Экспорт при упрощенке место реализации рф. Ндс при экспорте в страны таможенного союза - нестандартные ситуации. Если не успели собрать за отведенное время полный пакет документов

Президиуму ВАС РФ 9 октября 2012 г. пришлось вновь рассматривать вопрос о правомерности возмещения НДС в ситуации, когда экспортная отгрузка была до перехода на «упрощенку», а подтвердили ее после перехода на этот спецрежим. Причиной послужил тот факт, что нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел совсем забыли о позиции Президиума ВАС РФ по этому вопросу.

Кто в лес, кто по дрова

Вычет НДС по экспорту можно получить не сразу. Для этого необходимо собрать пакет документов, подтверждающий право на применение нулевой ставки НДС. На сбор отводится 180 дней (п. 9 ст. 165 НК РФ). Но за это время компания может перейти с общей системы на «упрощенку». И здесь возникает проблема. С одной стороны, организация перестает быть плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Но с другой стороны, операция, по которой заявляется вычет, была произведена в тот период, когда организация являлась плательщиком НДС. Соответственно у нее должно остаться и право на возмещение НДС по этой операции.

Минфин России считает, что, если отгрузка товаров на экспорт и сбор полного пакета документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, относятся к последнему налоговому периоду, в котором применялась общая система, компания имеет право на возмещение сумм НДС, несмотря на подачу декларации по этому налогу в периоде применения упрощенной системы налогообложения (письмо от 11.11.2009 № 03-07-08/233).

Однако некоторые налоговые органы на местах считают иначе. Это подтверждает и существующая на сегодня арбитражная практика. При этом у судов единого мнения на этот счет нет, что достаточно странно при наличии постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 6031/08, в котором арбитры поддержали компанию.

Так, одни суды полагают, что организация вправе получить возмещение НДС по экспорту в период применения упрощенной системы (постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2007 № А65-21054/2006-СА1-42-23). Другие придерживаются позиции, что это невозможно, поскольку упрощенцы не являются плательщиками НДС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2011 № А19-5573/2011).

Рассмотрим подробнее аргументы сторонников того и другого подхода на примере одного из дел, переданных на рассмотрение в Президиум ВАС РФ Определением от 07.08.2012 № ВАС-6759/12.

НДС возместить нельзя

Организация в период применения общей системы налогообложения отгрузила товары на экспорт. Но в декларации по НДС за IV квартал 2009 г. данные по экспортной операции не отразила, поскольку еще не был собран необходимый пакет документов для применения нулевой ставки НДС. С 2010 г. организация перешла на «упрощенку». В мае 2010 г., собрав пакет документов, организация подала уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2009 г., в которой указала выручку от продажи товаров на экспорт, облагаемую по нулевой ставке, и сумму НДС, подлежащую возмещению. Однако в вычете НДС ей было отказано.

Аргументация налоговиков была следующей. НДС исчисляется только плательщиками этого налога (ст. 166 НК РФ), а организации, применяющие упрощенную систему, к таковым не относятся (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По экспортным операциям моментом определения налоговой базы по НДС является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, необходимый для применения нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ). Если такой пакет документов в отведенный срок (180 дней) не собран, моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки товаров на экспорт (подп. 1 п. 1 и п. 9 ст. 167 НК РФ).

Вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относящихся к экспортным операциям, производится на основании декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующего пакета документов. Эти вычеты уменьшают сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ. Таким образом, право на применение нулевой ставки НДС и налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций, а также обязанность по представлению в налоговый орган декларации по НДС и пакета документов, предусмотренного ст. 165 НК РФ, есть только у плательщиков этого налога.

Нулевая ставка по НДС применяется в том налоговом периоде, в котором собран необходимый для этого пакет документов. Соответственно в этом налоговом периоде организация, претендующая на вычет НДС по экспортной операции, должна быть плательщиком этого налога.

Между тем в рассматриваемой ситуации к моменту определения налоговой базы по НДС организация уже не являлась плательщиком данного налога, поскольку перешла на «упрощенку». Соответственно у нее нет никаких прав на возмещение НДС по экспортной операции, совершенной до перехода на этот спецрежим.

Право на возмещение остается

Суды всех инстанций признали действия налоговиков неправомерными. Суд первой инстанции отметил, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 07.02.2002 № 37-О, налоговую ставку 0% следует рассматривать как разновидность налоговых льгот. Организация с 1 января 2010 г. перешла на упрощенную систему. Однако отгрузка и оплата продукции произведены до этого момента, то есть когда организация находилась на общей системе и являлась плательщиком НДС. Уточненная декларация по НДС в мае 2010 г. подана за IV квартал 2009 г. В данном случае в силу положений ст. 80 НК РФ налоговая инспекция обязана была рассмотреть представленные документы, поскольку заявитель претендует на применение льготы в периоде, когда он являлся плательщиком НДС.

Поддерживая выводы нижестоящих инстанций, кассационный суд напомнил о правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 6031/08. Глава 21 НК РФ не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения экспорта. Если такие документы будут представлены в инспекцию, налогоплательщику гарантируется право на возмещение. Поэтому с переходом на упрощенную систему организация не утратила права на получение возмещения НДС за период, в котором она находилась на общей системе и являлось плательщиком этого налога.

Президиум ВАС РФ оставил в силе решения судов. Таким образом, он поддержал позицию, согласно которой организация и после перехода на «упрощенку» вправе получить возмещение НДС по экспортной операции, совершенной в период, когда она являлась плательщиком НДС.

Как подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте, обязаны ли компании на упрощенке платить экспортный НДС, надо ли составлять счет-фактуру разъяснит статья.

Вопрос: Организация, применяющая УСН, заключила экспортный контракт на поставку товара Индийскому покупателю, какие документы следует составлять этому продавцу при отгрузке? И еще, от НДС на таможне, продавец, применяющий УСН освобожден, но счет-фактуру надо ли составлять?

Ответ: При отгрузке на реализуемый товар Вы оформляете товарную накладную в общеустановленном порядке. При необходимости (если Ваша организация будет выступать организатором перевозки товара к покупателю) также нужно будет оформить транспортную накладную.

Оформлять счет-фактуру Вам не нужно.

Подтверждать факт экспорта (нулевую ставку НДС) Вам не нужно, поэтому какие-либо дополнительные документы (в частности, налоговую декларацию по НДС и пр.) Вам оформлять не нужно.

Как подтвердить нулевую ставку НДС при экспорте

Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:

товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта ();

работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1-3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:

собрать пакет документов, предусмотренных Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);

Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров , зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар , и от вида оказываемых работ (услуг).

Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:

Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну - участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны - участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574 .

Компании на упрощенке не обязаны платить экспортный НДС

«…Мы применяем упрощенку. В сентябре заключили договор поставки с покупателем из Белоруссии. Он сам будет забирать товар с нашего склада и перевозить в свою страну. Надо ли сообщать в инспекцию о такой сделке и платить НДС?..»

Сообщать о такой сделке в инспекцию не надо. Обязанности платить НДС также не возникает.

Компании на упрощенке не освобождены от уплаты НДС при ввозе товара из стран Таможенного союза. Это следует из пункта 2 статьи 2 Протокола (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.10 № 98-ФЗ). Но ваша компания экспортирует, а не ввозит товары. Значит, платить НДС не требуется. Не возникает и обязанности подтверждать нулевую ставку НДС.

В свою очередь ваш покупатель платит НДС при ввозе товара в Белоруссию. Для этого он заполняет заявление о ввозе и два экземпляра с отметкой инспекции направляет вам. Этот документ необходим компаниям для подтверждения нулевой ставки НДС. Вы не подтверждаете нулевую ставку, так как не являетесь налогоплательщиком. В то же время документы безопаснее сохранить. Ведь они могут понадобиться, на случай если компания утратит право на упрощенку.

При реализации товаров в Республику Беларусь отметки таможенных органов на товарной накладной, иных товаросопроводительных документах не проставляются

17.04.2013
ГАРАНТ

Российская организация, применяющая УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», планирует осуществлять экспорт товаров (продукция собственного производства - надувные фигуры) в Республику Беларусь. В этой связи с белорусской организацией (покупателем) был заключен договор. Договор заключен в рублях, его условиями предусмотрена уплата белорусской организацией аванса в размере 50% суммы сделки, оставшиеся 50% стоимости товара уплачиваются покупателем после отгрузки товара российской организацией.

Каков порядок налогового учета и документооборота при экспорте товара в Республику Беларусь?

Упрощенная система налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При применении УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Иными словами, применяется кассовый метод.

При получении аванса организация, применяющая УСН, в целях налогообложения должна учитывать его в том отчетном периоде, в котором он получен.

Минфин России также указывает на возникновение объекта налогообложения у организации, применяющей УСН, при получении предоплаты (аванса) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном (налоговом) периоде их получения (смотрите, например, письма Минфина России от 30.10.2009 г. № 03-11-06/2/231, от 20.02.2009 г. № 03-11-09/67, от 21.07.2008 г. № 03-11-04/2/108).

Данная позиция подтверждается также арбитражной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 16.08.2006 г. № А06-6691У/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 г. № Ф08-1654/2006-695А, ФАС Уральского округа от 12.04.2006 г. № Ф09-2584/06-С1).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации суммы полученного аванса и оплаты за реализованный товар учитываются в составе доходов при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в тех отчетных (налоговых) периодах, когда они поступили на расчетный счет вашей организации.

Заполнение книги учета доходов и расходов

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учет доходов и расходов осуществляется в специальном налоговом регистре - Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее - Книга учета), форма и порядок заполнения которой (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Обратите внимание, что Книги учета, утвержденные Приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н, подлежат применению с 1 января 2013 года (информационное сообщение от 29.12.2012 «О приказе Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н»).

Сумма доходов от реализации, полученная Вашей организацией при осуществлении рассматриваемой операции, должна быть отражена в графе 4 Книги учета на дату получения денежных средств от покупателя (п. 2.4 Порядка).

В анализируемой ситуации оплата товара производится двумя платежами: аванс и оплата. Соответственно, в Книге учета также необходимо сделать две записи в размере указанных сумм.

Согласно п. 2.2 Порядка в графе 2 указывается дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция.

Первичными документами, подтверждающими факт поступления денежных средств на расчетный счет организации, являются банковская выписка, платежное поручение на соответствующую оплату.

Таким образом, при отражении в Книге учета доходов от реализации товаров на экспорт в графе 2 следует указать реквизиты соответствующих платежных поручений.

Документооборот

В общем случае при продаже товаров (продукции) организация должна оформить следующие документы:

Договор купли-продажи (поставки);

Товарная накладная (по форме, утвержденной в приложении к учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»));

Счет-фактура (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137);

Транспортные документы.

В настоящее время территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)).

При осуществлении сделок внутри ТС между организациями, зарегистрированными на территории государств - членов таможенного союза и являющимися плательщиками НДС, им необходимо руководствоваться:

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее - Соглашение);

Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол);

Национальным налоговым законодательством, в частности, главой 21 НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 1 Соглашения термин «экспорт товаров» применяется и при вывозе товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов таможенного союза, с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза. В ответе термин «экспорт товаров» применяется нами в трактовке, установленной ст. 1 Соглашения.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС организацией-экспортером, которая является плательщиком НДС, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) Договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;

2) Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;

3) Полученное от покупателя заявление о ввозе продукции и уплате косвенных налогов в бюджет Республики Беларусь с отметкой налогового органа Республики Беларусь об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств), составленное по форме Приложения 1 к Протоколу;

4) Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь;

5) Иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ.

Напомним, что организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, при осуществлении операций по экспорту товаров в страны таможенного союза, в частности, в Республику Беларусь, организация, применяющая УСН, не признается плательщиком НДС.

При реализации товаров составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, но осуществляющие посредническую деятельность в рамках договоров, заключенных с плательщиками НДС (п.п. 1 и 3 ст. 169 НК РФ). Соответственно, в рассматриваемой ситуации ваша организация не должна выставлять счета-фактуры. Аналогичные разъяснения даны Минфином России в письмах от 22.07.2010 г. № 03-07-13/1/04, от 27.04.2010 г. № 03-07-08/135. Также ваша организация не должна представлять налоговую декларацию по НДС в налоговые органы (п. 2 письма Минфина России от 06.10.2010 г. № 03-07-15/131).

Обратите внимание, что поскольку организация, применяющая УСН, не признается плательщиком НДС при экспорте товара, то она не должна применять нормы Соглашения и Протокола в своей деятельности.

Соответственно, перечисленные в п. 2 ст. 1 Протокола документы, которые следует представлять в налоговые органы плательщикам НДС для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией по НДС, организация, применяющая УСН, представлять в налоговые органы не должна.

В отношении транспортных (товаросопроводительных) документов отметим, что их конкретный перечень зависит от способа транспортировки. Как разъясняется в письме Минфина России от 19.10.2010 г. № 03-07-08/296, установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами РФ при перемещении товаров в таможенном союзе с территории РФ на территорию Республики Беларусь при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками, приведены в приложении к письму Минтранса России от 24.05.2010 г. № ОБ-16/5460.

В письме ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660@ указано, что при доставке груза в страну - участницу СНГ перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) или CMR (международной транспортной накладной).

Согласно разъяснениям ФНС РФ (письмо ФНС РФ от 14.10.2011 г. № ЕД-4-3/17067@) в качестве документов, подтверждающих перемещение товаров автомобильным транспортом с территории РФ на территорию Республики Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем, налоговыми органами могут быть рассмотрены как CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 г. № 23 (в редакции от 20.10.2004 г.), так и CMR-накладная страны отправителя, то есть РФ. При отсутствии таких документов (например при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) могут быть рассмотрены письменные объяснения плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие документы.

При этом отметим, что в случае самостоятельного вывоза товара покупателем продавец (российская организация) не обязан оформлять транспортные документы (транспортные накладные), поскольку у продавца в данном случае отсутствуют обязательства по доставке и транспортировке товара (смотрите также письма Минфина России от 19.07.2012 г. № 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 г. № 03-07-13/01-17).

Таким образом, в данной ситуации продавец (российская организация) при осуществлении операции по реализации товаров собственного производства белорусской компании должен оформить:

Товарную накладную;

Транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае вывоза товара силами продавца (собственным транспортом организации, посредством российского перевозчика). При вывозе товара силами белорусской организации - покупателя продавец не обязан оформлять транспортные документы. Счет-фактура организацией-продавцом в данном случае не выставляется.

Обратите внимание, что на территории стран - участников ТС применяются единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, а также отменен таможенный контроль на внутренних таможенных границах. При этом осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей и обеспечение соблюдения таможенного законодательства производятся только на внешней границе ТС. Результатом такого рода отношений стран - участников таможенного союза является отсутствие на транспортно-сопроводительных документах каких-либо отметок таможенных органов.

Следовательно, при реализации товаров (продукции) в Республику Беларусь отметки таможенных органов на товарной накладной, иных товаросопроводительных или транспортных документах не проставляются.

Вопрос

Добрый день.

Компания на УСН, импортирует пряжу для дальнейшего изготовления продукции из Китая. Возникает ли, в связи с этим, у компании обязанность сдавать какие-либо отчеты?

Ответ

Налогоплательщики, которые перешли на УСНО, нередко занимаются импортом товаров.

Как и в целом при УСНО, некоторая простота налогообложения — по сравнению с ОСНО — распространяется и на импортные операции. В то же время при нахождении на этом режиме нужно учитывать определенные нюансы, касающиеся, прежде всего, НДС, и обращать на них внимание особенно важно импортерам.

В общем случае, не будучи плательщиком НДС, «упрощенец» не подает и декларацию по этому налогу. Но не возникает ли у него такой обязанности при уплате «ввозного» НДС?

Минфин России в Письме от 30.01.2007 N 03-07-11/09 обратил внимание на ст. 177 НК РФ, согласно которой сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются гл. 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Уплата и декларирование суммы такого НДС производятся именно в соответствии с таможенным законодательством.

Финансисты пришли к выводу, что в связи с этим, а также с учетом того, что согласно нормам налогового законодательства суммы НДС, уплаченные организациями, применяющими УСНО, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, к вычету не принимаются, данным организациям представлять налоговую декларацию по НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, не требуется.

Однако это не распространяется на товары, ввозимые в РФ из государств — членов ЕАЭС <7>. В рамках ЕАЭС взимание косвенных налогов, в том числе НДС, и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе <8>) (далее — Протокол).

В п. 13 Протокола сказано, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола (в отношении акцизов), и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения .

В частности, согласно п. 20 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Речь идет о специальной декларации, направляемой в налоговый орган при импорте товаров с территории государств — членов Таможенного союза, утвержденной Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.

Представление декларации сопровождается подачей ряда документов, перечисленных в п. 20 Протокола.

Смежные вопросы:


  1. Добрый день. Предприятие на ОСН, 18 ПБУ. 17 марта 2016 года ООО провела передачу товара нерезиденту (Казахстан) по договору комиссии. Начиная с мая контрагент начал предоставлять отчеты комиссионера. Вопросы…...

  2. 1) ограничения на ввоз товара физическим лицом 2) товар представляет собой копии известных брендов, документов на товар нет. как будет производиться оценка партии на границе?
    ✒ Ограничения на ввоз…...

  3. Добрый день! Мы являемся Вашими партнерами УНЦ «ПраТоН». Какие нюансы при реализации товаров в Казахстан, если компания экспортер (Россия) находится на основной системе налогообложения? Особенности формирования/отправления документов.
    ✒ Экспорт…...

  4. Какие нужно предоставить документы при экспорте товара стране члену ЕВРАЗЭС в случае если товар был привезен из страны ЕВРАЗЭС. РФ является экспортером
    ✒ Порядок уплаты НДС при экспорте товаров…...

Наша организация на УСН 6%. В 2016 руководство планирует заняться импортом и экспортом товаров.Вопрос:1) При каком объекте лучше вести импорт, экспорт. Доходы или доходы минус расходы?2) Как будет учитываться экспорт и импорт при объекте "доходы" и "доходы минус расходы" в части НДС (на примерах)3) Будем ли мы выступать налоговым агентом по уплате НДС?4) Возмещается ли нам НДС уплаченный на таможне от ИФНС?

1. При выборе объекта налогообложения на УСН исходите из анализа предполагаемых доходов и расходов. Так, если при осуществлении деятельности ожидаются крупные расходы, которые можно будет учесть в соответствии с пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ при исчислении налога, лучше выбрать объект «доходы минус расходы». Если существенных расходов не предвидится, целесообразно использовать объект «доходы».

В рассматриваемой ситуации организация планирует осуществлять экспортно-импортные операции. А значит Вы будете нести значительные расходы по уплате таможенных сборов и платежей в соответствии с таможенным законодательством. Поэтому при выборе объекта налогообложения необходимо учитывать следующее.

Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику, учитываются в расходах. Об этом говорится в НК РФ.

А вот затраты по оплате таможенных пошлин и сборов при экспорте товаров в данной статье не поименованы. Такие расходы при исчислении единого налога не учитываются (см., например, ).

Подробнее о выборе объекта налогообложения смотрите следующие материалы Системы Главбух:

Способ, позволяющий выбрать оптимальный объект налогообложения на УСН

Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов).

2. НДС, уплаченный при импорте товаров (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), организации на УСН в зависимости от объекта налогообложения могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами учитывают импортный НДС в расходах (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов учитывают налог в стоимости ввезенных товаров (в т. ч. основных средств и нематериальных активов) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). При экспорте организации на УСН НДС не платят и нулевую ставку не подтверждают.

3. При импорте и экспорте организация не выступает налоговым агентом по НДС. При ввозе импортных товаров организация рассчитывает и уплачивает НДС на таможне, так как организации на УСН не освобождены от уплаты НДС при импорте.

4. п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе ().

Обоснование

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

УСН

Суммы вывозной таможенной пошлины не уменьшают налоговую базу по единому налогу. Такие расходы отсутствуют в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения дают представители налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 18 июля 2005 г. № 18-11/3/50755).

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как учесть НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, если организация применяет специальный налоговый режим

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой спецрежим применяет организация.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются плательщиками НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России (п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе (). НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), они могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму НДС, уплаченную при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), вправе:

  • организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • организации – плательщики сельхозналога (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, и организации, применяющие ЕНВД, включают сумму НДС, уплаченного при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, в стоимость ввезенных товаров (в т. ч. основных средств и нематериальных активов) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Компании на упрощенке не обязаны платить экспортный НДС

«…Мы применяем упрощенку. В сентябре заключили договор поставки с покупателем из Белоруссии. Он сам будет забирать товар с нашего склада и перевозить в свою страну. Надо ли сообщать в инспекцию о такой сделке и платить НДС?..»

- Из письма главного бухгалтера Владимира Васильченко, г. Москва

Владимир, сообщать о такой сделке в инспекцию не надо. Обязанности платить НДС также не возникает.

Компании на упрощенке не освобождены от уплаты НДС при ввозе товара из стран Таможенного союза. Это следует из пункта 2 статьи 2 Протокола (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.10 № 98-ФЗ). Но ваша компания экспортирует, а не ввозит товары. Значит, платить НДС не требуется. Не возникает и обязанности подтверждать нулевую ставку НДС.

В свою очередь ваш покупатель платит НДС при ввозе товара в Белоруссию. Для этого он заполняет заявление о ввозе и два экземпляра с отметкой инспекции направляет вам. Этот документ необходим компаниям для подтверждения нулевой ставки НДС. Вы не подтверждаете нулевую ставку, так как не являетесь налогоплательщиком. В то же время документы безопаснее сохранить. Ведь они могут понадобиться, на случай если компания утратит право на упрощенку.

mob_info