Государственное регулирование рынка ценных бумаг в россии. §2 Основные принципы, направления и методы государственного регулирования отношений на рынке ценных бумаг Функции и составные части рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование —это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы функционирования рынка;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

Систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

. оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления


Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг яв-

ляется главным инструментом государственной политики на рынке ценных бу-

маг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

* создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный

сектор российской экономики и, прежде всего, привлечение частных ин-

вестиций на приватизированные предприятия.;

* создание условий для финансирования дефицита государственного бюд-

жета (прежде всего - федерального бюджета) на основе связанных с рынком

ценных бумаг методов неинфляционного финансирования

государственных расходов;

* обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования

средств населения;

* перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирую-

щего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компа-

* предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников

рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка цен-

ных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места

российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;

* защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и госу-

дарства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенни-

чеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и

должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необ-

ходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных

механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в на-

родном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное

вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты

рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей госу-

дарственного регулирования, от решения которой зависит само существова-

ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет

значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком

соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком

ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические за-

дачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регули-

рования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соб-

людения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок

ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономи-

ческие функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и

формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов

аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима

его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных эко-

номических и политических задач государства, в частности, отражающих

специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость форми-

рования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управ-

ляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как

способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со

своими приоритетами - например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных

бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профес-

сиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную от-

расль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высоко-

оплачиваемых рабочих мест и генерирующую значительные налоговые поступ-

ления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит

также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших от-

раслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за

этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли

как части национальной экономики являются:

* стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в

противном случае - если операции с российскими ценными бумагами будут

осуществляться главным образом за границей - возможности развития этой

отрасли будут резко ограничены);

* обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов

по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на рос-

сийском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами техничес-

кого регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и ка-

чественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на

обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний кур-

сов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе

ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финан-

сирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирова-

ния особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые мо-

гут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых сис-

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с ре-

гулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и

качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким обра-

зом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов

регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности

конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение

объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования

относятся, например, установление требований к размеру собственных

средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограни-

чение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут при-

вести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институцио-

нальное регулирование является основой регулирования банковской дея-

тельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех слу-

чаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности де-

лает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты

интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких

видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных

В отличие от методов институционального регулирования, методы функци-

онального регулирования связаны с установлением правил совершения опре-

деленных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во

многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность

брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям)

исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от

клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от сво-

их собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым инс-

титутам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов,

и относится к методам функционального регулирования.

Поскольку в большинстве случаев для зашиты интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как про-

фессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состоя-

ние профессиональных участников, именно методы функционального регулиро-

вания составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуслав-

ливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной

деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников

рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует

прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участ-

никами, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенни-

чества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и ста-

бильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной дея-

тельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций

требует специализации последних по видам профессиональной деятельности,

а характер решаемых задач - формирование стандартов профессиональной де-

ятельности и принуждение к их исполнению - обуславливает необходимость

отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по

многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным,

и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регу-

лирование.

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который

заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему

саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную

функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулиро-

вания всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования

рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип мак-

симального саморегулирования, который означает, что государство регули-

рует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолют-

но необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных

функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через

отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регули-

рования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки раз-

личных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функциони-

рующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профес-

сиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессио-

нальных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно

большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организа-

циям, именно система прямого государственного регулирования несет основ-

ную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является ос-

новой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов

государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

* Функциональное регулирование в сочетании с методами институцио-

нального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за де-

ятельностью участников рынка;

* Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при

помощи и под контролем государства;

* Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомства-

ми на основе жесткой ответственности за результаты;

* Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллек-

тивных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

* Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

* Максимальное разделение рисков;

* Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе

регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) от-

1. Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для

исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов,

аудиторов, платежных агентов и т. д.).

2. Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

(включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды

деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют

инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые

организации).

3. Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестиция-

ми лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15).

Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к од-

нократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь

должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на

предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ве-

дение конкретной профессиональной деятельности.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммер-

ческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фон-

дов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) от-

несено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование

рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в ком-

петенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, яв-

ляются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России

(Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие орга-

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов

рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством

обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка цен-

ных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых

ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные задачи создаваемой в России системы регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

2. Каковы экономические функции системы регулирования рынка?

3. Почему необходима система государственного контроля рынка ценных

4. Опишите методы технического, институционального и функционального

регулирования рынка.

5. Перечислите основные принципы регулирования рынка.

Кафедра финансов и кредита

контрольная работа

по дисциплине

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Преподаватель: Мохина М.И.

Выполнил: студент группы Ф4-28С(и)

Ахиярова И.М.

(№ зачетной книжки)

Вариант № 2

Пермь, 2011

1. Финансовые рынки. Принципы и система регулирования рынка ценных бумаг

Финансовый рынок (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование - bank based financial system, так называемая континентальная модель, - и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) - market based financial system, или англо-американская модель.

Финансовый рынок подразделяется на:

    Рынок капиталов

Рынок акционерного капитала (рынок акций)

Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

    Денежный рынок

    Рынок производных инструментов (деривативов)

    Валютный рынок (форекс)

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок - это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функции мирового финансового рынка:

Перераспределение и перелив капитала;

Экономия издержек обращения;

Ускорение концентрации и централизации капитала;

Межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

Содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние» экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.

Финансовое состояние - ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

Эмиссионные;

Посреднические;

Инвестиционные;

Спекулятивные;

Залоговые;

Трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

Поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

В определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

К основным принципам регулирования рынка ценных бумаг относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Государственное регулирование рынка ценных бумаг»



Введение

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.


1. Сущность рынка ценных бумаг

Если исходить из того, что рынок вообще – это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участникам. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара. Например, Ф. Котлер определил рынок как «сферу потенциальных обменов», К.Р. Макконел как «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Если товары производятся на заводах и фабриках, то ценные бумаги выпускаются в обращение. Чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз. Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.

Различают следующие виды рынков ценных бумаг:

· международные и национальные рынки ценных бумаг;

· национальные и региональные (территориальные) рынки;

· рынки конкретных видов ценных бумаг (акции, облигации);

· рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

· рынки первичных и производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – это своеобразное зеркало, отражающее основные черты современной экономики. Ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вложения своих капиталов.

Основное назначение рынка ценных бумаг в любом обществе с развитыми рыночными отношениями состоит в том, что он позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики.

Лица и организации, имеющие временно свободные излишки денежных средств и заинтересованные в их приумножении, называются инвесторами.

Организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат (инвестиций) называют эмитентами.

Рынок ценных бумаг находится между ними как посредник. Таким образом, рынок ценных бумаг является тем механизмом, который помогает эмитентам аккумулировать денежные средства инвесторов, а инвесторам – приумножить денежные средства путем вложения денежных средств в ценные бумаги и в случае необходимости в любой момент преобразовывать ценные бумаги в деньги.

Если участники рынка ценных бумаг не выполняют друг перед другом взятых на себя обязательств, то рынок ценных бумаг перестает функционировать. Это обусловлено тем, что ценные бумаги не являются предметом первой необходимости и без них в повседневной жизни любой инвестор может вполне обойтись. Для того чтобы участники фондового рынка соблюдали правила игры, должны функционировать контролирующие органы, на которые возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия участников фондового рынка между собой и выполнения ими взятых на себя обязательств друг перед другом, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке. На рынке корпоративных ценных бумаг регулирующие функции выполняет федеральная комиссия по ценным бумагам.

Рынок ценных бумаг подразделяется на:

ü Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, это первая стадия процесса реализации ценных бумаг, это первое появление ценных бумаг на рынке, на котором осуществляется их первичное размещение.

ü Вторичный рынок ценных бумаг – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течении всего срока существования ценных бумаг.

Оба этих понятия тесно связаны. Без первичного рынка ценных бумаг, который поставляет для обращения фондовые ценности, не может быть и вторичного рынка.

Без полноценного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка и в целом о рынке ценных бумаг. Вторичный рынок, создавая механизм для осуществления операций с ценными бумагами, усиливает доверие инвесторов к рынку ценных бумаг, стимулирует их желание приобретать фондовые ценности, способствует более полноценному аккумулированию ресурсов общества в интересах расширенного воспроизводства.

Эффективная работа вторичного рынка зависит от состояния инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ценных бумаг – это общие условия развития рынка ценных бумаг. Если отсутствует нормальная инфраструктура, соответствующая потребностям современного уровня развития, то рынок ценных бумаг не способен выполнять свои функции в полном объеме или выполняет их на недостаточном уровне, отчего страдает вся экономика страны в целом.

Единая инфраструктура рынка ценных бумаг подразделяется на:

1. правовую инфраструктуру, представляющую собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих раннюю сферу общественных отношений и юридических механизмов воздействия при разрешении конфликтных ситуаций;

2. информационную инфраструктуру, которая включает в себя совокупность органов и организаций, осуществляющих сбор, хранение, передачу, тиражирование и распространение информации о ценных бумагах, профессиональных участниках фондового рынка, состоянии фондового рынка.

3. функциональную инфраструктуру (фондовые биржи, внебиржевые фондовые торговые системы);

4. техническую инфраструктуру (депозитарий);

5. регулятивную инфраструктуру.

Любые операции с ценными бумагами и даже простое владение определенными видами ценных бумаг влечет за собой возникновение важного фактора, как риск.

Российский рынок ценных бумаг, по объективно сложившимся обстоятельствам своего гипертрофированного быстрого роста в условиях не полностью реформированной экономики, чем он отличается от многих других рынков, является чрезвычайно рискованным.

Субъекты, оперирующие на рынке ценных бумаг, как инвесторы, так и профессионалы должны иметь представление о тех видах рисков, с которыми они сталкиваются на рынке ценных бумаг.



2. Роль и место рынка ценных бумаг в реформированной экономике

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-х уровневой системы ее финансирования:

1. бюджетное финансирование;

2. банковские кредиты;

3. прямые инвестиции через механизм рынка капиталов.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая не лицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения.

На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов, хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население, рост скрытых иностранных активов юридических лиц, бегство капиталов),

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развития рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

Сфера, где можно накопить капитал или его получить – есть финансовая сфера деятельности. Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, являются:

· рынок банковских капиталов

· валютный рынок

· рынок страховых и пенсионных фондов;

Следует различать рынки, куда можно только вкладывать капитал, или первичные рынки, и собственно финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в первичные рынки. Финансовые рынки (рынки капиталов) – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.

Поскольку не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, постольку рынок ценных бумаг не может в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом качестве составляя часть финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, поэтому понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считают синонимами.

Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций:

1. с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников;

2. с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок.

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления и полученная прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В обществе преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых.

Свободные денежные средства могут быть использованы для прибыльного инвестирования во многие сферы: в производственную и хозяйственную деятельность (промышленность, строительство, торговлю, связь), в недвижимость, антиквариат, произведения искусства. Денежные средства могут быть вложены в иностранную валюту, если отечественная обесценивается, ценные бумаги различных видов отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит. Рынок ценных бумаг – одна из многих сфер приложения свободных капиталов, а поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

Денежные средства между перечисленными рынками вложений капитала происходят в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

· уровень доходности рынка

· уровень налогообложения рынка

· уровень риска потери капитала или недополучения ожидаемого дохода

· организация рынка, возможность быстрого входа и выхода с рынка, уровень информированности рынка.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на две группы:

1. Общерыночные функции, присущие каждому рынку:

· коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

· ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;

· информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

· регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или управления;

2. Специфические функции рынка ценных бумаг, которые отличают его от других рынков:

· перераспределительная функция;

а) перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

б) перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

в) финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

· функция страхования ценовых и финансовых рисков, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и аукционных контрактов.

Одна из основных функций рынка ценных бумаг заключается в мобилизации денежных средств инвесторов для целей организации и расширения производства. Существование рынка ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики.


3. Регулирование рынка ценных бумаг

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

· государственные органы регулирования;

· саморегулирующиеся организации;

· законодательные нормы рынка ценных бумаг;

· этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

ü поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

ü защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

ü обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

ü создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

ü в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

ü воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

1. создание нормативной базы функционирования рынка;

2. отбор профессиональных участников рынка;

3. контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

4. систему санкций за уклонение от норм и правил.

– разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

– выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

– обеспечение конкуренции между участниками рынка;

– обеспечение гласности нормотворчества;

– соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

– стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

– равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

– гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

– отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

– отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

ü функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

ü использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

ü распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

ü приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

ü приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

ü максимальное снижение и разделение рисков;

ü поддержка конкуренции на рынке;

ü предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Ø Гражданский кодекс РФ, части I и II

Ø Закон «О банках и банковской деятельности»

Ø Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Ø Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Ø Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Ø Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Ø Закон «Об акционерных обществах»

Ø Закон «О рынке ценных бумаг»

Ø Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

Финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

Создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

Создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

Борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

Ø контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Ø изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Ø гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);

Ø внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

1. Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

2. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).


Заключение

рынок ценный регулирование инфраструктура

Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.

Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом, так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих причин:

§ слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);

§ информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;

§ территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;

§ большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другие меры.

Если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.



Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс, часть I и II

3. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 2006.

4. «Введение в российский фондовый рынок» // Уч. пос. под ред. Золотарев В.С., Кузнецов Н.Г., Кравцова Н.И. и др., Ростов-на-Дону, 2005 г. с. 5–7.

5. Ивашина Т.Б. «Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы», Воронеж, 2006 г. с. 13–15.

6. Никифорова В.Д., Астровская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2008.

7. «Рынок ценных бумаг» // Уч. пос. под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А., СПб, 2007 г., с. 80–97.

mob_info