Австрийская школа экономические взгляды. Австрийская экономическая школа XX в. Возникновение австрийской школы

Австрийская школа экономики - теоретическое направление экономической науки, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.

Традиционная экономика использует математические модели и статистические методы для моделирования и оценки экономического поведения.

Австрийская школа экономики Австрийская Школа Экономики

Другой отличительный признак австрийской школы - акцент на отдельном предпринимателе, принимаемом в качестве основной единицы при проведении экономического анализа.

Большая часть представлений австрийской школы кажутся слишком радикальными, или по крайней мере циничными (возможно, именно поэтому они имеют среди своих сторонников Степана Демуру). Они представляют собой антитезу кейнсианского видения.

Австрийская (Венская) школа , пожалуй, больше всех направлений маржинализма заслуживает название «школа ». Она возникла вокруг кафедры Венского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер. Основными представителям и австрийской школы помимо Менгера являются его последователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк.

  • методологический индивидуализм в интерпретациии экономических событий
  • теория о том, что деньги не нейтральны
  • теория о том, что структура капитала экономики состоит из гетерогенных (неоднородных) товаров, которые имеют полиспецифическое использование (австрийская теория делового цикла)
  • огранизующая сила механизма ценообразования
  • Принцип Laissez faire, что в переводе с фр. означает принцип невмешательства государства в экономику.
Традиционная экономика использует математические модели и статистические методы для моделирования и оценки экономического поведения.

Австрийская школа экономики считает что мат модели и статистика несовершенны, ненадежны и недостаточны. Вместо этого Австрийская Школа Экономики использует логические выводы из поведения человека - науку, которая называется праксеология.

Основные представители австрийской школы:
* первое поколение - Карл Менгер (1840−1921) (основатель)

* второе поколение - Эйген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917), Эмиль Закс (1845−1927);

* третье поколение - Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955), Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон (1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);

* четвертое поколение - Фридрих фон Хайек (1899−1992), Оскар Моргенштерн (1902−1977), Фриц Махлуп (1902−1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902−1985), Готфрид фон Хаберлер (1900−1995), Генри Хэзлитт (1894−1993), Фридрих Лутц (1901−1975), Феликс Кауфман (1895−1949), Альфред Шютц (1899−1959);

* пятое поколение - Мюррей Ротбард (1926−1995), Израэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг Лахманн (1906−1990), Джордж Шекл (G.L.S.Shackle) (1903−1992);

* шестое поколение - Ганс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де Сото (род. 1956), Питер Бёттке (Peter Boettke, род. 1960), Крис Койне (Chris Coyne), Стивен Хорвиц (Steven Horwitz, род. 1964), Питер Лисон (Peter T. Leeson), Фредерик Сотэ́ (Frederic Sautet), Роджер Гаррисон (род. 1944) и др.

Источники:
Нуриэль Рубини, Стивен Мим: «Нуриэль Рубини: как я предсказал кризис»

(учения К. Менгера, Ф. Визера и О. Бем-Баверка).

Карл Менгер (1840–1921), ученый-экономист с мировым именем, глава «австрийской школы» маржинализма. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К. Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».

Вместе со своими коллегами и единомышленниками, которые стали называть себя учениками школы К. Менгера, он создает серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в экономической науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы производства и о затратной природе происхождения стоимости (ценности) товара.

Менгер считал, что экономическое поведение определяется существующими у человека потребностями (неудовлетворенными желаниями и стремлениями). Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют) наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка используются для производства потребительских благ. Это наделяет производственные ресурсы, идущие на изготовление потребительских благ, ценностью. Данные рассуждения составляют содержание теории вменения австрийской школы.

Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому все меньшую ценность.

Стремление к обмену наступает тогда, когда блага, которыми располагает некий первый субъект, для него менее желательны, чем для некого второго субъекта. Одновременно второй субъект предпочитает блага первого своим. Т.о. обмен не эквивалентен, а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

Математическая формулировка положений теории Менгера свела всякую хозяйственную деятельность к задаче на условный экстремум. Всегда ищется максимум (дохода, выпуска) или минимум (издержек) при данном ограниченном объеме ресурсов.

Ойген фон Бем-Баверк (1851–1914) – ученик и последователь К. Менгера. Его главный труд, переве­денный на русский язык, называется «Основы теории ценности хо­зяйственных благ», вышел в свет в 1886 г.

С 1880 по 1889 гг. работал приват-доцентом политической экономии в Венском, а затем профессором в Инсбрукском университетах. С 1905 г. он – профессор Венского университета. Значительный период жизни О.Бем-Баверка был связан со службой в ряде высших государственных инстанций Австрии: он трижды удостаивается поста министра финансов; назначается председателем Верховного апелляционного суда и президентом Академии наук; получает статус пожизненного члена верхней палаты парламента.


Бем-Баверк как и Менгер, считает, что ценность – это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в каких он находится (стакан воды у фонтана и в пустыне имеет различную ценность). Абстракт­ную полезность имеют все блага, но квалифицированную полезность, или ценность (стоимость), имеют только ограниченные блага. Такие блага имеют меновую силу в соот­ветствии с тем значением, какое придают благу лица, участвующие в обмене.

Для оценки субъективной полезности Бем-Баверк предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида – это потребности, неудовлетворение которых ведет:

Ø к смерти;

Ø к болезни;

Ø к кратким страданиям;

Ø к малым неприятностям.

В «Основах» О. Бем-Баверк приводит абстрактный пример, ставший хрестоматийным, о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося в потреблении человека блага.

Речь идет об одиноком поселенце, который рассчитывает, как употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй – чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий – чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый – «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый – чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать».

Чтобы определить, чему равна субъективная ценность одного мешка зерна, надо воспользоваться построенной шкалой и найти предельную полезность одного мешка. В данном случае это полезность последнего пятого мешка.

Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удов­летворяющая наименее важную нужду. Чем меньше мешков, тем ценнее последняя единица этого блага. Если отшельник имеет только один мешок, то его ценность равна для него бесконечности, так как от него зависит вся его жизнь.

Анализируя обмен, Бем-Баверк заключает, что «Обмен оказывается экономически воз­можным только между такими двумя лицами, которые определяют ценность предлагаемой для обмена и получаемой в обмен вещи нео­динаковым, даже противоположным образом». Это происходит благодаря разделению труда, т.к. «каждый производитель будет придавать своему собственному продукту незначительную, а чужим продуктам относительно высокую субъективную ценность».

В соответствии с взглядами австрийской школы, благодаря наличию ценности у потребительских благ и процессу вменения образуются оценки производственных ресурсов (факторов производства), формирующие издержки и тем самым ценности и цены. Рассмотрим с этой точки зрения понятие прибыли. Прибыль есть доход минус издержки. Но что именно входит в из­держки?

Если предприниматель сам работает как управляющий, то он экономит на зарплате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле это альтернативные издержки. Аналогично, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину платы он вклю­чает в прибыль, хотя это тоже альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в остат­ке получим процент на капитал.

Из этого следует два вывода.

Ø Прибыль на капитал по своей природе является процентом.

Ø Прибыль на ка­питал в условиях равновесия равна нулю, так как процент на капи­тал также относится к альтернативным издержкам.

Возникновение прибыли (процента) на капитал составляет центральную идею «теории ожидания», которая в целостном виде была разработана О. Бем-Баверком в книге «Позитивная теория капитала». Эта теория привлекает читателя формальной идеей отказа происхождения процента на капитал благодаря производительности последнего. По версии автора рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда. Капиталисты, напротив, предпочитают «окольные», а не «прямые методы» производства, требующие сравнительно большего времени, в течение которого прирост совокупного продукта от воздействия «первичных» факторов производства уменьшается. Таким образом, по Бем-Баверку, в отличие от К.Маркса, не неопределенность денежной «стоимости рабочей силы» создает «прибавочную стоимость» с участием при этом капитала, а наоборот, специфический ресурс «капитал», который участвует в процессе производства во времени, не поддается точному денежному измерению и поэтому в зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается больший или меньший процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное «ожидание».

Фридрих фон Визер (1851–1926) – барон, один из ближайших сподвижников К. Менгера. Получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности. В 1917–1918 гг. был министром торговли (коммерции) Австро-Венгрии. Как и О. Бем-Баверк, он был удостоен чести пожизненного членства в верхней палате парламента.

Пропаганда, совершенствование и популяризация учения «австрийской школы» осуществлялись Ф. Визером во всех его публикациях, включая такие, как: «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899) и «Теория общественного хозяйства» (1914). К заметным заслугам ученого на поприще экономической науки следует отнести «внедрение» в научный оборот терминов «предельная полезность», «вменение». Субъективное восприятие ценности, цены, издержек производства и прибыли, приоритетное отношение к микроэкономическому анализу, неприятие математических методов решения экономических проблем и другие теоретико-методологические позиции менгеровского учения Ф. Визер воплощал в жизнь с профессорской кафедры на протяжении 42 лет вначале (1884–1902) в Праге, а затем (1903–1926) на унаследованной им кафедре К. Менгера в Вене.

В «Теории общественного хозяйства» Ф. Визер дает обоснование своей концепции частной организации хозяйства. По мнению автора, частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются: необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ с тем, чтобы охранять свою собственность от других претендентов; важность вопроса о «моем» и «твоем»; правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.

Что же касается «социалистических лозунгов» о том, чтобы земля и капитал в качестве вспомогательных средств труда перестали находиться в частной собственности и принадлежали «рабочим, организованным в общественном масштабе», и чтобы доли дохода, приносимые этими факторами, не доставались «нерабочим в качестве личного дохода», то все равно потребуется, утверждает ученый, чтобы эти доли точно рассчитывались «и в социалистической экономике, если эта экономика будет регулироваться планомерно».

Ф. Визер убежден, что теоретическая защита частной собственности «вряд ли имела бы какие-либо шансы на успех», если бы подтвердилось положение о том, что весь доход создается трудом. Он полагает, что общество не должно отклонять право частного владения, в противном случае «очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства также эффективно, как это делают частные лица».

Австрийская экономическая школа, рынок и предпринимательское творчество - все эти вещи невероятно дороги современным либертарианцам и некоторым неолибералам. Сама школа возникла в Вене в конце 19-го и начале 20-го века благодаря работам Карла Менгера, Евгения Бема фон Баверка, Фридриха фон Визера и других. Она была методологической противоположностью прусской исторической школы (в споре, известном как Методистстрит).

Современные экономисты, работающие в этой традиции, живут во многих разных странах, но их школа по-прежнему называется австрийской. Если говорить кратко, австрийской экономической школе мы обязаны такими теоретическими понятиями, как субъективная теория стоимости, маржинализм, теория ценообразования и постановка проблемы экономического расчета. Каждая из этих наработок была принята современной экономической наукой, в то время как все остальные тезисы АЭШ жестко оспариваются в академических кругах.

Критика австрийской экономической школы

С середины 20-го века серьезные экономисты критикуют австрийскую школу и считают, что ее отказ от математического моделирования, эконометрики и макроэкономического анализа выходит за рамки научных методов, принятых в этой дисциплине. Хотя Австрийская школа считается неортодоксальной с конца 1930-х годов, она вызвала новый приток интереса в 1970-х годах, после того как Фридрих Хайек получил Нобелевскую премию 1974 года в области экономических наук, а также после мирового финансового кризиса 2008 года.

Происхождение названия

Австрийская школа обязана своим именем немецким экономистам, которые выступали против австрийцев, критикуя их методологию (конец XIX века). В то время австрийцы отстаивали роль теории в экономике, в отличие от немцев, которые считали ключевым экономическим фактором различные исторические обстоятельства.

В 1883 году Менгер опубликовал «Исследования методов социальных наук с особым обращением к экономике», в которых раскритиковал доминирующую в то время историческую школу. Густав фон Шмоллер, руководитель исторической школы, ответил на эту критику неблагоприятным обзором, в котором и ввел термин «австрийская школа» в попытке охарактеризовать приверженцев Менгера как изгоев и провинциалов. Этикетка выдержала и была принята самими приверженцами.

История

Школа возникла в Вене, столице Австрийской империи. Труд 1871 года «Принципы экономики» обычно считается началом зарождения австрийской экономической школы. Книга выступает одним из первых современных трактатов о продвижении теории предельной полезности.

АЭШ была одним из трех основополагающих течений маржиналистской революции 1870-х годов, а ее основным вкладом было в введение субъективистского подхода в экономику. Хотя маржинализм в то время был влиятельным направлением, впервые в 19-м веке возникла конкретная экономическая школа, которая разделяла маржиналистские взгляды и объединилась вокруг идей Менгера. Со временем она стала известна как психологическая школа, венская школа, или австрийская школа.

Основные представители

Вклад Менгера в экономическую теорию тесно связан с фигурами Евгения Бема фон Баверка и Фридриха фон Визера. Эти три экономиста стали так называемой первой волной австрийской экономической школы. Бем-Баверк написал обширные критические памфлеты на Карла Маркса в 1880-х и 1890-х годах, которые считаются характерным примером традиционных нападок "австрийцев" на гегельянские доктрины исторической школы.

Франк Альберт Феттер (1863-1949) был самым ярким представителем "австрийской мысли" в Соединенных Штатах. Он получил степень доктора философии в 1894 году в Университете Галле, а затем стал профессором политической экономии и финансов в Корнелле в 1901 году. Несколько важных австрийских экономистов прошли обучение в Венском университете в 1920-х годах, а затем участвовали в частных семинарах, проводимых Людвигом фон Мизесом. Среди них были Готфрид Хаберлер, Фриц Махлуп, Карл Менгер-младший (сын вышеупомянутого Карла Менгера), Оскар Моргенштерн, Пол Розенштейн-Родан и Абрахам Вальд.

К середине 1930-х годов большинство экономистов восприняло многие идеи ранних "австрийцев". Фриц Махлуп с гордостью цитировал слова Хайека о том, что «наибольший успех нашей школы состоит в том, что она постепенно перестает существовать, потому что ее фундаментальные идеи стали частью общепринятой экономической мысли».

Когда-то, в середине 20-го века, австрийская экономика игнорировалась или высмеивалась мейнстримными экономистами, поскольку она отвергала построение моделей, математические и статистические методы в изучении экономики. Ученик Мизеса Израиль Кирцнер напомнил, что в 1954 году, когда он писал кандидатскую диссертацию, отдельной австрийской школы не было. Когда Кирцнер решал, какую аспирантуру посещать, Мизес посоветовал ему принять предложение о приеме в Джонс Хопкинс, потому что это был престижный университет, в котором учился его единомышленник Фриц Махлуп.

Дальнейшее развитие

После 1940-х годов Австрийская экономическая школа разделилась на две отдельные школы экономической мысли, а в конце 20-го века и вовсе раскололась. Один лагерь австрийцев, примером которого является Мизес, считает неоклассическую методологию необоснованной ошибкой, в то время как другой лагерь, примером которого является Фридрих Хайек, принимает большую часть неоклассической методологии и, более того, принимает государственное вмешательство в экономику. Генри Хэзлитт написал экономические колонки и редакционные статьи для ряда публикаций, а также множество книг по теме австрийской экономики с 1930-х по 1980-е годы. На мышление Хазлитта повлиял Мизес. Его книга «Экономика в одном уроке» (1946) продана в более чем в миллионе экземпляров, а другой известной работой экономиста является «Неудача новой экономики» (1959) - поэтапная критика общей теории Джона Мейнарда Кейнса.

Репутация Австрийской школы выросла в конце 20-го века, отчасти благодаря работе Израиля Кирцнера и Людвига Лахмана в Нью-Йоркском университете и обновлению осведомленности общественности о работах Хайека после того, как он выиграл Нобелевскую премию в области экономических наук 1974 года. Работа Хайека была влиятельной в возрождении мысли laissez-faire в XX веке.

Критика раскола

Экономист Леланд Йегер обсудил раскол в конце 20-го века и сослался на текстовую эскападу, написанную Мюрреем Ротбардом, Хансом-Германом Хоппе, Джозефом Салерно и другими, в которых они атакуют и унижают Хайека. Йегер заявил: «Попытка вбить клин между Мизесом и Хайеком (роль знаний в экономическом расчете), а особенно унижение второго, несправедлива по отношению к этим двум великим людям».

Связь с либертарианством

В книге 1999 года, опубликованной Институтом Людвига фон Мизеса (Институт Мизеса), Хоппе утверждал, что Ротбард был лидером «господства в австрийской экономике» и противопоставлял Ротбарда лауреату Нобелевской премии Фридриху Хайеку, которого он назвал британским эмпириком и противником мысли Мизеса и Ротбарда. Хоппе признал, что Хайек был самым известным австрийским экономистом в академических кругах, но заявил, что Хайек был противником австрийской традиции, которая шла от Карла Менгера и Бем-Баверка через Мизеса к Ротбарду.

Австрийский экономист Уолтер Блок говорит, что австрийскую школу можно отличить от других школ экономической мысли благодаря двум особенностям - экономической и политической теории. Согласно Блоку, если в целом Хайека и можно считать "австрийским" экономистом, то его взгляды на политическую теорию противоречат либертарианской политической мысли, которую Блок рассматривает как неотъемлемую часть АЭШ. Экономическая теория австрийской школы в некоторых исследованиях отходила на задний план, уступив место политической.

Говоря о том, что либертарианская политическая теория является неотъемлемой частью АЭШ, и полагая, что Хайек не является либертарианцем, Блок невольно исключает из австрийской школы и ее основателя, Карла Менгера, поскольку он, кажется, оправдывает более широкомасштабное государственное вмешательство, чем то, которое подразумевал Хайек. К примеру, Менгер одобрял прогрессивное налогообложение и обширное трудовое законодательство. Таким образом, австрийской экономической школе принадлежат следующие выводы:

  1. Экономическая свобода не может существовать в отрыве от политической.
  2. Государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
  3. Правительство должно сокращаться, а налоги - уменьшаться.
  4. Свободные предприниматели являются главной движущей силой рыночных процессов.
  5. Экономика должна саморегулироваться без постороннего вмешательства.

Признание

Многие теории, разработанные австрийскими экономистами «первой волны», давно поглощены мейнстримной экономикой. К ним относятся теории Карла Менгера о предельной полезности, теории Фридриха фон Визера об альтернативных издержках и идеи Евгения Бема фон Баверка о роли времени, а также критика Менгером и Бемом-Баверком марксистской экономической теории.

Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен сказал, что основатели австрийской школы «достигли далекого будущего, так как большинство из них оказали глубокий и, на мой взгляд, необратимый эффект на то, как большинство основных экономистов думают в этой стране».

В 1987 году лауреат Нобелевской премии Джеймс М. Бьюкенен сказал интервьюеру: «Я не возражаю против того, чтобы меня называли "австрийцем". Хайек и Мизес могут считать меня "австрийцем", но, наверное, другие с этим не согласятся». Китайский экономист Чжан Вэйин поддерживает некоторые "австрийские" теории, такие как теория реального делового цикла.

Влияние на экономические факультеты и распространение в мире

В настоящее время университеты со значительным "австрийским" влиянием существуют по всему миру: Университет Джорджа Мейсона, Нью-Йоркский университет, Университет Лойолы в Новом Орлеане и Университет Оберн в Соединенных Штатах, Университет короля Хуана Карлоса в Испании и Университет Франциско Маррокина в Гватемале. Но помимо них распространению идей АЭШ также способствуют частные организации, такие как Институт Мизеса и Институт Катона.

Если говорить об опыте австрийской экономической школы для россиян, то можно вспомнить убежденного "австрийца" Павла Усанова, преподающего во ВШЭ, или бывшего российского премьер-министра и министра финансов Егора Гайдара, прослывшего большим поклонником идей Мизеса и Хайека.

Связь с монетаризмом

После изучения истории бизнес-циклов в Соединенных Штатах писал, что, похоже, нет систематической связи между расширением и последующим сокращением циклов и что дальнейший анализ может поставить под сомнение эту теорию "австрийцев". Ссылаясь на критику Фридманом теории бизнес-циклов, "австрийский" экономист Роджер Гарнисон утверждал, что эмпирические выводы Фридмана «в целом согласуются как с монетаристскими, так и с "австрийскими" взглядами», полагая, что хотя модель Фридмана и описывает эффективность экономики на самом высоком уровне агрегации, австрийская теория предлагает проницательный отчет о рыночном процессе, который может лежать в основе этих агрегатов.

В политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала молодая австрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). В основе учения австрийской школы лежит… … Современная энциклопедия

Австрийская школа - в политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала “молодая австрийская школа” (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). В основе учения австрийской школы лежит… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В политэкономии. Возникла в 80 х гг. XIX в. в Австрии (К. Менгер, Э. Бём Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. её преемницей стала «молодая австрийская школа» (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). Основной элемент теории австрийской школы … Энциклопедический словарь

- (иногда её называют Венской) субъективно психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80 х гг. 19 в. как реакция на появление 1 го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского… … Большая советская энциклопедия

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА - (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ) – объединила экономистов и преподавателей австрийских университетов. Ее виднейшими представителями стали К. Менгер, Э. фон Бём Баверк, Ф. Визер (см. разд. 1.1). Начало австрийской школе, сформировавшейся в 1870 х гг., положили… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА - Группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление… … Толковый словарь по психологии

Австрийская школа - AUSTRIAN SCHOOL Группа ученых экономистов Венского университета, которые в конце XIX в. разработали новое направление в экономической теории теорию маржинализма. Основоположником теоретического анализа стал профессор Карл Менгер, который в своих… … Словарь-справочник по экономике

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА в политэкономии. Возникла в 80 х гг. 19 в. в Австрии (К. Менгер Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.). В 20 х гг. 20 в. ее преемницей стала молодая австрийская школа (Л. Мизес, Ф. Хайек, Г. Хаберлер и др.). Основной элемент теории… … Большой Энциклопедический словарь

австрийская школа экономики - Отказ от трудовой теории стоимости Теоретическое ядро классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо заключено в понятии стоимости, согласно которой стоимость товара зависит от количества социально необходимого труда, затраченного на его… … Западная философия от истоков до наших дней

школа Австрийская - (школа Грацкая) группа исследователей X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и прочие работавших в основном в Грацком университете с 80 х гг. XIX в. по 10 е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • История денежного обращения и банковского дела в США: от колониального периода до Второй мировой войны. Серия: Австрийская школа / A History of Money and Banking in the United States , Мюррей Ротбард / Murray N. Rothbard. Автор исследует периоды инфляции, банковские паники и крушения денежных систем в Америке с колониальных времен до середины XX в., показывая, что причиной почти всехкрупных экономических…
  • Власть и рынок: государство и экономика. Серия: Австрийская школа , Ротбард М.. 418 стр. Книга представляет собой исчерпывающий анализ всех разновидностей вмешательства государства в экономику. Автор исследует 86 наиболее распространенных типовгосударственных функций.…

В XX в. наибольший вклад в развитие австрийской школы внесли Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) и Фридрих фон Хайек (1899- 1992) . Благодаря им идеи австрийской школы вышли далеко за пределы Венского университета .

Наиболее полно взгляды Л. Мизеса изложены в работах «Общественное хозяйство. Исследования социализма» (1922), «Либерализм » (1927), «Критика интервенционизма» (1929), «Эпистемологические проблемы экономики» (1933), «Человеческая деятельность", трактат об экономике» (1949), «Основания экономической науки : очерки методологии» (1962).

Работы Ф. Хайека «Монетарная теория и торговый цикл » (1929), «Цены и производство» (1931), «Прибыль , проценты и инвестиции» (1939), «Чистая теория капитала» (1940). Последняя крупная работа ученого «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» вышла в 1988 г. Посвящены экономическим проблемам XX в.

Методология и методы. Отрицая пригодность применения в исследованиях социальных явлений методов естественных наук, Л. Мизсс разработал общую теорию человеческой деятельности - праксиологию и определил место экономической науки в системе научных знаний. Раздел экономической науки, изучающий теорию рыночного общества, он назвал каталлактика}.

Ф. Хайек разработал концепцию рассеянного знания. По сто мнению, исследователь, изучающий природные явления, имеет дело с объективными фактами, т.е. независящими от мнения людей, социальные науки изучают человеческие действия, поэтому вещи являются такими, какими их представляет себе человек. Индивидуальные, субъективные мнения для исследователя являются конечными. Социальные науки имеют дело со знаниями субъективного характера, и само знание не может существовать в концентрированном виде, поскольку оно рассеянно среди множества индивидуумов. Концепция рассеянного знания направлена против сторонников централизованного управления, которые обосновывают свои требования контроля и управления социальными процессами тем, что можно использовать всю совокупность знаний в систематически интегрированной форме.

Учитывая рассеянность знаний и их субъективный характер, применять в исследованиях социальных процессов такие методы естественных наук, как измерения и эксперименты, по мнению Ф. Хайека, бесполезно. Макроэкономический метод, пытающийся с помощью математики устанавливать причинные связи между гипотетически измеряемыми сущностями или статистическими совокупностями и не учитывающий субъективного характера экономических ценностей, им отвергался.

Теория общественного развития. В своих работах Ф. Хайек доказывал, что применение особых методов в изучении социальных явлений обусловлено особенностями предмета и объекта исследования, поэтому он уделял значительное внимание объяснению процесса возникновения и развития мировой цивилизации. По его мнению, ее формирование стало результатом протекающей спонтанно культурной эволюции. Спонтанный, или стихийный, эволюционный процесс, длившийся тысячелетия, в котором участвовало огромное число различных факторов, был процессом формирования сложноорганизованной структуры - расширенного порядка , который часто не совсем удачно называют капитализмом .

Расширенный порядок формировался из непреднамеренного следования людьми определенным моральным традициям, лежащим в основе конкурентного рыночного порядка. Благодаря традициям, обучению, подражанию, состоявшим в основном из запретов, устанавливались допустимые пределы свободы при принятии индивидуальных решений. Новые правила распространялись и закреплялись потому, что придерживавшиеся их группы начинали успешнее воспроизводиться и включать в свой состав отстающих.

Ф. Хайек доказывал, что спонтанно сложившиеся институты, не являясь результатом преднамеренных человеческих действий, стали основой развития цивилизации, и всякая попытка установить контроль или заменить спонтанные процессы сознательным руководством неизбежно положит предел этому развитию.

Концепция порядка. Центральное место в рассуждениях Ф. Хайека занимала концепция порядка. Он отмечал, что ближайшими эквивалентами понятия «порядок» являются «система», «структура» и «модель». Главное в понятии «порядок» отводилось «упорядочиванию».

Классифицируя порядки по принципу их возникновения, он выделил два вида порядков - устроенный и возникший. Предполагалось, что устроенный порядок был создан кем-то в результате обдуманного упорядочивания, т.е. целенаправленного конструирования элементов общества. Отсюда проистекает конструктивистский рационализм. Возникший порядок создан силами, находящимися внутри системы. Это - самовоспроизводящийся, стихийный порядок. Задачей экономической теории является изучение возникшего порядка.

Устроенные порядки относительно просты и всегда служат целям их создателя. Стихийные порядки более сложные, они не имеют прямого предназначения. Их действия направлены на поддержание или восстановление этого порядка.

Теория рынка и рыночной экономики. Л. Мизес разработал динамическую теорию рынка, в основе которой лежит концепция целеустремленной человеческой деятельности. Эта теоретическая разработка противостояла теории рынка, разработанной неоклассической школой и основанной на статике концепции экономического равновесия.

Ученый считал, что рыночная экономика - эго общественная система разделения труда в условиях частной собственности на средства производства. Управляет этой системой рынок. Рынок - процесс, приводимый в движение усилиями множества индивидуумов. Рыночный процесс является совокупностью отдельных действий множества членов рыночного сообщества. Состояние рынка в любой момент времени определяется структурой цен. Рыночные цены помогают производителям разобраться в том, что производить, как и в каком количестве. Рынок направляет действия индивидуумов, чтобы они наилучшим образом удовлетворяли потребительский спрос, выполняли желания окружающих. В этих условиях государство, как общественный аппарат сдерживания и принуждения, создает, сохраняет и оберегает среду, в которой рыночная экономика может благополучно функционировать .

Теория предпринимательства. Л. Мизес разработал теорию предпринимательства. Для него, предприниматель - это человек, действующий в условиях неопределенности, которая свойственна любой деятельности. Никакие материальные блага или деньги не гарантируют от влияния неопределенности в будущем, поэтому использование любых материальных благ или денег для производства, т.е. для обеспечения будущего, само по себе является предпринимательской деятельностью.

Предприниматели являются главной движущей и координирующей силой рыночного процесса. Л. Мизес разработал принцип, позволяющий отличить предпринимателя от непредпринимателя. Предприниматель - это человек, на которого ложатся убытки от использованного капитала. Его деятельность состоит в принятии решений. Стремясь наиболее дешевым способом удовлетворить потребительский спрос, он решает, для каких целей следует использовать факторы производства. Таким образом, решения предпринимателей определяют распределение капитала между различными отраслями производства, и тем самым осуществляется координация в рыночной экономике.

Теория цен. В основе разработанной Л. Мизесом теории цены лежит концепция индивидуализма и субъективизма. Сущность теории можно свести к двум положениям.

  • Во-первых, цепы - это явление рыночное. Они порождаются рыночным процессом и являются спинным мозгом рыночной экономики. Вне рынка цен не существует. Цены нельзя произвольно сконструировать. Они являются равнодействующей стечения определенных рыночных факторов, действий и реакций членов рыночного сообщества.
  • Во-вторых, источником определения цен являются субъективные оценки потребителей. Цены представляют собой общественное явление, так как формируются в результате взаимодействия оценок всех участников рынка. Каждый индивидуум, покупая или нс покупая, продавая или не продавая, вносит свой вклад в установление рыночных цен. Но чем больше рынок, тем меньший вес имеет вклад индивидуума. Цена является результатом не равенства оценок, а, напротив, разницы оценок.

Теория монополии. Исследуя процесс ценообразования, Л. Мизес вывел теорию монополии.

Основным ее критерием является монопольная цена. Существуют только две категории цен - конкурентные и монопольные. Соответственно и рынок может быть либо конкурентным, либо монопольным. На конкурентном рынке нет ценовой политики продавцов. Продавцы продают столько, сколько могут продать по рыночной цене. Конкурентные цены в максимальной степени соответствуют интересам потребителей. Монополист проводит собственную ценовую политику. Ему выгоднее изымать с рынка часть предложения, чтобы получить специфический монопольный доход, до тех пор, пока в результате падения спроса выручка от продажи совокупного запаса по цене, превышающей конкурентную, не станет меньше, чем совокупная выручка от совокупных продаж по конкурентной цене. Монопольные цены нарушают господство потребителей и демократию рынка. Они негативно влияют на потребление, поскольку увеличившиеся расходы на монопольный продукт сокращают расходы на другие товары. Исключением является патентное и авторское право, поэтому изобретатели и писатели имеют стимул и возможность заниматься творчеством, а общество получает соответствующий продукт.

Монопольные цены возникают при монополии предложения. Условием ее образования является разница в плодородности различных участков земли или эффективности отдельных факторов производства. Но чаще всего монополия - это результат целенаправленной деятельности государственной власти: таможенные барьеры; договорные картели, в которые вступают предприниматели, пользуясь возможностями, предлагаемыми протекционистскими тарифами; лицензии, которые закон определяет в качестве необходимого условия для обслуживания потребителей; пошлины.

Теория экономического равновесия. Теория экономического равновесия, ставшая базовой в изучении экономических явлений представителями неоклассического направления, утвердилась в результате «маржиналистской революции». По мнению Л. Мизеса, ее недостаток в том, что экономисты-математики при решении экономических проблем используют аналогии и методы из классической механики. Статичная математическая модель экономического равновесия не учитывает роли предпринимателя в динамичном рыночном процессе. В реальной экономике именно действия предпринимателя не позволяют экономической системе достичь статичного состояния равновесия.

Ученый считал, что модель равновесных цен целесообразна лишь для наглядного представления проблем и мало пригодна в практической деятельности. Теория цены основывается на нереальном предположении, что все участники в полной мере владеют рыночной информацией и поэтому в состоянии извлечь максимум выгоды из наиболее благоприятных возможностей покупки и продажи. В построении модели используются известные прошлые цены будущие цены, можно только прогнозировать. В своей повседневной деятельности предприниматели не руководствуются равновесными ценами.

Теория интервенционизма или деформированная рыночная экономика. С начала XX в. все большее распространение стала получать концепция государственного регулирования хозяйственных процессов, называвшаяся «дирижизмом » (от франц. dinger - управлять), или «этатизмом» (от франц. etat - государство). Л. Мизес использовал термин «интервенционизм » (от лат. interventio - вмешательство). Систему интервенционизма он определял как деформированную рыночную экономику. Ее особенностью является то, что оставаясь рыночной она представляет собой третий путь развития экономики, находящийся между капитализмом и социализмом.

Рассматривая методы интервенционизма в отношении их эффективности и влияния на функционирование рыночной экономики, Л. Мизес пришел к выводу, что целый ряд мер интервенционизма, например, «справедливое» налогообложение, минимальные и максимальные цены, минимальные ставки заработной платы, минимальные процентные ставки, кредитная экспансия, протекционистские барьеры и пр., в целом негативно влияют на функционирование рынка. Поскольку они всегда ограничивают объем производства и количество благ, доступных для потребления, складывается, как правило, более плохая ситуация, по сравнению с предшествующей, которую и хотели изменить. И самое главное, интервенционизм стремится конфисковать «излишек» у одной части населения и отдать его другой части.

Теория экономического кризиса. В 1930-е гг. Л. Мизес вместе с Ф. Хайеком активно выступили против кейнсианства. Они доказывали, что длительная депрессия 1930-х гг. была полностью вызвана ошибочной денежной политикой правительств до и после кризиса 1929 г.

По мнению ученого, причиной экономического подъема и кризиса была проводившаяся тогда правительством США кредитная экспансия. Ее суть состояла в том, что банки, стремившиеся получить прибыль, расширили кредитование за счет выпуска банкнот или открытия текущих счетов, которые не были обеспечены в полном объеме золотыми резервами и значительно превышали лимит, обусловленный их собственными активами, а также фондами, вверенными им банковскими клиентами. Этим банки способствовали снижению ставки процента ниже уровня, который установился бы на рынке без их вмешательства.

Искусственное снижение ставки процента увеличивало инвестиционный спрос. Снижение ставки сыграло определяющую роль в экономическом росте. Полученные предпринимателями деньги иод низкие процентные ставки инвестировали в проекты, которые до снижения ставки процента не являлись прибыльными. Экономические проблемы возникли потому, что увеличение денежной массы не сопровождалось увеличением материальных средств и рабочей силы. В результате роста спроса на средства производства и рабочую силу повышалась заработная плата, а увеличившийся спрос на потребительские товары привел к повышению их цены.

Пока продолжается кредитование, продолжают расти и цены, и заработная плата. Но этот инфляционный процесс не может длиться бесконечно.

Период депрессии, наступающий после подъема, Л. Мизес охарактеризовал как восстановительный: восстанавливается система ценообразования; ликвидируются диспропорции, возникшие в сфере производства товаров как производственного, так и потребительского назначения. Л. Мизес считал, что в условиях депрессии попытки «стимулировать» экономическую активность новым расширением кредита если и решат «трудности текущего момента, то в самом недалеком будущем это вызовет еще более худшую ситуацию» . В такой период следует прекратить инфляцию, отказаться от регулирования цен и ставок заработной платы.

По мнению Ф. Хайека, главным источником сбоев рыночного механизма является инфляция. Ученый считал, что экономисты постоянно неправильно употребляют термин «инфляция». В первоначальном и подлинном значении - это чрезмерное увеличение количества денег, приводящее к росту цен. В то же время рост цен, вызванный нехваткой продуктов из-за неурожая, нельзя считать инфляцией. Так же неправильно было бы называть инфляцией общий рост цен из-за нехватки нефти и других энергоносителей, приводящий к абсолютному снижению уровня потребления, если только упомянутая нехватка горючего не была предлогом для дальнейшего увеличения денежной массы. Возможна, однако, и такая инфляция, которая наносит серьезный урон функционированию рынка без какого- либо роста цен, если этому росту создают препятствия. В действительности подобная «подавляемая» инфляция чревата еще большей дезорганизацией экономической деятельности, чем открытая .

Ф. Хайек доказал, что инфляция имеет только негативное влияние на экономику, даже умеренная инфляция порождает, в конечном счете, повторяющиеся периоды депрессий и безработицы . Объяснял он эго тем, что, во-первых, чтобы решить проблему полной занятости с помощью инфляции, она должна постоянно набирать темп, а это в итоге может привести к нарушению функционирования рыночной экономики. Во-вторых, такая инфляция порождает еще большую безработицу, чем та, которой хотели воспрепятствовать.

Инфляция нарушает рыночный процесс координации. Она дезориентирует размещение трудовых ресурсов. В результате ресурсы направляются на виды деятельности, которые могут поддерживаться только благодаря дополнительным инвестициям, финансируемым за счет продолжающегося увеличения денежной массы. Дополнительный приток денег ведет к изменениям в относительной интенсивности спроса на различные виды товаров и услуг, к дальнейшим изменениям соотношений цен и соответствующим переменам в ориентации производства и размещении факторов производства, включая и трудовой. Чем продолжительнее инфляция, тем больше рабочих мест будет от нес зависеть.

к тому же в прошлом снижение ценности денег неизменно шло рука об руку с экономическим упадком» .

Программа экономической стабилизации. Для выхода из кризиса и бесперебойного функционирования рыночной экономики в долгосрочной перспективе Ф. Хайек считал необходимым:

  • - отказаться от термина «полная занятость», так как уровень занятости зависит от инфляции. Максимальной занятости можно достичь лишь при правильно функционирующем рынке, который за счет свободной игры цен и заработков установит соответствие спроса и предложения в каждом секторе экономики. Поэтому первоочередная задача - стабилизация денег, а не стабилизация полной занятости;
  • - в условиях кризисного состояния экономики предотвратить увеличение денежной массы или, по крайней мере, снизить темп ее роста до темпа, соответствующего реальному росту производства. Эти меры увеличат безработицу, но зато выявят все пороки в размещении труда, вызванные в прошлом инфляцией. Недопустимо устанавливать контроль над заработной платой и ценами. Постепенное снижение темпа инфляции выгоды не принесет;
  • - лишить профсоюзы возможности влиять на рост заработной платы. «Пока заработная плата, и в частности относительная заработная плата в различных сферах производства, не будет вновь подчинена законам рынка и не станет по-настоящему гибкой (для одних групп к понижению, для других - к повышению), по-прежнему будет отсутствовать всякая возможность неинфляционной политики», - писал Ф. Хайек;
  • - провести реорганизацию системы государственных финансов: сократить государственные расходы; установить контроль над приростом денежной массы, предоставить центральному банку право отказывать правительству в кредитах за счет дополнительной денежной эмиссии;
  • - окончательно разуверившийся в способности и желании правительств создать стабильную денежную систему, он потребовал «заменить правительственную валютную монополию и национальные валютные системы свободной конкуренцией между частными эмиссионными банками». Тем самым, по его мнению, правительства лишатся монополии на эмиссию денег и будет создана система конкурентных валют.

Концепция децентрализованных систем. Экономический процесс, по мысли Ф. Хайека, сопровождается непредвиденными изменениями. Следовательно, возникает потребность в объяснении того, как осуществляется приспособление экономической системы к непрерывным изменениям или как осуществляется процесс координации. Координация экономической деятельности в масштабах хозяйственной системы неразрывно связана с процессами воспроизводства информации и ее оперативного распространения среди участников экономического процесса. В решении этой проблемы спонтанный, конкурентный механизм имеет преимущества перед системой централизованного, т.е. планового, управления.

Человека, принимающего хозяйственное решение, прежде всего, волнует насколько дороже или дешевле стала стоимость нужных ему предметов. Именно здесь и возникает экономический расчет или, как определил ученый, чистая логика выбора - механизм классификации возможных человеческих установок, техника описания взаимосвязей различных частей одного плана. Решения определяются из заданных предпосылок (желания и известных фактов). Важнейшую роль здесь играют цены. Основная функция системы цен - это передача информации, на основании которой индивидуумы координируют свою деятельность и приспосабливают производственную деятельность к изменившимся обстоятельствам. В этом суть рыночного, т.е. конкурентного механизма координации, позволяющего с помощью цен использовать «рассеянное среди множества индивидуумов знание». Соответственно всякая попытка искусственно корректировать ценовой механизм (регулировать цены) нарушает этот естественный процесс адаптации экономической системы.

В рыночной системе непрерывный процесс изменений и координации, прежде всего, связан с конкуренцией. История цивилизации подтверждает, что общества, живущие по законам конкуренции, быстрей добиваются процветания. Особенно необходима конкуренция неразвитым обществам, для которых главной задачей является выявление нераскрытых возможностей.

Концепция социалистической экономики. Связывая прогресс цивилизации с процессом спонтанной самоорганизации, Ф. Хайек доказал, что замена конкурентной системы централизованно управляемой (социалистической) приведет к падению производительности и экономическому упадку. Он не отрицал необходимости планирования - комплекса взаимосвязанных решений о размещении имеющихся ресурсов. Всякая экономическая деятельность - есть планирование. Необходимо только понять, нужно оно или нет, должно ли планирование осуществляться централизованно, единой властью или его следует разделить между многими индивидуумами.

Прежде всего ученый обращал внимание на роль цен в координации экономического процесса. Цены - это не объективные признаки вещей, а лишь отражение той или иной ситуации в обществе в данное время и в данном месте. Устранение рыночного механизма ценообразования, лишает центр информационной функции цен, в результате он уже не может владеть в полном объеме информацией, необходимой для составления плана. В рыночной системе эта проблема решается автоматически с помощью системы цен. «...Тот факт, что единая центральная власть должна решать экономическую проблему распределения ограниченного количества ресурсов между практически бесконечным числом конкурирующих целей, и составляет проблему социализма как метода» , - писал Ф. Хайек.

В такой ситуации центр не может оперативно передавать информацию о необходимости корректировки деятельности из-за отсутствия механизма обмена информацией между центром и участниками хозяйственного процесса. Создание разнообразных способов передачи информации людям, строящим на ее основании свои планы, является центральной проблемой любой теории, объясняющей экономический процесс. Вопрос о наилучшем способе использования знания, о построении эффективной экономической системы является одним из главных и для экономической политики.

Я. Корнай, комментировавший ход дискуссии Л. Мизеса и Ф. Хайека но проблемам социализма и Ф. Хайека с О. Ланге , писал: «Хайек оказался прав в каждом пункте спора. Реформаторы, которые пытаются идти к рыночному социализму по следам Ланге, на горьком опыте своих стран то и дело убеждаются в иллюзорности его надежд» .

  • Л юл виг Эдлер фон Мизес рол и лея в 1881 г. в г. Лемберге (в настоящее время город Львов). Образование получил в Венском университете.С 1913 г. - профессор Венского университета. В первые послевоенныегоды разрабатывай антиинфляционные меры. В 1926 г. создал Австрийский институт бизнес-циклов. С 1934 г. работал профессором в Высшеминституте международных исследований в Женеве. В 1940 г. эмигрировал в США, преподавал в Высшей школе деловой администрации, а затемв университете Нью-Йорка. Скончался в 1973 г.
  • Фридрих Август фон Хайек родился в 1899 г. в Вене. В 1918 г. поступил в Венский университет, где изучал право, экономику, философиюи психологию. В 1921 г. получил степень доктора права, а в 1923 г. - степень доктора по экономике. С 1927 по 1931 г. - директор Австрийскогоинститута экономических исследований. В 1931 г. уезжает в Англию.С 1950 г. работает в университете Чикаго. В 1962 г. возвращается в Европу,преподает в университетах Фрайбурга и Зальцбурга. В 1974 г. «за новаторские работы по теории денег и теории экономических колебаний,а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений» удостоен Нобелевской премиипо экономике. Скончался в 1992 г.
  • Современная австрийская школа экономики тесно связана с деятельностью созданного в 1982 г. Института Людвига фон Мизеса. Институт публикует труды экономистов австрийской школы, в нем ведутсянаучные исследования.
mob_info