Для какой модели рыночной экономики характерна наибольшая. Классическая модель рыночной экономики. Её взаимосвязь с моделью Кейнса. Социальная рыночная экономика

Выделяют четыре модели экономики:

  • Традиционная система основана на распределении всех благ с учетом классовой принадлежности. Старые обычаи и традиции с преобладанием ручного труда, который характеризуется примитивной обработкой земли, продолжают использоваться в слаборазвитых странах.
  • Командная или административная модель базируется на государственной собственности и контроле результатов использования материальных ресурсов. Все решения, касающиеся производства, распределения или потребления, принимает государственная власть. Ярким примером командной модели является коммунистический строй в СССР.
  • Капиталистическая или рыночная модель опирается на личные интересы. Ее часто называют капитализмом свободной конкуренции или чистым капитализмом. Характерная черта модели — невмешательство правительства в экономику. Все ресурсы и результаты деятельности считаются частной собственностью.
  • Смешанная модель предполагает взаимодействие государственного влияния с экономической свободой предпринимателей. Производители и работающее население имеют возможность самостоятельно выбрать сферу деятельности и компанию для трудоустройства.

Национальные экономические модели

Каждая система имеет свои характерные особенности организации хозяйства, связанные с национальными различиями. Они отличаются историческими условиями развития, традициями и обычаями населения, географическим положением, наличием природных ресурсов и множеством других факторов. Но кроме отличий есть и общие черты, среди которых: различные формы собственности, наличие предпринимательской деятельности, стремление к свободной конкуренции и независимому ценообразованию, а так же наличие государственного регулирования. Известны семь национальных экономических моделей:

  • Американская модель основана на поощрении предпринимательской деятельности, что ведет к обогащению более активного населения. Малообеспеченные слои населения получают поддержку государства посредством субсидий и льгот. В результате наблюдается ощутимое различие оплаты труда между рабочими и руководителями, а население делится на богатых и бедных.
  • Японская модель характеризуется долгосрочным планом развития и высоким уровнем влияния государства в основных направлениях экономики. Национальное самосознание выражается в готовности населения пожертвовать своими доходами и благами ради процветания страны. По сравнению с американской моделью разрыв в заработной плате между главой компании и служащим незначителен.
  • Южнокорейская модель имеет общие черты с японской моделью, которые выражаются в активном участии государства, планировании развития. Для сокращения безработицы созданы специальные программы, эффективно работают фонды стабилизации цен.
  • Немецкая модель имеет сходства социально-экономического содержания с японской моделью. Воздействие государства ориентировано на удовлетворение социальных потребностей в виде налоговых послаблений для начинающих предпринимателей и выплате пособий по безработице.
  • Западноевропейская модель отличается повышенным вниманием к социальным нуждам, созданию инфраструктуры и межгосударственной интеграции.
  • Шведская модель базируется на сокращении имущественного неравенства посредством перераспределения доходов. Активное участие государства заключается в поддержке низкого уровня безработицы, установлении фиксированных цен и обеспечении стабильности.
  • Китайская модель — это яркий пример смешанной экономики, где рыночная система функционирует в рамках государственного регулирования.

Таким образом, выявление схожих черт в различных экономических системах не препятствуют проявлению специфических особенностей в национальных моделях экономики.

Глава 2. Модели рыночной экономики

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения. При всей своей устойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют "экономическим чудом". Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие - на рыночные рычаги. Различают 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности. Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным вмешательством государства а процесс производства товаров и услуг.

Главные достоинства этой модели:

Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Особенно результативна эта модель на высоком уровне развития производственных си, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.

Вторая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции, получила название социально ориентированной рыночной экономики. Ее характеризуют:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;

Сильная система социального обеспечения;

Значительный удельный вес государственной собственности в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабее реагирует на изменение экономической конъюнктуры, чем американская модель. В то же время в последние годы американская модель становится все более социальной.

Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны:

Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;

Дух коллективизма и патернализма на производстве;

Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и особенно ощущается в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Сингапура, Тайваня и Южной Кореи.

Четвертая модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:

Сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику;

Коррупция и даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

Ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Пятая модель рыночной экономики - африканская - также базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается прежде всего малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцам сложно создать современную экономику.

Африканской экономике присуще:

Нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;

Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство;

Неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;

Крайне низкая эффективность.

Существует 5 моделей современной капиталистической экономики: американская, европейская, японская, латиноамериканская и африканская. Все они различаются степенью зрелости товарно-денежных отношений, уровнем экономического развития, демократизма и цивилизованности. Также рыночной экономической системе в целом присущи три главных признака:

Преобладание частной собственности;

Распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма;

Высокий уровень капитализации доходов.

Достоинства и недостатки рыночной системы

Современная рыночная экономика представляет собой хозяйственную систему, основанную на добровольном сотрудничестве между самостоятельными потребителями и производителями через свободные сделки купли - продажи...

Исторический процесс формирования и развития рынка в России

Модели рыночной экономики

Модели рыночной экономики

Национальные модели рыночной экономики

Основные модели рыночной экономики

Высокоразвитые страны, ступив на новый путь цивилизации постиндустриального общества, развиваются тем не менее на основе различных моделей рынка...

Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития

Карту мира по признаку взаимодействия государства и рыночной экономики нельзя понять без типологизации национальных примеров такого взаимодействия, т.е. страновых или национальных моделей...

Российская модель переходной экономики

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия...

Современное состояние социальной защиты в современной России; - перспективы развития экономического роста в регионах России. Данная тема рассматривается в работах таких авторов, как Башмаков И....

Социально-ориентированная рыночная экономика

В общем и целом социально-ориентированная рыночная экономика - замечательное изобретение, однако, доведённая до крайности, она, как и многое другое, начинает давать сбой. В Соединенных Штатах, например...

Социальную рыночную экономику необходимо рассматривать с двух сторон, а именно: 1) как реально существующую современную систему хозяйствования...

Социально-рыночная модель экономики России

Социально-рыночная модель экономики России

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция...

Формирование рыночной экономики в России

Длительный период существования административно-командного типа системы национальной экономики закончился в России в конце ХХ в. и начался переход к рыночной модели национальной экономики...

Японская модель рыночной экономики

Отношения между трудом и капиталом в японской модели рыночной экономики отличаются патерналистским, а вместе с тем и эгалитаристским характером, предполагающим контроль над фирмой со стороны ее наемных работников...

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой.

Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

От географического положения;

От наличия природных ресурсов;

От исторических условий развития;

От традиций населения и его обычаев;

От уровня развития производительных сил;

От социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся:

Наличие многообразных форм собственности;

Преобладание свободных цен на товары и услуги;

Развитая система свободной конкуренции;

Распространение предпринимательской деятельности;

Определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе-мых в современных условиях.

Американская модель.

Эта модель получила название «либеральная модель капитализма ». Ее характерными особенностями являются:

Малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли-чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про-граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще-ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ-ства — сократилась;

Всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

Резкая дифференциация на богатых и бедных;

Большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель.

Формирование современной модели хозяйствования проис-ходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленнос-ти. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению амери-канских и западноевропейских патентов и лицензий, снижению цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, от-сутствию значительных военных расходов.


К основным чертам японской модели относятся:

Высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек-троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го-дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи-ки;

Составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, кото-рые разрабатываются с 1957 г. В настоящее время завершен 8-й пятилетний план на 1991-1995 гг. Перед тем как произошло «японское чудо», был состав-лен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их осуществлении принимали участие фирмы, но общим процессом выполнения этих планов руководило государство путем использования прямых инвестиций, определения налоговой и ценовой политики, политики заработной платы;

Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине-ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

Незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем-надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

Социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци-ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа-нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард , который в своей книге описал основные принципы фун-кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не-мецкой модели являются:

Сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици-онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес-платная медицина, образование;

Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

В немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан-кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не- значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста-вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

В Швеции сформировалась концепция: «Государственный сектор, если уж он начал расти и достиг опреде-ленных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собствен-ной внутренней логики политического механизма принятия решений». (Эклунд К. Эффективная экономика — шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Боль-шая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бес-платно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель.

Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регу-лирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние пла-ны — индикативное планирование. П. Самуэльсон отмечал, что французское «го-сударственное планирование» является замечательным вкладом Франции в государственное планирование.

«Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления» (Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. Т. 2. С. 406-407). Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государ-ства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста-лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю-чает следующие экономические рычаги:

Планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра-батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион-ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи-нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

В Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ-ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек-тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули-рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз-витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч-но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте-ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста-навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави-тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон-ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща-лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы-шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой-ное место в мировой цивилизации.

Китайская модель .

Реформирование экономики Китая началось с преобразова-ний в сельском хозяйстве. Там произошел переход от «народных коммун» как ос-новных субъектов хозяйствования к системе семейного подряда. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Семейный подряд основывается на ведении крестьянского хозяйства силами семьи на земле, переданной в ее пользование на 15-20 лет, а кое-где на 30 лет.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя-щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало-гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян-ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы-шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор-мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи-тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше-го развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Реформа в городах началась с 1984 г. после полного перехода деревни на подвор-ный подряд. При выборе модели экономического развития для КНР китайские уче-ные разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались и в Вен-грии, начиная с 1968 г., и в Чехословакии—с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государ-ственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон — государства, пред-приятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макро-уровне, рыночное регулирование — на микроуровне и функционирование различно-го рода рынков, регулируемых государством.

В результате был намечен переход от модели «Централизованной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалисти-ческое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводи-телями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важней-шие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви-нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности пред-приятий государственного сектора путем отделения права собственности от пра-ва хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова-ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать пря-мые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со-зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает-ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо-мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но-вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству-ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы-пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возмож-ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль-тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз-можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко-номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про-мышленного производства.

Вопросы:

Понятия рынка и его развитие.

Конкуренция и её виды.

Структура и инфраструктура рынка.

Провалы рынка и необходимость государственного регулирования.

Рыночные модели.

Первый вопрос.

Под рынком понимается в общем смысле место встречи покупателя и продавца для осуществления акта купли-продажи.

По сути, рынок не ограничивается только географией, то есть месторасположением, то есть рынок больше процесс, совокупность отношений, формирующихся под воздействием спроса и предложения.

Формирование рынка проходило в три стадии :

1. Производство

2. Возникновение экономики.

3. Возникновение рыночных отношений.

Первый этап связан с существованием натурального хозяйства, то есть, когда продукты производились только для собственного потребления. В данном случае речь идёт о замкнутой системе хозяйствования.

Второй этап . В дальнейшем отношения вышли за рамки собственного потребления, после чего последовало появление товарного хозяйства, то есть появился обмен продуктами. Окончательному формированию экономической стадии рынка способствовало общественное разделение труда, то есть появилась специализация на производство определённой продукции.

Третий этап . Рыночная экономика возникла с появлением институтов рынка и развитием его инфраструктуры. Например: появление ярмарок, бирж, развитие торговой и посреднических сетей.

Рынок как явление и механизм выполняет следующие функции :

1. Информационная . Заключается в том, что основными сигналами на рынке являются цены, исходя из которых потребители и производители принимают решения о покупке и продаже товаров соответственно.

2. Координация экономических связей . На рынке происходит взаимодействие продавцов и покупателей, исходя из этого происходит прекращение выпуска одних товаров и наращение других.

3. Стимулирующая . На основании сигналов рынка, а именно цен, вкусов и предпочтений потребителей, производитель принимает решение о том, что, как и для кого производить.

4. Санационная . Заключается в том, что в результате жёсткой конкурентной борьбы, на рынке остаются сильнейшие.

Второй вопрос.

В общем смысле под конкуренцией понимается борьба между производителями за покупателя и экономические ресурсы, а также понимается борьба между потребителями за товар, в случае возникновения его дефицита.

В экономической теории под конкуренцией понимается степень влияния производителя на цену товара. Соответственно, чем это влияние выше, тем конкуренция ниже.

Исходя из этого, можно выделить четыре рыночных структуры :

1. Совершенная конкуренция

2. Монополистическая конкуренция

3. Олигополия

4. Монополия

По степени возникновения конкуренции рыночные структуры могут быть расположены следующим образом:

Рисунок 6

Совершенная конкуренция – рынок, где множество продавцов торгуют однородными, абсолютно однотипными товарами, выпуск фирм на данном рынке крайне мал, цена у всех одинакова, исходя из этого, производитель не может оказать влияние на цену товара. Этот вид рынка больше теоретический, нежели практический, - это модель. Модель, позволяющая понять рыночный механизм. Исключения: рынок сельского хозяйства и рынок ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – рынок, где функционируют множество продавцов, продающих дифференцированный товар. Барьеры входа на рынок незначительные. Влияние на цену продавца также незначительно. Используются методы неценовой конкуренции, дабы отличить один товар от другого. Данный тип рынка характерен для большинства товаров народного потребления (шоколад, холодильники и так далее).

Олигополия – рынок, где функционируют несколько продавцов, производящие однородный или дифференцированный товар. Вход на такой рынок затруднён – и применяются для этого в основном условные методы конкуренции, а именно один продавец должен учитывать поведение другого продавца. Цены на таком рынке формируются либо, исходя из цены лидера, либо через понижение цены до минимального уровня для того, чтобы вывести конкурентность рынка, который не может снизить цены до такого уровня (мобильная связь, авиация, судостроение).

Монополия – рынок, где действует один продавец, самостоятельно устанавливающий цену на товар. Вход на такой рынок невозможен. Товар является уникальным, то есть не имеющий заменителей, так как производство такого товара является нецелесообразным либо невыгодным (железная дорога, водоканал, Белтелеком, электростанции, газовая промышленность).

Таблица 1

Третий вопрос.

В настоящее время в экономической теории выделяют четыре основных макроэкономических субъекта:

1. Домашние хозяйства

2. Фирмы (предпринимательский сектор)

3. Государство

4. Заграница

Домашнее хозяйство – все частные хозяйственные ячейки (индивид, семья, группа). Основной целью домашнего хозяйства является максимизация полезности при удовлетворении потребности. Домашнее хозяйство является собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей). Кроме того является основным потребителем товаров и услуг. Может выступать как сберегателем, так и заёмщиком. Является наиболее крупным макроэкономическим агентом.

Фирма – совокупность субъектов, занимающихся хозяйственной деятельностью. Основная цель фирм – максимизация прибыли. Является основным покупателем экономических ресурсов, за что выплачивает домашнему хозяйству факторные доходы. Кроме того является основным производителем товаров и услуг, может выступать кредиторами, когда фирма покупает акции другой фирмы, а может выступать заёмщиком, когда привлекаются средства на инвестиции.

Государство – совокупность учреждений, которые обладают юридическим и политическим правом воздействовать на экономические процессы. Государство является производителем общественных благ. Кроме того является покупателем товаров и услуг для обеспечения государственного сектора. Кроме того занимается перераспределением доходов через налоговую систему. Может являться кредитором и заёмщиком. Кредитором – в случае профицита бюджета (доходы > расходов). Заёмщиком – в случае дефицита бюджета (расходы > доходов). По сути, государство устанавливает правила «игры» в экономику.

Заграница – совокупность всех нерезидентов экономики, имеющих с ней торговые отношения посредством экспорта и импорта.

Кроме макроэкономических агентов выделяют также макроэкономические рынки , а именно:

1. Рынок товаров и услуг

2. Финансовый рынок

3. Рынок ресурсов

4. Валютный рынок

Рынок товаров и услуг – рынок, где взаимодействуют все макроэкономические субъекты.

На финансовом рынке происходит купле-продажа денежных активов, то есть взаимодействие спроса и предложения денег (денежный рынок ) и взаимодействие спроса и предложения ценных бумаг (рынок ценных бумаг ).

На рынке ресурсов происходит покупка и продажа экономических ресурсов, и формирование факторных доходов.

На рынке валют происходит обмен валютами и установление курса валют.

Графически взаимодействие между основными субъектами и рынками можно представить следующим образом:




Рисунок 7

Также существует заграница , которая отдаёт рынку товаров импорт и получает товары и услуги. Финансовый рынок , который отдаёт домашним хозяйствам проценты и получает сбережения, также финансовый рынок отдаёт фирмам кредиты и получает проценты по кредитам.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов учреждений, обеспечивающих работу рынка. К таким институтам относятся биржи, ярмарки, аукционы, торговые дома, торгово-промышленные палаты, холдинги, брокерские дома.

Четвёртый вопрос.

В настоящее время в рыночной экономике существуют ситуации, с которыми рынок справится самостоятельно не в состоянии. Эти явления называются фиаско рынка или провалы рынка . Из таких провалов можно выделить следующие:

1. Наличие внешних эффектов . Влияние производства на общество в целом. Различают отрицательные внешние и положительные внешние эффекты:

a. Отрицательные – загрязнение окружающей среды.

b. Положительные – распространение высшего образования, что позволяет увеличить благосостояние человека, который его не получает вообще.

2. Отсутствие на рынке общественных благ . Производителем общественных благ является государство. С точки зрения рынка производство таких благ невыгодно.

3. Появление монополий на рынке , что снижает конкуренцию, ухудшает качество товара и приводит к дискриминации. Таким образом, государство должно проводить антимонопольную политику, то есть стимулирование конкуренции и установление верхнего предела цен.

4. Асимметрия информации . Дело в том, что сделка является наиболее удачной в том случае, если и продавец, и покупатель обладают одинаковой информацией о товаре. Однако, как правило, продавец о товаре знает больше. Задача государства заключается в распространении информации о товарах (социальные ролики о товарах, требования обозначать состав на этикетках продуктов, требования производства по техническим условиям).

5. Наличие транзакционных издержек . Издержки, связанные с заключением контрактов, то есть затраты на поиск товара, его оплату и так далее. Роль государства заключается в развитии инфраструктуры рынка через развитие банковской системы, пластиковых карточек, электронных переводов, разрешение электронных подписей – всё то, что упрощает торгово-обменные операции.

6. Отсутствие социальной эффективности . Обеспечение социальной эффективности со стороны государства заключается в политике перераспределения доходов, направленных на уменьшение их дифференциации.

7. Необходимость регулирования структуры потребления . Заключается в том, что производство одних благ признаётся приоритетным в той или иной стране, а производство других благ находится под запретом или ограничено.

Определения, которые не давали в лекции:

Субъекты – участники рыночных отношений (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница).

Объекты – товары и услуги или факторы производства (труд, земля, деньги, ценные бумаги).

Аукцион – публичные торги.

Ярмарка – регулярный периодически организуемый рынок, который функционирует в установленное время и месте.

Биржа – рынок оптовой торговли (товары, валюта, ценные бумаги):

1. Товарные биржи

2. Специализированные биржи

3. Универсальные биржи

4. Фондовые биржи – рынки ценных бумаг (облигаций). Продажа осуществляется по принципу аукциона.

Хеджирование – страхование от потерь из-за возможного резкого изменения цен.

Экономические методы – предполагают формирование общих условий хозяйствования и экономической заинтересованности хозяйственного субъекта в осуществлении определённых действий. Экономические методы делятся:

1. Мера прямого воздействия

2. Мера косвенного воздействия

Мера прямого воздействия – целевое финансирование, система государственных закупок

Мера косвенного воздействия - денежно-кредитная и бюджетно-налоговая.

Производство товаров и услуг – реальный сектор экономики .

Рыночная власть – величина, показывающая степень влияния продавца на весь рынок.

Рыночная модель – модель развития рыночной экономики. Различают несколько моделей рыночной экономики:

1. Либеральная рыночная модель . Данная модель присуща США и обладает следующими признаками:

a. Безусловный приоритет частной собственности

b. Сильная конкуренция

c. Гибкие рынки труда и товаров

d. Незначительное государственное регулирование

e. Относительно низкие налоги

f. Акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальной прибыли

g. Сильная социальная дифференциация

2. Социальная рыночная модель. Данная модель присуща странам Европы и обладает следующими признаками:

a. Поддержка конкурентной среды, препятствующей возникновению монополий

b. Либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования.

c. Проведение политики «открытой экономики»

d. Законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования

e. Свобода заключения договоров как предпосылка осуществления конкуренции

3. Модель скандинавского социализма . Она характерна для стран Северной Европы, прежде всего Швеция, и обладает следующими признаками:

a. Национальная экономика базируется на частной собственности

b. Существенное вмешательство государства в функционирование рынка

c. Довольно низкая социальная дифференциация, обеспеченная высокими налогами и социальными пособиями

d. Очень низкий уровень коррупции

4. Японская рыночная модель :

a. Частная собственность имеет основополагающее значение

b. Роль государства крайне незначительна

c. Заинтересованность государства как в конкуренции экономических субъектов, так и в их кооперации.

d. Присутствует система «работы на всю жизнь », когда работник нанимается на предприятие раз и навсегда

e. Во время экономических спадов (сокращение уровня производства) с предприятий никто не увольняется, но зарплата снижается всем

f. Стремление к долгосрочному стабильному развитию

5. Экономика новых индустриальных стран . Страны, которые ранее входили в состав развивающихся, обладающие значительными темпами роста и развития экономики. Основные признаки:

a. Развитие на основе рыночных принципов

b. Различный уровень вмешательства государства

c. Зависимость от иностранных инвестиций и международной торговли

6. Китайская модель . Следует сказать, что данный вид экономики смешанный, а посему не может быть отнесена к рыночным моделям, полностью основанным на рыночных началах. Для неё характерны следующие черты:

a. Бурный приток иностранных инвестиций

b. Развитие частной собственности и рыночных отношений

c. Государство регулирует большинство экономических процессов

d. Значительная региональная дифференциация

7. Экономика социалистических стран (переходная экономика), для которой характерны:

a. Нерыночный характер экономики

b. Политика «шоковой терапии » (разгосударствление, дерегулирование экономики и приватизация).

c. Политика эволюционных реформ (более длительный путь развития относительно политики «шоковой терапии»).

8. Белорусская экономическая модель , где выделяются следующие характерные черты:

a. Процессы разгосударствления и приватизации.

b. Смешанная система ценообразования, где цены регулируют как государство, так и рыночные принципы

c. Частичная система планирования дальнейших путей развития экономики

d. Постепенная либерализация распределения доходов.

e. Малая дифференциация населения и большая социальная стабильность

Макроэкономика.

План изложения и усвоения материала

8.1 Классическая модель рыночной экономики

8.2 Модель Кейнса

Классическая модель рыночной экономики

Классическая модель рыночной экономики можно рассматривать как систему взаимосвязанных моделей, каждая из которых отражает поведение одного из трех рынков: рабочей силы, денег, товаров.

Модель наиболее подходит для описания экономики с совершенной конкуренцией. В условиях функционирования монополий она не работает.

Этот рынок, как и другие, описывается с помощью трех зависимостей: функции спроса, функции предложения и условия равновесия. В классической модели функция спроса на рабочую силу выводится из следующих двух гипотез:

1) предприятия (фирмы) полностью являются конкурентными при наличии предложения товаров и найма рабочей силы;

2) при прочих равных условиях предельный продукт труда снижается с ростом объемов рабочей силы.

Из этих гипотез следует, что в состоянии равновесия предельный продукт труда в стоимостном выражении равна средней ставке заработной платы (об этом говорилось в предыдущем материале):

( 8 . 1 )

Где р - цена продукта, - макроэкономическая производственная функция, в которой К - фонды, L - численность занятых.

Действительно, если бы (8.1) не выполнялось, скажем, было бг, то предприятия пытались бы увеличить найм, поскольку с каждой дополнительной единицей труда получали бы прибыль , и наоборот - если , то предприятия понесли бы убытки и пытались бы сократить наем. С (8.1), то есть

из гипотез 1 и 2, следует, что с понижением ставки заработной платы предельный продукт также уменьшается, пока опять не будет достигнуто равновесие.

Изложенное выше основывается на концептуальных рассуждениях, но это можно доказать и строго математически.

Обозначим через П прибыль (в этом случае экономика рассматривается как одна крупная фирма), тогда, по предположению, что остальные факторы производства, кроме труда, являются фиксированными величинами, получим:

(8.2)

необходимое условие максимума прибыли:

но поскольку

то, действительно, вторая гипотеза - это условие максимума прибыли (максимума функции, представленной уравнением (8.2)). Перепишем соотношение (8.1):

и продифференцируем его по реальной заработной платой :

поскольку

то есть с ростом реальной заработной платы спрос на рабочую силу падает.

Предложение рабочей силы также является функцией от реальной заработной платы.

Предполагается постулат: чем больше будет реальная заработная плата, тем больше будет и предложение рабочей силы.

Эта гипотеза классической теории относительно рынка рабочей силы представлена на рис. 8.1, на котором - кривая спроса, а - кривая предложения.

В равновесии реальная заработная плата равна , а занятость - .

Если бы реальная заработная плата превышала равновесное значение, то есть

Рис. 8.1. Гипотеза классической теории по рынку труда

то возникло бы превышение предложения над спросом на рабочую силу

поэтому избыточное предложение привело бы к снижению заработной платы w под влиянием вынужденной безработицы, при этом условии цены будут снижаться, но в меньшей степени, следовательно, реальная заработная плата уменьшится до . Если же оказалось бы, что , то нехватка рабочей силы заставила бы предпринимателей увеличить оплату труда, и снова была бы достигнута динамическое равновесие.

Теория спроса на деньги (не считая другие виды финансовых активов) в классической модели основывается на гипотезе, согласно которой совокупный спрос на деньги - это функция денежного дохода (то есть и где Y - валовой внутренний продукт в натуральном выражении, р - цена), эта функция (f) - линейная и прямо пропорциональна денежному доходу:

где предложение денег рассматривается как фиксированная величина, экзогенно задана. На рис. 8.2 изображены линии спроса и предложения денег. Для каждого Y своя кривая спроса.

Если при фиксированном Y цена , то имеется избыточное предложение денег , в этом случае допускается гипотеза, согласно которой цены вырастут до уровня .

Спрос на товары (планируемые расходы) - это сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары . Согласно модели как функции нормы процента , снижаются с ростом r.

Рис. 8.2. График спроса и предложения денег

Действительно, чем больше г, тем больше будет доход от сбережения; следовательно, все большая часть доходов будет сохраняться, а меньше (с) - тратиться на потребительские товары. По инвестициям (l ), то чем больше r (т.е. ставка процента, используемая при дисконтирования будущих расходов и доходов при инвестировании и приведении их к текущему времени), тем ниже будет сегодняшняя оценка чистой приведенной стоимости проекта.

В классической модели спрос на товары является функцией уровня занятости, определяется на рынке рабочей силы

Условие равновесия заключается в том, что предложение товаров равно спросу на товары

Объединенная (общая) модель.

Объединяя уравнения и условия, описывающие рынок рабочей силы, денег и товаров, получим классическую модель в полном объеме:

Рынок рабочей силы:

(8.4)

(8.5)

Рынок денег:

(8.7)

Рынок товаров:

Каждый рынок задается кривыми спроса и предложения и точкой равновесия. Отметим, что когда один из рынков выходит из состояния равновесия, то и остальные рынки также выйдут из этого состояния, и следовать к какому новому состоянию динамического равновесия.

mob_info