Справка об утере на право усн. Утвержденный вид сообщения об утрате права на усн. Основные лимиты УСН

Упрощенная система налогообложения – один из наиболее популярных налоговых режимов в РФ. Плюсов у УСН множество, начиная от возможности включать в расчет налога уплату взносов и заканчивая минимальным количеством отчетности. Минусов меньше, но эти факторы необходимо принимать во внимание, в противном случае хозяйствующий субъект может лишиться права на применение УСН. В ряде случаев налогоплательщик принимает решение добровольного «ухода с упрощёнки», с целью применения иных налоговых режимов. Разберемся, в каких случаях наступает утеря права на применение УСН и каковы последствия этого события для налогоплательщика.

Основные лимиты УСН

Условия, при которых налогоплательщик имеет возможность работать на упрощенке, изложены в ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ. Они действительны в текущем налоговом периоде, будут актуальны в дальнейшем, поскольку коэффициент-дефлятор по лимитам на УСН заморожен до 2021 года (см. ФЗ №243 от 03-07-16 г.).

Условия следующие:

  1. Численность компании не более 100 сотрудников.
  2. Стоимость ОС (остаточная) до 150 млн руб.
  3. Лимит по доходам налогового (отчетного) периода до 150 млн руб.
  4. Доля участия в основном капитале компании других юрлиц не должна превышать 25%.
  5. У компании не должно быть филиалов.
  6. Компания не должна заниматься определенными видами деятельности (банковская, страховая деятельность, ломбарды, добыча ископаемых ресурсов, работа нотариусов, адвокатская деятельность и пр. (ст. 346.12, п. 3)).

На заметку. Чтобы перейти на спецрежим со следующего года, нужно иметь объем выручки за 9 месяцев текущего не более 112,5 млн руб.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, хозяйствующий субъект право на применение упрощенки утрачивает.

Ограничения не касаются представительств компании, только филиалов (запрет аннулирован с 2016 года). Ограничения по доле участия не касаются НКО, потребкооперативов, хозобществ, особый порядок установлен для компаний, состоящих из вкладов общественных организаций инвалидов.

Добровольная утрата права на УСН

Несмотря на выгоды этого налогового режима, иногда возникает необходимость расстаться с ним добровольно. Чтобы осуществить переход на другой режим, нужно уведомить ИФНС об отказе от работы на УСН, заполнив ф. 26.2-3 и передав ее в налоговую до 15.01 года, в котором планируется переход с ОСНО. Об этом говорится в ст. 346.13, п. 6 НК РФ.

Добровольно перейти можно не только на ОСНО, но и на , если вид деятельности компании дает такую возможность (НК РФ, ст. 346.26-2). Уведомление о переходе на вмененку необходимо подать в течение 5 дней (рабочих) с начала года.

Добровольно перейти с упрощенки на другой режим НО до истечения налогового периода нельзя, изменение налогового режима возможно только с начала года.

Сохранение права на УСН и законодательные риски

Большинство компаний не желает расставаться с УСН, стремясь обойти установленные лимиты тем или иным способом. Основной проблемой является превышение лимита выручки за период, после чего компания автоматически лишается права на упрощенный режим НО.

Обычно применяют ряд «хитростей» с высокой степенью риска налоговых санкций для компании:

  1. Заключение двух договоров (купли-продажи и займа), причем по первому идет отгрузка, а по второму — фактическая оплата. По договору займа денежные средства затем возвращаются, а оплата за отгруженный товар производится уже в новом периоде и не входит в расчет лимита доходов. Указанный способ содержит немалый риск, поскольку ФНС в судебном порядке может доказать факт манипуляции, анализируя банковские данные.
  2. Некоторые компании, чтобы снизить лимит, производят разного рода возвраты денежных средств покупателям в текущем периоде, чтобы вновь получить их в следующем периоде, по договоренности с контрагентами.
  3. По договоренности с контрагентом принимают деньги после истечения предельных дат, за которые считается лимит, например, оплату за товар предыдущего года получают в новом году.

Однако указанные способы сокрытия фактической выручки подлежат тщательному рассмотрению фискальными органами, а нередко и в судебных инстанциях. Судебная практика для компаний не утешительна: значительная часть решений принимается в пользу ФНС, со всеми вытекающими санкциями. Примером может служить решение по делу A26-7732/2014 от 03.09.15, рассмотренное в арбитраже СЗО. Суд признает такие манипуляции сокрытием выручки.

Компания, не желающая лишиться УСН по причине того, что у нее появился филиал, может оформить новую структурную единицу как представительство. Из всех способов сохранить упрощенный режим, этот – один из наиболее безопасных, поскольку признан судебными инстанциями законным (см. Пост ФАС СЗО №А05-9537/2010 от от 11-04-11 г., ФАС СКО №А32-4638/2010 от 11-08-10 г. и др.).

Вынужденная утрата права на УСН

Если условия применения упрощенки так или иначе нарушены, компания обязана уведомить ФНС о том, что она больше не может применять этот режим, по форме 26.2-2. Необходимо сделать это до 15 числа после квартала, в котором право было утрачено. В течение квартала, в котором налогоплательщик осуществил переход, платить штрафы и пени за неуплату налогов по ОСНО он не будет.

Последствия утраты права на УСН

Утратив по тем или иным причинам право на применение упрощенного режима НО и осуществляя переход на общую систему, налогоплательщик обязан решить ряд задач:

  1. Восстановление детализированного БУ, с использованием первичной документации. При работе на УСНО, как правило, углубленной аналитики не требуется.
  2. Организация учета , на добавленную стоимость, на имущество. Расчеты производятся по тем же правилам, что и для новых организаций или ИП, использующих ОСНО.

На заметку. Не забудьте подать декларацию по упрощенному налогу до 25-го числа месяца, следующего за моментом утраты права на УСН (ст. 346.23-2 НК РФ).

При переходе на общую систему нужно учитывать разницу подходов: кассового метода и метода начисления.

Необходимо исчислить:

  • дебиторскую задолженность;
  • кредиторскую задолженность, которую не успели погасить до перехода;
  • остаточную стоимость имущественных объектов.

Необходимо при этом помнить:

  1. Выручка, не оплаченная при упрощенке, включается в доходы при применении общей системы в первый месяц (НК РФ, ст. 346.25, п. 2 (1), письмо ФНС №СД-4-3/6, 09-01-18 г.).
  2. Авансы, полученные до начала применения общей системы, включаются в расчет налога на УСН независимо от момента отгрузки товара, а расходы по отгруженным товарам снижают налог на прибыль (НК РФ, ст. 251-1(1), письмо №03-11-06/2/8 Минфина от 28-01-09 г.). В расходы также включаются все неоплаченные задолженности по услугам, оплате труда и взносам (ст. 346.25 Кодекса, ряд писем Минфина, например, от 03-05-17 г.).
  3. Оплаченные и приобретенные при упрощенке МЦ, используемые как товар, могут быть проданы уже на общей системе. Их можно учитывать в момент расчета налога на прибыль (определение ВС №306-КГ15-289 от 06-03-15 г. и письма Минфина).
  4. При расчете необходимо учитывать только те операции, оплата по которым прошла после начала применения общей системы. Например, аванс за продукцию, полученный до перехода, в расчеты по этому налогу не включают.

Главное

  1. Утрата права на УСН, добровольная или принудительная, ведет за собой значительное число проблемных моментов, возникающих как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
  2. Добровольный переход на иную систему НУ возможен только в конце года, на начало следующего периода.
  3. При переходе на ЕНВД учет будет значительно упрощен, а общая система, напротив, предполагает его детализацию.
  4. В переходный период необходимо организовать НУ налогов на прибыль, имущества, НДС, расширить аналитическую составляющую БУ.
  5. Попытки обойти условия использования УСН путем сокрытия доходов и иных рискованных действий могут привести к судебным разбирательствам и принятию решений не в пользу налогоплательщика.

Налогоплательщик может утратить право на применение УСН, добровольно сменить налоговый режим с начала календарного года, а может просто прекратить предпринимательскую деятельность, которая облагалась в рамках данного спецрежима. Рассказываем о том, какие действия должен применить бывший «упрощенец», чтобы избежать негативных налоговых последствий.

Прекращение хозяйствующим субъектом применения упрощенной системы налогообложения происходит в следующих случаях:

Нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В этой ситуации налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН;

Добровольная смена режима налогообложения с начала календарного года (п. 6 ст. 346.13 НК РФ);

Прекращение налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (п. 8 ст. 346.13 НК РФ).

Рассмотрим порядок перехода на общий режим налогообложения в указанных случаях и определим налоговые последствия такого перехода.

Утрата права на применение УСН

Основания для утраты права на применение УСН

Основания, по которым налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, прописаны в п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Согласно этой норме если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Рассмотрим эти основания подробнее.

Предельный размер доходов. Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 150 млн руб. Эта величина предельного размера дохода установлена Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее - Закон № 401-ФЗ) с 1 января 2017 г. Напомним, что ранее она составляла 60 млн руб. и подлежала ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. С 1 января 2017 г. и до 1 января 2020 г. предельный размер доходов индексироваться не будет (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016); далее - Закон № 243-ФЗ). На 2020 г. коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 НК РФ, устанавливается равный 1 (п. 4 ст. 4 Закона № 243-ФЗ). С 2021 г. размер ограничения по доходам будет увеличиваться на коэффициент-дефлятор в порядке, действовавшем до 1 января 2017 г. (письмо Минфина России от 13.07.2016 № 03-11-11/41133).

Обратите внимание!

Если ограничение по размеру доходов для целей перехода на УСН (112,5 млн руб.) установлено только для организаций, то ограничение по размеру доходов для целей применения УСН (150 млн руб.) распространяется на всех налогоплательщиков - как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей (письма Минфина России от 05.11.2013 № 03-11-11/47084 , от 01.03.2013 № 03-11-09/6114, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/748).

Таким образом, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы индивидуального предпринимателя превысят 150 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН.

Как уже было отмечено выше, к доходам, размер которых обусловливает возможность применения УСН, относятся доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ.

По статье 346.15 НК РФ налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. В расчет не принимаются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ

В подпунктах 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ речь идет о «пограничных» доходах, то есть доходах, возникающих при переходе с общего режима налогообложения на УСН.

В письме Минфина России от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984 уточняется, что поскольку в соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод), то в целях применения положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ учитываются доходы, фактически поступившие налогоплательщику за отчетный (налоговый) период.

К таким доходам относятся и суммы полученной налогоплательщиком предоплаты. Пунктом 1 ст. 346.17 НК РФ установлено, что в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 31.10.2014 № 03-11-06/2/55215, данный порядок распространяется и на порядок определения предельного размера доходов, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

Остаточная стоимость основных средств . Одно из требований, нарушение которых ведет к утрате права на применение УСН, - это установленное п. 3 ст. 346.12 НК РФ требование о предельном размере остаточной стоимости основных средств.

Напомним, что согласно подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.

Как видим, ограничение установлено в отношении организаций. Между тем в п. 4 ст. 346.13 НК РФ речь идет об утрате права на применение УСН (в случае нарушения в том числе и этого требования) налогоплательщиками, которыми согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ являются и организации, и индивидуальные предприниматели. В связи с этим возникает вопрос о правомерности принудительного возврата индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения ввиду нарушения условия по размеру остаточной стоимости основных средств.

Позиция Минфина России по этому вопросу однозначна: если в течение отчетного (налогового) периода у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя остаточная стоимость основных средств превысит установленный предел, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие (письма Минфина России от 28.10.2016 № 03-11-11/63323, от 20.01.2016 № 03-11-11/1656, от 13.11.2015 № 03-11-11/65814, от 27.03.2015 № 03-11-12/16911, от 13.02.2015 № 03-11-12/6555, от 29.01.2015 № 03-11-11/3236 от 19.09.2014 № 03-11-06/2/47029, от 05.11.2013 № 03-11-11/46966, от 14.08.2013 № 03-11-11/32974, от 20.06.2013 № 03-11-11/23291, от 18.01.2013 № 03-11-11/9, от 22.09.2010 № 03-11-11/249, от 21.05.2010 № 03-11-11/147, от 27.10.2009 № 03-11-09/357, от 11.12.2008 № 03-11-05/296).

Минфин России указывает, что согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик (как организация, так и индивидуальный предприниматель) считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

В этой связи определение остаточной стоимости основных средств индивидуальным предпринимателем в целях п. 4 ст. 346.13 НК РФ производится по правилам, установленным подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для организаций. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Подход Минфина России к решению данного вопроса подтверждается судебной практикой.

Пример

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 03.04.2014 по делу № А26-5213/2013 обратил внимание на то, что в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, устанавливающем лимит стоимости основных средств для целей перехода на УСН, говорится только об организациях. Однако в формулировке п. 4 ст. 346.13 НК РФ, определяющего основания для утраты права на применение УСН, использовано понятие «налогоплательщик», включающее в себя как организации, так и предпринимателей. Следовательно, исходя из системного толкования указанных норм, вывод о распространении и на предпринимателей правила об утрате права на применение УСН при несоблюдении требования, приведенного в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, является обоснованным.

Средняя численность. В соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (в настоящее время это приказ Росстата от 26.10.2015 № 498).

Соответственно, если в процессе применения УСН данное условие будет нарушено, налогоплательщик обязан будет перейти на общую систему налогообложения на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Обращаем внимание, что в данной норме речь идет о средней численности работников за налоговый (отчетный) период, а не об их численности в конкретном месяце отчетного периода.

На это указал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 27.08.2012 № А78-8275/2011.

В деле, рассмотренном в указанном постановлении, налоговый орган в ходе налоговой проверки произвел расчет среднесписочной численности помесячно: среднесписочная численность работников за май 2008 г. составила 136,6 человек, за июнь - 134,1 человек. Исходя из того, что эта численность явно превышает 100 человек, налоговый орган определил, что общество утратило право на применение УСН и должно было применять общий режим налогообложения.

Суд первой инстанции сделал вывод, что из буквального толкования нормы подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что численность работников не должна превышать 100 человек за налоговый (отчетный) период по правилам, установленным Росстатом. При этом из норм законодательства о налогах и сборах не следует, что превышение в одном месяце отчетного (налогового) периода среднесписочной численности 100 человек влечет для налогоплательщика утрату права на применение УСН.

Суд произвел свои расчеты исходя из того, что месяцы май и июнь 2008 г. входят в отчетный период - шесть месяцев, и по правилам, определенным п. 90.6 действовавшего в проверяемый период постановления Росстата от 20.11.2006 № 69 1 , за отчетный период шесть месяцев численность определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за период с января по июнь включительно и деления на число месяцев работы в указанный отчетный период. Средняя численность за шесть месяцев по расчетам суда составила 83,62491 человек, за девять месяцев - 91,2374 человек, за 2008 г. - 90,06792 человек.

ФАС Восточно-Сибирского округа поддержал выводы суда первой инстанции, заключив, что общество не допускало превышения средней численности работников за отчетные и налоговый периоды, в связи с чем налоговый орган неправомерно признал его утратившим право на применение УСН.

Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Поволжского округа от 07.11.2007 по делу № А57-13696/2006-28. Суд указал, что для утраты права на применении УСН несоответствие требованию о средней численности работников должно иметь место по итогам отчетного периода, а не квартала.

Методика расчета средней численности работников приведена в п. 77-83 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата 26.10.2015 № 498. Пунктом 81.3 этих Указаний установлено, что лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором, штатным расписанием или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени. Как показывает арбитражная практика, эта норма иногда используется организациями для искусственного уменьшения средней численности работников с целью сохранения права на применение УСН.

Пример

В постановлении от 16.09.2015 № Ф09-6268/14 АС Уральского округа пришел к выводу, что перевод организацией работников на 0,5 ставки был осуществлен формально, для искусственного отражения численности работников и возможности применения специальных режимов налогообложения (Определением ВС РФ от 16.12.2015 № 309-КГ14-6449 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра).

Из проведенного налоговой инспекцией анализа заработной платы следовало, что у работников, оформленных на 0,5 ставки, размер начисленной заработной платы фактически соответствовал полному окладу, указанному в штатном расписании. Начисленная заработная плата складывалась из оклада от 0,5 ставки, а также премии. При этом работникам, работающим на полной ставке, размер премий начислялся меньше, чем работникам, работающим на 0,5 ставки. Таким образом, уменьшение оклада в два раза фактически компенсировалось соответствующим увеличением иных выплат.

Суд решил, что создание формального документооборота по занижению среднесписочной численности работников свидетельствует о направленности действий плательщика на получение необоснованной налоговой выгоды и поддержал выводы налогового органа об утрате налогоплательщиком права на применение спецрежимов.

Создание филиалов. Подпунктом 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими филиалы. Соответственно, при создании таких обособленных подразделений упрощенцем он считается утратившим право на применение УСН и обязан перейти на общий режим налогообложения на основании п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Между тем, как показывает арбитражная практика, одного формального создания налогоплательщиком филиала бывает недостаточно для того, чтобы считать его нарушившим условия применения УСН.

Таблица 1. Примеры споров, связанных с формальным созданием филиала

Реквизиты судебного акта

Комментарий

Постановление АС Уральского округа от 29.12.2014 № Ф09-8604/14

Наличие в ЕГРЮЛ сведений об имеющихся у налогоплательщика филиалах само по себе, без исследования обстоятельств их создания и фактической деятельности, не свидетельствует об имеющихся у налогоплательщика обособленных подразделениях в виде филиала или представительства

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2012 № Ф03-3203/2012

Факт создания и функционирования филиала, отвечающего признакам, перечисленным в ст. 55 ГК РФ, не доказан налоговой инспекцией

Суд указал, что при решении вопроса о наличии у организации филиала необходимо учитывать как общие признаки, установленные в п. 2 ст. 11 НК РФ для признания обособленного подразделения созданным, так и специальные нормы, предусмотренные в ст. 55 ГК РФ для признания обособленного подразделения филиалом

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.08.2014 по делу № А27-15408/2013

Созданное обществом структурное подразделение не отвечает признакам филиала в смысле ст. 55 ГК РФ, поскольку головной офис и филиал находятся в пределах одной административно-территориальной единицы и общество не наделило филиал имуществом. В связи с этим общество не утратило право на применение УСН

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2013 по делу № А27-16427/2012

Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания представительств и их регистрация в налоговом органе, в случае, когда представительство фактически не создано и не осуществляет деятельности, а по месту его регистрации не оборудованы стационарные рабочие места, само по себе не может свидетельствовать о наличии представительства либо филиала, следовательно, не может свидетельствовать о несоответствии налогоплательщика требованиям, установленным в подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

По данному вопросу см. также постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2011 по делу № А05-9537/2010, Уральского округа от 23.03.2010 № Ф09-1712/10-С2

Если в судебных решениях, приведенных в табл. 1, налогоплательщики не признавали наличия у них функционирующих филиалов, то в деле, рассмотренном АС Северо-Кавказского округа (постановление от 05.02.2015 № Ф08-10521/2014), формальность создания обособленного подразделения доказывала уже налоговая инспекция.

Пример

Суд признал правомерность выводов налоговой инспекции о формальном создании представительства с целью изменения режима налогообложения с упрощенной системы налогообложения на общую систему и возмещения НДС из бюджета. (Напомним, что до 1 января 2016 г. наличие представительства препятствовало применению УСН наряду с филиалами. Однако для описания схемы ухода от УСН это не имеет принципиального значения.).

Суд установил, что:

Общество, имеющее только руководителя и применяющее УСН, зарегистрировало представительство в смежном районе города на непродолжительный срок (с 15.09.2012 до 04.04.2013);

Представительство зарегистрировано после заключения договора поставки в период нахождения на УСН, цена которого включает НДС;

Для размещения представительства за минимальную арендную плату (1000 руб. в месяц) было арендовано 2 кв. м площади в комнате общей площадью 17 кв. м, без указания фактической части комнаты и арендуемого рабочего места;

Отсутствуют документы, подтверждающие осуществление представительством реальной деятельности.

Довод общества о том, что им исполнены все предусмотренные законодательством мероприятия и процедуры при создании представительства, был отклонен, поскольку формальное соблюдение требований не исключает правомерность вывода о формальном создании представительства.

(Постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.02.2015 № Ф08-10521/2014)

Доля участия других организаций. Подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрещается применять УСН организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Следовательно, при превышении установленного лимита организация считается утратившей право на применение УСН. С какого момента в случае изменения доли участника для организации наступают соответствующие правовые последствия? Ответ на этот вопрос дает судебная практика.

Пример

ООО применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы». В сентябре 2014 г. внеочередным общим собранием учредителей общества было принято решение увеличить уставный капитал общества за счет принятия в ООО нового участника - юридического лица. Вклад нового участника в уставный капитал составил 30%, что является нарушением условия применения ООО упрощенной системы налогообложения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись о том, что новый участник владеет долей в уставном капитале общества, номинальная стоимость которой составляла 30%, внесена 9 октября 2014 г.

Общество, полагая, что норма, по которой изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации соответствующих изменений, к отношениям, связанным с исчислением обществом налога, не применяется, решило, что оно утратило право на применение УСН с 1 июля 2014 г.

Как следствие, за III квартал 2014 г. общество представило в налоговый орган декларацию по НДС с суммой НДС к возмещению из бюджета в размере 17 619 103 руб. (начисленный НДС - 3 507 084 руб., НДС к вычету - 21 126 187 руб.).

Инспекция по итогам камеральной налоговой проверки вынесла решение о привлечении ООО к налоговой ответственности с доначислением суммы неуплаченного НДС за III квартал 2014 г. в размере 3 507 084 руб., штрафа и пеней. Сумма налога, заявленного к возмещению, уменьшена на сумму 17 619 103 руб.

Посчитав решение инспекции незаконным, ООО обратилось в суд.

Суды трех инстанций признали решение налогового органа правомерным. Они указали следующее.

Подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Согласно п. 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) изменения в связи с увеличением уставного капитала общества за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, для третьих лиц приобретают силу с момента их государственной регистрации.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 14-ФЗ, п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом № 14-ФЗ, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и ведения ЕГРЮЛ урегулирован Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Факт регистрации соответствующих изменений имеет правовое значение для правоотношений между обществом и третьими лицами, в том числе инспекцией, регистрирующим органом, и именно с этого момента наступают соответствующие правовые последствия для общества в данных правоотношениях. Моментом государственной регистрации является 9 октября 2014 г.

Следовательно, с учетом п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик утратил право применения упрощенной системы налогообложения с 1 октября 2014 г.

Право на вычет «входного» налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), в III квартале 2014 г., до перехода на общую систему налогообложения у ООО отсутствует.

Исходя из этого, обществом неправомерно применены налоговые вычеты за III квартал 2014 г. в размере 21 126 187 руб., следовательно, у налогоплательщика отсутствует право на возмещение НДС из бюджета в размере 17 619 103 руб.

Из налоговой декларации по НДС следует, что сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за III квартал 2014 г., составила 3 507 084 руб. Поскольку эта сумма налога в бюджет не уплачена, налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности.

(Постановление АС Дальневосточного округа от 03.10.2016 № Ф03-4447/2016)

Участие в договоре простого товарищества (договоре доверительного управления имуществом). К утрате права на применение УСН ведет и нарушение требований п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Согласно этому пункту налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В связи с этим возникает вопрос: если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», в течение налогового периода стал участником договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом), он может изменить объект налогообложения или же теряет право на применение УСН?

Минфин России в письмах от 30.05.2012 № 03-11-06/2/73, от 06.12.2010 № 03-11-11/311, от 11.06.2009 № 03-11-09/206 разъяснил следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Право изменять в течение налогового периода объект налогообложения в виде доходов на доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) глава 26.2 НК РФ не предусматривает.

Поэтому если плательщик УСН с объектом налогообложения в виде доходов стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, то он на основании положений п. 4 ст. 346.13 НК РФ считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

Об утрате права на УСН налогоплательщиком, применявшим этот спецрежим с объектом «доходы» и ставшим участником договора доверительного управления имуществом, см. также письмо ФНС России от 15.02.2016 № СД-4-3/2420@.

Такой подход находит поддержку и в судах (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2012 № А78-5572/2011).

Как показывает арбитражная практика, рассматриваемая норма Кодекса иногда используется налогоплательщиками с целью намеренного перехода на общую систему налогообложения в течение года. Однако суды такие недобросовестные действия налогоплательщиков пресекают (см., постановления АС Уральского округа от 20.08.2014 № Ф09-4712/14, ФАС Уральского округа от 23.12.2013 № Ф09-13757/13, Северо-Кавказского округа от 07.06.2012 по делу № А32-10370/2011 (Определением ВАС РФ от 09.11.2012 № ВАС-11817/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) и др.).

Пример

В ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено неисчисление предпринимателем налога по УСН с объектом налогообложения «доходы» по причине того, что предприниматель считал себя участником договора простого товарищества и облагал доходы от указанной деятельности по общей системе налогообложения. Предприниматель не согласился с предъявленными ему в связи с этим доначислениями и штрафом и обратился в суд.

Однако суды трех инстанций встали на сторону налогового органа.

Судами было указано на несостоятельность довода предпринимателя о том, что он фактически не применял УСН, а считал себя плательщиком налогов общей системы обложения в связи с заключением им договора простого товарищества с другим индивидуальным предпринимателем по следующим причинам:

Доказательства ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках указанного договора отсутствуют;

Договором простого товарищества ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности возлагается на предпринимателя. Однако в ходе проверки установлено, что после заключения договора простого товарищества бухгалтерский и налоговый учет у предпринимателя не изменился (раздельный учет не велся).

В результате суды пришли к выводу о недоказанности реальности договора простого товарищества, его формальном оформлении с целью уменьшить налоговые обязательства по УСН.

(Постановление АС Уральского округа от 20.08.2014 № Ф09-4712/14)

Последствия утраты права на применение УСН

При утрате права на применение УСН в результате нарушения условий ее применения суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения по вышеуказанным основаниям, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.

Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234).

О переходе на иной режим налогообложения в результате утраты права на применение УСН налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Для этих целей можно пользоваться формой 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Форма является рекомендуемой для применения.

За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного п. 5 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 126 НК РФ (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378).

Кроме того, при переходе на иной режим налогообложения в порядке, установленном п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 119 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

Обращаем внимание, что налогоплательщик, утративший право на применение УСН, вновь переходя на этот спецрежим, обязан выполнить требование о направлении в налоговую инспекцию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.02.2014 № А19-6631/2013, Западно-Сибирского округа от 25.11.2013 по делу № А02-2098/2012, Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А23-404/2013).

Добровольный отказ от УСН

Если налогоплательщик, применяющий УСН, захочет добровольно перейти на иной режим налогообложения, он может сделать это только с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает осуществить такой переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ (форма № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»).

Минфин России и ФНС России настаивают на том, что своевременная подача уведомления об отказе от применения УСН является обязательным условием смены налогового режима и без его выполнения отказ от УСН не может быть осуществлен (письма Минфина России от 14.07.2015 № 03-11-09/40378 (направлено письмом ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14234), от 03.07.2015 № 03-11-11/38553, от 24.12.2012 № 03-11-11/391, ФНС России от 10.10.2012 № ЕД-4-3/17109@, от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587).

Так, в письме от 19.07.2011 № ЕД-4-3/11587 «О соблюдении налогоплательщиками положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации» ФНС России обращает внимание, что налогоплательщику Кодексом предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком такого решения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Следовательно, направление уведомления в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода.

Таким образом, отмечается в письме, налогоплательщик, своевременно подавший заявление о применении УСН и не уведомивший налоговый орган в установленный п. 6 ст. 346.13 НК РФ срок о переходе на иной режим налогообложения, признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном НК РФ для этой категории налогоплательщиков.

А поскольку переход организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН и возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер, то в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе.

Позицию контролирующих органов разделяют и некоторые суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2013 по делу № А26-6026/2012, Западно-Сибирского округа от 14.10.2009 по делу № А03-3115/2009, Уральского округа от 06.03.2009 № Ф09-986/09-С2).

Между тем существует и противоположная судебная практика (см. табл. 2).

Таблица 2. Несоблюдение условий добровольного возврата к общему режиму: решения в пользу налогоплательщиков

Реквизиты судебного акта

27.10.2014 распечатать

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения в текущем году, при нарушении определенных условий могут потерять право на ее использование. Если незапланированная потеря «упрощенки» все же случилась, применять общий режим налогообложения придется начиная с того квартала, в котором произошло нарушение. В этой статье мы расскажем, какие шаги нужно будет предпринять при таком вынужденном переходе и каково главное правило переходного периода.

Для начала напомним, что применять УСН могут не все фирмы и индивидуальные предприниматели. Полный перечень тех, кому законодательство запрещает работать на «упрощенке», содержится в . К ним относятся фирмы, имеющие филиалы или представительства, банки, страховщики, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, производители подакцизных товаров, фирмы, занимающиеся игорным бизнесом, казенные и бюджетные учреждения и др.

Альтернатива кассовому методу - метод начисления. В дальнейшем речь пойдет только о нем.

Если вы намерены использовать этот метод, то при уходе с «упрощенки» могут возникнуть проблемы. Например, по сделкам, в счет которых:

  • получена неотработанная предоплата;
  • выдан аванс поставщикам и подрядчикам под будущие поставки товаров (работ, услуг);
  • товары отгружены (работы выполнены, услуги оказаны) покупателям, но еще не оплачены ими;
  • товары (работы, услуги) от поставщиков получены, но не оплачены вами.

И даже если к моменту потери «упрощенки» стоимость вашего объекта основных средств полностью списана в налоговом учете, но не полностью списана в бухучете, ее нужно включить в базу для расчета налога на имущество.

Поскольку при переходе с УСН на общий режим налоги считаются как для вновь созданной организации, для расчета налога остаточная стоимость основных средств в те месяцы, когда компания применяла «упрощенку», принимается равной нулю ( , ).


Обратите внимание

Начиная с 2015 года «упрощенцы» становятся плательщиками налога на имущество организаций, уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 в ред. Закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Последняя декларация

Потеряв право на УСН, бывший «упрощенец» должен в последний раз рассчитать единый налог и сдать «упрощенную» декларацию.

При «слете» с упрощенной системы до окончания года последний отчетный период по единому налогу является и последним налоговым периодом (). А последним налоговым периодом, как указывают контролеры, будет считаться отчетный период, предшествующий кварталу, с начала которого фирма переходит на общий режим.

Так, у «упрощенца» с объектом «доходы» последним платежом по «упрощенному» налогу будет платеж за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором потеряно право на УСН. Ему останется лишь представить налоговую декларацию за этот отчетный период. Сделать это нужно не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за кварталом, в котором фирма потеряла право на спецрежим (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

Это правило касается и большинства «упрощенцев» с объектом «доходы минус расходы». Почему большинства, а не всех? Дело в том, что при определенных условиях некоторые фирмы и предприниматели обязаны исчислить и уплатить минимальный налог в размере одного процента от суммы полученного дохода. Происходит это в том случае, если сумма налога, исчисленного по итогам налогового период в общем порядке, окажется меньше величины рассчитанного за этот же период минимального налога. Или когда по итогам налогового периода получен убыток ().

Долгое время такой порядок расчета минимального налога чиновники настоятельно рекомендовали использовать «упрощенцам», утратившим до окончания года право применять спецрежим (письма ФНС России от 27.03.2012 , Минфина России от 08.06.2005 № 03-03-02-04/1-138, от 24.05.2005 № 03-03-02-04/2/10).

К аналогичному выводу пришел и Президиум ВАС России. В постановлении от 02.07.2013 высшие судьи указали, что налоговым периодом применительно к УСН является отчетный период, предшествующий кварталу, в котором «упрощенец» потерял право на применение данного налогового режима.

Значит, фирме (предпринимателю), потерявшей право на доходно-расходную УСН, подать итоговую декларацию и перечислить сам налог нужно будет не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за кварталом, в котором она утратила возможность применять спецрежим (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

Рассмотрим на примере, как платить налог и подавать декларацию в таком случае.


Пример 6

Организация в течение года работала на УСН, уплачивая единый налог с разницы между доходами и расходами. За полугодие она получила доход в сумме 30 500 000 рублей, расход за этот период составил 29 000 000 рублей.

В сентябре доход фирмы превысил допустимую границу. В результате право на упрощенный режим компания потеряла в III квартале. Сумма авансового платежа по единому налогу за полугодие составила:
(30 500 000 руб. - 29 000 000 руб.) × 15% = 225 000 руб.

Сумма минимального налога за налоговый период равна:
30 500 000 руб. × 1% = 305 000 руб.

Так как минимальный налог больше единого налога, фирма должна сдать итоговую декларацию и уплатить минимальный налог.

Перечислить налог нужно не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за III кварталом, т. е. не позднее 25 октября текущего года.

Бухгалтер компании должен направить в налоговую инспекцию сообщение об утрате права на применение УСН по форме 26.2-2 не позднее 15 октября текущего года.


Таким образом, если организация утратила право на применение УСН в течение года и не отработала на этом спецрежиме налоговый период полностью, от уплаты минимального налога (если для этого имеются соответствующие основания) она не освобождается.

Борис Сваин, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Практическая бухгалтерия

Можно добровольно или вынужденно. Но как бы ты ни было, необходимо поставить в известность ФНС, уплатить налоги и своевременно отчитаться по обоим режимам. А также кое-что изменить в налоговом учёте. Давайте рассмотрим особенности и порядок перехода на традиционную налоговую систему бывшего плательщика УСН.

Как проинформировать ФНС

Срок и форма уведомления инспекции о смене системы налогообложения зависят от того, по какой причине это происходит. В приказе от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829@ ФНС предложила несколько бланков для разных ситуаций. Теоретически можно подать документ и в свободной форме, поскольку бланки носят рекомендательный характер. Но во избежание лишних вопросов лучше использовать стандартные.

Добровольный переход

Если упрощённая необдуманно, отказаться от неё и вернуться на основной режим можно будет только со следующего года. До 15 января необходимо подать в налоговую уведомление об отказе от применения УСН по форме № 26.2-3. ОСНО начнет действовать с 1 января. Отчитаться и уплатить налог за последний год работы на упрощённой системе следует в обычные сроки.

Прекращение упрощённой деятельности

Бывает, что направление бизнеса на УСН прекращено, но компания или ИП не закрывается. Для уведомления ИФНС в таком случае заполняется форма 26.2-8. Подать её нужно в течение 15 рабочих дней с даты прекращения деятельности. Этот день налогоплательщик устанавливает сам. В таком случае подать декларацию и рассчитаться по налогу нужно не позднее 25 числа месяца, следующего после прекращения деятельности на упрощёнке.

Утрата права на УСН

Организация или ИП в течение года может потерять право на применение упрощённой системы или, как говорят, "слететь" с УСН. Происходит это из-за превышения лимитов или несоответствия иным требованиям, которые установлены для этого налогового режима.

Если так случилось, то необходимо подать в налоговую сообщение об утрате права на применение УСН по форме 26.2-2. Сделать это нужно не позже 15 числа месяца, следующего за тем, в котором право на упрощёнку было потеряно. И в том же месяце, не позднее 25 числа, отчитаться по УСН.

При этом будет считаться, что субъект применяет ОСНО с начала того квартала, когда это право потерял, то есть «задним числом». Но не стоит из-за этого переживать. В таком случае компания освобождается от пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов в квартале перехода. Это прямо прописано в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ.

Порядок действий

Рассмотрим переход с УСН на ОСНО в 2019 году на примере. ООО «Апельсин» применяло упрощёнку с объектом « ». По итогам 3 квартала выручка превысила 150 млн рублей, и право на льготный режим было потеряно. Компания оказалась на ОСНО с 1 июля 2019 года. Вот что нужно сделать после этого:

  1. Подать в налоговую сообщение об утрате права на УСН не позднее 15 октября по форме 26.2-2 .
  2. Посчитать базу по упрощёнке за 6 месяцев 2019 года, уплатить налог и подать декларацию не позднее 25 октября.
  3. Начислить и уплатить за 3 квартал с реализации, подать декларацию до 25 октября включительно в электронном виде через оператора ЭДО. В тот же срок нужно уплатить 1/3 исчисленного налога, остальное — равными частями до 25 ноября и 25 декабря.
  4. Посчитать налог на прибыль за период с 1 июля по 30 сентября. Подать декларацию за 9 месяцев не позднее 28 октября. В тот же срок нужно уплатить исчисленную сумму.
  5. Рассчитать авансовый платёж по налогу на имущество (недвижимость) и подать соответствующую форму не позднее 30 октября, если это предусмотрено местным законом.

Лимиты и ограничения на УСН

Теперь разберём, за нарушение каких условий можно потерять право на упрощёнку. Чаще всего такое случается из-за превышения лимита по доходу. В пункте 4 статьи 346.13 НК РФ сказано, что это 150 млн рублей по итогам отчётного или налогового периода. То есть переход с УСН на ОСНО в 2019 году произойдёт, если по окончании какого-либо квартала или всего года сумма учитываемых нарастающим итогом доходов превысит эту цифру.

Кроме того, потерять право на льготный режим можно по таким причинам:

  • в год превысила 100 человек;
  • организация открыла филиал;
  • доля в компании, принадлежащая другому юридическому лицу, превысила 25%;
  • остаточная стоимость основных средств превысила 150 млн рублей;
  • организация начала заниматься бизнесом, который запрещён для УСН (например, производить подакцизные товары);
  • компания на УСН с объектом « » вступила в простое товарищество или заключила договор доверительного управления имуществом.

Подробно об ограничениях для применения УСН сказано в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

Минфин предлагает с 2020 года по доходу и количеству работников, а также ввести дополнительные повышенные ставки налога. Если в итоге это утвердят, будет действовать такой порядок:

  1. При количестве работников не более 100 человек и / или доходе не более 150 млн рублей будут применяться прежние ставки — 6% для УСН Доходы и 15% — для объекта «Доходы минус расходы».
  2. При количестве работников 101-130 человек и / или доходе от 150 до 200 млн рублей будут применяться ставки 8% и 20%.
  3. При выходе за верхние значения из пункта 2 упрощёнку применять нельзя.

Повышенные ставки буду действовать до конца того года, в котором был превышен лимит, а также весь следующий год. Если по его окончании количество работников / доход впишется в размеры, указанные в пункте 1, то ставка снижается до стандартной.

Учёт доходов и расходов

Находясь на упрощённой системе, налогоплательщики в соответствии с кассовым методом — по факту движения денежных средств. Это значит, что доходы признаются тогда, когда деньги поступают, расходы — когда платежи уходят. На ОСНО наряду с кассовым существует учёт по методу начисления. При нём доходы и расходы признаются в том периоде, в котором была произведена операция, а реальное движение денежных средств роли не играет.

Для применения кассового метода на основной системе есть ограничение по выручке от реализации за предыдущие четыре квартала. В среднем по каждому периоду её сумма должна быть не более 1 млн рублей. Если выручка больше, то нужно переходить на метод начисления. Он является основным и применяется большинством компаний.

  1. В доходах за первый месяц ОСНО отразить дебиторскую задолженность. Это суммы, которые поставщики должны были перевести за товары, отгруженные на УСН. В тот период эти доходы не были учтены, ведь применялся кассовый метод. Теперь же применяется метод начисления, и раз товары уже отгружены, значит, доход от их реализации должен быть учтен.
  2. Если на момент перехода есть полученные авансы, по которым поставка ещё не осуществлялась, то учитывать их при расчёте налога на прибыль не нужно. Эти суммы учитываются в доходе, облагаемом налогом при УСН, поскольку на момент их получения действовал кассовый метод.
  3. В расходах первого месяца на основном режиме нужно отразить суммы непогашенной кредиторской задолженности. Причины те же — применение ранее кассового метода, при котором эти расходы не были учтены. Таким образом, задолженность перед бюджетом, контрагентами или сотрудниками уменьшит базу по налогу на прибыль.
  4. Нельзя списать в расходы образовавшуюся при УСН безнадежную дебиторскую задолженность. Если же она признана таковой после перехода, то учесть её в расходах можно.
  5. Производственные затраты и расходы на покупку товаров для перепродажи списываются после того, как продукция или товар реализованы. Если компания понесла такие затраты на УСН, а реализовать готовую продукцию до перехода не успела, то учесть её стоимость можно в расходах по налогу на прибыль. Причём неважно, какой ранее был выбран объект упрощёнки. Иначе говоря, компания, применяющая «доходную» УСН, после перехода на ОСНО сможет списать такие затраты. Это очень выгодно, поскольку на УСН такой возможности не было.

Посмотрим, как нужно учесть некоторые операции ООО «Апельсин». Во 2 квартале оно поставило партию товара на сумму 500 тыс. рублей, но оплата за него пока не поступила. От другого покупателя был получен аванс в сумме 1 млн рублей. Кроме того, к моменту перехода у ООО накопилась задолженность перед поставщиком в сумме 100 тыс. рублей.

  • в доходы — дебиторскую задолженность в сумме 500 тыс. рублей;
  • в расходы — кредиторскую в сумме 100 тыс. рублей.

Аванс в базе по налогу на прибыль участвовать не будет, ведь поставки по нему ещё не было. Однако его нужно включить в доходы при исчислении базы налога по УСН.

Сказанное выше про учёт доходов и расходов справедливо для организаций. Относительно индивидуальных предпринимателей вопрос непростой. ФНС традиционно придерживается мнения, что ИП могут применять только кассовый метод. Ведь вместо они платят НДФЛ, а он не предусматривает учёта методом начисления. Однако суды в таких делах чаще встают на сторону предпринимателей и признают применение этого метода правомерным.

Если есть внеоборотные активы

Списание стоимости основных средств и нематериальных активов на основной и упрощённой системах производится по-разному. Поэтому если есть имущество, затраты на которое ещё подлежат списанию, при экстренном переходе нужно рассчитать его остаточную стоимость. Она должна быть перенесена в налоговый учёт на ОСНО для последующей амортизации.

Касается это только тех компаний, которые переходят на традиционную систему с упрощёнки с объектом «Доходы минус расходы». Если использовалась УСН Доходы, рассчитывать остаточную стоимость не нужно, поскольку этот налоговый режим не предполагает учёта расходов.

Если объект был приобретен на основной налоговой системе ещё до того, как организация перешла на упрощённую, то остаточную стоимость также необходимо рассчитать. Применяется формула: из остаточной стоимости на дату перехода на УСН вычитаются суммы, списанные на упрощёнке.

При добровольном переходе никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Дело в том, что стоимость имущества при применении упрощённой системы списывается до конца года, в котором оно было приобретено. Добровольный переход возможен только с начала следующего года, а к этому моменту все уже будет списано.

Итак, при переходе на ОСНО с упрощёнки в середине года есть ряд нюансов. Компания не всегда может контролировать параметры применения УСН, особенно выручку. Поэтому потерять право на этот льготный режим довольно просто. Вернуться же можно только спустя год. Таким образом, при утрате права в текущем году применять УСН снова можно будет не ранее 2021 года.

Организации, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут добровольно сменить режим. Иногда уйти с УСН необходимо в силу требований законодательства. В 2019 году это становится актуально еще и, если ИП решил стать самозанятым , а ранее он применял УСН. Рассмотрим, в каких случаях и по какой форме заполняется уведомление о прекращении применения УСН.

Причины для ухода с УСН

Компании, ИП могут поменять систему налогообложения с упрощенной на иную:

    самостоятельно, по воле самих налогоплательщиков (например, если для заключения госконтрактов или для работы с контрагентами важнее быть на ОСНО и платить НДС);

    в силу требований НК РФ.

    как сказано выше, ИП решил перейти на налог на профессиональный доход (налог для самозанятых). В письме от 26 декабря 2018 г. № СД-4-3/25577@ налоговики разъяснили, что в течение месяца с момента перехода на «самозанятый» налог, необходимо подать уведомление о прекращении применения УСН.

Регулирует порядок отказа от УСН ст. 346.13 НК РФ. В любом случае на подачу уведомления налогоплательщику отводится 15 дней со дня, когда он сменил режим, перестал вести деятельность по «упрощенке» или после окончания квартала, когда он утратил на нее право. Снова вернуться на УСН можно не ранее чем через год, с началом нового налогового периода (т.е. календарного года).

Обязательная смена режима

Сообщить налоговикам о невозможности дальнейшего применения УСН налогоплательщик обязан, когда:

    Доходы превысили лимит, указанный в налоговом законодательстве (150 миллионов рублей в 2019 году).

    Число персонала в компании/у ИП, превысило 100 человек.

    Остаточная стоимость основных средств компании стала больше, чем 150 миллионов рублей.

    Произошло открытие филиала.

    Доля участия других компаний стала более 25%. Это ограничении не касается:

– некоммерческих предприятий потребкооперации;

– фирм, состоящих на 100 % из вкладов общественных организаций инвалидов при численности инвалидов более половины сотрудников и их зарплаты более ¼ от всего фонда оплаты труда;

– хозобществ и хозпартнерств, учрежденных научными и образовательными организациями, основанных для внедрения практического применения результатов интеллектуальной деятельности или других научных разработок.

    Организация занялась деятельностью, при которой невозможно применять УСН (например, стала производить подакцизную группу товаров или ведет игорный бизнес).

То есть уведомить налоговиков потребуется, если нарушены условия для применения спецрежима, указанные в ст. 346.12 НК РФ. В этом случае в ИФНС нужно направить сообщение об утрате права на УСН по форме 26.2-2 (приказ ФНС № ММВ-7-3/829 от 02.11.2012). Организация/ИП считаются потерявшими право на УСН с 1-го числа квартала, когда было допущено нарушение.

Смена режима добровольно

В интересах компании на другой режим УСН поменять самостоятельно вполне возможно, но сделать это разрешается только с начала следующего налогового периода, иначе говоря, с 1 января. На подачу уведомления о прекращении УСН (для перехода на другой режим) отводится 15 календарных дней. То есть срок добровольного отказа – до 15 января года, в котором происходит смена налогообложения. Поскольку нельзя сменить упрощенный режим в середине года по желанию руководства компании, опоздав с уведомлением, продолжать работу на УСН придется до начала следующего года. Уведомление в этом случае заполняется по форме 26.2-3 (утв. тем же приказом ФНС № ММВ-7-3/829).

Если ИП/компания вовсе прекращает вести деятельность, по которой применялась «упрощенка», но при этом не ликвидируется, а продолжает работу по другим направлениям, надо подать в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по УСН по форме 26.2-8. Сделать это нужно в течение 15 дней после прекращения такой деятельности. Подробнее об этой форме мы расскажем далее.

Когда не требуется подавать уведомление 26.2-8

Не надо подавать форму 26.2-8 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности по УСН», если:

    по «упрощенным» видам бизнеса планируется переход на другой спецрежим или ОСНО;

    налогоплательщик «слетает» с упрощенного режима;

    прекращается предпринимательская деятельность ИП/ликвидируется предприятие.

В случае полной остановки ведения всех видов деятельности и закрытия фирмы предприниматель/компания не обязаны подавать налоговикам установленную форму именно по УСН-деятельности, так как они направляют отдельное заявление о прекращении всей деятельности, на основании которого информация о закрытии вносится в госреестр.

Форма уведомления 26.2-8

Для извещения налоговой инспекции о прекращении УСН-деятельности введено уведомление – специальная форма 26.2-8. Подается она в свою территориальную ИФНС.

Уведомление о прекращении УСН 2019 (бланк можно найти ниже) применяется на основании приказа ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ (приложение № 8).

Ниже мы приведем образец заполнения формы 26.2-8.

Уведомление 26.2-8: образец заполнения

Подать уведомление 26.2-8 в ИФНС можно любым из следующих способов:

Электронно;

Почтой ценным письмом с описью;

Лично (уполномоченным лицом).

Кроме отметки о получении на втором экземпляре при подаче формы лично, или направления квитанции при отправке через интернет, никаких других документов ИФНС в ответ не выдает. То есть подразумевается, что само предприятие уведомляет фискальные органы о прекращении «упрощенных» видов деятельности (уведомительный характер), никакое предварительное решение налоговой при этом не требуется.

mob_info