Источники правового регулирования валютных отношений. Валютное регулирование. Органы валютного регулирования


В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам. Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Валютные отношения - это совокупность экономических и финансовых отношений, складывающихся при функционировании валюты.

Валютные отношения связаны с использованием валют при осуществлении внешней торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, предоставления и получения за границей кредитов и займов, совершения сделок по покупке валюты и т.д.

Валютные отношения, с одной стороны, относительно самостоятельны, но с другой - оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платежный баланс стран, через режим кредитования и международных расчетов.

Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Национальные экономики открываются, становятся взаимозависимыми и взаимоуязвимыми. В целом на мировой рынок поступает примерно четверть производимого в странах валового продукта. Люди все шире используют товары иностранного происхождения.

Между валютными отношениями и процессом воспроизводства существует прямая и обратная связь. Валютные отношения вторичны по отношению к процессу воспроизводства. Общественное воспроизводство порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами; возникают международные расчетные, валютные, кредитные и финансовые операции.

Участниками валютных отношений являются :

- физические лица (брокеры, туристы и т.д.);

Юридические лица (коммерческие банки; предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции; валютные биржи; валютные и брокерские фирмы; инвестиционные и пенсионные фонды);

- государства (в лице правительств, центральных и государственных банков);

- международные организации.

Валютно-кредитные отношения - финансовые отношения между субъектами разных стран, т.е. резидентами и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями .

15.1. Понятие валюты и валютных ценностей.

15.2. Особенности и структура валютных правоотношений.

15.3. Правовой режим регулирования валютных отношений.

Понятие валюты и валютных ценностей

Понятие валюты (от лат. Valeo - стою) очень часто ассоциируется с денежными единицами стран. Но при этом термин "валюта" может применяться в нескольких значениях: как денежная единица, которая является основой денежной системы государства; как тип денежной системы государства (валюта золота, валюта серебряная валюта бумажная) и как денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и используются в международных расчетах. Именно последнее значение и представляет собой понятие иностранная валюта.

Национальная валюта выступает своеобразным зеркалом финансово-экономического состояния государства, что связано с использованием валютных средств участниками международных экономических отношений при большом объеме внешнеэкономических операций. В этом механизме тесно переплетаются интересы, ведущие к получению как национальные (например, при финансировании расходов экспортера продукции), так и иностранного (в расчетах импортера по импортным контрактам, когда может использоваться иностранная валюта) валюты. Декрет Кабинета Министров Украины в законодательном акте "О системе валютного регулирования и валютного контроля" определяет валюту Украины как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины. К валюты также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства на счетах, во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины (ст. 1) . Это и есть собственно валюта.

Второй составляющей категории - "валюта Украины" (рядом с собственно валютой Украины) - является платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины.

Таким образом, валюта Украины состоит из определенных законодательством Украины составляющих, а именно:

а) денежных знаков, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины;

б) платежных документов, выраженных в валюте Украины;

в) других ценных бумаг, выраженных в валюте Украины. Категория "иностранная валюта" также имеет следующие составляющие:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов или монет, находящихся в обращении, и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы государств;

2) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Так, в соответствии с законодательством Украины под иностранной валютой понимается как собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах. При этом собственно иностранной валютой являются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства. К ней также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах на счетах или во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях за пределами Украины.

Национальная и иностранная валюта находятся в определенном соотношении, которое отражает понятие "конвертируемости". Это достаточно сложное понятие. Именно конвертируемость (или конвертируемость валюты в узком смысле) понимается как гарантированная государством возможность обмена национальной валюты на иностранные. Подробную характеристику конвертируемости дает профессор Стэнфордского университета Р. Мак-Киннон: "Валюта является конвертируемой, если: граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особых ограничений, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке по единственным валютным курсом, который, возможно, колеблется и употребляется ко всем текущих операций, включая нормальный торговый кредит, тогда как иностранцы (нерезиденты), имеют средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их по тем же самым валютным курсом или свободно приобрести местные товары по превосходящими ценам в этой валюте ".

В зависимости от степени и особенностей режима конвертируемости национальные валюты отдельных стран можно разграничить на:

Неконвертируемые - валюты, которые используются в пределах одного государства;

Частковоконвертовани - валюты, которые применяются не ко всем внешним валютных операций или не до всех субъектов;

Свободноконверуемые - валюты, которые свободно обмениваются на иностранные валюты и выступают в качестве платежного средства на международном рынке.

Ключевым фактором, обуславливающим конвертируемость национальной валюты, является соблюдение государством обязательств, принятых в соответствии со ст. VIII Договора о Международном валютном фонде, предполагающие неприменения ограничений по платежам и переводам по текущим международным операциям, а также отказ от каких-либо дискриминационных валютных мероприятий или практики множественности валютных курсов. Конвертируемость валюты отражает экономическое положение государства и не может быть введена только законодательно.

Согласно Классификатора иностранных валют, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины, свободноконверуемые иностранные валюты дифференцируются на две группы: 1) валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на основных валютных рынках мира; 2) валюты, которые не используются широко для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на основных валютных рынках мира.

К свободноконвертируемых валют относятся денежные единицы государств, в которых отсутствуют ограничения по их свободного обмена на иностранные валюты по курсу, который определяется действующим законодательством. В мире насчитывается около 30 национальных денежных единиц, согласно классификации МВФ соответствуют требованиям свободноконвертируемых валют.

Среди свободноконвертируемых валют сформировалась особая группа - резервные. К резервным валютам относятся несколько валют, в которых центральные банки других государств, а также международные финансово-кредитные организации накапливают собственные резервы. Это валюты стран с экономически развитым, стабильным финансовым потенциалом и системой. Основной резервной валютой является доллар США. Как резервные валюты используются также фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, коллективная европейская валюта - евро, и специальные права заимствования - СДР (special drawing rights).

Специфическими резервными валютами являются СДР и евро. СДР является валютой, существует только в безналичной форме в виде записей на счетах стран - членов МВФ. Выпуск СДР начался 1 января 1970 года. С отменой золотого содержания доллара США стоимость СДР определяется на основе средньозважуванои величины курсов "корзины" пяти резервных валют. Состав и удельный вес отдельных валют "корзины" СДР пересматриваются МВФ каждые пять лет.

На основе положений Договора о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992, в декабре 1996 года было принято решение о введении в безналичное обращение с 1 января 1999 единой валюты стран ЕС - евро. В зону евро вошли 11 из 15 государств - членов Евросоюза: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. С 1 января 2002 года евро функционирует в наличном обращении и является официальной денежной единицей указанных государств. В соответствии с Договором о ЕС исключительным правом санкционировать выпуск банкнот в рамках Европейской валютной системы обладает Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ и национальные центральные банки наделены правом эмиссии банкнот и монет, имеющих статус единственного законного платежного средства в рамках Евросоюза. Соотношение национальной валюты и других валют (разного уровня конвертируемости) регулируется государством через валютный курс. Валютный курс выступает как соотношение валют двух стран. Он устанавливается на основании спроса-предложения валют на валютном рынке. При этом возможно определение валютного курса государством в собственном, одностороннем порядке.

Для регулирования курса гривны относительно иностранных валют Национальный банк Украины использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставку рефинансирования, а также применяет другие инструменты регулирования денежной массы. Согласно п. 13 ст. 7 Закона Украины "О Национальном банке Украины" он обеспечивает накопление и хранение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами. Статьей 28 этого Закона предусмотрено, что Национальный банк Украины обеспечивает управление золотовалютными резервами государства, осуществляя валютные интервенции путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках с целью влияния на курс иностранной валюты по отношению к иностранным валютам и на общий спрос и предложение денег в Украине.

Структура золотовалютного резерва Национального банка Украины включает следующие активы:

Банковское золото;

Специальные права заимствования;

Резервную позицию в МВФ;

Иностранную валюту в виде банкнот и монет или средств на счетах за рубежом;

Ценные бумаги (кроме акций, которые оплачиваются в иностранной валюте);

Любые другие международно признанные активы при условии обеспечения их надежности и ликвидности.

Национальная валюта и иностранная валюта не охватывают полностью круг валютных ценностей в государстве. Кроме национальной и иностранной валюты в виде денежных знаков и средств на счетах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях валютных ценностей относятся:

Платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, иностранной валюте или банковских металлах;

Банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффиновани) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, которые имеют сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов (ст. 1 Декрета Кабинета министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля").

Законодательное регулирование как части валютных ценностей распространяется только на монетарные металлы. Закон Украины "О государственном регулировании получения, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" определяет правовые основы и принципы государственного регулирования получения, производства, использования, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и контроля за операциями с ними. Под драгоценными металлами в соответствии со ст. 1 данного Закона понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и др.). Драгоценные камни включают природные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях).

Качество драгоценных металлов определяется пробой, которая является государственным стандартом, определяющим ценность сплава, из которого изготовлены изделия из драгоценных металлов, и свидетельствует о содержании весовых единиц основного драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава. В Украине для ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:

Платина - 950 (девятьсот пятидесятая)

Золото - 333 (сто тридцать третьей), 375 (сто семьдесят пятой), 500 (пятисотый), 585 (пятьсот восемьдесят пятой), 750 (семьсот пятидесятая)

Серебро - 750 (семьсот пятидесятая), 800 (восьмисотого), 830 (восемьсот тридцатая), 875 (восемьсот семьдесят пятая) 925 (девятьсот двадцать пятая), 960 (девятьсот шестидесятого)

Палладий - 500 (пятисотый), 850 (восемьсот пятидесятая). Допускается изготовление изделий из золота пробы 583 (пятьсот

восемьдесят третий) предприятиями бытового обслуживания населения и гражданами-предпринимателями.

Министерство финансов Украины формирует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины с целью обеспечения государственных производственных, научных, социально-культурных и других потребностей, которые финансируются из государственного бюджета. В Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины зачисляются закуплены на территории Украины и за ее пределами за счет средств Государственного бюджета отходы и лом драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, драгоценные металлы и драгоценные камни, драгоценные камни органогенного происхождения и полудрагоценные камни в изделиях и ломе, скуплены у населения и юридических лиц, конфискованные в соответствии с законодательством Украины или сданные как сокровище, а также полученные по праву наследования или дарения, ценности Исторического фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Украины.

Правовое регулирование является важной и необходимой частью осуществления управления обществом и представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных средств. Совокупность этих средств образует механизм правового регулирования. Следовательно, отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм .

Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте Федерального закона N 173-ФЗ, в законодательстве РФ до сих пор нет легального определения этого понятия .

В научной литературе по валютному праву можно встретить различные определения валютного регулирования. Так, авторы учебника «Валютное право» указывают, что валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций .

В интересующем нас плане попытаемся исследовать правовое регулирование валютных отношений с позиции финансового права.

Ю.В. Смирникова указывает, что финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает важнейшие моменты, а именно осуществление валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права .

Таким образом, исследование особенностей финансово-правового регулирования валютных отношений представляется необходимым начать с анализа современного финансового права, финансово-правовых норм, метода финансового права, финансовой деятельности государства, финансово-правовой ответственности.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, рассматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватывают ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это бюджетные фонды; государственные и муниципальные внебюджетные фонды; государственный и муниципальный кредит; государственные и муниципальные страховые фонды; финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий .

Как указывает Ю.В. Тютина, проблемы правового регулирования валютных отношений на современном этапе в Российской Федерации становятся все более актуальными и значимыми. Это прежде всего связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и постепенной отменой валютных ограничений на осуществление валютных операций, включая валютные операции движения капитала, поскольку одним из требований государств - членов ВТО было требование либерализации валютного законодательства .

Валютные отношения регулируются нормами, относящимися к различным отраслям права, в том числе финансовому, гражданскому, административному, международному, исходя из конституционных норм .

Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения:

  • 1) по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права;
  • 2) по поводу образования государственных денежных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также по распределению и использованию финансовых ресурсов государства;
  • 3) в сфере реализации компетенции органами государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства .

Все это представляет собой механизм финансово-правового регулирования валютных отношений. И можно сделать вывод, что финансово-правовое регулирование не может существовать без механизма регулирования отношений и привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, о чем мы продолжим подробней говорить в параграфах 2.4. и 2.5.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

На валютном рынке формируются спрос и предложение валют, их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов.

Однако государство издавна вмешивалось в валютные отношения - вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в., перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между двумя этими регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечения валютной стабилизации; валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном, региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Межгосударственное валютное регулирование преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Межгосударственное регулирование обусловлено следующими причинами:

  • 1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.
  • 2. Изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.
  • 3. Изменение расстановки сил на мировой арене: безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества - США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты - новые индустриальные государства.
  • 4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебанием валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т. д.

Кроме того, абсолютно автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органами межгосударственного валютного регулирования являются Мировой валютный фонд (МВФ) и регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, девальвация, ревальвация, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса, путем воздействия на международное движение капиталов и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Прежде всего, из-за противоречивости ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Характерные черты девизной политики - крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затраты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилизацию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттонвудским соглашением страны фиксировали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота установили золотое содержание валют. С прекращением размена доллара на золото для иностранных центральных банков в августе 1971 г. большинство стран перешли к плавающим валютным курсам, что было закреплено Парижским совещанием «группы десяти» 16 марта 1973 г.

Страны ЕС ввели режим «европейской валютной змеи» - режим совместно колеблющихся валютных курсов при узких пределах их взаимных колебаний.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, занимающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Применялся в начале 70-х годов в Бельгии, Италии, Франции, на настоящий момент применяется лишь в некоторых развивающихся странах. Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услугам применяется официальный валютный; по финансовым - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса.

Девальвация валюты (currency devaluation) - законодательное снижение курса валюты или центрального паритета при режиме фиксированного валютного курса. Девальвация отражает обесценение валютных средств в результате инфляции, неравномерности ее проявления в отдельных странах, дефицита платежных балансов. С отказом от обмена бумажных денег на золото девальвация перестала играть роль средства упорядочения внутреннего денежного обращения. Она используется как метод валютной политики, предполагающий достижение временного соответствия официального курса валюты рыночному курсу по отношению к ведущим валютам. На практике девальвация валюты происходит, когда официальные действия правительства приводят к снижению эквивалента этой валюты в иностранных валютах или когда эквивалент иностранной валюты в валюте страны возрастает.

Обесценение имеет место в случае изменений в том же направлении с ведома правительства, но не в результате его официальных действий. В ситуации девальвации валютные спекулянты, играющие на валютном рынке на курсовой разнице, стремятся опередить государство, которому предстоит снизить стоимость своей валюты вследствие растущей потери резервов. Они начинают активно продавать национальную валюту в обмен на иностранную, стремясь тем самым избежать потерь. В результате возникает ситуация, известная в международной экономике под названием «спекулятивная атака на валюту». Спекулятивная атака (speculative attack) - это резкий рост предложения валюты на рынке в период ослабления ее курса, приводящий к потере валютных резервов страны в случае попыток поддержать слабеющий валютный курс.

Более редкий случай, когда предложение иностранной валюты стабильно превосходит спрос на нее и центральный банк для поддержания валютного курса вынужден постоянно скупать инвалюту, увеличивая тем самым национальную денежную массу. Это ведет к росту инфляции и другим негативным последствиям. В результате наступает такой момент, когда государство вынуждено либо перейти к плавающему режиму, либо законодательно повысить стоимость курса своей валюты. Ревальвация валюты (currency revaluation) - законодательное повышение курса валюты или центрального паритета при режиме фиксированного валютного курса.

До отмены фиксированного содержания золота в валютах девальвация сопровождалась соответствующим снижением металлического содержания валюты, а ревальвация - повышением. Однако в условиях неразменности валют на золото девальвация и ревальвация не сопровождаются стабилизацией валютных курсов. Они выступают лишь методом приведения официального курса во временное соответствие с действительным курсом валюты, за которым в результате инфляции снова происходит отклонение действительных курсов от официальных и возникает необходимость новой девальвации или ревальвации.

Валютные ограничения - это система экономических, правовых и организационных мер, регламентирующих проведение операций с национальной и иностранной валютой, золотом и т.п. Валютные ограничения включают меры по целевому регулированию платежей и переводов за границу, в том числе репатриацию, прибыли, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Причинами валютных ограничений являются нехватка валюты, давление внешней задолженности, расстройство платежных балансов.

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их реализации играют политические мотивы.

Различаются следующие принципы валютных ограничений, определяющие их содержание:

  • - централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;
  • - лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;
  • - полное или частичное блокирование валютных счетов;
  • - ограничение обратимости валют.

По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие формы валютных ограничений:

  • - блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;
  • - обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам;
  • - ограниченная продажа иностранной валюты импортерам;
  • - ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;
  • - запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;
  • - запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валюты;
  • - регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях нестабильности валютных курсов;
  • - множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые отношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Завышение курса национальной валюты по определенным товарам и операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешнему долгу в данной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Занижение курса преследует противоположные цели. Курсовая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу.

В целях поддержания курса валюты при пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулированию его притока:

  • - лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
  • - контроль над деятельностью кредитного и финансового рынков;
  • - ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;
  • - принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;
  • - полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

В целях повышения курса национальной валюты и сдерживания притока капиталов в страну при активном платежном балансе применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

  • - депонирование новых заграничных обязательств банков на беспроцентном счете в центральном банке;
  • - запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;
  • - обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;
  • - запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте;
  • - введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте;
  • - ограничение ввоза валюты в страну;
  • - ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;
  • - схема принудительных депозитов;

Валютные ограничения дают кратковременный положительный результат, способствуют лишь временному выравниванию платежных балансов, затрудняют развитие экспорта, дискриминируют торговых партнеров.

Объективная необходимость снятия торговых барьеров порождает тенденцию к восстановлению конвертируемости валюты. Выравнивание торговых балансов, нормы прибыли, насыщение товарных рынков и улучшение внутреннего макроэкономического равновесия как следствие введения конвертируемости валют позволяют рассматривать данный процесс и качестве позитивного для поступательного развития стран.

В экономической литературе до сих пор отсутствует единое определение конвертируемости валют. А. Навой, проанализировав различные определения полной конвертируемости, сформулировал данное понятие как «возможность совершения свободного обмена национальной валюты на основные международные денежные единицы в любой форме для любых целей на ликвидном международном рынке с минимальными издержками» Навой А. Введение полной конвертируемости национальной валюты: проблемы теории и практики / А. Навой // Вопросы экономики, 2005. - № 3. - С. 61-71.


Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировали и валютном контроле» № 3615-01 от-9 октября 1992 г. (в ред федеральных законов от 29 декабря 1998 г, № 192-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 128-ФЗ, от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ), отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5,36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах]» драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормальные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагали принятия в свое развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на акты подзаконного характера.
Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Валютные отношения - это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте. Кроме того, валютные, отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Я Валютный рынок представляет собой рынок, на котором национальная валюта одной страны может обмениваться на национальные валюты других стран. Главную роль на рынках иностранной валюты играют крупные банки различных стран (они носят название торговых банков), которые расположены или имеют отделения в крупнейших центрах торговли иностранной валютой, таких как Лондон, Токио, Цюрих. Обменная ставка представляет собой количество рублей, необходимых для покупки одного доллара.
Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Валютные системы подразделяются на национальную, региональную и мировую.
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную единицу страны. Национальная валюта существует в наличной [форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Эмитентами национальной валюты являются национальные центральные и коммерческие банки.
Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:
национальная валюта;
национальное регулирование международной валютной ликвидности;
режим курса национальной валюты;
национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
режим национальных рынков валюты и золота;
национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Под валютой Российской Федерации в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» понимается:
а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;
б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
Ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, - это платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под иностранной валютой Закон понимает
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки,
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах
К валютным ценностям относятся,;
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, - платежные документы (чеки, векселя и т.д.), эмиссионные "ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте,
в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий,
г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ,
Валютные операции включают:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных нрав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов,
г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Под текущими валютными операциями понимаются следующие операции
а) переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортное операции на срок не более 90 дней,
б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней,
в) переводы в Российскую Федерацию и из нее процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала,
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включающие - выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей,
- оплату расходов, связанных с командированием работников за рубеж,
- платежи в связи с принятием наследства,
- платежи, связанные с погребением умершего,
- выплаты денежных компенсаций жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам,
- оплату приобретения и строительства за пределами территории РФ зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных, межгосударственных (межправительственных) организациях,
- средства на содержание дипломатических и других официальных представительств государства за рубежом,
- платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, платежи, связанные с судебными и арбитражными издержками, платежи по возмещению расходов арбитражным и административным органам, а также суммы государственной пошлины, уплаченные в связи с произведением указанных действий и рассмотрением дел в судах;
- выплаты денежных средств на основании приговоров, решений и определений судебных, следственных и других правоохранительных органов;
- платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением затрат на капиталовложения и других материальных затрат;
- плату за обучение граждан одного государства в образовательных учреждениях другого государства, лечение граждан одного государства в лечебно-профилактических учреждениях другого государства;
- выплату авторских вознаграждений;
- взносы в международные общественные объединения;
- расходы, связанные с гастролями артистов;
- иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав па участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более $0 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)"
д) предоставление и получение финансовых кредиток на срок более 180 дней;
е.) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Уполномоченные банки - это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
Свободно конвертируемая валюта - это иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.
Отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия «резидент» и «нерезидент». В Законе РФ «О банках и банковской деятельности» даны следующие определения этих понятий.
1. Резиденты.
физические лица, имеющие постоянное местожительство Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации с местонахождением в РФ,
дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;
филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации, названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющихся.
mob_info