Методы распределения и использования денежных средств. Методы финансовой деятельности. финансирование и кредитование

Методы финансовой деятельности государства также принято разделять на соответствующие группы:

  • а) методы формирования денежных фондов;
  • б) методы распределения денежных фондов;
  • в) методы использования денежных фондов.

В первой группе методов финансовой деятельности государства -- методов формирования денежных фондов -- ведущая роль принадлежит методу обязательной мобилизации, которая состоит в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Этот метод предусматривает установление:

вида платежа;

точного его размера;

срока платежа;

обязательной угрозы за нарушение срока или размера платежа в виде пени, штрафов.

Метод добровольной мобилизации денежных средств включает в себя проведение лотерей, выпуск государством облигаций, других ценных бумаг, добровольные взносы граждан и т.п.

Распределение мобилизованных государством денежных средств в его финансовые фонды также обеспечивается только ему присущими методами.

В практике финансовой деятельности государства по распределению средств, собранных в его централизованные фонды, прежде всего в Государственный бюджет, наиболее распространенным является метод финансирования -- безвозвратного, безвозмездного, целевого, планового отпуска денежных средств из централизованного фонда. Если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование. При выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, как это имеет место в Украине, может иметь место финансирования из внебюджетных фондов. То есть вид финансирования определяется тем, из какого государственного фонда средств выделяются деньги.

Если деньги выделяются безвозмездно и безвозвратно из вышестоящего бюджета нижестоящему или любым субъектам хозяйствования с целью покрытия дефицита собственных средств, то такое выделение является дотацией. В теории и на практике различают два вида дотаций:

помощь, которая предоставляется предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами;

бюджетная дотация -- безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и выдается в случае превышения расходов над доходами. Эта дотация по своему характеру является методом бюджетного регулирования.

Тем не менее в сравнении с бюджетными дотациями, как убеждает общественная практика, значительно более прогрессивными являются такие методы бюджетного регулирования, как субвенция и субсидия.

Субвенция -- это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Она применяется как метод бюджетного регулирования для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Субвенция выдается нижестоящему бюджету с четко определенным назначением как государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития. Субвенции могут направляться на развитие социально-культурной, бытовой сферы, решение проблем занятости и др. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные на протяжении года субвенции возвращаются в вышестоящий бюджет вместе с отчетом об израсходованной сумме.

В практике финансовой деятельности государства встречается и такой метод как субсидия -- денежная помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. Как метод бюджетного регулирования субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Субсидии также имеют целевой характер.

Наиболее распространенным методом прямого субсидирования в Украине в настоящий момент является налоговый кредит -- т.е. отсрочка уплаты налога на доходы, которые предоставляется предприятию налоговой инспекцией на условиях возвратности, срочности, возмездности, при наличии согласия финансового органа, который контролирует выполнение бюджета.

Качественно отличную группу методов финансовой деятельности государства составляют методы использования денежных ресурсов государственных фондов. Среди них прежде всего следует назвать метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств.

Формируя финансовую систему, государство одновременно определяет, какие денежные фонды и для каких именно потребностей ему необходимы. Создавая, например, государственный Пенсионный фонд Украины, государство определяет цели и задачи этого фонда, то есть устанавливает его назначение. Тем самым оно определяет каким именно способом будут расходоваться средства этого фонда.

Таким же распространенным методом финансовой деятельности государства по использованию денежных фондов является метод установления государством в лице его соответствующего органа порядка использования средств, полученных из соответствующего денежного фонда. Средства, полученные из государственного фонда, всегда имеют точное назначение и могут расходоваться лишь на те цели, на которые они были выделены.

Как метод финансовой деятельности на завершающем этапе существования государственных финансов государство использует также установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов. Устанавливая эти нормативы, государство тем самым определяет характер использования данных прибылей, т.е. опять же речь идет о целевом назначении средств.

Чрезвычайно важным методом финансовой деятельности государства на этом этапе является также установление компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств. Путем финансовых нормативов и лимитов государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а довольно часто -- конкретные однозначные размеры выделения и расходования денежных средств на ту или иную операцию или единицу измерения (стоимость койко-места в больницы, стоимость обучения и воспитания одного ученика в средней общеобразовательной школе или в школе-интернате, минимальная зарплата государственного служащего и т.д.).

К этой группе методов относится также метод планирования, метод финансового контроля и ряд других.

(11 вопросов)

1) совокупность наличных и безналичных денежных средств;

2) экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также учреждений и организаций, необходимых для обеспечения из задач и функций;

3) совокупность фондов денежных средств и имущества, принадлежащих государству;

4) форма экономического воздействия государства на систему производственных и социальных отношений, реализующаяся на основе метода юридического равенства;

№2.Под финансовой деятельностью государства понимают:

1) деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях обеспечения потребностей государства в денежных ресурсах;

2) совокупность форм и методов управления экономическими процессами в обществе;

3) деятельность уполномоченных органов государства по созданию достаточных экономических условий функционирования государственного сектора экономики;

№3.Методами распределения и использования денежных средств являются:

1) финансирование и кредитование;

2) налоговый и неналоговый;

3) императивный и диспозитивный;

№4.Финансовые правоотношения не возникают между:

1) органами, осуществляющими финансовую деятельность государства;

2) физическими лицами;

3) органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, и гражданином

№5.В предмет финансового права не включаются следующие отношения:

1) отношения между Центральным банком РФ и коммерческими банками по поводу формирования фонда обязательных резервов Центрального банка РФ;

2) операции Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга;

3) кредитование банком государственного унитарного предприятия;

4) прием банком платежного поручения по уплате федерального налога;

№6.Основным методом аккумулирования денежных средств является:



1) налоговый;

2) неналоговый;

3) эмиссия государственных ценных бумаг;

4) приватизация государственного и муниципального имущества;

№7.Централизованные фонды государства - это:

1) бюджет, внебюджетные фонды и все остальное имущество, закрепленное за казной;

2) все денежные средства, принадлежащие на правах собственности государству;

3) средства бюджетной системы государства, включая государственные внебюджетные фонды, а также средства, аккумулированные по линии государственного страхования;

4) денежные средства и остальное имущество, закрепленное на правах оперативного управления за органами государственной власти;

№8.Децентрализованные фонды государства - это:

1) все имущество, включая денежные средства, закрепленное на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за предприятиями и организациями;

2) финансы государственных предприятий и организаций, закрепленные за ними на правах оперативного управления или хозяйственного ведения;

3) все денежные средства хозяйствующих субъектов всех форм собственности, функционирующие либо в силу предписаний государства либо по усмотрению хозяйствующих субъектов;

4) имущество и фонды денежных средств, создаваемые на государственных и муниципальных предприятиях в силу предписаний государства;

№9.Финансовая система Российской Федерации - это:

1) совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, способствующих образованию и использованию денежных фондов, а также совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих от имени государства финансовую деятельность;

2) совокупность финансовых институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования фондов денежных средств, использования имущества, выраженного в стоимостной форме;

3) бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы предприятий и организаций, кредитные организации, страховые организации, финансовый контроль;

4) совокупность органов государственного управления и контроля за формированием, распределением и потреблением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств негосударственного сектора экономики;

№10.В финансовую систему входят:

1) Бюджетная система РФ, золотовалютные резервы Центрального банка РФ, недра, выраженные в стоимостной форме, государственные внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов;

2) Централизованные и децентрализованные фонды государства, формы, методы и принципы аккумулирования и расходования денежных средств, система законодательства, определяющая порядок функционирования институтов финансовой системы;

3) Бюджетная система, включая государственные внебюджетные фонды, фонды страхования, кредит, финансы хозяйствующих субъектов;

4) Стоимостная форма имущественных объектов, все фонды денежных средств, система органов государства, финансовое законодательство;

№11.Верным является утверждение: «Министерство финансов РФ - …

1) это орган общей компетенции, обязанный определять стратегию государства в финансовой сфере»;

2) это орган специальной компетенции, обязанный разрабатывать и реализовывать единую финансовую политику страны»;

3) это орган федерального правительства, обязанный контролировать поступление всех доходов федерального бюджета, а также осуществление всех расходов бюджетной системы»;

4) это орган специальной компетенции, имеющий право руководить другими государственными органами исполнительной власти в части направлений расходования ими бюджетных средств»;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

на тему: МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.

Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало.

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления, по средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Основной целью курсовой работы является исследование методов финансовой деятельности государства.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;

2. рассмотрение методов, форм и функций финансовой деятельности;

3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;

4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач курсовая работа основывалась на положениях диалектического метода познания, применении частнонаучных (исторического, системного анализа), а также нормативного и сравнительно-правового методов.

Объектом данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства.

Предметом исследования стали конституционно-правовые, финансово-правовые, административно-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, устанавливающие основы финансовой деятельности государства.

Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей «Финансовое право»: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ -2002 - С.127 .

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75) Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007 .

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006 - С. 127 .

1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008. - С. 98 .

1. методы собирания денежных средств;

2. методы распределения и использования денежных средст.

Существуют следующие формы финансовой деятельности:

1. Правовые. К ним относятся:

1.1. издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

1.2. издание индивидуальных правовых актов;

1.3. заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

1.4. реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

1.5. привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

2. Неправовые:

2.1. проведение совещаний;

2.2. финансово-экономический анализ;

2.3. прогнозирование;

2.4. разъяснение финансового законодательства Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10 - С. 24-28 .

1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства

В ведении Российской Федерации находятся:

Ш Установление основ федеральной финансовой политики;

Ш Финансовое, валютное и кредитное регулирование;

Ш Федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы;

Ш Федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогооблажения и сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти Конституция российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237 - ст. 71, 72, 73, 76. .

Различают следующие органы общей компетенции:

1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007. - С. 125 .

Ш налоговые органы;

В ведении Министерства финансов Российской Федерации:

Ш совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Ш концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Ш разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

Ш составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Ш осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;

Ш разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;

Ш участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:

Ш организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

Ш регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Ш управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;

Ш краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

Ш сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;

Ш разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Ш является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;

Ш издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;

Ш уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налоговых и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, управление государственным фондом занятости населения, а также фондом социального и обязательного медицинского страхования в РФ.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации также участвуют в осуществлении финансовой деятельности государства. Они обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009 - С. 30-32 .

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности, что показано в Приложении 1 Грачева Е.Ю. Финансвовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юристпруденция, 2006 - С.130 .

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

Основные задачи государства приведены в Приложении 2.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств;

2.1 Методы собирания денежных средств

К методам собирания фондов денежных средств относятся:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

1.2. уплата пошлин;

2. добровольные методы:

2.3. приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями и гражданами и используемые на выплаты пенсий и различных пособий. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 38

2.2 Методы распределения и использования денежных средств

Методы распределения и использования фондов денежных средств: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств в отношении государственных организаций.

Кредитование -- это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор -- право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые -- это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 40

финансы денежный средство распределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей курсовой работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Ш бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации;

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права;

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан;

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Различают следующие органы государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства:

1. Государственная Дума Российской Федерации;

2. Президент Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации.

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции входят:

Ш Министерство финансов Российской Федерации;

Ш Федеральное казначейство Российской Федерации;

Ш Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Ш налоговые органы;

Ш государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.

Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечивает плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределяет фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств. Среди которых выделяют:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод;

1.2. метод уплаты пошлин;

1.3. обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

2. добровольные методы:

2.1. добровольные вклады в банки;

2.2. покупка государственных ценных бумаг;

2.3. приобретение лотерей.;

Ш методы распределения и использования денежных средств.

1. самофинансирование;

2. кредитование;

3. государственное финансирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

1.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №17-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2008 г. №224-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.06.2009 г. №117-ФЗ) // СЗ РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

2 . Специальная литература

2.1. Асадов А.М. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства // Современное право. -- 2005. -- № 6.

2.2. Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. -- Вып. 2. -- М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.

2.3. Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10.

2.4. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право. -- 2007. -- № 10.

2.5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006

2.6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. -- М.: Юристъ, 2008.

2.7. Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. -- 2007. -- № 5.

2.8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007.

2.9. Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008.

2.10. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. -- М.: ТК Велби, 2006.

2.11. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009

2.12. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. -- М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

2.13. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. -- 2007. -- № 2.

2.14. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2002.

2.15. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007.

2.16. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -- М.: Юристъ, 2008.

2.17. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. -- М.: Российская академия правосудия РАП, 2006.

2.18. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. -- М.: Норма, 2007.

Приложение 1

Понятие финансовой деятельности государства

Приложение 2

Задачи финансовой деятельности государства

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Единство финансовой системы РФ. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих ее. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансов от частных. Общественные отношения, возникающие в процессе использования фондов денежных средств.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2007

    Понятие финансовой системы как системы форм, методов аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств государства. Структура финансовой системы, ее элементы. Виды фондовых рынков, их функции. Финансовые институты Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.10.2016

    Понятие и структура отчета о движении денежных средств. Порядок заполнения разделов по движению денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Анализ актива и пассива баланса, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие финансовой деятельности государства, ее цели, принципы, формы, методы и конституционные основы. Финансовая система государства и ее основные элементы. Правовое положение и функции органов внутренних дел, осуществляющих финансовую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие финансовой системы как "совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Состав сфер и звеньев финансовой системы.

    статья , добавлен 24.01.2011

    Основы построения финансовой системы государства – отношений между государством, юридическими и физическими лицами, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Государственный бюджет: динамика его доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Анализ финансовой деятельности государства, в ходе которой производится планомерное, целенаправленное образование, распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Органы общей и специальной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Понятие и необходимость финансовой деятельности государства. Состав финансовой системы РФ. Финансовый контроль, его определение, значение, виды, формы, методы проведения. Сравнение ревизии с другими методами финансового контроля, порядок ее назначения.


Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распре­деления и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определи­ли необходимость существования денег, кредита, других экономических кате­горий, что является вторым условием существования финансовой деятельнос­ти (см. схему 1).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство реша­ет в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обес­печить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стиму­лировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансо­вого контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределе­ния и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разно­образных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собира­ния и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финан­совой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, органи­заций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическимилицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды заня­тости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;

в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и дру­гих ценных бумаг;

г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-

д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние (см. схему 4).

Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом, к которым относятся на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институ­тов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему госу­дарственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости на­селения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и дру­гие), государственный кредит.-

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объеди­няет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу при­влечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: соци­альное, личное, имущественное, страхование ответственности, предприни­мательских рисков, перестрахование.

5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства




Навигация

»
mob_info