Может ли фсс проводить повторную проверку. Проверки, осуществляемые фондом социального страхования рф. Какие документы может требовать ФСС России при выездной проверке

Повод для внеплановой проверки - ликвидация или реорганизация организации, жалоба работника на то, что ему не выплачивают пособие или неправильно его рассчитали, и просто обращение организации за выделением средств. На внеплановую проверку ревизоры ФСС приходят одни, без коллег из Пенсионного фонда.

Каждый раз, когда страхователь обращается в Фонд за выделением средств, назначается либо камеральная, либо внеплановая выездная проверка. Достаточно ли будет камеральной проверки или нужна выездная, решает сам ФСС. Никаких ограничений по количеству внеплановых проверок нет.

Плановая выездная проверка, которую нельзя проводить чаще чем раз в 3 года, проводится по трем направлениям:

  1. проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  2. проверка правильности выплаты пособий по больничным и по беременности и родам, а также других пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет; на погребение; за постановку на учет в ранние сроки беременности);
  3. проверка правильности начисления страховых взносов «на травматизм» и расходования этих средств.

И по каждому из этих направлений составляется отдельный акт проверки.

А вот внеплановая выездная проверка носит целевой характер.

Ее причина, например «в связи с обращением страхователя за выделением средств», указывается в решении о проведении проверки, которое подписывает руководитель отделения ФСС или его заместитель.

За сколько дней ревизоры должны предупреждать, что придут на внеплановую проверку?

Нигде не закреплена обязанность органов ФСС заблаговременно предупреждать плательщика страховых взносов о начале выездной проверки - как плановой, так и внеплановой.

Ревизоры вправе прийти на проверку вообще без предупреждения. Но на практике обычно уведомляются бухгалтера о предстоящей проверке за один-два дня. Обычно делается это по телефону. Говорят, какие документы будут нужны для проверки, уточняется фактический адрес и график работы организации.

Если поводом для внеплановой выездной проверки стало обращение за выделением средств, то предмет целевой внеплановой выездной проверки будет- правильность расчета и своевременность выплаты именно тех пособий, за которыми обращается страхователь. Но может быть так, что пособие, за которым обращается страхователь, было исчислено и назначено еще в предыдущем периоде. И тогда ревизоры требуют документы не только за текущий, но и за прошлый год.

Кроме того, могут потребоваться документы и за более ранние периоды. Иногда и при плановых, и при внеплановых выездных проверках у бухгалтеров возникает вопрос: зачем ревизорам документы (приказы, лицевые счета) сотрудников за предыдущие годы? Ревизоры вправе их требовать, ведь расчетный период по большинству пособий - это предыдущие годы.

Если причиной внеплановой выездной проверки стала жалоба работника организации на неправильный расчет пособия, то в ходе такой проверки ревизоры, если есть необходимость, могут проверить расходы по пособиям за 3 предыдущих года.

Если документы по конкретным пособиям раньше уже проверялись при плановой или внеплановой выездной проверке, снова проверять их не будут. Акты любых выездных проверок учитываются при вынесении решения на проведение новой выездной проверки. И правильность назначения и исчисления пособий будет проверяться только за те периоды, которые выездными проверками остались не затронуты.

Если же при обращении организации за возмещением средств по пособиям ФСС выездную внеплановую проверку не проводил, а ограничился камеральной проверкой, при внеплановой выездной проверке все документы надо будет представить заново. Ведь акты по камеральным проверкам не составляются. В этой ситуации ревизоры обязательно потребуют все больничные листки, все справки о заработной плате из ПФР, остальные документы по назначению и расчету пособий.

Что произойдет, если организация проигнорирует требование проверяющих о представлении документов?

Такой отказ - правонарушение, штраф за него - 200 руб. за каждый непредставленный документ2.

Как страхователь может оспорить назначение проверки, которую считает незаконной?

Для начала обратитесь в свое территориальное отделение ФСС и уточните, по какой причине была назначена проверка. А если ответ вас не устроит и вы по-прежнему будете считать, что проверка незаконна, можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, то есть в региональное отделение ФСС.

В жалобе обязательно укажите, почему именно вы считаете назначение проверки незаконным. Ведь для того чтобы вашу жалобу удовлетворили, надо установить, что решение о проверке было вынесено неправомерно.

Бывает, что проверка назначена законно, но проводится с нарушениями. Какие конкретные действия проверяющих можно оспорить? Как это сделать?

Можно оспорить процедуру оформления результатов проверки, факты, изложенные в акте проверки, сроки проведения проверки и вынесения решения по ее результатам.

Так, на проведение любой выездной проверки (плановой или внеплановой) отводится 2 месяца. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда руководитель отделения ФСС вынес решение о ее проведении. А оконченной проверка считается тогда, когда составлена справка о проведенной проверке.

Так что если ревизоры потребуют какие-то дополнительные документы позже чем через 2 месяца после начала проверки, вы не обязаны выполнять их требования. То же самое - если справка об окончании проверки издана, хотя 2 месяца с ее начала не прошло: после издания справки требование документов будет незаконно.

После даты издания справки об окончании проверки у проверяющих есть 2 месяца для написания актов. При плановой выездной проверке таких актов обычно бывает три, так как по каждому направлению проверки издается отдельный акт. При внеплановой проверке - один акт. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то можете представить в отделение ФСС свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня, когда получили акт. Если актов несколько - по разным направлениям проверки, то на каждый акт надо написать отдельное возражение. Но можно и сразу обжаловать акт проверки в вышестоящий орган - в территориальное отделение ФСС или в суд.

Проверка правильности начисления страховых взносов и правильности начисления и выплаты пособий - это два отдельных направления проверки. По ним составляются два разных акта. Если работнику пособие переплатили, корректируется база для начисления взносов того периода, когда произошла переплата, и доначисляются страховые взносы на эту сумму. А если недоплатили и это обнаружилось при проверке, оставшуюся часть пособия работодатель будет выплачивать и отражать в отчетности текущего периода, И эта доплата (как расходы ФСС) уменьшит облагаемую страховыми взносами базу текущего, а не прошлого периода. Дата выплаты в пользу работника - это день ее начисления. Поэтому «сворачивать» в акте переплаченные и недоппаченньге суммы пособия ревизор не имеет права.

Индивидуальный предприниматель в ходе своей деятельности взаимодействует не только с налоговыми органами, но и с внебюджетными фондами. Так, проверка ФСС направлена на контроль правильности расчета расходов на соцобеспечение.

Какие сведения проверяет ФСС

По закону с 2018 года ФСС проводит следующие проверки:

  1. Камеральные . Проверяются отчеты, соответствие реальным выплатам. Может осуществляться по обращению застрахованного лица или по данным, полученным из налоговой инспекции. Камеральная проверка 4-ФСС может выявить ошибочные сведения от страхователя.
  2. Подобно налоговым, проводится выездная проверка ФСС или организаций – страхователей. Преимущественно в этой группе относятся внеплановые проверки, проводимые по заявлению – жалобе застрахованного лица.
  3. Проводимые во взаимодействии с налоговой инспекцией . Может проверяться законность расходов на социальное обеспечение.
  4. Правильность расчета и уплаты средств по страхованию от травматизма и профессиональных заболеваний. Административные функции этих выплат оставлены ФСС.

План и состав организаций подлежащих проверке ежегодно утверждается региональными отделениями Фонда. Предметом проверочных мероприятий выступают:


  • правильность расчетов платежей;
  • соответствие сроков уплаты;
  • при наступлении страховых случаев контролируется своевременность и правильность проведения страховых выплат застрахованным лицам.

Особенности проверки


Контрольная процедура проводится чаще всего в случаях:

  • наличия недоимок по взносам;
  • выявления ошибок и несоответствия в отчетах;
  • если плательщик взносов – крупнейшее предприятие.

Следует помнить, что проверка ФСС 2018 года проводится в соответствии с принятым решением, поэтому страхователь может потребовать этот документ. Что проверяет ФСС? Обычно специалист имеет перечень документов, подлежащих проверке. В любом случае потребуются заверенные печатью и подписью руководителя копии или оригиналы:

  • устава или других учредительных документов;
  • лицензии;
  • приказы о назначении директора и главного бухгалтера;
  • учетная политика;
  • отчетность, подаваемая в соцфонд;
  • документы первичного учета, которые были использованы при составлении отчетов в ФСС;
  • ведомости, отражающие движение по счетам.

При травматизме документы, предъявляемые для проверки, могут включать коллективные договоры, трудовые контракты, содержащие данные о специфике выплат.

Результаты проверки

По итогам проверки составляется акт. На его оформление дается 10 дней. В документе отображается факт нарушения или делается отметка об его отсутствии. Решение об ответственности страхователя принимает руководитель отделения ФСС. Сумма недоимки вносится добровольно или принудительно списывается со счета организации.

Больничный лист: проверка

Любой работник, который отсутствовал на работе по причине нетрудоспособности, имеет право на денежную компенсацию. Однако, если больничный лист поддельный, то организации-работодателю суммы из Фонда не будут возмещены. В связи с этим появилась такая услуга, как на официальном сайте ФСС, как проверка больничного листа, на котором к тому же имеется база утерянных или похищенных документов.

Возможность правильно рассчитать или проверить начисление больничных также предоставляет сайт проверки ФСС. Однако услуга онлайн проверки действующих листков нетрудоспособности пока недоступна. Если возникает сомнение в подлинности, отправить запрос по больничным листам непосредственно .

Несчастный случай на производстве

Документальная проверка ФСС по таким ситуациям теперь стали плановыми. Особо это коснется организаций, которые тратят значительные суммы для выплаты компенсаций. Какие документы готовить при несчастном случае для проверки:

  1. Отчеты о суммах выручки (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»).
  2. Далее, сотрудник будет проверять правильность исчисления страховых взносов. Для этого нужно представить учредительные документы, а также положения об оплате труда, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении сотрудников, порядке выплаты материальной помощи, других компенсаций.
  3. Трудовые договора тоже нужно будет подготовить. На этом этапе будет проводиться сверка бухгалтерских документов (главная книга, журналы-ордера) с отчетами по форме 4-ФСС.
  4. Непосредственно проверка несчастного случая потребует предоставления расходных ордеров, табелей учета рабочего времени, ведомости по зарплате, лицевые счета сотрудников. Будет происходить изучение листков нетрудоспособности, актов о несчастных случаях, выплат по больничным листам в ЛПУ и других документов, подтверждающих расходы.

Перечень документов,

необходимых для камеральной проверки, проводимой в соответствии c частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При обращении за возмещением средств.

1. Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения - в 2 экземплярах .

2. Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения-в 2 экземплярах.

3. Копии документов , подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию (по Приказу Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. N 951н)

4. Справка о состоянии счета с синим штампом банка (сведения по картотеке).

5. Платежные документы , подтверждающие выплаты пособий:

Заверенные копии расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (в случае выплаты пособий через кассу предприятия);

Банковские реестры, платежные поручения с синим штампом банка (в случае выплаты пособий через банк).

Документы для проверки страхового случая.

1.Трудовая книжка работника.

2.Трудовой договор , все дополнительные соглашения к трудовому договору.

Пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

1.Листки нетрудоспособности, расчеты пособий.

2.Заявление от работника и Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

3.Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности.

4.Лицевой счет работника за расчетный период.

5.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

6.Штатные расписания.

7.Расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам организации за расчетный период.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

1. Заявление от работника на выплату пособия.

2.Справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами Российской Федерации - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

3.Справка с места работы другого родителя о неполучении пособия либо справка из органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка о том, что другому родителю пособие не назначалось, - в случае, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

1. Заявление о назначении пособия.

2.Приказ о предоставлении отпуска.

3. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки.

4. Свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей).

5. Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

6.Справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя, подтверждающую, что назначение и выплата пособия этим страхователем (страхователями) не осуществляются (в случае работы у нескольких страхователей).

7.Лицевой счет работника за расчетный период.

8.Табели учета рабочего времени за расчетный период.

9.Расчет пособия.

Пособие на погребение.

1. Заявление от лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

2. Справка о смерти, выданная органами записи актов гражданского состояния.

3.Расходные кассовые документы, подтверждающие факт выплаты, лицу, взявшему на себя осуществить погребение умершего или документы, подтверждающие оплату стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании счета.

4.При выплате пособия на умершего несовершеннолетнего – документы, подтверждающие степень родства.

Дополнительные выходные дни по уходу за ребенком – инвалидом.

1. Заявление от работника на предоставление дополнительных выходных дней.

2.Приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней.

3.Лицевой счет работника за расчетный период.

4.Табели учета рабочего времени (графики при суммированном учете рабочего времени) за расчетный период.

5.Копия справки МСЭ.

6.Документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида;

7.Свидетельство о рождении (усыновления) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом.

8.Справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) об использовании им дополнительных выходных дней либо копии документов (трудовая книжка и т.п.), подтверждающих факт отсутствия работы у второго родителя. В случае расторжения брака между родителями ребенка – инвалида, смерти или лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях представлять документы, подтверждающие отсутствие второго родителя (родителей) или невозможности воспитания им (ими) детей.

9.Расчет оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом.

10.Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

едавно ФСС России принял 3 новых регламента проведения проверок страхователей. Два из них посвящены выездным документальным проверкам , третий — камеральным . По мнению специалистов фонда, принятие этих документов обусловлено изменением нормативно-правовой базы в сфере обязательного социального страхования. Согласно новому порядку назначения выездных проверок по обязательному социальному страхованию одновременно с их проведением (они, как и раньше, проходят в соответствии с квартальным планом) могут проводиться проверки порядка уплаты взносов по страхованию от несчастных случаев. В настоящее время планы контрольных мероприятий составляют с использованием аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы фонда "Соцстрах". В новых регламентах более подробно прописаны сроки проведения выездной проверки. Расширен перечень оснований для проведения повторной проверки страхователя. Об этих и других изменениях, а также о некоторых нюансах социального законодательства нам рассказал Дмитрий Геннадьевич Беловалов, заместитель начальника отдела организации назначения и осуществления страховых выплат ФСС России.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие изменения в связи с принятием новых методических указаний произошли в критериях отбора страхователей для проверки? Снизится ли в связи с этим, на ваш взгляд, общее количество проверок?

Из перечня критериев, по которым будут отбирать страхователей для проверки, остались неизменными два:

  • отбор согласно рекомендации по результатам камеральной проверки, проведенной в соответствии с Методическими указаниями по проведению камеральных проверок;
  • значительные расходы по обязательному социальному страхованию, понесенные компанией.

Важное отличие заключается в следующем. Раньше страхователей отбирали по критерию значительности сумм, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию . Новыми же методическими указаниями закреплено, что получение таких сумм должно носить систематический характер . В связи с этим, возможно, общее количество проверок компаний, отобранных по данному критерию, хоть и незначительно, но снизится.

Кстати, в новых методических указаниях больше не сказано, что проверки нельзя проводить реже одного раза в 3 года.

С двух до одного месяца сократилась продолжительность выездной проверки. Однако тут есть оговорка, что данный период может быть продлен. Расскажите, в каких случаях и на какой срок это может быть сделано.

Действительно, теперь выездная проверка ограничена рамками одного месяца. Однако этот срок может быть продлен до 2, а в исключительных случаях — до 3 месяцев. Это делают по мотивированному ходатайству (запросу) проверяющего, на основании решения управляющего (заместителя управляющего) отделением фонда. Срок каждой конкретной проверки определяют с учетом объема расходов фирмы, численности работающих на ней застрахованных лиц, отдаленности страхователя, транспортных и других условий.

Подача уточненной расчетной ведомости по средствам фонда — теперь повод для повторной проверки

В перечень оснований для повторной проверки компании добавился пункт о представлении ею уточненной расчетной ведомости по средствам фонда. Прокомментируйте, пожалуйста, это нововведение.

Да, для назначения повторной проверки добавилось еще одно основание. Такая проверка может быть назначена в случае подачи страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам фонда, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости.

Это вполне логичное дополнение.

Рассмотрим ситуацию, когда выездная проверка не выявила никаких нарушений со стороны страхователя, о чем ревизоры составили соответствующий акт. При этом проверяющие оценили наличие (отсутствие) количественного и суммарного расхождения между данными отчетности фирмы и фактическими данными первичных и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета.

И вот эта компания сдает уточненную форму 4-ФСС, в которой указаны иные данные, чем в той, что была представлена ранее. Получается, что скорректированные сведения не соответствуют первичным данным. Целью повторной проверки как раз и является выявление таких несоответствий и причин их возникновения.

Изменился ли срок, в течение которого страхователь обязан представить документы для проверки ФСС России? Есть ли у компании возможность продлить этот срок?

По сравнению со старой методичкой в новой сроки подачи документов представителю соцстраха увеличены вдвое. Если организация во время проверки не подала запрашиваемых документов, ревизор вправе получить их на основании требования о представлении документов. Компания обязана предъявить эти бумаги в 10-дневный срок в виде заверенных должным образом копий. В случае необходимости проверяющий вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Вместе с тем у страхователя есть возможность данный срок продлить. Для этого организация в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представить документы в 10-днев-ный срок. Указываются причины, по которым документы не могут быть направлены вовремя, и сроки, в течение которых страхователь может представить необходимые бумаги. На основании этого уведомления руководитель (его заместитель) отделения или филиала отделения фонда вправе в течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления продлить сроки представления документов или же отказать в продлении сроков. Об этом выносится отдельное решение. Хочу подчеркнуть, что продление сроков является правом, а не обязанностью руководителя отделения фонда.

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должны производиться по месту работы застрахованного лица. Но как быть в ситуации, когда специалист работает в нескольких компаниях? На какой максимальный размер пособия в таком случае он может рассчитывать?

Если застрахованное лицо работает в нескольких местах, пособие по временной нетрудоспособности назначает и выплачивает ему каждый работодатель . При этом его сумма не может превышать максимального размера пособия по каждому месту работы .

Допустим, что гражданин на условиях внешнего совместительства работает в нескольких организациях. Тогда в случае временной нетрудоспособности ему необходимо одновременно выдавать несколько больничных листков для предъявления по каждому месту работы. Аналогичного мнения придерживаются и в Минздравсоцразвития России . При этом медицинские учреждения обязаны на лицевой стороне листка нетрудоспособности старого образца (в верхнем правом углу), предъявляемого по основному месту работы, делать запись "Основной". На листке, выдаваемом для предъявления по месту работы по совместительству, должна быть сделана запись "Внешнее совместительство".

К примеру, специалист работает в 2 фирмах в местности, где нет районных коэффициентов. Он проболел полный календарный месяц. Предположим, сумма пособия, исчисленная исходя из фактического среднего заработка и страхового стажа сотрудника по первому месту работы, составляет 22 000 рублей, а по второму — 12 000 рублей. Тогда назначенное пособие составит в общей сложности 29 250 рублей, в том числе по первому месту работы 17 250 рублей (максимальный размер, установленный на 2008 г.) и по второму месту работы — 12 000 рублей.

К сожалению, довольно часто лечебно-профилактические учреждения, выдающие листки нетрудоспособности, допускают небрежность при их заполнении. Если во время проверки эти погрешности будут расценены как нарушение порядка выдачи больничного, то есть ли у компании шанс, что понесенные ею расходы фонд все-таки зачтет?

Действительно, на практике медучреждения зачастую выдают неверно оформленные листки нетрудоспособности. Поэтому перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам специалисты соцстраха должны обращать внимание на заполнение реквизитов больничного листка как финансового документа. На нем должны быть разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации. А при выдаче листка нетрудоспособности врачом, занимающимся частной медицинской практикой, в этом документе указывают его фамилию и номер лицензии на право осуществления экспертизы временной нетрудоспособности. Исправления или зачеркнутый текст в больничном листка подтверждаются записью "Исправленному верить", подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. В листок нетрудоспособности нельзя вносить более 2 исправлений. Кроме того, проверяющие также будут смотреть, нет ли в таких документах нарушений Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности .

При наличии вышеуказанных нарушений отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки выберет один из 3 вариантов:

  • предоставит возможность устранить нарушение;
  • примет решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки;
  • примет меры к ЛПУ, выдавшему больничный листок с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите, какие документы во время проведения проверки будут рассматриваться в качестве основания для предоставления отпуска по беременности и родам женщине, усыновившей ребенка?

Работникам, усыновившим ребенка, положен отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения . По желанию работника, усыновившего ребенка (детей), ему предоставляют отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) 3 лет. При этом женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо такого отпуска полагается отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, утвержден Правительством РФ .

Ревизоры обязательно проверят в бухгалтерии страхователя наличие:

  • приказа о предоставлении работнику отпуска на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при усыновлении 2 и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения;
  • заявления о предоставлении отпуска с указанием в нем вида отпуска и его продолжительности;
  • копии решения суда об усыновлении ребенка (детей);
  • копии свидетельства о рождении ребенка (детей);
  • справки с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.

Требование об уплате недоимки должно быть исполнено в течение 10 календарных дней

Указан ли в новой "травматической" методичке конкретный срок для добровольной уплаты недоимки по взносам от несчастных случаев?

Да, такой срок определен в одном из постановлений ФСС России .

Провинившейся компании направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Основание — решение о привлечении к ответственности, вынесенное руководителем отделения (филиала отделения) фонда по результатам проверки.

Срок, в течение которого следует уплатить недоимку по страховым взносам, пени и штрафы, определяется отделением (филиалом отделения) фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в самом требовании. Если же требование об уплате в установленный срок не исполнено, отделение (филиал отделения) ФСС России взыщет недоимку по страховым взносам, а также пени и штраф в принудительном порядке.

А изменилось ли что-то в порядке и сроках принудительного взыскания?

Как и раньше, взыскание недоимки, пеней и штрафов производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда в принудительном порядке. В банк, в котором открыты счета страхователя, направляются поручения на списание и перечисление на счет отделения (филиала отделения) соцстраха необходимых денежных средств со счетов компании.

Решение о взыскании принимают после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев (по старым методичкам срок составлял 60 дней) после истечения указанного срока. Это решение должно быть доведено до страхователя в течение 6 дней (по старым методичкам срок — 5 дней) после его вынесения.

Решение о взыскании, принятое по истечении установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение (филиал отделения) фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Заявление можно подать в суд в течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Обратите внимание: в новых методических указаниях появилось важное положение. Допустим, вручить фирме решение о взыскании под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, невозможно. Тогда это решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления данного письма.

Отмечу, что увеличен срок для направления в банк, в котором открыты счета страхователя, поручения на списание. По новым методическим указаниям данный срок — один месяц (по старой методичке он составлял 10 дней) со дня принятия решения о взыскании.

Также изменились некоторые сроки при взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет иного имущества страхователя. Речь идет о ситуации, когда денежных средств на счетах организации недостаточно либо они отсутствуют. Или же отсутствует информация о счетах компании.

Новые методические указания (так же как и старые) закрепляют, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества страхователя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) фонда. В течение 3 дней с момента вынесения такого решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление. Это делается в порядке, предусмотренном законодательством .

Решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате

Учтите, что вышеуказанное решение о взыскании принимается в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Раньше срок предъявления к исполнению постановления отделения (филиала отделения) фонда о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя был равен 6 месяцам. Он отсчитывался со дня возвращения банком или кредитной организацией инкассового поручения (распоряжения) отделения (филиала отделения) соцстраха с отметкой о полном или частичном неисполнении взыскания.

В методичке по травматизму в части порядка взыскания недоимки за счет имущества фирмы содержится прямая отсылка к статьям 45—47 Налогового кодекса. В предыдущем варианте методических указаний подобной нормы не было. Прокомментируйте, пожалуйста, суть данного нововведения.

Компания несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей по своевременной:

При этом соцстрах привлекает фирму к ответственности в таком же порядке, что и за налоговые правонарушения. Так что вполне логично было указать в новой методичке по травматизму конкретные нормы Налогового кодекса.

В каком порядке следует вносить изменения в отчетность "по травме", если компания обнаружила те или иные ошибки? Есть 2 варианта. Первый — изменения вносятся в уже сданную отчетность (т. е. в фонд представляют "уточненку"). Второй — ошибка исправляется в текущем периоде. Какой из этих вариантов правильный?

При выявлении ошибок в отчетности, представленной в фонд, исправления в расчетную ведомость по средствам ФСС России вносят в том же порядке, что и в налоговые декларации.

Предположим, компания обнаружила в направленной в соцстрах расчетной ведомости неотражение или неполное отражение сведений или же ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате. Тогда фирма обязана внести изменения именно в эту ведомость.

Отмечу, что, даже если ошибки в поданной расчетной ведомости не были выявлены страхователем самостоятельно, ему дается возможность эти недочеты устранить. Допустим, камеральной проверкой обнаружены ошибки в заполнении отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. В таком случае об этом не позднее 3 рабочих дней сообщается страхователю. От него требуется внести в течение 5 дней соответствующие исправления в отчетность .

Если изменения в отчетность были внесены, их заносят в базу данных отделений (филиалов отделений) фонда для формирования сводного финансового отчета:

  • данного отчетного периода (если исправления внесены в пределах установленного срока представления отчетности);
  • следующего отчетного периода (если исправления внесены по истечении установленного срока представления отчетности).

Теперь допустим, что страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок. Если есть основания полагать, что это фирма допустила нарушения, за которые предусмотрена ответственность, ее рекомендуется включить в план документальных выездных проверок.

Выявив нарушения, проверяющие составят не докладную записку, а акт

Согласно новой камеральной методичке проверяющие, выявив нарушения, будут составлять не докладную записку, а акт. В чем принципиальная разница между этими документами?

Различия между этими 2 документами принципиальные и имеют огромное значение. Докладная записка, по сути, является внутренним документом отделения (филиала отделения) фонда. Требование ознакомить с ней страхователя, допустившего выявленные нарушения, старыми методическими указаниями не предусматривалось.

В новой же методичке регламентированы следующие действия ревизоров при выявлении по результатам камеральной проверки допущенных компанией нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного соцстрахования. В таком случае лицо, которое проводило проверку, составляет акт по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Этот акт должны подписать как проверяющие лица, так и страхователь.

Затем акт камеральной проверки должен быть вручен страхователю или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если организация или ее представитель уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражают в акте камеральной проверки. Тогда акт направляют по почте заказным письмом по месту нахождения фирмы (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В таком случае датой вручения этого документа считается 6-й день, начиная с даты отправки заказного письма.

Таким образом, введение процедуры составления акта направлено на защиту при проведении камеральной проверки интересов самих компаний.

Дмитрий Геннадьевич, благодарим Вас за обстоятельные ответы.

Беседу провела Т.Н. Телушкина,
эксперт журнала

Правительство Англии, заботясь о пищевом рационе женщины во время беременности, предлагает ввести систему пособий для будущих мам.
Власти планируют, что начиная с апреля 2009 года женщины, которые находятся на 29-й неделе беременности, смогут получить 200 фунтов стерлингов на свой банковский счет. Эти выплаты должны позволить будущим мамам покупать себе так называемую здоровую пищу. Несомненно, предложение правительства вызвало положительную реакцию общества. Однако некоторые эксперты все-таки сомневаются в его эффективности. Скептики ссылаются на то, что проконтролировать, куда женщина фактически потратила полученное пособие, будет невозможно. К ним присоединяются и врачи, которые отмечают, что питаться нормально женщина должна на протяжении всей беременности, а не только после 29-й недели.
Нужно отметить, что существующее на сегодняшний день в Англии пособие будущим мамам не слишком велико. Так, сумму в 500 фунтов могут получить только женщины из малообеспеченных слоев общества.
Вместе с тем британская система пособий для матерей-одиночек, по мнению некоторых экспертов, либеральна настолько, что способствует росту числа одиноких матерей. Действительно, размер такого пособия практически не отличается от среднего дохода британской работающей семьи. А в это время количество подростковых беременностей в Англии в последние годы стремительно растет. Страна уже вышла на первое место в мире по данному показателю. При этом матери несовершеннолетних ругают систему британского образования, а чиновники — чересчур развитую систему соцобеспечения.

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Проверка возмещен ия пособий ФСС

Работодатель вправе получить из бюджета ФСС денежные средства на покрытие своих расходов, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности сотрудника. Но в случае если страховые взносы уплачены им в меньшем размере в силу закона, это может послужить основанием для проверки со стороны ФСС.

Вопросы возмещения ФСС страхователю выплаченного им застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности (ВН) регулируются законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В число этих нормативных актов входят Закон № 255-ФЗ , Закон № 165-ФЗ (основы ОСС), Закон № 212-ФЗ (страховые взносы), а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты (ч. 1 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ).

При этом страхователи могут испытывать трудности в толковании норм вышеуказанных федеральных законов, т.к. некоторые процедурные вопросы регулируются одновременно Законом № 255-ФЗ и Законом № 212-ФЗ , а также нормативными актами Правительства РФ и ФСС РФ, иногда дополняя друг друга, иногда создавая разночтения.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Ниже приведен порядок и условия возмещения страхователю выплаченного пособия по ВН работников (см. схему 1 на стр. 68).

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ регулируется ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ , при этом следует учитывать следующее:

  • если начисленных взносов недостаточно для выплаты обес-печения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
  • территориальный орган страховщика выделяет необходимые средства на выплату обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев проведения проверки правильности и обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения;
  • проверка может быть камеральной или выездной и проводится в порядке, установленном ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ . В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проверки;
  • перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
  • в случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Эта новелла введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ , действует с 04.08.2013, автору неизвестны случаи отказа в выделении страхователю возмещения по этому основанию;
  • в случае отказа в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня его вынесения;
  • решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано в вышестоящий орган страховщика или в суд.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сокращенный перечень документов, которые должны быть представлены работодателем в ТО ФСС РФ для принятия им решения о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (т. н. больничных), утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н только для определенных категорий плательщиков страховых взносов (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Другими словами, прежде всего необходимо, чтобы у страхователя были основания для исчисления, начисления и выплаты самого пособия по ВН:

  • известен и исчислен страховой стаж работника;
  • исчислен средний заработок в целях выплаты страхового обеспечения.

Далее страхователь определяет, что именно ему необходимо от ФСС: принятие расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов или возмещение понесенных расходов. Рассматриваются порядок и условия возмещения понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Право ФСС РФ проводить проверки подтверждается п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ , ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ , ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ , п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ, ст. 33 Закона № 212-ФЗ. Обязанность ФСС РФ проводить проверки подтверждается пп.пп. 4–6 ч. 2 ст. 11 Закона № 165-ФЗ.

Следующий этап: подача обращения в ТО ФСС РФ. При этом спорными могут быть вопросы, касающиеся перечня и объема документов, которые истребуются органом контроля.

Далее следует проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов и правильности расходов страхователя на выплату пособия по ВН (камеральная или выездная), по результатам которой может быть принято положительное решение либо вынесен отказ (см. схему 2).

По общему правилу выделение (выплата, перечисление, возмещение) хозяйствующим субъектам бюджетных денежных средств без проведения проверки подтверждающих документов не производится.

Камеральная проверка

Камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за определенный период в связи с обращением страхователя проводится ТО ФСС в соответствии с требованиями постановления ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 (далее по тексту – Указания № 110), которые отличаются от требований ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если решение, принятое территориальным отделением ФСС, не устраивает страхователя, то он вправе его обжаловать.

Противоречия в данном случае нет, т.к. Закон № 255-ФЗ и Закон № 212-ФЗ регулируют общие вопросы проведения проверок, в то время как Указания № 110 регламентируют в том числе порядок и условия возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, результатов камеральной проверки нужно помнить, что аргументы следует располагать «сверху вниз», т.е. от Закона № 255-ФЗ к постановлению ФСС.

По общему правилу для начала проведения камеральной проверки специального решения руководителя органа контроля не требуется. Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в обязательном порядке (абз. 2 п. 3 Указаний № 110) в течение 10 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов (п. 6 Указаний № 110).

Основанием для проведения камеральной проверки является поступление от страхователя заявления о возмещении расходов по выплате застрахованному лицу (лицам) пособия по временной нетрудоспособности (название заявления может быть иным, рекомендованный образец смотрите на сайте ТО ФСС своего региона). Одновременно с заявлением страхователь представляет расчет по форме-4 ФСС за соответствующий период и копию листка нетрудоспособности с произведенным расчетом пособия. Другие подтверждающие документы представляются на основании требования органа контроля в установленный срок (см. схему 4 на стр. 72).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Возмещение пособия по ВН в восьми субъектах РФ в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 производилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 в рамках так называемого пилотного проекта:
с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
с 01 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В соответствии с п. 9 Указаний № 110 при проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам ФСС, копиями платежных документов, подтверждающими уплату соответствующих платежей в ФСС, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования средств на цели обязательного социального страхования (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

В соответствии с п. 11 Указаний № 10 если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность. Данное требование основано на ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок при наличии оснований считать, что им допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность, такие случаи рекомендуются для включения компании в план документальных выездных проверок.

По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, при представлении всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства РФ в части расходования средств Фонд ФСС выделяет средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке (п. 36 Указаний № 110).

Истребование и представление документов

Вопрос о том, может ли страхователь при проведении камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ссылаться на п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (ред. от 13.06.2013) «Об утверждении перечня документов…», считается спорным.

О том, что перечень документов должен обязательно существовать, гласит п. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ .

ВАЖНО В РАБОТЕ

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда (абз. 15 п. 8 Указаний № 110). Это означает, что территориальный орган ФСС вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения камеральной проверки. Следовательно, заимствованный опыт не может быть использован страхователем в своей работе в полном объеме.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н издан в соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ . В то же время п. 3 приказа указывает на то, что данный перечень применяется определенными категориями страхователей (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ). Поэтому орган контроля при проведении камеральной проверки кроме заявления, формы-4 ФСС и копии листка нетрудоспособности вправе затребовать и проверить другие документы. Для того чтобы определить перечень этих документов, нужно обратиться к законодательству РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Законом № 212-ФЗ и(или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны вести учет начислений взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
  • в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы;
  • в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой взносов в ФСС, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
  • в соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения об остатках и недостаточности денежных средств на счетах в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика, в соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ (новелла, пункт введен Законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ);
  • в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с начислением, уплатой взносов и расходами на выплату страхового обес-печения застрахованным лицам.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права и абз. 15 п. 8 Указаний, должностные лица ФСС вправе затребовать у страхователя любые документы, которые, по их мнению, им необходимы для проверки и принятия решения.

Однако это не так. Затребовать можно не любые документы страхователя, а только те, которые подтверждают расходы в отношении застрахованных работников. Таковыми документами являются:

  • листок нетрудоспособности, оформленный надлежащим образом;
  • трудовая книжка установленного образца либо трудовые договоры, подтверждающие страховой стаж;
  • справка-расчет по заработной плате (название документа может быть другим), подтверждающая правильность исчисления пособия по ВН.

Иногда претензии можно снять за считанные минуты, обратившись в вышестоящий орган контроля по телефону за разъяснениями. Вопросы должны быть простыми: например, вопрос «Может ли быть принята справка давностью 3 месяца?» – подразумевается ответ либо «да», либо «нет». Но такой вариант невозможен, если требуется разъяснение по тексту конкретного документа касательно правильности его оформления (например, листка нетрудоспособности).

В случае неразрешенных противоречий между страхователем и органом контроля можно использовать судебную практику, например постановление ФАС ДВО от 30.07.2013 № Ф03-2963/13 , в котором суд дал оценку перечню документов, запрошенных у страхователя для проведения камеральной проверки, и разъяснил, какие документы имеют отношение к предмету проверки, а какие – нет.

mob_info