Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой. Финансы как экономическая категория. Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений. Понятие финансов, их необходимость

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, –децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

3. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. В рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых платежей на предприятиях создается фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход(прибыль)предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы действуют как важный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

– активизация политики накопления отечественного капитала;

– использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;

– государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

– использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

– усиление социальной направленности государственного бюджета;

– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объемов финансовых ресурсов – одна из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объема финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведет к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Влияние финансовых ресурсов на экономическое развитие общества не односторонне. В свою очередь, состав и объем финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объемов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.

Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное богатство в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, а также заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные и специальные фонды, консолидируемые в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и нефондовой форме.

Объемы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов является валовой внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами.

5. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

6. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ

Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

В состав финансового рынка разные авторы включают разные составные части. Наиболее часто называют такие секторы финансового рынка, как рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Довольно часто в состав финансового рынка включают рынки: валютный, золота, страховой.

При анализе тенденций развития финансового рынка специалисты-практики, как правило, анализируют такие сегменты, как рынок ценных бумаг, кредитный и валютный рынки.

При выделении сегментов финансового рынка исходят из того, что общим для них свойством является перераспределение временно свободных денежных средств, что позволяет объединить эти сегменты под общим названием «Финансовый рынок». Вместе с тем каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что выделяет их в отдельные составные части рынка.

Так, на рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели (например, при покупке обыкновенных акций – приобрести право голоса при управлении компанией). При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями. К валютным ценностям относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, куплю-продажу валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов(одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом.

7. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит); 2) фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий.

Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

8. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ТИПЫ И ЗАДАЧИ

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:

1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

9. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Одной из самых актуальных областей современной экономической теории и практики являются финансы и кредит. В практической деятельности денежные вопросы решаются ежедневно и повсеместно, но по-разному: гласно и тайно, продуманно и методом проб, но в любом случае посредством экономических отношений в условиях взаимодействия тех или иных субъектов общества.

Длительное время в экономической науке социалистического периода развития нашей страны финансы и кредит рассматривались исключительно в аспекте государства.

Частных финансов и кредита не было, утверждалась исключительно личная собственность на предметы потребления в рамках общепринятых норм социалистического общежития. Финансы предприятий носили условный характер.

В зарубежной экономической литературе, наоборот, был взят крен на описание движения частных денежных ресурсов и технологии получения доходов. При этом использовались экономико-математические методы, институциональные подходы, которые так же, как и идеологические инструменты, не всегда приводили к желаемому результату. Характерен в этом отношении отказ западной практики от монетаризма как всеобщего направления и основы социально-экономического развития. Все это говорит о том, что, во-первых, до сих пор нет однозначных ответов на многие финансово-кредитные вопросы, во-вторых, для позитивного развития общества необходимо дальнейшее изучение механизма финансов и кредита.

……………………………………………………………………………….

Конечное назначение финансов и кредита состоит в обеспечении простого и расширенного воспроизводства жизненных ценностей для удовлетворения растущих потребностей членов общества. Это общая цель, которой подчиняются все денежные потоки экономических субъектов.

Таким образом, финансы и кредит выступают характерным явлением рыночной экономики, управление которым в первую очередь предполагает необходимость разработки методологии и методики их изучения.

Методология и методики изучения дисциплины «Финансы и кредит»

……………………………………………………………………………….

Процесс освоения финансов и кредита, как и любой науки, складывается из методологии (общей части) и методики (конкретной части) изучения. Общий механизм познания финансов состоит в следующем.

Исходным материалом исследования является практика, используемая, с одной стороны, как исходный материал, а с другой, и в этом главное ее назначение, - как критерий познания истины, оценка достоверности знаний, средство проверки теоретических положений. Финансы и кредит рассматриваются как единство экономической категории и субъективного стоимостного инструмента жизнедеятельности общества. Изучать финансово-кредитные отношения в отрыве от субъектов, их интересов неправомерно и практически несостоятельно. Это первая важнейшая методологическая посылка.

Вторую посылку составляет тезис, что человек (индивид) – первичное понятие, а группа, общество есть совокупность индивидов, явления вторичные. Поэтому при анализе фактов используется метод восхождения от части к общему, от конкретного к абстрактному и при проверке, наоборот, от абстрактного к конкретному, частному.

Обязательным условием любого анализа служит объективность исследования. Она требует, чтобы мысли, сугубо личные отношения, симпатии, социальные предпочтения оставались за рамками науки. В противном случае при походе к явлению с позиций собственных интересов весь процесс познания от сбора и отбора фактов до получения результатов будет носить односторонний, субъективный, т.е. ненаучный характер.

………………………………………………………………………………

Методы изучения зависят от уровня исследования.

Первый уровень – это работа с эмпирическим материалом, отбор, группировка, обобщение статистических и фактологических данных. Здесь используются статистические, социологические, экономические, экономико-математические и другие приемы. Возможные ошибки данного этапа - недоохват или перебор данных. Избежанию их поможет четкое описание объекта и предмета изучения. Например, есть понятия «налог», «сбор», «плата», «пошлина», «отчисления». Согласно этой терминологии, говоря о налогообложении, мы должны абстрагироваться от всех выражений, кроме налогов. Но в США отчисления на социальное страхование считаются налоговыми платежами. Отсюда только четкая исходная терминология, однозначные понятия – первое неотъемлемое правило установления рамок объекта и проведения его научного анализа.

Заканчивается уровень обобщением статистического материала для дальнейшего изучения теоретических положений.

Второй уровень – изучение материала посредством диалектики и системного подхода в анализе финансово-кредитных отношений.

……………………………………………………………………………….

Место и роль дисциплины «Финансы и кредит» в системе учебных предметов

Место и роль дисциплины «Финансы и кредит» в системе основных гуманитарных дисциплин можно проследить в аспекте учебного процесса подготовки бакалавров и специалистов (рис. 1).

Первый уровень – освоение базовых экономических понятий экономической теории, общей методологии исследования (философия), права и менеджмента. Здесь студенты приобретают необходимые знания методологии и методики изучения экономических процессов, основных положений макро- и микроэкономики, понятия важнейших законов и категорий рыночной экономики: производства, распределения, потребления, товара, денег, рынка, политики, права, менеджмента и т.д. Особое значение имеет изучение основ управленческой деятельности людей в рамках организаций вообще.

Рис. 1. Место и взаимосвязи дисциплины «Финансы и кредит» в системе основных гуманитарных наук

Второй уровень – специальное изучение общих понятий, полученных на первом уровне, в дисциплине «Финансы и кредит».

Третий уровень – комплекс финансово-кредитных дисциплин, включающий финансовый менеджмент, налогообложение, страхование, инвестирование и др. В них изучаются отдельные практические вопросы финансов и кредита физических лиц, организаций и государства.

На четвертом уровне знания и навыки финансово-кредитной деятельности применяются при изучении дисциплин по специализациям.

………………………………………………………………………………..

Тема 1. Сущность и функции финансов. Роль в системе экономических отношений.

Вопрос 1. Финансы, как экономическая категория.

3. Сущность, функции и роль финансов

3.1. Сущность финансов

Термин «финансы» происходит от латинского «finis» - конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средине века в денежных отношениях между государством и населением слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля или различных государственных органов, получали документ, называемый «finis». От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж.

В XVI в. во Франции возник термин «finance», означающий наличность, доход, платеж. Этот термин использовался для определения совокупности публичных доходов и расходов и постепенно трансформировался в современное понятие «финансы».

Длительный процесс развития товарно-денежных отношений радикально изменил содержание финансов. Если ранее в этих отношениях главную роль играли монарх, государство как собственники и правители, то в ХХ в. основными владельцами ценностей, предприятий, становятся граждане, а государство в лице органов власти выступает посредником и потребителем перераспределяемых благ. Все это дало право американским ученым З. Бонди и Р Мертону справедливо отметить, что в мире финансов имеются два основных действующих лица – домохозяйства и фирмы, которые принимают те или иные решения. 1

В условиях ограниченности жизненных ценностей 2 продолжение и развитие человеческого рода невозможно без такого общественного процесса, как их перераспределение от трудоспособных к нетрудоспособным. Чем больший объем ценностей может быть перераспределен.

Перераспределение бывает непосредственным и опосредованным. Первое осуществляется в рамках одной формы собственности, когда отсутствуют экономические понятия «мое», «твое». Второе происходит через экономические понятия «мое», «твое», т.е. институт собственности. Так родители переписывают свое имущество детям, родственникам и другим субъектам.

Своеобразным катализатором распределительных и перераспределительных отношений выступает господство товарно-денежных отношений, превращение всех ценностей в товары и необходимость их стоимостного выражения в различных рыночных соизмерителях (деньгах, ценных бумагах и т.д.).

В результате мы наблюдаем наличие следующих явлений:

  • формирование самостоятельных экономических субъектов и собственников ценностей;
  • повсеместное распределение и перераспределение жизненных ценностей;
  • обособление и постоянные изменения реальной и фиктивной стоимости жизненных благ.

Их взаимодействие порождает систему движения жизненных ценностей от одних субъектов к другим, представляющую собой основу финансов. При этом деньги не являются непосредственным источником дополнительных жизненных ценностей, а выступают независимой от сознания людей стоимостной оболочкой формирования и использования денежных ресурсов конкретных субъектов общества. Взаимодействие этой оболочки, денежных ресурсов и конкретных субъектов образует финансы.

Таким образом, финансы – это экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов. То есть финансы – это не только деньги, а единство трех элементов: минимум двух субъектов, объекта и самих отношений. В отсутствие какого-либо из них финансов нет. Базовой моделью финансов является следующая схема (рис. 3.1.)


рис. 3.1. Модель сущности финансов

Субъектами финансовых отношений в рыночной экономике могут выступать:

  • физические лица;
  • семья;
  • организации (юридические лица);
  • государство;
  • межгосударственные юридические лица;
  • неформальные образования.

Первые четыре вида образуют внутреннюю систему объектов финансов каждой страны, последние три – международную сферу. Разумеется, реальные отношения значительно шире и разнообразнее. Наряду с правовыми субъектами финансов существуют внеправовые, так называемые неформальные субъекты (организационные комитеты, клубы, ложи, «тройки», «семерки» и т.д.). Они принимают финансовые решения по формированию и использованию денежных фондов с позиции силы, традиций, обычаев, «джентльменских» соглашений. Особенно много таких субъектов в категории физических лиц. они формируют неофициальную (теневую) сферу образования и распределения денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы. Они охватывают реальные и фиктивные ценности, имеющие стоимостное выражение. Это, во-первых, деньги (бумажные, электронные и др.), которые сами по себе стоимости не содержат, но способны олицетворять реальные материально-вещественные, духовные и социальные ценности; во-вторых, разнообразные ценные бумаги (акции, облигации и др.), отражающие материальные и нематериальные ценности физических лиц, юридических и государственных структур; в-третьих, различные обязательства экономических субъектов. При этом оценка (стоимость) фиктивных ценностей может быть больше, меньше или равна реально существующим ценностям.

Совокупность взаимосвязей между субъектами по поводу изменения объекта составляют сложную иерархическую систему (рис. 3.2.).


Рис. 3.2. Система финансовых отношений

Первая группа отношений охватывает связи между индивидами. Сюда входят различные денежные отношения по поводу формирования и использования денежных фондов отдельных лиц внутри круга родственников, знакомых, принимающих участие в жизнедеятельности конкретного человека. Данная сфера финансов опосредует потребление, воспроизводство и развитие человека, а также производство жизненных ценностей на первичном уровне, включающем иногда акты купли-продажи рабочей силы и другие финансовые моменты.

С этой сферой органически связаны отношения отдельного человека с семьей, составляющие вторую группу.

В третью группу включаются отношения отдельных людей с негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и другими организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Это основная сфера отношений, через которую происходит, с одной стороны, формирование поступлений в виде заработной платы, дивидендов, процентов, заемных ресурсов и т.д., а с другой – инвестирование средств в фонды негосударственных организаций. Данный момент имеет чрезвычайно важное значение для понимания роли и места финансов физических лиц. Именно он коренным образом меняет социально-экономическое значение личных финансов, превращая их в базовый функциональный элемент и правовую основу рыночной экономики. Исходной экономической базой предприятий рыночной экономики в условиях частной собственности может быть исключительно индивидуальный финансовый капитал, личное состояние граждан. Нет обезличенной совместной, коллективной собственности, имеется лишь управление совместным имуществом. Любое объединение строится на участии индивидуальных владельцев. Отсюда все товарищества и акционерные общества – это, в конечном счете, частички личных финансов. Соответственно при ликвидации организаций в первую очередь удовлетворяются индивидуальные интересы акционеров, пайщиков.

Четвертая группа отношений отражает потоки денежных фондов между гражданами и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой – различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций (заработной платы бюджетных работников, государственных пенсий, социальных пособий и др.).

Пятая группа отношений возникает при наличии нескольких собственников (акционеров, пайщиков) организации и выражает отношения между ними по поводу формирования исходных денежных фондов и распределения конечных финансовых результатов. Это начальная и итоговая сфера финансов коллективной предпринимательской деятельности.

Шестая группа отношений – это денежные связи граждан с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также межгосударственными организациями и объединениями стран в части инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.

Седьмая группа – отношения негосударственных организаций с другими негосударственными производственными, финансово-кредитными, коммерческими и иными организациями по поводу формирования и использования денежных ресурсов. Через эту сферу отношений происходит, с одной стороны, формирование дивидендов, процентов, заемных ресурсов и прочего, а с другой – реализация созданных товаров и услуг. Последний момент имеет чрезвычайно важное значение для понимания роли и места финансов организаций. Именно он обеспечивает рыночное признание и денежную метаморфозу вновь созданной стоимости товаров и последующие удовлетворение материальных интересов участников производства – собственников в доходе, а наемных работников – в оплате труда.

Восьмая группа отношений отражает отношения между негосударственными организациями и государственными юридическими лицами, в которых основное место занимает движение, с одной стороны, платежей в бюджет, а с другой – различных целенаправленных денежных выплат государственных организаций.

Девятая группа отношений – это денежные связи негосударственных организаций с экономическими субъектами (индивидами, негосударственными юридическими лицами, государственными структурами) зарубежных государств, а также межгосударственными организациями и объединениями стран в части купли-продажи рабочей силы, инвестиций, доходов, платежей, спонсорской помощи и т.д.

Десятая группа отношений охватывает связи государства с зарубежными экономическими субъектами.

Совокупность данных отношений можно классифицировать не только по субъектам, но и по:

  • функциональной роли и значению в рыночной экономике (потребителя жизненных ценностей и производителя-потребителя);
  • размерам и характеру денежных фондов;
  • степени планомерности отношений.

Исходными, главными и конечными являются отношения физических лиц. Их назначение состоим в том, чтобы путем образования и использования денежных фондов обеспечить реализацию потребностей человека, его развитие и воспроизводство. Все другие отношения имеют подчиненное, вспомогательное значение.

По степени планомерности финансовые отношения бывают плановые, прогнозные (индикативные) и хаотичные. Многое определяется взаимодействием форм собственности.

По социальной форме отношения делятся на формальные и неформальные. К формальным относятся отношения, соответствующие общепризнанным формам (праву) общества. Неформальные отношения – это отношения негласные, внеправовые.

Объектом отношений выступает стоимость внутреннего валового продукта (ВВП), совокупного продукта, а иногда и национального богатства. Все это делает финансы мощным экономическим инструментом распределения и перераспределения стоимости жизненных ценностей между экономическими субъектами общества с рыночной экономикой.

Финансы как субъективный стоимостной инструмент функционирования экономических субъектов образуют механизм принятия решений по поводу формирования и использования денежных фондов.

3.2. Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две объективные функции: распределительную и перераспределительную. Назначение финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость жизненных ценностей от одних субъектов к другим, от имущих и производящих граждан в пользу неимущих и непроизводящих.

………………………………………………………………………………

Распределительная функция финансов – объективная и основная. Субъектами распределения выступают физические и юридические лица – участники общественной деятельности, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Это граждане, организации, государство, международные структуры и международные образования.

Исходный этап возникновения финансовых отношений – первичное распределение стоимости ценностей (первоначального капитала) граждан на потребительские, страховые и инвестиционные фонды.

На втором этапе образуются производственные фонды и активы, необходимые для создания новой стоимости.

На третьем этапе стоимость создаваемых ценностей распределяется на фонд возмещения потребленных ценностей (основных и оборотных средств), фонд заработной платы наемных работников и доходы (прибыль, процент, рента) инвестором.

Три названных этапа составляют первичное распределение жизненных ценностей между собственниками, организациями и непосредственными участниками производства. Дальнейший процесс движения стоимости отражает функцию перераспределения . Ее суть заключается в отчуждении стоимости одних в пользу других, в результате чего формируются конечные денежные фонды всех субъектов общества.

Таким образом, перераспределение ВВП происходит между различными сферами, отраслями и регионами страны, формами собственности, социальными группами и членами общества. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления.

Как распределение, так и перераспределение в реальной действительности означают использование фондов для одних субъектов и формирование фондов – для других.

Что касается контрольной функции исполнения решений (полноты, своевременности и т.д.), то она имеет место в рамках исключительно субъективной деятельности людей. Иногда контроль отождествляют с анализом качества (эффективности) управления, но это особая сфера финансового менеджмента, подобно учету, отчетности и т.д. Значение контрольной функции финансов резко возрастает в условиях современного этапа перехода к рыночной экономике, когда интересы субъектов ставятся превыше всего.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля, во-первых, за движением и образованием стоимости жизненных ценностей в обществе, главным образом для полнокровного аккумулирования доходов, во-вторых, за ходом расходования и использования средств. финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и др.

Кроме распределительной, перераспределительной и контрольной функции в экономической литературе иногда называются регулирующая, стимулирующая и другие функции финансов. Они также носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов. Их назначение сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования одних субъектов общества по сравнению с другими.

3.3. Функциональный механизм финансов

Функции финансов реализуются через функциональный механизм, складывающийся из денежных потоков формирования и использования различных фондов.

Денежный (стоимостной) фонд представляет определенную сумму денег (стоимости) целевого назначения (фонд рабочей силы, фонд заработной платы, амортизационный фонд, резервный фонд и т.д.), принадлежащую конкретному экономическому субъекту (собственнику).

В рыночной экономике существует множество стоимостных фондов. Их совокупность подразделяется по ряду признаков, в том числе: по процессу обращения, по роли в производстве, по субъектам взаимоотношений и т.д. Наиболее существенная классификация – деление фондов по функциональному назначению: финансовые ресурсы, финансовые результаты и финансовые формы выражения. Здесь необходимо выделить следующие основные группы фондов:

  • исходные, базовые;
  • потребительские;
  • страховые;
  • инвестиционные;
  • внеоборотные и оборотные (активы);
  • финансовые;
  • специального назначения;
  • другие.

Под исходными фондами понимаются средства, поступающие индивиду независимо от какой-либо его деятельности. Они складываются из ценностей, передаваемых в порядке наследования, даримых отечественными и зарубежными экономическими субъектами, денежных поступлений от государственных и негосударственных структур. Их носителями выступают: недвижимое имущество (земельные участки, предприятия, здания, сооружения, и т.д.), движимое имущество (мебель, техника, транспортные средства, антиквариат, предметы роскоши и т.д.), денежные средства, ценные бумаги, а также нематериальное состояние (патенты, лицензии и другие права).

Потребительские фонды – средства, предназначенные для индивидуального и общественного потребления.

Страховые фонды – средства, выделяемые на возмещение социально-экономических потерь в результате несчастных случаев, природных и других бедствий в жизнедеятельности людей, организаций и государства.

Инвестиционные фонды – это первоначальный капитал, вкладываемый в организацию производства. В деятельности организаций они воплощаются в собственных средствах.

Внеоборотные фонды (активы) – превращения форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы более одного года. Внеоборотные активы могут быть потребительского (жилье, земля и другие ценности) и производственного назначения (здания, земля и другие средства производства).

Оборотные фонды (активы) – превращенная форма инвестиционных фондов, отражаемая в активах экономических субъектов со сроком службы менее одного года. Оборотные активы могут быть потребительского (пища, одежда и другие ценности) и производственного назначения.

Финансовые фонды охватывают денежные средства, опосредующие формирование и реализацию новой стоимости, а также перенос овеществленной стоимости (фонд амортизации, фонд заработной платы и другие).

Итоговым структурным элементом финансов служат фонды специального назначения. Среди них особую роль играют фонды потребления и накопления. Значимость последних наиболее высока в условиях предпринимательской деятельности, когда их формирование становится своего рода критерием эффективности функционирования финансов и всей продуктивной деятельности человека.

Кроме названных денежных фондов в процессе взаимодействия экономических субъектов возникает множество других фондов.

Схематично механизм связей и взаимодействия важнейших фондов представлен на рис. 3.3.


Рис. 3.3. Система важнейших фондов финансов

На рис. 3.3. четко прослеживается общая направленность движения финансовых ресурсов от исходного первоначального капитала через производственную сферу к фондам специального назначения, часть которых (фонд накопления и резервный) при сохранении закономерностей кругооборота возвращается на исходный уровень. При этом, чем быстрее осуществляется оборот средств, тем меньший требуется первоначальный капитал.

Стрелками на схеме обозначены процессы функционирования (метаморфоза, трансформация, распределение, формирование, и т.д.) денежных ресурсов. Их основу составляют денежные потоки, образующие «кровеносную систему» финансов. Под денежным потоком будем понимать движение стоимости от одного субъекта к другому. При этом фонд первого используется (распределяется, трансформируется и т.д.); второго – формируется (образуется). Соответственно, относительно фонда экономического субъекта потоки могут быть положительными (притоками) и отрицательными (оттоками). Если фонды – это статика финансов, выражающая отношения собственников, то денежные потоки – их динамика, преобразование. Фонды и потоки всегда функционируют в единстве. Одни без других существовать не могут.

Денежные фонды и потоки всегда находятся в движении. Остановки делают их безжизненными и ненужными. Сами по себе бумажные и металлические деньги не потребляются, а электронные вообще отсутствуют.

Описанный функциональный механизм финансов относится к внутреннему объективному содержанию финансов. Свое реальное выражение он получает в финансах как субъективном стоимостном инструменте жизнедеятельности субъектов и складывается из финансовой политики, финансового права и финансового менеджмента.

3.4. Роль финансов в рыночной экономике

Для определения роли финансов следует проследить влияние на общество распределительных и перераспределительных потоков денежных средств.

Роль финансов в жизнедеятельности субъектов рыночной экономики различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно-исторических и специфических особенностей потребления и производства.

……………………………………………………………………………….

Главный смысл финансов – это распределение и перераспределение жизненных ценностей между физическими лицами. При этом в развитых странах соблюдаются следующие основные требования:

  • обеспечение минимума средств участникам производства, необходимых для существования и воспроизводства рабочей силы;
  • предоставление каждому неимущему минимального прожиточного минимума средств;
  • поддержание материальной заинтересованности собственников в инвестиционной деятельности;
  • удержание научно обоснованного оптимального соотношения между доходами 10% бедного и 10% богатого населения.

……………………………………………………………………………….

Основы процесса распределения вновь создаваемой стоимости закладываются в производстве жизненных ценностей. При этом денежные отношения становятся формами функционирования отдельных элементов и необходимыми связями воспроизводства.

Каждый цикл воспроизводства начинается с финансовых ресурсов и повторяется в дальнейшем лишь после того, как созданная в производстве и реализованная в процессе обмена стоимость подвергнется распределению (и перераспределению), в результате чего будут сформированы целевые денежные фонды – основа удовлетворения разнообразных потребностей.

Финансовые отношения связаны как с реальным, так и с формальным движением денежных средств. Отсутствие реального денежного движения на стадиях непосредственного создания и потребления жизненных благ свидетельствует о том, что оно принимает внутреннюю, формальную форму.

Финансовые отношения начинаются с движения стоимости реальных денежных ресурсов при формировании условий и факторов производства. Далее стоимость сбрасывает наличную форму денег и воплощается в другие потенциальные формы.

На стадии распределения созданный обществом продукт делится сначала на долю потребления и накопления, а затем каждая из этих частей подлежит дальнейшему распределению. Оставшаяся часть распределяется между владельцем средств производства и наемными работниками. В результате созданная стоимость в обществе проходит первую стадию распределения.

Стадии обмена и потребления возможны только после стадии распределения. Каждый участник воспроизводственного процесса делит свою часть дохода на фонд потребления и фонд накопления.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в руках одного владельца). Здесь происходит одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости.

На третьей стадии воспроизводства распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную (Д-Т), т.е. совершаются акты купли-продажи.

В эквивалентном обмене финансов нет: обменные операции обслуживаются тремя категориями: товаром, деньгами и ценой. Однако неэквивалентный обмен (часы ценой в 1000 руб. на коробок спичек в 1 руб.), безусловно, скрывает существенный финансовый момент, заключающийся в сознательном или бессознательном перераспределении стоимости между контрагентами сделки 3 .

Таким образом, финансы опосредуют весь воспроизводственный процесс от формирования условий для создания ценностей до их потребления. Однако наибольшую роль они играют на стадии распределения и прераспределения, в ходе которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых получает свою долю из произведенного продукта.

Процесс стоимостного опосредования общественного воспроизводства осуществляется с помощью различных экономических категорий, в том числе денег, цены, амортизации, прибыли, заработной платы и других. Рассмотрим основные из них.

Цена служит экономическим инструментом, с помощью которого стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения. Цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но не может осуществить распределения по субъектам собственности, функционального обособления (выделения, вычленения) различных частей стоимости. Должен произойти обмен и состояться стоимостное распределение, прежде чем все части стоимости получат конкретное воплощение в определенных количественных пропорциях. Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости можно разделить на два этапа.

На первом происходит перенос авансируемой стоимости и создание потенциальных доходов (заработной платы, прибыли). На втором осуществляется реальное выделение фонда возмещения (амортизационные отчисления, оборотные средства) и первичных доходов. Здесь наряду с ценой участвуют амортизация, заработная плата, прибыль.

Заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости в результате формирования индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества затраченного ими труда.

Поэтому фонд оплаты труда, как и амортизация, а также прибыль представляют собой различные сферы финансов.

Таким образом, роль финансов в рыночной экономике чрезвычайно велика. От характера их функционирования зависят и воспроизводство ценностей, и вся жизнедеятельность людей.

Версия для печати

Тестовые задания по дисциплине «Финансы», количество вопросов - 85 и кол-во вопросов 65
Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2.государственная;

Дополнительная информация

Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, проверке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правил

Финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых

являютсяпроцессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным

условием существования финансов. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования

экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой

совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи

ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты

социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы,

доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных

и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансовая система: звенья, сферы финансовых отношений.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Уровни бюджетной системы:

1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются вдруг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

Специальность 050509 «Финансы»

Вопросы к разделу «Финансы»

    Понятие финансов, их необходимость

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы», от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме – между населением и государством). Позже термин трансформировался в «finansia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем – как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Отсюда, очевидно, к финансам относится тот круг операций, который совершается в форме денежного платежа.

Как правило, денежный платеж осуществляют между собой различные субъекты, участвующие в общественном производстве. При этом деньги обслуживают весь процесс деятельности субъектов рынка как в сферах материального производства и товарного обращения , так и в непроизводственной сфере деятельности.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Это обусловлено тем, что на уровне общественного восприятия - деньги и финансы трудно различимы, хотя по своей сути это разные экономические явления.

Функционирование денег как экономического инструмента отличается от финансов, как по своей сути, так и по назначению. Особенность денег состоит в том, что они представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накоплений и сбережений, мировых денег.

При этом наличие денег в экономической системе является обязательным условием функционирования финансов. Иначе говоря, финансы не могут существовать без денег. Однако, это не означает, что причиной порождающей появление финансов являются деньги.

В отличие от денег, финансы всегда - неосязаемая вещь.

Особенность финансов состоит в том, что - это, прежде всего, инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы обеспечить различные потребности субъектов общества путем создания денежных доходов и фондов. Об этом свидетельствуют все совершаемые финансовые операции.

Причиной порождающей появление финансов , является потребность государства и различных субъектов в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Например: Субъекты непроизводственной сферы деятельности, куда относятся вся социальная сфера: образование, здравоохранение, культура, искусство, а также сферы управления, оборона и др., не могут функционировать, если не будут иметь необходимый объем денежных средств, обеспечивающих их потребности, связанные с выполнением общественного назначения.

Данную потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в социальной сфере, ни в сфере государственной деятельности: управления и обороны. Это обусловлено тем обстоятельством, что только с помощью финансов происходит распределение стоимости по субъектам воспроизводственного процесса, то есть только посредством финансового распределения стоимости валового национального продукта каждый участник общественного воспроизводства получает свою долю в созданной стоимости и движение денежных средств получает целевую обозначенность.

В условиях рыночной экономики расширяется круг операций физических лиц, опосредованных движением денежных средств. В частности, граждане, занимаясь различными видами предпринимательской деятельности без образования юридического лица, имея личный сектор, домохозяйство, получают доход, который служит источником покрытия разнообразных их потребностей, в том числе имеющих общественно значимый характер. Граждане уплачивают различные виды налогов и сборов в государственный бюджет.

Отсюда, рассматриваемый круг операций сопровождается движением денежных средств от одних владельцев к другим, и совершается в форме денежных платежей. Поэтому эти операции относятся к финансовым операциям , а сам процесс движения денежных средств именуется финансами.

Исходя, из выше изложенного можно сформулировать определение: Финансы – это совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей».

    Специфические признаки финансов

    денежный характер;

    распределительный характер;

    всегда выражает одностороннее движение денежной формы стоимости;

    обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

А) На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Б) Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

В) Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

Г) В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

    Функции финансов

    Распределительная функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого участника общественного воспроизводства (как субъектов хозяйствования, так и государство) необходимыми финансовыми ресурсами, а также определение направлений движения денежных потоков по целевому назначению.

    Контрольная функция. Реализация контрольной функции финансов отражается на состоянии финансовой дисциплины в экономике.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также должностных лиц, порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Таким образом, способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через контрольную функцию финансов. Так называемые, «финансовые сигналы» показывают, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства и других участников воспроизводственного процесса, экономно ли они используются и др. Основное требование финансовой дисциплины - точное соблюдение норм, нормативов, лимитов, контрольных цифр и других финансовых параметров, определенных в законодательном порядке или закрепленных нормативными правовыми актами государства. В широком смысле финансовая дисциплина включает бюджетно-налоговую дисциплину, платежную дисциплину и расчетную дисциплину. Финансовая дисциплина является важным средством, способствующим экономическому развитию, укреплению коммерческого расчета и необходимым условием нормального функционирования финансов. Она определяется как общими принципами организации финансов, так и специфическими условиями функционирования финансов в различных структурных подразделения общественного воспроизводства.

mob_info