Икс медучреждения к территориальному фонду о финансировании. Финансирование учреждения за счет бюджета из фонда омс. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования

ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Царева Ольга Владимировна Начальник Управления модернизации системы ОМС кандидат медицинских наук Всероссийский форум руководителей учреждений системы здравоохранения г. Москва, октября 2010 года


…внедрить преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования… …внедрить преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения и осуществить поэтапный переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу за счет средств обязательного медицинского страхования… Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН 2


Схема организационно-финансового взаимодействия в системе ОМС ФОМС Договор финансирования ОМС Страховые взносы на ОМС неработающего населения Договор с ЛПУ Финансирование по смете + целевые программы Дотации Оплата счетов с 2011 года - 3,1% с 2011 года - 2,0% ТФОМС С М О Медицинские организации Страхователиработающегонаселения Органыисполнительнойвласти субъекта РФ Органы местного самоуправления Медицинская услуга Действующие связи Одноканальное финансирование Действующие связи Одноканальное финансирование Обеспечение деятельности 3


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЕРЕХОД НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» Постановление Правительства Российской Федерации от «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» Проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» 4


НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПЕРЕХОД НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ Закон субъекта РФ «О бюджете субъекта Российской Федерации» Закон субъекта РФ «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации» Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Генеральное тарифное соглашение, утверждающее расширенный тариф на оплату медицинских услуг в системе ОМС и дополнительные виды медицинской помощи, оплачиваемые через систему ОМС, ранее финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней Порядок перевода учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование, в том числе их подготовку к указанному переводу Перечень учреждений здравоохранения, участвующих во внедрении одноканального финансирования Единый справочник тарифов по ОМС - тарификатор Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации 5


АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ НА ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В I ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА (25 субъектов Российской Федерации) ОПЫТ РЕГИОНОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОДНОКАНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОМС 6






Расширение тарифа по ОМС в субъектах Российской Федерации Сыктывкар Ленинградская, Пензенская, Томская и Тюменская области, Чукотский автономный округ); Майкоп Казань Кострома Пенза Томск Тюмень Пермь Владимир Все статьи расходов, за исключением расходов на арендную плату за пользование имуществом (Камчатский край, Курская область); Курск Все статьи расходов, за исключением коммунальных услуг (Республика Алтай, Краснодарский край, Нижегородская и Тамбовская области); Горно-Алтайск Краснодар Тамбов Все статьи расходов, за исключением расходов на приобретение основных средств (Красноярский край); Красноярск Оплачивались все статьи расходов (Республики Адыгея, Коми, Татарстан, Пермский край, Владимирская, Калининградская, Костромская, Все статьи расходов, за исключением коммунальных расходов, расходов на арендную плату за пользование имуществом (Республика Марий Эл, Калужская и Оренбургская области); Йошкар-Ола Калуга Оренбург Все статьи расходов, за исключением расходов на арендную плату за пользование имуществом, расходов на приобретение основных средств (Кемеровская область); Все статьи расходов, за исключением коммунальных расходов, на приобретение основных средств (Кировская область) Кемерово Киров 9


10


11




Сыктывкар Казань Пенза Тюмень Медицинская помощь при социально значимых заболеваниях: Включение в территориальную программу ОМС медицинской помощи при социально значимых заболеваниях в субъектах Российской Федерации Инфекции, передаваемые половым путем (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) Туберкулез (Республика Коми, Республика Татарстан, Калининградская, Ленинградская и Пензенская области, Чукотский автономный округ) Синдром приобретенного иммунодефицита (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) Психические расстройства и расстройства поведения, наркологические заболевания (Республики Коми и Татарстан, Калининградская, Ленинградская, Пензенская и Тюменская области, Чукотский автономный округ) 13


Мероприятия, обеспечивающие эффективное управление ресурсами системы ОМС Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи Переход на федеральные стандарты оказания медицинской помощи Переход на систему оплаты труда медицинских работников, ориентированную на результат Внедрение механизмов аутсорсинга 14


(письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2009 г. 20-0/10/2-5067) Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи по законченному случаю оказания медицинской помощи на основе подушевого финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения по клинико-статистической группе болезнейпо единице объема оказанной медицинской помощи 15


1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 3. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ГОДЫ Цель – улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Источники финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Т ерриториальный фонд обязательного медицинского страхования К онсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 16


ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС 1. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 2. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 3. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 17 межбюджетные трансферты договор о финансовом обеспечении ОМС (через СМО) ФОМС Субъект Российской Федерации ТФОМС ЛПУ, работающие в системе ОМС Субсидии на выполнение программы в части базовой программы ОМС Средства бюджета ТФОМС Средства ФОМС


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ГОДЫ Подготовка к переходу на одноканальное финансирование в 2013 году – одно из направлений модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 – 2012 годах 1. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. 2. Финансирование медицинских учреждений на основе эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты их деятельности (законченный случай лечения в стационарных условиях, подушевое финансирование амбулаторной медицинской помощи). 18


ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Оплачиваемые за счет средств ОМС статьи расходов ЛПУ: оплата труда (210), медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь, медицинский инструментарий, реактивы, химикаты, химпосуда и прочие материальные запасы (340), оплата услуг по размещению услуг немедицинского характера (аутсорсинг) (226). 1. Расширение тарифа по ОМС: – услуги связи; – транспортные услуги; – коммунальные услуги; – арендная плата за пользование имуществом; – приобретение программного обеспечения; – приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу. 2. Расширение видов медицинской помощи, оплачиваемых за счет средств ОМС. По базовой программе ОМС 19 При одноканальном финансировании


20 Региональный финансовый норматив 2013 года Федеральный финансовый норматив 2013 года Необходимое условие реализации мероприятий по переходу на одноканальное финансирование – поэтапное приведение финансовых нормативов по ТПОМС в соответствие с федеральными нормативами (стоимость единицы объема медицинской помощи по видам, подушевой норматив финансирования).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономические проблемы реформирования отечественного здравоохранения. Модели хозяйственного механизма здравоохранения. Виды медицинского страхования, цели введения. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2008

    Социально-экономическая сущность и структура фондов обязательного медицинского страхования, их роль в системе здравоохранения РФ. Проблемы обязательного медицинского страхования и описание источников финансирования обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Основные модели и источники финансирования системы здравоохранения. Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов. Система обязательного медицинского страхования. Повышение уровня профилактики, качества жизни и здоровья.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2011

    Основные источники финансирования здравоохранения. Задачи, процесс и методы финансового планирования. Программа государственных гарантий бюджетного финансирования отрасли. Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Система финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации. Финансирование отрасли за счёт средств федерального бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. Совершенствование системы здравоохранения на основе ее реформирования.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Особенности обязательного медицинского страхования в России, его элементы. Анализ исполнения бюджета обязательного медицинского страхования по доходам и расходам за 2011–2012 года. Тенденции развития финансирования обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Социально-экономическая природа медицинского страхования. Причины перехода к страховой медицине. Принципы организации медицинского страхования. Финансирование медицинского страхования в Российской Федерации. Система обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

7) сбор, обработка данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, осуществление обмена указанными сведениями между субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7. Обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.

Таким образом, большая нагрузка возлагается или на бюджет малообеспеченных граждан, или на бюджет государства. Первое не соответствует принципу социальной справедливости, второе же может явиться непосильной нагрузкой для государственного и муниципального бюджетов. Кроме того, увеличение нагрузки на государственный или муниципальный бюджет не соответствует задаче ОМС в России – найти дополнительные к бюджетным источникам средства.

Далее рассмотрим финансовое обеспечение ОМС. К доходам бюджета Федерального фонда относятся: страховые взносы на данный вид страхования; недоимки по взносам, налоговым платежам; начисленные пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Обязательное медицинское страхование

Основой для принятого Россией Закона «О медицинском страховании граждан в РФСР» стала голландская модель организации медицинского страхования. Привлекательность ее состояла в активной роли государства в формировании социально ориентированной системы, направленной на уменьшение различий в общественном положении тех граждан, которые получили медицинские услуги в системе социального страхования (малообеспеченные слои населения) и тех, кто должен был страховать себя сам (высокооплачиваемые граждане) в системе добровольного страхования.

Обязательное медицинское страхование представляет собой систему отношений, обеспечивающих защиту материального и социального положения застрахованных лиц и гарантирующих оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, определенного законодательством РФ.

страховое обеспечение - в имущественном страховании абсолютное (стоимостное) выражение суммы, на которую застрахованы отдельные объекты или все имущество страхователя. Понятие С.о. применяется также для оценки общих обязательств страховой организации по совокупности… … Большой юридический словарь

«. 5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;. «

Что такое ОМС (обязательное медицинское страхование)

Страховой случай - свершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному гражданину предоставляется страховое обеспечение согласно территориальной программе ОМС. К страховым случаям относятся заболевания, травмы, иные состояния здоровья, требующие оказания медицинской помощи, а также профилактические мероприятия.

ОМС является одним из видов государственного обязательного социального страхования граждан в Российской Федерации. Для реализации системы ОМС применяется комплекс правовых, экономических и организационных мер. Они направлены на обеспечение и гарантированное оказание застрахованному лицу бесплатной медицинской помощи (при наступлении страхового случая) в надлежащем объеме, качестве и в установленные сроки. Эта помощь будет оказана за счет средств ОМС на условиях, установленных территориальной или базовой программой обязательного медицинского страхования.

Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию

Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рис. 15.1. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.

Обязательное медицинское страхование в России Курсовая

Во-вторых, в организации ОМС принимают участие коммерческие компании - страховые медицинские организации (СМО), которым по действующему Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отведена роль непосредственного страховщика. В ст. 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» указывается, что страховщиками в системе государственного социального страхования могут выступать только некоммерческие организации. Поэтому законодательством установлено, что деятельность СМО в системе ОМС должна носить некоммерческий характер, т.е. страховые организации не могут получать прибыль от проведения обязательного медицинского страхования. Все средства, не использованные на оплату медицинских услуг, резервируются.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья; цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определены понятия: обязательного медицинского страхования как вида обязательного социального страхования, объекта и субъекта ОМС, страхового риска и страхового обеспечения, страховых взносов на ОМС, застрахованного лица, базовой и территориальных программ ОМС.

СТРАХОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Таким образом, участвуя в добровольном медицинском страховании, гражданин лично принимает участие в формировании страховой программы, то есть определяет виды и объем услуг, которые она подразумевает, выбирает медицинские учреждения, в которых он хотел бы обслуживаться. При заключении договора добровольного медицинского страхования страхователь уплачивает страховой взнос, который дает ему право в течение срока действия полиса получать медицинское обслуживание по выбранной программе без внесения дополнительной платы.

Медицинское обслуживание в рамках обязательного медицинского страхования предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Утверждённая постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. №1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые застрахованным в рамках ОМС на бесплатной основе.

27 Июл 2018 460

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон).

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В 2018 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 12 722,4 рубля, что на 1 081,4 рубля (9,3 %) больше, чем в 2017 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 19 544,1 рубля, что на 1 802,5 рубля (10,2 %) больше, чем в 2017 году, на 1 неработающего - 7 789,1 рубля, что на 532,3 рубля (7,3 %) больше, чем в 2017 году.

Доходы бюджетов ТФОМС в 2018 году сформированы в объеме 2067,6 млрд. рублей, что на 340,8 млрд. рублей или 19,7 % больше, чем в 2017 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1870,6 млрд. рублей (90,4%), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 95,4 млрд. рублей (4,6%).

В 2018 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9303 медицинских организаций, 36 страховые медицинские организации (СМО) и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур.

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в 2018 году поступило 1 784,0 млрд. рублей (что на 19,4% больше, чем в 2017 году) или 95,4 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела СМО поступило 18,1 млрд. рублей (1,0 %).

В общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования СМО в 2018 году 98,5 % (1 834,4 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств СМО в сфере обязательного медицинского страхования было направлено 20,3 млрд. рублей, или (1,1%).

В 2018 году в медицинские организации поступило 1 933,1 млрд. рублей, что на 19,3% больше по сравнению с 2017 годом. Расходование средств ОМС медицинскими организациями в 2018 году составило 1 908,4 млрд. рублей, что на 18,4% больше, чем в 2017 году. В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила – 70,7%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств – 10,0%, продуктов питания – 1,1%, мягкого инвентаря - 0,1%, иные расходы 18,1%.

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2017 года составила 146,4 млн. человек, в том числе 61,4 млн. работающих и 85,0 млн. неработающих граждан.

Отдельного внимания заслуживает механизм финансирования федеральных клиник за счёт средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Как уже было сказано ранее, система ОМС появилась в нашей стране после принятия Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 28 июня 1991 г. Важнейшая характеристика системы ОМС-целевое формирование средств на здравоохранение. Взносы работодателей и платежи муниципальных органов за неработающую часть населения идут не в бюджет, а непосредственно на нужды здравоохранения. В результате утрачивается свойственная общим налоговым поступлениям безадресность.

Сам по себе переход на ОМС не обеспечивает автоматического привлечения дополнительных средств. Новый источник финансирования - это совсем не обязательно новые вливания в отрасль. Вполне возможна ситуация, когда новый источник не дополняет, а замещает старый. Именно так и произошло в России. Введение взноса работодателей на ОМС стало основанием для сокращения бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения.

Сформулируем несколько общих условий положительного влияния перехода к системе ОМС на общий объём финансовых ресурсов здравоохранения. Первое и наиболее важное - стабильное экономическое положение страны. Если экономика находится в состоянии спада, то снижается фонд оплаты труда, свёртываются поступления в бюджет и внебюджетные фонды. Соответственно, снижаются и общие поступления на нужды здравоохранения из двух источников.

Общее условие положительного влияния системы ОМС - цельность этой системы, что предполагает доминирование одного канала поступления средств. В классической модели ОМС основным источником поступлений является налог на заработную плату (взносы на ОМС), а роль правительства (бюджетов всех уровней) сводится к выделению относительно небольших субсидий. Например, во Франции и Нидерландах налог на заработную плату составляет около 90% средств общественного здравоохранения, в Германии - около 80%. В этих условиях объём финансовых ресурсов относительно слабо зависит от общих бюджетных поступлений. Если последние снижаются, то ничего драматичного в отрасли не происходит, поскольку преобладающим источником средств являются поступления от работодателей и работников. Таким образом, в классической системе ОМС ослаблена зависимость от бюджетного источника финансирования.

Распределение финансовых средств ОМС возможно на основе двух вариантов. Первый - двухканальная система поступления средств. В этом случае происходит разделение двух источников финансирования по их назначению. Из бюджетных средств финансируются одни статьи расходов, из средств ОМС - другие. Бюджет является источником оплаты одних видов помощи, средства ОМС - других. Возможно разделение по источникам финансирования и лечения работающих и неработающих граждан.

Второй вариант - слияние потоков финансирования из разных источников. Не только средства ОМС, но и основная часть бюджетных средств концентрируются в руках фондов и страховых медицинских организаций для последующего их направления в медицинские учреждения на одноканальной основе.

Двухканальная система финансирования обладает следующими недостатками: а) наличие нескольких источников и субъектов финансирования медицинской помощи (территориальные фонды ОМС, региональные органы здравоохранения, муниципальные органы власти) существенно усложняет финансовые потоки и поэтому затрудняет процесс финансового планирования; б) единая система здравоохранения распадается на отдельные части, каждая из которых действует по своим правилам. Трудно интегрировать разные виды медицинской помощи, обеспечить их координацию и преемственность; в) в тех регионах, где из средств ОМС покрываются только расходы на медицинскую помощь работающим, а лечение неработающих напрямую финансируется из бюджета, для этих групп населения формируются разные стандарты доступности и обслуживания медицинской помощи.

В рациональной системе финансирования здравоохранения подавляющая часть государственных средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, должна поступать в медицинское учреждение из одного источника. На наш взгляд, такой подход является верным. Если система строится по принципу медицинского страхования, то доминирующая часть средств должна следовать по каналам ОМС. Это означает, что бюджетные средства интегрируются со средствами ОМС для последующего финансирования учреждений здравоохранения на основе единого плана и единого режима поступления средств.

При введении системы ОМС в России исходным замыслом было следующее разделение предметов бюджетного и страхового финансирования: за счёт средств ОМС обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской помощи (медицинской помощи первого уровня) и вторичной медицинской помощи (медицинской помощи второго уровня). За счёт бюджетных средств обеспечивается финансирование части первичной медицинской помощи (иммунизация населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулёзом, психическими заболеваниями) и медицинская помощь третьего уровня. Последняя как раз и оказывается в федеральных клиниках и крупных региональных клиниках, и должна была бы финансироваться за счёт бюджетных средств.

Но реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для оплаты всего объёма первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось результатом неполного введения ОМС и отсутствия закреплённых налоговых источников осуществления взносов на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включаемая в программу ОМС, на практике финансируется из двух источников: средства ОМС и средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Согласно требованиям Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средства ОМС могут использоваться только для возмещения расходов медицинских организаций по четырём статьям:

  • · оплата труда;
  • · начисления на оплату труда;
  • · медицинские расходы (включая расходы на медикаменты, перевязочные материалы);
  • · продукты питания.

Установление такого правила связано именно с недостатком средств, аккумулируемых в системе ОМС. На практике остальные виды затрат государственных и муниципальных медицинских учреждений покрываются за счёт средств бюджетов субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований.

Таким образом, в России сложилась двухканальная система распределения средств здравоохранения.

Изучение механизма государственного финансирования федеральных клиник позволяет сделать следующий вывод: существующий механизм способен лишь воспроизводить сложившийся режим хозяйствования учреждений и не совместим с требованиями эффективного использования ресурсов. Затратный порядок финансирования при отсутствии учёта результирующих показателей, при наличии нескольких источников финансирования в общей недостаточности выделяемых средств создаёт ситуацию, в которой проблематичной является сама постановка вопроса о корректной оценке эффективности бюджетных ассигнований.

В следующей главе предпримем попытку предложить необходимые мероприятия, которые могли бы улучшить действующий механизм финансирования системы здравоохранения РФ.

mob_info