Морской порт сабетта. Морской порт «Саббета». Экологический мониторинг. Финансовые трудности на пути строительства и не только

Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.

За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

Я уже писал, что 28 марта мы заходили в порт Сабетта, в связи с приходом сюда нового .
В том посте было много изображений танкера. Но понятно, что сам порт не мог пройти мимо моего объектива.

2.

Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Название Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, созданной в 1980 году, после перебазировки её в посёлок из города Лабытнанги.

Название посёлка является производным от названия реки Сабетта-яха.

Также существует ещё несколько версий происхождения названия:

От имени рода Сабе — местного рода самоедов (ненцев), живших в этом районе;

От слова «сабетта» — название женского головного убора на ненецком языке.

В упразднённой в 2006 году одноимённой деревне (посёлке) Сабетта по переписи 2002 года проживало 19 жителей, в том числе русские —  12, коми —  5, другие —  2. С 2011 года ведётся строительство инфраструктуры вахтового посёлка Сабетта, рассчитанного на 3500 жителей.

В Сабетте сейчас работают более 22 000 человек. Которые возводят на берегу Обской губы порт и завод по сжижению газа в рамках проекта "Ямал -СПГ".

Сегодня порт фактически уже работает в штатном режиме. За прошлый год было принято и обслужено около 1200 судов различного класса и около 3 миллионов тонн грузов. (М.Соколов)

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд кубометров. Первая линия по производству СПГ в рамках проекта должна быть запущена в 2017 году.

Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта, а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия транзитной навигации по Северному морскому пути.

Данный регион является богатейшим местом по своим запасам, здесь возможно производить более 70 миллионов тонн. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15 процентов по СПГ. Созданная инфраструктура поможет обеспечить это в кратчайшие сроки. (Л.Михельсон)

3.

4.

В порт заходят с моря суда от таких:
i

до таких

и даже таких (тот, что за ледоколом)

iii

С осени до позденй весны, акватория порта покрыта льдом, посему буксиры помогать судам швартоваться не могут.
Суда становятся к причалу самостоятельно.

5.

Но перед подходом грузового судна к причалу, ледоколы подготавливают акваторию вдоль причала. Такую оперцию, но на другой акватории, можно посмотреть в журнале капитана а/л "Вайгач" alex_lw_65

- Постановка второго балкера NORDIC BARENTS

Здесь же в порту работает л/к "Москва" и л/к "Тор"
6.

7.

8.

9.

Встали передахнуть почти бок о бок три ледокола.

10.

11.

12.

И на последок - карта порта, на которой видно, какой объем грунта был убран с территории порта.

13. Вот так было. Специально включил старую карту, чтобы было видно, где теперь стоят суда. Черный контур - это наш ледокол с осадкой 11м.

14.Вот так стало. Хорошо виден зеленый контур т/х "Polar King". Он на старой и новой карте стоит в одном географическом месте.

Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.

Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».

В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.

Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).

Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.

В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.

Доставка груза в порт сабетта

В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.

Производственный экологический контроль (мониторинга) объекта в 2016-2017 гг.


Специалисты Международного экологического Фонда "Чистые моря" осуществляют экологический мониторинг морской среды и животного мира в течение всего строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал. Генеральный подрядчик по строительству ОАО «УСК МОСТ» определен Распоряжением Правительства РФ. Начало работ – 2012 г., окончание работ – 2017 г. Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август – октябрь).

Экологический мониторинг дноуглубительных работ в порту Сабетта

Новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале.


Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России. Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В июле-ноябре каждого года "НОВАТЭК" предполагает отправлять суда через Берингов пролив на Восток, а в декабре-июне - через Атлантический океан на Запад. Проект реализуется ОАО "НОВАТЭК" совместно с французской Total. Естественно, такое масштабное строительство привлекает повышенное внимание международных и российских экологических организаций. В связи с чем экологический мониторинг является важнейшей составной частью работ.

В Сабетту можно попасть пока только по воздуху (новый аэропорт я уже Вам показал ) или по Северному морскому пути, это стало возможно, благодаря строительству здесь нового арктического порта с одноименным названием. Его строительство началось в 2012 году, полностью всё будет построено в 2017 году. Вот про него сегодня и пойдёт речь.


20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка порта Сабетта. Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта РФ от 25 июля 2014 года №КС-286-р морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

2. Административно-бытовые здания порта.

Порт расположен в 5 километрах к северо-востоку от одноименного поселка. Сам посёлок Сабетта, находится на восточном берегу полуострова Ямал у Обской губы Карского моря. Порт уже 3 года функционирует, работает в круглогодичном режиме. За 2015 год через него уже прошло более 3 млн тонн строительных грузов, а всего за время работы более 6 млн тонн.

Морской порт Сабетта строится прежде всего для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения и для дальнейшей транспортировки природного газа и газового конденсата морским транспортом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Атлантики. Грузы будут перевозиться танкерами класса Arc7. А ещё без него строительство завода по сжижению газа «Ямал СПГ» было бы просто не реально.

Строительство порта реализуется на принципах государственно-частного партнерства. В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») будут находиться оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движением судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации.

Порт строится в два этапа - подготовительный и основной. Подготовительный этап включает строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Основной этап строительства включает в себя технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

7. Не нужен нам берег турецкий, коли Карское море есть у нас!

12. Резервуары для хранения сжиженного газа

Сам проект безусловно уникален. Прежде всего потому, что он строится с нуля, так как здесь не было практически никакой транспортной инфраструктуры.

Инфраструктура порта из себя будет представлять: подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, глубиной 15,1 м, морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, глубиной 15,1 м. Акватория порта будет глубиной 15,2 м. В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры: контрольно-корректирующая станция, пост гидрометеорологического наблюдения, административные, технические и складские здания.

В 2012-2013 годах был создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, глубиной 12,4 м и акватории вспомогательных причалов, что позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта. Сейчас ведётся строительство оснований технологических причалов по отгрузке. Их сюда доставят в модульном исполнении, за 6 месяцев соберут и доведут до ума и к запуску первой линии завода, намеченной на 2017 год, уже всё будет работать в полноценном режиме.

У государства есть планы - к порту подвести железную дорогу, тянуть где-то 700 км. Если и это станет реальностью. Наш порт превратится уже в важный стратегический узел всего Северного морского пути, да и Арктики в целом. И через него на экспорт пойдет не только сжиженный газ, но и зерно из Сибири, металлы с Урала или уголь из Кузбасса.

Большое спасибо всей пресс-службе компании ОАО «НОВАТЭК» за организацию моего визита.

Вся наша «Ямал СПГ» история:

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

mob_info