Страны с развивающейся экономикой список. Основные типы стран современного мира. Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики, рынка регионов. занимают в таких отчетах особое место, поскольку аналитики следят за тем, кто , где активно проходит реформирование отраслей производства, промышленности, сферы услуг, образования, армии или обострилась проблема мигрантов.

Ежегодно составляются отчеты и аналитические записки, которые позволяют оценить состояние мировой экономики

Собранную информацию сопоставляют, поскольку в состав той или иной организации входит разное количество стран-участниц, и их развитие (индекс) оценивается по-разному. Есть общие параметры, а также специфические, поэтому и возникает необходимость свести данные, которые предоставляют такие международные организации: МВФ, ООН, ВБ и т. д.

Развитые страны на карте мира

ООН оценивает другие аспекты:

  • Производство товаров первой необходимости и услуг.
  • Уровень нищеты.
  • Как развивается предпринимательство.
  • Систему социального страхования, защиты.
  • Состояние финансового рынка.
  • Положение банковской системы.
  • Экологические проблемы.
  • Тенденции в демографической и социальной сфере. Рождаемость и смертность.
  • Уровень ВВП.
  • Уровень инвестирования и кредитования проектов и различных экономических секторов.

Все эти показатели необходимы, чтобы получить полную и комплексную картину по каждому региону, выделить в нем долю развивающихся и капиталистических стран, выбрав самые крупные, развитые в промышленном отношении и довольно перспективные.

Конкурентоспособные страны мира

Недавно эксперты МВФ приняли решение выделить еще один тип - экономически передовые страны. К таким державам относятся:

  1. Восточноазиатские: Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.
  2. Кипр.
  3. Североамериканские: Канада и США.
  4. Западноевропейские: Франция, Британия, Италия, Германия.
  5. Некоторые и Центральной, ставшие .

Количество развивающихся стран каждый год меняется. Если рассматривать экономическую характеристику стран мира, то во внимание принимаются , направленность экономики, в том числе и отраслевая, наличие актуальных наукоемких направлений, уровень и качество жизни населения.

Структура развивающихся стран

Внутри стран, которые развиваются, можно провести свое деление. Для определения отдельных групп критериями являются:

  • структура производительных сил и производства;
  • перспективы развития экономики;
  • экономические отношения внутри стран и за их пределами;
  • количество внешних и внутренних долгов;
  • наличие или отсутствие инфляционного роста/падения;
  • условия для развития транснациональных корпораций;
  • роль, которую играет малый бизнес в формировании отраслей производства и сферы услуг.

Золотые резервы в различных странах

Данные параметры позволяют выделить несколько видов стран с активно развивающимся рынком и экономикой:

  1. «Азиатские тигры» Восточной и и Латинская Америка.
  2. Крупные и страны Азии, которые экспортируют нефть и другие полезные ископаемые. Бахрейн, Катар, Ливия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты занимаются нефтяным экспортом. Поскольку каждая из них имеет выгодное экономико-географическое положение, играет важную, практически ключевую роль на рынке энергоресурсов и носителей, население небедное, может копить средства.
  3. Развивающиеся страны, где высокий средний размер ВВП на душу населения. Например, в Гватемале или Колумбии на одного человека приходится 1 тыс. долл. США.
  4. , огромными территориями, большим количеством населения: Индия, Индонезия, Пакистан. Они развиваются благодаря инвестиционным проектам из Европы и Америки. При этом наблюдаются другие тенденции: люди живут часто за чертой бедности, уровень ВВП составляет 300 долл. США на душу населения, низкие темпы производственного развития.
  5. Бедные страны Африки и Азии, например, Бангладеш, Бенин, Сомали, Эфиопия, Афганистан. Несмотря на предоставление кредитов, материальной и технической помощи, эти развивающиеся страны с трудом преодолевают отсталость. У экономики явный аграрный характер, в производстве преобладают доиндустриальные формы труда. Связи с внешним миром либо отсутствуют, либо развиты очень слабо.

В 2019 году количество стран, которые попадают в категорию «развивающиеся», достигло 132. Все они занимают особое место в экономике мира, по-разному связаны с капиталистическими странами, мировой хозяйственной системой и рынком. Из-за этого в таких государствах давно сформировалась многоукладная экономика, зависящая от развитых и передовых стран.

Смотрите в видео: зарплаты в различных странах мира.

Характерные черты развивающихся стран

  • Уровень жизни населения очень низкий.
  • Нет среднего класса. Общество делится на богатых и очень бедных. Доходы богачей во много раз больше, чем доходы рядовых граждан.
  • Отсутствие законов, поэтому инвесторы из-за рубежа редко вкладывают свои финансы в экономику стран.
  • Плохо развиты системы финансовая, налоговая и банковская.
  • Не работает аппарат управления.
  • Безработица постоянно растет, поэтому население не имеет твердого дохода.
  • Высокий уровень рождаемости и смертности.
  • Небольшие размеры и объемы внутреннего рынка.
  • Зависимость от развитых государств мира, что порождает постоянное накопление внешних долгов.
  • Наличие специфических социально-экономических проблем.
  • Экономика подчиняется идеологии, религии и политической системе.
  • Преобладают общинные интересы, из-за чего гражданское общество либо только начинает развиваться, либо совсем неразвито.

У развивающихся стран есть научно-технический потенциал, но он слабый, из-за чего практически не развиваются научные направления, экономика, производство. При этом многие государства обладают огромными запасами природных ископаемых.

Развивающиеся страны освободились от колониальной зависимости в шестидесятые годы, поэтому в социальной, экономической и политической структуре до сих пор наблюдаются отрицательные факторы:

  1. Неспособность самостоятельно справиться с внутренними экономическими проблемами, которые до этого решали страны-метрополии.
  2. Нет демократических институтов, из-за чего политическая культура только начинает развиваться. Руководители страны в своем правлении опираются не на различные органы и институции, а на армию, полицию.
  3. Широко развита коррупция и взяточничество.
  4. Постоянные войны, межэтнические конфликты.
  5. Формирование самоизоляционной экономической модели централизованного типа. Она не ориентирована на рынок и не учитывает особенности мировой экономики, ее тенденции и ключевые изменения.

Индекс корупции в различных странах

Во многом подобная ситуация в странах третьего мира связана с тем, что в восьмидесятые годы Советский Союз и государства СЭВ вкладывали деньги в строительство объектов металлургии и тяжелой промышленности. Не учитывались особенности географического положения развивающихся стран и их специфика. Поэтому в них возник дисбаланс, появилась полная зависимость экономик от развитых государств.

Кофи Аннан, бывший с 1997 по 2006 год Генеральным секретарем ООН, определил развитую страну как страну, дающую возможность своим гражданам жить и наслаждаться жизнью в безопасной окружающей среде. Соответственно, для развивающихся стран и их жителей картина выглядит несколько иначе.

Оценка развития стран различными международными организациямиСтатистический отдел Организации Объединенных Наций, однако, не установил жестких правил деления для стран на «развитые» и «развивающиеся». Эти определения служат лишь для большего удобства при сборе и обработке статистических данных и не несут оценки общего исторического развития страны или региона. ООН разработал Индекс развития человеческого потенциала – систему, включающую в себя сразу несколько основополагающих показателей для оценки развития страны. А именно: уровень жизни (валовой национальный доход, доход на душу населения и другие экономические показатели), уровень грамотности населения, уровень образования и образованности, средняя продолжительность жизни в стране.Кроме ООН оценкой развития стран занимается МВФ (Международный валютный фонд). Его критериями оценки развития страны или региона являются: доход на душу населения, расширенный ассортимент экспорта, уровень объединения с мировой финансовой системой. Если львиная доля экспорта приходится на одно наименование продукта – например, нефть, то эта страна уже не может получить первые места в рейтинге МВФ. Всемирный банк, созданный специально для финансовой помощи и поддержки развивающимся странам, делит все государства на 4 категории по уровню доходов с валовым национальным доходом на душу населения. Измерения проводятся в долларах США. Развивающиеся страныСегодня к развивающимся странам относятся такие гиганты, как быстроразвивающиеся страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай. А также страны Азии, Африки и Латинской Америки, Африки.Среди них есть своя классификация.
Новые индустриальные страны. Они имеют более 7% в год рост ВВП за счет дешевой рабсилы и удачного географического расположения, модернизации экономики и использования новых технологий. К этому классу относятся следующие страны: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, Филиппины, юг Китая.С недавнего времени Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань вместе с Кипром, Мальтой и Словенией стали рассматривать, как «развитые страны».Нефтедобывающие страны. ВВП на душу населения этих стран равен ВВП развитых стран. Но односторонняя экономика не позволяет причислить их к развитым странам.Наименее развитые страны. Они имеют устаревшую концепцию экономического развития, низкий ВВП, невысокую грамотность, высокую смертность. К таким странам относится большинство стран Африки, Океании и Латинской Америки. Страны с переходной экономикойПостсоциалистический лагерь стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия), а также страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония), трудно отнести как к развитым, так и к развивающимся странам. Для них и еще нескольких других государств употребляется термин «страны с переходной экономикой».

По уровню развития страны Азии очень разные. В этом регионе находится Япония — вторая (после США) по экономическому потенциалу страна мира. В государстве хорошо развиты все отрасли хозяйства, но лидируют высокотехнологичные машиностроение и металлообработка, производство электроники, автомобиле-и судостроение, химическая промышленность. По доле затрат на науку Япония занимает ведущее место среди развитых стран. А по количеству научных работников преобладает ФРГ, Великобританию, Францию вместе взятые.

К беднейших стран планеты относятся Непал, Бутан, Афганистан, Камбоджа

Особое место в Азии занимают Индия и Китай. Эти великаны имеют в последние десятилетия одни из самых высоких уровней экономического развития, а по объемам валового внутреннего продукта входят в группу мировых лидеров. И хотя по объемам ВВП в расчете на душу населения они еще значительно отстают от развитых государств, достижение этих стран в последние годы является впечатляющими.

Страны третьего мира - кто в списке и почему

Значительное развитие здесь также приобретают высокотехнологичные отрасли, а Китай, кроме того, имеет собственную пилотируемую космическую программу, является мировым лидером по добыче угля и железной руды, выплавки стали, производству телевизоров и тому подобное.

Значительных успехов в последнее время достигли так называемые азиатские тигры (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Сянган (бывший Гонконг), а также Малайзия

Эти некогда отсталые страны благодаря удачной модернизаций собственных экономик сегодня на мировой рынок современные автомобили, бытовую электронику, одежду и другую высококачественную продукцию.

Отдельной группой выделяются страны Персидского залива. На этот регион вместе с Россией приходится львиная доля разведанных запасов нефти и газа. Именно привлечение инвестиций в нефте-газовую промышленность позволило некоторым из стран Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Катар) по уровню жизни приблизиться к наиболее развитых государств

Большую роль в хозяйстве большинства стран Азии играет сельское хозяйство. Через огромные размеры Азии и разнообразие природно-климатических условий здесь сформировалась пестрая структура сельскохозяйственного производства: от оленеводства и лесного промысла на севере до выращивания экзотических тропических культур на юге

Впрочем, за большой плотность населения, значительные горные массивы и пустыни в Азии очень остро стоит проблема нехватки пригодных для сельскохозяйственного использования угодий. К тому же в сельском хозяйстве стран региона очень слабо используются достижения аграрной науки и современная техника. Производство здесь ведется в основном архаичными методами и поэтому эффективность его невысока. Следовательно, ряд стран региона периодически сталкивается с проблемой обеспечения собственного населения продовольствием

Экономико-географическая типология стран современного мира

Страница 2

Развивающиеся страны можно разделить на шесть подгрупп.

Первую подгруппу образуют ключевые страны – Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Эти три страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах.

Во вторую подгруппу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Америке.

К третьей подгруппе можно отнести новые индустриальные страны (НИС), специализирующиеся в ряде трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности. В 80-х и 90-х гг. XX в. они добились такого скачка, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны. Благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает от 10 до 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), а также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

В пятую, самую большую, подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке. К этой подгруппе можно отнести государства концессионного развития капитализма, разбогатевшие на развитии туризма (Ямайка, Богамы и др.).

Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам. В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год. К этой подгруппе относя такие страны как Бангладеш, Непал, Афганистан, Мали, Эфиопия, Гаити и др.

Включение в данную двухчленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы и страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые, и страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает и Китай, который имеет свои особенности, как в политическом строе, так и в социально-экономическом развитии.

Страницы: 12

Читайте также:

Природные условия и ресурсы
Страна расположена в пределах раздробленной Китайской докембрийской платформы и более молодых участков. В составе с этим восточная часть в основном низменная, и заповедная возвышенная и гористая. С разнообразными тектоническими структурами связаны различные месторождения полезных ископаемых. По обе …

Главные понятия классического ландшафтоведения: ландшафтная оболочка, природный территориальный комплекс, ландшафт
Что же представляет собой наука, именуемая ландшафтоведением? Каковы объекты, изучением которых она занимается? В чем специфические свойства ландшафтных объектов? Какое пространство и какое время следует считать ландшафтным? Ответы на эти принципиальные вопросы не так просты.

Развивающиеся страны

Они могут быть достато …

Административное положение объекта
Калинингра́д (до 4 июля 1946 года - Кёнигсберг) - город в России, административный центр Калининградской области. Самый западный областной центр страны. Расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив. Население 420,2 тыс. человек (2010 г.). Крупный транспортный узел (железные и ш …

Развивающиеся государства на современном этапе

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран - членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского региона — АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии — все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР — все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).

Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они — экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.

В течение последнего десятилетия развивающиеся рынки стали основным двигателем роста мировой экономики. По данным банка HSBC, 19 стран с развивающейся экономикой к 2050 г. войдут в число 30 крупнейших экономик, а их удельный вес в мировой экономике превысит тот, который сегодня имеют страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Развивающиеся рынки уже сегодня составляют 40% мирового ВНП, отвлекая на себя 37% мировых иностранных инвестиций.

В 2011 г. их рост в отличие от стагнирующих стран ОЭСР уверенно продолжался. Китай обошел Японию и занял положение второй экономики мира. Объем прямых иностранные инвестиций в Индии составил рекордную сумму в 80 млрд. долларов США. Бразильская Petrobras стала одной из крупнейших в мире нефтяной компанией, получив в прошлом году в ходе размещение акций на рынке рекордную сумму в 67 млрд. долларов США.

Все большее количество транснациональных компаний приходят на эти рынки в связи с ростом благосостояния населения. В Азии представители среднего класса уже составляют 60% в общем населении (1,9 млрд. человек). Китай в 2010 г. стал основным рынком по продаже автомашин, а самым богатым человека мира — мексиканец. Быстрый экономический рост происходит в условиях слабого дефицита, низкого уровня долга и контролируемой инфляции.

Но есть и другая, более притягательная сторона, привлекающая компании из стран ОЭСР в страны с развивающимися экономиками: взрывная инновационность. Во-первых, страны с развивающимися экономиками уже превосходят другие страны по показателям развития в секторах с высокой добавленной стоимостью и применением высоких технологий, во-вторых, компании из стран ОЭСР во все больших масштабах осуществляют реимпорт инноваций из стран с развивающейся экономикой.

По данным ООН, в этих странах действуют порядка 21,5 тыс. крупных транснациональных компаний. Некоторые из них, как например, мексиканская цементная компания Cernex, индийская аутсорсинговая компания Infosys, китайский производитель элементов питания BYD уже стали лидерами в своих секторах. Основным поставщиком на мировом рынке телекоммуникационных средств стал Китай, где компания Huawei заняла один ряд с шведской Ericsson. В 2008 г.

Развитые страны

эта компания зарегистрировала больше патентов, чем любая другая компания в мире, а в 2009 г. заняла второе место, уступив японской Panasonic.

В области телекоммуникаций в настоящее время в десятке ведущих мировых компаний половину составляют компании из стран с развивающимися экономиками.

Бразильская Embraer сделала скачок в производстве самолетов, применив бизнес-модель, разработанную другими. Индийская Tata продает автомобили на 75% дешевле своих европейских конкурентов. Стоимость разработки медицинского оборудования в китайской Mindray на 10% дешевле, чем у европейский компаний. Предлагаемые кенийской Safaricom мобильные банковские услуги, равно как и индийские аутсорсинговые компании TCS и Wipr существенно меняют положение на рынке.

Даже цифровой мир не остался за пределами влияния стран с развивающимися экономиками. Facebook мог бы быть латиноамериканским, поскольку одним из его создателей является бразилец. По своей рыночной капитализации (45 млрд. долларов США в 2011 г.) китайская интернет-компания Tencent Holdings является третьей в мире. Акционером компании является транснациональная южно-африканская компания Naspers. Обе компании вкладывают средства в стартапы, но не в США, а на других развивающихся рынках. В 2000 г. они вложили 700 млн. долларов США в российскую Mail.ru. Российская компания Digital Sky Technologies, которой принадлежит Mail.ru, участвует в финансировании таких стартапов в США, как Facebook, Zynga и Groupon.

Все эти транснациональные компании из развивающихся стран демонстрируют не только взрывной инновационный характер, но и высокую расчетливость, что делает их крайне опасными конкурентами. И они быстро набирают силы: в 2010 г., по данным американской Booz & Company, южнокорейская Samsung вошла в десятку ведущих мировых компаний по показателям инвестиций в НИОКР. Израиль создал 4 тысячи стартаповских компаний, став вторым в мире по числу котируемых на бирже NASDAQ компаний.

Как результат, в транснациональных компаниях стран ОЭСР заметна тенденция снижения расходов на НИОК. В странах с развивающимися экономиками ими уже открыто порядка 100 научно-исследовательских центров, в основном в Китае и Индии. Научно-исследовательский центр компании GE в Индии является крупнейшим в мире. Компания Cisco вложила миллиард долларов США в создании еще одного. Крупнейший исследовательский центр Microsoft за пределами США расположен в Пекине. Количество сотрудников IBM в Индии превышает их количество в США, а 12% из 30 тысяч исследовательского персонала немецкой Siemens работает в Азии.

С тем, чтобы понять с какой быстротой происходит изменение мирового баланса сил, достаточно сказать, что в 1990 г. более 95% НИОКР осуществлялось в развитых странах, а через десять лет эта доля снизилась до 76%. В настоящее время в странах с развивающимися экономиками сосредоточено около 40% общего числа исследователей в мире. По данным ЮНЕСКО, Китай, который в настоящее время тратит более 100 млрд. долларов США (2,5% ВВП) на НИОКР по количеству исследователей в ближайшее время превзойдет США и Европу.

В предстоящее десятилетие страны с развивающимися экономиками будут претендовать не только на львиную долю мирового роста, но и станут источником масштабного внедрения экономически выгодных инноваций. К 2020 г. в географии инновационной среды, так же как и в благосостоянии народов, произойдет существенное изменение баланса сил.

11. Постсоциалистические государства: основные особенности социально-экономического развития. Страны-члены ЕС. Страны, не входящие в ЕС.

Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны. Ранее все они были странами социалистического лагеря. Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов, преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и растянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах региона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднеразвитым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Польше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-членами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албанией, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак-симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производству оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где отсутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составляет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облегчая переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со-храняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех прочих стран с переходной экономикой, удалось избежать трансформационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продукте составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свободным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

II. Составляющие переходного процесса

Главные составляющие переходного процесса были определены сравнительно рано. Ими являются:

Либерализация. Процесс освобождения большинства цен, чтобы они определялись свободными рынками, и снижения торговых барьеров, которые прерывали связь со структурой цен в странах с рыночной экономикой во всем мире.

Макроэкономическая стабилизация. В первую очередь, это такой процесс, с помощью которого - после первоначального резкого повышения уровня инфляции вслед за либерализацией и высвобождением подавленного спроса - инфляция берется под контроль и с течением времени снижается. Эта работа требует дисциплинированного отношения к государственному бюджету и росту денежной массы и кредитов (то есть дисциплины в проведении бюджетной и денежно-кредитной политики), а также достижения устойчивого платежного баланса.

Реорганизация и приватизация. Процесс создания жизнеспособного финансового сектора и реформирования предприятий в этих странах, чтобы они могли производить товары, которые можно было бы продавать на свободных рынках, и передачи их в частную собственность.

Правовая и институциональная реформа. Эти реформы нужны для переориентирования роли государства в этих странах, установления правопорядка и проведения в жизнь соответствующей политики поддержки конкуренции.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г.

объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о ЕС (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Страны-члены ЕС (27)

Австрия, Испания, Португалия, Бельгия, Италия, Румыния, Болгария, Республика Кипр, Словакия, Великобритания, Латвия, Словения, Венгрия, Литва, Финляндия

Германия, Люксембург, Франция, Греция, Мальта, Чехия, Дания, Нидерланды, Швеция, Ирландия, Польша, Эстония

Преференции развивающимся и наименее развитым странам.

В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в рамках таможенного союза применяется Единая система тарифных преференций.

Статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. предусмотрено применение ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ в отношении ввозимых на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза товаров, одновременно удовлетворяющих следующим условиям:

    данные товары происходят из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза;

    данные товары включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза предоставляются тарифные преференции.

Кроме того, этой же статьей предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, которые:

    происходят из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза;

    включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза предоставляются тарифные преференции.

Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (включает 102 государства), Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (включает в себя 49 стран Африки и Азии), а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 (приведены в приложениях 2, 3 и 4 соответственно).

Вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:

    — правила непосредственной закупки. По Правилам определения страны происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций между правительствами стран — участниц СНГ от 12.04.1996 товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

    — правила прямой отгрузки. Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные пре-ференци^без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в т.ч. при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Этому правилу соответствуют также товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

    — товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

    — товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

    — товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В удостоверение происхождения товаров из развивающейся страны, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А».

Тарифный преференциальный режим не распространяется на товары, происходящие из развивающейся страны, которая не предоставила наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товара.

  1. Страна происхождения товаров, понятие и принципы

    Реферат >> Таможенная система

    … содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран . В новом законодательстве изменился перечень стран , которым предоставляются преференции с целью защиты …

  2. Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

    Курсовая работа >> Таможенная система

    … под национальную систему преференций (это развивающиеся и наименее развитые страны ). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, используется …

  3. Какие страны относятся к развивающимся

    во взаимной торговле товарами с третьими странами

    Доклад >> Таможенная система

    наименее развитых стран -пользователей единой системой тарифных преференций ТС — включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран

  4. Анализ современного состояния и перспектив развития таможенно-тарифной политики РФ

    Курсовая работа >> Таможенная система

    … система тарифных преференций , бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны . К товарам, происходящим из развивающихся стран , применяются …

  5. Определение страны происхождения товаров из стран , которым Республика Беларусь (государства-участники …

    Доклад >> Остальные работы

    … из развивающихся и наименее развитых стран применяются правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран , утвержденные … А, принятую в рамках общей системы преференций . В установлении происхождения небольших партий …

Хочу больше похожих работ…

Развитие Китая в последнюю четверть ХХ в. и начало ХХI в. стало самым успешным периодом в истории и одним из самых успешных периодов в почти пятитысячелетней истории страны. Поэтому Китай развивающаяся или развитая страна актуальный вопрос.

Весь мир знает про экономическое чудо Китая.

Историческая задача страны

На протяжении жизни всего одного поколения страна смогла решить извечную проблему «тепла и сытости» и превратиться из развивающейся в развитую по мнению многих. Эти успехи особенно ярко выглядят на фоне кровопролитных гражданских войн начала ХХ в., длительной войны сопротивления японской агрессии, расточительных экспериментов 1950-х годов и трагедии «культурной революции».

Историческая задача, которая встала перед Китаем в середине XIX в., была настолько масштабна и сложна, что ее решение не могло быть простым и быстрым. Главную трудность представляла инерция непрерывной тысячелетней истории, неподъемным грузом, лежавшая на пути перемен.

Революции и войны, чередовавшиеся на протяжении большей части ХХ в., не смогли сломать старые институты и одновременно внести конструктивный вклад в строительство и развитие Китая .

Продвижение вперед сопровождалось неминуемым откатом назад, а стремительные рывки вели к разрушению не только достигнутого на предыдущем этапе, но и самого фундамента государства, ставя его на грань хаоса и распада. Поиск форм совмещения этих задач был главной целью всех китайских политиков и революционеров.

Проблемы Китая заключалась не только в том, чтобы найти баланс старого и нового, традиционного и современного, революций и реформ, но и в том, чтобы точно определить точку не возврата, после которой движение вспять, к исторической традиции не станет неминуемым возвращением в прошлое, чреватое гибелью древнейшей цивилизации, так и не нашедшей своего места в современном мире.

На протяжении большей части прошлого века страна балансировала на грани жизни и смерти, прочерченной сначала последствиями длительной изоляции от внешнего мира и современности, а затем все более энергичными попытками преодолеть этот разрыв, безжалостно разрушавшими основы цивилизации.

Поиск пути развития

Однако поиском своего пути в современность не исчерпывались стратегические цели китайского государства. Развитие Китая было предопределено тем, что на протяжении тысячелетий страна мыслила себя исключительно в категориях превосходства и выступавшего в качестве неоспоримого лидера в восточноазиатской ойкумене. Ей была неприемлема роль второго плана даже на увеличившейся до размеров всей планеты международной арене.

Возвращение в мировую историю и восстановление своего места в первом ряду мировых держав было еще одним вызовом, не менее важным, чем вызов современности. В мироощущении китайцев утрата своей лидирующей роли была тождественна потере цивилизационной идентичности и смысла бытия.

Не только государственные чиновники и военные, политическая и культурная элита, но и все китайское общество было убеждено, что развитие Китая может быть связано только с великой мировой державой и никакой другой.

Желание войти в современность и утвердиться в ней в качестве одного из лидеров проходило через всю китайскую историю ХХ в., определяя характер и степень интенсивности всех внутренних процессов.
Именно поэтому путь, который предлагало капиталистическое развитие, закреплявшее за Китаем строго определенное место в сложившейся мировой экономической и политической иерархии, отвергался подавляющим большинством китайских политиков и интеллектуалов.

Проблемы Китая

В стремлении компенсировать социально-экономическую отсталость своей страны первые китайские революционеры в начале ХХ в. Решали проблемы Китая введя в качестве неотъемлемой и критически важной части политической жизни передовую общественную мысль, возложив на нее функции по поиску стратегических ориентиров развития, до этого определяемых конфуцианскими представлениями и нормами.

Народная революция 1949 г. на долгие годы закрепила идеократический характер китайского государства, который вскоре был абсолютизирован, идеологические догмы вновь задушили живую практику и потребности экономического развития. Утвердившись в своем превосходстве в области идей, проблемы Китая в годы «культурной революции» были в изоляции от внешнего мира.

Развитие Китая

Развитие Китая в последние десятилетия неразрывно связано с реформами, начавшимися после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.). Однако предшествующий реформам период и в социально-экономическом, и в историческом плане не был безвозвратно потерянным временем. Несмотря на политические ошибки руководства, страна в целом развивалась поступательно, демонстрируя достаточно высокие, хотя и неустойчивые темпы роста, медленно, но неуклонно росло благосостояние населения, развивались промышленность, сельское хозяйство, армия, наука и техника.

Развивалась добыча редкоземельных металлов которую другие страны из-за высокой трудоемкости не производили.

«Культурная революция» с точки зрения политической и общественной жизни была трагедией, но с точки зрения большого исторического цикла стала событием, окончательно преодолевшим социокультурную инерцию и столкнувшим страну с пути эволюционной инерционности, гибельной для его интеграции в современный мир.

Однако уничтожение старой культуры вело не только к устранению препятствий для развития Китая, но и к ликвидации фундаментальных ценностей и элементарного порядка, а главное, не приближало к достижению главной цели – возрождению страны в качестве мировой державы.
Выйти из цикла революций и реформ и перейти к новому историческому этапу было не просто, прежде всего, потому, что созданная в КНР социально-политическая модель держалась на личном авторитете основателей новой китайской государственности.

Только уход с политической сцены поколения революционных войн мог положить начало новой стратегии развития. Но кто и как мог мобилизовать общество на проведение нового курса было не ясно, не ясно было и что из старого опыта преобразований страна возьмет в следующий этап. Решающая роль в начинавшемся процессе перемен оказалась у идеологии, только модернизировав которую, можно было начинать постепенные преобразования в других областях.

Новая политическая ситуация в стране

Уход из жизни в 1976 г. Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна создало принципиально новую политическую ситуацию. Бессменный лидер партии и государства, на протяжении четверти века определявший развитие страны, оставил после себя преемника, который не располагал ни авторитетом, ни эффективными рычагами влияния на партию, армию и общество и был вынужден искать компромисс с ведущими политическими силами.

Новому руководству досталось большое, хотя и плохо организованное наследство.

В конце 1976 г. КНР представляла собой крупную мировую державу с территорией 9,563 млн. кв. км (3-е место в мире), населением 930,985 млн. человек (1-е место), объемом ВВП 151,6277 млрд. долл. (9-е место), составлявшим 2,37% от мирового ВВП, обладавшую ядерным оружием и высоким международным статусом постоянного члена СБ ООН.

Прошедшие с образования КНР годы принесли определенные успехи в экономическом строительстве, темпы роста составляли в среднем 6,5% в год. Развитие Китая шло неравномерно, с большими непроизводительными затратами, структура народного хозяйства оставалась несбалансированной, некоторые отрасли отставали от передового мирового уровня на десятки лет, сотни миллионов человек жили в бедности, на грани выживания.
Несмотря на существующие проблемы Китая, исходя из оценки его потенциала, в целом выглядели многообещающе, однако опыт развития, особенно последнего десятилетия, делал в высшей степени проблематичным быстрый и успешный поиск их решения.

Будущее Китая всецело зависело от исхода политической борьбы и способности нового руководства решить острые социально-экономические проблемы.

  • В первую очередь необходимо было вытеснить из общественной жизни идеологическую схоластику, заменить идеологические догмы ясными, ориентированными на практический результат целями, сделать эксперимент и практику главными критериями нового этапа развития.
  • Помимо этого для развития Китая необходимо было найти и мобилизовать внутренние ресурсы, без которых задача возрождения выглядела неосуществимой. Кроме дешевой рабочей силы других существенных ресурсов для модернизации в Китае не было, но и она в китайских условиях того времени воспринималась скорее как недостаток, оказывая давление избыточного населения на слабую экономическую основу.

В 1980 г. китайская печать отмечала, что по объему ВВП Китай уступает США в 11,2 раза, а СССР в 7,5 раза, и еще больше по уровню национального дохода на душу населения.

Выбор стратегии модернизации

Решающая роль в выборе стратегии модернизации на том этапе оказалась у внешнего мира, который по-прежнему был далеко впереди.
Начало последней четверти ХХ в. с 1975 года не предвещало глобальных изменений. Мир вступил в эпоху военного паритета двух сверхдержав, соревнование между которыми усилиями политиков и логикой исторического развития смещалось в область экономики.

Позиции СССР и США в мире казались прочными и незыблемыми, что предопределило высокую степень стабильности и предсказуемости международных отношений. В эту, в целом упорядоченную картину мира не вписывалась КНР, которая в силу своих размеров, военно-политического и экономического потенциала могла стать одним из ведущих мировых игроков, и только внутренние проблемы Китая препятствовали его активным внешнеполитическим шагам. В то время как мир устремился к новым высотам научно-технического и экономического роста, идеологическая доктрина КНР по-прежнему описывала его в понятиях классовой борьбы, противостояния и революционного переустройства, а «экономика» была бранным словом.

Острый идеологический конфликт с СССР подталкивал Китай к установлению партнерских отношений с США, готовых разыгрывать китайскую геополитическую карту в своих интересах.

Невзирая на идеологические ограничения и в результате тяжелой внутренней борьбы в руководстве, Китай, в конце концов, пошел на расширение контактов и установление сотрудничества с Западом сначала в военной, а затем и в экономической сфере, и постепенно начал выходить из самоизоляции.

Курс на мировой рынок

Переориентация на мировой рынок, сначала через создание ориентированных на экспорт производств и специальных экономических зон (СЭЗ), позволила Китаю реализовать свои конкурентные преимущества – соединить дешевую рабочую силу с природными ресурсами и передовыми технологиями внешнего мира. Поэтому вопрос Китай развивающаяся или развитая страна — больше относится к развитой. Хотя международный валютный фонд (МВФ) относит Китай и Индию к развивающимся.

Важными факторами роста стали, установившаяся политическая стабильность и ограничение рождаемости, сократившее демографическую нагрузку на экономику. Открывшись внешнему миру, Китай вернулся в мировую историю, став частью общемировых тенденций развитой страны.

Группа независимых стран современного мира, отличающихся высоким уровнем экономического и социального развития, высокими значениями макроэкономических показателей (прежде всего ВВП на душу населения). Практически все эти страны уже вошли в период … Географическая энциклопедия

Страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового основного капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. Промышленно развитые страны страны с высоким уровнем дохода на душу… … Финансовый словарь

- (НРС) официальный термин, употребляемый в рамках ООН. В этих государствах очень низкий уровень жизни, экономика очень слабая, люди и ресурсы подвержены воздействию стихий. Наименее развитые страны выделены синим цветом Включение в группу… … Википедия

- (industrial countries) Страны, в ВВП и экспорте которых большой удельный вес занимает промышленное производство. Список стран, которые можно считать промышленно развитыми, постоянно меняется. Международный валютный фонд (МВФ) использует это… … Экономический словарь

По классификации ООН страны: с низким уровнем дохода; с долгосрочными препятствиями экономическому росту; с недостаточным уровнем развития человеческих ресурсов; и с серьезными недостатками в структуре экономики. См. также: Показатели для… … Финансовый словарь

- (least developed countries) Самые бедные страны мира. На Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) в 1971 г. наименее развитыми странами были обозначены страны с очень низким… … Экономический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (НРС) - государства, соответствующие принятым Генеральной Ассамблеей ООН критериям. Число НРС меняется. В 1984 г. их было 36 с общим числом населения 300 млн. человек, в 1995 г. 47 (более 2/3 составляли страны Африки, остальные Азии, Океании и Карибского … Юридическая энциклопедия

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - страны, обеспечивающие развитие экономики на основе накопленного большого объема технически передового капитала и наличия высококвалифицированной рабочей силы. К ним относятся США, Канада, Япония, большинство стран Западной Европы … Юридическая энциклопедия

- (НРС) согласно принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. критериям те государства, валовой национальный продукт (ВНП) которых на душу населения не превышает 100 долл. США (в ценах 1970 г.), доля обрабатывающей промышленности в ВНП не более… … Юридический словарь

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ - наименее развитые страны, перечисленные в Приложении 4 к приказу ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из этих стран, таможенные пошлины не применяются. Перечень наименее развитых … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Страны мира. Энциклопедия , . На нашей планете огромное множество стран: республики, королевства, княжества, содружества и так далее. Большие и малые, развитые и не очень, агрессивные, нейтральные и дружественные - все…
  • Развитые страны: центры и периферии. Опыт региональной экономической политики , Хасбулатов Омар Русланович. Автор монографии исследует теоретические и практические вопросы региональной экономической политики в развитых странах мира - ЕС, США, Канаде и ряде других. Показан процесс эволюции данного…

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

С точки зрения бизнеса, развивающиеся страны – это страны или нации с общественными или деловыми интересами, находящиеся в процессе стремительного роста и индустриализации . В настоящее время считается, что в мире существует приблизительно 28 стран с развивающейся экономикой. На сегодняшний день экономика Бразилии, Китая и Индии считается самой развитой в мире. По мнению ведущих экономистов мира, термин «» изжил себя. Однако новый термин ещё не был придуман. Чтобы создать правильное впечатление об этих странах, данная статья подробно опишет 10 государств с развивающейся экономикой .


С 1978 года, когда Китай стал либерализованным государством, его экономика сумела вырасти быстрыми темпами и стать в настоящее время самой быстрой и развитой экономикой мира. В настоящее время Китай занимает второе место по величине номинального ВВП в мире, который составляет 34.06 трлн. юаней ($4.99 трлн). Тем не менее, доход на душу населения в Китае составляет лишь $3700, что опускает Китай примерно на 100-е место в мире. Обратите внимание на 10 стран с самым высоким уровнем ВВП .

Первичная индустрия составляет 10.6% экономики Китая, вторичная привносит 46.8%, а третичная – 42.6%. Китай мог бы быть второй по развитости экономикой в мире после Соединенных Штатов, если бы ППС (паритет покупательной способности) был учтен как часть экономического роста.В отчете компании Global Wealth Report прогнозируется, что в 2015 году Япония обгонит Китай и станет второй страной по росту экономики в мире.


По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), ВВП Индии составил около $1,3 трлн. Это позволило Индии стать на сегодняшний день 11-й крупнейшей экономически развивающейся страной в мире. И это действительно соответствует Индии также и за доход на душу населения, который составляет $1000. Когда ППС (паритет покупательной способности) будет учтен, экономика Индии будет оценена как 4-я по величине в мире.

Индия может похвастаться наличием второй по величине рабочей силы в мире, которая составляет 467 миллионов человек. На аграрный сектор Индии приходится 28% ВВП государства. С другой стороны, сфера услуг и промышленный сектор экономики составляли примерно 54% и 18% соответственно. Основными растительными продуктами являются:
рис,
хлопок,
чай,
картофель,
масличные культуры,
сахарный тростник,
пшеница.

Основными отраслями промышленности в Индии являются:

  • нефтепереработка,
  • разработка программного обеспечения,
  • текстильные изделия,
  • цемент,
  • сталь,
  • горная промышленность.


Российская экономика стоит под номером 12 в глобальном списке, согласно оценке номинального ВВП, и является 7-й крупнейшей страной в мировом масштабе, согласно рейтингу паритета покупательной способности (ППС). Россия считается страной с рыночной экономикой, так как наделена обширными природными минеральными ресурсами, такими как нефть и природный газ. Ознакомьтесь с .

Экономический рост в России был в основном вызван политической стабильностью и повышением местного потребления. К концу 2008 года экономический рост в России составил 7% в год. Это можно объяснить неторговыми услугами, а также увеличением внутреннего потребления. Нефть и природный газ в России, в основном, для экспорта. Средняя зарплата в России в настоящее время близка к $1000 в месяц. Это значительный прогресс, учитывая, что не так давно средняя зарплата была ниже $500.


Экономика Бразилии в настоящее время является 8-й по величине в мире, если оценивать по ВВП и 9-й, если измерять в паритете покупательной способности (ППС). Экономика в основном ведется сравнительно свободным рынком, а также внутрь ориентированной экономикой. В Латинской Америке, Бразилия является крупнейшей экономически развитой страной. При ежегодном приросте ВВП около 5%, Бразилия является одной из наиболее быстро растущих стран в мире.


Экономика Турции стоит на 17-й позиции в мире, при измерении номинального ВВП страны, и на 15-й, если судить с помощью паритета покупательной способности (ППС). Турция является членом Большой двадцатки государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. Реформы 1983 года, которые были введены по инициативе тогдашнего премьер-министра, в значительной степени способствовали развитию экономики Турции.

Экономический рост в Турции был, главным образом, увеличен, благодаря тесным связям с другими развивающимися странами, обеспечивая тем самым процветание рынка, где Турция торговала своими продуктами.


Сегодня экономика Мексики является 11-й в мировом списке. После 90-х годов, экономика Мексики была обусловлена быстрым развитием в экономике, технологии, а также в общественной сфере. В настоящее время это не только страна с развивающейся экономикой, но и одна из крупнейших в мире.

ВВП составляет 7.6% в год. Экономика Мексики состоит из промышленного сектора и сферы услуг, а также отмечается рост в приватизации предприятий.


Из-за быстрого экономического роста в Индонезии, Японии удалось обновить оценку кредитоспособности Индонезии от ВВ+ (неинвестиционный уровень; спекулятивные облигации) до BBB (средний уровень надежности). Экономика Индонезии, главным образом, была приведена в движение с помощью правительства и в настоящее время является крупнейшей экономически развитой страной в Юго-Восточной Азии и членом Большой двадцатки государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой.

ВВП Индонезии составляет $539.7 млрд. Главной составляющей экономики страны является сектор услуг, который составляет 45,3%. Промышленность и сельское хозяйство привносит примерно 40,7% и 13% соответственно. Удивительно, но сельскохозяйственный сектор насчитывает больше рабочих мест, чем любая другая сфера (44,3%).


В отличие от других стран в мире, экономика Польши имеет высокий доход и является одной из крупнейших в ЕС. В Центральной Европе Польша имеет одну из наиболее быстро растущих экономик. Ежегодный прирост составляет примерно 6%. Из всех стран ЕС, Польша является единственной, где ещё не было зафиксировано падение ВВП.


Объединенные Арабские Эмираты, также ОАЭ, является быстро меняющейся страной со стремительно развивающейся экономикой. И получила она такое определение, исходя из таких социально-экономических показателей, например, как ВВП на душу населения, ИЧР (индекс человеческого развития) и энергопотребления на душу населения.


Таиланд также считается страной с развивающейся экономикой, которая в значительной степени зависит от экспорта. Эк составляет более 2/3 ВВП страны.

mob_info