И сроков осуществления капитальных вложений. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения. Контроль за исполнением перечня объектов капитальных вложений

Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены следующие определения:

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

Таким образом, под инвестиционной деятельностью в широком смысле понимается любое вложение денежных средств или передача имущества на бартерной основе, осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности.

В международной практике все инвестиции разделяют на чистые (капитальные) и трансфертные (текущие).

В отечественной практике под инвестициями принято прежде всего понимать долгосрочные капитальные вложения, осуществляемые для достижения следующих целей:

обеспечения расширенного воспроизводства или возобновления внеоборотных активов, используемых при осуществлении текущей предпринимательской деятельности;

получение прибыли от направления временно свободных денежных средств на участие в уставных капиталах других организаций и ценных бумаг или передача временно неиспользуемого имущества (прежде всего объектов основных средств и объектов нематериальных активов) в аренду (временное владение или пользование другими участниками предпринимательской деятельности.

Так как вопросы использования денежных средств и других активов в текущей деятельности организации подробно рассмотрены в других главах учебника, в данной главе изучаются только инвестиции, осуществляемые в виде капитальных вложений.

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,

инвентаря, проектно - изыскательские работы и другие затраты;

Необходимым условием для осуществления капитальных вложений является наличие инвестиционного проекта - обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план);

Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества. Законодательством России запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам

(нормам и правилам).

Субъектами инвестиционной деятельности , осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие);

заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) организаций предприятий в установленном порядке;

инвестиционных ассигнований из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

иностранных инвестиций.

Таким образом, все источники финансирования инвестиций можно разделить на две большие группы: собственные и привлеченные.

Собственные источники финансирования представляют собой:

первоначальные вклады в уставный капитал организации при ее создании, дополнительные взносы учредителей и участников при расширении производства (осуществляемые в том числе и посредством дополнительной эмиссии акций акционерных обществ);

активы, полученные в процессе осуществления коммерческой деятельности организации. Стоимость таких активов складывается из денежных средств и имущества, приобретенного за счет прибыли организации, а также амортизации амортизируемого имущества. Следует иметь в виду, что на практике прибыль и амортизация представляют собой не активы, а источники их приобретения или временно свободные денежные средства, полученные в виде прибыли или выручки от реализации продукции (работ, услуг) - в части амортизационных отчислений.

Привлекательность финансирования инвестиционной деятельности за счет собственных средств обусловлена отсутствием дополнительных выплат (процентов за пользование заемными средствами, комиссионные и иные аналогичные платежи и т.п.). Фактором, ограничивающим использование только собственных средств, является необходимость аккумулирования существенных сумм денежных средств (или стоимости иного имущества) до начала осуществления инвестиционных проектов. Кроме того, в некоторых случаях использование привлеченных средств может оказаться более эффективным, нежели использование собственных. Это подтверждается соответствующими расчетами. На уровне укрупненных показателей это относится к случаю, когда формально организация располагает необходимой прибылью и амортизацией, но они представлены низколиквидными активами, использование которых непосредственно в инвестиционном процессе невозможно или затруднено.

Привлеченные (заемные) средства это:

кредиты банков и иных кредитных учреждений, выдаваемых организации на условиях возвратности и срочности;

займы других организаций (небанковских), выдаваемых на тех же условиях;

кредиты, предоставляемые организациям бюджетами всех уровней и внебюдежтными фондами;

безвозмездные ссуды, предоставляемые государственными и муниципальными органами, а также органами отраслевого и ведомственного управления;

целевые взносы юридических и физических лиц на выполнение соответствующих мероприятий, предоставляемые как на безвозмездной (спонсорство), так и на возмездной основе. В последнем случае возмещение взносов может быть осуществлено передачей имущества в натуре (например, при строительстве жилых зданий, финансируемых частично за счет целевых взносов физических лиц, вкладчики по окончании строительства получают в собственность квартиры или иные жилые помещения).

Данные об инвестициях в сельском хозяйстве в последние годы приведены в таблице:

Показатели капитального строительства в отраслях агропромышленного комплекса
(в действовавших ценах соответствующих лет)
единицы 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2000г. в %
измерения к 1999г.
Инвестиции в основной капитал млрд.руб. 31045,0 25,1 54,8 63,5 85*
Средства федерального бюджета млрд.руб. 2799,6 0,9 1,6 2,5 112*
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты млрд.руб. 3679,4 1,4 1,8 2,7 114*
Собственные средства предприятий и организаций млрд.руб. 19614,5 18,0 32,7 42,6 96*
Ввод сельскохозяйственных мощностей
- помещения для КРС тыс.ск.мест 46,8 46,7 58,1 102,8 176,9
- помещения для свиней тыс.ск.мест 49,2 30,9 43,2 30,2 69,9
- помещения для овец тыс.ск.мест 35,9 7,0 11,8 9,6 81,4
- помещения для птицы тыс.пт.мест 221,2 261,5 562,0 392,6 69,9
- овощекартофелехранилища тыс.тонн 15,8 18,0 30,1 26,8 89,0
- зернохранилища тыс.тонн 361,0 192,8 187,8 254,4 135,5
- сенохранилища тыс.тонн 8,6 6,7 3,9 13,6 352,7
- силосно-сенаж.сооружения тыс.куб.м 36,4 30,5 61,7 34,0 55,1
*) - проценты выполнения по капитальным вложениям определены с учетом пересчета факта 2000 года в цены 1999 года
с коэффициентом - 1.359. Указанный индекс по капитальным вложениям учитывает только удорожание стоимости
производимого отечественного оборудования, при этом удорожание стоимости импортного оборудования не
учитывается

Наиболее распространенной формой участия государства в агропромышленном комплексе в настоящее время стало обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

Предусматриваемые в федеральном бюджете ассигнования, направляемые на формирование лизингового фонда для обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе лизинга, составляют средства федерального лизингового фонда. Возвращаемые федеральному бюджету средства по лизинговым операциям используются для осуществления лизинговых операций в агропромышленном комплексе.

Распоряжение средствами федерального лизингового фонда осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с правилами использования средств федерального бюджета, направляемых на лизинговые операции, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.

Средства федерального лизингового фонда, предназначенные для крестьянских (фермерских) хозяйств, выделяются отдельной строкой.

Часть средств указанного фонда может направляться для образования региональных лизинговых фондов, формируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Средства федерального лизингового фонда могут быть использованы для приобретения запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально - технических ресурсов сезонного спроса.

Средства федерального лизингового фонда предоставляются компаниям, осуществляющим лизинговую деятельность, на возвратной основе.

Заемщиками средств лизингового фонда могут быть организации, осуществляющие операции по поставке машиностроительной продукции и племенного скота на основе лизинга, имеющие соответствующую лицензию и привлекающие кроме бюджетных средств банковские кредиты, собственные и другие средства.

Организации, получающие право на осуществление лизинговых операций по поставке агропромышленному комплексу машиностроительной продукции и племенного скота с использованием средств федерального лизингового фонда, определяются на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса на право осуществления лизинговых операций определяется Министерством экономики Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Номенклатура машиностроительной продукции, запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально-технических ресурсов сезонного спроса, племенной скот, получаемые на условиях лизинга с использованием средств федерального бюджета, а также перечень продукции, по которой цены подлежат согласованию сторонами при заключении договоров, определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Целью инвестиций является получение прибыли и достижение положительного социального эффекта. При формировании инвестиционной политики предприятие отбирает по выбранным критериям приоритетные, прежде всего, инновационные проекты. Отправной точкой выступают потребности рынка и инвестиционные возможности предприятия. Для реализации инвестиционного проекта нужны проектно-сметная документация, наличие энергетических, сырьевых и других материальных ресурсов, земельный участок, финансовые средства, договор с подрядной организацией.

Обязательным являются экспертиза проекта, анализ финансового риска и эффективности.

При решении вопроса о возможности вложения средств инвестор всесторонне изучает все аспекты инвестиционного процесса привлекательность проекта, надежность партнеров, наличие гарантий правительства, банков, местной администрации, страхование рисков и т.д. Если организация не намерена делиться прибылью, то должна обходиться собственным капиталом. В проекты с большим риском, но приносящие высокие доходы, вкладывается венчурный капитал. Проект может быть реализован в рамках организации, консорциума, вхождением в инвестиционную компанию, финансово-промышленную группу.

Эффективность инвестиций определяется соотношением приростов показателей за определенный период. Общую (абсолютную) эффективность составляет прирост продукта в расчете на суммарные инвестиции за то же время (или прирост дохода в расчете на производственные инвестиции).

Следует также учитывать как изменятся важнейшие показатели производства после осуществления вложений: издержки, прибыль, фондоотдача, производительность труда, материалоемкость и др.

Норма прибыли (отношение чистой прибыли за период к общему объему инвестиций), определяется после освоения мощностей;

Срок окупаемости (период работы проекта на себя), при этом прибыль и амортизация засчитываются как возврат инвестированного капитала, если остаток не превращается в ноль, то срок окупаемости будет больше срока жизни проекта.

Можно инвестировать, если ожидаемые доходы окажутся больше затрат на вложения. А предпочтение отдается проектам, имеющим:

Доходность не ниже ставки депозита надежного банка;

Наименьший срок окупаемости;

Наибольшую разницу между доходами и расходами;

Максимальную прибыльность.

Показатели эффективности инвестиций должны быть скорректированы на снижение ценности денег по мере отдаления операций, связанных с их расходованием и получением, т.е. приведены в сопоставимый масштаб цен (учет инфляции).

При наличии прогноза инфляции (такой прогноз могут разработать лишь органы, контролирующие доходы и расходы бюджета) оценка инвестиционного проекта проводится в двух вариантах: в действующих оптовых отпускных ценах; в расчетных ценах. В качестве коэффициента дисконтирования можно использовать средневзвешенную стоимость постоянного капитала, определяемую на основании величины дивидендных и процентных выплат.

При отсутствии прогноза инфляции можно нейтрализовать ее влияние на выбор проекта с помощью использования натуральных нормативов (по расходам материалов и др.), т.е. обходиться без показателей абсолютной инфляции.

Далее приводится последовательность расчета экономической эффективности. При этом предполагается, что инвестиции, осуществленные в виде капитальных вложений, направлены, прежде всего на приобретение новой техники или создание новой технологии.

1. Характеристика, назначение и условия эксплуатации новой техники или технологии.

2. Обоснование базового варианта и условий сопоставимости базовой и новой техники или технологии.

В качестве базового варианта принимается техника или технология, действовавшая ранее или продолжающая функционировать на данном предприятии, имеющая то же функциональное назначение в производственном

процессе и предназначенная для использования в аналогичных условиях, что и внедряемая.

При наличии нескольких видов аналогичной заменяемой техники или технологии сравнение производится с наиболее эффективным видом, а при отсутствии какой-либо заменяемой техники - с ручным трудом.

Сопоставимость должна быть обеспечена по:

Объемам работ;:

По составу и срокам получения готовой продукции;

Условиям эксплуатации техники или организационному обеспечению базовой и новой технологии;

Качественным параметрам машин и продукции;

Методам определения стоимостных показателей;

Тарифным ставкам, нормам отчислений, тарифам на энергию, реализационным ценам.

Приведение вариантов в сопоставимый вид по количеству выпускаемой продукции заключается в расчете величин капитальных вложений и себестоимости при условии равного для всех вариантов годового выпуска продукции сопоставимого качества.

Объекты, отличающиеся составом продукции, приводятся в сопоставимый вид путем исключения из данного варианта тех производств (работ), которых нет в других вариантах, или, наоборот, включения недостающих.

Варианты, отличающиеся качеством продукции являются технологически несопоставимыми. Их приведение в экономически сопоставимый вид производится путем определения взаимозаменяемого количества продукции в сопоставимых по качеству единицах и соответствующей корректировке капиталовложений и себестоимости. Сопоставимыми по качеству единицами могут выступать коэффициенты сортности материалов (если мероприятие приводит к изменению качества продукции) или денежные единицы

Сопоставимость по времени предусматривает приведение их к одному расчетному году. Это приведение необходимо рассчитывать, если капитальные вложения осуществляются в течение нескольких лет или изменяются по годам результаты производства и эксплуатационные затраты.

Смысл приведения разновременных капитальных вложений к затратам расчетного года состоит в том, что более поздние вложения, оставаясь какое-то время свободными, могут принести определенный доход.

Приведение капитальных и текущих затрат, а также результатов производства, к одному моменту времени - началу расчетного года - выполняется путем корректировки через коэффициент приведения. Этот коэффициент определяется для каждого конкретного года по формуле:

Е п = (1 + Е нп) т,

где Е нп - коэффициент дисконтирования. Как отмечалось выше, в качестве коэффициента дисконтирования можно использовать средневзвешенную стоимость постоянного капитала, определяемую на основании величины дивидендных и процентных выплат

т - число лет, отделяющее конкретный приводимый год от расчетного года.

Прошлые затраты и результаты, имевшие место до начала расчетного года, умножаются на коэффициенты приведения конкретных лет, а будущие после начала расчетного года - делятся на эти коэффициенты.

В качестве расчетного года принимается первый год после окончания сроков планового или нормативного освоения новой техники или технологии.

Подобное приведение используется только в расчетах экономической эффективности и не может служить основанием для изменения смет на капитальное строительство и других плановых показателей.

3. Обоснование или расчет сменной и годовой производительности базовой и новой техники.

4. Расчет капитальных вложений, включая сопутствующие капитальные вложения и производственные расходы по базовой и новой технике. При внедрении организационных мероприятий капитальные вложения отсутствуют

Капитальные вложения, выступающие в качестве расчетного показателя для обоснования эффективности новой техники и суммы капитальных вложений, включают в себя все затраты, связанные с созданием основных и оборотных фондов в процессе приобретения и эксплуатации базовой и новой техники. Эти затраты охватывают все единовременные затраты независимо от источника финансирования - централизованные капитальные ассигнования, фонд развития производства, кредиты банка, амортизационные отчисления. Рекомендуется пользоваться следующей формулой:

К = Кц + Кд + Км + Кс + Коб + Кна + Коп,

где К - размер капитальных вложений;

Кц - цена приобретения

Кд - затраты по доставке техники

Км - затраты на монтаж

Кс - сопутствующие капитальные и эксплуатационные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации техники;

Коб - затраты на увеличение размера оборотных средств (при определенных условиях данный элемент может принимать отрицательные значения, то есть происходит высвобождение нормируемых оборотных средств)

Кна - недоамортизированая часть стоимости списанных основных производственных средств за минусом ликвидационной стоимости;

Коп - затраты на мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

В некоторых случаях целесообразно учитывать в величине капитальных вложений убыток (+) или прибыль (-) от производства и реализации продукции в период освоения новой техники, предшествовавшей расчетному году.

5. Расчет эксплуатационных затрат по базовой и новой технике или технологии.

Эксплуатационные затраты (себестоимость) продукции могут быть представлены в виде себестоимости единицы продукции или себестоимости годового выпуска продукции. Для сопоставления себестоимости по базовому и новому варианту рекомендуется провести сопоставление по каждому элементу и статье затрат и оформить результаты расчетов в виде таблицы.

6. Расчет основных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Эффективность капитальных вложений устанавливается на каждом этапе проектирования и внедрения нового объекта, хозяйственного или технического решения, то есть при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) заданий на проектирование, изготовлении и испытании образцов, освоении объектов.

В зависимости от целевого назначения и области применения могут быть рассчитаны два вида экономической эффективности - общая и сравнительная.

Общая эффективность капитальных вложений рассчитывается:

При разработке планов развития предприятий (техпромфинплана, перспективного плана, бизнес-плана);

При разработке отдельных проблем развития и размещения производства;

При оценке выполнения планов капитального строительства.

Показатель общей эффективности характеризует отношение прибыли к капитальным вложениям и выступает в виде коэффициентов.

В процессе планирования капитальных вложений определяется коэффициент экономической эффективности прироста прибыли :

Е пп = DП: К,

где DП - прирост прибыли в планируемом периоде (не обязательно 1 год) для новых объектов - вся сумма получаемой прибыли, для реконструкции - ее прирост.

По планово-убыточным предприятиям вместо DП применяется показатель DС, характеризующий снижение себестоимости.

При расчете общей эффективности капитальных вложений определяются также сроки окупаемости капитальных вложений по формулам:

При планировании капитальных вложений:

Т ок = К: DП (лет)

По планово-убыточному производству:

Т ок = К: DС

Для целей анализа и учета влияния важнейших факторов на эффективность капитальных вложений используются дополнительные показатели: производительность

труда, фондоотдача, материалоемкость и т.п.

При досрочном вводе объектов в эксплуатацию рассчитывается единовременный реальный эффект в размере дополнительной прибыли.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении вариантов:

Хозяйственных и технических решений;

Размещения предприятий и цехов;

По выбору взаимозаменемой продукции;

По внедрению новых видов техники;

При строительстве и реконструкции предприятий

При определении эффективности вариантов капитальных вложений сначала рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, а затем общая, поскольку их показатели не противоречат, а дополняют друг друга. Суть сравнительной эффективности заключается в экономическом сравнении двух и более вариантов капитальных вложений между собой или в сопоставлении с базовым вариантом. Определение наиболее экономичного варианта проводится по минимуму приведенных затрат, рассчитываемых по каждому варианту. Приведенные затраты представляют собой приведенные к одному показателю себестоимость и часть капитальных вложений в размере нормативной прибыли:

З = С + Е н х К

где С - себестоимость продукции;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений принимается в размере 0.12-0.15;

К - общие капитальные вложения в производственные фонды.

Показатели З, С, и К могут применяться как в полной сумме ко всему объему продукции, так и в виде удельных величин на единицу продукции.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой показатель, обратный нормативному сроку окупаемости - 8 лет при 0,12 и 7 - при 0,15. При более длительных сроках окупаемости капитальные вложения считаются неэффективными вне зависимости от уровня других показателей.

В некоторых изданиях при характеристике данного показателя приводится схема расчета, учитывающего инфляционные процессы и, связанные с ними колебания в уровне цен на материально-производственные запасы и объектов основных средств, используемые при осуществлении капитальных вложений. По нашему мнению, этого делать не следует, так как, во-первых, уровень инфляции на достаточно большом временном отрезке (а в случаях с капитальными вложениями речь идет о 5-8 годах) рассчитать практически невозможно. Однако основная причина, по которой следует отказаться от такой корректировки, заключается в другом - уровень инфляции, как правило не поражает какую-то одну отрасль или вид деятельности, а характерен для всего народного хозяйства. Это значит, что уровень цен на сельскохозяйственную продукцию буде расти примерно такими же темпами, как и на материально-производственные запасы и внеоборотные активы, приобретаемые при осуществлении капитальных вложений. Диспаритет цен, характерный для определенных периодов (причем, не в пользу сельскохозяйственного производства) на большом временном плече нивелируется.

Если при сравнении двух вариантов при одинаковом объеме производства выполняются неравенства:

К 1 >= К 2 и С 1 >= С 2 ,

то более эффективным является второй вариант. В случае полного равенства необходимо рассчитывать приведенные затраты.

Если в результате капитальных вложений изменяется размер прибыли, то сравнительная эффективность может определяться через коэффициент рентабельности капитальных вложений:

причем, капитальных вложений здесь берутся в размере новых вложений, а прирост прибыли - как сумма годовой экономии от снижения себестоимости и прироста прибыли. Полученный коэффициент сопоставляется с показателем рентабельности по предприятию в базовом варианте.

Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой техники выступают:

1.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии:

Э = (З 1 - З 2) х А 2 + С к,

где З 1 и З 2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно;

А 2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах;

С к - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель С к определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:

С к = (Ц 2 - Ц 1) х А 2 ,

где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

2. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Рост производительности труда определяется по формуле:

где Н 2 и Н 1 сменная или годовая выработка после и до внедрения соответственно.

Условное высвобождение рабочих является дополнительным показателем эффективности который будет рассмотрен ниже.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

Фактический экономический эффект;

Фактический социально-экономический эффект;

Фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э ф = [(С ф 1 + Е пл х Ф 1) - (С ф 2 + Е пл х Ф 2)] х А ф - Е кр. х Ф кр + С к,

где: С ф 1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения;

Ф 1 и Ф 2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции;

Е пл. - налог на имущество;

А ф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период;

Е кр. - фактический размер платы за банковский кредит;

Ф кр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники.

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э с = Э ф + DС т,

где DС т - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники.

Снижение непроизводительных затрат имеет место в результате устранения (полного или частичного) производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В состав этих затрат должны включаться:

Расходы на лечение пострадавших рабочих;

Выплаты рабочим за время лечения;

Выплаты пособий по инвалидности;

Дополнительные затраты на подготовку квалифицированных рабочих взамен выбывших;

Затраты на санаторно-курортное лечение пострадавших;

Дополнительные расходы в связи с сохранением заработной платы при переводе на более легкую работу и т.п.

Все затраты берутся из бухгалтерской документации.

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

7. Расчет дополнительных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Дополнительные показатели эффективности отражают конкретные особенности техники. Они подразделяются на общие и частные показатели.

Общие показатели используются для оценки эффективности любых средств механизации и автоматизации независимо от их назначения и конструкции: расход электроэнергии, топлива и металла на единицу продукции, удельные показатели веса и мощности на единицу часовой производительности машины, эксплуатационная надежность, срок службы, показатели научной организации труда и другие. Используются также некоторые стоимостные показатели, например, удельные капитальных вложений на 1 час работы машины, цена на 1 т веса сельскохозяйственной продукции, 1 га пашни и т.п..

Наиболее часто применяются следующие общие показатели:

Количество высвобожденных рабочих:

Т 1 Т 2 А 2 А 2

DЧ = (--- - ---) х А 2 или DЧ = (--- - ---) х Д 2 ,

Д 1 Д 2 Н 1 Н 2

где Т 1 и Т 2 - трудоемкость натуральной единицы продукции до и после внедрения;

Д 1 и Д 2 - годовой фонд рабочего времени одного рабочего до и после внедрения;

Н 1 и Н 2 - сменная выработка рабочего в натуральных единицах до и после внедрения.:

Удельная фондоемкость продукции:

Удельная энергонасыщенность:

У э = М д: М

где М д - мощность машины

М - масса машины;

Уровень автоматизации труда:

У а = А а: А,

где А а - объем автоматизированных работ;

Социальные результаты могут характеризоваться следующими показателями:

Высвобождение рабочих с ручных работ (в т.ч. женщин);

Улучшение условий труда;

Улучшение профессиональной структуры рабочих кадров;

| | | | | | 42 | | | | | | | | |

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Развитие материально-технической базы народного хозяйства. Понятие капитальных вложений. Нормативно-правовое регулирование учета и аудита капитальных вложений. Субъекты инвестиционной деятельности. Документальное оформление и учет капитальных вложений.

    дипломная работа , добавлен 19.07.2011

    Особенности понятия, формы и свойства субъектов инвестиционной деятельности. Общая характеристика подрядчиков и пользователей объектов капитальных вложений. Сущность субъектов инвестиционной деятельности и их правовое положение: инвесторы, заказчики.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Понятие капитальных вложений и финансирование инвестиционной деятельности. Основные принципы инвестиционной политики. Внутренние источники и коллективные формы инвестирования. Оценка инвестиционного климата России и обзор программ по его улучшению.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности Российской Федерации. Величина капитальных вложений НПЦ "Стройтех" и оценка экономической эффективности проекта. Разработка графиков возведения зданий и распределения капитальных вложений.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Структура финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по секторам деятельности и источникам финансирования. Проведение и финансирование НИОКР в США и России. Показатели инновационной деятельности в США и России.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2010

    Инвестиционная деятельность предприятия как важная часть его хозяйственной деятельности. Общая характеристика методов оценки эффективности капитальных вложений. Специфика расчета показателей. Особенности процесса дисконтирования капитальных вложений.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Понятие и сущность капитальных вложений, их роль в воспроизводстве основных капиталов. Направления и источники финансирования капитальных вложений. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2012

Департамент инвестиционной политики

Ярославской области

, объёма
и сроков осуществления капитальных вложений

для проведения оценки обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения,
в соответствии с порядком, утвержденным

постановлением Правительства области от 10.12.2008 №636-п «Об оценке обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения»

Ярославль, октябрь 2013 г.

по подготовке обоснования целесообразности , объёма и сроков осуществления капитальных вложений

(для проведения оценки обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 10.12.2008 №636-п)
Цель методических рекомендаций – снижение количества заявок с комплектами документов, подготовленных ненадлежащим образом, для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет обоснованности и эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения (в рамках порядка, установленного постановления Правительства области от 10.12.2008 г. №636-п), повышение качества и эффективности подготовки обоснований целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, представляемых для проведения оценки инвестиционных проектов.

Подготовка необходимых для проведения проверки документов осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области , инициирующими финансирование инвестиционного проекта за счёт средств областного бюджета.

Сложившаяся негативная практика.

Органы исполнительной власти области зачастую не принимают участия в подготовке обоснования целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений и в его дальнейшей доработке (после рассмотрения департаментом инвестиционной политики), перекладывая данные функции на исполнителей органов местного самоуправления. Данное обстоятельство препятствует выработке общего отраслевого подхода к подготовке документов для оценки, снижает качество представляемых для проверки сведений, что затрудняет проведение оценки и выдачи заключения по ее результатам.

Отраслевые департаменты должны более активно участвовать в процессе подготовки комплекта документов для проведения оценки совместно с органами местного самоуправления, вести разъяснительную работу с исполнителями из органов местного самоуправления.

Отраслевым департаментам целесообразно выработать общие принципы, подходы и рекомендации (комплекс целей, показателей результатов, основные связи с целями и приоритетами, определенными положениями программно-плановых документов области или, возможно, шаблоны обоснований) к подготовке обоснований с учетом специфики курируемых ими отраслей и сфер деятельности. Это позволит сократить время и повысить эффективность подготовки документов для оценки.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель

Губернатора области

_________ ___________

(подпись) (Ф.И.О.)

(дата)
Обоснование

целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений


  1. Наименование инвестиционного проекта.

  1. Форма реализации инвестиционного проекта
(новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, проектные работы) указывается один из вариантов.

  1. Место реализации инвестиционного проекта

  1. Вид собственности (номер и дата подтверждающего документа).

Представляется копия правоустанавливающего документа на объект капитального строительства, подлежащий реконструкции (техническому перевооружению), либо копия решения уполномоченного органа о приобретении в собственность Ярославской области или муниципального образования области данного объекта.

  1. Главный распорядитель средств областного бюджета.

  2. Участники реализации инвестиционного проекта.

  3. Стоимость инвестиционного проекта и технологическая структура капитальных вложений (по форме, представленной в таблице 1).
Таблица 1. Технологическая структура капитальных вложений

Наименование работ и материалов

Значения показателя по проекту в текущих ценах*, млн. рублей

Сметная стоимость объекта капитального строительства, включая НДС, по заключению государственной экспертизы либо предполагаемая стоимость строительства (реконструкции, технического перевооружения)

в том числе затраты на:

- подготовку проектной документации

- строительно-монтажные работы,

из них дорогостоящие работы и материалы

- приобретение машин и оборудования

из них дорогостоящие и импортные машины и оборудование

- прочие затраты

* В ценах года расчёта сметной стоимости (по заключению государственной экспертизы, с указанием года), для предполагаемой стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения) – в ценах года заполнения данной таблицы.

  1. Срок подготовки и реализации инвестиционного проекта.
В таблице 2 приводятся сведения о продолжительности и этапах реализации инвестиционного проекта.
Таблица 2. Продолжительность и этапы реализации инвестиционного проекта

* В случае ввода объекта в эксплуатацию по очередям (частям) указываются даты ввода и наименования отдельных очередей (частей) создаваемого объекта.

  1. Цель, задачи и краткое описание инвестиционного проекта.
9.1. Цель инвестиционного проекта

Формулировка цели инвестиционного проекта должна включать в себя соответствующие количественные показатели, характеризующие конечные 1 и прямые 2 социально-экономические результаты его реализации, а также описание основных решаемых задач.

9.2. Функциональное назначение и технологические характеристики

Приводится краткое описание функционального назначения, технологических характеристик (в том числе используемых материалов), конструктивных и объёмно-планировочных решений объекта капитального строительства, создаваемого (реконструируемого, перевооружаемого) в рамках реализации инвестиционного проекта.


Рекомендуемый объем описания 2-3 абзаца (дот 1/3 страницы текста стандартного формата).

9.3. Характеристика технического состояния объекта

В случае реализации инвестиционного проекта, предусматривающего реконструкцию или техническое перевооружение объекта капитального строительства, приводится характеристика технического состояния объекта с указанием степени изношенности конструкций и оборудования, а также обоснование необходимости замены действующего и (или) приобретения нового оборудования. В качестве подтверждающих документов прилагаются копии заключений (предписаний, актов) уполномоченных контрольно-надзорных органов.

В таблице 3 приводятся показатели, характеризующие результаты реализации инвестиционного проекта, и их значения в соответствующих единицах измерения.

Таблица 3. Целевые показатели реализации инвестиционного проекта


№ п/п

Наименование показателя

Единица измере-ния

Значение показателя

за последний отчётный период

при реализации инвестиционного проекта

1.

Показатели, характеризующие конечные социально-экономические результаты реализации проекта, в соответствующих единицах измерения 1

1.1.

1.2.

2.

Показатели, характеризующие прямые результаты реализации проекта, в соответствующих единицах измерения 2

2.1.

2.2.

По показателям конечного результата в обязательном порядке в качестве подтверждения приводятся наименования и реквизиты соответствующих источников информации (например, статистических сборников), ссылки на положения этих источников с указанием соответствующих структурных элементов (разделов, пунктов и т.п.), позволяющих проверить отчётные значения показателей, характеризующих прямые и конечные результаты.


В качестве рекомендуемых источников статистических данных для подготовки обоснований могут быть использованы следующие:

1. Официальный статистические сборники территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области.

Информация размещается на служебных интернет ресурсах органов исполнительной власти Ярославской области «Диарама», «РИАС», официальном сайте территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области: www.yar.gks.ru

2. Официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики.

Информация размещается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: www.gks.ru (в разделе Официальная статистика \ Публикации \) или по следующей ссылке:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/
Ключевым статистическим сборником, позволяющим проводить межрегиональные сравнения является сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели »:


Рекомендуемые количественные показатели, характеризующие цель и результаты реализации проекта, приведены в приложении 3 к Методике оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утверждённой приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 58 «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

ПРОЕКТ

Постановления Правительства Российской Федерации

О порядке принятия решений об осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций

В соответствии со статьями 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций.

2. Установить, что решения об осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций принимаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства при наличии положительного заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций за счет средств федерального бюджета.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить:

а) форму заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций;

б) форму паспорта инвестиционного проекта;

в) порядок ведения реестра инвестиционных проектов, получивших положительное заключение о целесообразности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций и предоставления сведений из реестра;

г) методику оценки соответствия инвестиционного проекта установленным качественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить методику определения стоимости подготовки обоснования инвестиций.

Председатель Правительства Российской Федерации

ПРОЕКТ

Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения проверки инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства на предмет эффективности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций (далее - проверка, инвестиционный проект) с целью подготовки заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций, а также порядок подготовки и выдачи таких заключений.

2 Положительное заключение о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций является основанием:

а) для включения объекта в проект федеральной адресной инвестиционной программы в процессе подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с целью последующего включения в федеральный бюджет объемов бюджетных ассигнований на подготовку обоснования инвестиций;

б) для принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций за счет средств федерального бюджета с указанием источников получения таких средств (за исключением случаев, указанных в подпункте «а» настоящего пункта).

3. Проверка осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации (далее также - уполномоченный орган) в соответствии с утвержденной им методикой оценки соответствия инвестиционного проекта установленным настоящими Правилами качественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности осуществления капитальных вложений за счет средств федерального бюджета на подготовку обоснования инвестиций (далее - методика).

Проверка осуществляется на основании исходных данных для расчета интегральной оценки и расчета интегральной оценки, проведенного в соответствии с методикой государственным заказчиком - координатором федеральных целевых программ (государственным заказчиком) для осуществления проверки инвестиционных проектов, включенных в проекты указанных программ, и предполагаемым главным распорядителем средств федерального бюджета для осуществления проверки инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевые программы (далее - заявители).

4. Плата за проведение проверки не взимается.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации ведет в установленном им порядке реестр инвестиционных проектов, получивших положительное заключение о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций.

II. Порядок подготовки и выдачи заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций

6. В целях выдачи заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций проверке подлежат инвестиционные проекты, в рамках реализации которых финансовое обеспечение подготовки обоснования инвестиций полностью или частично осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В отношении инвестиционных проектов, по которым обоснование инвестиций осуществляется без использования бюджетных средств, такая проверка не проводится.

7. Для проведения проверки заявители представляют в уполномоченный орган подписанные заявителем (руководителем или уполномоченным им должностным лицом) следующие документы:

а) заявление на проведение проверки;

б) согласованный с субъектом бюджетного планирования паспорт инвестиционного проекта, в который включаются следующие сведения:

Наименование и тип (инфраструктурный, инновационный и другие) инвестиционного проекта;

Цель и задачи инвестиционного проекта;

Краткое описание инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты объемов капитальных вложений, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства, определенные с учетом планируемых к применению технологий строительства, производственных технологий и эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла;

Источники и объемы финансового обеспечения инвестиционного проекта по годам его реализации (с обоснованием выбора источников и приложением прогнозного расчета объемов финансового обеспечения);

Обоснование сроков подготовки и реализации инвестиционного проекта (в том числе отдельных его этапов);

Обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта, в том числе подготовки обоснования инвестиций (стоимость подготовки такого обоснования определяется в соответствии с методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации);

Обоснование спроса (потребности) на услуги (продукцию), создаваемые в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства;

Обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта;

в) документальное подтверждение каждого участника реализации инвестиционного проекта об осуществлении финансирования (софинансирования) этого проекта и намечаемом размере финансирования (софинансирования);

г) исходные данные для расчета интегральной оценки и расчет интегральной оценки, проведенный в соответствии с методикой.

Форма паспорта инвестиционного проекта и требования к его заполнению утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

8. Основаниями для отказа в принятии документов для проведения проверки являются:

а) непредставление полного комплекта документов, предусмотренных настоящими Правилами;

б) несоответствие паспорта инвестиционного проекта требованиям к его содержанию и заполнению;

в) несоответствие рассчитанного заявителем числового значения оценки требованиям методики.

9. В случае если недостатки в представленных документах можно устранить без отказа в принятии документов. Министерство экономического развития Российской Федерации устанавливает заявителю срок, не превышающий 20 рабочих дней, для устранения таких недостатков.

10. Срок проведения проверки, подготовки и выдачи заключения о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций не должен превышать 20 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления и документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.

11. Проверка осуществляется на основе исходных данных для расчета интегральной оценки (формируемых с учетом результатов произведенных заявителем расчетов и прогнозных показателей), расчета интегральной оценки и следующих качественных критериев:

а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением и обоснованием количественных показателей результатов реализации инвестиционного проекта (в том числе его мощности и наличия потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта);

б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программах Российской Федерации, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;

в) комплексный подход к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамках федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ;

г) необходимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения;

д) отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями;

е) обоснованность необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств федерального бюджета с указанием сведений об источниках и объемах финансового обеспечения инвестиционного проекта по годам его реализации;

ж) обоснованность целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснований инвестиций в текущем финансовом году или плановом периоде, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также целесообразности последующей реализации инвестиционного проекта в сроки, указанные в паспорте инвестиционного проекта.

12. В случае если в рамках инвестиционного проекта планируется строительство объекта, подлежащего отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа и отображенного на данных схемах и планах, проверка осуществляется только по критериям, предусмотренным подпунктами «е» и «ж» пункта 11 настоящих Правил.

13. Результатом проверки является заключение Министерства экономического развития Российской Федерации о целесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций, содержащее мотивированные выводы о целесообразности (положительное заключение) или нецелесообразности (отрицательное заключение) осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций за счет бюджетных средств.

В случае если схема территориального планирования и (или) генеральный план в нарушение требований действующего законодательства не утверждены или в рамках инвестиционного проекта планируется строительство, реконструкция объекта капитального строительства, который на данных документах не отображается, то проверка по качественным критериям, указанным в пункте 11 настоящих Правил, не проводится и выдается отрицательное заключение.

14. Отрицательное заключение должно содержать один из следующих мотивированных выводов:

а) о неэффективности инвестиционного проекта и нецелесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснования инвестиций (в том числе с учетом прогнозных сроков реализации инвестиционного проекта);

б) о необходимости доработки представленной документации с указанием конкретных недостатков, в том числе в случае, указанном в абзаце втором пункта 13 настоящих Правил.

15. В случае подготовки отрицательного заключения по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 14 настоящих Правил, а также если вывод о нецелесообразности осуществления капитальных вложений на подготовку обоснований инвестиций в текущем финансовом году или плановом периоде, предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и (или) о нецелесообразности последующей реализации инвестиционного проекта в сроки, указанные в паспорте инвестиционного проекта, обусловлен отсутствием достаточных оснований для его реализации в указанные в паспорте инвестиционного проекта сроки, заявитель вправе представить документы на повторную проверку при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в отрицательном заключении.

Кроме термина «капиталовложения» используются «реальные инвестиции» и «вложения во внеоборотные активы».

Способы капиталовложения

Капитальные вложения используются для покупки или создания приносящих доход активов с длительным сроком службы (больше 1 года) с постепенной амортизацией стоимости.

Капитальные вложения, в зависимости от предназначения, реализуются двумя способами:

  1. Воспроизведение: новое строительство, включающее в себя возведение домов, зданий, монтаж (установка) оборудования; реконструкция, т. е. перестройка производства; расширение — введение дополнительных производств; техническое перевооружение основных средств (автоматизация, модернизация, внедрение новой техники).
  2. Технологическое оснащение: покупка основных средств (инструментов, машин, оборудований, инвентаря), земли, нематериальных активов (авторских прав, патентов, лицензий) и других внеоборотных активов.

Также распространены реконструкция и техническое перевооружение, на которые при относительно коротких сроках ввода в действие нужно меньше затрат, по сравнению со строительством или полной заменой средств производства.

Источники финансирования

Организации самостоятельно принимают решения о видах, количестве и источниках финансирования капитальных вложений. На обновление основных фондов часто нужны большие затраты. Если операционные денежные потоки, как вариант финансирования, оказываются недостаточными для покрытия требуемых затрат, предприятие использует внешние ресурсы, чтобы компенсировать дефицит внутренних.

Источники финансирования капитальных затрат организации могут быть:

  • Собственными. Учредительские средства, нераспределенная прибыль, доступная для капитализации, резервные, амортизационные фонды, доход от продажи или сдачи имущества в аренду.
  • Централизованными. Суммы (ассигнования), выделенные из государственного и местных бюджетов.
  • Привлеченными и заемными. Инвестиции (в том числе иностранные), средства от выпуска и реализации ценных бумаг, банковские кредиты.

От капитальных вложений зависит существование и рост предприятия. Если компания игнорирует инвестирование, выбирая получение прибыли, это может привести к потере дальнейших доходов и конкурентной позиции на рынке.

mob_info