Перечень сметных нормативов включенных в федеральный реестр. Сметные нормативы. I. Общие положения
Название документа: | |
Номер документа: | 413/пр |
Вид документа: | |
Принявший орган: | |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | |
Дата принятия: | 08 июня 2015 |
Дата начала действия: | 04 августа 2015 |
Дата окончания действия: | 20 октября 2018 |
Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых...
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников
Утратил силу с 20 октября 2018 года на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 18 сентября 2018 года N 586/пр
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 5.2.15 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 4, ст.660)
приказываю:
1. Утвердить Классификацию сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному от 4 декабря 2012 года N 76/ГС "Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 года N 27572, Российская газета, N 59, 20 марта 2013 года).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.У.Рейльяна.
Министр
М.А.Мень
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 июля 2015 года,
регистрационный N 38128
Приложение. Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых...
Приложение
к приказу
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 8 июня 2015 года N 413/пр
Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников
Раздел 1. Государственные сметные нормативы.
1.1. Элементные сметные нормативы.
1.2. Укрупненные сметные нормативы.
1.3. Методические документы в строительстве.
Раздел 2. Отраслевые сметные нормативы (Сметные нормативы по отраслям и видам строительства).
2.1. Отраслевые элементные сметные нормативы.
2.2. Отраслевые укрупненные сметные нормативы.
2.3. Отраслевые методические документы в строительстве.
Раздел 3. Территориальные сметные нормативы.
3.1. Территориальные элементные сметные нормативы.
3.2. Территориальные укрупненные сметные нормативы.
Раздел 4. Индивидуальные сметные нормативы.
4.1. Индивидуальные элементные сметные нормативы.
4.2. Индивидуальные методические документы в строительстве.
5.1. Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства.
5.2. Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительства.
Раздел 6. Информационные, разъяснительные документы.
Вид норматива | Функция норматива | Форма отражения затрат производственных | Обобщенный классификатор норматива |
|
Раздел 1. Государственные сметные нормативы
Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
1.1. ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | База для разработки стоимостных сметных нормативов и стоимостных сметных показателей при использовании ресурсного метода | ГЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
||
Федеральные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции | ||||
Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств | Предназначены для формирования федеральных единичных расценок, учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ФСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Федеральные сметные цены на оборудование | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
||
Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства | Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства предназначен для оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы | ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
||
Федеральные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ФЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
||
Справочники базовых цен на инженерные изыскания в строительстве | Предназначены для определения стоимости инженерных изысканий при проектировании объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | СБЦИ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Справочники базовых цен на обмерные работы, обследование зданий и сооружений | Предназначены для определения стоимости работ по обмерным работам и обследованию зданий и сооружений | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | СБЦО 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве | Предназначены для определения стоимости проектирования объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в процентных и стоимостных показателях | СБЦП 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
1.2. УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Нормативы приводятся в стоимостных показателях | НЦС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|||
Нормативы приводятся в стоимостных показателях | НЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|||
1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
||||
Методические документы, регламентирующие процедуру разработки государственных сметных нормативов в строительстве | Предназначены для определения порядка разработки государственных сметных нормативов в строительстве | |||
Методические документы, регламентирующие процедуру применения государственных сметных нормативов в строительстве | Предназначены для определения порядка применения государственных сметных нормативов в строительстве | МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
||
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
||||
Нормативы приводятся в процентах | МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
|||
Сметные нормы на временные здания и сооружения | Предназначены для определения затрат на строительство временных зданий и сооружений в сводном сметном расчете | Нормативы приводятся в процентах | МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
|
Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время | Предназначены для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в сводном сметном расчете | Нормативы приводятся в процентах | МДС 81 -ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
|
Предназначены для установления порядка заполнения форм сметной документации | Нормативы приводятся в графической, текстовой и табличной формах | МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год базисного уровня цен |
Раздел 2. Отраслевые сметные нормативы (сметные нормативы по отраслям и видам строительства)
Раздел 2. ОТРАСЛЕВЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ (СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОТРАСЛЯМ И ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА) |
||||
2.1. ОТРАСЛЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Отраслевые сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | |||
Отраслевые сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств | Предназначены для формирования отраслевых единичных расценок, учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ОСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Отраслевые сметные цены на оборудование | Предназначены для учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ОССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Отраслевые единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов | Нормативы приводятся в: стоимостных показателях | ОЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Отраслевые элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | База для разработки отраслевых единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода | Нормативы приводятся в натуральных показателях | ОЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
2.2. ОТРАСЛЕВЫЕ УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Укрупненные нормативы цены строительства | Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ОНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Укрупненные нормативы цены конструктивных решений | Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ОНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
2.3. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
||||
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве | Предназначены для определения накладных расходов в локальных сметах (расчетах) при подготовке сметной документации | Нормативы приводятся в процентах | ||
Сметные нормативы для учета прочих работ и затрат в составе сводного сметного расчета | Предназначены для определения затрат на прочие работы и затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства | Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях | ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве | Предназначены для определения сметной прибыли в локальных сметах (расчетах) при подготовке проектной документации | Нормативы приводятся в процентах | ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НМ - номер методики, ГГГГ - год издания |
Раздел 3. Территориальные сметные нормативы
Раздел 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
3.1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Территориальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | |||
Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств | Предназначены для формирования территориальных единичных расценок, учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ТСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта |
|
Территориальные сметные цены на оборудование | Предназначены для учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта |
|
Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства | Предназначены для оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы | Нормативы приводятся в натуральных и в стоимостных показателях | ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта |
|
Территориальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ТЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен, КС - код субъекта |
|
3.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УКРУПНЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Укрупненные нормативы цены строительства | Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ТНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Укрупненные нормативы цены конструктивных решений | Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ТНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
Раздел 4. Индивидуальные сметные нормативы
Раздел 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
4.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ |
||||
Индивидуальные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы | База для разработки индивидуальных единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода | Нормативы приводятся в натуральных показателях | ИЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Индивидуальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования на пусконаладочные работы | Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах и в объектных сметах при подготовке проектной документации и для калькуляции укрупненных сметных нормативов | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ИЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
Индивидуальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции | Предназначены для формирования индивидуальных единичных расценок, учета в сметной документации | Нормативы приводятся в стоимостных показателях | ИССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год базисного уровня цен |
|
4.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ |
||||
Индивидуальные сметные нормативы для учета отдельных видов работ и затрат | Предназначены для учета отдельных видов работ и затрат, предусматриваемых в сметной документации | Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях | ИМДС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН - код типа норматива, НЧ - номер части, ГГГГ - год издания |
Раздел 5. Индексы изменения сметной стоимости строительства
Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования | ||||
Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индивидуальные индексы изменения сметной стоимости оборудования | Предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета | Индексы выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой |
Раздел 6. Информационные и разъяснительные документы
Раздел 6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И РАЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
||||
Информационные и разъяснительные письма по вопросам ценообразования в строительстве | Предназначены для учета при разработке сметной документации, при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, для разъяснения применения сметных нормативов, а также положений методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 24.07.2015,
N 0001201507240017
Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (утратил силу с 20.10.2018 на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2018 N 586/пр)
Название документа: | Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников (утратил силу с 20.10.2018 на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2018 N 586/пр) |
Номер документа: | 413/пр |
Вид документа: | Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Принявший орган: | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
Статус: | Недействующий |
Опубликован: | Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2015, N 0001201507240017 |
Дата принятия: | 08 июня 2015 |
Дата начала действия: | 04 августа 2015 |
Дата окончания действия: | 20 октября 2018 |
Досье на проект
Пояснительная записка
В соответствии с подпунктом 5.2.11 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2014, N 12, ст. 1296; N 40, ст. 5426; N 50, ст. 7100; 2015, N 4, ст. 660; N 22, ст. 3234; N 23, ст. 3311, ст. 3334; N 24, ст. 3479; N 46, ст. 6393; N 47, ст. 6586, ст. 6601; 2016, N 2, ст. 376; N 6, ст. 850), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения федерального реестра сметных нормативов.
2. Признать неподлежащим применению приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. N 17/ГС "Об утверждения Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2013 г., регистрационный N 27571).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.
Министр | М.А. Мень |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от «___» _________ 2016 г. № ____
Порядок ведения федерального реестра сметных нормативов,
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Реестр, сметные нормативы соответственно).
Реестр является государственным информационным ресурсом. Реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
2. Ведение Реестра осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство).
Обеспечение ведения Реестра осуществляет уполномоченный Департамент Министерства (далее - Департамент).
3. Реестр ведется на русском языке в электронном виде в форме таблицы, структура которой приводится в соответствии с видами нормативов и разделами согласно классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, утвержденной приказом Министерства от 8 июня 2015 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38128).
4. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любыми заинтересованными лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Реестр размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Реестр размещается в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.
6. Документационное обеспечение Реестра осуществляется федеральным автономным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и включает в себя:
а) подготовку материалов учетных дел, содержащих разработанные участниками градостроительной деятельности сметные нормативы, изменения к ним (в виде изменений и дополнений в действующие сметные нормативы, а также в виде новых редакций сметных нормативов), получившие положительное заключение экспертизы, индексы изменения стоимости строительства, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме (далее - индексы изменения стоимости строительства);
б) представление в Министерство на электронных носителях указанных материалов учетных дел для включения в Реестр;
в) хранение в виде учетных дел утвержденных сметных нормативов, изменений к ним, в отношении которых Министерством было принято решение о включении их в Реестр, а также рекомендованных Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве индексов изменения стоимости строительства.
Материалы учетных дел, информация о которых включается в Реестр со дня принятия настоящего Приказа, являются собственностью Российской Федерации.
II. Порядок ведения Реестра
7. В Реестр включаются:
а) сметные нормативы, утвержденные в установленном Министерством порядке;
б) индексы изменения стоимости строительства;
в) информационные, разъяснительные документы.
8. Включение в Реестр сметных нормативов, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящего Порядка, внесение изменений в такие сметные нормативы, а также признание их не подлежащими применению осуществляется актами Министерства.
Включение в Реестр индексов изменения стоимости строительства, информационных и разъяснительных документов, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 7 настоящего Порядка, а также внесение изменений и признание их не подлежащими применению осуществляется посредством регистрационной записи в Реестр в порядке, установленном Министерством.
9. Разделы Реестра размещаются на отдельных листах в виде электронной таблицы и включают в себя сведения, организованные в виде столбцов, в том числе:
9.1. «Порядковый номер записи в разделе». (Присваивается уникальный номер записи по порядку. В каждом разделе нумерация записей начинается с единицы);
9.2. «Наименование сметного норматива». (Указывается полное наименование сметного норматива, приводимое в соответствии с наименованием, приведенным в документе об утверждении включаемого в Реестр сметного норматива);
9.3. «Обобщенный классификатор норматива»;
9.4. «Реквизиты документа, которым был утвержден, изменен или признан не подлежащим применению сметный норматив»;
9.5. «Реквизиты акта Министерства о включении в Реестр, изменении, признании не подлежащим применению сметного норматива». (Указывается дата и номер акта Министерства, которым были включены в Реестр, изменены или признаны не подлежащими применению сметные нормативы);
9.6. «Дата введения в действие сметного норматива, установленная актом Министерства о включении в Реестр, изменении или признании не подлежащим применению сметного норматива». (Приводится дата включения в Реестр, изменения или признания не подлежащим применению сметного норматива, которая записывается цифрами в формате день/месяц/год);
9.8. «Иная информация». (Включается информация о применении сметных нормативов: срок действия сметного норматива, особые условия его применения, иная информация, имеющая отношение к особенностям применения сметного норматива).
10. Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
11. Изменения в сметные нормативы, включенные в Реестр, вносятся путем отражения в строке соответствующего сметного норматива реквизитов приказа об утверждении изменений в сметный норматив.
12. Признание не подлежащим применению сметного норматива осуществляется путем издания Министерством приказа о признании не подлежащим применению соответствующего сметного норматива.
13. Внесение сведений в Реестр осуществляется Департаментом в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня издания приказа Министерства о включении в Реестр, изменении или признании не подлежащим применению сметного норматива.
III. Порядок предоставления сведений из Реестра.
14. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении информации из Реестра (далее - Заявители), вправе обратиться в Министерство за получением таких сведений.
16. Сведения, содержащиеся в Реестре, предоставляются Заявителям в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня регистрации в Министерстве соответствующего запроса.
17. Информация представляется в виде выписок из Реестра на бумажном носителе.
Выписка из Реестра должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 9 настоящего Порядка, а также дату, на которую выписка из Реестра подтверждает сведения.
18. В случае отсутствия запрашиваемых сведений или невозможности их представления Заявителю направляется соответствующая информация в письменном виде в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня регистрации запроса в Министерстве.
19. Информация, указанная в пункте 17 Порядка, предоставляется Заявителям без взимания платы.
Обзор документа
Представлен проект новых правил ведения федерального реестра сметных нормативов.
В настоящее время применяется приказ Госстроя, который предусматривает включение в реестр сметных нормативов, подлежащих применению при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых только с привлечением средств федерального бюджета. Однако это не соответствует действующему законодательству.
Проект предусматривает правила включения в реестр сметных нормативов, применяемых при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов, организаций с госучастием, а также сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, проводимого полностью или частично за счет регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо за счет собственников помещений в многоквартирном доме.
Вести реестр будет Минстрой России в электронном виде.
Приказ Госстроя признается утратившим силу.
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; N 30, ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, 21; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3442; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4012; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251, 2260; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6419; 2010, N 31, ст. 4195, 4209; N 48, ст. 6246; N 49, ст. 6410; 2011, N 13, ст. 1688; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281, 4291; N 30, ст. 4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст. 7015, 7042; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 30, ст. 4171; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873, 874; N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4040, 4080; N 43, ст. 5452; N 52, ст. 6961, 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 16, ст. 1837; N 19, ст. 2336; N 26, ст. 3377, 3386, 3387; N 30, ст. 4218, 4220, 4225; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799, 5804; N 48, ст. 6640; 2015, N 1, ст. 9, 11, 38, 52, 72, 86; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4339, 4342, 4350, 4378, 4389; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 22, 79) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить пунктами 30 - 33 следующего содержания:
"30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее - сметная стоимость строительства) - сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
31) сметные нормы - совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
32) сметные цены строительных ресурсов - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
33) сметные нормативы - сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства.";
2) статью 4 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.";
3) часть 1 статьи 6 дополнить пунктами 7.5 - 7.10 следующего содержания:
"7.5) утверждение сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов;
7.6) утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов;
7.7) установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию;
7.8) установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;
7.9) ведение федерального реестра сметных нормативов;
7.10) ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;";
4) дополнить главой 2.1 следующего содержания:
"Глава 2.1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СМЕТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
1. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
2. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке.
4. Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов.
5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.
6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
1. Федеральный реестр сметных нормативов является государственным информационным ресурсом. Указанный реестр является общедоступным, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
2. Сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.";
5) пункт 11 части 12 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;";
6) главу 7 дополнить статьей 57.2 следующего содержания:
"Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
1. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее - информационная система ценообразования) является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.
2. В информационной системе ценообразования подлежит размещению следующая информация:
1) сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;
2) методики определения сметных цен строительных ресурсов;
3) сметные цены строительных ресурсов;
4) перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса;
5) иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Лица, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, получают санкционированный доступ к информационной системе ценообразования в целях размещения в ней указанной информации путем использования соответствующими юридическими лицами единой системы идентификации и аутентификации.
4. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (далее в целях настоящей статьи - официальный сайт). Доступ указанных лиц к информации, предусмотренной частью 7 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
5. Правительством Российской Федерации утверждается положение об информационной системе ценообразования, в том числе:
1) требования к программным и техническим средствам ведения информационной системы ценообразования с учетом законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
2) требования к информации, доступ к которой должен обеспечиваться посредством информационной системы ценообразования, и способам ее отображения;
3) порядок предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам доступа к информации, указанной в части 2 настоящей статьи, с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
6. Создание и эксплуатация информационной системы ценообразования обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
7. Доступ к информации, размещенной в информационной системе ценообразования, осуществляется без взимания платы.
8. Правомочия обладателя информации, размещенной в информационной системе ценообразования, и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы ценообразования, в том числе на программные средства информационной системы ценообразования, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
9. Информация, содержащаяся в информационной системе ценообразования, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.".
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Сметными нормативами обобщенно называется комплекс сметных норм и расценок, объединенных в отдельные сборники. Они наравне с правилами и положениями, включающими в себя необходимые требования, являются основой для подсчета сметной стоимости в строительстве.
Сметной нормой называется совокупность ресурсов, которая установлена на принятый измеритель при проведении строительных, монтажных и прочих видов работ. Сюда включаются:
- затраты труда специалистов-строителей;
- затраты времени работы специализированной строительной техники;
- потребности в материалах, конструкциях и изделиях и прочее.
Главная функция сметных нормативов - определение нормативной потребности в ресурсах, которые минимально необходимы и достаточны для осуществления необходимых видов работ. Они используются в качестве основы для дальнейшего перехода к стоимостным показателям.
В сметных нормах предусматривается выполнение работ в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами. Если работы проводятся в особых условиях, то к действующим сметным нормативам применяются дополнительные коэффициенты. К таким условиям относится:
- загазованность;
- стесненность;
- близость к действующему оборудованию;
- специфические районные факторы (высокогорность, безводность и так далее).
Сметные нормативы Российской Федерации делятся на несколько типов:
- ГСН (государственные сметные нормативы , они же федеральные сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся Госстроем России;
- ОСН (отраслевые сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся в действие министерствами, а также иными органами федерального управления. Они относятся к производственно-отраслевому строительству, ведущемуся в пределах той отрасли, для которой нормы и разработаны;
- ТСН (территориальные сметные нормативы ) - их вводят органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении строительства, которое ведется на территории конкретного региона. К примеру, существуют территориальные сметные нормативы для Москвы ;
- ФСН (фирменные (индивидуальные) сметные нормативы) - они учитывают реальные условия и специфику работы конкретного предприятия-исполнителя работ, которое находится в ведомственном подчинении.
Выбор конкретных сметных нормативов в строительстве для ведения расчетов определяется, в первую очередь, требованиями к используемым нормам со стороны заказчика работ по строительству, ремонту или монтажу. В отдельных случаях заказчик и исполнитель могут прийти к договоренности об использовании договорных расценок.
Заказчики обычно склоняются к использованию федеральных или территориальных сметных нормативов (если последние выпускались в данном конкретном регионе). Значительно реже используются отраслевые нормы, к примеру, они бывают востребованы в энергетической и нефтедобывающей отрасли. Самыми редкими в применении являются нормативы, разработанные для конкретного предприятия.
При использовании федеральных сметных нормативов для регионов осуществляется их корректировка с учетом местного уровня цен на материалы, работы и оборудование. В территориальных нормах уже сделаны поправки на местные условия. Данные нормативы также называют привязанными, именно их предпочтительно использовать в регионах.
В настоящее время в нашей стране действует несколько видов сметных нормативов . Перечислим и коротко опишем каждый из них.
1. ГЭСН (государственные элементные сметные нормы) от 2001 года. Они разработаны в Госстрое России, основное назначение заключается в определении состава работ и потребности в необходимых для их выполнения ресурсах. ГЭСН являются основой для разработки различных единичных расценок (ЕР) - федерального, территориального и отраслевого назначения. В них содержатся только количественные сведения по работе, они могут использоваться для разработки локальных смет по ресурсному методу.
Для кодировки ГЭСН используется числовой шифр типа 00-00-000-00. В нем последовательно указываются:
- номер сборника;
- номер раздела;
- номер таблицы;
- номер расценки в таблице.
2. ФЕР (федеральные единичные расценки) от 2001 года. Они также разработаны в Госстрое России на основе ГЭСН в ценах 2001 года. Их разработка проведена для базового региона страны, в качестве которой используется Московская область. Расценки предназначены для того, чтобы определять стоимость работ, в них содержатся необходимые для этого стоимостные показатели. Могут применяться для разработки локальных смет по базисно-индексному методу в отношении объектов, финансируемых из государственного бюджета.
3. ТЕР (территориальные сметные расценки) от 2001 года. Их разработкой занимаются территориальные центры по ценообразованию в строительстве, использующие в качестве основы ГЭСН с региональными ценами на 2001 год. Структура у них обычно аналогична сборникам ФЕР . ТЕРы применяются для разработки локальных смет на объекты, финансируемые из местного бюджета.
4. ТСН (территориальные сметные нормы). Разрабатываются городскими и другими территориальными центрами по ценообразованию. Например, для Москвы предусмотрены свои нормы МТСН в ценах 1998 года, которые используются при разработке локальных смет на объекты, финансируемые из московского городского бюджета.
Для того, чтобы сметы можно было рассчитывать в текущих ценах, выпускаются специальные коэффициенты пересчета (КП). Для той или иной нормативной базы они могут использоваться в отношении как отдельных расценок, так и видов работ.