Передача портфеля: правовые проблемы. Последствия, наступающие при смене страховой компании Передача портфеля страховой компании

С. ДЕДИКОВ

Сергей Дедиков, член правления Московского перестраховочного общества.

В последнее время особую актуальность приобрел вопрос об основании, условиях и процедуре передачи одним страховщиком другому своего страхового портфеля. Это связано с тем, что вследствие вступления в силу новой редакции Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" () в январе 2004 г. уже у нескольких сотен страховых компаний и перестраховочных обществ Федеральной службой страхового надзора (ФССН) отозваны лицензии на право ведения страховой деятельности из-за недостатка капитала. Этот процесс будет продолжаться, так как при требовании Закона о периодическом и существенном увеличении размера капитала всегда будут страховщики, которые не сумеют этого сделать в установленные сроки. Кроме того, в ближайшие годы произойдет реальное разделение долгосрочного страхования жизни, рисковых видов страхования и перестрахования. Сейчас и в будущем не исключены случаи ограничения и приостановления лицензий органом страхового надзора, добровольного отказа страховщиков от каких-то видов страхования. Также в условиях усиливающейся конкуренции и концентрации страхового бизнеса определенная часть компаний обанкротится или просто будет ликвидирована по решению собственников.

О значимости этой проблемы красноречиво говорит тот факт, что сейчас орган страхового надзора и все ведущие профессиональные объединения страховщиков разрабатывают проекты документов об условиях и процедуре передачи страхового портфеля.

В соответствии с п. 5 ст. 25 Закона N 4015-1 страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному или нескольким страховщикам (замена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, то есть соответствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.

Часть 2 п. 5 ст. 25 указанного Закона устанавливает закрытый перечень оснований, при наличии которых договор о передаче страхового портфеля заключаться не может. Это:
а) наличие договоров страхования, заключенных с нарушением закона;
б) несоблюдение страховщиком, принимающим страховой портфель, требований финансовой устойчивости;
в) отсутствие письменного согласия страхователей, застрахованных лиц на передачу портфеля;
г) отсутствие в лицензии, выданной страховщику, принимающему портфель, указания вида страхования, по которому заключены договоры страхования;
д) отсутствие у передающей портфель компании активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов, за исключением случаев банкротства.

Законодатель предписал также одновременно с передачей обязательств передавать активы в объеме страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам.

Кроме того, Закон устанавливает, что в случае, если правила страхования страховщика, принимающего страховой портфель, не соответствуют правилам страхования страховщика, передающего страховой портфель, изменения условий договоров страхования должны быть согласованы со страхователем.

Замена страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств () регулируется ст. 23 Закона об ОСАГО. Эта статья предусматривает, что замена страховщика происходит на основании договора между двумя страховыми компаниями и с согласия страхователей, потерпевших, требующих страховых выплат по полисам обязательного страхования, а также органа страхового надзора. Пункт 4 указанной статьи определяет три основания для отказа органа страхового надзора в согласии на такую сделку:
а) нарушение принимающей стороной в случае принятия обязательств по договорам ОСАГО требований к гарантиям платежеспособности страховых организаций;
б) отсутствие лицензии на ОСАГО;
в) несоответствие условий и порядка замены страховщика требованиям законодательства.

Меньшее количество специальных требований к договорам передачи страхового портфеля в системе ОСАГО, установленное Законом, объясняется главным образом тем, что в сфере обязательного страхования действуют типовые правила страхования и применяются однотипные страховые договоры.

Правовые проблемы, связанные с передачей страхового портфеля, сводятся в основном к следующему.

В законодательстве не раскрыто понятие "страховой портфель". Поскольку договоры страхования упомянуты во множественном числе, то надо полагать, что страховой портфель образуют два и более договора перестрахования. Входят ли в страховой портфель договоры, срок действия которых истек, но по которым еще продолжается расследование или рассмотрение страхового случая? Думаю, да, поскольку обязательства страховщика по страховой выплате здесь продолжают действовать. В страховой портфель должны включаться также так называемые входящие договоры перестрахования, в которых страховщик выступает в качестве перестраховщика. Еще одна юридическая неопределенность заключается в том, что страховой портфель может включать как все договоры страхования и перестрахования, заключенные соответствующим страховщиком, так и некоторую их часть. Однако возможные критерии деления договоров по разным портфелям также пока неясны. Думаю, что их может устанавливать сам страховщик, он сам определяет количество и объем обязательств, вид страховых рисков, наличие или отсутствие среди них перестрахованных рисков, входящих в конкретный страховой портфель, и, следовательно, у него может быть как один, так и несколько страховых портфелей, причем самой разнообразной конфигурации.

На мой взгляд, в портфель должны были бы включаться также договоры исходящего перестрахования, где страховщик, передающий портфель, выступает в качестве перестрахователя, ведь в таком качестве может выступать лишь страховая организация, имеющая соответствующую лицензию. В случае ограничения, приостановления или отзыва лицензии страховщик уже не может быть и перестрахователем, поскольку, согласно п. 1 ГК РФ, по договорам перестрахования страхуется риск выплаты по заключенным договорам страхования. Однако норма Закона, предусмотревшая передачу только обязательств, фактически оставила такие договоры вне страхового портфеля.

Некорректность ряда положений законодательства, касающихся передачи страхового портфеля, очевидна. В Законе не до конца прояснена правовая природа договора передачи страхового портфеля. Если отвлечься от тех дополнительных требований Закона N 4015-1 и Закона об ОСАГО, о которых сказано выше, то сделка по передаче страхового портфеля вполне укладывается в совокупность двух хорошо известных в цивилистике договоров: перевода долга (в части передачи обязательств) и уступки требования, или цессии (в части передачи активов, обеспечивающих страховые резервы, в состав которых, хотя и неполностью, входит дебиторская задолженность, то есть право требования страховщика к страхователям об уплате ими страховой премии, а также договоров исходящего перестрахования). Если так, то вызывает сомнение необходимость дополнительного регулирования данных отношений специальным законом или какими-либо нормативными актами.

Как известно, ГК РФ основан на концепции исчерпывающего регулирования поименованных договоров, если только в самом Кодексе не указано, что соответствующий вид сделок подлежит преимущественному регулированию другим нормативным актом. В главе 24 ГК РФ, регламентирующей отношения по перемене лиц в обязательствах, ни слова не говорится о необходимости принятия каких-либо законодательных или иных правовых актов для регулирования цессии и перевода долга в страховании. Поскольку в законе нет запрета на совершение страховщиками сделок перевода долга и уступки требований, то налицо конкуренция двух механизмов решения одной и той же задачи - передачи страхового портфеля. Это возможно либо путем заключения договора передачи портфеля, отягощенного целым рядом дополнительных требований, либо путем оформления договоров цессии и перевода долга. Для них в Законе установлены минимальные требования: сделка совершается в той же форме, что и сделка, в соответствии с которой существует долг либо на основании которой возникли соответствующие требования. Для перевода долга требуется согласие кредитора; по договору цессии первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за действительность этого требования, но не несет ответственности за его исполнение должником. Для того чтобы воспользоваться вторым и более простым способом передачи обязательств и требований, достаточно просто заключать такие сделки в отношении отдельных страховых договоров. К тому же, как уже отмечалось, передача портфеля - не обязанность, а право страховой организации. В свете сказанного совершенно очевидно, что договор передачи портфеля сможет прижиться только в том случае, если он будет упрощать по сравнению с договором перевода долга процедуру получения согласия кредиторов либо вообще исключит необходимость получения такого согласия. Вот почему законодателю следовало бы сосредоточить свое внимание как раз на том, чтобы, учитывая массовость страховых договоров, облегчить процедуру перевода долга, разрешив делать это в порядке исключения из общего правила без согласия кредиторов. Конечно, здесь возникнут плюсы и минусы. Минусы: страхователь или выгодоприобретатель вынужден будет иметь дело со страховщиком, который ему не нравится или которому он по той или иной причине не доверяет. При этом может ухудшиться качество страховой услуги в силу недостатков технологии страховщика и его пренебрежительного подхода к клиенту.

Плюсы: сохраняется реальная страховая защита имущества и имущественных интересов страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, и в случае наступления страхового события они получат компенсацию понесенных убытков. Совершенно очевидно, что достоинств больше, чем недостатков. К тому же страхователь, если ему не понравится новый страховщик, вправе подобрать другого страховщика, в любое время расторгнуть прежний страховой договор (п. 2 ГК РФ) и заключить его с новым страховщиком. Правда, он при этом рискует потерять часть страховой премии, так как ч. 2 п. 3 ст. 958 ГК РФ устанавливает, что при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное. Чтобы снять эту проблему, целесообразно было бы предусмотреть в данной норме, что при отказе страхователя или выгодоприобретателя от договора после перевода долга от одного страховщика другому премия возвращается страхователю или выгодоприобретателю пропорционально времени, прошедшему с момента прекращения договора до момента истечения срока действия этого договора, установленного сторонами при его заключении.

Если посмотреть на договор передачи страхового портфеля с позиций ГК РФ, то напрашивается вывод, что это сложный договор, состоящий из перевода долга (обязательств страховщика) и цессии. В связи с этим более правильным было бы указать, что передача страхового портфеля осуществляется не просто в соответствии с законодательством (некоторые специалисты толкуют это положение как указание на необходимость разработки нового закона о передаче портфеля), а в соответствии с нормами закона о переводе долга и уступке требований.

Не может не вызывать вопросов положение о недопустимости передачи страхового портфеля в случае заключения договоров страхования с нарушением законодательства. Что делать, если из множества договоров, входящих в портфель, не соответствует закону несколько сделок или даже один договор? В этом случае и другие договоры нельзя передавать? Другими словами, сомнительность одной или нескольких сделок фактически обязывает страховщика досрочно прекращать все остальные договоры страхования, так как ему запрещается их передавать другим страховым организациям. Несуразность такого рода санкций очевидна. Проблемы и реальные убытки при такой модели возникнут исключительно у страхователей. Если учесть, что нормы о передаче портфеля страховщика направлены на защиту интересов страхователей, то здесь достигается прямо противоположная цель.

Наконец, кто именно будет определять, соответствует договор законодательству или нет? Передающая портфель сторона вряд ли сама признает, что заключенный ею договор ничтожен. Когда это обстоятельство выявит принимающая сторона, то, скорее всего, она просто предложит исключить сомнительную сделку из того портфеля, который ей передается. Значит, видимо, имелось в виду, что данный факт будет установлен неким контрольным органом, но если сделка ничтожна, то в случае спора лишь суд имеет право принять решение о применении последствий такой сделки.

Следует также подчеркнуть, что рассматриваемая норма закона может быть формально применена только в отношении оспоримых сделок, и то лишь до момента признания их недействительными. Ничтожные сделки недействительны с момента заключения независимо от того, признаны они таковыми или нет. А следовательно, такая сделка не влечет никаких юридических последствий для сторон (п. 1 ГК РФ). С правовой точки зрения такой сделки просто нет. Стало быть, она не может влиять на решение вопроса о передаче страхового портфеля. Те же последствия возникнут и при признании судом оспоримой сделки недействительной. Иначе говоря, рассматриваемое положение закона не может быть исполнено.

Далее, отсутствие у страховщика, передающего портфель, активов, принимаемых для обеспечения страховых резервов. Здесь высок уровень юридической неопределенности. Что имеется в виду: что таких активов ноль или речь идет просто об их недостаточности? Если последнее, то какая степень недостаточности принимается во внимание: должно не хватать 99% активов, 50% или даже нехватка одного рубля уже лишает страховую компанию права передать свой портфель другому страховщику? Но ведь в жизни страховые организации подчас готовы сами заплатить за принимаемый страховой портфель, так как в результате они расширяют свою клиентскую базу. Почему нельзя передавать ту часть портфеля, обязательства по которой обеспечены адекватными активами? Если экономический интерес в совершении такого рода сделки будет наличествовать, то стороны найдут варианты обхода указанного запрета.

Не может не вызывать возражений и норма, обязывающая вносить изменения в условия договора страхования, если его положения не соответствуют стандартным правилам страхования страховщика, принимающего портфель. В силу п. 3 ГК РФ стороны страховой сделки могут при заключении договора отступить от стандартных правил страхования. Если положения передаваемого новому страховщику договора не соответствуют его стандартным страховым правилам, но новый страховщик готов принять договор на таких условиях, то, на мой взгляд, мы здесь имеем точно такую же ситуацию, как и при заключении договора. Поэтому если новый страховщик не отказывается от принятия договора на существующих условиях, то он имеет на это право.

Некоторые специалисты предлагают в этом случае поставить страхователя перед выбором: или согласие на изменение условий договора, или отказ в переводе долга. Но понятно, что подобные сделки не имеют шансов на сколько-нибудь длительное существование, ведь у страхователя, как уже указывалось, всегда остается право отказаться от договора.

Целесообразно отметить и определенную некорректность положений ст. 23 Закона об ОСАГО. Ее нормы предписывают необходимость получения согласия на передачу портфеля не только от страхователя, но и от потерпевшего, который выступает в качестве выгодоприобретателя или третьего лица. В то же время, как известно, потерпевший не является кредитором. Согласно п. 1 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу. Между тем п. 1 ст. 391 ГК РФ говорит лишь о получении согласия кредитора на перевод долга. Таким образом, норма п. 2 ст. 23 Закона об ОСАГО не соответствует нормам Гражданского кодекса, что, как известно, в силу п. 2 ст. 3 Кодекса не допускается.

Спорным остается вопрос о необходимости получения согласия органа страхового надзора на заключение договора передачи страхового портфеля.

Прежде всего, нет никаких оснований положения ст. 23 Закона об ОСАГО распространять на все другие виды страхования. Этот законодательный акт посвящен регулированию конкретных правоотношений и не может содержать нормы, выходящие за пределы его действия. Особенно в вопросах, связанных с ограничением прав участников гражданского оборота и расширением полномочий государственных органов. Выводить же право органа страхового надзора на санкционирование сделок по передаче страхового портфеля из положений п. 5 ст. 25 Закона N 4015-1, как я считаю, нельзя, потому что это означало бы расширительное толкование норм закона в пользу государственного органа, чего в принципе делать нельзя, ведь государство всегда имеет возможность четко закрепить в законе свои права, и если этого не сделано, то надо полагать, что такой цели оно и не преследовало. К тому же расширительное толкование положений закона о правах государственных органов означает ограничение гражданских прав участников делового оборота, а, как известно, такое ограничение в силу п. 3 ст. 55 возможно только по прямому предписанию федерального закона.

Если рассматривать договор передачи страхового портфеля как совокупность сделок цессии и перевода долга, то требование о получении согласия ФССН на совершение таких операций также не соответствует нормам гл. 24 ГК РФ, где подобные предписания отсутствуют.

Сторонники наделения органов страхового надзора правом согласования сделок по передаче страхового портфеля, видимо, не представляют всего масштаба технологических проблем, связанных с этим. Чтобы согласовать или, напротив, отказать в согласии на совершение такой сделки, орган страхового надзора должен проверить ее по всем позициям, указанным в п. 5 ст. 25 Закона N 4015-1. Если в передаваемом портфеле, скажем, 30000 договоров, то это означает, что орган страхового надзора обязан проверить все 30000 договоров на предмет их соответствия закону, затем на предмет соответствия правилам страховщика, принимающего портфель, установить, что имеется согласие всех страхователей и выгодоприобретателей (по договорам ОСАГО) на передачу портфеля (при этом надо будет сверить достоверность подписей всех указанных лиц), дать заключение о соответствии или несоответствии структуры передаваемых активов требованиям о размещении активов, принимаемых в обеспечение страховых резервов, и т.д. В некоторых случаях потребуется запрос на получение от страховщика дополнительной информации, возможны и споры по поводу законности или незаконности отдельных договоров или некоторых условий договоров. Это целый месяц работы для бригады квалифицированных сотрудников. А если споры будут переданы в суды? А когда будут устранены замечания о несоответствии условий договоров правилам страхования, то придется заново рассматривать все эти договоры? Поскольку везти такое количество документов в орган страхового надзора нереально (это целые грузовики документов только из одной компании), то, значит, сотрудникам страхового надзора придется месяцами находиться в командировках. Кто, наконец, будет все это делать, если одномоментно отозваны десятки или сотни лицензий и надо будет уже одновременно рассматривать сотни таких сделок и проверять уже сотни тысяч страховых договоров? Ведь и от другой работы страховой надзор никто не освобождал. Участники страхового рынка в состоянии сами урегулировать все эти вопросы.

Не отработана технология заключения такого рода договоров, хотя они являются сложными документами. В связи с этим возникает вопрос о том, нужен ли для регулирования соответствующих отношений подзаконный нормативный акт, или достаточно принятия методических рекомендаций. Я считаю, что предмета для подзаконного нормативного акта в данном случае нет, потому что он не может регулировать гражданские права без специального указания в законе на необходимость принятия такого рода документа. В то же время из-за сложности соответствующей операции следовало бы выработать методические рекомендации о том, как оформлять договор о передаче страхового портфеля, какие сведения в нем и в приложениях к нему целесообразно было бы зафиксировать, как следует отражать в бухгалтерском учете передачу обязательств (страховых резервов) и активов и т.д.

Существует два варианта передачи портфеля: добровольный и принудительный. Добровольная передача портфеля может осуществляться в любой момент времени, например, если компания принимает решение закрыть какое-либо направление своего бизнеса. В практике известны и другие случаи, когда компании при уходе с рынка в целях соблюдения интересов страхователей передавали портфель с долгосрочными договорами страхования другим страховщикам.
Добровольная передача страхового портфеля возможна только с письменного согласия страхователей. При принудительной же передаче письменного согласия страхователей не требуется. Процедура принудительной передачи проходит в том случае, если у страховой компании возникают серьезные финансовые проблемы и ей грозит банкротство или она уже находится в процессе банкротства. Признаки банкротства страховых компаний и основания для применения мер по предупреждению банкротства страховщиков указаны в Законе "О несостоятельности (банкротстве)", в частности в ст. ст. 184.1 - 184.11. Одним из признаков является, например, задержка выплаты страхового возмещения, подлежащего выплате в силу закона, договора страхования или решения суда.
В качестве дополнительных оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации Закон "О несостоятельности (банкротстве)" называет:

1) неоднократное несоблюдение нормативного размера маржи платежеспособности;

2) неоднократное нарушение требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;

3) ограничение, приостановление или отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.

Наличие у страховщика этих признаков является основанием для применения мер по предупреждению банкротства, в том числе для введения временной администрации. Самое простое нарушение, которое может к этому привести, - ненадлежащее исполнение обязательств. Это практически универсальное основание для начала процедуры принятия мер по предотвращению банкротства. Самый распространенный вариант неисполнения обязательств страховщиком - неоплата страховых выплат в соответствии с договором страхования. Простой пример: из-за коротких сроков выплат по ОСАГО страховщики сталкиваются практически постоянно с просрочкой выплаты.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - это дополнительная возможность для страхователя призвать страховщика к порядку. Очень часто страхователи подают жалобу о задержке выплаты в ФСФР, и регулятор зачастую предписывает страховщикам исполнить обязательства перед страхователями. Однако подтвержденная документально задолженность страховщика может стать основанием и для подачи заявления о признании страховщика банкротом, что гораздо более действенная мера, и такая практика существует.

Но не будем забывать, что у страховщика могут быть веские основания для задержки выплаты. Например, документы об убытке не предоставлены клиентом в полном объеме или есть существенные основания подозревать страхователя в мошенничестве. Это особенно актуально сейчас, когда уже заработала система защиты прав потребителя в страховании, а изменения в Уголовный кодекс, касающиеся уголовной ответственности за страховое мошенничество, приняты совсем недавно. Пока же на практике в более уязвимом положении находится именно страховщик.

Но, так или иначе, в том случае, если страховщику угрожает банкротство, одним из способов улучшения финансовой ситуации и предотвращения банкротства является принудительная передача портфеля. Решение о передаче портфеля принимает временная администрация, которая назначается ФСФР.

Процедура передачи портфеля

Суть процедуры передачи портфеля страховой компании заключается в том, что страховая компания, у которой есть финансовые проблемы, передает другому страховщику свои обязательства по определенному набору договоров страхования, а также активы, обеспечивающие эти обязательства. Собственно, совокупность обязательств страховщика по передаваемым другому страховщику договорам страхования и обеспечивающих их активов и называется страховым портфелем.

При принудительной передаче портфеля временная администрация или конкурсный управляющий принимает решение о передаче портфеля и размещает информацию об этом на сайте страховой организации в сети Интернет и в печатных изданиях. Заинтересованные страховщики могут направлять свои встречные предложения. Согласно Приказу Минфина N 2н принимающая портфель страховая организация должна иметь лицензию на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, соответствовать требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности, иметь собственные средства в размере, достаточном для соблюдения нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств после принятия страхового портфеля.

Поступившие предложения рассматриваются передающей страховой организацией, после чего согласовывается и подписывается договор о передаче страхового портфеля. Приказ Минфина N 2н устанавливает подробные требования к содержанию договора о передаче страхового портфеля. Подписанный договор с приложением различных документов передающей и принимающей страховой организации направляется на согласование в ФСФР. Согласно Приказу N 2н договор о передаче страхового портфеля вступает в силу только после согласования этой передачи регулятором. На практике процесс подготовки страхового портфеля может занимать несколько месяцев, и пока оформляются документы, могут происходить страховые случаи, убытки по которым должна оплачивать передающая портфель сторона. Обязательства переходят к принимающей стороне только после вступления в силу договора, когда с гражданско-правовой точки зрения происходит замена стороны в договоре страхования. Страхователи, заключившие договоры с одной страховой компанией, вступают в страховые взаимоотношения уже с другим страховщиком.

Подводных камней в этом процессе множество, особенно если передающий портфель страховщик занимался массовыми видами страхования, как, например, каско или ОСАГО.

Первая сложность возникает при получении согласия страхователя на передачу его договора другому страховщику. Как уже было сказано, в случае добровольной передачи страхового портфеля требуется письменное согласие от каждого страхователя. Согласно Закону "О несостоятельности (банкротстве)" и Приказу Минфина от 13.02.2011 N 2н при принудительной передаче портфеля явно выраженное согласие страхователя получать не обязательно, достаточно опубликовать объявление о передаче портфеля в средствах массовой информации, на сайте компании в сети Интернет и подождать 45 дней. Если в течение этого срока клиент не потребует досрочного расторжения договора страхования, его согласие на передачу портфеля считается полученным.

В такой ситуации приходится досрочно расторгать договоры, рассчитывать выкупные суммы или возвращать страховые премии за неистекший период страхования. В случае с ОСАГО, когда у передающей страховой организации недостаточно активов для обеспечения передаваемых обязательств, в процессе передачи портфеля может быть задействован и РСА.

Другие проблемы процесса добровольной передачи страхового портфеля связаны с идентификацией всех договоров, подлежащих передаче, и розыском всех страхователей для получения их согласия. Случается, что место нахождения страхователя установить невозможно.

Передача договоров перестрахования

Отдельную тему можно посвятить передаче договоров перестрахования в рамках процедуры передачи страхового портфеля, так как при этом страховщик сталкивается с множеством неопределенностей в законе. Как известно, одной из частей активов страховщика, которые обеспечивают выполнение его обязательств и в которые размещаются резервы, является доля перестраховщиков в резервах. Казалось бы, в случае передачи портфеля можно просто перезаключить договоры перестрахования. Но закон никак эту процедуру не описывает. В законе написано просто: следует передать активы. Но что это означает? Если резервы размещены в недвижимость, то ее можно продать или передать. Если есть средства на счетах, то их также можно перевести со счета на счет, то есть передать. Но когда в резерве есть доля перестраховщиков, встает вопрос: что делать с этой долей?

Вопрос, что делать с перестраховочными договорами, активно обсуждался страховым сообществом в начале прошлого года, когда начались проблемы с Росстрахом и некоторыми другими компаниями. Ведь перестраховщики могут быть как должниками страховой компании - банкрота, так и ее кредиторами по договорам перестрахования, например, в случае неоплаты перестраховочной премии. Просто перезаключить договор перестрахования с новой компанией нельзя, так как при заключении нового договора страховщик, принявший страховой портфель, будет вынужден оплачивать перестраховочную премию. А перестраховочная премия по передаваемым договорам или уже оплачена, или у передающей портфель компании нет средств, чтобы ее оплатить. При этом перестраховщик не может принять обязательства перед новым страховщиком бесплатно.

На практике для перестраховщика обязательства не всегда наступают после оплаты перестраховочной премии. Часто в договорах предусматриваются отсрочки платежей или еще более сложные системы оплаты. При наличии неисполненных обязательств по оплате перестраховочной премии перестраховщик по закону должен становиться в очередь кредиторов перестрахователя-банкрота. В то же время принимающему портфель страховщику нужно получить не только сами обязательства, но и резервы в покрытие принятых обязательств. Все, что он может получить - имущество, деньги, - он получает. Но если резервы были размещены в перестрахование, то иначе как встав на место старого перестрахователя и перезаключив договор, он эту долю получить не может. При этом в законе подобная процедура не описана. Непонятно, можно ли передать долю в резервах, не передавая другие обязательства по договору перестрахования.

Договоры перестрахования обычно содержат не только обязательства заплатить перестраховочное возмещение, в них могут присутствовать и другие обязательства перестраховщиков. Например, составление бордеро убытков, оплата авансов перестрахователю и прочее. Иными словами, может существовать достаточно большой объем взаимных прав и обязанностей по договору перестрахования, который при банкротстве перестрахователя как бы "повисает в воздухе".

Однако для целей передачи страхового портфеля необходимо, чтобы эти права и обязанности были также переданы новому страховщику.

В этом случае возникает одна серьезная проблема: перестраховщик, который не получил перестраховочную премию от перестрахователя-банкрота, либо имеет иные требования по договору страхования к перестрахователю-банкроту, либо технически является его кредитором в части денежных обязательств и не может рассчитывать на исполнение других обязательств обанкротившимся страховщиком. Если перестраховщик, как кредитор страховщика-банкрота, в обход конкурсной массы становится перестраховщиком нового страховщика, к которому переходят все права и обязанности по договору перестрахования, включая обязанность по оплате задолженности, то получается, что перестраховщик займет более выгодное положение перед другими кредиторами своей очереди, что запрещено законом, по которому все кредиторы одной очереди равны.

Тем не менее договор перестрахования следует рассматривать как часть передаваемого страхового портфеля. Договор перестрахования - это форма актива, в который размещены страховые резервы, и передать долю перестраховщика в страховых резервах можно только путем уступки прав и обязанностей по договору перестрахования в целом. Эта точка зрения поддержана и Министерством финансов. Хотя формально это может выглядеть как "перепрыгивание" через других кредиторов, цель передачи прав и обязанностей по договору перестрахования заключается в защите интересов страхователей, которые не возражали против передачи портфеля, а не интересов перестраховщика. По закону их интересы защищаются вне конкурсного производства. Разумеется, объем прав и обязанностей, передаваемых по договору перестрахования, будет зависеть от того, сколько договоров страхования передано новому страховщику. Поэтому уступка прав и обязанностей по договору перестрахования должна происходить в последний момент, то есть уже после того, как составлен итоговый перечень передаваемых договоров страхования.

Следует отметить, что такой подход, хотя он и нашел понимание в Минфине, не закреплен ни в одном нормативно-правовом акте.

В заключение скажу, что в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрена также возможность продажи страхового портфеля. Министерство финансов издало Приказ от 02.02.2011 N 9н, в котором изложен порядок действий по продаже страхового портфеля. Однако с этой практикой лично мне сталкиваться пока не приходилось.

Регистрационный N 20741

На основании статьи 184 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2010, N 17, ст. 1988) приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации.

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации -

Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин

Порядок передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан на основании статьи 184 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2010, N 17, ст. 1988) (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").

2. Настоящий Порядок устанавливает:

порядок передачи страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования (в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности) при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации;

порядок исполнения обязательств по договорам страхования, выявленным после передачи страхового портфеля страховой организации и не переданным в его составе;

порядок исполнения обязательств управляющей страховой организацией;

особенности передачи страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат;

порядок выбора управляющей страховой организации по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат;

порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации;

порядок и сроки возврата в профессиональное объединение страховщиков остатка средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования.

3. Страховой портфель страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования (в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности) может быть передан другой страховой организации либо страховым организациям (далее - управляющая страховая организация).

4. Передача страхового портфеля оформляется договором, заключаемым страховыми организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - договор о передаче страхового портфеля).

5. Передача страхового портфеля подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее - орган страхового надзора), в порядке, установленном главой VII настоящего Порядка.

II. Принятие решения о передаче страхового портфеля

6. Решение о передаче страхового портфеля принимается:

уполномоченным органом управления (исполнительным органом) страховой организации;

в случае приостановления полномочий органов управления (исполнительных органов) страховой организации - временной администрацией страховой организации (в том числе при исполнении ею обязанностей ликвидационной комиссии);

в случае возбуждения в отношении страховой организации дела о банкротстве и утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего - конкурсным управляющим.

7. В случае возбуждения в отношении страховой организации дела о банкротстве в период деятельности временной администрации страховой организации до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего, решение о передаче страхового портфеля принимает временная администрация.

Лица, принимающие решение о передаче страхового портфеля, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, далее в целях настоящего Порядка именуются как "страховая организация, передающая страховой портфель".

8. В случае если решение о передаче страхового портфеля принимается уполномоченным органом управления (исполнительным органом) страховой организации в период деятельности временной администрации, данное решение подлежит согласованию с временной администрацией.

9. Решение о передаче страхового портфеля оформляется в письменном виде. К решению о передаче страхового портфеля прилагаются:

а) перечень видов страхования, по которым передается страховой портфель;

б) расчет величины страховых резервов по договорам страхования, относящимся к видам страхования, по которым передается страховой портфель, на дату принятия решения о передаче страхового портфеля;

в) предварительный расчет величины страховых резервов на предполагаемую дату передачи страхового портфеля;

г) предварительный перечень активов, которые предполагается передать в составе страхового портфеля (с указанием их стоимости, отраженной в балансе);

д) проект договора о передаче страхового портфеля;

е) перечень мероприятий страховой организации по осуществлению передачи страхового портфеля (с указанием сроков их исполнения).

10. Информация о принятом решении о передаче страхового портфеля размещается на сайте страховой организации в сети Интернет и (или) в периодических печатных изданиях, которые распространяются на территории осуществления деятельности страховой организации, в иных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента его принятия.

Копия решения о передаче страхового портфеля (с приложениями) направляется в уведомительном порядке в орган страхового надзора.

При принятии решения о передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, его копия (с приложениями) направляется также в профессиональное объединение страховщиков (саморегулируемую организацию страховщиков), к компетенции которого законодательством Российской Федерации отнесено осуществление компенсационных выплат по таким видам страхования (далее - профессиональное объединение страховщиков).

Профессиональное объединение страховщиков размещает информацию о передаче страхового портфеля страховой организацией, передающей страховой портфель, на своем сайте в сети Интернет в течение трех рабочих дней с даты получения копии решения о передаче страхового портфеля.

11. Страховые организации, желающие принять страховой портфель, направляют предложения о заключении договора передачи страхового портфеля страховой организации, передающей страховой портфель. Предложения о заключении договора о передаче страхового портфеля составляются в свободной форме и могут содержать дополнительные условия договора о передаче страхового портфеля, кроме тех, которые отражены в проекте договора о передаче страхового портфеля.

Копия предложения о заключении договора о передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, направляется страховой организацией, желающей принять страховой портфель, в профессиональное объединение страховщиков.

III. Требования к управляющей страховой организации, принимающей страховой портфель или его часть

12. Страховой портфель передается управляющей страховой организации, соответствующей следующим требованиям:

а) наличие лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель;

б) соответствие требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности, установленным страховым законодательством;

в) наличие собственных средств в размере, достаточном для соблюдения нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств после принятия страхового портфеля.

IV. Порядок выбора управляющей страховой организации по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат

13. Выбор управляющей страховой организации при передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, осуществляется профессиональным объединением страховщиков из числа страховых организаций - членов указанного объединения, направивших предложения о заключении договора о передаче страхового портфеля и отвечающих требованиям пункта 12 настоящего Порядка.

14. Дополнительные условия и особенности выбора управляющей страховой организации при передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, определяются правилами (стандартами) профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков (далее - правила (стандарты) профессиональной деятельности), разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового регулирования).

В указанных правилах (стандартах) профессиональной деятельности отражаются следующие особенности передачи страхового портфеля:

а) порядок взаимодействия между страховой организацией, управляющей страховой организацией и профессиональным объединением страховщиков;

б) дополнительные условия и критерии, на основании которых осуществляется выбор управляющей страховой организации;

в) порядок и сроки принятия решения профессиональным объединением страховщиков о выборе управляющей страховой организации;

г) порядок и сроки информирования профессиональным объединением страховщиков органа страхового надзора, общественности о выборе управляющей страховой организации.

15. В случае передачи страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, профессиональное объединение страховщиков должно разместить в сроки, предусмотренные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, на собственном сайте в сети Интернет информацию о начале процедуры выбора управляющей страховой организации, содержащую:

указание на то, что передача страхового портфеля может быть осуществлена на условиях компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов;

условия выбора управляющей страховой организации, включая требования и критерии к ним.

16. При получении от страховых организаций - членов профессионального объединения страховщиков предложений о заключении договора о передаче страхового портфеля профессиональное объединение страховщиков оценивает представленные предложения, проверяет указанные страховые организации на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, а также дополнительным условиям и критериям, установленным правилами (стандартами) профессиональной деятельности.

По результатам проведенной оценки профессиональное объединение страховщиков направляет в сроки, установленные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, каждой страховой организации, желающей принять страховой портфель, уведомление о соответствии или несоответствии установленным требованиям (критериям), а также инициирует начало согласования условий договора о компенсации недостающей части активов с выбранными управляющими страховыми организациями.

V. Состав страхового портфеля

17. В страховой портфель страховой организации при его передаче включаются:

1) обязательства по договорам страхования (по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования), не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля страховой организации (страховые резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;

2) активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.

По видам страхования иным, чем страхование жизни, в состав страховых резервов передаваемого страхового портфеля включаются резерв незаработанной премии и резервы убытков (резерв заявленных, но неурегулированных убытков, резерв произошедших, но незаявленных убытков).

По видам страхования жизни в состав страховых резервов передаваемого страхового портфеля включается математический резерв, резерв расходов на обслуживание страховых обязательств, резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям, резерв выплат по произошедшим, но не заявленным страховым случаям, резерв дополнительных выплат (страховых бонусов), выравнивающий резерв.

18. В целях передачи страхового портфеля составляется перечень договоров страхования, обязательства по которым предполагается передать управляющей страховой организации (далее - перечень договоров страхования).

Перечень договоров страхования составляется отдельно по каждому виду страхования, включенному в передаваемый страховой портфель.

Перечень договоров страхования содержит следующую информацию:

а) реквизиты договоров страхования (дата, номер и место заключения);

б) условия договоров страхования (срок действия, период страхования, объект страхования, размер страховой суммы и страховой премии);

в) сведения о страхователях, выгодоприобретателях, застрахованных лицах;

г) сведения, необходимые для установления прав требования страховой организации по передаваемым договорам страхования (в том числе размер неуплаченной страховой премии (страховых взносов), сроки уплаты страховой премии (страховых взносов) с учетом отсрочки или рассрочки платежа, срок просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов));

д) сведения, необходимые для установления обязанностей страховой организации по передаваемым договорам страхования (в том числе размер произведенных страховых выплат, размер заявленных, но не урегулированных убытков);

е) перечень лиц, подлежащих уведомлению о замене страховой организации.

19. При передаче страхового портфеля передаются обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, а также договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховой организацией не исполнены в полном объеме или частично, вместе с правами требования уплаты страховых премий (взносов) по указанным договорам страхования.

20. Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, должна соответствовать величине передаваемых страховых обязательств (страховых резервов), за исключением случаев передачи страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, когда недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков.

Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, должна быть подтверждена независимым оценщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В составе передаваемых активов должны быть денежные средства в размере не менее, чем величина передаваемых в составе страхового портфеля резервов убытков и выплат (резерв заявленных, но неурегулированных убытков, резерв произошедших, но незаявленных убытков, резерв выплат по заявленным, но неурегулированным страховым случаям, резерв выплат по произошедшим, но не заявленным страховым случаям).

В случае принятия управляющей страховой организацией страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, с недостающей частью активов, на нее не распространяется требование, предусмотренное абзацем четвертым пункта 12 настоящего Порядка, если иное не предусмотрено правилами (стандартами) профессиональной деятельности.

21. Страховая организация, передающая страховой портфель, рассчитывает размер страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам, на предполагаемую дату передачи страхового портфеля. Управляющая страховая организация проверяет правильность расчета размера страховых резервов.

При передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, с недостающей частью активов, в целях подтверждения правильности расчета величины недостающей части активов, оценка страховых резервов, включенных в состав страхового портфеля, должна быть подтверждена независимым страховым актуарием.

22. Для удобства расчета размера страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам, передачу страхового портфеля следует осуществлять в день, следующий за отчетной датой, на которую составляется бухгалтерская отчетность.

23. Расчет размера страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам, производится страховой организацией, передающей страховой портфель, на основании Положения о формировании страховых резервов, утвержденного указанной страховой организацией в установленном порядке.

24. В случае если не представляется возможным рассчитать какой-либо из страховых резервов по передаваемому страховому портфелю в связи с тем, что порядок расчета не позволяет его рассчитать по отдельным договорам страхования, он подлежит распределению в следующем порядке:

а) по договорам страхования жизни - путем распределения такого резерва пропорционально отношению математического резерва, рассчитанного по отдельному договору страхования, к общей сумме математических резервов по указанным договорам;

б) по договорам страхования иного, чем страхование жизни, - путем распределения такого резерва пропорционально отношению резерва незаработанной премии, рассчитанного по отдельному договору страхования, к общей сумме резервов незаработанных премий по указанным договорам.

25. При передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков в соответствии с его правилами (стандартами) профессиональной деятельности.

VI. Договор о передаче

страхового портфеля

26. После ознакомления с перечнем договоров страхования управляющая страховая организация совместно со страховой организацией, передающей страховой портфель, составляют и подписывают договор о передаче страхового портфеля.

27. Договор о передаче страхового портфеля совершается в письменной форме.

28. При составлении договора о передаче страхового портфеля учитываются следующие особенности:

1) перечень договоров страхования, обязательства по которым передаются управляющей страховой организации, критерии его формирования;

2) состав, порядок и сроки передачи договоров страхования, обязательства по которым передаются управляющей страховой организации, а также документов, отражающих исполнение указанных договоров страхования (документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов), документы, по урегулированию страховых случаев, документы, подтверждающие осуществление страховых выплат (выкупных сумм))*;

3) размер страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам;

4) состав и стоимость передаваемых активов, срок их передачи;

5) распределение долей страхового портфеля между несколькими управляющими страховыми организациями (в случае передачи страхового портфеля нескольким управляющим страховым организациям);

6) сроки осуществления процедур передачи страхового портфеля;

7) другие условия, отражающие особенности передачи страхового портфеля, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, с недостающей частью активов, в договоре о передаче страхового портфеля предусматривается одно из следующих положений:

а) согласие принять страховой портфель без компенсации недостающей части активов профессиональным объединением страховщиков;

б) согласие принять страховой портфель при условии компенсации недостающей части активов профессиональным объединением страховщиков.

29. Договор о передаче страхового портфеля вступает в действие и подлежит исполнению его сторонами не ранее дня, следующего за днем принятия органом страхового надзора решения о согласовании передачи страхового портфеля.

VII. Согласование передачи страхового портфеля с органом страхового надзора

30. В целях согласования передачи страхового портфеля страховые организации, подписавшие договор о передаче страхового портфеля, представляют в орган страхового надзора (его центральный аппарат) совместное заявление (далее - заявление о передаче страхового портфеля) с приложением следующих документов:

а) подписанный договор о передаче страхового портфеля;

б) расчет величины страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам по договорам страхования, включенным в состав страхового портфеля, произведенный на дату подписания договора о передаче страхового портфеля;

в) прогноз изменения величины страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам по договорам страхования, включенным в состав страхового портфеля, на предполагаемую дату передачи страхового портфеля;

г) перечень активов, которые предполагается передать в составе страхового портфеля (с указанием их стоимости на дату подписания договора о передаче страхового портфеля);

д) проект уведомления страхователей и выгодоприобретателей о передаче страхового портфеля с приложением перечня периодических печатных изданий, в которых предполагается его опубликование;

е) бухгалтерская отчетность и отчетность, представляемая в порядке надзора, страховой организации, передающей страховой портфель, составленная на последнюю отчетную дату, предшествующую дню направления заявления о передаче страхового портфеля в орган страхового надзора;

ж) бухгалтерская отчетность и отчетность, представляемая в порядке надзора, управляющей страховой организации, составленная на последнюю отчетную дату, предшествующую дню направления заявления о передаче страхового портфеля в орган страхового надзора;

з) расчет нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств управляющей страховой организации, составленный на последнюю отчетную дату, предшествующую дню направления заявления о передаче страхового портфеля в орган страхового надзора;

и) расчет нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств управляющей страховой организации с учетом вновь принимаемых в составе страхового портфеля обязательств;

к) при передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, с недостающей частью активов - договор, предусматривающий обязанность профессионального объединения страховщиков компенсировать управляющей страховой организации недостающую часть активов (с указанием размера компенсации).

31. Документы, указанные в подпунктах "ж" - "и" пункта 30 настоящего Порядка, представляются в орган страхового надзора в объеме, соответствующем количеству принимающих страховой портфель управляющих страховых организаций.

В случае если правила страхования управляющей страховой организации не соответствуют правилам страхования страховой организации, передающей страховой портфель, в заявлении о передаче страхового портфеля должно быть указано, что управляющая страховая организация будет исполнять обязанности по договорам страхования согласно условиям, на которых они были заключены. При этом управляющая страховая организация вносит необходимые изменения в правила страхования, представленные ею в орган страхового надзора для получения лицензии на осуществление страхования, либо разрабатывает дополнительные правила страхования и в порядке, установленном страховым законодательством, направляет их в орган страхового надзора в порядке уведомления.

32. Орган страхового надзора в течение десяти рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 30 настоящего Порядка, принимает решение о согласовании передачи страхового портфеля или об отказе в согласовании передачи страхового портфеля.

Информация о принятом решении доводится органом страхового надзора до страховых организаций, подписавших договор (договоры) о передаче страхового портфеля, и профессионального объединения страховщиков (при передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат).

33. Основанием для отказа в согласовании передачи страхового портфеля является:

а) представление неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 30 настоящего Порядка;

б) наличие в представленных документах недостоверной информации;

в) несоответствие представленных документов законодательству Российской Федерации и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

г) несоответствие управляющей страховой организации требованиям финансовой устойчивости, установленным страховым законодательством;

д) отсутствие у управляющей страховой организации собственных средств в размере, достаточном для исполнения обязательств с учетом вновь принятого страхового портфеля;

е) управляющая страховая организация является дочерним (зависимым) обществом по отношению к страховой организации, передающей страховой портфель, либо страховая организация, передающая страховой портфель, является дочерним (зависимым) обществом по отношению к управляющей страховой организации.

34. В случае отказа в согласовании передачи страхового портфеля страховщики вправе повторно обратиться в орган страхового надзора с заявлением о передаче страхового портфеля, представив документы, указанные в подпунктах "а" - "к" пункта 30 настоящего Порядка.

35. Положения подпунктов "г" и "д" пункта 33 настоящего Порядка не распространяются на случаи передачи страхового портфеля с недостающей частью активов по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, если причиной несоответствия управляющей страховой организации требованиям подпунктов "г" и "д" пункта 33 настоящего Порядка является принятие такого страхового портфеля.

36. Информация о согласовании передачи страхового портфеля размещается органом страхового надзора на его официальном сайте в сети Интернет в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о согласовании передачи страхового портфеля.

VIII. Уведомление о передаче

страхового портфеля

37. В случае согласования передачи страхового портфеля органом страхового надзора страхователи и иные лица, в пользу которых заключены договоры страхования, включенные в передаваемый страховой портфель, подлежат уведомлению страховой организацией, передающей страховой портфель, о предстоящей передаче страхового портфеля управляющей страховой организации путем опубликования уведомления о передаче страхового портфеля страховой организации в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - уведомление о передаче страхового портфеля).

38. Страховая организация, передающая страховой портфель, публикует уведомление о передаче страхового портфеля в периодических печатных изданиях согласно определенному ею перечню, а также размещает его на собственном сайте в сети Интернет.

39. Уведомление о передаче страхового портфеля подлежит опубликованию не менее чем за месяц до предполагаемой даты передачи страхового портфеля.

40. Уведомление о передаче страхового портфеля страховой организации должно содержать:

а) наименование страховой организации, передающей страховой портфель, ее адрес и идентифицирующие страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);

б) основания передачи страхового портфеля (в том числе информация о согласовании с органом страхового надзора передачи страхового портфеля);

в) сведения об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительных органов страховой организации, передающей страховой портфель;

г) наименование управляющей страховой организации, адрес и идентифицирующие управляющую страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика).

41. В течение месяца с даты опубликования уведомления о передаче страхового портфеля в соответствии с пунктом 37 настоящего Порядка страхователи и выгодоприобретатели вправе направить в страховую организацию, передающую страховой портфель, в письменной форме требование о расторжении договора страхования, обязательства по которому подлежат передаче.

В случае расторжения договора страхования такой договор страхования и пропорциональная доля в подлежащих передаче страховых резервах исключаются из состава страхового портфеля с момента получения страховой организацией указанного требования страхователя и (или) выгодоприобретателя.

Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, представившие в письменной форме требование о расторжении договора страхования, имеют право требовать от страховой организации возврата им части уплаченной страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплаты выкупных сумм, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Если требование о расторжении договора не поступило в течение сорока пяти дней с момента опубликования уведомления о передаче страхового портфеля в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", договор страхования подлежит передаче в составе страхового портфеля.

IX. Осуществление передачи страхового портфеля и порядок исполнения обязательств управляющей

страховой организацией

42. Перечень договоров страхования, обязательства по которым предполагается передавать в составе страхового портфеля, должен обновляться страховой организацией, передающей страховой портфель, по мере изменения информации (получение требования о расторжении договора страхования; расторжение договора страхования; возврат части уплаченной страховой премии в связи с расторжением договора страхования или выплатой выкупной суммы; получение заявления о страховом случае, уплата страхователем страховой премии, выплата страхового возмещения или страховой суммы).

При необходимости страховая организация, передающая страховой портфель, проводит мероприятия, направленные на уточнение состава страхового портфеля (в том числе замену активов, передаваемых в составе страхового портфеля).

По истечении сорока пяти дней с момента опубликования уведомления о передаче страхового портфеля в соответствии с пунктом 37 настоящего Порядка, страховая организация, передающая страховой портфель, формирует итоговый перечень договоров страхования и производит в соответствии с ним итоговый расчет величины страховых резервов, подлежащих передаче в составе страхового портфеля, а также составляет итоговый перечень передаваемых активов, которые подлежат согласованию с управляющей страховой организацией.

43. После завершения процедур передачи страхового портфеля, предусмотренных договором о передаче страхового портфеля, страховой организацией, передающей страховой портфель, и управляющей страховой организацией составляется и подписывается акт приема-передачи страхового портфеля.

В акте приема-передачи страхового портфеля отражается итоговый размер передаваемых страховых резервов, определенный согласно итоговому перечню договоров страхования, и итоговый перечень передаваемых активов (с указанием их стоимости).

При передаче страхового портфеля с недостающей частью активов (по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат) в акте приема-передачи страхового портфеля отражается величина недостающей части активов, подлежащая компенсации профессиональным объединением страховщиков, с приложением ее расчета.

В случае передачи страхового портфеля нескольким страховым организациям акт приема-передачи страхового портфеля составляется и подписывается с каждой управляющей страховой организацией согласно распределению долей страхового портфеля, определенному в соответствии с договором о передаче страхового портфеля.

44. С момента подписания акта приема-передачи страхового портфеля все права и обязательства по договорам страхования, включенным в передаваемый страховой портфель, переходят к управляющей страховой организации в том объеме и на тех условиях, которые существуют на момент подписания акта приема-передачи страхового портфеля.

45. Копия акта приема-передачи страхового портфеля после его подписания представляется в орган страхового надзора в порядке уведомления.

При передаче страхового портфеля по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, копия акта приема-передачи страхового портфеля представляется также в профессиональное объединение страховщиков.

46. Страховая организация, передавшая страховой портфель, на условиях, согласованных сторонами в договоре о передаче страхового портфеля, обязана передать управляющей страховой организации все документы и информацию, касающиеся передаваемого страхового портфеля, поступающие к страховщику, передавшему страховой портфель, после передачи страхового портфеля.

47. После подписания акта приема-передачи страхового портфеля страховая организация, передавшая страховой портфель, и управляющая страховая организация в течение пяти рабочих дней опубликовывают сообщение о завершении передачи страхового портфеля с указанием информации об управляющей страховой организации и дате начала исполнения договоров страхования, включенных в переданный страховой портфель:

а) на своих сайтах в сети Интернет;

б) в двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховой организации, передавшей страховой портфель, и управляющей страховой организации.

48. По истечении трех месяцев со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля управляющая страховая организация обязана привести состав и структуру активов, в которые размещены средства страховых резервов и собственные средства, в соответствие с требованиями, установленными страховым законодательством.

X. Порядок и условия компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов управляющей страховой организации, порядок и сроки возврата

в профессиональное объединение страховщиков остатка средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации

и не использованных ею для исполнения обязательств по договорам страхования

49. Компенсация недостающей части активов осуществляется на основании заключенного между профессиональным объединением страховщиков и управляющей страховой организацией договора о компенсации недостающей части активов по принимаемому страховому портфелю по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат.

По договору о компенсации недостающей части активов профессиональное объединение страховщиков принимает на себя обязательства по выплате компенсации управляющей организации недостающей части активов из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, а управляющая страховая организация обязуется использовать указанные средства исключительно для исполнения обязательств по принятому страховому портфелю.

Договор о компенсации недостающей части активов исполняется после подписания акта приема-передачи страхового портфеля.

50. Недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков управляющей страховой организации исключительно денежными средствами.

Обязательство профессионального объединения страховщиков по компенсации управляющей страховой организации недостающей части активов должно быть исполнено в полном объеме не позднее чем через десять рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля.

51. Денежные средства, переданные управляющей страховой организации профессиональным объединением страховщиков в качестве компенсации недостающей части активов, являются целевыми средствами (далее также - целевые средства). Для указанных целевых средств страховая организация открывает отдельный счет в банке, соответствующем требованиям правил (стандартам) профессиональной деятельности, и ведет по ним обособленный учет. Управляющая страховая организация начинает использование целевых средств с момента, когда объем произведенных управляющей страховой организацией страховых выплат по договорам страхования, включенным в состав страхового портфеля, достигнет стоимости активов, полученных от страховой организации, передавшей страховой портфель.

52. Остаток целевых средств, не использованных управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в профессиональное объединение страховщиков в порядке и сроки, предусмотренные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, не ранее истечения срока исковой давности по всем переданным управляющей страховой организации договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель.

Профессиональное объединение страховщиков и управляющая страховая организация по истечении срока исковой давности по всем переданным управляющей страховой организацией договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель, проводят сверку расчетов по всем договорам страхования, исполнение которых было осуществлено управляющей страховой организацией за счет целевых средств. В случае если по результатам сверки будет обнаружено, что управляющая страховая организация израсходовала целевые средства не в полном объеме, управляющая страховая организация обязана вернуть неиспользованные средства в профессиональное объединение страховщиков в течение пяти рабочих дней с момента завершения сверки.

XI. Заключительные положения

53. В случае выявления после передачи страхового портфеля договоров страхования, которые относятся к виду страхования или нескольким видам страхования, обязательства по которым должны были быть переданы в составе страхового портфеля, но не были переданы (не включены в перечень договоров страхования), их исполняет страховая организация, передавшая страховой портфель, а в случае ее банкротства они включаются в конкурсную массу.

В случае если указанные договоры относятся к видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, и страховая организация, передавшая страховой портфель, не может их исполнить по основаниям, определенным законами о таких видах страхования, профессиональное объединение страховщиков осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

* Платежные документы представляются в виде копий, заверенных страховой организацией, передающей страховой портфель.

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", страховая организация вправе принять решение о передаче страхового портфеля управляющей страховой организации.

В случае принятия такого решения страховая организация, передающая страховой портфель (далее - передающая страховая организация), не позднее дня опубликования уведомления о намерении передать страховой портфель составляет перечень договоров страхования, обязательства по которым передаются в составе страхового портфеля, определяет величину сформированных по ним страховых резервов, стоимости и видов активов, принимаемых для покрытия сформированных страховых резервов, составляет перечень прав требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по договорам, обязательства по которым передаются в составе страхового портфеля, на дату принятия указанного решения.

1.2. Перечень договоров страхования составляется на основании журналов учета заключенных договоров страхования (сострахования) и журналов учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования (сострахования) отдельно по каждому виду страхования, включенному в передаваемый страховой портфель. В случае передачи договоров комбинированного страхования они включаются в перечень договоров страхования только по одному из видов страхования.

Перечень договоров страхования должен содержать следующую информацию:

реквизиты договоров страхования (дата, номер и место заключения);

условия договоров страхования (срок действия, период страхования, объект страхования, размеры страховой суммы и страховой премии);

сведения о страхователях, выгодоприобретателях, застрахованных лицах;

сведения, необходимые для установления прав требования передающей страховой организации по передаваемым договорам страхования, в том числе размер неуплаченной страховой премии (страховых взносов), сроки уплаты страховой премии (страховых взносов) с учетом отсрочки или рассрочки платежа, срок просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов);

сведения, необходимые для установления обязательств передающей страховой организации по передаваемым договорам страхования, в том числе размер произведенных страховых выплат, размер заявленных, но не урегулированных убытков.

1.3. Расчет размера страховых резервов по передаваемому страховому портфелю, производится передающей страховой организацией на основании положения о формировании страховых резервов, утвержденного указанной страховой организацией в установленном порядке, и подтверждается заключением ответственного актуария.

В случае если не представляется возможным рассчитать какой-либо из страховых резервов по передаваемому страховому портфелю в связи с тем, что предусмотренный положением о формировании страховых резервов порядок расчета не позволяет его рассчитать по отдельным договорам страхования, он подлежит распределению в следующем порядке:

по договорам страхования жизни - путем распределения такого резерва пропорционально отношению математического резерва, рассчитанного по передаваемому договору страхования, к общей сумме математических резервов по указанным договорам;

по договорам страхования иного, чем страхование жизни:

для резерва незаработанной премии - путем распределения такого резерва пропорционально отношению резерва незаработанной премии по передаваемому договору страхования к суммарной величине резерва незаработанной премии по данной учетной группе;

для резервов убытков - путем распределения такого резерва пропорционально отношению заработанной премии по передаваемому договору страхования к суммарной величине заработанной премии по данной учетной группе, при этом распределение производится отдельно для каждого из периодов наступления убытков, участвующего в расчете резерва, а общая величина произошедших, но незаявленных убытков определяется как сумма величин произошедших, но незаявленных убытков для каждого из периодов наступления убытков.

1.4. Договоры страхования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются отдельным перечнем.

1.5. При передаче страхового портфеля на условиях компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов выбор управляющей страховой организации осуществляется профессиональным объединением страховщиков из числа страховых организаций - членов указанного объединения, направивших предложения о заключении договора о передаче страхового портфеля.

1.6. В случае передачи страхового портфеля по договорам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, профессиональное объединение страховщиков должно разместить в сроки, предусмотренные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале процедуры выбора управляющей страховой организации, содержащую:

указание на то, что передача страхового портфеля может быть осуществлена на условиях компенсации профессиональным объединением страховщиков недостающей части активов;

условия выбора управляющей страховой организации, включая требования к ним и критерии выбора.

1.7. При получении от страховых организаций - членов профессионального объединения страховщиков предложений о заключении в качестве управляющей страховой организации договора о передаче страхового портфеля профессиональное объединение страховщиков оценивает представленные предложения, проверяет указанные страховые организации на соответствие требованиям, предусмотренным настоящим Положением, а также дополнительным условиям и критериям, установленным правилами (стандартами) профессиональной деятельности.

По результатам проведенной оценки профессиональное объединение страховщиков направляет в сроки, установленные правилами (стандартами) профессиональной деятельности, каждой страховой организации, направившей предложение о заключении договора о передаче страхового портфеля, уведомление о соответствии или несоответствии установленным требованиям (критериям), а также направляет страховым организациям, соответствующим установленным требованиям (критериям), оферту, содержащую условия договора о компенсации недостающей части активов.

1.8. Недостающая часть активов компенсируется профессиональным объединением страховщиков управляющей страховой организации исключительно денежными средствами.

Обязательство профессионального объединения страховщиков по компенсации недостающей части активов должно быть исполнено в полном объеме путем перечисления денежных средств на расчетный счет управляющей страховой организации не позднее 10 рабочих дней со дня получения копии акта приема-передачи страхового портфеля.

1.9. Денежные средства, переданные управляющей страховой организации профессиональным объединением страховщиков в качестве компенсации недостающей части активов, являются целевыми средствами. Для указанных целевых средств управляющая страховая организация открывает расчетный счет в банке, размер активов которого составляет 50 и более миллиардов рублей и (или) размер средств, привлеченных от физических лиц на основании договоров банковского вклада и договоров банковского счета, которого составляет 10 и более миллиардов рублей, и ведет по ним обособленный учет. Управляющая страховая организация начинает использование целевых средств после того, как объем произведенных управляющей страховой организацией страховых выплат по договорам страхования и возвратов части страховой премии при досрочном расторжении договоров страхования, включенных в состав страхового портфеля, достигнет стоимости активов, полученных от передающей страховой организации, рассчитанной на дату их передачи.

1.10. Остаток целевых средств, не использованных управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в профессиональное объединение страховщиков в порядке, предусмотренном правилами (стандартами) профессиональной деятельности, по истечении срока исковой давности по последнему заявленному убытку или по истечении пяти лет со дня окончания срока действия последнего договора страхования, включенного в переданный управляющей страховой организации страховой портфель, в зависимости от того, что наступит раньше.

Профессиональное объединение страховщиков и управляющая страховая организация по истечении указанного срока проводят сверку расчетов по всем договорам страхования, исполнение обязательств по которым было осуществлено управляющей страховой организацией за счет целевых средств, и подписывают акт сверки. В случае если по результатам сверки будет обнаружено, что управляющая страховая организация израсходовала целевые средства не в полном объеме, управляющая страховая организация обязана вернуть неиспользованные средства путем перечисления денежных средств на расчетный счет профессионального объединения страховщиков в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта сверки.

1.11. Передающая и управляющая страховые организации по истечении срока исковой давности по последнему заявленному убытку или по истечении пяти лет со дня окончания срока действия последнего договора страхования, включенного в переданный страховой портфель, в зависимости от того, что наступит раньше, проводят сверку расчетов по всем договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель.

В случае если по результатам сверки будет обнаружено, что управляющая страховая организация израсходовала переданные средства активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, не в полном объеме, управляющая страховая организация обязана вернуть остаток неиспользованных средств в конкурсную массу путем перечисления денежных средств на расчетный счет передающей страховой организации в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта сверки.

1.12. Передающая страховая организация обязана передать управляющей страховой организации все документы и информацию, касающиеся переданного страхового портфеля, поступившие к ней после передачи страхового портфеля.

1.13. В случае выявления после завершения передачи страхового портфеля договоров страхования, которые не были переданы (не включены в перечень договоров страхования), их исполняет передающая страховая организация, а в случае ее банкротства они включаются в конкурсную массу.

В случае если указанные договоры относятся к видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, и передающая страховая организация не может их исполнить по основаниям, определенным законами о таких видах страхования, профессиональное объединение страховщиков осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.14. Передающая страховая организация публикует уведомление о намерении передать страховой портфель в печатном органе, определенном в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Сообщение о завершении передачи страхового портфеля публикуется управляющей страховой организацией в печатном органе, в котором ранее публиковалось уведомление о намерении передать страховой портфель.

mob_info