Государственное устройство и политическая система норвегии. Политическая система норвегии

Норвежская экономика принадлежит к числу самых развитых стран Западной Европы. Она является одной из самых индустриально развитых стран континента. Исторически сложилось, что базу норвежской индустрии составляет гидроэнергетика, на основе которой уже в довоенный период сложилась мощная электрохимическая и электрометаллургическая промышленность.

Другой традиционной отраслью промышленности были судостроение, деревообработка и рыболовство. С 60-х годов XX века в Норвегии получили развитие нефте- и газодобыча, при чем, сейчас Норвегия занимает 2-е место в мире. Весьма серьёзным слагаемым экономического успеха норвежцев была грамотная и высококвалифицированная рабочая сила. Уже к концу XIX века Норвегия добилась поголовной грамотности населения.

Норвежская экономика и роль государства в управлении экономикой

Норвежская экономика принадлежит к числу наиболее открытых экономик в мире. Например, в 1997 году 41% всей произведённой продукции был экспортирован, правда, 1/3 этой цифры приходится на экспорт нефти и газа. О развитости норвежской экономики свидетельствуют, например, следующие цифры: ВНП на душу населения в 1997 году составил 34.864$; внешней задолженности у страны нет; согласно экспертным оценкам швейцарского института IMD, норвежская экономика занимала 6-е место по конкурентоспособности в мире.
Несмотря на свои высокие показатели, Норвегия не относится к числу стран с либеральным режимом экономики. Наоборот, роль государства в регулировании экономики традиционно велика. Последнее позволило стране после Второй мировой войны быстро оправиться от потрясений, вызванных войной, и, быстро разрешив социальный вопрос, добиться высокой степени концентрации промышленности и эффективности в деле управления ею. Причём, следует иметь в виду,принцип государственного управления экономикой на Западе рассматривалась всегда несколько иначе, чем это делалось, например, в СССР.
Плановое начало, в принципе, всегда считалось в Норвегии не главным, а вспомогательным средством в том типе экономики, который традиционно объявляют как «интервенционистский». Одним из главных рычагов управления в таком типе считается собственная экономическая деятельность государства, а также активная инвестиционная политика правительства и финансовое регулирование денежного рынка Государственным банком. Все выше означенные методы воздействия на экономическую ситуацию с успехом применяются в Норвегии вплоть до сегодняшнего дня.

Как известно, только 3% территории страны пригодны для сельскохозяйственного освоения, что, однако не мешает норвежским фермерам обеспечивать страну собственной продукцией по целому ряду товарных позиций: прежде всего продуктов животноводства. Самая слабая позиция Норвегии в этом вопросе – полная зерновая зависимость; всё зерно Норвегия импортирует.
Рыболовство является одной из важных отраслей в норвежской экономики. Причём за последние 10-15 лет в Норвегии внедрены высокоинтенсивные плантационные формы рыболовства, где молодняк рыб ценных промысловых пород «созревает» вплоть до улова на особых фермах.
Нелишне будет упомянуть, что благодаря одному из жесточайших экологических законодательств вся производимая сельскохозяйственная продукция в стране безопасна и экологически чиста.

Металлургическая и электрохимическая промышленность

Более трети вырабатываемой электроэнергии в Норвегии идёт на выплавку металлов и производство химической продукции. Норвегия занимает второе место в мире по производству алюминия, а также является ведущим поставщиком на мировой рынок магния, цинка, никеля, высоколегированной стали и ферросплавов. Страна также поставляет электрохимическую продукцию, такую как карбид кремния, карбид кальция, а также металлический кремний, удовлетворяющий половину спроса на него в мире. В последние десятилетие Норвегия стала ориентироваться на производство сплавов и композитных материалов для аэрокосмической промышленности в США и Европейского союза. Например, по уровню капиталовложений на душу населения в области аэрокосмической промышленностиНорвегия уступает теперь только таким странам, как США и Франция.
На базе развитой гидроэнергетики норвежские компании являются крупнейшими поставщиками минеральных удобрений в Европе. Будучи ведущим поставщиком нефти и газа. Норвегия успешно развивает собственную базу нефтехимической промышленности, производит большой объём пластмасс, искусственных красителей и лаков, также поставляемых на внешний рынок. В последние годы успешно развивается фармацевтическая промышленность, в которой применяются последние разработки из области тонкой химии и биотехнологии.

Деревообрабатывающая промышленность

Недорогая, имеющаяся в большом количестве электроэнергия позволила Норвегии играть главную роль на мировых рынках поставщиков целлюлозы и бумаги. Например, только одна компания «Ношке скуг» поставляет 3% мирового объёма газетной бумаги и6% высококачественной журнальной бумаги.При этом необходимы отметить, что традиционная политика в области охраны лесов позволяет стране постоянно наращивать объём новых лесопосадок, сохраняя таким образом леса от исчезновения.

Энергетика

99% всей электроэнергии Норвегии вырабатывается гидроэлектростанциями, чему способствует гористый ландшафт местности и большое количество водоёмов и водопадов. Норвегия стала пионером в области строительства туннельных гидроэлектростанций, что позволило ей, одновременно получай экологически чистую электроэнергию, не наносить ущерб природе. Согласно официальной статистике, общая протяжённость туннелей гидроэлектростанций составляет на сегодняшний день 3500 км.
Производство оборудования для гидроэлектростанций также одна из традиционных отраслей норвежской промышленности. В последнее время всё чаще норвежские компании выходят на рынок с целым рядом услуг: от поставки высокопроизводительных гидротурбин до консультирования строительства или строительства под ключ гидроэлектростанций.

Королевство Норвегия занимает западную и северную части Скандинавского полуострова, архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане и остров Ян-Майен в северной части Атлантического океана. Норвегия омывается Северным и Норвежским морями. На северо-востоке граничит с Финляндией и Россией, на востоке — со Швецией.

Название страны происходит от древне-норвежского Norreweg - «северная дорога».

Официальное название: Королевство Норвегия

Столица: Осло

Площадь территории: 385,2 тыс. кв. км

Общее население: 4,8 млн. чел.

Административное деление: Норвегия делится на 18 фюльке (графств), которые управляются губернаторами. Традиционное деление: Северная Норвегия, включающая три историко-географических района (Нурланн, Трумс, Фин-марк), и Южная Норвегия, объединяющая четыре района: Треннелаг, Вестланн (Запад), Эстланн (Восток) и Сер-ланн (Юг).

Форма правления: Конституционная монархия.

Глава государства: Король.

Состав населения: норвежский. В ряде коммун Тромса и Финнмарка равный с ним статус имеет саамский.

Государственный язык: немецкий. Большинство работающих в сфере туризма понимают и говорят по-английски. В приграничных районах разговаривают на: венгерском, словенском, хорватском, чешском, итальянском.

Религия: 85,7% - лютеранской церкви, 2,4% - православные, 1,8% -мусьмане, 1% - пятидесятники, 1% - католики, 8,1% - прочие.

Интернет-домен: .no

Напряжение в электросети: ~230 В, 50 Гц

Телефонный код страны: +47

Штрих-код страны: 700-709

Климат

Располагаясь практически полностью в умеренном поясе, в сравнении с другими участками суши расположенными на тех же широтах, юг Норвегии оказывается значительно теплее и увлажнённее благодаря большому притоку тепла от Норвежского течения. Теплое течение, однако, не проникает в пролив Скагеррак, что резко сказывается на климате юго-восточной Норвегии, в это же время континентальные воздушные массы с Балтики легко проникают сюда.

Также часто во внеприбрежную зону проникают массы с более высоких широт, где зимой господствует Арктический максимум. Поскольку поверхность Норвегии круто обрывается к морю, а долины вытянуты меридионально, теплые воздушные массы не могут проникать очень глубоко в них, что создает ситуацию, когда зимой градиент снижения температур при движении вглубь фьорда больше, чем при движении на север.

Высота Скандинавских гор не позволяет проходить воздушным массам на восток страны, и создают барьерный эффект, который при условии значительного влагонасыщения является причиной выпадения огромного количества осадков, как летом, так и зимой. Влияние теплого течения на климат страны связано не с непосредственным нагреванием приокеанического слоя воздуха (ведь территория юга Норвегии отделена от этого течения на 300-400 км.), а с западным переносом, приносящим эти нагретые воздушные массы.

Средние температуры января колеблются от -17 °C на севере Норвегии в городе Карашук до +1.5 °C на юго-западном побережье страны. Средние температуры июля составляют около +7 °C на севере и около +17 °C на юге в Осло.

География

Норвегия расположена на севере Европы, в западной части Скандинавского полуострова. Треть страны лежит за Северным Полярным кругом. Общая площадь страны составляет около 387 тыс. кв. км. Страна имеет общие границы на суше с Россией, Швецией и Финляндией. На севере побережье Норвегии омывается Баренцевым морем, на западе - Норвежским и Северным морями, на юге пролив Скагеррак отделяет Норвегию от Дании. Норвегии принадлежит архипелаг Шпицберген с островом Медвежий в Северном Ледовитом океане, остров Ян - Майен в Северной Атлантике, а также остров Буве у берегов Антарктиды и более 50 тыс. мелких островов.

Территория Норвегии преимущественно гориста и покрыта лесами, тундровой и горной растительностью. Высшие точки - г. Галлхёпигген (2469 м) и г. Глиттертинн (2452 м), расположенные в массиве Ютунхеймен. Самая длинная река - Гломма (600 км), самое большое озеро - Мьесса (362 км). Высокие плоскогорья (фельды) покрыты крупнейшими в Европе ледниками, общая площадь которых 5 тысяч квадратных километров. Самые большие из ледников - Юстедальсбре (крупнейший ледник в Европе), Свартисен в северной части центральной Норвегии. На протяжении всей норвежской береговой линии имеются фьорды, они образовались тысячи лет назад, когда ледники глубоко врезались в сушу. Самый длинный - Согне - фьорд (204 км).

Растительный и животный мир

Растительный мир

Тундровая растительность (субнивально-нивального пояса) имеет значительное распространение и приурочен к самым высокогорным районам,к территориям, прилегающим к ледникам и северной части страны. Условия произрастания здесь самые неблагоприятные в пределах Норвегии: низкие температуры, незначительный вегетационный период, широкое распространение снежников и близость ледников, сильные ветры и маломощность почвенного покрова. Поэтому, растительный покров здесь чрезвычайно фрагментарен и в основном, представлен различными мхами и лишайниками.

Растительность альпийского пояса занимает обширные пространства фьельдов и наиболее возвышенные участки западного побережья выше линии возможного произрастания деревьев, располагаясь на средней высоте 800 - 1700 м., значения которой, как и в случае с растительностью субнивально-нивального пояса, растут при движении с запада на восток. Климатические условия, в которых растут эти формации, также неблагоприятны. Деревья в этом поясе отсутствуют полностью, доминантными сообществами являются кустарнички и разнотравье, кустарниковая растительность появляется только на самых низких гипсометрических уровнях, мохово-лишайниковый ярус слабо развит и появляется только на участках, долго покрываемых снегом. Видовой состав включает амфиатлантические и циркумполярные виды. Доминантными растительными формами здесь являются гемикриптофиты и хамефиты.

Горные леса и редколесья занимают самые большие площади на территории Норвегии, располагаясь в нижнем ярусе Скандинавских гор. Поднимаются до 1000 м. в наиболее континентальных участках, а в прибрежной зоне Атлантики спускаются даже в низменности под действием здесь общего снижения поясных границ. Этот пояс включает в себя чистые березовые леса на западном макросклоне, и сосново-березовые леса в более континентальных частях.

Таежная зона также занимает значительные площади на территории Южной Норвегии, занимая самые континентальные ее участки (Остлан и Восточный Серлан), а также выходя к побережью на равнине Трённелага, где отепляющее влияние океана еще ощутимо, однако позволяет здесь расти таежной растительности. Формации этого пояса отсутствуют на западном макросклоне гор и в районе фьордов. Представлена еловыми и на юге дубово-еловыми и сосновыми лесами.

Приатлантические вересковые пустоши занимают узкую прибрежную внешнюю полосу на протяжении всего западного побережья, нигде не заходя вглубь фьордов. Вересковые пустоши здесь развиты на хорошо дренированных, олиготрофных кислых субстратах. Древесные и кустарниковые виды здесь в целом отсутствуют, однако могут появляться в некоторых местах, хорошо защищенных от ветра, дующего с моря. В видовом отношении преобладают вересковые в сочетании с кустарничками, травами, злаками, мхами и лишайниками. Почвенно-растительный покровы здесь часто фрагментарен.

Смешанные и широколиственные леса на территории Норвегии представлены небольшими участками,занимающими самую южную часть страны. Однако, внутренние части самых крупных фьордов, где сильно отепляющее влияние океана, также заняты мешанными широколиственными лесами, принимающими там интразональный характер. Представлены дубовыми, буковыми и ясеневыми лесами.

Пойменная растительность представлена одним значительным в масштабном плане участком пойм рек Гломма и Логен в районе их слияния. Здесь развита гидрофильная растительность из-за периодического паводкого подтопления.Представлена лесами из ольхи и ели, которые занимают пойменные и старичные понижения.

Животный мир

В лесах Норвегии встречаются следующие представители животного мира: рысь, благородный олень, куница, ласка, барсук, бобр, горностай, белка. В тундре проживают белый и голубой песец, лемминг (норвежская мышь), северный олень. Повсеместно в больших промысловых количествах водятся заяц и лисица, в то время как волк и медведь практически истреблены.

В Норвегии большое количество птиц: глухари, тетерева, чайки, гаги, дикие утки, гуси. На прибрежных скалах гнездятся огромные птичьи колонии. В морских водах имеется большое количество рыбы, из них традиционно промысловые: сельдь, треска, макрель. В реках и озерах обитает форель, семга, лосось.

Достопримечательности

Главное сокровище Норвегии - её природа. Тысячи укромных бухт и живописных фьордов опоясывают её побережье, а невысокие горы, покрытые лесами и лугами, создают неповторимый колорит этой страны. Тысячи чистых озёр и рек дают уникальную возможность наслаждаться рыбалкой и водными видами спорта, а бережно охраняемая природа позволяет познакомиться с одним из самых нетронутых человеком уголков Европы.

Фьорды - главная достопримечательность страны. Вся береговая линия страны изрезана этими узкими и глубокими заливами, воспетыми ещё в древних скандинавских сагах. Наиболее популярны у туристов Яйрангерфьорд, Люсефьорд, Согнефьорд,

Обменять валюту можно в любом банке или почтовом отделении, а также в отделениях банка на железнодорожном вокзале и в аэропорту Осло. Безналичные формы оплаты чрезвычайно развиты, основные кредитные карточки принимаются практически везде.

Дорожные чеки можно обменять в большинстве банков, туристических агентств, почтовых отделений и офисов международных платежных систем. Некоторые банки берут с каждого чека определенный процент, поэтому выгоднее ввозить деньги единым чеком.

Полезная информация для туристов

Ночные клубы, дискотеки и другие увеселительные заведения имеют четкую градацию относительно возраста посетителей, ассортимента предлагаемых спиртных напитков и времени работы. Поэтому для входа во многие из них может потребоваться паспорт. Вход в большинство музеев бесплатный.

Курение запрещено во всех видах общественного транспорта и на борту самолетов, а также в большинстве общественных зданий, офисов и т. д. В отелях, барах и ресторанах во всех общих помещениях курение запрещено, а треть столов в обязательном порядке выделяется для некурящих. Такую же политику проводят и отели - до 50% гостиничных номеров предназначены только для некурящих, и это следует учитывать при выборе гостиницы. Сигареты продаются только лицам, достигшим 18 лет.

Все стоянки в Норвегии платные. Вне стоянок парковаться нельзя - там могут находиться только машины проживающих в окрестных домах жителей.

Норвегия - конституционная монархия. Глава государства - король. Королевский дом - династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург: Харальд V, король Н. (с 17 января 1991), родился 21 февраля 1937; Соня, королева Н. (4 июля 1937); Хокон, кронпринц Н. (20 июля 1973) и принцесса Марта-Луиза (22 сентября 1971). Король Н. Харальд V постановил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 потеряла свой титул и все связанные с ним привилегии после замужества и её решения продолжать работу в собственной компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.

В административном отношении страна делится на 20 областей (фюльке), в их числе и крупнейшие города Осло и Берген.

Согласно действующей Конституции (17 мая 1814) с последующими изменениями престолонаследие передаётся по прямой линии независимо от пола. У короля Н. сохранились формально достаточно широкие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра, утверждает законы, объявляет войну и заключает мир, является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и главой государственной церкви.

Законодательная власть осуществляется стортингом (165 депутатов), избираемым всеобщим равным и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, в качестве высшего совещательного органа, остальные составляют одельстинг. Исполнительная власть формально принадлежит королю, который назначает Государственный совет (правительство), формируемый, как правило, из партий парламентского большинства. Вся полнота исполнительной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.

Управление в фюльке (провинциях) осуществляет назначаемый королём фюлькесман (губернатор), при нём имеется фюлькестинг (областной совет), состоящий из председателей советов сельских и городских коммун. В каждой коммуне имеется выборный орган местного самоуправления - собрание представителей.

Судебную систему Н. образуют суды первой и второй инстанций и Верховный суд - высший орган судебной власти; все судьи назначаются королём.

Избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не менее 5 лет.

Важная особенность внутриполитической жизни Н. - установление своеобразного баланса между социальными и политическими силами страны. Специфическому социально-классовому согласию соответствовала действующая т. н. двухполюсная партийно-политическая система, которая подвергается эрозии в последнее время. На одном полюсе находятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП - с 1887) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия - Sosialistiske Folkeparti, основана в 1961); на другом - все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre - с 1885) - консерваторы, первая политическая партия страны - Венстре (Venstre - с 1884) - либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП - Kristelig Folkeparti, основана в 1933) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 именовалась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 - Норвежской демократической партией, основана в 1920). При таком балансе сил существенное влияние оказывает популистская Партия Прогресса (ПП - Fremskrittspartiet - основана в 1973), с которой пока отказываются сотрудничать как левые, так и правые партии.

Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых противоречий. Фактически сложилась и функционирует корпоративная система принятия решений, причём роль координатора в этой структуре (государство - профсоюзы - предприниматели) взяли на себя представители властей, которые проводят курс «социального партнёрства»: заключение коллективных договоров о заработной плате и других условий труда, деятельности трудовых судов, улаживании трудовых конфликтов. Ведущими звеньями системы партнёрства являются, с одной стороны, объединения предпринимателей, а с другой (с 1899 общенациональное) - Центральное объединение профсоюзов Н. (ЦОПН). Система сотрудничества между бизнесом и государством дополняется также неформальными связями.

В централизованной структуре предпринимательских союзов главную роль играет Конфедерация норвежских предпринимателей (200 тыс. чел.), а доминирующим влиянием пользуются Союз судовладельцев, Промышленный союз, Союз сельских хозяев-производителей. В ЦОПН представлены св. 40 отраслевых профсоюзов (700 тыс. членов), а в Конфедерации норвежских государственных служащих (30 отраслевых союзов, даже уникальный профсоюз пенсионеров) насчитывается 120 тыс. членов. Влиятельны: Кооперативное объединение (основано в 1906, 0,5 млн пайщиков), Союз квартиросъёмщиков (1939), Рабочий просветительный союз (1931) и Рабочий союз молодёжи (1903).

Основные условия продажи рабочей силы вырабатываются раз в 2 года на переговорах между КНП и ЦОПН в виде рамочных и общих договоров. Первое базовое соглашение было заключено ещё в 1935 и до сих пор служит в качестве образцового «трудового кодекса».

В 1960-х - нач. 70-х гг. развернулась острая внепарламентская борьба вокруг проблемы членства Н. в «Общем рынке», её главным итогом стал отказ от вступления в организацию. Референдум 1972 по этому вопросу нанёс своеобразную «травму» норвежской партийно-политической системе. На референдуме 1994 противникам членства страны в ЕС удалось добиться своей повторной победы.

Доминирование НРП в норвежской политике сошло на нет в кон. 1980 - нач. 90-х гг. По итогам последних очередных выборов (10 сентября 2001) сложилось следующее соотношение сил: НРП 24,3% голосов (43 депутатских места), Хёйре 21,2% (38), Партия Прогресса 14,6% (26), СЛП 12,5% (23), ХНП 12,4% (22), ПЦ 5,6% (10), Венстре 3,9% (2) и Партия Побережья 1,7% (1). На их основе было сформировано второе коалиционное правоцентристское правительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) во главе с Х.-М. Бунневиком. Среди партийно-политических сил по-прежнему борьба ведётся в основном вокруг сокращения налоговых ставок, роли государства и социальных льгот. В последнее время общественные движения борются против отрицательных последствий глобализации, нарушающих традиционные устои.

После окончания «холодной войны» и перехода к постбиполярной системе углубилось участие Н. в процессах мировой интернационализации и региональной интеграции. Прежде доминировавшее «атлантическое» направление внешней политики утратило определяющую роль. Норвежская политика - «базовая» и «атомная», которая декларировала отказ от размещения иностранных войск и ядерного оружия на территории страны в мирное время, сейчас снята с политической повестки властями. Эрозия «атлантизма» связана с изменением стратегической роли страны и сокращением военных усилий Н. в НАТО. Значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократилось. Однако руководство страны стремится при любых условиях сохранить «особые» норвежско-американские отношения.

Растущую роль играет «европейское» направление. Несмотря на вынужденный отказ от вступления страны в ЕС и возникшие в связи с этим определённые затруднения в отношениях с основными союзниками в Европе, Н. активно развивает сотрудничество с ЕС. В 1973 заключено соглашение о свободной торговле промышленными товарами, в 1994 - соглашение о Европейском экономическом пространстве. В рамках механизма европейского политического сотрудничества Н., опираясь на свой нефтяной фактор, эффективно обеспечивает национально-государственные интересы, хотя и не принимает участия в процессе принятия решений ЕС.

Сохраняет своё значение «северное» направление, которое страна реализует через Северный Совет. В 1990-х гг. сотрудничество стран Севера осуществлялось в основном с государствами Балтии и в рамках программы «северного измерения» ЕС.

Н. - одна из стран - основательниц ООН. Норвежец Трюгве Ли был избран её первым генеральным секретарём. Осло рассматривает ООН в качестве главного органа по поддержанию международного правопорядка и системы международной безопасности. Норвежская дипломатия сыграла важную посредническую роль в урегулировании конфликтов между ООП и Израилем, в Гондурасе и Шри Ланке. Н. занимает конструктивную позицию по проблемам развития стран «третьего мира», она среди немногих развитых стран, которые предоставляют 1% ВНП в виде помощи развивающимся странам.

Вооружённые силы Н. находятся в процессе реорганизации, состоят из Сухопутных войск - СВ, ВВС, ВМС и хеймверна (национальная гвардия). Численность постоянного состава 27 тыс. чел. и 220 тыс. чел. в резерве. Военные расходы 3,2 млрд долл. США, 2,1% ВВП (2002). Хотя комплектование ВС на основе закона о всеобщей воинской повинности (призывной возраст 20 лет) сохраняется, из ежегодного призывного контингента в 27 тыс. чел. только 10 тыс. призывается на действительную службу (срок 12 мес.).

Руководство, которое осуществляет главнокомандующий через объединённый штаб и управление генеральных инспекторов видов Вооружённых сил, претерпевает изменения в сторону усиления роли районов территориальной обороны.

Н. имеет дипломатические отношения с РФ. В сентябре 1921 Н. признала Советскую Россию де-факто, а в феврале 1924 признала СССР де-юре. Взаимоотношения между Н. и Россией существуют с давних времен, они никогда не находились в состоянии войны. В 1905 Россия первой из великих держав признала независимость Н. В России с благодарностью вспоминают Ф. Нансена, организатора международной кампании помощи голодающим в 1921-23. Яркой страницей в истории отношений является боевое братство в годы 2-й мировой войны.

В годы «холодной войны» советско-норвежские отношения переживали трудный период. В ноябре 1955 состоялся официальный визит в СССР премьер-министра Э. Герхардсена, а в 1964 Н.С. Хрущёва и в 1971 Л.И. Брежнева в Осло. В 1970-80-х гг. было подписано 60 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Отдельной страницей стала встреча 5 декабря 1986 М.С. Горбачёва с премьер-министром Гру Харлем Брундтланд (НРП).

С образованием РФ возобновились продуктивные связи в различных областях. Кульминацией контактов стали визиты президента Б. Ельцина в Осло в 1996 и короля Н. в Москву в мае 1998. Важным событием стал официальный визит в Осло президента РФ В. Путина (ноябрь 2002), по итогам его переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком было подписано Совместное заявление, в котором стороны договорились о расширении сотрудничества в северном регионе.

Между заинтересованными ведомствами СССР, а позже РФ и Н. на протяжении 30 лет проводятся консультации по урегулированию вопросов делимитации - разграничения Баренцева моря, которые охватывают 155 тыс. км2, и закрепления разделительной линии протяжённостью 1700 км. Благодаря взаимным уступкам и компромиссам к нач. 2003 дискуссия идёт примерно о 5% спорной акватории и шельфа.

В Северной Европе, на западе и крайнем севере Скандинавского полуострова находится удивительная страна — королевство Норвегия. Страна потомков викингов, страна удивительных легенд. Этот замечательный край на севере омывается Баренцевым морем, на западе — Норвежским и Северным морями, на юге пролив Скагеррак отделяет Норвегию от Дании. Страна имеет общие границы с Швецией, Финляндией и Россией. Площадь Норвегии — 387 тысяч квадратных километров и более одной трети ее находится за Полярным кругом.

Норвегия владеет также и островными территориями и весьма на удаленном расстоянии. Ей принадлежит архипелаг Шпицберген, остров Медвежий — в Северном Ледовитом океане; остров Ян-Майен — в Северной Атлантике, а также остров Буве у берегов Антарктиды. Кроме этого, Норвегия претендует на территории в Антарктике, подпадающие под действие конвенции 1961 года — Остров Петра I и Землю Королевы Мод.

Рельеф Норвегии — это огромное нагорье, образования которого принадлежат архейскому и палеозойскому периодам. Во многих местах горы полуразрушены, поэтому имеют округлую форму. Восточная часть Норвегии изрезана большими долинами; побережья западной и северной — глубоко вдающимися в сушу морскими фьордами.

Если рассмотреть площадь Норвегии в разрезе ее высотности, то получается интересная картина. 39 тысяч кв. км лежат выше 1000 метров над уровнем моря, 91 тысяча кв. км. — на высоте от 500 до 1000 метров. Средняя высота всех норвежских территорий на Скандинавах — около 490 метров. В результате, только 2,4 тысячи кв. км. заняты пашнями, 235 тысяч километров занимают необитаемые территории: горы, болота; семь тысяч занимают ледники.

Нетронутая природа Норвегии , ее разнообразие и красота, пожалуй, самое главное богатсво страны. Сотни уютных бухт и живописных фьордов протянулись вдоль побережья Норвегии, а небольшие горы, покрытые лесами и лугами, создают неповторимые ландшафты. Тысячи чистых озёр и рек дают уникальные возможности для любителей рыбалки и водных видов спорта.

Климат Норвегии . Если вспомнить о том, что Норвегия находится на одной широте с Аляской и Сибирью, то можно удивиться ее мягкому климату. Однако, но не стоит забывать о теплом течении Гольфстрим, несущем свои воды от Мексики. Только благодаря этому течению климат Норвегии значительно мягче, чем полагается иметь в таких широтах.

Прибрежные области, благодаря Гольфстриму и Северо-Атлантическому течению, имеют умеренный морской климат. Во внутренних областях, особенно — в горных районах, климат континентальный – более жаркий летом и холодный зимой. В северной части страны, за северным Полярным Кругом, в разгар лета – полярный день, а зимой властвует полярная ночь.

Температура января составляет от +2 С на юго-западе до -12 С на севере, июля — от +15 С до +6 С соответственно, хотя иногда воздух прогревается до +25 С даже на севере. Осадков
выпадает от 300 мм. в год на востоке страны до 3000 мм. на западных склонах гор.

Государственное устройство Норвегии .
Норвегия — унитарное государство, основанное на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. Король является главой государства и исполнительной власти. Высшим законодательным органом страны является двухпалатный парламент — Стортинг. В стране действует конституция 1814 года с рядом позднейших поправок и дополнений. Высшим судебным органом является Верховный суд Норвегии, основанный в 1815 году.

Вооружённые силы состоят из четырёх родов войск:
Армия Норвегии;
Королевский военно-морской флот Норвегии;
Береговая охрана Норвегии;
Королевские военно-воздушные силы Норвегии;
Внутренняя гвардия Норвегии.

Административно-территориальное деление Норвегии .
Норвегия подразделяется на 19 фюльке, которые подразделяется, в свою очередь, на несколько
коммун. Общее число коммун Норвегии — 432.

Следующие территории в число фюльке не входят:
Архипелаг Шпицберген (Свальбард) с административным центром в Лонгьире, а также о. Ян-Майен являются владениями Норвегии; управление Ян-Майеном осуществляет администрация Нурланна; о. Буве является зависимой территорией Норвегии; о. Петра I и Земля Королевы Мод в Антарктиде, территориальные претензии на которые предъявляет Норвегия, также относятся ею к числу своих зависимых территорий.

Фольке объединяются в 5 основных неофициальных регионов:
Северная Норвегия (Нур-Норге);
Центральная Норвегия (Трёнделаг);
Западная Норвегия (Вестланн);
Восточная Норвегия (Эстланн);
Южная Норвегия (Сёрланн)

Население Норвегии. Численность населения Норвегии около 4,8 миллиона человек, это одна из наименее населённых стран Европы. Норвегия является мононациональным государством: норвежцы составляют 95 процентов населения. Саамы, их численность около 40 тыс. чел., являются самым крупным национальным меньшинством. Живут, преимущественно, на севере страны. В незначительном числе — квены(норвежские финны), русские, шведы, евреи и цыгане и др.

Осло — столица и самый крупный город Норвегии. Расположился он в юго-восточной части Норвегии, у самой северной оконечности Осло-фьорда. К городу относятся 40 островов. В пределах Осло — 343 озера, также по нему протекает две небольших реки: Акерсельва и Ална. Население города составляет около 575 с половиной тысяч человек.

Отправить другу

Экономика Норвегии высокоразвита. В Норвегии, как и в других скандинавских странах, значительная роль в экономике страны принадлежит государству. При этом очень серьезное и постоянное внимание уделяется разработке и внедрению долговременных стратегий развития промышленности, ее отраслей и ключевых компаний. Cтратегические программы страны широко диверсифицированы и очень хорошо сбалансированы. Кроме запасов нефти, природного газа и газового конденсата, Норвегия обладает запасами железной руды, каменного угля, титана, меди, никеля, пиритов. Разнообразие полезных ископаемых и обширные морские границы способствовали широкой диверсификации промышленности.

Наряду с нефтегазодобывающей отраслью развита черная металлургия (электрочугун, электростали и ферросплавы), цветная металлургия. В стране развито металлургическое производство электролитическими методами цинка, никеля, меди, магния, мощное машиностроение, судостроение (7е место в мире). В Норвегии производятся турбины, электровозы, железнодорожные вагоны, оборудование для лесной и рыбной промышленности, продукция высоких технологий (радиоэлектроники). Активное развитие получили электротехническое машиноприборостроение, электрохимия, мощная деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно бумажная промышленность. Развита бумажная промышленность (5е место в мире по производству бумаги).

Эффективно работают текстильная, обувная, рыбоперерабатывающая, пищевая промышленность. Все отрасли технологически хорошо оснащены и конкурентоспособны. Экономика страны строго сбалансирована, экономические стратегии выверены и, как правило, успешно реализуются с опережением сроков. Эта небольшая по численности населения страна по праву занимает достойное высокое место в экономике Европы и абсолютно по всем показателям и характеристикам относится к развитым странам мира.

Главная особенность народного хозяйства Норвегии - узкая специализация и интенсивная инновационная деятельность для обеспечения конкурентоспособности основных отраслей. К их числу относятся международный морской транспорт, нефтегазодобыча, рыболовство (первое место по уловам в Западной Европе), гидроэнергетика и базирующаяся на ней электрометаллургическая, электрохимическая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Норвегия занимает ведущее место в мире по очистке промышленных выбросов и постановке работы по охране окружающей среды. Так, действующие здесь нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, являются более строгими, чем в странах Европейского союза. Для Норвегии характерна высокоразвитая система социального обеспечения, включающая высокие пенсии (80% размера зарплаты), бесплатное медицинское обслуживание и образование, в том числе высшее, пособие по безработице и т.д. Современная экономика Норвегии имеет высокий уровень промышленного развития (доля рыболовства, лесного и сельского хозяйства в ВВП около 4%), а стоимость экспортных промышленных товаров составляет более 40% ВВП). Основные внешнеторговые партнеры страны - ФРГ, Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды.

Экономические успехи страны в значительной мере связаны и с тем, что Норвегия располагает собственной мощной энерго-сырьевой базой. Так, она занимает первое место в мире по душевому потреблению электроэнергии и первое место в Западной Европе по производству гидроэлектроэнергии. Имеются существенные запасы некоторых руд (железо,титан, никель, медь, свинец, цинк, молибден, серебро), леса, рыбы, нефти и газа, каменного угля (на Шпицбергене). Огромны в Норвегии ресурсы строительного камня (гранит, мрамор), а дешевая электроэнергия позволяет иметь мощную электрометаллургию, например, по производству алюминия Норвегия занимает в Западной Европе второе место после ФРГ. Промышленность Норвегии характеризуется высокой степенью фондовооруженности и специализации, экспортной направленностью, а также значительным уровнем концентрации производства. При этом среди наиболее крупных компаний лидирующие позиции занимают государственные предприятия или предприятия с большой долей государственного капитала.

Перечень отраслей промышленности невелик, к наиболее развитым относятся электроэнергетика, нефтегазовая, электроэнергетическая, химическая (электрохимическая) промышленность, машиностроение, целлюлозно-бумажное производство, горнодобыча и цветная металлургия. Все эти отрасли характеризуются высокой производительностью труда, большими объемами производства и качеством продукции, что обеспечивает их конкурентоспособность и устойчивое положение на мировом рынке.

Машиностроение в Норвегии в значительной мере связано с судостроением, обслуживанием нефтяной и газовой промышленности, гидроэлектроэнергетики, сельского хозяйства, лесной и рыбоконсервной промышленности. В значительных количествах производится промышленное и бытовое электротехническое и электронное оборудование, средства связи. Для сохранения высокого уровня специализации имеющихся отраслей в условиях ограниченного внутреннего рынка, руководство страны не предполагает в обозримой перспективе иметь автомобильную и авиационную промышленность, а также тракторо, станко и приборостроение.

Основу топливно-энергетического комплекса страны составляют нефтегазовая промышленность и гидроэлектроэнергетика. Эти отрасли в экономике Норвегии относятся к числу ведущих в регионе и развиваются в последние годы весьма интенсивно, во все более значительной мере воздействуя на энергоснабжение стран Западной Европы. Норвегия является единственной страной региона, самообеспеченность энергией которой превышает 100%, производство первичной энергии в стране превышало ее потребление более чем в пять раз, а по нефти и газу, соответственно, в 11,7 и 22,3 раза. Незначительное внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов при устойчивом росте ВВП обеспечивает постоянное снижение его удельной энерго- и электроемкости. За 2000-2010гг. прирост производства первичных энергоресурсов (ПЭР) составил всего 9,1% и был обеспечен за счет более чем двукратного производства газа и прироста производства электроэнергии ГЭС на 21% при ощутимом снижении добычи нефти - на 35,4 млн т н.э. При этом доля газа в производстве ПЭР увеличилась с 18,4 до 37,9%. После обнаружения запасов углеводородного сырья на шельфе Северного моря (1969 г., нефтегазовые месторождения комплекса Экофиск) Норвегии понадобилось чуть более 30 лет для создания современной морской нефтегазовой промышленности.

Современная Норвегия - это крупный нетто-экспортер энергии как среди членов Международного энергетического агентства (МЭА), так и за пределами ОПЕК. Обладая достаточно узким спектром запасов природных ископаемых, имея малонаселенную территорию, по большей части малопригодную для развития традиционного сельского хозяйства из-за гористого рельефа, восстановившая государственную самостоятельность в полной мере лишь в 1905 г., Норвегия, этот "скандинавский эмират", в кратчайшие исторические сроки превратилась в процветающую страну региона. Благодаря доходам от экспорта углеводородов к 1985г. была практически полностью погашена внешняя задолженность. Вероятно, это единственная страна мира, которая сумела заставить иностранные нефтяные компании в полную силу работать на благо своего народа.

Перспективные экспортные преимущества Норвегии в Западной Европе заключаются еще и в том, что у региональных экспортеров нефти и газа (Великобритании и Нидерландов) весьма высок уровень собственного потребления углеводородов, а Норвегия практически полностью сориентирована на их экспорт. Именно эта особенность позволяет норвежским поставщикам более свободно выстраивать стратегию своих действий на внешних рынках, надежнее гарантировать экспортные поставки. В условиях намечающегося расширения газового рынка Западной Европы удачным направлением диверсификации является продолжающаяся экспортная переориентация Норвегии с нефти на газ.

Конечно, при создании производственных объектов нефтегазодобычи в Норвегии широко использовался и национальный опыт, материальные возможности страны в судостроении, электротехнике, связи и т.д. Не располагая в полной мере кадрами ученых, инженеров и специалистов, собственной материальной базой для обеспечения основных потребностей нефтегазодобычи, Норвегия успешно формировала их самостоятельно, используя государственную промышленную и ресурсную политику. Начиная с 1970-х годов все то, что было связано с нефтегазовой промышленностью, приобрело для норвежского общества особую значимость и требовало особого внимания правящих кругов.

И действительно, воздействие данной отрасли на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказалось чрезвычайно велико, причем по мере расширения масштабов освоения углеводородных ресурсов шельфа во многих случаях происходила коренная ломка традиционного уклада жизни, появление новых ориентиров и перспектив общественного развития. Таким образом, экономика Норвегии расширила свою специализацию в мировом хозяйстве, при этом важным фактором развития стала диверсификация добычи, транспортировки, потребления и экспорта нефти и газа, а также смежных сфер экономики. Соответственно, в энергетической стратегии Норвегии ускорилась реализация диверсификации добычи углеводородного сырья, интенсификации добычи природного газа, рост его внутреннего потребления.

Следует добавить, что, по оценкам экспертов, интенсифицировать собственную добычу угля как по экономическим, так и по экологическим соображениям пока нет смысла, а увеличение потребления газа, хотя и является приоритетом энергополитики, малорентабельно, так как требует значительных и медленно окупающихся затрат по созданию соответствующей транспортно-распределительной инфраструктуры. Основные причины этого - малонаселенность Норвегии и отсутствие крупных промышленных потребителей, нуждающихся в этом виде топлива (их энергообеспечение и инфраструктура сориентированы на использование более дешевой гидроэлектроэнергии). К негативным факторам интенсификации внутреннего потребления добавляется и проблемный для хозяйственного освоения рельеф (фьорды, озера, горы), осложненный протяженными участками вечной мерзлоты.

Кроме того, масштабному строительству сухопутных газопроводов вне прибрежной части страны противодействуют экологи, указывая на опасность существенного негативного воздействия этих объектов на природу заповедных территорий и земли аборигенов (выпас северных оленей). Суммарное производство углеводородов в перспективе также намечено несколько снизить. Это связано с высокой экспортной ориентацией нефтегазовой индустрии страны, низким уровнем собственного потребления добываемых нефти и газа, а также неустойчивой динамикой роста их достоверных запасов, что ведет к снижению обеспеченности добычи. Все это определяет конфигурацию сложившейся системы магистральных газопроводов Норвегии - пока почти все они экспортные и рассчитаны на дальнюю транспортировку газа.

Вместе с тем еще в начале освоения нефтегазовых ресурсов шельфа норвежские политики ратовали за первоочередную доставку нефти и газа на побережье Норвегии, откуда они предлагали экспортировать их по мере необходимости. Дело в том, что иностранные компании (прежде всего американский "Филипс"), в конце 1960-х - начале 1970-х гг. контролировались государством менее жестко, и если первоначально они вообще отказались вступать в дискуссии по этому вопросу, то позднее стали ссылаться на недостаточный уровень развития техники и технологии укладки подводных трубопроводов (у западного побережья Норвегии при прокладке трубопровода на берег проблему представляло преодоление желоб-впадины глубиной более 300 м). Техника и технология с тех пор ушли далеко вперед, однако и сейчас трубопроводы, берущие начало с комплекса Экофиск, не имеют терминалов на норвежском берегу.

Как уже отмечалось, добыча газа в Норвегии интенсивно растет. С пуском дополнительных газотранспортных мощностей во второй половине 1990-х годов (прежде всего проект "Тролл" - Troll Gas Sales Agreement, TGSA) и после создания в 2007 г. мощностей по производству сжиженного природного газа (проект "Белоснежка") поставки газа на существенно возросли. Рост добычи газа сопровождается как диверсификацией экспортных направлений, так и торговых партнеров. Именно на этой основе, "проводя осторожный прагматический, сбалансированный курс в отношении евроинтеграции, норвежское руководство демонстрировало (вне зависимости от партийной принадлежности правительственных кабинетов) достаточную силу и гибкость в борьбе за национально-государственные интересы; находясь формально вне ЕС, оно реализует подчеркнуто "собственный вариант", свою модель форсированной внешнеэкономической экспансии по всем направлениям".

С 1986 г. Норвегия постоянно ограничивает темпы добычи нефти по сравнению с ее потенциальными возможностями. Это необходимо для стабилизации экспортных цен на нефть, обеспечения резервных возможностей по добыче углеводородов, концентрации капитальных вложений. Кроме того, практикуется также ограничение в темпах разработки крупных нефтяных месторождений. В 1990-е годы ресурсная и энергетическая политика Норвегии дополнилась новым направлением, связанным с активизацией поддержки зарубежной деятельности госкорпораций и норвежских компаний прежде всего в развивающихся странах. Эта тенденция носит долгосрочный и устойчивый характер: национальные компании Норвегии, прямо или косвенно занятые в нефтегазовом комплексе, намереваются получать примерно 20-40% доходов от деятельности своих иностранных филиалов.

Активизируется и новая корпоративная стратегия, заключающаяся в наращивании производственного потенциала в развивающихся странах-экспортерах сырья, так как при достаточно высокой себестоимости морская добыча углеводородного сырья на небольших по размеру и низкопродуктивных структурах становится менее рентабельной. Масштабная добыча и экспорт углеводородного сырья из Норвегии оказывают на окружающую среду существенное негативное воздействие, что стимулирует внутриотраслевую диверсификацию. Так, загрязнение моря непосредственно отражается на состоянии рыбных запасов - их закономерное сокращение является одной из причин масштабного роста рыбоводства. В настоящее время существенная нагрузка на природу сохраняется, несмотря на все масштабные и постоянные усилиям по охране окружающей и производственной среды. Между тем, от состояния окружающей среды зависит рекреационный потенциал и индустрия туризма. Миллионы европейцев в последние годы проводят свой ежегодный отпуск на море или вблизи него, причем в самой Норвегии такой отдых традиционен и весьма популярен. В результате негативное воздействие на морское побережье у крупных городов постоянно увеличивается, а на отдельных его участках экологическая ситуация становится весьма сложной.

Развитие нефтегазовой промышленности Норвегии в ближайшие годы в значительной мере будет обусловлено достижением проектных производственных показателей на крупных месторождениях шельфа Северного моря, созданием новых мощных газотранспортных систем. Вместе с тем, следует учитывать высокую степень истощения запасов нефтегазовых месторождений Экофиска, сокращение добычи газа на таких крупных месторождениях как Фригг, Галлфакс и Статфьорд, что не позволит Норвегии резко увеличить производство углеводородов. Да и в самой экономике Норвегии нарастает сопротивление однобокому развитию, последствия которого могут оказаться весьма драматичными для будущего страны. Конечно, покупатели трубопроводного газа в Западной Европе пока могут особо не беспокоиться по поводу растущего риска импорта газа из Норвегии, так как сохраняется относительно высокий потенциал поставок из России и, отчасти, Нидерландов, но возможности более масштабного использования норвежского газа ограничены, ибо во-первых, ухудшается сырьевая база, во- вторых, поставки с морских месторождений менее надежны; в-третьих, ценовая конкурентоспособность норвежского газа во многом поддерживается за счет поставок нефти. Решение этих проблем идет по пути расширения единой газосборной сети на норвежском шельфе, принадлежность которой государству дополняется фактической государственной монополией на экспортные поставки природного газа.

Как уже отмечалось, в настоящее время из-за истощения крупных действующих месторождений, на смену которым приходят новые низкодебитные продуктивные структуры, расположенные в более сложных горно-геологических и природно-климатических условиях, добыча нефти в Норвегии становится менее устойчивой и более затратной.

Ориентиры диверсификации основной производственной деятельности по увеличению экономической эффективности нефтегазодобычи на шельфе Норвегии нацелены на интенсификацию инновационной деятельности и конкретизируются на решении актуальных проблем, основные из которых: 1) продление периода добычи углеводородного сырья из старых, истощенных месторождений; 2) увеличение коэффициента извлечения на скважинах, эксплуатируемых донным оборудованием; 3) снижение затрат по разведке и освоению новых шельфовых месторождений, особенно глубоководных; 4) освоение новых районов, включая арктические, разработка соответствующей техники и технологии для этого; 5) модернизация оборудования для проведения разведочных и эксплуатационных работ в других странах мира, а также выполнения там сервисных контрактов.

При совершенствовании технологии и оборудования наибольшие усилия сосредоточены на процессах транспортировки многокомпонентных двухфазных потоках и их разделении; донном оборудовании различного назначения; увеличении коэффициента извлечения, снижении затрат на техническое обслуживание и ремонт, модернизации стационарных оснований платформ, в том числе их использования для эксплуатации сателлитных продуктивных структур донным оборудованием; обнаружении утечек жидкостей и газов из аппаратуры, технологических линий и трубопроводов. Морская нефтегазодобыча уходит на глубоководные участки, и стационарные эксплуатационные платформы уступают место плавающим производственным установкам и донному оборудованию модульной конструкции. В ходе осуществления новых проектов на шельфе Норвегии предпочтение получают варианты, предусматривающие максимально возможное извлечение нефти и газа с использование донного оборудования и трубопроводную доставку углеводородного сырья на берег для дальнейшей переработки.

При этом снижение эксплуатационных расходов ожидается после подключения морских месторождений к береговым центрам управления, с которыми обмен данными будет осуществляться в реальном масштабе времени. Кроме того, интенсивно развиваются цифровые технологии, в том числе для: 1) совершенствования тренажеров (операторы по перемещению сверхтяжелых грузов,укладке глубоководных подводных трубопроводов, дистанционному монтажу элементов донного оборудования); 2) подключения месторождений-сателлитов к действующей промышленно-транспортной инфраструктуре; 3) автоматизированного контроля за давлением, температурой и функциональным состоянием трубопроводов (коррозия, осаждение парафинов и гидратообразование) и т.д.

Соответственно, правительство стимулирует в государственном и корпоративном секторе более тесное, сориентированное на долговременное взаимодействие, сотрудничество нефтяных компаний с изготовителями соответствующей продукции, а также с предприятиями, предоставляющими различные промышленные услуги смежного характера. Переход к разведке и освоению запасов углеводородного сырья на глубоководных участках обусловливает необходимость интенсивных исследований и разработок в области глубоководных технологий.

В Норвегии они концентрируются на четырех ключевых проблемах: плавучие производственные мощности (прежде всего универсальные суда); подводные добывающие системы; трубопроводы различного назначения; системы скважинного воздействия. При этом подводные системы контроля и управления совершенствуются в направлении дистанционного обеспечения информацией отдаленных пунктов (центров) управления и передачи от них управляющих воздействий практически на неограниченное расстояние. Освоение глубоководных и малорентабельных месторождений углеводородного сырья со стационарных платформ невозможно, для этих целей все масштабнее используются полупогружные установки и специальные суда, причем последние применяются все шире.

Основные причины этого технико- экономические. Во-первых, открывается возможность использовать широко распространенные технологии судостроения и производственную базу в различных регионах мира; во-вторых, ранее специализированное судно (например, буровое) в случае необходимости достаточно легко сделать универсальным, добавив блочно-комплектное оборудование по добыче, промысловой подготовке и отгрузке продукции, трубоукладке, и наоборот; в- третьих, суда более мобильны, дешевле в эксплуатации и ремонте; в- четвертых, не требуется их дорогостоящий и экологически опасный демонтаж после завершения добычи на подводном месторождении.

При этом основными приоритетными направлениями освоения морских месторождений нефти и газа в средне и долгосрочной перспективе являются создание: - судов, позволяющих вести глубоководную и сверхглубоководную добычу нефти и газа с использованием систем донных манифольдов (а также сопутствующего энергетического, грузоподъемного, сварочного и другого оборудования, приборов, инструмента и т.д.); - разнообразного оборудования для промысловой утилизации попутного нефтяного газа; - усовершенствованных систем позиционирования для буровых и добывающих судов; - средств дистанционного управления подводными манифольдами; - трубопроводов и оборудования для перекачки (в том числе глубоководной) и последующей сепарации многокомпонентных двухфазных потоков (нефть, газ, газоконденсат); - технологий и аппаратуры для производства жидкого топлива из природного газа; - усовершенствованной технологии и оборудования для бурения наклонных и горизонтальных скважин.

Намечаемое масштабное расширение использования универсальных эксплуатационных судов ставит еще одну проблему освоения морских месторождений углеводородного сырья, которая заключается в обеспечении надежной связи технологического оборудования судна (берегового терминала) с донными устройствами и подводными манифольдами. Проблема в том, что помимо потребности в энергообеспечении систем манифольдов, а также надежности линий связи для реализации цифровых технологий управления, возникает необходимость обеспечения устойчивой перекачки нефти от донного оборудования до приемных емкостей (при низкой температуре воды на глубине происходит закупоривание трубопроводов образующимися гидратными и парафинистыми пробками в результате осаждения парафина на их стенках. Для преодоления этого технологически опасного явления, помимо использования ингибиторов и повышения скорости потока, интенсивно разрабатываются новые конструкции, позволяющие обеспечивать все необходимые функциональные связи между устьевым оборудованием скважины и судном.

Одной из таких перспективных конструкций является так называемый интегрированный составной шланг (Integrated Production Umbilical, IPU). Чтобы вышеупомянутые инновационные направления развития нефтегазового комплекса были реализованы, они должны быть органично связаны с приоритетными направлениями промышленной и энергетической политики страны.

Для Норвегии это: - повышение эффективности функционирования морской нефтегазовой промышленности, включая соответствующую промышленно-транспортную инфра- структуру, на основе перепрофилирования предприятий судостроительной промышленности; - формирование газораспределительной системы и увеличение внутреннего потребления природного газа; - модернизация электроэнергетики с учетом жестких требований по охране окружающей среды и ограничений на использование жидкого топлива; - создание электроэнергетических мощностей на природном газе; экономия энергии, интенсификация использования возобновляемых энергетических ресурсов; - перевод автотранспорта на газообразное топливо и электротягу. Результативность работы исполнительной власти по реализации поставленных целей в значительной мере связана с тем, что решение отраслевых вопросов, затрагивающих общественные интересы, контролируется представительной властью.

Именно поэтому удается избежать "ведомственных" решений, которые, как правило, характеризуются узким спектром целей и недостаточной проработанностью находящихся вне отраслевой компетенции вопросов (часто не учитывают последствий в смежных областях деятельности). То есть политика государства готовится весьма тщательно на всех уровнях управления, обобщает массу предложений заинтересованных организаций (в том числе общественных) и окончательно формулируется на уровне представительной власти и реализуется через систему агентств министерства нефти и энергетики, а также ряда ассоциированных с ним организаций.

Это, прежде всего, Норвежский нефтяной директорат, Норвежский директорат по водным ресурсам и энергии, предприятие "Инова", компания "Газзко", центр "Газзнова", компания "Петоро", центр "Статнетт", компания "СтатойлГидро". Таким образом, в Норвегии проблема диверсификации деятельности в нефтегазовой промышленности, включая освоение новых сфер деятельности, перехода на новую и новейшую технику и технологию, а в широком смысле на инновационный путь развития является компонентом государственной политики (ресурсной, промышленной, образовательной, энергетической, транспортной, социальной, финансовой, региональной и т.д.), основная цель которой состоит в повышении эффективности функционирования народного хозяйства для удовлетворения общественных интересов.

Постановка целей развития, включая их конкретизацию для различных отраслей и сфер деятельности, выявление приоритетов, интеграция отраслевой, территориальной и локальной политики осуществляется норвежским парламентом (стортингом). При этом основными принципами этой деятельности являются: 1) детальная экспертная проработка проблемы при поддержании самого высокого профессионального уровня; 2) последующее широкое общественное обсуждение проблемы и намечаемых путей ее решения; 3) ориентация на конечный результат, ответственность за достижение которого возлагается на конкретные управленческие структуры и их руководителей; 4) обеспечение баланса интересов государства, предпринимателей, иностранных инвесторов, профсоюзов, отраслей, территорий; 5) интеграция всех имеющихся национальных ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей; 6) контрольная функция представительной власти.

mob_info