Экономические характеристики машиностроительного производства и продукции. Основы экономики машиностроения. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций


«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно- правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно -частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
Продукция машиностроения является основой воспроизводства основных производственных фондов (ОПФ) во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, в силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование),
Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,
листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностей его развития.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно- хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времени и пр.
Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки
изделий.
Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических
рекомендаций, что позволяет приблизить решение задач и ситуаций к реальным условиям производства различной специализации.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям 15100165 «Технология
машиностроения», 15020165 «Обработки металлов давлением», 19020165 «Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
Система показателей эффективности производства.
Основные производственные фонды и их амортизация.
Оборотные средства и показатели их использования.
Производственная мощность и показатели ее использования.
Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога рентабельности производства.
Экономическая эффективность мероприятий НТП.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно- справочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать соответствующие выводы.

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа, методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения специальностей 120100 «Технология машиностроения»,

170100 «Горные машины и оборудование»

Составитель С.М. Бугрова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 7 от 17.03.03 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 170100 Протокол № 12 от 26.03.03

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны в условиях рыночной экономики возможно только путем всесторонней интенсификации производства, повышения его конкурентоспособности и совершенствования методов управления.

В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к уровню экономической подготовки будущих инженеров. Необходима подготовка специалистов нового типа, компетентных в решении экономических проблем, обладающих предприимчивостью, способных к поиску путей финансового оздоровления предприятий. Современный инженер должен в совершенстве владеть методикой экономического анализа и обоснования прогрессивных технологических решений, знать пути достижения наилучших результатов при создании и производстве машин, уметь применять экономические знания на практике.

Важное значение в системе экономической подготовки инженеровмашиностроителей имеет дисциплина «Экономика машиностроительного производства», которая изучается студентами заочного обучения на 5 курсе. Учебным планом по этой дисциплине предусмотрены лекции и практические занятия, выполнение контрольной работы, экзамен.

Настоящая программа составлена на основе типовой программы дисциплины «Экономика машиностроительного производства» для машиностроительных специальностей высших учебных заведений, утвержденной учебно-методическим управлением по высшему образованию МО РФ. В программе учтены современные тенденции развития экономической науки и задачи дальнейшего совершенствования организаци- онно-экономической подготовки специалистов.

В методических указаниях перечисляются основные вопросы по рассматриваемым темам курса, рекомендуется порядок их изучения, указываются литературные источники.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Экономика машиностроительного производства является одной из отраслевых экономических наук, которая изучает действие и формы проявления объективных экономических законов в условиях машиностроительного комплекса, систему и методы хозяйственного руководства промышленным производством. При изучении курса отрасль «Машиностроение и металлообработка» рассматривается как часть материального

производства, промышленности, с одной стороны, а с другой − как единый производственно-хозяйственный комплекс.

Экономика машиностроительного производства базируется на экономической теории. Вместе с последней она выступает как теоретическая основа при изучении других экономических дисциплин, в частности курса «Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием».

Курс экономики машиностроительного производства тесно связан с практикой работы промышленности и её важнейших отраслей. Поэтому для его усвоения необходимо изучать законодательство РФ и постановления правительства по экономическим вопросам, а также практику работы передовых предприятий отрасли.

Изучение экономики машиностроительного производства рекомендуется вести по отдельным темам в такой логической последовательности. Вначале необходимо ознакомиться с содержанием очередной темы по программе. После этого – изучить рекомендуемую литературу, обращая особое внимание на вопросы, выделенные в программе. При изучении литературы целесообразно вести конспект, что способствует лучшему усвоению материала. После изучения темы необходимо проверить степень её усвоения по вопросам самопроверки или приводимым в литературных источниках тестам.

К выполнению контрольной работы следует приступить после изучения основных теоретических положений соответствующих разделов. Перед экзаменом весь материал необходимо повторить, используя ранее составленный конспект.

Курс можно условно разделить на две части:

1. Экономические основы машиностроительного производства.

2. Экономика создания и освоения новой техники.

При изучении первой части курса необходимо уяснить объективность факторов, определяющих ведущую роль машиностроения в народном хозяйстве, уделить внимание информации об основных проблемах и перспективах развития отечественного машиностроения, а также состоянии машиностроения за рубежом.

Отраслевая дифференциация (деление на отрасли) машиностроения складывается в результате разделения труда в производстве машин по их назначению и другим признакам. Поэтому при изучении темы 1 «Отраслевая структура машиностроения» необходимо познакомиться с классификацией машин, машиностроительных производств и составом подотраслей машиностроения и металлообработки на современном этапе.

Особенности отдельных подотраслей машиностроения выявляются из их сопоставления. Целесообразно на примере 2-3 важнейших подотраслей машиностроения продумать эти особенности (характер продукции, особенности применяемой техники и технологических процессов, состав кадров, характеристика производственной базы: количество, размеры, уровень специализации предприятий, тип производства и т.п.).

Важнейшие вопросы при изучении курса экономики машиностроительного производства – основные производственные фонды и оборотные средства машиностроительной промышленности (темы 2.1 и 2.2). Основываясь на знаниях экономической теории, нужно восстановить в памяти понятие основных фондов и их отличие от оборотных, вытекающее из различного функционирования в производстве средств труда и предметов труда в натуральной и стоимостной формах. Важно иметь представление об экономической сущности, назначении различных методов оценки основных фондов, усвоить сущность амортизации, методы расчета амортизационных отчислений.

Изучая состав оборотных средств, следует рассмотреть влияние на него таких особенностей машиностроения, как материалоёмкость продукции, дискретный характер производства, развитие специализации и кооперирования, длительность производственного процесса и др.

Кадры машиностроительной промышленности – главная производительная сила отрасли. Этим определяется значение правильной организации труда и заработной платы, повышения квалификации кадров (тема 2.3). Следует изучить резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении, знать особенности оплаты труда в рыночных условиях.

Укрупнение машиностроительного производства при правильном его проведении характеризуется высокой экономической эффективностью (эффект масштаба). Поэтому при изучении вопросов концентрации производства (тема 3) следует знать, в чём состоят экономические преимущества крупных машиностроительных предприятий, при каких условиях укрупнение производства дает наибольший эффект, изучить содержание факторов, влияющих на уровень концентрации и размеры предприятий машиностроения.

Важнейшая тема курса экономики машиностроительного производства – себестоимость машиностроительной продукции и ценообразование (тема 4.1). Необходимо вспомнить основные положения экономической теории, относящиеся к критериям себестоимости, и четко представлять связи и различия категорий себестоимости и стоимости. Затем изу-

чается состав затрат, входящих в себестоимость машиностроительной продукции, и их классификация (по элементам затрат и статьям калькуляции; деление на прямые и косвенные, условно постоянные и переменные, основные и накладные).

Себестоимость тесно связана с другой экономической категорией – ценой продукции (тема 4.2). Вспомнив назначение цен в экономике, нужно изучить виды цен, применяемых в машиностроении, порядок их формирования в условиях рыночной экономики.

Сложным вопросом является определение цен на новые виды машиностроительной продукции, а также установление их на взаимозаменяемую и аналогичную продукцию. В настоящее время перечисленные вопросы нашли определенное практическое применение, с ними можно ознакомиться по рекомендуемой литературе, обратив внимание на сущность лимитной цены и сферу её применения.

В условиях экономической реформы вопросы финансовой деятельности предприятий являются особенно актуальными (тема 4.3). Повторив сущность прибыли и доходов, рассмотренных в курсе экономической теории, следует изучить виды прибыли, особенности её налогообложения, порядок образования и использования фондов экономического стимулирования. Важно понять, что полный хозрасчет – экономическая форма соединения хозяйственной самостоятельности, заинтересованности и материальной ответственности трудовых коллективов, а смысл новых условий применения хозрасчетных принципов – в переходе от самоокупаемости к самофинансированию.

Вторая часть курса посвящена экономике создания и освоения новой техники. Научно-технический прогресс в машиностроении охватывает два взаимосвязанных направления: создание и совершенствование машин и совершенствование техники и технологии производства этих машин. Поэтому необходимо представлять основные направления НТП как

в области создания новых машин и оборудования, так и при совершенствовании технической базы производства, технологических процессов и материалов, применяемых в машиностроении.

В условиях рыночной экономики качество продукции при умеренных ценах стало главным конкурентным преимуществом предприятий отрасли. Необходимо изучить факторы, определяющие технический уровень и качество машин (тема 5.1), методы их оценки.

Особое внимание следует уделить содержанию международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества, так как стабильное ка-

чество машин и оборудования на международном уровне может быть обеспечено только эффективной системой управления качеством.

При рассмотрении понятия и определении экономической эффективности инвестиций, технических и организационных решений следует исходить из того, что её оценка основывается на сопоставлении результатов и затрат, а также отражает законы общественного производства (тема 5.2). Необходимо овладеть методикой выбора вариантов новой техники и определения экономического эффекта от её внедрения. Для этого важно разобраться с понятием и расчетом таких показателей, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности, приведенные затраты.

Следует изучить порядок приведения сравнимых вариантов в сопоставимый вид по сумме капитальных вложений и себестоимости продукции, если варианты производства различаются по объему, номенклатуре и качеству продукции, срокам службы техники и другим показателям.

Завершающими темами курса, учитывающими современные тенденции развития экономической науки, являются технико-экономический анализ (ТЭА) технических решений по проектированию новой техники и ТЭА технологических решений (тема 5.3). Технико-экономический анализ – системное исследование характеристик создаваемых образцов новой техники в сочетании с изучением затрат на различных этапах их разработки; исследование взаимосвязи этих характеристик и затрат с использованием экономико-математических методов и ЭВМ.

Следует изучить основные этапы ТЭА и методы его проведения: структурно-стоимостной анализ; функционально-стоимостной анализ (ФСА), технико-экономическое и математическое моделирование и др.

В результате изучения курса экономики машиностроительного производства студент должен:

- иметь представление об особенностях машиностроительной промышленности, основных направлениях технического прогресса в машиностроении, методах планирования и научного прогнозирования развития производства;

- знать состав и структуру основных фондов и оборотных средств;

- уметь производить расчет основных технико-экономических показателей производства, экономической эффективности от производства и эксплуатации новой техники.

ПРОГРАММА КУРСА И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Введение

Проблемы экономического развития промышленности России и её важнейших отраслей на современном этапе. Характерные черты и особенности машиностроительной промышленности как важнейшей отрасли материального производства.

Основные этапы развития машиностроительной промышленности. Краткая характеристика машиностроения Кемеровской области. Концепция ускоренного развития машиностроительного комплекса.

Предмет экономики машиностроительного производства как науки, её задачи. Место экономики машиностроения в системе экономических наук. Экономические законы и формы их проявления в экономике машиностроения. Актуальные экономические проблемы в области машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Ведущая роль промышленности в народном хозяйстве.

2. Машиностроение: роль и место в ускорении технического прогресса; основные этапы формирования отдельных отраслей машиностроения.

3. Российское машиностроение и металлообработка на современном этапе, состояние и перспективы развития.

4. Характеристика уровня развития машиностроения и металлообработки в регионе.

5. Предмет и задачи курса «Экономика машиностроительного производства».

Литература:

Тема 1. Отраслевая структура машиностроения

Машиностроительное предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка.

Основные признаки предприятия. Формы и виды предприятий машиностроения. Понятие малого предприятия, его преимущества и недостатки.

Добровольное объединение предприятий в машиностроении – концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, холдинговые компании.

Понятие отрасли и её роль в научно-техническом прогрессе народного хозяйства, классификация отраслей и производств машиностроительной промышленности.

Структура отрасли, факторы, её определяющие. Важнейшие отрасли машиностроения, уровень их развития, особенности, взаимосвязь и пропорции.

Перспективы развития структуры машиностроения в условиях дальнейшего углубления научно-технического прогресса и развитие рыночных отношений. Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие отрасли. Отраслевая структура машиностроения, факторы, её определяющие.

2. Технико-экономические особенности машиностроения как отрасли.

3. Перспективы развития отраслевой структуры машиностроения на современном этапе.

Литература:

Тема 2. Ресурсы машиностроительных предприятий

Тема 2.1. Основные фонды машиностроения и их воспроизводство

Фонды машиностроительной промышленности и их деление на основные и оборотные, производственные и непроизводственные. Экономическая сущность основных производственных фондов, их классификация и структура. Понятие активной части основных фондов. Методы оценки, учет и планирование основных фондов. Физический и моральный износ. Виды ремонтов основных фондов и их экономическое различие. Основные направления и экономическая эффективность модернизации оборудования.

Амортизация основных фондов. Нормы амортизации. Методы амортизации. Технико-экономические показатели использования основных фондов и их влияние на эффективность производства. Резервы и пути улучшения использования основных фондов.

Роль капитального строительства в воспроизводстве основных фондов машиностроения. Виды капитального строительства. Капитальные вложения в отрасли, их направления и структура. Капиталообразующие

инвестиции. Инвестиционный проект. Франчайзинг и лизинг как новые нетрадиционные формы инвестирования предприятий машиностроения.

Вопросы для самопроверки:

1. Основные фонды в машиностроении, их состав и структура.

2. Методы оценки и учета основных фондов.

3. Расчет и порядок использования амортизационных отчислений. Норма амортизации.

4. Обобщающие показатели эффективности использования основных фондов.

5. Расчет показателей эффективности использования машин и оборудования.

6. Виды капитального строительства. Структура капитальных вложений.

7. Пути повышения эффективности использования основных фондов и капитальных вложений в машиностроении.

Литература:

Тема 2.2. Оборотные средства в машиностроении

Экономическая сущность, состав и структура оборотных фондов и средств. Значение рационального использования оборотных средств.

Определение потребности в оборотных средствах. Норматив оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств. Источники финансирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Экономическое значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Система материально-технического обеспечения на предприятии. Расчет потребности в материалах и полуфабрикатах по основным видам. Системы оперативного управления запасами. Система и организационные формы сбыта продукции.

Вопросы для самопроверки:

1. Оборотные средства машиностроения и их структура.

2. Определение потребности в оборотных средствах.

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств в машиностроении.

4. Показатели использования материалов. Значение улучшения использования материальных и топливно-энергетических ресурсов.

5. Управление запасами на машиностроительных предприятиях.

Тема 2.3. Кадры, производительность и оплата труда в машиностроительной промышленности

Состав и структура кадров на предприятии, тенденции их изменения. Влияние научно-технического прогресса на структуру кадров. Определение потребности в кадрах. Система подготовки кадров. Методы управления персоналом на предприятии. Производительность труда, методы её расчета. Показатели и измерители уровня производительности труда в машиностроении. Планирование производительности труда по факторам. Резервы и факторы повышения производительности труда в машиностроении.

Основные понятия оплаты труда в условиях рыночных отношений. Организация формы и системы заработной платы. Тарифная и бестарифная системы заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда в машиностроении и их разновидности. Оплата по коэффициенту трудовой стоимости. Оплата по трудовому рейтингу. Контрактная система оплаты труда. Особые условия оплаты труда в машиностроительной промышленности.

Вопросы для самопроверки:

1. Состав и структура кадров. Особенности структуры кадров машиностроения.

2. Сущность, показатели и измерители производительности труда.

3. Резервы и факторы роста производительности труда в машиностроении.

4. Тарифная система заработной платы и её основные элементы.

5. Формы и системы оплаты труда рабочих, руководителей, специа-

Литература:

Тема 3. Формы организации производства в машиностроении

Концентрация производства, её формы. Показатели уровня концентрации. Экономические преимущества и недостатки концентрации производства в машиностроении. Факторы, определяющие размеры предприятий в машиностроении и его отраслях.

Специализация производства, её виды. Факторы и условия развития различных видов специализации, значения межотраслевых производств. Показатели уровня и динамики специализации.

Кооперирование, его виды, основные направления развития. Показатели кооперирования.

В современных рыночных условиях хозяйствования на российских предприятиях ведущей отрасли промышленности базируется на основных вопросах экономических отношений предприятий в условиях постоянно возрастающей конкурентной среды в рамках машиностроительной отрасли.

Быстрыми темпами обновляется техника и оборудование на предприятиях, что повышает динамику развития всего машиностроения.

Происходит процесс обновления и рост объема выпускаемой продукции, совершенствуется технология и специализация производства, повышается квалификация имеющихся кадров, культура и техника общего управления. Все это отвечает особенностям современного развития экономики машиностроения и предъявляет жесткие требования к системе руководства предприятием.

В целом экономика машиностроения для всех работающих в отрасли ставит первоочередные задачи по приобретению и повышению экономических знаний, являющихся необходимым условием для увеличения эффективности промышленного производства. Для того, чтобы быстро и правильно решать возникающие экономические вопросы, касающиеся развития предприятия, принимать и внедрять в производство рациональные решения, обоснованно определять мероприятия по повышению организационного и технического уровня производства, а так же тщательно анализировать производственную и хозяйственную деятельность предприятия, необходимо иметь глубокие экономические знания и профессионально ориентироваться в экономике производства.

Переход к рыночной экономике по западному образцу в 90-е годы прошлого века довольно болезненно сказался на машиностроительную отрасль России, объемы выпуска продукции снизились, что напрямую было связано с общим сокращением внутреннего отечественного рынка и отсутствием заказов от главных потребителей продукции. Произошло вытеснение с рынка отечественных производителей зарубежными фирмами, предприятиями малого бизнеса, предлагающими свой ассортимент продукции на более выгодных условиях продажи.

Машиностроение, по сравнению с другими производствами, характеризуется большей трудоемкостью выпускаемой продукции, капиталоемким и фондоемким производством.
Выпуск изделий большой сложности требует наличия высокой квалификации кадров и разнообразия рабочих профессий. Комплекс машиностроения является основой экономики, поэтому машиностроительным предприятиям необходим расширенный внутренний рынок, обеспечивающий заказами и позволяющий улучшить финансовое состояние машиностроительного комплекса.

За последнее десятилетие экономические показатели отмечают повышение эффективности машиностроительного производства, сократилась доля убыточных производств в общем числе отраслевых предприятий, возросли производительность труда рабочих, рентабельность, как показатель отношения общей прибыли к затратам, и фондоотдача, что повлекло улучшение финансово - экономических показателей по машиностроению в целом. По динамике и темпам роста производства данная отрасль в настоящее время поднялась и остается на лидирующих позициях в российской промышленности.

МОДУЛЬ 1 «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Народное хозяйство страны и его структура. Роль экономики в развитии страны и основные технико-экономические показатели. Понятие отрасли, структура отрасли. Место машиностроения в народном хозяйстве. Экономические законы и формы их проявления. Проблемы экономики на современном этапе. Перспективы технического, экономического и социального развития машиностроения. Пути определения кризиса в экономике РФ. Источники и причины рыночной власти. Экономика как наука. Связь с другими дисциплинами. Предмет и задача курса «Экономика машиностроения».

МОДУЛЬ 2 «СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»

Рыночная экономика, рыночные отношения в системе экономического механизма. Экономические законы и формы их проявления в различных отраслях экономики. Экономические границы машиностроения и факторы их определяющие. Экономические субъекты рыночной экономики. Структура рынка и разнообразие продукта. Экономические регуляторы рыночного механизма. Продуктовая дифференциация в машиностроении. Концентрация производства, олигополия. Интеграция и диверсификация в машиностроении. Монополия, неценовая конкуренция, слияние и поглощение. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация.

Отрасль машиностроения и эффективность ее развития. Проблемы экономического и технического развития машиностроительной отрасли.

МОДУЛЬ 3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Ценообразование и рынок, отрасль и рынок. Виды цен. Цена как функция спроса и предложения. Ценовая конкуренция, себестоимость продукции в промышленности, содержание сметы затрат на производство, основные пути снижения себестоимости. Прибыль, порядок формирования и распределения. Рентабельность, пути повышения рентабельности. Нормативная база ценообразования в машиностроении.

МОДУЛЬ 4 «ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ,
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Концентрация производства в машиностроении. Понятие о фондах, их классификация, структура и экономическая сущность. Износ и амортизация основных фондов. Оценка и переоценка основных фондов. Сущность оборотных средств, источники формирования и определения потребности. Оборачиваемости оборотных средств, показатели, пути ускорения. Экономическое значение ускорения оборачиваемости оборотных средств. Торговля средствами производства - основная форма материально-технического обеспечения в машиностроении.

МОДУЛЬ 5 «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

Производительность общественного и живого труда. Показатели и измерители производительности труда. Факторы роста и резервы повышения производительности труда. Кадры: состав, структура и тенденции их измерения. Категории промышленно-производственного персонала. Трудовые ресурсы и механизм трудовых соглашений. Стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда. Занятость населения и уровень жизни.

МОДУЛЬ 6 «НТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Экономический эффект и экономическая эффективность. Общая и сравнительная эффективность: методика определения, показатели. Приведенные затраты. Учет фактора времени (разновременных затрат). Влияние НТП на эффективность производства Учет специфики машиностроения при определении эффективности. Экономика создания и освоения новой техники на рынок. Эффективность НИР.

МОДУЛЬ 7 «НОРМЫ И НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Виды норм, роль нормирования в современных условиях. Классификация затрат рабочего времени и пути снижения непроизводительных потерь. Нормирование расхода материально – технических ресурсов. Основные методы нормативных наблюдений. Обработка результатов наблюдений и расчет норм труда. Государственная политика в вопросах нормирования затрат и установления тарифов.

МОДУЛЬ 8 «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»

Экономика размещения предприятий. Причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Интеграция (горизонтальная и вертикальная). Технологическая и отраслевая структура капитальных вложений. Источники финансирования предприятий в условиях рыночной экономики. Основы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика в РФ. Диверсификация слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).

МОДУЛЬ 9 «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные источники финансирования машиностроения и ведущих отраслей народного хозяйства. Банковская система РФ. Участие банков в инвестиционном процессе. Кредиты, их виды. Плата за кредит, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Привлечение иностранных инвестиций, финансовые биржи. Налоговая политика, виды налогов, налогообложение предприятий.

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Возможная тематическая направленность контрольной работы для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 4

mob_info