Учетная политика на год автономное учреждение. Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям. Учетная политика для целей бюджетного учета

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Какие изменения прописать в учетной политике-2018? Кто должен составлять учетную политику и когда?

Что такое учетная политика?

определяет правила учета в организации.

Это совокупность способов учета, которые организация для себя выбрала. Из тех, конечно, которые доступны по закону.

В п. 2 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Если какая-то особенность, способ учета в законе не прописаны, организация самостоятельно его разрабатывает и закрепляет в учетной политике.
Нужно составлять учетную политику для целей налогообложения и бухгалтерского учета. Если организация не обязана вести бухучет, то и УП для целей такого учета можно не делать. Налоговую УП составляют и предприниматели.

Кто и как формирует учетную политику?

Учетной политикой занимается главбух.

Или тот, на которого руководитель организации возложил обязанности по ведению учета.

Требования к учетной политике для бухучета найдете в ПБУ 1/2008. .

Для целей налогообложения регламентированы в Налоговом кодексе.

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Кто подписывает учетную политику?

Руководитель организации утверждает учетную политику.

Когда надо менять учетную политику?

Вообще, делается один раз, при создании организации.

В ст. 8 закона о бухучете сказано, что учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

А потом уже вносятся изменения в нее, которые утверждаются приказом.

Пунктом 6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Изменения учетной политики на следующий год утверждаются обычно в декабре.

Учетная политика-2018

Значит, пришло время воспользоваться .

Там есть учетная политика на 2018 год и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета.

Мы учли все изменения законодательства на 2018 год.
Наша учетная политика-2018 — удобный шаблон, который можно подогнать именно под свою организацию.

Совокупность способов организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых субъектом учета, отражается в учетной политике учреждения. Казенные учреждения, как и любые другие государственные (муниципальные) учреждения, самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая применяется ими последовательно из года в год. В связи с изменениями законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета положения учетной политики корректируются. Какие поправки нужно внести в учетную политику, которая будет применяться в следующем году?

Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора вступают в силу 1 января 2018 года. Среди них и Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора предусмотрено, что федеральный стандарт, регулирующий вопросы составления учетной политики, должен был быть принят в апреле 2017 года. Сейчас уже ноябрь, а данный стандарт пока размещен на сайте Минфина в форме проекта. Предполагаемая дата (срок) вступления его в силу – 1 января 2018 года. Время перевести проект в статус нормативного акта еще есть. Надеемся, что законодатель успеет сделать это к обозначенному сроку.

В рамках данной консультации рассмотрим особенности формирования учетной политики на 2018 год с учетом проекта стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и положений утвержденных федеральных стандартов, вступающих в силу 1 января 2018 года.

Правовое обоснование внесения изменений в учетную политику

Пунктом 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Аналогичные случаи внесения изменений (с добавлением отдельных уточнений) установлены п. 8 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В частности, из этого пункта следует, что основаниями для внесения изменений в учетную политику являются:

    разработка или выбор субъектом учета способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию ;

    существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций .

Поскольку со следующего года начинают применяться федеральные стандарты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, а сами федеральные стандарты содержат положения, отличающиеся от положений ныне действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета, вне зависимости от того, утвердят ли к 1 января 2018 года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год все же необходимо будет скорректировать.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. 10 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Интерес представляет п. 11 стандарта, которым установлены действия учреждения, не считающиеся изменением учетной политики. Приведем информацию из этого пункта в виде схемы.

Пример.

Федеральным стандартом «Основные средства» установлены случаи определения первоначальной стоимости объекта основных средств исходя из справедливой стоимости. Методы определения первоначальной стоимости объекта ОС установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Учетн ой политикой учреждения предусмотрено, что при получении объекта основных средств безвозмездно его справедливая стоимость определяется:

методом рыночных цен, если объект ранее не находился в эксплуатации (при этом в учетной политике установлено, что используется максимальная из предложенных цена на аналогичный объект);

– методом амортизированной стоимости замещения, если передаваемый объект ранее находился в эксплуатации.

В течение финансового года было принято решение об определении стоимости получаемых безвозмездно объектов основных средств, ранее не находившихся в эксплуатации, исходя из средней стоимости, сложившейся на рынке. Для определения средней стоимости необходимо использовать информацию не менее чем с пяти разных страниц, отражающих ответ о цене на запрашиваемый объект. Новые правила определения справедливой стоимости объекта ОС были зафиксированы в учетной политике учреждения. Согласно п. 11 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» смена метода определения справедливой стоимости объекта не является изменением учетной политики.

Применение новых положений учетной политики

Вступление в силу в течение финансового года нормативно-правового акта, положения которого следует применять начиная с 1 января текущего года, – достаточно частое явление. Иногда такие нормативно-правовые акты требуют внесения изменений в учетную политику. В связи с этим в Федеральном стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» выделяются:

    перспективное применение измененной учетной политики;

    ретроспективное применение измененной учетной политики.

Таким образом, внесение в учетную политику в течение года изменений, которые требуют корректировки показателей бюджетного учета за предшествующий период, является ретроспективным изменением учетной политики.

Для справки.

Оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

д) иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, исходя из положений Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих , отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо такое изменение вызвано другими обстоятельствами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия данного изменения отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (предшествующих годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Здесь же отметим, что если изменение учетной политики обу­словлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, то раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом (п. 18 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Положения, которые следует отразить в учетной политике на 2018 год

Учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций с учетом законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также согласно учетной политике органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 4 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, не установлены правила его отражения в учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Учетная политика включает в себя следующие разделы.

Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Инструкция № 157н

Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Полагаем, позже Минфином будет разработан еще один приказ, который будет учитывать данные изменения и положения которого нужно будет отразить в рабочем плане счетов.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н учреждение вправе скорректировать данный раздел учетной политики:

    добавив новые счета бюджетного учета, которые будут использоваться в работе (ввести аналитику к используемым счетам бюджетного учета);

    исключив не используемые в деятельности учреждения счета.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном разделе учетной политики на 2018 год рекомендуем прописать:

1) порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, 56 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организацийгосударственногосектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;

2) используемый метод начисления амортизации. Напомним, что Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов расчета суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбранный метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов ОС, входящих в одну группу, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

При изменении предполагаемого способа получения экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на 1 января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Федерального стандарта «Основные средства»). Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования основного средства, может быть изменен. При этом пересчет амортизации, накопленной на дату пересмотра метода ее начисления, не требуется.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Казенные учреждения в силу положений п. 6 и 20 Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком. Однако некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. На сайте Минфина на момент подготовки журнала к печати размещен проект приказа, которым вносятся изменения в названные методические указания. Из них следует, что данный документ не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому если в учетной политике учреждения есть ссылка на этот нормативный акт, то лучше ее убрать, а саму учетную политику дополнить положениями о порядке проведения инвентаризации.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее – Федеральный стандарт «События после отчетной даты»). Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2018 года. Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта должны соответствовать ему. Напомним, что ранее учреждения, устанавливая порядок отражения в учете событий после отчетной даты, руководствовались ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н. В части, в которой применяемый в учреждении до 1 января 2018 года порядок отражения событий после отчетной даты не соответствует положениям Федерального стандарта «События после отчетной даты», он подлежит корректировке.

Порядок присвоения инвентарных номеров.

Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств.

Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства»определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, 28 Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

В завершение заметим, что учетная политика – это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Закон о бухгалтерском учете подразумевает, что учетная политика применяется в организациях последовательно год за годом. Это означает, что формироваться политика должна при создании организации. Ежегодное ее создание или утверждение новой идет в противоречие закону о бухучете.

Корректировка политики производиться должна только при необходимости и в случаях, оговоренных в законе. К таким случаям относят:

  • Изменения в законодательстве РФ, стандартов, нормативных актов, которые регулируют бухучет;
  • Разработку или выбор способ ведения бухучета, позволяющий представлять более достоверную информацию бухгалтерской отчетности.
  • Изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию.

Важно! Любые изменения, вносимые в учетную политику, должны оформляться распоряжением (приказом) руководителя.

Способы применения изменений учетной политики

Различают несколько способов применения изменений учетной политики:

  • Перспективный. При таком способе измененная политика применяется к тем фактам хозяйственной деятельности, которые возникают после даты изменения политики;
  • Ретроспективный. Такой способ подразумевает корректировку сравнительных показателей отчетности за предыдущий год или годы.

Применение ретроспективного способа возможно не всегда. Например, в том случае если оценка последствий от данного способа в денежном выражении невозможна из-за отсутствия нужной информации по предыдущим периодам. Не может быть применен данный способ и в том случае если оценка последствий в денежном выражении невозможна, так как необходимые оценочные значения недоступны.

Важно! Утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие годы не может быть пересмотрена или представлена заново, даже в случае применения ретроспективного способа изменения учетной политики.

Учетная политика на 2019 год

Однако те положения учетной политики, которые противоречат установленному в настоящее время законодательству признаются недействительными. И таким организациям налоговики вправе доначислить налоги.

К примеру, в соответствии со своей учетной политикой организация отнесла расходы на зарплату рабочих производства к косвенным. В соответствии с законом расходы эти должны признаваться прямыми и списываться по мере реализации. Соответственно, при проверке налоговая доначислит такой организации налог на прибыль.

Нужно ли утверждать учетную политику на 2019 год

Какие поправки из законов добавить в учетную политику на 2019 год

Абсолютно все изменения указывать в учетной политике не нужно. Вносятся в политику только такие изменения, которые предполагают выбор одного из способов учета. Например, каким методом начислять амортизацию – линейным или нелинейным.

Такое же правило следует применять и при указании изменений в политике на 2019 год. Вписывать нужно только те изменения, которые напрямую касаются того способа учета, который применяется в организации. Например, законодательством изменен способ начисления резервов. Если организация не создает резервов, то и новые правила по их созданию прописывать в учетной политике не потребуется.

Если организация не указала в политике о каких-либо изменениях в законодательстве, то страшного в этом ничего нет. В этом случае главное, чтобы правильно осуществлялся учет. К примеру, организация не отразила в учетной политике новый лимит по ОС, но учет ведет в соответствии с действующими изменениями. В этом случае организации не грозит штраф, так как за неправильное составление учетной политики или нарушение ее положений штрафы не предусмотрены.

Важно! Программа, в которой организация ведет учетную политику должна обновляться вместе с учетной политикой и в соответствии с ней.

Учетная политика на 2019 год для малых предприятий

Важно! Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Однако налоговые органы могут пересчитать расходы самостоятельно, так как утвержденного способа их учета нет. А это приведет к доначислению налога.

Учетная политика на 2019 год для ОСНО

Некоторые компании ежегодно пользуются шаблонными образцами учетной политики, не адаптируя их под изменившийся закон или условия работы. Разрабатывать или корректировать учетную политику на 2019 год нужно с учетом ПБУ 1/2008. Разберем основные изменения, которые стоит прописать:

  • Способ учета. В политике прописывают способы учета операций, которые проводятся организацией. Руководствуются при этом федеральными стандартами, а если в них способ не установлен, то способ нужно разработать исходя из правил, прописанных в стандартах. Документа с утвержденным подобным названием в настоящее время нет, но под федеральным стандартом в настоящее время признается ПБУ 1/2008, то есть руководствоваться при выборе способа учета нужно данным положением. Если в ПБУ для организации способ не предусмотрен, то обратиться следует к МСФО, а затем федеральным и отраслевым стандартам. В последнюю очередь обратиться можно к рекомендациям. Если организации использовали в своей учетной политике рекомендации отраслевых министерств, то в 2019 году следует проверить не будут ли применяемые рекомендации противоречить способам учета по федеральным стандартам или МСФО;
  • Новый инвестиционный вычет. Компании с началом 2019 года могут пользоваться новым инвестиционным вычетом. С помощью такого вычета можно уменьшить на расходы по приобретению и модернизации ОС налог на прибыль. В политике на 2019 нужно зафиксировать, то организация будет вычетом пользоваться, а сами правила, содержащие порядок расчета вычета прописывать не нужно. Такие правила устанавливают региональные власти и их можно будет изменить в течение 3-х лет, если регион не предусмотрит иной срок.

Что дополнить в учетную политику на 2019 год

Основное изменение – это то, что в 2017 году были внесены изменения в закон о бухучете. В связи с этими изменениями действующие 24 ПБУ теперь приравнены к федеральным стандартам ведения бухучета. Однако многие ПБУ к 2019 году будут заменены на новые документы. Так, в настоящее время в разработке находятся уже 14 новых стандартов. Некоторые из ПБУ будут только обновлены, например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и ПБУ 2/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Начать подготовку к переходу на новые стандарты можно уже с 2019 года. Главное, чтобы способы, утвержденные компанией были аналогичны МСФО.

Новые стандарты действовать начнут с начала года. Если организация захочет применять их раньше, то нужно будет выяснить не потребуется ли ретроспективный пересчет. А также в политике нужно будет указать, что компания решила досрочно использовать стандарты

mob_info