Министр экономич развития. Минэкономразвития: задачи и функции. Федеральные службы и агентства, подведомственные Минэкономразвития России

Минэкономразвития России (Министерство экономического развития Российской Федерации) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по ряду направлений.

Вышестоящий орган государственной власти: Правительство Российской Федерации.

Источник: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/main/

Направления деятельности Минэкономразвития

В настоящее время министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям:

  • макроэкономика,
  • финансовые рынки и международный финансовый центр,
  • стратегическое планирование, ФЦП, ФАИП и ВЦП,
  • поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства,
  • внешнеэкономическая деятельность,
  • инвестиционная политика,
  • антикоррупционная политика,
  • особые экономические зоны,
  • государственные гарантии,
  • недвижимость,
  • административная реформа,
  • оценка регулирующего воздействия,
  • «Электронное правительство»,
  • корпоративное управление,
  • регулирование госзакупок,
  • энергоэффективность,
  • инновации,
  • природопользование,
  • реструктуризация секторов естественных монополий,
  • приватизация федерального имущества,
  • эффективное управление государственным имуществом,
  • экономика социальной сферы,
  • подготовка управленческих кадров,
  • развитие экономики регионов,
  • развитие конкуренции,
  • геодезия и картография,
  • формирование Единого экономического пространства.

История Минэкономразвития России

Минэкономразвития России является преемником Госплана СССР, существовавшего до 1990 года. Первоначальными задачами ведомства были общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов. После распада СССР потребовалось переориентировать деятельность ведомства.

Первое существенное преобразование было осуществлено в 1990 году. Вместо упраздненного Госплана РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по экономике. Спустя год, 30 июля 1991 года, комитет был преобразован в Министерство экономики РСФСР. С этого момента и до настоящего времени, ведомство сохраняет за собой позиции федерального министерства.

Министерство неоднократно меняло название и сферу компетенции:

1991 год - Министерство экономики РСФСР было объединено с Министерством финансов РСФСР под названием Министерство экономики и финансов РСФСР;

февраль 1992 года - министерства снова разделены на два независимых ведомства: Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации;

май 2000 года - образовано Министерство экономического развития и торговли РФ, которому переданы часть функций упразднённых Министерства экономики РФ, Министерства РФ по делам СНГ, Министерства торговли РФ, Госкомитета РФ по делам Севера, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и преобразуемого Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму;

май 2008 года - функции по регулированию вопросов торговли переданы в преобразованное Министерство промышленности и торговли РФ. В связи с этим, МЭРТ переименован в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Структура Минэкономразвития

Руководство Минэкономразвития РФ

Руководство Минэкономразвития РФ представлено Министром экономического развития РФ и его восемь замстителями.

Источник: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/ulukaev

Министр экономического развития Российской Федерации руководит деятельностью торговых представительств России за рубежом

Заместители министра Минэкономразвития

  • Подгузов Николай Радиевич
  • Фомичев Олег Владиславович
  • Беляков Сергей Юрьевич
  • Королёв Павел Эдуардович
  • Рева Игорь Александрович
  • Елин Евгений Иванович
  • (также руководитель )

Заместители Министра Минэкономразвития курируют ключевые департаменты. В настоящее время в структуре Минэкономразвития России 26 департаментов, из которых 22 - по направлениям деятельности Министерства, 5 - внешнеэкономическая деятельность, 1 - Правовой департамент, 3 - кадровое и административно-финансовое обеспечение деятельности министерства:

  • Департамент развития контрактной системы
  • Департамент государственного регулирования в экономике
  • Департамент государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности
  • Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений
  • Департамент имущественных отношений
  • Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства
  • Департамент корпоративного управления
  • Департамент недвижимости
  • Департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов
  • Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции
  • Департамент развития секторов экономики
  • Департамент Азии и Африки
  • Департамент обеспечения деятельности Министерства
  • Департамент стран Европы и Америки
  • Департамент международных организаций
  • Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов
  • Департамент торговых переговоров
  • Департамент кадров и организационного развития
  • Департамент экономики социального развития и приоритетных программ
  • Департамент взаимодействия с органами и экономического сотрудничества со странами СНГ
  • Правовой департамент
  • Департамент координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности
  • Сводный департамент макроэкономического прогнозирования
  • Финансовый департамент
  • Департамент оценки регулирующего воздействия
  • Департамент инновационного развития

Федеральные службы и агентства, подведомственные Минэкономразвития России

  • Федеральная служба по аккредитации (Росакредитация)
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  • Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)

Также Министерству экономического развития подведомствены ряд лечебных, научно-исследовательских, образовательных и иных учреждений.

Мероприятия Минэкономразвития РФ

Минэкономразвития России является организатором или соорганизатором ряда мероприятий, проводимых на территории России и за рубежом. В том числе:

  • Международный инвестиционный форум в г. Сочи.

Контакты

Официальный сайт Минэкономразвития: http://www.economy.gov.ru/

Адрес: 125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, 1-я Тверская-Ямская ул., д.1,3

19 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждены Правила реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» Постановление от 10 августа 2019 года №1042, распоряжение от 10 августа 2019 года №1795-р. Принятые решения позволят создать комплексную систему по формированию, мониторингу и контролю реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата», установить полномочия экспертных групп и повысить ответственность за результаты их деятельности, а также вовлечь субъекты предпринимательской деятельности в процесс нормативного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

15 августа 2019 , Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» Утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года Распоряжение от 14 августа 2019 года №1797-р. Цель Стратегии – создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в России привлекательных условий на основе подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности.

12 августа 2019 , История. Память Утверждена федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» Постановление от 9 августа 2019 года №1036. В рамках реализации федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019–2024 годы» планируется, в частности, обустройство и восстановление воинских захоронений на территории России, нанесение на мемориальные плиты по месту захоронения имён погибших при защите Отечества.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

29 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

23 июля 2019 О заместителе Министра экономического развития Российской Федерации Распоряжение от 22 июля 2019 года №1630-р

19 июля 2019 О статс-секретаре - заместителе Министра экономического развития Российской Федерации Распоряжение от 17 июля 2019 года №1558-р

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об уточнении порядка возмещения за принудительное изъятие недвижимого имущества для государственных нужд на присоединённых к Москве территориях Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года №9-П. Принятие законопроекта позволит обеспечить возможность реализации собственником или другим правообладателем изымаемого имущества права на получение справедливого и равноценного возмещения за принудительное изъятие недвижимого имущества.

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о формировании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки Законопроектом предусматривается формирование единого реестра на основе сведений о субъектах МСП – получателях поддержки, которые включаются в соответствующие реестры федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, АО «Корпорация МСП», определяются поставщики таких сведений и порядок их представления в ФНС России.

1

"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

2. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

3. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, а также совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации деятельностью торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации.

4. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

1) формирование программ и планов социально-экономических реформ;

2) анализ и прогнозирование социально-экономического развития, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам национальной экономики;

3) мониторинг социально-экономических процессов в Российской Федерации;

4) торгово-экономические отношения с иностранными государствами;

5) торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации с государствами - участниками СНГ;

6) экономические основы формирования Союзного государства;

7) формирование единого экономического пространства;

8) экономические отношения Российской Федерации с иностранными государствами, их союзами и международными организациями;

9) техническая помощь Европейского союза, иностранных государств и международных организаций;

10) внутренняя торговля;

11) развитие электронной торговли;

12) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;

13) нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;

14) государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

15) экономическое обеспечение государственной программы вооружения, планов и программ военного строительства, правоохранительной деятельности и государственной безопасности;

16) мобилизационная подготовка экономики страны;

17) государственный оборонный заказ;

18) государственный материальный резерв;

19) социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

20) классификаторы технико-экономической и социальной информации, национальные счета;

21) функционирование систем экономической информации;

22) государственное регулирование в экономике;

23) амортизационная политика;

24) управление, распоряжение и приватизация федерального имущества;

25) государственное регулирование цен (тарифов);

26) несостоятельность (банкротство) и финансовое оздоровление;

27) формирование межгосударственных и федеральных целевых программ;

28) определение проектов и программ федерального значения, финансирование которых целесообразно осуществлять за счет государственных заимствований у международных финансовых организаций;

29) инвестиционная деятельность и государственные инвестиции;

30) государственная поддержка экспорта;

31) предпринимательская деятельность, в том числе средний и малый бизнес;

32) государственная статистика;

33) создание механизмов негосударственного регулирования (саморегулирования) предпринимательской деятельности;

34) таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключением определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей;

35) территориальное зонирование и земельные отношения;

36) рынок земли и другой недвижимости;

37) кадастровый учет объектов недвижимости;

38) формирование государственных и муниципальных информационных ресурсов и доступ к ним граждан и организаций;

39) закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

41) развитие конкуренции;

42) создание российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран.

5. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также до 16 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в количестве 1940 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников территориальных органов - 346 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

7. Согласиться с предложением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации о размещении в установленном порядке его центрального аппарата в г. Москве, 1-я Тверская-Ямская ул., дома 1 и 3, 1-я Брестская ул., дома 2 и 10, Никольский пер., д. 6 (2-й этаж), Овчинниковская наб.,

д. 18/1, ул. Мясницкая, д. 47, и Смоленская-Сенная площадь, д. 32/34.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. N 488 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 28, ст. 2978);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 689 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. N 488" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 39, ст. 3867);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 786 "О размещении структурных подразделений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 47, ст. 4451);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2002 г. N 163 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. N 488" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1140).

Председатель

Правительства Российской Федерации

Министр Экономики РФ.

Экономическая ситуация в стране зависит от того, насколько эффективную деятельность будет вести государство. Вопросами экономики, ее развития, оценкой инвестиционных проектов, модернизацией и проч. занимается министерство экономического развития. Во главе его стоит Министр Экономики. Он утверждается Правительством страны по указу Президента на основании рекомендации председателя Правительства. После согласования новоиспеченный Министр вступает в должность и начинает исполнять свои обязанности. Рассмотрим подробнее, кто такой министр экономики, кто им является в настоящее время, каковы его обязанности, чем занимается и за что отвечает?

Министр экономики.

Министр экономики возглавляет министерство экономразвития – федеральный исполнительный орган власти РФ, который занимается разработкой стратегии экономического развития, внешнеэкономической работы страны, торговли с другими государствами.

История Минэкономразвития началась в 2008 году. До этого ему предшествовали другие органы, отвечающие за экономику страны. За время своей работы Министерство возглавляли многие известные политики. Так, с мая 2000 г. – по сентябрь 2007 года главой Минэкономразвития был Г.О.Греф. С сентября 2007 года – по мая 2012 год – Э.С.Набиуллина. С мая 2012 г. – по июнь 2013 г. – А.Р. Белоусов. С июня 2013 г. – по настоящий момент – Улюкаев Алексей Валентинович.

Министр экономики назначает заместителей, которые отвечают за работу 26 ведомств, находящихся в подчинении министерства, таких как Росимущество, Роспатент, Росреестр, Росстат, Министерство Юстиции, ФТС и др

А.В.Улюкаев родился в Москве 23 марта 1956 г. Он окончил МГУ по специальности экономиста, аспирантуру, получил звание доктора эконом.наук и звание доктора экономики французского университета в Гренобле. Работал советником по экономическим вопросам при правительстве, помощником зам. председателя правительства, замом министра финансов, зам.председателя ЦБ РФ. Любит сочинять стихи (издал сборник «Отсвет и огонь»), имеет трех детей, написал несколько научных трудов по экономическому развитию страны, имеет множество государственных наград.

Обязанности министра финансов.

Перечень обязанностей довольно широкий. Он занимается:

  • руководством работы своего ведомства,
  • издает распорядительные документы и приказы,
  • дилегирует обязанности между своими замами,
  • определяет уровень ответственность руководителей подконтрольных ему структур,
  • вносит предложения по назначению или снятию с должности сотрудников министерства,
  • решает вопросы о прохождении госслужбы в госорганах страны,
  • согласовывает штатное расписание и зарплатный фонд сотрудников министерства,
  • подписывает бюджет расходов на содержание подконтрольного аппарата,
  • награждает отличившихся работников,
  • является членом коллегии Минэкономики для рассмотрения важнейших вопросов и проблем экономическо-социальной политики, кадровых перестановок, внутристрановой торговли.

Министр также участвует в решении экономических вопросов, регулирует отношения субъектов страны и государства на международном уровне. К его задачам относится:

  • Анализ и прогноз социально-экономического развития страны.
  • Развитие бизнес-среды и предпринимательства (МСБ).
  • Осуществление госконтроля и муниципального надзора за юридическими лицами.
  • Лицензирование центров для подтверждения соответствия и защиты сведений, составляющих государственную тайну.
  • Регулирование макроэкономики: экономических циклы, рост, уровень безработицы, уровень цен, денежное обращение, торговый баланс страны и др.
  • Лоббирование антикоррупционной политики.
  • Контроля за экспортными и импортными операциями.
  • Проведение конкурсов на поставку товаров и услуг для госнужд.
  • Разработка решений по стабильному развитию РФ и ее внешнеэкономическим взаимодействиям.
  • Проведение анализа положения страны на основе методов регулирования экономическо-социальной области.
  • Подготовка обоснования госнужд, связанных с обороноспособностью и госбезопасностью страны.
  • Формирование инвестиционной политики РФ.
  • Создание комплекса мер по оптимизации присутствия государства в экономической деятельности.
  • Участие в реализации мероприятий по формированию безопасности страны, исключению экономических угроз извне, защита интересов РФ, участников ВЭД, производителей и покупателей товаров и услуг.
  • Проведение политики в области внутристрановой торговли, области услуг и местного рынка.
  • Создание благоприятных условий для вывода местных товаров на мировой рынок и вливание страны в межстрановую торговлю.
  • Создание благоприятной атмосферы по привлечению зарубежных инвестиций.
  • Разработка мер по регулированию валютно-кредитных отношений с другими странами.
  • Формирование союзной политики и отношений, зоны «Free sale», одного торгового пространства в странах СНГ, Таможенного союза,
  • Контроль за поступлением на счета иностранной валюты по внешнеторговым операциям.
  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях в рамках своей компетенции.
  • Составление прогнозов развития отраслей экономики на кратко-, средне-, долгосрочную перспективу.
  • Подготовка отчетов и докладов об экономическом состоянии страны, ее субъектов и в отношении иных государств.
  • Разработка мер по устранению диспропорций экономики.
  • Поиск путей оптимального развития приоритетных отраслей и преобразования институтов экономики.
  • Создание проектов законодательных актов или норм и внесение их на рассмотрение в Правительство РФ.
  • Разработка сводного баланса по стране и субъектам, а также бюджета их развития и др.

Таким образом, роль Министра экономики и Минэкономразвития в деятельности страны велика. При грамотном подходе она способна повлиять на благосостояние и финансовую стабильность государства как внутри страны, так и на международном уровне.

mob_info