Дискреционная фискальная политика не предполагает. Налогово-бюджетная политика. Цели и задачи фискальной политики

Налогово-бюджетная политика (фискальная политика ) — один из важнейших (наряду с денежно-кредитной политикой) методов осуществления государственной экономической политики. Она предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации. Различают дискреционную и недискреционную политику государства. Дискреционная политика — это целенаправленное принятие определенных мер для стимулирования экономики в период спада и сдерживания экономики в период бума. Недискреционная политика (автоматическая политика, политика использования встроенных стабилизаторов) — это принятие и законодательное закрепление каких-либо мер, которые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства. Дискреционная налогово-бюджетная политика — сознательное манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации. Различают дискреционную стимулирующую и дискреционную сдерживающую налогово-бюджетную политику. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться ростом дефицита государственного бюджета, т.е. накапливающимся превышением расходов над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает известная модель «Совокупный спрос — совокупное предложение». На графике видно, что стимулирующая фискальная политика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y1 до У2. Но эти меры возможно проводить лишь на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. На вертикальном отрезке они выльются в чистую инфляцию и не дадут стимулирующего эффекта. Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюжетной политики осложняется трудностью правильного выбора момента для ее реализации, точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую еще называют политикой встроенной стабильности. Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от принятия решений правительством. Хороший пример автоматической налогово-бюджетной политики — прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги. В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту. В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейший подъем, чреватый кризисом перепроизводства. Конечно, встроенные стабилизаторы не всесильны, они не могут решить все проблемы, но этот вид политики успешно выполняет роль амортизатора в экономике и дополняет меро¬приятия дискреционного характера. В целом можно сказать, что бюджетный дефицит выступает в качестве стимула развития экономики, а бюджетные профициты — в качестве сдерживающего элемента.

По аналогии с кредитно-денежной налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа - дискреционную (гибкую) и недискреционную.

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной власти налогообложением и государственными расходами в целях воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о влиянии на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т.п.

Все эти меры отражаются как на совокупном спросе, так и на совокупном предложении. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские или государственные расходы, капиталовложения, чистый экспорт, повлечет за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Рассмотрим дискреционную стимулирующую налогово-бюджетную политику. Допустим, правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд руб. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), т.е. AG = 20 млрд руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8; соответственно, предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,2; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5(1: MPS = 1: 0,2). Прирост дохода составит: АУ = AG х к (20 х 5) = 100 млрд руб. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достичь полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. В нашем примере это приведет к соответствующему уменьшению дохода на 100 млрд руб. (20 х 5 = 100).

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог , т.е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т.е. с ростом дохода увеличивается предельная налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (У- Т), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд руб. Почему? Вспомним о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд руб. Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд руб. В итоге доход уменьшится: АТ х МРС х к = 20 х 0,8 х 5 = 80. Повышение налогов на 20 млрд руб. привело к уменьшению дохода на 80 млрд руб. Мы могли бы прийти к этой же цифре, используя формулу налогового мультипликатора (т т):

В нашем примере шгсоставляет -(0,8: 0,2) = -4. Умножив 20 млрд руб. на -4, получим уменьшение дохода на 80 млрд руб.

Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политака государственных расходов (произошло увеличение на 100 млрд руб.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У - Т). Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это главная цель. Но не будем забывать о лагах регулирования. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной налогово-бюджетной политики (т.е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в ней начался спад и нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Мы подошли к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики - выбору времени. «Дорого яичко к Христову дню!»- гласит русская поговорка. Так и стимулирующая налоговобюджетная политика хороша именно в период спада. Но о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни. Стабилизационная политика должна полагаться в числе прочих на краткосрочные экономические прогнозы, а их, по ироничному выражению американского экономиста П. Хейне, трудно назвать не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом. Предположим, резко упали цены на акции. Что это - спад? Необходимо немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано политическими причинами? И что же, государство сразу начнет наращивать свои расходы? Но тем самым оно только стимулирует инфляционные процессы, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начался спад (вспомним об известном нам из главы 7 индексе опережающих показателей экономической конъюнктуры), требуется еще время, чтобы продумать конкретные налогово-бюджетные мероприятия и просчитать последствия введения новых законов, затем налоговые законопроекты и программы государственных расходов провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (известный нам лаг принятия решения см. в главе 3). И вот нужный момент будет упущен. Реально снижение налогов может начаться тогда, когда в экономике и без всяких правительственных решений начался подъем, а такая стимулирующая политика только спровоцирует инфляцию.

Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога - налицо так называемый эффект Танзи-Оливеры .

Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики - недискреционная, или автоматическая, налогово-бюджетная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

Недискреционная налогово-бюджетная политика - автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов , а не размер налоговых поступлений. Недискреционная налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рисунке 12.2 представлен механизм действия такого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.


Рис. 12.2.

Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (/). Равенство расходов и доходов государственного бюджета наблюдается в точке Е. Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Yt = Т. Например, если доход (У) составляет 500 млрд руб., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд руб. При более высоком доходе повышается и налоговая ставка, и кривая Т становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики составляет основную часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно снижается и налоговое бремя. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс , тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически возрастает общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), экономика сама стремится к уровню точки Е, и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Противоположная ситуация наблюдается во время подъема. В этом случае в экономике налоговые поступления автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, тем самым сдерживается экономический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (т.е. колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, становится меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты - с «перегревом» экономики, с инфляцией.

Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.

И тем не менее встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на V3.

В одном из ранних изданий своего известного учебника «Экономика» П. Самуэльсон проводил поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведения дискреционной политики».

На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

До сих пор мы говорили о налогово-бюджетной политике, направленной на стабилизацию совокупного спроса. Однако в середине 1970-х гг. в экономической теории получило развитие другое теоретическое направление, альтернативное кейнсианскому. Речь идет об экономической теории предложения, или экономике предложения. Одним из наиболее видных представителей этого направления является уже известный нам американский экономист А. Лаффер. Сторонники экономики предложения полагают, что главную роль в экономических процессах играет не динамика совокупного спроса, а изменения совокупного предложения. Государство должно больше внимания уделять именно ему, а для этого необходимо снизить налоговое бремя, стимулировать конкуренцию и вообще провести широкое дерегулирование экономики. Все эти меры, по мнению сторонников экономики предложения, будут воздействовать на стимулы к сбережениям, инвестициям, увеличат предложение труда и приведут к расширению налоговой базы в целом. Вследствие этих процессов поступления в государственный бюджет при снижении налоговых ставок увеличатся (см. предыдущую главу - параграф о кривой Лаффера). Однозначных эмпирических подтверждений эти доводы не нашли. Тем не менее теоретические модели и практические рекомендации сторонников экономики предложения остаются предметом оживленных дискуссий в современной макроэкономике.

  • Эффект назван по имени современных экономистов Вито Танзи и ХулиоОливеры.
  • Имеется в виду 5-е издание этого учебника, переведенное на русский языки вышедшее в издательстве «Прогресс» еще в 1964 г., откуда и приводится цитата(см. с. 384 указанного издания). Тогда этот учебник был издан с грифом «для научных библиотек» и в книжных магазинах отсутствовал. Качество его переводаоставляло желать много лучшего. Например, в приведенной цитате, очевидно, речьидет не о «руле», а о «штурвале» самолета.
  • 10.Кейнсианская теория потребления. Функции потребления и сбережений. Факторы, влияющие на потребление и сбережение.
  • 11.Альтернативные теории потребления.53
  • 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 14.Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
  • 15.Взаимосвязь модели ad-as и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
  • 17.Равновесие денежного рынка Кривая «предпочтение ликвидности - денежная масса» (lm). Интерпретация наклона и сдвигов кривой lm.118
  • 18. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков (is-lm)
  • 19.Модель is-lm и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей is-lm и ad-as.131?
  • 20. Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
  • 22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.
  • 23.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.
  • 24.Государственный долг и регулирование государственного долга.
  • 25.Использование модели is–lm для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
  • 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики
  • 27.Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
  • 28.Инструменты денежно-кредитной политики.
  • 29.Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
  • 31.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • 32.Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
  • 33.Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило.
  • 34.Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
  • 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера.
  • 36.Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты.
  • 37.Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.
  • 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
  • 39.Открытая экономика и её основные взаимосвязи.
  • 40.Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
  • 41.Применения модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
  • 42.Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
  • 44.Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
  • 45.Деловые циклы и экономический рост.
  • 46.Показатели и факторы экономического роста.
  • 47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели е.Домара, р.Харрода).
  • 48.Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа.
  • 49. Модель р.Солоу и «Золотое правило» э.Фелпса.
  • 50 Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
  • 51.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
  • 52.Показатели результативности социальной политики (уровень и качество жизни, минимальный потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и др.).
  • 53.Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их.
  • 54.Проблемы неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
  • 55.Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика в Республике Беларусь.
  • 57.Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
  • 58.Основные направления рыночных преобразований.
  • 21.Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

    Дискреционная фискальная политика - целенаправленноеизменение величин государственных расходов, налогов исальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темповинфляции исостояния платежного баланса .

    Важная составляющая фискальной политики - из­менение государственных расходов, которые оказыва­ют влияние на совокупный спрос, аналогичное инвести­циям, и, подобно инвестициям, обладают мультипли­кационным эффектом. Мультипликатор государственных закупок товаров и услуг показывает изменение объема выпуска (дохода) в результате изменения расходов государства. Изменение государственных расходов, так же, как из­менение частных инвестиций, служит толчком, про­буждающим процесс мультипликации национального дохода. Увеличивая рас­ходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает цикличность развития экономики, добивается более плавного роста объема национального выпуска.

    Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального дохода введение автономного (аккордного) налога - налога, имеющего строго заданную сумму, величина которой остается постоянной при изменении совокупного дохода.

    Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или станок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

    Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечиваю­щих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недис­креционная фискальная политика реализуется посред­ством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

    Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, автоматически реагирую­щий на изменения экономической конъюнктуры. К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смягчения реакции экономики на изменения выпуска товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

    Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

    Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.

    22.Мультипликаторы государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

    Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объёма государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:m G =1/(1-MPC) МРС – пред.скл.к потребл.

    Налоговый мультипликатор - равен соотношению изменения равновесного выпуска(дохода) в результате изменения налоговых поступлений в бюджет.

    Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:m t = -МРС/(1-МРС)

    Изменение налогов оказывает меньшее влияние ва величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального дохода, поскольку рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично - уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влия­ют только на совокупные расходы. Поэтому мульти­пликатор налогов меньше мультипликатора государ­ственных расходов.

    Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов; числен­ный коэффициент, равный единице.

    Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов, но имеет противоположный знак. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

    По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа: дискреционную (гиб­кую) и недискреционную (автоматическую).

    Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государ­ственными расходами с целью воздействия на уровень экономической ак­тивности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законода­тельные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообло­жения, введения новых налогов и т. п.

    Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздей­ствие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокуп­ного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государ­ственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой эконо­мики) повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соот­ветствующему изменению дохода.

    Вспомним график «кейнсианского креста» из гл. 18, показывающего ус­тановление равновесия национального дохода.


    Совокупные jfk расходы



    Рис. 22.4. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода


    Налогово-бюджетная система

    Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложе­
    ния сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уров­
    ня Г . Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообло­
    жения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до
    уровня Y".

    Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то ли­ния С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX)". Например, AG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мульти­пликатор (к) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: Δ7 = AG X к (20X 5) = 100 млрд. долл. Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит. Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достиже­ния уровня полной занятости.



    Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уро­вень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX)".

    Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем пол­ной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением. Например, государство вводит аккордный налог, т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налого­вых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - извес­тное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличива­ется налоговая ставка.

    Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введе­ния этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y-T), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшит­ся, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 X 0,8 = 16 млрд. долл. Сбе­режения также уменьшатся: 20 χ 0,2 = 4 млрд. долл. В итоге произойдет уменьшение дохода: ΔT X МРС X к = 20 X 0,8 X 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (см. вновь рис. 22.4) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального до­хода, учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, умень­шение аккордного налога поднимет вверх фафик совокупных расходов и уве­личит национальный доход. Итак, правительство при борьбе со спадами мо­жет как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

    Глава 22


    Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государ­ственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные рас­ходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохо­да (Y- Т). (На рис. 22.4 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало сме­щение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).



    Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

    Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождать­ся бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государ­ства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответ­ственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем за­бывать о временных лагах.

    Поэтому правительство, принимая решение о проведении дискрецион­ной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государ­ственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на ка­ком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изме­нение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

    Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюд­жетной политики: проблеме выбора времени. «Дорого яичко к Христову дню!» ~ гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулиру­ющая политика хороша именно в период спада. Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала. Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни. Полити­ка экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткос­рочные экономические прогнозы, по выражению американского экономис­та П.Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно на­звать. Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это спад? Нужно немедленно начинать, стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано Не экономическими, а политическими при­чинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не


    Налогово-бюджетная система

    было. Но даже если государство точно определило, что в экономике начал­ся спад (вспомним об известных нам из гл. 19 опережающих показателях экономической конъюнктуры), нужно еще время, чтобы продумать конкрет­ные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения (извест­ный нам лаг принятия решения - см. гл. 17). И вот нужный момент будет упущен. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 гг. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый зако­нопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно. К тому времени спад пошел на убыль, нача­лось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимули­рующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию ин­фляции. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой ин­фляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так на­зываемый эффект Танзи-Оливера 1 , о котором подробнее см. гл. 23).

    Итак, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической по­литики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджет­ная политика: здесь отсутствует лаг принятия решений.

    Автоматическая налогово-бюджетная политика это автоматичес­кие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от при­нятия решений правительством. Ведь законодательный орган определя-ся только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автомати­ческая налогово-бюджетная политика является результатом действия авто­матических, или встроенных стабилизаторов, т. е. механизмов в эконо­мике, которые уменьшаю! реакцию реального ВВП на изменения совокуп­ного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. На рис. 22.5. мы можем увидеть механизм действия та­кого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение.

    Наклон ломаной кривой Г на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяют­ся по формуле: Y X t = Т. Например, если доход (У) составляет 500 млрд. долл., то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налого­вая ставка и кривая Г становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Г принимает более пологий вид.

    Эффект назван по имени современных экономистов Вито Танчи и Хулио Оливера.

    Глава 21


    Рис. 22.5. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

    По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращают­ся автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодатель­ной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики - основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче ста­новится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безрабо­тицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

    Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступле­ния автоматически возрастают - все из-за той же прогрессивности нало­гообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается эко­номический подъем. Да и автоматически уменьшаются пособия по безработи­це. Следовательно, «размах качелей» (то есть колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджет­ные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) - сдерживающее воздействие на экономику. Бюд­жетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджет­ные профициты - бороться с перегревом экономики, с инфляцией.


    Налогово-бюджетная система

    Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискрецион-ноЙ, или автоматической, налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала более плавному развитию экономики западных стран.

    И все-таки надо подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не могут во­обще на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения). Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

    П.Самуэльсон в своем известном учебнике «Экономика» 1 проводит ин­тересную и поучительную аналогию между автоматической налогово-бюд­жетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно также и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исклю­чили бы необходимость проведения дискреционной политики».

    На практике правительства промышленно развитых стран проводят ком­бинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискрецион­ные и недискреционные методы.

    По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

    Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

    Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

    В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

    Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

    В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

    Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.

    Рис. 1. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

    Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y ¢. Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

    Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX). Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

    Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит . Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

    Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

    Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением .

    Например, государство вводит аккордный налог , т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

    Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y - Т), то сократятся и потребление, и сбережение.

    Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл.

    Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл.

    В итоге произойдет уменьшение дохода: DТ х МРС х k = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (рис. 1) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода , учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход.

    Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

    Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода , так как затрагивает величину располагаемого дохода (Y - Т). (на рис. 1 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

    Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

    Стимулирующая политика , как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о лагах.

    Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад , и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

    Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: проблеме выбора времени .

    «Дорого яичко к Христову дню!» - гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулирующая политика хороша именно в период спада . Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала.

    Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни.

    Политика экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выражению американского экономиста П. Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать.

    Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это - спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было.

    Но даже если государство точно определило, что в экономике начался слад, нужно еще время , чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент.

    Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен.

    К сведению. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 г.г. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно.

    К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции.

    Фактор времени важен и при сборе налогов : в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так называемый эффект Танзи-Оливеры ).

    mob_info