Ресурсы и потребности образуют основу любой экономики. Проблемы человеческих ресурсов предприятия. Причудливы стези людские

Которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Станислав Струмилин в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «человеческие ресурсы» .

В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население , занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени (чел/ч, чел/дни) работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Воспроизводство трудовых ресурсов [ | ]

Объективная необходимость изучения воспроизводства трудовых ресурсов вызвана целым рядом причин. Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает не только повышение уровня производства и его экономической эффективности, но и качественное развитие всей социальной системы.

Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.

Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.

Актуальность исследования данного процесса обусловлена высокой степенью теоретической и практической значимости проблемы воспроизводства и оптимального использования трудовых ресурсов для динамичного развития страны в условиях модернизации экономики.

Ссылки [ | ]

Контрольная работа по итогам 1-го полугодия

10 класс 2012 - 2013 учебный год

Часть А.

1. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

А) сырьё, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалификационная рабочая сила;

Г) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях.

2. Цель экономической политики государства состоит в том, чтобы

А) ликвидировать лишнее оборудование;

Б) в максимальной степени использовать наличные деньги;

В) обеспечить прибыль производителей;

Г) повысить эффективность экономики.

3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А) Экономика - это наука о хозяйстве, способах её ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б) Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1. верно только А;

2. верно только Б;

3. верны оба суждения;

4. оба суждения неверны.

4. Для рыночной экономики характерно:

А) преобладание государственных предприятий;

Б) самостоятельность предприятий в вопросах производства;

В) государственное ценообразование;

Г) преобладание энергоёмких технологий в промышленности.

5.Верны ли следующие суждения о роли производителя и потребителей в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б. Цену товаров на рынке устанавливает производитель без участия потребителей

1. верно только А;

2. верно только Б;

3. верны оба суждения;

4. оба суждения неверны.

6. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?

А)самопознание;

В) социализация;

Г) урбанизация.

7. Носителем политической власти в государстве являются

А) общество потребителей;

Б) парламент;

В) коллегия адвокатов;

Г) администрация предприятия.

8. Государство в отличие от партии

А) является политической организацией;

Б) имеет право издавать законы;

В)разрабатывает политику;

Г) имеет органы управления и руководства.

9. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:

А) экономической и социальной;

Б) социальной и духовной;

В) экономической и духовной;

Г) политической и экономической.

10. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

А) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

Б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другим.

В) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

Г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

11. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

А) обладает исключительным правом издавать законы;

Б) стоит на защите прав интересов граждан;

В) имеет политического лидера и правящую партию;

Г) разрабатывает политическую идеологию.

12. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть 7% избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

А) депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

Б) места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

Г) политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

13. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы

А) политической;

Б) избирательной;

В) партийной;

Г) экономической.

14. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к

А) относительному равновесию спроса и предложения;

Б) постоянному снижению объёмов производства;

В) увеличение расходов на природоохранную деятельность;

Г) снижению налогов.

15. В нормативную подсистему политической системы входят:

А) политические институты и организации;

Б) отношения между социальными группами;

В) государственные учреждения;

Г) законы, регулирующие жизнь общества.

16. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:

А) в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов;

Б) массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной в стране партией;

В) деятельность оппозиционных сил регламентирована законами;

Г) полномочия главы государства ограничены представительными органами власти.

17. Любое государство характеризуется:

А) политическим плюрализмом;

Б) господством административно-командных методов управления;

В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильностью;

Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.

18. Показателем политического плюрализма является:

А) наличие политической оппозиции;

Б) партийное руководство всеми сферами общества;

В) выборность органов власти;

Г) наличие политической системы.

19. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике - это

А) политический режим;

Б) форма правления;

В) форма административного устройства;

Г) государственный суверенитет.

20. В полном товариществе, в отличие от товарищества на вере:

А) капитал разделен на доли (вклады);

Б) есть участники, которые несут риск убытков только в пределах внесенных вкладов;

В) учредителями могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;

Г) управление осуществляется по общему согласию, т.е. каждый имеет «право вето».

Часть В.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель».

Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция .

2. Найдите в приведенном ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите буквы под которыми они указаны.

А) разработка и принятие законов;

Б) выдвижение политических лидеров;

В) оппонирование правительству;

Г) контроль над денежной массой;

Д) формирование правоохранительных органов;

Е) представление определенных групп общества.

3. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры в бланк ответов.

Ответ 13312

4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. наличие возрастного ценза;

3. доступность правдивой информации о кандидатах;

4. равноправие избирателей;

5. наличие альтернативных кандидатов;

6. регистрация избирателей на избирательных участках.

Ответ: 1345

5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика»

Закон спроса, конкуренция, общинная земля , фирма, прибыль, банк, биржа.

Найдите и запишите термин выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.

6. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Рост цен в стране М в зимние месяцы оказался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (2) Инфляция составила 2,1 %. (3) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (4) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

А) фактический характер;

Ответ: ААББ

7. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первых позиции должны представлять формы частной собственности, три последующие - государственной. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.

1. семейная ферма;

2. Вооруженные Силы страны;

3. сельскохозяйственный кооператив;

4. приватизированная квартира;

5. имущество дипломатических представительств за рубежом;

6. национальный парк.

Ответ 134 256

8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На волне предвыборной компании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений.

Запишите последовательность букв в бланк ответов.

Ответ ААББ

9. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:

Запишите выбранные буквы в бланк ответов.

Ответ ББАА

10.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре ______________(1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием_________(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием___________(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное_______________(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление - и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность - деятельность в сфере политических, властных _____________(5).

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жёсткостью протекания _____________(6)».

А) отношения;

Б) политология;

В) управление;

Г) политический процесс;

Д) развитие;

Е) общественные сферы;

Ж) социальные группы;

З) власть;

И) общественные движения.

Получившуюся последовательность букв внесите в бланк ответов.

Ответ бжзваг (бизваг)

Часть С.

С1. Увеличение производства материальных благ связано с повышением на окружающую среду. Приведите два примера, подтверждающих этот факт.

Ответ: загрязнение рек и водоёмов; уменьшение земель, занимаемых лесами; выпадение кислотных дождей и.т.д.

С2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « производитель». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, содержащих информацию о производителе.

Ответ:

Производитель - это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющие услуги.

Производитель стремиться поступать рационально: получать наименьшую прибыль с наименьшими затратами.

С3. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Ответ:

Альтернативность

Освещение в СМИ

Равенство всех участников

Регулярность проведения выборов

Всеобщий характер

Равенство - один избиратель-один голос

Общественный контроль за процедурой выборов.

С4. Укажите пять отличий политических партий от политических движений.

С5. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, используя в них названия разных политических партий современной России.

Ответ: На выборах в российскую ГДуму семипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и либерально-демократическая партия России.Партии либерального толка, не получив мест в палате российскогопарламента, оказались в политическом кризисе. Все политические партии имеют организованную структуры и являются одним из компонентов политической системы общества.

С8. Составьте план развернутого ответа

Население, занятое в общественном производстве, на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны. Людские ресурсы, которыми комплектуются вооруженные силы в мирное время, и подготовленные мобилизационные контингенты являются важным элементом военного потенциала, оказывающим непосредственное влияние на военное строительство, обусловливают количественный и качественный состав кадровых войск, а также возможности пополнения вооруженных сил и формирования новых частей и соединений. Численность личного состава армий, участвовавших в войнах, особенно в 20 веке, непрерывно возрастает. В 1-й и 2-й мировых войнах её максимальная величина соответственно составляла (в млн. чел.); в Германии - 8,2 и 9,6; в США - 3,7 и 12,2; в России (1917) - 9,9 и в СССР (1945) - 11,4. Естественно, что для развёртывания вооруженных сил и восполнения потерь потребовались огромные мобилизационные резервы. В странах, участвовавших во 2-й мировой войне (без колоний), из 210 миллионов мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 миллионов человек. Воевавшие государства были вынуждены поставить под ружьё до 12-20% общей численности населения. Необходимость в массовых армиях и заблаговременной подготовке крупных мобилизационных резервов как общая закономерность военного строительства сохраняется и в наше время.
Людские ресурсы как источник рабочей силы для различных отраслей экономики, в том числе оборонных, составляют необходимый элемент военно-экономического потенциала. От численности и социальной структуры населения, его культурно-технического уровня и политико-морального состояния зависят возможности покрытия потребностей военного производства в кадрах, обеспечения высокой производительности труда и эффективности экономики. Для обеспечения сражающихся армий оружием, военной техникой и другими материальными средствами требуются огромные трудовые ресурсы. Так, в Германии в 1917 в военном секторе было занято 58,3% всех промышленных рабочих, в 1943 - 61%, в США - соответственно 31,6% и 67%.
Современная научно-техническая революция оказывает противоречивое влияние на потребности военной экономики в рабочей силе. Рост производительности труда существенно снижает трудозатраты на производство единицы оружия данного рода, а повышение эффективности этого оружия позволяет уменьшить общие затраты труда на его производство. Вместе с тем неуклонное расширение материальных потребностей вооруженных сил, быстрый процесс усложнения военной техники и ускорения её морального износа, большие потери в ходе боевых действий вызывают повышенный спрос экономики на трудовые ресурсы. В случае развязывания империалистами войны с применением средств массового поражения для организации спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и других работ по ликвидации последствий ударов противника потребуется большое количество специальных формирований и фактическое участие всего взрослого населения в гражданской обороне.
Вооруженные силы, военная экономика и гражданская оборона нуждаются в большом количестве подготовленных квалифицированных кадров. Быстрое развитие производительных сил и революция в военном деле обусловили коренную реорганизацию и перевооружение армий, породили новые тенденции в комплектовании войск и накоплении военнообученных резервов. Происходит глубокая специализация и разделение труда в вооруженных силах, возникают всё новые и новые военные профессии, возрастают сроки и расходы, необходимые для подготовки специалистов, особенно офицерского состава. Повышенный спрос на квалифицированные кадры предъявляет и военное производство. Под влиянием научно-технического прогресса происходят структурные изменения в составе рабочей силы, неуклонно растёт удельный вес инженерно-технического труда.
В годы Великой Отечественной войны источниками пополнения трудовых ресурсов в СССР являлись трудоспособные женщины-домохозяйки, молодёжь и подростки, лица пенсионного возраста. За счёт использования этих групп населения высвобождались мужчины призывных возрастов для пополнения Вооруженных Сил. С 1940 по 1944 удельный вес женщин среди рабочих и служащих повысился с 33 до 57%, а среди трудоспособных колхозников - с 66 до 88%. Если в 1939 подростки до 17 лет составляли 5,6% всех рабочих и служащих в промышленности, то в 1942 - 15,8%. В период войны лица старших возрастов вместе с подростками составляли 1/4 всех занятых в промышленности и 3/4 - в колхозах. Дополнительная потребность в людях может быть удовлетворена и путём увеличения рабочего времени занятого населения.
Война требует широкого манёвра людскими ресурсами, значит, их перераспределения между отраслями, районами, сферами общественной деятельности, максимальной концентрации в военном производстве и отраслях, его обслуживающих. В период Великой Отечественной войны в СССР на военные нужды работало примерно 2/3 всех промышленных рабочих и 1/4 - занятых в сельском хозяйстве. В условиях войны меняются формы и методы привлечения населения к общественно организованному труду, распределения и использования рабочей силы. Наряду с материальными и моральными стимулами большое значение приобретают административно-правовые меры, позволяющие гибко и оперативно маневрировать трудовыми ресурсами.
Эффективность использования людских ресурсов зависит от социально-экономической организации общества, от характера и целей войны. Во 2-й мировой войне Советский Союз наиболее рационально использовал как мобилизационные, так и трудовые ресурсы. Социалистическая система хозяйства, руководящая и организующая роль Коммунистической партии, глубокое понимание советскими людьми задачи обеспечения фронта всеми необходимыми средствами борьбы позволили резко повысить эффективность производства. Так, за период 1942-44 среднегодовая численность занятых в промышленности СССР составляла 7,7 миллионов человек, а в фашистской Германии - 10,6 миллионов человек. Тем не менее трудящиеся нашей страны дали фронту примерно в 2 раза больше оружия и военной техники. Своевременная подготовка и эффективное использование людских и материальных ресурсов позволили Советскому Союзу создать превосходящую военную мощь, обеспечившую всемирно-историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т.20; Ленин В.И. Падение Порт-Артура. - Полное собрание сочинений. Изд.5-е. Т.9; Ленин В.И. Резолюция о войне и мире. (Седьмой экстренный съезд РКП(б). 6-8 марта 1918 г.). - Там же. Т.36; Фpунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия. - Избранные произведения. М., 1977; Ворошилов К.Е. Оборона страны и состояние Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Доклад на IV Всееоюзном съезде Советов 25 апреля 1927 г. - В книге: Ворошилов К.Е. Оборона СССР. Избранные статьи, речи и письма. М., 1937; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с.226-252; Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд.2-е. М., 1975, с.441-447; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. Изд. 2-е. М., 1970, с.578-580; Военная стратегия. Изд. 3-е. М., 1968, с.396-402; Лаговский А.Н. Стратегия и экономика. Изд. 2-е. М., 1961, с.147-155; Соколов П.В. Война и людские ресурсы. М., 1961; Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.
П.В.Соколов

Тест «

Вариант 1

1.В компании Z

Тест « эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»

Вариант 1

1.В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству одежды. Основным рыночным сегментом была выбрана молодёжь. В ближайший год компания планирует инвестировать средства в переоборудование цеха, в производстве будут использованы современные технологии для автоматического пошива одежды.

Какой тип экономического роста иллюстрирует этот пример? Объясните свой ответ. Назовите любые два фактора, характерных для данного экономического роста.

2.Вам поручено подготовить развёрнуты ответ на тему «Факторы экономического роста». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест « эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»

Вариант 1

1.В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству одежды. Основным рыночным сегментом была выбрана молодёжь. В ближайший год компания планирует инвестировать средства в переоборудование цеха, в производстве будут использованы современные технологии для автоматического пошива одежды.

Какой тип экономического роста иллюстрирует этот пример? Объясните свой ответ. Назовите любые два фактора, характерных для данного экономического роста.

2.Вам поручено подготовить развёрнуты ответ на тему «Факторы экономического роста». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест « эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»

Вариант 1

1.В компании Z принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству одежды. Основным рыночным сегментом была выбрана молодёжь. В ближайший год компания планирует инвестировать средства в переоборудование цеха, в производстве будут использованы современные технологии для автоматического пошива одежды.

Какой тип экономического роста иллюстрирует этот пример? Объясните свой ответ. Назовите любые два фактора, характерных для данного экономического роста.

2.Вам поручено подготовить развёрнуты ответ на тему «Факторы экономического роста». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Тест « эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»

Вариант 2

1. Что отличает товарное производство от натурального?

1) и спользуются машины и оборудование; 2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции;

3) продукция производится для продажи; 4) существует разделение труда.

2. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

1) национальный доход; 2) валовой внутренний продукт;

3) производительность труда; 4) валовой оборот.

3. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

1) с ырье , не включенное в производство; 2) действующие на производстве машины;

3) квалифицированная рабочая сила; 4) топливо, стоящее на подъездных путях.

4. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:

1) безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных возможностей;

2) изменчивостью человеческих потребностей;

3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов;

4) ограниченностью природных ресурсов.

5. Понятие «экономика» первоначально обозначало:

1) управление сельским поместьем; 2) искусство ведения домашнего хозяйства;

3) обмен результатами труда; 4) денежное обращение.

6.Верно суждение?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие .

1) Верно только А; 2) верно

7.Верно суждение?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

8. Какие ответы правильные?

Что относится к капиталу как к фактору производства?

1) з авод; 2) квалифицированные работники; 3) станки; 4) информация; 5) инструменты.

9. Исправьте ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное (1) увеличение номинального (2) и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения (3). Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет (4).

10. Дополните схему:

11. Какое слово пропущено?

______________ – это то, что получается в результате производства и предназначено для продажи с целью потребления или дальнейшей переработки.

12. Исключите лишнее. Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Подъем, спад, депрессия, рост, оживление.

13. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

1) строительные машины; А. Земля.

2) каменный уголь; Б. Капитал.

3) пашня; В. Труд.

4) фермер;

5) фабрика.

население, занятое в общественном производстве, находящееся на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть привлечены для комплектования войск и органов ПС РФ.

  • - Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - нравственные людские недостатки и ошибки, происходящие от незнания, непросвещения...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - англ. resources; нем. Ressourcen. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств дохода...

    Энциклопедия социологии

  • - В это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы; людские ресурсы, включая способности и квалификацию...

    Экономический словарь

  • - источники дохода, источники для ведения дел предприятия...

    Справочный коммерческий словарь

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов...

    Политология. Словарь.

  • - совокупность трудовых, материальных, технических и финансовых средств, необходимых для выполнения работы в строительном производстве - ресурси - zdroje; zásoby - Ressourcen; Quellén - erőforrás - нөөц - środki...

    Строительный словарь

  • - средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Людские парашюты - парашюты, которые служат для безопасного снижения человека при покидании им ВС..." Источник: ПРИКАЗ ФСВТ РФ от 12.08...

    Официальная терминология

  • - Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете. Различают Р. экономические и природные. См. также Природные ресурсы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. СВОЕ -...
  • - См. СВОЕ - ЧУЖОЕ См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

"Людские ресурсы" в книгах

Я не искал людские тайны

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я не искал людские тайны Я не искал людские тайны, Как следопыт. Но мир изменчивый, случайный Мной не забыт. Тепло людского излученья В лесной глуши, Земные донные теченья Живой души. И слишком многое другое, О чем нет слов, Вставало грозное, нагое Из всех

Причудливы стези людские

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Причудливы стези людские Продолжаю читать роман Шницлера. Георг едет с Анной, своей возлюбленной (которая ждет от него ребенка, но на которой он все никак не может решиться жениться), в Италию – и приходит в дом, где ухаживал когда-то за своей больной матерью и где та

Планеты и людские пороки

Из книги Как защититься с помощью ангелов автора Коллектив авторов

Планеты и людские пороки По древней легенде наша планета Земля является своеобразной тюрьмой, куда злое божество заманило людские души. В более поздней астрологии, принятой в гностицизме, появились архонты - злые архангелы, которые также являлись управляющими семи

5. Материальные и людские ресурсы

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

5. Материальные и людские ресурсы Приведенная выше оценка достижений партизан показывает, что материальный ущерб, нанесенный ими военным усилиям Германии, и материальная помощь, оказанная военным усилиям Советского Союза, были существенными, но далеко не впечатляющими.

Судьбы людские (до мая 1945 г.)

Из книги Непростительный 1941 [«Чистое поражение» Красной Армии] автора Иринархов Руслан Сергеевич

Судьбы людские (до мая 1945 г.) Генерал-майор Антонов А. И. - нш Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, зам. нач. и нач. ГШ КА, генерал армии.Подполковник Афонин И. М. - 469 сп, и.д. ком. 333 сд, нш 5 кк, ком. 300 сд, 18 гв. ск, генерал-лейтенант, Герой Советского

Людские надежды

Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах Хорст

Людские надежды Время тянулось однообразно, пока не наступил один весенний день. Погода стояла холодная и дождливая, и наша одежда промокла насквозь, но никто не обращал на это внимания; мы продолжали класть шпалы. В тот день многие не вышли из барака из-за болезни, и в

Материальные и людские потери

Из книги Наполеоновские войны автора Безотосный Виктор Михайлович

Материальные и людские потери Страну, безусловно, возвышает одержанная победа, а воспитывает и закаляет – изнурительный путь к ней. Всегда интересно и проанализировать последствия важных исторических событий, и проследить их влияние на последующий ход истории. С этой

Людские потери

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Людские потери Беларуское население западных губерний оплатило войну России с Францией колоссальными жертвами - до 25 % жителей погибло во время сражений, от рук французских и русских оккупантов, от голода и холода, от болезней и эпидемий. В ряде городов и местечек

Людские судьбы

Из книги Хрущев: интриги, предательство, власть автора Дорофеев Георгий Васильевич

Людские судьбы Отзыв Хрущева из Украины в Москву не был для него неожиданным. Находясь в Киеве, он внимательно следил за событиями, происходящими в столице, знал, что наибольшим доверием у Сталина пользовались Маленков и Берия. Они часто встречались и о чем-то подолгу

Судьбы людские

Из книги Небо истребителя автора Ворожейкин Арсений Васильевич

Судьбы людские 1.В конце 1946 года Сергей Елизаров, Николай Захарченко и я, а также авиационный техник Федор Иващенко были откомандированы для переучивания на новый тип самолета. Начальник Центра переучивания подполковник Прокопий Семенович Акуленко, небольшого роста,

Людские потери

Из книги Большая ничья. СССР от Победы до распада автора Попов Василий Петрович

Людские потери Проблема людских потерь принадлежит к числу самых важных, трудных и запутанных проблем нашей истории. Ее изучение осложнялось тем, что вплоть до 90-х гг. важнейшие архивные документы были недоступны историкам и общественности. Сказался и политический

Война и людские ресурсы лагерной экономики

Из книги автора

Война и людские ресурсы лагерной экономики С началом войны ряд процессов негативно повлиял на количество и качество людских ресурсов ГУЛАГа. Прежде всего, по указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 г. было освобождено и передано для

Людские различия

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Людские различия А вышли мы бедствовать, переносить горе, голод, жажду, быть милостивыми (Мф. 5:7), чистыми сердцем (Мф. 5:8), миротворцами душою (Мф. 5:9), терпеть позор, гонение, если нужно, оклеветания, стать уметами мира (см. 1 Кор. 4:11–13); наконец, если настанет время мучений, то

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ На исчисления… и на пророчества (предвещания людские) нельзя положиться: о дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един (Мф. 24, 36); и мы, оставив это Его святой воле, должны приготовляться, каждый из нас, к неизвестному для нас

Людские добродетели

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Людские добродетели В темпераменте и характере египтян трудно четко выделить черты, благоприятные для отшельнической жизни. Но, может быть, нам стоит вспомнить в этой связи некоторые качества и естественные добродетели, которые оказывают влияние на суровую и грубую

mob_info