Налоговая проверка: как вести себя, если нагрянули инспекторы. Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия Отказ пустить налоговиков осматривать помещение

Визит налоговиков трудно назвать дружественным мероприятием. К счастью, выездные проверки теперь проводятся довольно редко – бравые служащие ФНС всё чаще ограничиваются камеральными. И всё же всегда нужно быть готовым к тому, что однажды сотрудники этого ведомства постучатся в двери вашей фирмы. Главное в таких случаях – не паниковать и быстро выстроить правильную стратегию взаимодействия с непрошеными гостями. Давайте разберёмся, как это сделать.

Налоговая проверка организации: особенности

Напомним: выездная налоговая проверка – это мероприятие, по результатам которого налоговые органы доначисляют налоги, сборы и пени, привлекают к ответственности (как налоговой, так и административной) налогоплательщика и занимаются другими узаконенными видами вымогательства.

Плановые выездные проверки проводятся раз в три года, а внеочередные – максимум один раз в год. Внеплановые проверки начинают обычно в случае, если на вас в налоговые и правоохранительные органы неоднократно поступали жалобы от клиентов, контрагентов, конкурентов или просто «неравнодушных» граждан.

Для предпринимателя налоговые проверки становятся хроническим источником конфликтов с ИФНС, злоупотребляющей своими полномочиями. Налоговики часто произвольно (в свою пользу) толкуют налоговое законодательство и допускают массу как мелких, так и очень значительных правонарушений. Ситуация усугубляется тем, что в 2015 году законодатель наделил служащих ФНС новыми возможностями.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

  • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
  • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
  • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
  • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
  • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
  • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
  • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
  • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
  • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.

Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

Как снег на голову

Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

Порядок действий

Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

  1. Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
  2. Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
  3. Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.

И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

  1. Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
  2. Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
  3. Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
  4. Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).

Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

Хитрости и чит-коды

Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

  1. Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
  2. Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
  3. Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
  4. Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
  5. На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.

Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения). Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего. А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

  1. Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
  2. Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
  3. Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
  4. Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
  5. Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
  6. Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
  7. Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.

Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

М ы продолжаем публиковать цикл материалов по мотивам книги председателя Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павла Гагарина «125 рекомендаций налогоплательщику». В прошлом номере были рассмотрены способы, позволяющие избежать налоговой проверки или свести ее вероятность к минимуму. В этом материале автор предлагает способы подготовки к визиту налоговиков, делится советами об особенностях успешного прохождения проверок, анализирует ошибки, которые приводят к доначислениям, пеням, штрафам и конфликтам с инспекциями ФНС.


Признаки приближения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка нередко застает предпринимателей врасплох. Однако есть ряд верных признаков приближения мероприятий налогового контроля, дающих время подготовиться к скорому визиту инспекторов.

Во-первых, будьте внимательны при работе с обслуживающим вас банком и получении запросов от него. Важным трендом 2012 года, без сомнения, станет то, что банки будут основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств. С введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» банкиры каждого своего клиента будут рассматривать через увеличительное стекло и при малейших подозрениях сообщать о сомнительных особенностях работы в компетентные органы. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

Поэтому насторожитесь, если ваш расчетный банк систематически требует информацию, подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей. Скорее всего, служба финансового мониторинга заинтересовалась законностью деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в налоговый орган.

Налоговики нередко запрашивают у банка сведения о движении средств по расчетному счету. Информацию о динамике входящих и исходящих платежей инспекторы могут использовать при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также уровня налоговых рисков. Средние отраслевые показатели хозяйственной деятельности - это суммы оборотов, общие суммы уплачиваемых налогов, уровень зарплаты сотрудников, нормы прибыли, рентабельности, торговых и производственных наценок. Эти цифры опубликованы на сайтах ФНС России и региональных Управлений ФНС. Отклоняться от них более чем на 20 процентов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, не рекомендуется.

Конечно, узнать об интересе к вашей деятельности со стороны контролирующих органов достаточно сложно. «Своих» людей в банках имеют только крупные компании. Индивидуальным предпринимателям остается выстраивать отношения с контрагентами. Требования к контрагентам о встречных проверках - сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в налоговой инспекции уже принято и инспекторы вот-вот придут к вам.

Кроме того, вас могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности. Часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения решения о проверке.

Ну и самый достоверный признак скорого визита инспекторов - сообщение из инспекции о том, что скоро будет вынесено решения о проведении выездной налоговой проверки. Сотрудники ИФНС тайны из этого уже не делают.

Каких посредников используют налоговики

Помимо банкиров, налоговиков активно информируют право­охранительные органы и спецслужбы. Запросы полиции - еще один верный признак приближения налоговой проверки. Случаи, когда налоговые органы подбираются к вам через другие государственные структуры, отнюдь не редкость. Если в тот же банк, который работает с вами, из МВД пришел запрос об операциях по расчетному счету, это совсем не значит, что вами интересуется именно полиция. Вполне возможно, что орган МВД получил запрос из налоговой инспекции. И наоборот: если запрос пришел из налогового органа, не исключайте того, что выполняется поручение полицейских. «Оперативные альянсы» ФНС с силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, Росфинмониторингом, ФТС) организуются довольно часто.

Нередки и случаи использования налоговиками методов силовых структур. Налогоплательщиков все чаще вызывают «на допрос», поэтому при поездке в ФНС на допрос или для дачи объяснений рекомендуется сопровождение юриста, разбирающегося в налоговом администрировании, который будет следить, чтобы мероприятия проходили в рамках закона, оказывать вам психологическую поддержку и давать пояснения инспекторам.

Узнавать интересующую информацию налоговики могут также, отправляя запросы в государственные органы регистрации, лицензирования и сертификации, в таможню, банки, расчетно-кассовые центры, региональные налоговые органы, к контрагентам. Так что не нужно удивляться, если налоговая проверка из сотен ваших контрагентов безошибочно выявит всего несколько «однодневок», а остальные компании ее даже не заинтересуют. Все просто: прежде чем пришла налоговая проверка, был проведен анализ выписки движения средств по расчетному счету. С помощью компьютерных баз данных и документов контрагентов были выделены те компании, которые имеют как минимум три явных признака «однодневок».

К счастью, столь чувствительная для малого бизнеса операция из арсенала силовых структур, как неправомерная блокировка расчетного счета по различным формальным признакам вроде несдачи налоговой декларации за первый квартал прошлого года, постепенно уходит в прошлое. Вызвать налогоплательщика в налоговую можно более мягким способом: позвонив по телефону или прислав повестку, пригласив сотрудников компании «для знакомства», для «дачи объяснений по деятельности организации» или «в целях сообщения об известных налоговых правонарушениях». Иногда представители ФНС РФ могут сами посетить предприятия, а порой даже явиться по месту жительства должностных лиц и предпринимателей, чтобы побеседовать.

Как работать с запросами правоохранительных органов

При получении предпринимателем запроса или иного документа от органов внутренних дел, который содержит требование предоставить сведения (документы), проанализируйте, соответствуют ли указанные в нем требования законодательству РФ. Некоторые документы могут быть истребованы только по решению суда. В ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прописаны оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками МВД. Их перечень предусматривает только исследование предметов и документов, а не их истребование.

Проверьте, является ли законным основание запроса. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливает ч. 1 ст. 7 указанного закона. Такими основаниями являются наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно-наказуемое деяние, то есть преступление. Если признаки преступления отсутствуют, то проведение оперативно-розыскных действий должно быть прекращено.

Рекомендую оценить перечень указанных в запросе требований и характер запрашиваемых документов на предмет наличия в них финансовой, хозяйственной или налоговой информации. Если данная документация содержит такие сведения, она подпадает под режим налоговой тайны (сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет в налоговом органе). Приказом МВД РФ от 26.12.2003 № 1033 утвержден перечень должностных лиц МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Т.е. необходимо проверить, уполномочено ли лицо, которому требуется представить документы, на их получение.

Проанализируйте, не является ли запрашиваемая информация коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны устанавливает Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Если в компании введен режим коммерческой тайны в отношении определенного ряда документов и информации, то запрос о предоставлении таких документов должен содержать дополнительные основания. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» такая информация предоставляется по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Отслеживайте изменения законодательства. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». 2011-2012 годы являются переходными, что предполагает приведение в соответствие с новым законом ранее выпущенных нормативных актов МВД, а также возможность принятия новых, которые вводятся в действие с 2012-2013 годов.

Не стесняйтесь обжаловать действия сотрудников МВД. На основании ст. 53 Федерального закона «О полиции» действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы предпринимателя, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы Прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Проверьте, вправе ли орган МВД запрашивать данную информацию именно у вас. В компанию могут поступать запросы, в которых указано, что проверка проводится в отношении контрагента, а сведения запрашиваются у самого предпринимателя. Проанализируйте правильность оформления запроса. Они оформляются на официальном бланке с подписью уполномоченного лица с указанием его должности (как правило, не ниже заместителя начальника подразделения) и должны содержать наименование органа, направляющего запрос; его адрес; дату составления запроса; исходящий номер; наименование организации, в которую подается запрос; ее адрес; основание запроса; печать органа, осуществляющего запрос.

Важные дела, которые нужно сделать перед визитом налоговиков

Поняв, что налоговики вот-вот придут к вам, нужно оперативно сделать несколько важных дел. Самое главное - привести первичную документацию в соответствие с документацией контрагентов. У предпринимателя и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься все подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов о том, что к ним придет встречная проверка. Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны дополнительным доходом с соответствующим доначислением налогов, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы также можете надеяться, что при запросе налоговых органов и они предупредят вас.

Приведите в соответствие ваши почтовый и фактический адреса.

Если предприниматель имеет офис, то очень важно успеть подготовить его к визиту налоговых органов. Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обосновано и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

В идеале - подготовить для проверяющих отдельное помещение. Поставьте туда компьютер, не подключенный к общей сети, чайник и булочки. Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно гулял по офису, беседовал с любым сотрудником или посетителем, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым.

Проведите работу со своими подчиненными, подготовьте их к визиту налоговиков. Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять характер деятельности предприятия, рассказывать о знакомых ему аспектах хозяйственной деятельности. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Но для дачи объяснений нередко вызывают и сотрудников, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в документах. У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с другими признаниями и суммами в ведомостях.

Лучше и, как оказывается, дешевле все же приглашать налогового адвоката, который будет защищать ваши права и налоговые интересы, а также следить за тем, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Как вести себя во время проверки

Итак, вы определили, что проверяющие вот-вот будут на пороге и, как могли, подготовились к визиту непрошеных гостей. При прохождении проверок важно при любых обстоятельствах сохранять самообладание. Инспекторы - хорошие психологи, некоторые их действия только на то и рассчитаны, чтобы выбить вас из колеи. Сами прекрасно понимаете: когда человек нервничает, он может сделать или сказать что-то лишнее. В отношениях с проверяющими из ФНС, как в американских фильмах, каждое сказанное вами слово может быть использовано против вас. Поэтому отказывайтесь отвечать на провокационные вопросы налоговиков. В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В малом бизнесе нередко работают несколько членов одной семьи, и именно это может спасти в неприятных ситуациях.

Ни в коем случае нельзя «договариваться» с налоговой инспекцией с помощью взятки. На аудио и видео все пишется не только в стенах инспекции. Буквально пару недель назад мне довелось сопровождать выездную налоговую проверку в отношении одного клиента нашей компании. Проверяющий уронил на пол ручку, нагнулся за ней, и из нагрудного кармана у него выпал диктофон. «Положите на стол, лучше слышно будет», - посоветовал я. «Да ладно, подальше положишь - поближе возьмешь», - усмехнулся инспектор.

Чтобы налоговая проверка не парализовала вашу работу, есть две хитрости, которые позволят минимизировать неприятные последствия проверок. Во-первых, вы по возможности не должны иметь в собственности значительных активов, на которые могут быть наложены взыскания. Ведь на имущество, находящееся у вас в аренде, ФНС не сможет наложить обеспечительные меры. К арендодателю этих активов претензии будут только в том случае, если удастся доказать его взаимозависимость с арендатором, а это дело хлопотное. Во-вторых, на всякий непредвиденный случай, вроде блокировки счета или наложения имущественного взыскания, имейте резервный расчетный счет.

Вполне целесообразно позволить налоговикам допустить ряд не очень серьезных для вас нарушений. Процессуальные ошибки, вроде незаконного запроса документов, незаконно составленных требований о предоставлении информации или незаконно задаваемых вопросов можно будет оспорить, в результате чего действия проверяющих и итоговый акт налоговой проверки можно будет оспорить.

На какие нарушения могут пойти инспекторы

Чтобы инспекторы при проведении проверок не допускали нарушений, достаточно внимательно прочитать решение налогового органа о проведении выездной проверки. В нем отражены очень важные сведения, влияющие на права как проверяющих, так и проверяемых.

По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с жалобами клиентов на то, что налоговики выходят за рамки срока, указанного в решении. Согласно ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная проверка может охватывать три года, предшествовавших году принятия решения о проведении проверки. Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике этой проверкой могут быть охвачены и налоговые периоды года принятия решения.

Вполне вероятно, что необоснованно могут расширяться вопросы проверки. Имейте в виду, что предметом проверки являются только те налоги и налоговые периоды, которые указаны в решении. Если у налоговиков возникает необходимость во включении нового периода или иного налога, не отраженных в первоначальном решении, то должно быть принято новое решение о проведении проверки.

Еще одним распространенным нарушением является повторная проверка. Уже проверенные периоды сотрудники инспекции ФНС проверять не вправе. Из этого правила есть лишь три исключения: реорганизация или ликвидация организации; налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма налога заявлена в меньшем размере, чем первоначально; принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке работы нижестоящего. Во втором и третьем случаях ситуация привлечения налогоплательщика к ответственности практически исключена.

Грубым нарушением является проведение в течение года более двух выездных проверок. Это количество является максимальным.

Проверять налогоплательщика может не надлежащий налоговый орган. По общему правилу предпринимателя должна проверять та инспекция, в которой он стоит на учете.

Вот случай, который произошел совсем недавно. Знакомого предпринимателя проверяла группа налоговиков, один из участников которой не был указан в решении о проведении проверки. Были все основания попросту не пустить их дальше порога, но мой товарищ поступил мудрее: дал налоговикам отработать, а после того, как ему доначислили значительные недоимки, пени и штрафы, добился того, что результаты проверки были признаны недействительными. Так что обращайте внимание и на состав проверяющей группы: возможность доступа на территорию налогоплательщика, право истребования документов, проведения осмотров и иных предусмотренных законом действий имеют только те должностные лица, которые указаны в решении о проведении проверки.


В статье мы рассмотрим, что собой представляет налоговая проверка? Как следует себя вести в случае налоговой проверки? Можно избежать либо отсрочить налоговую проверку, чтобы успеть привести документы в порядок? Что может быть поводом для осуществления налоговой проверки?

Какие виды налоговой проверки существуют

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля – процессуальные действия со стороны уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Налоговые проверки бывают следующих видов:

– выездные

– встречные

– камеральные

– дополнительные

– повторные выездные налоговые проверки

Выездная налоговая проверка

Считаются самым опасным видом налоговых проверок – поскольку львиная доля штрафов начисляется по их результатам.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Выездные проверки могут быть:

– выборочными (тематическими) и комплексными

– плановыми либо внеплановыми

– контрольными

– встречными

Комплексные и выборочные проверки

Комплексная проверка предполагает изучение правильности проведенных расчетов с бюджетом в отношении всех налогов. Выборочная проверка – по нескольким либо одному налогу.

Тематическая проверка – особый вид выборочной. Предполагается проверка не нескольких либо одного налога, а определенного направления деятельности. К примеру, проверка расчетов с поставщиками, применения налоговых льгот, экспортных сделок и пр.

Контрольная проверка

Для понимания, как прошла выездная проверка, у вышестоящих налоговиков есть право проведения еще одной – по аналогичным налогам и периодам. Такая проверка известна как контрольная.

Необходимо учитывать, что она не может проводиться инспекторами, которые у вас уже были. Если сначала пришли представители налоговой инспекции, то право повторного посещения есть у регионального управления.

  • Типовой договор на оказание услуг: образец, пояснения экпертов

Повторные проверки могут проводиться налоговой инспекцией лишь при одном условии – если компанией была предоставлена уточненная налоговая декларация, с указанием меньшего размера налога по сравнению с ранее заявленной.

Плановые и внеплановые проверки

При условии предупреждения о налоговой проверке заранее, она является плановой. Ситуация с внеплановыми проверками обстоит иначе – появляются инспекторы без предупреждения. Хотя такая практика является достаточно редкой, к примеру, если они знают о ваших планах уничтожить необходимые документы.

Основанием для проведения плановых проверок становятся годовые планы контрольной работы, также квартальные планы выездных проверок. Следует учесть, что нет универсальных критериев формирования планов. Но при этом налоговые органы придерживаются не случайного принципа выбора мест проверок. По мнению налоговых служб, каждая компания должна обеспечивать для бюджета доход, поэтому нужно выявлять факты неуплаченных налогов и начислять соответствующие штрафы. Поэтому в план выездных проверок включаются, прежде всего, предприниматели и компании, скрывающие налоги.

Также может вызвать подозрения у налоговиков резкое отличие данных отчетности компании и отчетностей у аналогичных предприятий. Либо у компании при одинаковом уровне выпуска товаров отмечаются серьезные различия в платежах по месяцам.

Встречная проверка

Встречная проверка – основана на проверке операций друг с другом 2 либо большего количества фирм. Несмотря на отсутствие в обновленном НК РФ понятия «встречная проверка», у инспекторов есть право проверки не только «подконтрольной» компании, но также партнеров.

Налоговики сами принимают решение о необходимости встречной проверки. Но в случае проверки экспортера, претендующего на возмещение НДС, его поставщику обязательно будет направлено требование предоставить документы.

  • Бизнес по-английски: как адаптировать зарубежные технологии для России

В числе вероятных причин встречной проверки становится отсутствие исковой фирмы – делового партнера компании. Налоговая служба в этом случае обычно отказывает принимать документы «потерянного» контрагента как подтверждающий факт расходов компании.

Рассказывает практик

Проблемы во время выездной налоговой проверки и их решение

Сергей Савсерис, Руководитель налоговой практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Москва

  1. Инспекторы задают вопросы генеральному директору и главбуху. Во время общения с инспекторами нужно помнить про персонифицированную ответственность гендиректора за определенные правонарушения. Следовательно, у генерального директора и главного бухгалтера есть право отказаться предоставлять какие-либо объяснения, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Но существует опасность, что при подобном категорическом отказе с вашей стороны проверяющие начнут опрашивать других работников, которые по определенным причинам могут предоставить сведения, не соответствующие действительности.

Всё же проверяющим нужно давать адекватные сведения. Но не больше необходимого объема информации – не выходя за рамки своих должностных обязанностей.

  1. Налоговые инспекторы пытаются выяснить интересующую их информацию у рядового персонала. Чтобы избежать подобной ситуации, следует предоставлять ответы лишь в пределах своей компетенции. Также полезно предварительно назначить человека, который будет ответственен за общение с налоговыми инспекторами. Ему должны быть известны детали финансово-хозяйственной деятельности организации, отлично ориентируясь в должностных обязанностях представителей управляющего звена, документообороте, с компетентностью в данной отрасли и опытом сопровождения аналогичных проектов. Следует проинструктировать и остальной персонал компании, чтобы избежать непредвиденной передачи лишних сведений.
  2. Контролеры предъявляют претензии к налоговому учету Вашей компании. Обычно претензии выдвигаются в отношении недостаточной обоснованности определенных расходов для целей налогообложения. Чтобы избежать подобных проблем, гендиректор должен издать распоряжение, по которому руководители всех подразделений компании должны содействовать финансовой службе для подготовки внутренних актов об экономической оправданности расходов.
  3. Налоговики предлагают проводить выездную проверку непосредственно в инспекции. По общему правилу компания должна предоставить инспекторам помещение для проверки, с обеспечением нормальных рабочих условий. Если обеспечить этого не можете, инспекторы могут настаивать на проверке в ИФНС. Однако проверка в стенах инспекции предполагает множество опасностей:
  • У вашего главного бухгалтера нет возможности видеть, что заинтересовало инспекторов, из-за чего не подготавливается своевременно соответствующая доказательная база;
  • Неконтролируемый доступ инспекторов к документам;
  • Нет личного общения, которому при проверке отводится важное значение;
  • Инспекторы могут консультироваться между собой;
  • Нет полного контроля проведения проверки, без возможности оперативного исправления проблем во время неё;
  • Главный бухгалтер вашей компании должен будет везти множество документов, часто требуется регулярное посещение налоговой инспекции.

5. Налоговики затягивают сроки проверки, приостанавливают проверку. Срок выездной проверки по общему правилу составляет 2 месяца. Право приостановки проверки у инспекторов есть при следующих условиях:

  • С целью встречных проверок контрагентов. Может быть подобное приостановление лишь по 1 разу для проверки каждого контрагента;
  • При проведении экспертиз;
  • Для получения сведений от зарубежных государственных органов;
  • Для перевода иностранных документов на русский язык.

Необходимо оформление приостановления и возобновления проведения выездной проверки решением руководителя налогового органа. Общий срок приостановления не должен быть более 6 месяцев. Существует определенное исключение из данного правила – если за 6 месяцев налоговикам не удалось получить данные от иностранных государственных органов. В таком случае проверка может быть продлена еще на 3 месяца.

  1. Контролеры нарушают законодательство в ходе проверки. Данное явление должно быть документально зафиксировано вашим юристом либо главным бухгалтером. Если инспекторы в дальнейшем решат привлечь вас к ответственности, данные составленные документы могут стать основанием отмены постановления налогового органа.

Как проверить контрагента, чтобы потом он не предоставил проблем во время налоговой проверки

На самом деле нет особых сложностей в проверке противоположной стороны по договору, даже без ведома этой организации. С этой целью можно воспользоваться разными интернет-сервисами. В частности, такой бесплатный сервис на своем сайте представила и налоговая служба. Для работы с этим сервисом достаточно минимум информации, уделив задаче меньше часа. При наличии нескольких копий документов на руках удастся собрать необходимые сведения достаточно быстро и легко.

Использование сервиса ФНС (Федеральная налоговая служба) для проверки контрагента

Для работы с сервисом на сайте налоговой службы необходимо:

– Найти слева на главной странице раздел «Электронные сервисы».

– Посетить подраздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

В результате удастся получить ряд важных сведений:

– Выявление формально несуществующих фирм, индивидуальных предпринимателей с поддельными документами

– Полное название компании, в том числе для каждого филиала при их наличии

– Юридический адреc

– ОГРН/ОГРНИП с датой присвоения

– Если деятельность прекращена, будет указана дата записи о данном факте

Дополнительные налоговые проверки

Помимо основной информации, пользователям благодаря сервису доступна проверка выбранного контрагента также по другим параметрам в данном разделе. В частности, прокрутите на сайте немного вниз, чтобы увидеть 10 разделов под формой для заполнения – для поиска дополнительных сведений.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка предполагает изучение инспекторами документов, которые подлежат сдаче в налоговый орган в обычном порядке. И лишь при наличии определенных вопросов у инспектора есть возможность затребовать дополнительные данные. По результатам данной проверки обычно выявляется наличие арифметических ошибок в отчетности, производится сверка данных в документах.

У камеральной проверки двойное назначение:

– Контроль достоверности и правильности составления налоговых деклараций

– Основной способ отбора налогоплательщиков для осуществления выездной проверки

Рассказывает практик

Какие проблемы могут возникнуть во время камеральной проверки

Ольга Баранова, Заместитель директора департамента налогового и бухгалтерского консалтинга «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», Москва

При камеральной проверке у предприятия могут возникнуть проблемы при определенных условиях:

  1. Налоговики нарушают сроки проведения камеральной проверки. Обычно предметом в рамках данных проектов становятся декларации по налогу на прибыль и по НДС. Проверка НДС производится обязательно, если компания рассчитывает вернуть налог из бюджета. Для проверки у инспекторов есть 3 месяца, но этот срок нередко нарушается.

Выход из ситуации. Ожидаете в течение 3 месяцев. Если инспекторы спустя данный срок решение не вынесут, главный бухгалтер должен направить в инспекцию письмо с просьбой предоставить результаты проверки. В случае получения отказа вновь, главбуху или юристу следует подготовить судебное заявление о признании незаконность бездействия налоговой инспекции, также о возмещении НДС из бюджета.

  1. Перечень запрашиваемых документов не соответствует закону или предмету проверки. Налоговые инспекторы при камеральной проверке могут запрашивать ряд дополнительных документов у вашей компании. Регламентирован список ситуаций, когда это нужно делать, статьей 88 НК РФ.

Выход из ситуации. Если поступает требование предоставить документы, нужно поручить главному бухгалтеру проверку соответствия их перечня закону. Юрист должен ознакомиться с судебной практикой. Вполне вероятно, что некоторые дела подтверждают необоснованность требований со стороны инспекторов. Но представим ситуацию, когда контролеры в своем требовании правы. В таком случае нужно подумать, можно ли будет расценивать дополнительные документы не в вашу пользу. Для подстраховки главбуху нужно дать указание о предоставлении в налоговую инспекцию не только запрошенных бумаг, но и комментариев вместе с ними, даже если последние не требовались.

  1. Вы не успеваете подготовить запрашиваемые документы в срок.

Выход из ситуации. Если не успеваете с передачей налоговой службе в инспекцию всех документов, бухгалтеру нужно поручить составить заявление в налоговую о продлении отведенного срока, указывая причины подобной ситуации. Возможны ситуации, когда инспекция вашу просьбу не учитывает. Однако данное письмо будет ценным аргументом в вашу пользу при рассмотрении дела в судебном порядке.

11 причин для налоговой проверки вашей компании

Если при анализе выясняется, что у компании налоговая нагрузка ниже среднего по отрасли показателя более, чем на 10%, у налоговиков будет сигнал к проверке. Налоговики уверены, если налоговая нагрузка у компании менее 5-7% (если не используется упрощенное налогообложение либо единый налог на вмененный доход), она практически гарантированно экономит на уплате налогов.

2. Убытки в течение двух и более лет

  • Организации с убытками в налоговой отчетности в течение последнего календарного года при сохранении данной тенденции в отчетных периодах прошлого года;
  • Убыточность организаций с существенными вычетами из НДС;
  • Убыточные компании, которые выплачивают заработную плату меньше среднего уровня по отрасли;
  • Убыточные компании с положительной динамикой выручки от реализации.

3. Большие суммы налоговых вычетов

Если за год доля «входящих» вычетов по НДС от суммы начисленного налога у компании превышает 89%.

4. Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов

При росте расходов в сравнении с предыдущим отчетным периодом, к примеру, в 1.8 раза, а рост доходов составил 1.2 раза, либо остались на прежнем уровне.

5. Зарплата работников ниже среднего уровня

6. Предельные значения при специальных режимах

Компании, перешедшие к уплате ЕНВД, ЕСХД либо к упрощенной системе налогообложения. Внимание налоговиков будет привлечено, если показатели деятельности в течение года вдвое превысили 95% от предельных величин, которые дают право использования специального налогового режима.

7. Договоры с перекупщиками или посредниками

Внимание налоговой инспекции привлекается следующими условиями:

  • Если компания не может выполнить обязательства по договору в результате недостатка материальных ресурсов, времени, сотрудников;
  • При операциях компании с товаром, не производящимся либо который не мог быть выпущен в объеме, отраженном документами бухгалтерского учета;
  • Осуществление операций не в месте нахождении организации;
  • При выявлении взаимозависимости участников сделки;
  • Проведение расчетов через один банк;
  • При транзитных платежах участников взаимосвязанных операций.

8. Компания получала уведомления налоговиков, однако пояснений не дала

9. Изменение местонахождения

Компании, которые пытаются сменить юридический адрес, с получением отсрочки для устранения нарушений, которые выявлены со стороны инспекторов, привлекают внимание.

10. Отклонение уровня рентабельности от среднего по отрасли

Если рентабельность активов либо продаж в компании ниже средних показателей по отрасли по аналогичному виду рентабельности – более, чем на 10%.

11. Взаимоотношения с подозрительными контрагентами

Какие документы должны предъявить налоговые инспекторы

У налоговых инспекторов есть право начала проверки лишь после предъявления решения о проведении проверки, также при предъявлении служебных удостоверений.

Помните : необходимо предоставление 2 указанных документов одновременно. Ведь само служебное удостоверение без предъявления разрешения еще не позволяет проводить проверку.

Как себя вести, если нагрянула налоговая проверка

Изначально следует попросить инспекторов продемонстрировать решение о проведении проверки и служебные удостоверения. Для проверки подлинности документов можно позвонить в налоговую инспекцию. Далее необходимо проверить, указаны ли в решении о проведении проверки пришедшие в вашу компанию инспекторы? Если в документе не указаны данные о каком-то из инспекторов, у вас есть право не допускать его к участию к проверке. Убедитесь в отсутствии отклонений от установленной формы в решении о проверке (к примеру, проверяемый период не был указан).

При наличии подобных отклонений у вас есть право отказа инспекторам. Но в этом случае можно рассчитывать лишь на временный эффект, ведь инспекторы придут вновь. Многие используют альтернативный вариант – позволяют инспекторам провести проверку, но затем такие основания позволят обжаловать её результаты в суде, избегая штрафов.

Также обязательно должна быть сделана копия решения. В противном случае будет невозможно подтвердить незаконность данного документа в суде.

Следует посмотреть, по каким налогам и за какой период инспекторы будут проводить проверку. Если по этим вопросам проверка уже проводилась, есть право отказа.

Если предоставленные документы в порядке, следует поставить на экземпляре решения дату и подпись – после слов "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен". Если отказываете инспекторам в проверке, несмотря на корректно составленные документы, у них есть право самостоятельно устанавливать размер налогов, который вам предстоит уплачивать.

Рассказывает практик

Психологическая установки для прохождения налоговой проверки

Алексей Суховерхов , президент компании «Институт мастерства (ИнМаст)», Москва

Важен положительный психологический настрой – с уверенностью в успешном прохождении проверки. Чтобы добиться такого успеха, можно рекомендовать достаточно простой тренинг – представьте себе в начале проверки, что её уже удалось пройти, без выявленных нарушений. Постарайтесь представить себе подобное ощущение максимально отчетливо, поддерживая его во время самой проверки.

При проверке опытные контролеры стремятся не просто выявить имеющиеся нарушения, но также оценивают реакцию со стороны проверяемого. Поэтому, если будете вести себя так, что выражаете боязнь «на чем-то попасться», инспекторы начнут проверку еще более тщательно и комплексно. Предоставьте инспектору возможность найти недочеты – но только мелкие, а не серьезные проблемы.

Нужно добиться и оптимального психологического настроя среди сотрудников. Подчиненным нужно напомнить – инспекторы тоже люди, со своими задачами, целями и опытом. Если бы кто-то из сотрудников был на месте инспектора, то и действовал бы он аналогичным образом. Благодаря этому общение сотрудников с инспектором можно перевести из разряда противостояния ближе к взаимодействию.

Если выездная либо камеральная налоговая проверка компании привела к доначислению налогов, с утверждением штрафа, это не всегда свидетельствует об ошибках главного бухгалтера компании. Следует понимать наличие множества различных неясностей в нормах налогового законодательства, на многие вопросы ответ не может быть однозначным. Поэтому вырабатываться подходы к решению данных вопросов должны вырабатываться исходя из судебной практики, которая регулярно изменяется. Но опыт подтверждает – в свыше 70% ситуаций штрафы и пени оказываются необоснованными либо у налогоплательщиков сохраняются достаточные основания, чтобы оспорить постановление налоговой в суде.

Как инспекторы взыскивает недоимки, пени и штрафы

Если предприниматель либо компания не выполнили требования в отношении уплаты налога, штрафа либо пеней в отведенный срок, у налоговой инспекции есть возможность самостоятельно взыскать соответствующий долг.

Решение о взыскании недоимки и штрафа с индивидуального предпринимателя должно приниматься налоговыми инспекторами не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Еще 6 дней инспекции даются для информирования организации о принятом решении. Если срок в 2 месяца налоговой инспекцией будет пропущен, будет возможность взыскания недоимки, штрафов и пени лишь через арбитражный суд.

После решения о взыскании налоговая инспекция будет выставлять инкассовые поручения в банковские структуры, в которых обслуживаются счета компании. Налоговики за счет положений Налогового кодекса могут списывать средства с валютных и расчетных счетов. Нельзя взыскивать средства с депозитных (если не истек установленный срок) и ссудных счетов.

Как избежать налоговой проверки

В отношении предпринимателей предусмотрено систематическое проведение налоговых проверок, в любом случае их не удастся избежать. По крайней мере, предполагается камеральная проверка для анализа всех отчетов компании. Несдача отчетов будет выявлена, что приведет не только к штрафу, но также риску для предпринимателя оказаться в списке выездных проверок.

Поэтому нужно следовать принципам налоговой дисциплины, со своевременной подачей необходимых отчетов, с совершением платежей, установленных законодательством, чтобы минимизировать вероятность выездной проверки. Но в любом случае нужно быть всегда готовыми к возможному прибытию проверяющих, тем более, сегодня налоговые инспекторы обязаны информировать предпринимателей о планируемой проверке и предмете её проведения.

5 способов отсрочить время налоговой проверки, чтобы привести документы в порядок

Способ 1. Предложите налоговикам свои сроки представления документов

Компании для подготовки документов предоставляются 10 дней. Если бухгалтерии не удастся уложиться в отведенные сроки при оформлении всех документов, нужно направить просьбу об отсрочке на рассмотрение ИФНС.

Способ 2. Представьте документы в самый последний день

Возможна передача документов на рассмотрение налоговой инспекции лично, через представителя компании, электронным письмом либо заказным письмом по почте. Для этого, согласно Налоговому кодексу, предоставляются 10 дней с момента получения требования. Возрастет срок до 20 дней при выездной проверке консолидированной группы компаний. Измеряется указанный срок в рабочих днях по 5-дневной рабочей неделе.

Способ 3. Не позволяйте контролерам вывозить документы, если проверка проходит на территории Вашей компании

Компании выгодно, чтобы проверка осуществлялась в инспекции. Но порой более предпочтителен обратный вариант.

Способ 4. Не передавайте документы, если требование содержит неточные формулировки

Часто налоговики запрашивают документы в неправильной форме. Такие требования можно игнорировать, ведь для них установлена определенная форма на законодательном уровне.

Способ 5. Не передавайте документы, которые уже проверялись

У инспекторов нет права запрашивания бумаг, которые уже изучали в рамках камеральных и прочих выездных проверок. Хотя данная норма не действует в 2 случаях:

– Предоставление инспекции подлинников, в дальнейшем возвращенных компании.

– Утрата документов инспекторами из-за обстоятельств непредвиденной силы.

  • Искусство переговоров: как добиваться выгодного результата во всем

Инспекторам во всех остальных случаях нужно будет искать копии у себя или документально обосновать потерю документов, либо возможен вариант ознакомления с подлинниками документов на территории компании (нежелательный вариант для организации).

13 правильных ответов на каверзные вопросы при налоговой проверке

Вопрос №1. Почему компания получила небольшую прибыль?

Компания занимается продажей специфического оборудования, зависима от сезонности, к тому же сейчас испытывает некоторые трудности, так как привлекла большие займы. Организация молодая и только развивается.

Вопрос №2. Когда финансовые показатели организации изменятся?

Конкретный ответ на это вопрос лучше не давать, вполне подойдут общие фразы, например такие: «в следующих налоговых периодах», «в ближайшее время», «как только наладится сбыт».

Вопрос №3. Почему Вы закупаете товары и услуги по высоким ценам?

Компания ориентируется не только на цены, но и на качество услуг, сырья, сроки поставки. Поэтому стоит пояснить, что по остальным критериям поставщик наиболее оптимален. Например, он продает дороже, но предоставляет отсрочку платежа или предлагает доставку продукции.

Вопрос №4. Из-за чего в последнее время резко увеличилась доля вычетов по НДС?

Временное повышение доли вычетов можно объяснить ростом расходов на дополнительные услуги, покупкой крупной партии товара.

Вопрос №5. Почему Вы так часто меняете поставщиков?

Компания сама выбирает поставщиков и политику работы с ними. Во-первых, наличие только одного крупного контрагента не всегда выгодно. Во-вторых, компания пока не определилась с наиболее надежными поставщиками. В-третьих, новые партнеры продают товары на более выгодных условиях.

Вопрос №6. Вы работаете с однодневками?

Дайте отрицательный ответ, однако подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Сообщите, что всех партнеров Вы проверяете на сайте ФНС в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Изучаете их судебную историю в картотеке арбитражных дел на сайте www.kad.arbitr.ru , а также потенциальную возможность банкротства в реестре сведений о фактах деятельности юрлиц на портале www.fedresurs.ru . Предоставьте данные, из которых видно, что Ваш партнер не однодневка. Например, сообщения в СМИ о работе организации или сайт в Интернете.

Вопрос №7. Чем объясняются низкие цены на вашу продукцию?

Возможный ответ: цена зависит не только от себестоимости, но и от рыночных условий. Если ее поднять, продажи существенно сократятся.

Вопрос №8. Почему зарплата сотрудников компании ниже минимального или среднего уровня по отрасли?

Объяснить можно, например, тем, что большинство сотрудников работают неполный день, или тем, что доходы персонала зависят от результатов деятельности компании. Подтвердить все эти доводы можно копией штатного расписания и положением об оплате труда. Кроме того, низкую заработную плату можно объяснить временными трудностями: падением спроса, сокращением рынка, кризисом.

Вопрос №9. Почему на балансе компании оборудования больше, нежели численность штата, способного им управлять?

Во-первых, часть оборудования компания может не использовать. Во-вторых, техника может быть полностью автоматизирована. А значит, большой штат компании не нужен.

Вопрос №10. Чем Вы объясните, что в день зарплаты со счета снимается больше денег, чем требуется?

Помимо зарплаты, компания выплачивает аренду, проценты по займам, также несет дополнительные ежемесячные расходы (например, на покупку канцтоваров). Заказывать сразу одну сумму в банке удобнее.

Вопрос №11. Почему у подчиненных зарплата больше или такая же, как у их начальника?

У руководителей фиксированная зарплата, а у подчиненных оклад плюс премия. Равенство доходов можно также объяснить большим количеством обязанностей сотрудников. Но если Вы хотите избежать лишних недоразумений, поручите отделу кадров изменить штатное расписание.

Вопрос №12. Почему долги перед контрагентами вы погашаете, а перед бюджетом – нет?

Компания вынуждена платить за материалы. Иначе при неисполнении обязательств поставщики расторгнут договоры и прекратят работать с компанией. Производство остановится, что приведет к банкротству. Тогда в бюджет вообще ничего не поступит. А так компания заплатит, только позже и с пенями.

Вопрос №13. Когда вы планируете погасить недоимку по налогам и сборам?

Если сумма большая и Вы сомневаетесь, что сможете ее погасить единоразово, поручите составить примерный график платежей. Главное, начать перечислять в бюджет хотя бы небольшие суммы. Тогда внимание налоговиков резко ослабнет.

Информация об авторах и компаниях

Ольга Баранова, заместитель директора департамента налогового и бухгалтерского консалтинга «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Аттестованный консультант по налогам и сборам, работает в области налогообложения и аудита около 10 лет. Имеет опыт аудиторских проверок, составления заключений по вопросам финансового права, разработки нормативных актов для клиентов по определению методологии ведения бухгалтерского и налогового учета, руководства проектами по проведению налогового аудита с целью выявления налогового потенциала и налоговых рисков, участия в судебных проектах.

Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Специализируется на спорах по гражданскому и налоговому праву, налоговому консультированию крупных российских и иностранных компаний, в частности, занимается вопросами недобросовестности налогоплательщика, проблемами налоговых последствий при изменении правовой квалификации договора, экономической обоснованностью расходов.

Алексей Суховерхов , президент компании «Институт мастерства (ИнМаст)», Москва.

«Институт мастерства (ИнМаст)» . Сфера деятельности: оказание услуг по подбору и обучению персонала, организации и проведению корпоративных и открытых тренингов по бизнес-психологии.

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела - обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере - сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов. Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более - в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто - ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании - идти на данные меры или нет - решать компании. В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее.

Акт о воспрепятствовании доступу в офис можно обжаловать. Учредитель вправе не пускать налоговиков в свою квартиру. Если не пустить ревизоров в офис, они начислят налоги расчетным путем.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Однако присутствие проверяющих в помещении организации нередко невыгодно для компании. Поскольку в этом случае контролеры получают доступ не только к документам и активам компании, но и невольно становятся свидетелями рабочего процесса. Тем самым они могут выявить существенные ошибки в деятельности и учете налогоплательщика, которые невозможно установить, изучая только лишь отчетность и "первичку". Более того, иногда офисы проверяемой компании настолько малы, что, предоставляя место проверяющим, организации приходится приостанавливать работу части сотрудников (см. врезку ниже).

Примечание. На каких территориях компании может быть проведена выездная проверка
Проведение проверки на территории или в помещении налогоплательщика - это:
- непосредственный доступ должностных лиц налогового органа в помещения (производственные, офисные, конторские, складские, наземные, подземные и прочие помещения), которыми налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) владеет на праве собственности, другом вещном праве или ином законном основании (например, по договору аренды). При этом имеются в виду помещения, которые используются для предпринимательской деятельности;
- нахождение должностных лиц налогового органа на территории налогоплательщика (поле, открытый склад, стоянка автомобилей, территория аэродрома, строительная площадка и т.п.).

Налоговый кодекс позволяет проводить выездную проверку на территории инспекции, если компания не имеет возможности предоставить для проверки помещение. Рассмотрим, как компания может подтвердить невозможность обеспечить налоговикам проведение проверки "на выезде" и есть ли иные законные способы не пустить контролеров на территорию компании без негативных налоговых последствий.

Отказ пустить налоговиков на территорию компания должна обосновать

Минфин России в Письме от 24.12.2012 N 03-02-08/109 отметил, что невозможность обеспечить налогоплательщиком проверяющим помещение для проверки является единственным основанием для ее проведения по месту нахождения инспекции. При этом, по мнению автора, компании необходимо доказать отказ допустить проверяющих на территорию компании. Такими аргументами, в частности, могут выступать:
- недостаточная площадь офиса;
- отсутствие свободных столов и стульев для инспекторов;
- аренда помещения на территории другой организации, проход на которую осуществляется по пропускам. В этом случае препятствовать доступу к офису проверяемой компании может именно организация-арендодатель;
- пожар или иная порча помещения;
- проведение на территории налогоплательщика ремонта.

Примечание. Если в офисе проверяемой компании действительно проводится ремонт, выездную проверку проведут на территории инспекции.

Главное здесь - чтобы инспекторы своими глазами увидели, что действительно присутствовать в офисе невозможно. Кроме того, названные аргументы компания может подтвердить документально (фотографиями, поэтажным планом помещения, справками БТИ и пр.).

Проверка будет проведена на территории инспекции, если на момент ее назначения компания не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ

Как правило, решение о проведении выездной проверки по месту нахождения инспекции принимается на основании письменного заявления налогоплательщика либо служебной (докладной) записки проверяющих, которые сообщают о невозможности провести проверку по адресу проверяемого лица (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Практика показывает, что проведение проверки на территории инспекции правомерно и в том случае, если организация не находится по своему юридическому адресу. К таким выводам, в частности, пришел ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 14.11.2012 N Ф03-5027/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-1947/13).
В этом деле компания оспаривала решение налоговиков о проведении выездной проверки на территории налогового органа. Причиной послужил тот факт, что организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. По мнению компании, инспекторы фактически лишили ее возможности осуществить участие в мероприятиях выездной проверки, представить необходимые пояснения и документы. Суд посчитал, что если организация на момент назначения выездной проверки не проинформировала налоговый орган о своем фактическом местонахождении, то тем самым не оставила налоговикам выбора, где проводить выездную проверку.

Формальные ошибки в решении о проверке помогут не пустить контролеров на территорию компании

"Пропуском" контролеров на территорию (в помещение) налогоплательщика при проведении выездной проверки является служебное удостоверение и решение руководителя (его заместителя) налогового органа, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 91 НК РФ). При этом налоговое законодательство определяет перечень сведений, которые должны содержаться в таком решении (п. 2 ст. 89 НК РФ и Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). К ним относятся:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Если проверяющие предъявили компании решение, составленное с нарушением, у организации есть законные основания не пустить налоговиков на свою территорию (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Так, существенным нарушением, по мнению суда, является проведение более двух проверок в течение календарного года (Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2009 N А08-2803/2008-25, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.06.2009 N ВАС-7239/09). По мнению автора, в этом случае компания также вправе не пускать проверяющих на свою территорию.
Еще одним основанием для отмены проверки и, как следствие, недопущения контролеров в помещения компании может послужить факт подписания решения неуполномоченным лицом. Косвенно это подтверждает спор, который рассматривал ВАС РФ в Определении от 25.08.2009 N ВАС-10889/09. Суд установил, что у исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции имелись полномочия на принятие решения о проведении выездной проверки общества. В связи с чем отсутствуют основания для признания недействительным решения инспекции, вынесенного по результатам указанной проверки.
Прочие ошибки, как, например, отсутствие сведений о том, кто является руководителем проверяющей группы (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2007 N А12-7517/07-С61), налоговики могут исправить путем внесения изменений в существующий документ. Такие неточности не будут основанием для отмены проверки. Следовательно, не пускать контролеров во время проверки на свою территорию, если компания обнаружила, что в решении не указан руководитель группы, рискованно.

Не пускать проверяющих в квартиру учредителя, по адресу которой зарегистрирована компания, рискованно

ФНС России позволяет зарегистрировать организацию по месту жительства учредителя (Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). Налоговый кодекс запрещает доступ инспекторов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физлиц (п. 5 ст. 91 НК РФ). Аналогичные выводы сделала налоговая служба в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355.
Использовать квартиру под офис или производственное помещение можно только в случае перевода жилого помещения в статус нежилого (см. врезку ниже). При этом суды на практике отмечают следующее (Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2013 N Ф09-8732/13):
"<...> Использование налогоплательщиком помещения, расположенного по адресу: <...>, в качестве офиса без соблюдения процедуры перевода данного помещения в категорию "нежилое" не может являться основанием для предоставления ему гарантий, предусмотренных п. 5 ст. 91 Кодекса в отношении жилых помещений".

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
Вести бизнес в жилой квартире компания может только после перевода ее в состав нежилого фонда (Письмо Минфина России от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93). Иначе ей грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 60 000 руб. (ст. 7.22 КоАП РФ).
В статье "Как безопасно с правовой и налоговой точки зрения перевести квартиру в нежилой фонд под офис" // РНК, 2014, N 1 - 2 мы подготовили алгоритм действий по переводу жилого помещения в нежилой фонд с указанием возможных налоговых и правовых последствий.

Следовательно, если компания в нарушение действующего законодательства ведет деятельность по месту жительства учредителя, ей, вероятнее всего, придется пустить проверяющих во время выездной проверки в офис, оборудованный в квартире.
Но если проверка проводится в отношении физлица (в том числе утратившего статус ИП), которое не согласно допустить контролеров в свою квартиру, налоговики проводят контрольные мероприятия на территории инспекции (Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-02-08/109).

Налогоплательщик может обжаловать акт о воспрепятствовании доступу на его территорию
должностных лиц, проводящих проверку

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Однако, если компания препятствует доступу ревизоров в помещение (на территорию), последние могут составить соответствующий акт (форма акта утверждена Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"). Если же налогоплательщик откажется его подписать - сделать об этом отметку.
Практика показывает, что доводы организации о том, что контролеры не указали в акте подробные обстоятельства, кто и как препятствовал их доступу, кому предъявлялись удостоверения и решение на проверку, суд, скорее всего, отклонит. Более того, несогласие налогоплательщика с актом и отсутствие подписи на нем его представителя, готовность предоставить помещение для проверки и все необходимые документы суд также не примет (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2011 N А70-9334/2010). В таком случае контролеры могут воспользоваться правом, предоставленным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить обязательства налогоплательщика расчетным методом (см. врезку ниже).

Читайте на e.rnk.ru. Последствия отказа в допуске налоговиков на территорию компании
Одним из последствий отказа в доступе на территорию организации контролеров является выемка документов (п. 8 ст. 94 НК РФ, Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622, от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 и от 15.03.2012 N АС-4-2/4378).
Кроме того, ревизоры вправе самостоятельно расчетным путем определить суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет (пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 3 ст. 91 НК РФ). О том, как налоговики применяют расчетный метод и какие ошибки при этом допускают, читайте на сайте e.rnk.ru в статьях "Определяя базу по НДС расчетным методом, налоговики используют примерные, но не всегда верные показатели" // РНК, 2013, N 24 и "В большинстве случаев инспекторы неправильно применяют расчетный метод при непредставлении им документов" // РНК, 2012, N 12.

Есть мнение, что такой акт компания не вправе обжаловать в судебном порядке. Поскольку он не является ненормативным правовым актом, не содержит властных предписаний и носит информационный характер. В связи с чем не нарушает прав и законных интересов организации. Такие выводы, в частности, сделал ФАС Московского округа в Постановлении от 29.12.2011 N А40-27557/11. Несмотря на то что указанное решение суд вынес в отношении акта о противодействии проведению выездной проверки, по мнению автора, предоставленные судом аргументы справедливы и для акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц на территорию (в помещение) налогоплательщика.
Однако Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области Решением от 16.07.2013 N А56-32593/2013 удовлетворил требования компании о признании недействительным акта налогового органа о воспрепятствовании доступу должностных лиц на территорию общества (проверяемого лица). Суды апелляционной и кассационной инстанций такие выводы поддержали (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 N А56-32593/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 N А56-32593/2013). Контролеры не смогли доказать факт воспрепятствования доступу со стороны компании. Более того, суд установил, что представитель компании не присутствовал при осмотре налоговым органом помещения, а значит, и не мог отказать (воспрепятствовать) в доступе на территорию офиса.

Примечание. Суд признает акт о воспрепятствовании допуску в офис недействительным, если представитель компании не присутствовал при осмотре помещения.

mob_info