Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала регионов. Юдина А.А. Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала России в современных экономических условиях. Человеческий потенциал России


проблем, получивших название лглобальные проблемы? Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных? Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже XX- XXI вв. Вы знаете? В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы? Как изменилось в конце XX в. понимание проблемы мира и демилитаризации? В чем сейчас видится ее
  • Вопрос 7.Проблема развития человеческого потенциала
    проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу). На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Кроме того, изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу предъявляют в настоящее время
  • 7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСКОРЕНИЕ НТП В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    проблемы. Но этого оказалось явно недостаточно. Появилось много негативных факторов, которые по сути нейтрализовали позитивные факторы и еще в большей мере усугубили положение РФ в области НТП и экономики, Основная причина связана с тем, что переход РФ от плановой к рыночной экономике государством не был тщательно продуман н подготовлен, поэтому этот процесс шел стихийно и далеко не в русле
  • 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    проблемы имеет Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем. Создание благоприятных условий
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями (лпредприниматель - в переводе с французского лпосредник), а новые явления
  • 2.2. Сетевые объединения в инвестиционно- строительной сфере
    проблем, порожденных региональной спецификой. Впрочем, и прибыль от инвестиционной деятельности будет обусловлена результативностью региональной локализации объекта, его производственным, социальным, демографическим окружением. Таким образом, инвестор лфедерального уровня - это диверсифицированная по региону простая сумма региональных инвесторов. Можно утверждать, что понятие строительный
  • 4.4. Инновационная корпоративная культура
    проблемой реализации на внешнем рынке автомобиля Жигули, хотя представленные образцы удовлетворяли запросы определенного слоя покупателей. Выяснилось, что название вызвало неприятные ассоциации, поскольку на ряде европейских языков оно созвучно словам лмошенник, лпроходимец. Когда экспортный вариант переименовали в Ладу, проблема реализации была решена. Создание корпоративной культуры
  • 4.5. Организационно-управленческие инновации
    проблемой интеграции является создание организационного и экономического механизмов такого взаимодействия с целью обеспечения высокой надежности функционирования системы. Для этого необходимо наличие в системе рациональных информационных потоков. Социально-экономическая интеграция связана с созданием оптимальных форм организации производства и управления, перестройкой характера труда
  • ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры. Огромную роль в государственном воздействии на социально- экономическое развитие играют законы, позволяющие регламен-тировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законода-тельная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    проблема фи нансирования социального комплекса. Попытка расширения гра ниц платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управ ления, реформирование на эффективной основе крупнейших сис тем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты
  • 1.7. Проблема развития человеческого потенциала

    Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное - их качеством. Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки». На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

    Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

    Безусловно, были перечислены не все проблемы, которые необходимо решить для эффективного развития авиационного грузового потенциала России, но, думается, наиболее важные. Нужно четко понимать...

    Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки

    В контексте социологических наук коррупция рассматривается с точки зрения феномена, влияющего показатели человеческого развития и в качестве одной из причин бедности населения...

    Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г...

    Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала

    Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики...

    На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось...

    Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

    По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем...

    Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

    Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире...

    Модели экономического развития развивающихся стран

    Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ–ХXI веков

    Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений...

    Политика стимулирования экспорта

    Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том...

    Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство

    Страны, которые развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же...

    Стратегические основы развития внешнеторговых связей Украины со странами СНГ

    Украина, став на путь рыночной трансформации, оказалась в конкурентной внешней среде, к которой ее экономика оказалась не очень подготовленной. Несбалансированность структуры производства, недостаточный учет потребительского спроса...

    Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития

    Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж.М. Кейнсом, В.В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь...

    Человеческий потенциал стран Азии

    Ежегодно, начиная с 1990 г., в Докладе о развитии человека публикуется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который выходит за рамки ВВП и построен на более широком определении благосостояния...

    Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения в современной мировой экономике

    Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн...

    проблемы развития человеческого потенциала регионов

    Б. Ш. дадаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-maП: bariyat72@rambler. ш

    м. м. абдусаламова,

    кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-maП: ara78.78@mail. ш дагестанский государственный университет

    Статья посвящена рассмотрению проблем развития человеческого потенциала регионов в условиях модернизации современной экономики, внедрения инноваций. В основу анализа положен индекс развития человеческого потенциала и его основные составляющие. Уделено особое внимание межрегиональной дифференциации доходов населения, продолжительности жизни, показателям грамотности и уровня образования населения, а также их влиянию на уровень и качество жизни.

    Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, доходы населения, социальная дифференциация, уровень и качество жизни населения, инвестиции.

    В современных преобразованиях экономики проблема реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей становится весьма актуальной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно уровня и качества жизни населения.

    Неотъемлемой составляющей такой политики в условиях, когда реализация социальных целей отнесена главным образом к полномочиям регионов, должны служить региональные проблемы развития человеческого потенциала, который представляет собой накопленный запас знаний, профессиональ-

    ного опыта и навыков, здоровья, психологических мотивов, а также социально-экономические условия их формирования, развития и использования.

    Недостаточно разработанными являются вопросы, связанные с изучением проблем формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого потенциала в современных социально-экономических условиях в целом по России и особенно на региональном уровне.

    Разработка мер формирования и развития человеческого потенциала строится на основе:

    Исследования социального механизма формирования и развития человеческого потенциала;

    Определения роли государства в создании условий для человеческого развития;

    Уточнения экономической сущности социальных услуг;

    Исследования влияния на человеческий потенциал социально-экономических условий в регионе;

    Разработки и внедрения эффективной программы повышения качества жизни людей, проживающих на территории региона. Человеческий потенциал в современных условиях напрямую связан с возможностями модернизации экономики. Даже при ограниченных запасах природных ресурсов наращивание инвестиций в

    своих граждан способствует достижению значительных социальных и экономических успехов.

    В настоящее время инвестиции в человеческий потенциал являются наиболее эффективными по сравнению с другими факторами социально-экономического развития. По уровню развития человеческого потенциала можно судить о степени социально-экономического развития общества.

    Развитие региона - многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных экономических и социальных характеристик. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

    Роль социальной сферы в развитии современной России связана с недоверием общества к государству, вызванным значительными социальными издержками проводившихся экономических преобразований и сопровождавших их проблем: ростом бедности и неравенства доходов, масштабами и характером безработицы, снижением доступности и качества базовых социальных услуг - образования, здравоохранения и социального обеспечения, потерей сбережений и ростом преступности.

    Оценка неравенства населения в той или иной степени основывается на выделении социально-экономических слоев и групп населения. Деление общества на группы (страты), то есть социальная стратификация - это процесс, который выражается в формировании однородных подсовокупностей домохозяйств или населения, каждая из которых имеет особенности в потребительском поведении, различия в трудовой мотивации, ориентацию на разные социально-экономические и духовные ценности .

    Мировой финансово-экономический кризис внес заметные коррективы в динамику межрегиональной дифференциации доходов населения.

    Одним из возможных позитивных воздействий рыночных механизмов на межрегиональную дифференциацию доходов населения является привлечение частных инвесторов для реализации проектов развития трудоемких производств с продукцией высокой степени переработки.

    В связи с этим важно подчеркнуть, что проблемы повышения инвестиционной привлекательности экономики России в целом и ее регионов, в частности,

    приходится решать в неразрывной связи и одновременно с преодолением последствий финансово-экономического кризиса. Без такого повышения невозможно будет решить задачи технологической модернизации и структурной перестройки экономики страны, что в свою очередь самым серьезным образом затруднит ее переход на инновационный путь развития.

    Воздействие привлеченных инвестиций на обеспечение экономического развития российских регионов осуществляется посредством:

    Усиления социальной составляющей региональной экономической политики вследствие направления инвестиций в социальную сферу и объекты социальной инфраструктуры региона;

    Увеличения занятости населения на вновь создаваемых или модернизируемых с помощью инвестиций объектах;

    Диверсификации структуры региональной экономики в направлении снижения преобладания отраслей и предприятий энергосырьевой сферы, а также ориентированных на производство полуфабрикатов и продукции первого передела;

    Повышения роли предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и технически оснащенного сельского хозяйства.

    В последние годы в экономике наблюдались явные перекосы в уровнях оплаты труда по видам деятельности, профессиям, регионам. Коэффициент дифференциации денежных доходов населения, характеризующий степень социального расслоения и рассчитываемый как отношение доходов 10 % самых бедных и 10 % самых богатых, в 2009 г. составил 1:16 .

    Разрыв между богатством и бедностью в России существенно больше, чем в развитых странах. По этому показателю Россия близка к развивающимся странам с преимущественно сырьевым характером экономики .

    При измерении дифференциации регионов по уровню доходов населения можно фактически использовать множество показателей - среднедушевые денежные доходы, реальные доходы, средняя заработная плата и т. п., с помощью которых можно определить место каждого региона.

    Среднедушевые денежные доходы в регионах СКФО ниже среднероссийского уровня в 1,4-2,7 раза, а среднемесячная номинальная заработная плата - в 1,5-2,3 раза .

    Согласно официальным статистическим данным, среднедушевые денежные доходы населения

    увеличиваются с каждым годом во всех субъектах Федерации. Но в связи с этим возникает вопрос: насколько динамичен этот процесс?

    Надо подчеркнуть, что при изучении динамики реальных доходов населения не видно аналогичного роста, что и является проблемой. В связи с повышением доходов появляется очень важный вопрос: возможно ли в условиях рыночной экономики воздействовать на процессы образования, распределения и перераспределения доходов населения? Ведь регулирование межрегиональной дифференциации доходов населения является одной из наиболее важных и сложных макроэкономических задач и важнейших внутриполитических целей каждого государства. При этом очевидно, что возможность контролировать и управлять процессами образования, распределения и перераспределения доходов населения позволила бы уменьшить межрегиональную дифференциацию доходов населения страны.

    В условиях провозглашения курса на модернизацию российской экономики и общества особая роль принадлежит регионам и эффективной региональной политике. В условиях федеративного многонационального государства чрезмерные региональные контрасты в условиях жизни несут повышенную угрозу самому существованию единого демократического государства. Поэтому одной из главных целей региональной политики является обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного выбора трудовой деятельности.

    Проблема региональных различий наиболее наглядно проявляется на примере регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Все национальные республики в составе СКФО в период 2000-2009 гг. имели (и продолжают иметь на настоящий момент) значительно более высокий по сравнению со среднероссийским уровень безработицы. Так, уровень общей безработицы по СКФО составляет 16,0 % (в 2,6 раза выше среднероссийского), а зарегистрированной - 10,7 % (в 5,4 раза выше, чем в среднем по стране) . В свою очередь, среди указанных регионов в 2010 г. самый высокий уровень безработицы имеет Чеченская Республика, далее следует Республика Ингушетия и Дагестан. Такое положение дел напрямую отражается на уровне жизни всего населения указанных регионов, состоянии их социальной сферы. Пос-

    ледствия такой социально-экономической отсталости отражаются, в том числе, на росте преступности, включая террористическую деятельность.

    В связи с тем, что в Республике Дагестан, Ингушетии и Чечне традиционно не было проблем с демографией и обеспечением естественного прироста населения, то по истечении некоторого времени возникнет новая «волна» невостребованного трудового потенциала. Значит, проблему обеспечения занятости в северокавказских регионах необходимо решать комплексно: создавать рабочие места таким образом и такого качества, чтобы было обеспечено качественное изменение структуры экономики регионов, что впоследствии позволит решить проблему занятости и для будущих поколений.

    По мнению авторов, на Северном Кавказе предстоит серьезная работа с целью выравнивания уровней развития входящих в его состав регионов. При этом следует отметить, что сегодняшние значительные различия в экономике регионов СКФО, а следовательно, в их социальной сфере являются объективным результатом долгосрочной политики государства на Северном Кавказе. На сегодняшний день те из регионов СКФО, которые ранее были относительно преуспевающими, таковыми остаются и сейчас. В то же время многие другие, которые отличались раньше низкими темпами экономического развития и были лишены должного внимания со стороны федерального центра, и сегодня остаются относительно бедными, а некоторые из них - крайне бедными.

    Хроническое отставание развития регионов СКФО не имеет ни системных оснований, ни объективных причин. Здесь очевидны две причины: неэффективность организации и управления и недостаток инвестиций в социально-экономическое развитие. Так, в пределах регионов СКФО значительно различаются степень индустриализации и уровень специализации.

    Основным индикатором социального прогресса выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций.

    Главными составляющими этого индекса являются: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (долголетие); уровень

    Индекс человеческого развития Российской Федерации и регионов СКФО за 2008 г.

    Российская Федерация, регионы СКФО ИРЧП Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении Уровень грамотности взрослого населения (от 15 лет и старше), % Общий уровень образования населения, % ВВП на душу населения по ППС, долл. Рейтинг по ИРЧП

    Российская Федерация 0,825 67,9 99,4 91,3 16 092 -

    Республика Дагестан 0,788 74,4 98,4 85,6 6 127 3

    Чеченская Республика 0,766 75,5 96,0 83,7 4 103 1

    Республика Ингушетия 0,759 80,1 96,2 79,9 2 882 5

    Кабардино-Балкарская Республика 0,769 72,5 98,8 85,4 5 272 8

    Карачаево-Черкесская Республика 0,783 71,6 98,4 87,5 6 538 2

    Республика Северная Осетия - Алания 0,791 71,5 99,1 89,5 6 772 2

    Ставропольский край 0,782 69,7 98,6 89,4 6 904 4

    Источник: .

    образования (грамотности), определяемый двумя показателями - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); материальный уровень жизни, оцениваемый величиной реального ВВП на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности (III 1С).

    Итоговый ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех индексов вышеприведенных показателей. Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. Индекс человеческого развития меньше 0,5 свидетельствует о «низком развитии» страны, больше 0,8 - о «высоком развитии».

    Несмотря на начавшийся кризис, в 2008 г. сохранялась позитивная динамика индекса, так как воздействие кризиса на российские регионы стало ощутимым только в конце года (см. таблицу).

    Так, например, показатель индекса развития человеческого потенциала в России за 2008 г. составляет 0,825. В 2006 г. только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,800, в 2007 г. - 22 (более четверти всех субъектов Федерации), в 2008 г. - 30 . Только в трех регионах РФ индекс развития человеческого потенциала ниже 0,750 - это республики Тыва, Алтай и Еврейская автономная область.

    Число регионов с относительно высоким ИРЧП увеличилось благодаря двум факторам. Первый и более значимый - рост индекса дохода в подавляющем большинстве регионов страны за исключением Тюменской области, где он давно превысил макси-

    мальные значения и не может расти вследствие формулы расчета. Второй фактор - сохранившийся рост ожидаемой продолжительности жизни в 86 % регионов, за исключением наиболее постаревших и социально проблемных областей Северо-Запада (Псковская, Новгородская, Вологодская области), близкой к ним Кировской области, некоторых регионов Севера и Востока страны (Амурская, Сахалинская, Томская, Мурманская области, Республика Саха-Якутия), а также отдельных республик Юга России с более достоверной демографической статистикой (Адыгея и Северная Осетия - Алания).

    Как видно по данным таблицы, Республика Дагестан входит в число регионов РФ со средним значением ИРЧП выше 0,5, занимая 43-е место. Однако показатель средней продолжительности предстоящей жизни при рождении по Дагестану превышает среднероссийский показатель.

    Высокий уровень долголетия и образованности населения республики является бесспорным преимуществом, а сохранение положительных тенденций в этих компонентах - обязательным условием развития человеческого потенциала.

    По показателю валового регионального продукта различия между богатыми и бедными регионами также существенные. Так, Республика Ингушетия и Чеченская Республика находятся значительно ниже среднего уровня по СКФО и в 5,6 и 3,9 раза ниже среднего уровня по РФ, соответственно. Вообще все национальные республики, в настоящее время входящие в состав СКФО, за исследуемый период

    имеют значение этого показателя значительно ниже среднего уровня по бывшему ЮФО (ныне - СКФО и ЮФО, вместе взятые).

    Наряду с изложенными выше социальными и экономическими составляющими большое значение для обеспечения устойчивого развития имеет сельское хозяйство. Это актуально практически для всех регионов Северного Кавказа, с учетом природно-кли-магических условий и традиций проживающих здесь народов. Однако и среди них Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Ставропольский край выделяются особым значением этого сектора экономики (все они имеют в этом секторе более 20 % от общей занятости). Столь большой удельный вес занятости населения в сельскохозяйственном секторе экономики, независимо от общих природно-климатических условий Северного Кавказа, говорит о том, что структура экономики СКФО, особенно его национальных республик, нуждается в серьезном реформировании с учетом передового зарубежного опыта. Сегодня производительность в сельском хозяйстве регионов СКФО значительно ниже, чем в промышленности и сфере услуг, несмотря на благоприятное географическое положение Северного Кавказа.

    Именно поэтому претворение в жизнь курса на модернизацию российской экономики, провозглашенного на высших уровнях государственной власти РФ и предполагающего переход к преимущественно инновационным факторам роста, имеет ключевое значение на региональном уровне.

    На взгляд авторов, особо важно подчеркнуть, что активный курс на проведение модернизации экономики никоим образом не должен отходить на второй план в условиях трудностей непосредственной борьбы с продолжающимся финансово-экономическим кризисом и его последствиями. Проблему модернизации экономики, в том числе путем перехода к инновационному типу развития и диверсификации структуры экономики на всех уровнях, включая региональный, необходимо решать именно в складывающейся обстановке, с одновременным преодолением последствий кризиса и не дожидаясь его прекращения.

    В этих условиях важным представляется учет обычаев и общественной специфики населения многих регионов округа, особенно - жителей небольших городов и сельской местности, где социально-экономические проблемы зачастую наиболее обострены. Поэтому ключевым пунктом

    начала мероприятий в рамках осуществления курса на модернизацию экономики представляется определение целевых установок социально-экономического развития не только всего региона, но и конкретной территории данного региона, на которой проживает население, относящееся к той или иной этнокультурной группе и характеризующееся определенными традициями и обычаями, а также столь же конкретными экономическими интересами.

    Таким образом, перед началом осуществления модернизационных мероприятий настоятельно необходимым становится определение таких целевых установок социально-экономического развития территорий, которые соответствовали бы объективным реалиям экономики и вместе с тем отражали бы наиболее насущные запросы населения данного региона. Это дало бы возможность не только обеспечить в будущем высокие темпы экономического роста, но и решить важнейшие социальные проблемы роста бедности и неравенства доходов, масштабов и характера безработицы, снижения доступности и качества таких социальных услуг, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

    Проанализировав основные индикаторы развития человеческого потенциала России и регионов СКФО, можно утверждать, что человеческий потенциал нашей страны постепенно деградировал на протяжении всех последних лет, несмотря на наблюдавшийся в последние годы экономический рост. Поддержание конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации выдвигает на первый план проблему перехода на инновационный путь развития, предполагающий высокий уровень развития человеческого потенциала. Такая проблема не может быть решена без системного стратегического подхода, пересмотра социально-экономических приоритетов.

    Для решения проблем повышения качества жизни и развития человеческого потенциала на региональном уровне необходимо:

    1) поддерживать на всей территории страны равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. Этого можно достичь, обеспечив на федеральном уровне выравнивание разницы в душевой бюджетной обеспеченности между регионами, а на уровне субъектов Федерации - вертикальную сбалансированность регионального и местных бюджетов;

    2) сохранять бюджетное финансирование социальной сферы, с одной стороны, и вовлекать

    личные и корпоративные финансовые средства, с другой, что позволит создать условия для развития человеческого потенциала - в первую очередь, образования, здравоохранения, науки и культуры;

    3) применять активные меры, побуждающие бизнес к повышению уровня социальной активности;

    4) задействовать все имеющиеся у государства механизмы для повышения уровня благосостояния населения. Сегодня фактически все доходы большинства наемных работников тратятся на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг и транспортные расходы. Поэтому говорить о финансах домашних хозяйств как об источнике инвестиций в образование, здравоохранение и культуру можно будет только тогда, когда в стране (и в регионах СКФО в том числе) будет сформирован многочисленный экономически обеспеченный средний класс;

    5) качество человеческого потенциала во многом определяется качеством образования. Поэтому с точки зрения развития регионов на современном этапе первостепенное значение приобретает задача подготовки высокопрофессиональных кадров, обладающих достаточными знаниями для работы в рыночных условиях.

    В заключение следует подчеркнуть, что недопустимо, на взгляд авторов, превращение высших образовательных учреждений в конвейер подго-

    товки кадров для имеющихся на сегодняшний день вакансий на региональном рынке труда. Образовательный комплекс страны должен не просто слепо следовать за требованиями рынка, но и во многом определять параметры рынка труда в перспективе. Нужно не только обеспечивать регион специалистами необходимых специальностей, но и заставлять переоценивать ценности тех или иных навыков и видов работ, изменять количественные и качественные требования к трудовым ресурсам.

    Список литературы

    1. Блазберг И. В., Юдин Э. Г. Системный подход. М.: Наука, 1989. С. 613.

    2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год / под общей редакцией С. Н. Бобылева, 2010. С. 147.

    3. Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. С. 12.

    4. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2010. С. 132.

    5. СуриновА. Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 236.

    6. Human Development Report, 2009. N-Y., 2009. P. 195-198.

    В основе ряда глобальных проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу).

    Проблема человеческого потенциала в современных условиях

    Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е.

    Трудовыми ресурсами и главное -" их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации и трудовой морали.

    На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Знания, вкусы и эстетические представления благодаря современным средствам связи и транспорта распространяются с небывалой быстротой. Они образуют новый сложный, часто противоречивый сплав с традициями и ценностями, существующими в национальном обществе, порождают материальные й культурные основы явления, которое называют «современным образом жизни», «современной цивилизацией».

    Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время вза- имопереплетающихся тенденций. C одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе (постоянном или временном) для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

    Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные, требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На проце ссы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

    Так, по прогнозам экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), на рубеже XX-XXI вв. только в африканских странах СПИД поразит до 25% рабочей силы.

    Еще по теме Проблема развития человеческого потенциала:

    1. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
    2. Кровш С.Ф., канд. экон. наук, доцентФИНАНСИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
    3. 1. Некоторые тенденции развития высшего образования в 1990-е годы
    4. 2.3. Принципы оценки уровня развития национальной экономики
    5. Глава 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-РЫНОЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    6. ПОДГОТОВКА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ БЮДЖЕТНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ

    Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

    Человеческий потенциал России

    Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

    Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

    Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

    Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

    В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

    Проблема развития человеческого потенциала

    Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

    В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

    Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

    Физические качества человека

    Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

    Образование как элемент человеческого потенциала

    Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

    В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

    Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

    Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

    Расчет индекса развития человеческого потенциала

    На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

    С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

    ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

    ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

    Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

    • I — индекс данного вида;
    • D ф — фактическое значение показателя;
    • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
    • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

    Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

    I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

    Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

    В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
    (26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

    Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

    I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

    Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

    На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

    Для России в 1994 г. он составлял:

    Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

    Список стран по рейтингу ИРЧП

    Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

    Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

    Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

    mob_info