .

Так, например, Б. Ю. Дорофеев, Η. Н. Земцов, В. А. Пушин выдвигают тезис о становлении самостоятельной отрасли права – валютного права, тем более что в зарубежной науке и практике подобные структуры права уже давно выделяются. Эти ученые представляют валютное право как отрасль российского права и указывают, что валютное законодательство РФ к 1999–2000 гг. достаточно прочно обособилось от других отраслей законодательства .

В. И. Давлиева также пишет о формировании, но уже международного валютного права .

Необходимо отметить, что есть основания в пользу такой позиции, а именно: особенность валютных отношений, свидетельствующая об их самостоятельном характере, а также то, что валюта в большинстве государств является особой и неотъемлемой составной частью экономики, и то, что валютные отношения уже обособились от других видов отношений.

Действительно, валютные правоотношения имеют значительное сходство с финансовыми правоотношениями.

В перспективе, учитывая темпы разработки международноправовых валютных документов, специфику и огромную значимость регулируемых международным валютным правом отношений, возможна ситуация с выделением валютного права в качестве самостоятельной отрасли.

С нашей точки зрения, в современный период, характеризующийся валютной интеграцией государств, происходит заметное развитие важного института международного финансового права – международного валютного права, эволюция которого происходит под воздействием объективных объединительных процессов на глобальном и региональном уровнях, особенно заметных на фоне того, что международное финансовое право представляет собой подотрасль международного экономического права, однако, к сожалению, на сегодняшний день содержание института международного валютного права полностью не определилось.

Специалистами сформулировано несколько определений международного валютного права, которые носят общий характер и не отражают всех характерных признаков этого специфического института международного права. Наиболее часто встречающееся определение таково: международное валютное право – это отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных валютных отношений.

В связи с вышеприведенными разночтениями в оценке следует решить вопрос о юридической сущности международного валютного права и дать ему оценку, тем более что развитие этого института международного финансового права происходит весьма активно, поскольку ускоряется и увеличивается объем движения товаров и услуг на мировых рынках, сопровождающееся транснациональным продвижением валютно-финансовых потоков, отражающихся в национальных платежных балансах.

Целью международного валютного права является также устранение препятствий для межгосударственных валютных операций. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов субъект, объект и содержание.

  • См.: Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Сов. государство и право. 1965. № 2. С. 66.
  • См.: Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть / И. И. Лукашук. М.: БЕК, 1997. С. 199.

В национальном и международном праве, связанном с валютными отношениями, складывается комплекс норм, относящихся к различным отраслям права, но обладающих общей спецификой. Все они регулируют отношения с валютой. К валюте РФ относят денежные знаки в виде банкнот Центрального банка РФ, которые находятся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим валюты РФ определен ст. 75 Конституции РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27-34 Закона о ЦБ РФ, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории России. В зависимости от способа расчетов валюта РФ подразделяется на наличную и безналичную (ст. 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Термин «валюта» имеет два значения: во-первых, это денежная единица государства, во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Когда речь идет о финансовых правоотношениях, термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. Любое государство регулирует валютные отношения исходя из своих экономических задач и политических целей, которые на каждом этапе развития общества могут меняться. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализма, что нашло свое отражение и в законодательстве. С учетом отнесения валютного регулирования к исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) систему валютного законодательства составляют Конституция РФ; международные договоры России: акты валютного законодательства и иные федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Осуществление валютной деятельности государства требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления, т.е. закрепления прав, обязанностей, ответственности субъектов валютных отношений. Именно в этом и заключается предназначение и роль валютного права.

Валютное право входит в систему финансового права как се подотрасль. Валютное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих отношения, которые возникают в процессе организации внешнеэкономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Валютное право закрепляет структуру валютного рынка, распределение компетенции его участников в данной области и на основе исходных норм регулирует их правоотношения.

В валютном праве преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму. Диспозитивные правовые нормы здесь используются довольно редко.

Следовательно, предмет валютного права - отношения, возникающие в сфере осуществления государством или уполномоченными им органами валютного регулирования на территории РФ в целях реализации своих задач. Отношения в сфере осуществления валютного контроля - это деятельность органов валютного контроля и его агентов, которая признается и гарантируется Конституцией РФ и направлена в первую очередь на защиту государственных интересов. По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвсностью валютного рынка, его структурой.

Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:

зашита валюты РФ;

право собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на валютные ценности;

порядок регулирования внутреннего валютного рынка РФ;

правовой режим счетов резидентов в иностранной валюте;

валютные операции, совершаемые резидентами в Российской Федерации;

правовой режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;

валютные операции, совершаемые нерезидентами в Российской Федерации;

функции и полномочия органов валютного регулирования.

Регулируя эти отношения нормы валютного права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов валютного контроля, резидентов и нерезидентов. Формирующееся валютное право отражает новые экономические и политические реалии пашей страны.

Именно таким образом в ст. 2 Закона о валютном регулировании говорится о сфере действия этого закона и характере отношений, регулируемых законом. Главное, на что направлен указанный закон - это установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля. Вторая группа задач связана с установлением объема прав и обязанностей органов власти и тех, на кого они воздействуют - резидентов и нерезидентов. В-третьих, закон определяет сферу регулирования, которая включает в себя отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования. В-чствсртых, указан вид самих объектов валютного регулирования. К ним отнесены валютные ценности и российская валюта и внутренние ценные бумаги.

Валютное регулирование направлено на упорядочение отношений между субъектами валютной деятельности. Причем одной стороной таких отношений всегда выступает субъект, наделенный власт-ными полномочиями.

В определенных ситуациях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены коммерческие банки. Они в этом случае имеют статус уполномоченных банков. Такое право делегировано государством уполномоченным банкам, подобно тому, как многие бюджетные учреждения наделяются государством полномочиями по осуществлению ряда публичных функций.

Валютное регулирование связано с определенным объектом, по поводу которого формируются, изменяются и прекращаются соответствующие правоотношения. Этот объект имеет определенный законодательством режим. Прежде всего, это касается валюты, под которой понимаются денежные знаки нашей страны или других государств, при условии, что они находятся на территории страны или у резидентов РФ за рубежом. Денежные знаки России подпадают под режим валютного регулирования только в ситуации, когда они находятся у нерезидентов или перемещаются через таможенную границу. Таким образом, отношения по поводу россий- ской денежной единицы регулируются нормами валютного права и нормами другого правового института - эмиссия денег и денежное обращение.

Метод валютного права - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, составляющие предмет данной подотрасли как раздела системы финансового права. Основной метод валютного права - властно-стоимостный, он имеет императивный характер и включает предписания, дозволения, запреты, а также гарантии и обусловлен комплексным характером отношений, составляющих предмет финансового права.

Сегодня финансово-правовому регулированию в целом и валютному регулированию, в частности, свойственны и иные методы: ре-комендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение.

Правовые институты в рамках валютного права включают:

совокупность норм права, регулирующих роль и место Центрального банка РФ как основы валютного контроля;

совокупность норм права, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами;

совокупность норм права, регулирующих права, обязанности и гарантии резидентов и нерезидентов;

совокупность норм права, регулирующих ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, до-зволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Комплексный характер предмета валютного права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом за счет других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диспозитивный.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

О"1" имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются в соответствии с принципами:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Этот принцип означает отказ от ранее использовавшегося разрешительного метода регулирования валютных операций и переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования в от-ношении субъектов валютных правоотношений для их стимулирования или дестимулирования к совершению тех или иных валютных операций. Основным экономическим методом, закрепленным в Законе о валютном регулировании, можно признать обязательное резервирование.

В то же время все закрепленные в Законе о валютном регулировании меры по своей сути продолжают оставаться административными.

Так, к сожалению, данный закон не рассматривает в качестве мер валютного регулирования традиционно относимые к ним в экономической литературе действия Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций в соответствии со ст. 41 Закона о ЦБ РФ.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Прежде всего, содержание принципа отражает конституционные гарантии на свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35 Конституции РФ), допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип означает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих (преамбула Закона о валютном регулировании) и специальных (ст. 6 Закона о валютном регулировании) целей.

Так, например, в отношении специальных целей регулирования операций между резидентами и нерезидентами (ст. 6 Закона о валютном регулировании) указано, что устанавливаемые для их достижения валютные ограничения должны носить недискриминационный характер и подлежат отмене органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Следствием этого принципа также является отказ от модели общего валютного регулирования, при которой ограничения могли устанавливаться компетентными органами в отношении любой валютной операции.

Реализуется он и в сфере валютного контроля, хотя и не всегда последовательно. Так, Законом о валютном регулировании жестко регламентированы полномочия органов и агентов валютного контроля: закреплен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции (ч. 4 ст. 23) и на предоставление которых должно быть отведено не менее семи рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23).

К сожалению, Закон о валютном регулировании не закрепил порядок и сроки проведения проверок органами и агентами валютного контроля. Отсутствие этих норм сохраняет возможность произвольно определить параметры проводимой проверки. Единственным регламентированным видом подобных проверок в настоящее время являются проверки Банка России в отношении уполномоченных банков (инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспек-

ционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»1.

Кроме того, если для агентов валютного контроля предусмотрено, что они вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует. Действует более абстрактное правило о возможности запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Значение рассматриваемого принципа заключается также и в не-обходимости строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключении или минимизации затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Единство внешней и внутренней валютной политики РФ. Это

означает необходимость последовательного проведения внешней и внутренней валютной политики. Очевидно, что постановка и попытка решения взаимопротиворечащих задач при проведении внешней и внутренней политики чревато резким ослаблением устойчивости национальной валюты, дестабилизацией внутреннего валютного рынка и снижением инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Из принципа единства внешней и внутренней валютной политики РФ, закрепленного в комментируемой статье, следует, что органы валютного регулирования обязаны согласовывать между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций. Такие предложения не должны носить дискриминационный характер и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержания устойчивости платежного баланса России.

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Этот принцип вытекает из отнесенного к исключительной

компетенции РФ полномочия на осуществление валютного регулирования (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

По мнению A.B. Емелина, не следует рассматривать как проявление этого принципа наделение Правительства РФ и Банка России одновременно функциями в сферах валютного регулирования и валютного контроля (ст. 5 и 22 Закона о валютном регулировании), поскольку их совмещение в рамках одного государственного органа противоречит основополагающему принципу разделения властей и резко снижает эффективность управления.

5. Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Согласно ч. 12 ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов и агентов валютного контроля осуществляется в общеустановленном порядке.

Все названные принципы, по мнению A.B. Емелина, определяют высокий стандарт для дальнейшего развития валютного законодательства. В то же время очевидно, что их значение для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной реальная значимость установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе о валютном регулировании четко не закреплено.

Валютные отношения также регулируются нормами конституционного, таможенного, гражданского, административного, уголовного и международного (частного и публичного) права.

Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному во-

просу. Валютное законодательство использует категории субъектов, не известные гражданскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» п. 6 ч. 1. ст. 1;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7. ч. 1 ст. 1.

Важность выделения этих категорий субъектов состоит в том, что в зависимости от вида правовой режим осуществления ими валютных операций различен.

Закон о валютном регулировании не раскрывает характеристики резидентов и нерезидентов, поэтому рассмотрим их более подробно. Ясно, что применительно к физическим лицам критерий гражданства не имеет никакого значения при определении их статуса резидента или нерезидента, однако закон не дает ответа на вопрос, что считать постоянным местом жительства физического лица.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из этой формулировки неясно, когда же физическое лицо считается постоянно проживающим в каком-либо мсстс. Нужен совершенно четкий и однозначный критерий, который можно отыскать лишь в налоговом, а не в общегражданском законодательстве. В соответствии с налоговым законодательством все плательщики налога независимо от того, являются ли они гражданами России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, делятся на две категории: имеющие постоянное место жительство в РФ или не имеющие такового. К первой категории относятся те, кто проживает в РФ в общей слож-ности не менее 183 дней в году, хотя бы и с перерывами во времени. Такие лица в рамках налогового законодательства являются резиден-тами. Ко второй категории относятся те, кто проживает в России менее 183 дней в году, следовательно, они имеют статус нерезидента.

В силу того, что российское законодательство не содержит полного и общеотраслевого понятия постоянного местожительства, можно применять толкование, которому следуют налоговые органы всех государств в соответствии с рекомендациями Организации эко-номического сотрудничества и развития. Предполагается, что лицо имеет постоянное местожительство втом или ином государстве, если оно располагает в нем постоянным жилищем, имеет в этом государстве наиболее тесные личные и экономические связи и обычно проживает в том государстве. Пока же толкование понятия «постоянное местожительство» содержится в межгосударственных налоговых со-глашениях, заключенных Россией с другими государствами. Было бы целесообразно включить четкий критерий в Закон о валютном регу-лировании во избежание его неоднозначного толкования.

Что же касается юридических лиц, то в основе их отнесения к категории «резидентов» и «нерезидентов» лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами РФ признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие местонахождение в РФ. В между-народном частном праве под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений, критерий гражданства не имеет ни-какого значения, а принимается во внимание критерий постоянного местожительства. В отношении юридических лиц при определении их статуса используется критерий «оседлости».

Рассмотрев специфику субъектов валютных отношений, рассмотрим характеристику их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность состоит в том, что их объектом всегда являются валютные ценности.

Закон о валютном регулировании дает очень узкое определение валютных ценностей, в то время как в Положении о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками (утвержденное приказом ГТК РФ от 19 мая 1993 г.) подробно раскрывалось его содержание. Анализируя эти два документа, можно сделать следующий вывод о содержании объекта валютных отношений - валютных ценностей. Валютные ценности включают в себя:

иностранную валюту, то есть денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

ценные бумаги в иностранной валюте. К ним относятся три группы: платежные документы (чеки, простые векселя, тратты, аккредитивы, описки с кредитных карт, платежные поручения, иные приказы об осуществлении платежа);

фондовые ценности (акции, облигации, сертификаты о заключении валютных сделок: «фьючерсы» и «опционы»);

другие долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, гарантийные письма и др.);

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелир-ных и других бытовых изделий, а также лома;

природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Например, порядок совершения валютных операций с драгоценными металлами и камнями определяет Правительство РФ, в структуре которого Министерство финансов ведает исключительно вопросами обращения и использования этих категорий валютных ценностей на территории РФ и за ее пределами. Правовое регулирование порядка обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте входит в компетенцию Центрального банка РФ. В этом вновь проявляется специфика правового регулирования.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный (до 3000 долл.) и декларационный (от 3000 до 10 000 долл. США). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (ч. 3 ст. 15 Закона о валютном регулировании). Суммы свыше 10 000 долл. могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 15 Закона о валютном регулировании).

Изменен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. После июля 2006 г. резиденты получили право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ (для физических лиц) (ч. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

mob_info