В финансовую систему включаются. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура. Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис.1.

Рис.1.Схема финансовой системы

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

  • -- Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;
  • -- Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
  • -- Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: (а) заработной платы наемных работников; (б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; (в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: (а) у хозяйствующих субъектов, (б) у населения, (в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: (1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); (2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); (3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены в приложении1.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т. п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональныебюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: (а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов областей; (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: (а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды -- это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер. Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные займы -- это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда -- это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

Понятие "финансовая система" (или "система финансов") является развитием более общего понятия "финансы".

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых создаются и используются различные фонды денежных средств.

Необходимость выделения отдельных звеньев финансовой системы вызвана различием в участии многочисленных субъектов экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население) в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств.

Каждое звено играет свою роль. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов.

Система финансов страны состоит из двух укрупненных подсистем:

  • o централизованных финансов;
  • o децентрализованных финансов.

Финансовую систему современной России в наиболее общем виде можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рис. 3.1 (в учебной и научной литературе содержатся и другие, более детализированные представления о финансовой системе).

Рис. 3.1.

Каждое звено выполняет свои задачи, имеет свою организационную структуру, а в совокупности все они образуют единую финансовую систему страны.

Взаимодействие подсистем, звеньев и подзвеньев финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, первым (верхним) уровнем которой является ЦБ РФ, а вторым (нижним) уровнем - коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Как известно, финансы тесно связаны с деньгами. Такая же тесная связь существует между финансовой и денежно-кредитной системами страны.

Государственные финансы (синонимы: государственные и муниципальные финансы, общественные финансы, финансы властных структур, публичные финансы) - это система денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций.

Основное звено государственных финансов - бюджетная система. Современная бюджетная система России приближена к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Она включает три независимых звена: федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты.

Вторым звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды. Они имеют строго целевое назначение. Различают внебюджетные фонды социального назначения (социальные внебюджетные фонды) и внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого характера (экономические внебюджетные фонды).

В настоящее время на федеральном уровне функционируют социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; до 2000 г. (включительно) действовал также Государственный фонд занятости населения, который был упразднен, а расходы, связанные с содержанием органов по трудоустройству временно неработающих граждан, теперь финансируются из территориальных и местных бюджетов.

В субъектах Федерации и в муниципальных образованиях сохранена практика создания экономических и социальных внебюджетных фондов, но и на этих уровнях за последние годы количество их уменьшилось, а соответствующие расходы стали финансироваться в рамках территориальных и местных бюджетов.

В качестве самостоятельного звена государственных финансов выступает государственный кредит, который представляет собой особую сферу финансовых отношений, где государство выступает главным образом в качестве заемщика денежных средств, а юридические и физические лица - в качестве инвесторов (вкладчиков) в государственные ценные бумаги.

Государство осуществляет заимствования у населения и хозяйствующих субъектов своей страны (внутренние заимствования) и в зарубежных странах, а также у международных финансово-кредитных организаций (внешние заимствования).

Государственные займы осуществляются с разными целями:

  • o покрыть дефицит бюджета;
  • o изъять из денежного рынка излишнюю денежную массу (стерилизация денежной массы).

Государство может выступать также в качестве инвестора, когда позаимствованные денежные средства направляются на капитальные вложения и в ценные бумаги (так называемые портфельные или финансовые инвестиции).

Государство нередко выступает в качестве гаранта, т.е. выдает гарантии юридическим и физическим лицам (безусловно, за определенную плату).

Финансы хозяйствующих субъектов являются основой финансовой системы государства. Государственные финансы опираются на финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. В то же время финансы организаций (предприятий) являются объектом регулирования со стороны государственных органов власти и управления.

В условиях административно-командной системы управления в бывшем СССР вся экономическая, в том числе финансовая, деятельность регламентировалась государством.

В современной России государственное регламентирование деятельности хозяйствующих субъектов присутствует, но оно несравненно меньше, чем в дореформенной экономике.

Определяя правило поведения на рынке, государство не вмешивается в деятельность коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики они обладают финансовой независимостью, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию, распределяют доходы от ее реализации, по своему усмотрению распоряжаются чистой прибылью, формируют денежные фонды для производственного и социального развития, изыскивают средства для инвестирования в свои активы, используя при этом ресурсы финансовых рынков.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов происходит в момент их учреждения, когда образуется уставный капитал за счет денежных и имущественных взносов учредителей и участников.

В дальнейшем источниками поступлений финансовых ресурсов являются:

  • o прибыль от предпринимательской деятельности (главный источник);
  • o амортизационные отчисления;
  • o заимствования у других хозяйствующих субъектов на финансовом рынке.

В экономической литературе под финансами населения понимаются финансы домашних хозяйств, которые ведутся одним или несколькими лицами, проживающими совместно или имеющими общий бюджет.

В отличие от финансов хозяйствующих субъектов, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании ВВП и НД, финансы населения играют подчиненную, но в то же время важную роль в общей системе финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов населения являются:

  • o собственные средства, заработанные членами семьи, - заработная плата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от предпринимательской деятельности, дивиденды, проценты;
  • o средства, полученные в форме кредита у кредитных организаций.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают

государственные социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии.

В целях регулирования оплаты труда и социальной защиты населения в июне 2000 г. был принят Федеральный закон № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым с 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 4611 руб. в месяц. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-Φ3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В IV квартале 2011 г. величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составила 6710 руб. в месяц, для пенсионеров и детей - 4902 руб. и 5993 руб. соответственно. Дополнительно отметим, что стоимость минимального набора продуктов питания в потребительской корзине в IV квартале 2011 г. составила 2263 руб. в месяц.

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи меньше величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, такая семья считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Показателем бедности в экономической литературе считается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. По данным Росстата, в 2011 г. численность населения в России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 18,1 млн человек, т.е. около 13% общей численности населения страны.

Большую роль в экономике страны играют расходы населения. Используя свои денежные доходы, население тем самым обеспечивает формирование и функционирование рынка товаров и услуг, а сбережения и денежные накопления населения являются по существу инвестиционными ресурсами страны. В России в 2011 г. в структуре использования денежных доходов населения около 74% приходится на покупку товаров и оплату услуг, немногим более 10% - на оплату обязательных платежей и взносов и 10,3% составляют сбережения.

Денежные доходы населения нашей страны в 2011 г. составили 35 192,6 млрд руб., в их общей сумме на долю оплаты труда, включая скрытую заработную плату, приходилось 67,1%, социальные выплаты - 18,2, на долю доходов от предпринимательской деятельности и от собственности - 9,1 и 3,6% соответственно. Представленные показатели отражают высокую степень зависимости финансов населения от состояния финансов организаций и государства и низкую степень предпринимательской активности населения.


Введение

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Раскрытие основных звеньев финансовой системы;

Рассмотрение особенностей управления общественными финансами в Российской Федерации;

Рассмотрение финансовой политики на современном этапе.


Общие понятия.

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды страхования; фондовый рынок; финансы предприятий.

Сравнительная характеристика сфер и звеньев финансовых систем РФ и зарубежных стран.

Рассмотрим финансовую систему на примере России, Германии и Австралии.

Финансовая система России- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При этом существует система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).
Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.
Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет.

Финансовая система Германии схожа с российской, ведь в обоих случаях речь идёт о федерациях с аналогичной бюджетной вертикалью.

В финансовой системе Германии на первом месте стоит порядок и чёткость распределения функций и обязанностей. Главный орган финансовой системы– федеральное правительство, затем идут министерство финансов и высшие финансовые дирекции. Германия разделена на финансовые округа, которые формально автономны, но являются частью одной общей финансовой системы.
Общий, или сводный, бюджет Германии включает в себя:
- государственный бюджет – это отражение доходов и расходов всей страны;
- бюджеты 16-ти федеральных земель, естественно, они не одинаковы и зависят от самобытных экономических факторов регионов;
- поместные "сметы", или бюджеты городских и сельских громад.

Основной источник бюджета являются налоги: федеральный состоит из 0,9 всех налоговых поступлений, региональные – из 0,7, а общинные – из 0,3. В госбюджет включаются доходы немецкого Центробанка и госпредприятий.
Бюджетная особенность финансовой системы Германии – постоянный выпуск внешних займов – выделение государственной помощи на закупку сырья, расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Это одна из традиционных статей бюджетных расходов (с 1951-го года).
К слову, по прогнозам экспертов с 2009 по 2013 годы задолженность бюджетов всех уровней – германской федерации, федеральных земель и коммун – увеличится в общей сложности на 509 млрд евро, а суммарный госдолг Германии к 2013 году побьет исторический рекорд – 2 трлн евро. Это означает, что как минимум в течение ближайших четырех лет Германия будет нарушать критерии Маастрихтских соглашений по дефициту бюджета и размерам госзадолженности. Правда не в одиночку – согласно прогнозам Еврокомиссии, из 27 стран Европейского Союза 21 превысила в 2009 году допустимую границу бюджетных дефицитов.

Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

На финансы федеральных органов власти Астралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

2. Особенности управления общественными финансами в РФ

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой проблемы и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
- общность функций всех финансовых учреждений;
- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются (3):
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Конкретными методами и формами управления финансами служат (5, 7):
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- финансовый контроль;
- принятие финансового законодательства;
- система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления (12):
- Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.
- Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).
- Правительство Российской Федерации – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
- Министерство финансов Российской Федерации:
1. Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2. Организует разработку федерального бюджетного плана;
3. Принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:
- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
- ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;
- проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (9).

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган – Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности (1). Применительно к финансовому планированию – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность отдельных звеньев системы финансов предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих (4):
- особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;
- отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане своего количественного выражения. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.
Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной – возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов – БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений финансовой системы. В балансе отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных администраций; эффективно и обоснованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.
Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс – баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме (4):
- заработная плата;
- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
- пенсии и пособия;
- стипендии;
- доходы от обмена товарами между группами населения;
- оплата товаров и услуг;
- налоги и добровольные взносы;
- сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационно основой (базой) перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики (2, 6).

централизованный денежный фонд финансовый

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система - это исторически сложившаяся и закреплённая действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых институтов и финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Финансовые институты - это учреждения, осуществляющие операции на финансовом рынке (банки, общие фонды банковского управления, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты).

Финансовые органы - органы исполнительной власти различного уровня, законодательно наделённые полномочиями по регулированию и контролю конкретных сфер и звеньев финансовой системы государства (Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и т.д.).

Финансовая система РФ состоит из трёх взаимодействующих звеньев, формирующих целостное образование:

  • 1) государственные финансы;
  • 2) финансы хозяйствующих субъектов;
  • 3) финансы граждан (частные финансы).

Государственные финансы - это сфера финансовых отношений, функционирующих с прямым участием государства, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Эта система отношений связана с процессом перераспределения национального дохода. Государственные финансы формируются за счёт налогов, сборов, госпошлин, штрафов, внешних, федеральных и местных займов, лотерей доходов, полученных от государственных предприятий и т. д. В состав государственных финансов входят:

  • - бюджетная система;
  • - государственный кредит;
  • - государственное страхование.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней управления.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве кредитора, заёмщика и гаранта.

В качестве кредитора государство осуществляет централизованное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление денежных средств (кредитов) происходит на условиях срочности, платности и возвратности.

В качестве заёмщика государство в лице конкретных органов государственной власти привлекает денежные средства (займы) от российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.). Привлечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов у специализированных организаций или неспециализированных хозяйствующих субъектов, либо путём выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Государственные займы делятся в зависимости:

  • - от места размещения на: внутренние (внутри государства) и внешние (за пределами государства);
  • - от эмитентов на: займы, размещаемые центральными органами управления; займы, размещаемые органами управления субъектов Федерации; займы, размещаемые органами управления муниципальными образований;
  • - от возможности свободного обращения на фондовом рынке на: рыночные (подлежащие свободной купле-продаже) и нерыночные (которые могут быть проданы держателем лишь эмитенту);
  • - от срока привлечения средств (погашения) на: бессрочные, сроки погашения по которым в момент эмиссии не определяются, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
  • - от целевого назначения на: целевые и общего характера;
  • - от формы размещения на: займы, существующие в документарной форме, и займы, существующие в виде записей на счетах;
  • - от наличия обеспечения на: закладные и беззакладные;
  • - от схемы размещения на: с участием или без участия коммерческих банков;
  • - от схемы погашения на: единовременно погашаемые или частями;
  • - от права эмитента на досрочное погашение на: обязательства с правом досрочного погашения и обязательства без права досрочного погашения;
  • - от формы выплаты дохода на: выигрышные, процентные, комбинированные, с нулевым купоном;
  • - от метода определения дохода на: обязательства с твёрдым (фиксированным) доходом и обязательства с плавающим доходом.

В качестве гаранта государство в лице конкретных органов государственной власти различного уровня берёт на себя ответственность за невыполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицам, резидентами страны. В роли финансового гаранта государство выступает в процессе предоставления коммерческими банками ссуд различным категориям заёмщиков из числа юридических лиц, а также в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций.

Государственный кредит выполняет функции:

  • - распределительную;
  • - перераспределительную;
  • - регулирующую;
  • - контрольную.

Государственное страхование - это создание целевых фондов в денежной и натуральной форме, которые обеспечивают возмещение понесённых убытков от стихийных бедствий, несчастных случаев и других неблагоприятных явлений различного рода, оказание материальной помощи гражданам при наступлении определённых событий в их жизни, а также способствуют их предупреждению.

Государственное страхование выполняет функции:

  • - аккумулирующую, реализуемую в процессе формирования целевых страховых фондов государства;
  • - перераспределительную, реализуемую путём перераспределения или выравнивания ущерба по территории и во времени;
  • - предупредительную, реализуемую путём использования части страховых фондов на уменьшение степени и последствий различных неблагоприятных событий;
  • - регулирующую, реализуемую путём государственного регулирования общественного процесса воспроизводства через механизм обязательного государственного страхования;
  • - гарантийную, реализуемую путём предоставления государством гарантий страховой защиты населению страны, его отдельным категориям граждан;
  • - рисковую, реализуемую в процессе возмещения ущерба юридическим и физическим лицам при возникновении различных неблагоприятных событий;
  • - социальную, реализуемую в процессе материальной защиты граждан путём выплат пенсий, пособий через систему государственного социального страхования, тем самым, обеспечивая поддержку уровня жизни граждан;
  • - инвестиционную, реализуемую путём вложения средств страховых резервов государства в различные отрасли народного хозяйства посредством прямых и портфельных инвестиций, тем самым, способствуя развитию технического прогресса и внедрению новых технологий, укрепляя и развивая национальную экономику;
  • - контрольную, реализуемую путём осуществления контроля за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

Государственное страхование может выступать в двух формах: создания государственных страховых резервов и обязательного государственного страхования.

Государственные страховые резервы (фонды) представляют собой систему фондов, формируемых по функциональному назначению, и предназначенных для использования в интересах государства, отдельных отраслей народного хозяйства и субъектов собственности (физических и юридических лиц).

Обязательное государственное страхование - некоммерческая форма страхования, имеющая целью обеспечения социальных интересов населения страны в целом и отдельных групп граждан, выделенных по критериям наличия социальных рисков. Оно включает в себя обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование.

Обязательное государственное общее страхование включает в себя систему обязательного государственного социального страхования РФ, в которой страхование осуществляется через государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Обязательное государственное профессиональное страхование осуществляется за счёт бюджетных средств, выделяемых министерствам и другим федеральным органам исполнительной власти, которые являются страхователями по этим видам страхования.

Среди звеньев финансовой системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в самостоятельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем, обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Таким образом, финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения можно разбить на две подсистемы:

  • 1) общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне;
  • 2) финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Помимо бюджетной системы, государственного кредита, государственного страхования, государственные финансы могут включать в себя резервы Центрального банка РФ; фонды унитарных государственных предприятий; фонды бюджетных организаций.

В зависимости от уровня государственного управления государственные финансы можно разделить на:

  • - федеральные финансы;
  • - региональные финансы;
  • - местные финансы.

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) - это сфера финансовых отношений, возникающих в процессе индивидуального кругооборотов средств предприятий и источников их формирования, выраженных в виде различных денежных потоков (платежей).

В соответствии с ГК РФ организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие, поэтому финансы хозяйствующих субъектов можно разделить на финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансы коммерческих предприятий и организаций занимают важнейшее место в финансовой системе РФ. Это связано с тем, что коммерческие предприятия и организации являются:

  • - источниками основной части централизованно перераспределямых финансовых ресурсов общества;
  • - основными источниками доходов физических лиц;
  • - основными категориями участников финансовых рынков.

Финансы коммерческих предприятий и организаций делятся в зависимости от:

  • - местонахождения (гражданства) хозяйствующих субъектов на: финансы предприятий-резидентов; финансы предприятий-нерезидентов;
  • - форм собственности - на финансы государственных коммерческих предприятий и организаций; финансы негосударственных коммерческих предприятий и организаций;
  • - отраслевой направленности;
  • - величины капитала - на финансы малых предприятий; финансы средних предприятий; финансы крупных предприятий; финансы объединений; финансы корпораций; финансы консорциумов;
  • - монопольного положения на рынке - на финансы естественных монополий; финансы монопольных предприятий по доле реализации продукции в своём сегменте рынка; финансы конкурирующих предприятий;
  • - стадий жизненного цикла предприятия.

Финансы некоммерческих предприятий предназначены для финансового обеспечения деятельности некоммерческих организаций, связанной с осуществлением ими целей, ради которых они созданы.

Целями создания некоммерческих организаций являются: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие цели, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных материальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и др., то есть они создаются в целях, направленных на достижение общественных благ.

Финансы граждан (частные финансы) - это сфера финансовых отношений, субъектами управления которых выступают отдельные физические лица или семьи.

Характерными особенностями финансов граждан являются: ограниченность (по размерам и видам) финансовых ресурсов в сравнении с аналогичными ресурсами юридических лиц; приоритетная ориентация на цели потребительского, а не инвестиционного характера; влияние на объект управления субъективных факторов (психологических, психических, физиологических и др.).

Финансы граждан играют немаловажную роль в финансовой системе РФ. Эта роль определяется: прямой зависимостью социально-экономической и политической стабильности общества от степени финансового благополучия основной массы населения; возможности влияния на экономическое и социальное поведение трудоспособного населения путём использования методов централизованного регулирования его доходов; ролью находящихся в распоряжении физических лиц финансовых ресурсов как важного источника инвестиций в экономику; возможностью сокращения централизованных социальных затрат государства при широком распространении добровольного социального, пенсионного и медицинского страхования в негосударственных страховых компаниях.

Таким образом, каждая составляющая финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - целостная совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются финансовые ресурсы. Для каждой составляющей финансовой системы характерны своя специфика, особенности функционирования, тем на менее все составляющие взаимосвязаны между собой, так как один и тот же экономический субъект может быть участником нескольких сфер финансовых отношений или тип финансовых отношений может охватывать сразу все сферы финансовых отношений. Например, унитарные государственные предприятия, бюджетные организации являются субъектами, как финансов предприятий, так и финансов граждан. Такой тип финансовых отношений, как налогообложение, охватывает сразу все три сферы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.

Регулируется финансовая система и связи между её составляющими множеством способов и приёмов, которые включаются в финансовую политику государства. Финансовая политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы для достижения конкретных целей, сохранения и развития отраслей народного хозяйства, укрепления своего экономического, политического, военного, экологического и социального потенциала. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства и включает в себя бюджетную, налоговую, валютную, кредитную, учётную, таможенную, инвестиционную, ценовую политику. Финансовая политика делится на внутреннюю и международную. В последнее время всё большее значение приобретает международная финансовая политика, в основе которой лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных с формированием и погашением государственного долга, с участием деятельности международных кредитно-финансовых организаций, с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов - национальном доходе. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств.

Функционирование всех звеньев подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Рис. 3.1. Звенья финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственную бюджетную систему;

· внебюджетные специальные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы предприятий различных форм собственности.

Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования (рис. 3.1).

Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.

Финансы хозяйствующих субъектов - это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.


Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налоги

Государственный бюджет - самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой - направленностью использования бюджетных средств.

С юридической точки зрения бюджет - это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

· Перераспределение национального дохода;

· Государственное регулирование и стимулирование экономики;

· Финансовое обеспечение социальной политики;

· Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы.

Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности.

Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

I федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III- местные бюджеты.

Бюджетный процесс -это процедуры по разработке и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, а также главные распорядители бюджетных средств.

Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. Контроль исполнения бюджетов возложен на органы казначейства.

В основе формирования бюджета лежат государственные доходы.

Государственные доходы - это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Соотношение финансовых ресурсов бюджетов зависит от финансовой политики на каждом историческом этапе развития государства и ежегодно утверждается при принятии закона о бюджете.Большая доля федерального бюджета характеризуется функциями и назначением данного бюджета, который решает проблемы в стране в целом (армия, наука, культура, космические достижения и производство). На долю федерального бюджета приходится от 50% до 70% финансовых ресурсов.Территориальный бюджет формирует ресурсы региона и решает территориальные проблемы бюджетной сферы и муниципальных предприятий. На его долю приходится от 20% до 50% финансовых ресурсов.

Местные бюджеты формируют ресурсы конкретного местожительства населения (город, поселок), финансируют жилищно-коммунальную деятельность, дошкольное образование, муниципальные предприятия. На его долю приходится от 5% до 20% финансовых ресурсов.

Все бюджеты функционируют автономно: местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ - это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.

При использовании государственных расходов из любых источников должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.

К основным направлениям государственных расходов относят:

Расходы на социальные нужды - один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.

Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений. К экономическим расходам относится

· финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная энергетика и космическая отрасль;

· финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства);

· финансирование научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточения финансовых ресурсов.

Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются расходы на содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь затраты на военные исследования и разработки могут косвенно принести экономический эффект.

Расходы на управление – включает в себя расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти, на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуру. В расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.д.

Затраты на текущее обслуживание внутреннего и внешнего долга – возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

mob_info