Государство использует инструменты налогового регулирования с целью. Методы и способы налогового регулирования. Международные договоры об избежании двойного налогообложения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Налоговое правонарушение и его состав. Общее понятие, объект налогового правонарушения. Субъекты налоговых правонарушений. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2007

    Сущность налогов, классификация и функции. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм. Сравнительный анализ принципов налогообложения российских и западных предпринимателей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов как одна из главных проблем в области налогообложения. Снижение налоговых ставок при налоговом планировании, виды налогов. Система налогообложения для корпоративного сектора бизнеса.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Налоги как обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, анализ функций: фискальная, регулирующая. Знакомство с особенностями налогообложения предприятий. Рассмотрение видов ответственности за налоговые правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Система налогообложения в Российской Федерации и принципы ее построения. Налоговое законодательство как фактор развития предпринимательской деятельности. Анализ развития малого и среднего бизнеса. Специальные налоговые режимы, используемые на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2011

    Сущность и функции налогов. Этапы развития налогообложения. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. Мониторинг эффективности налоговых льгот. Оценка деятельности Управления федеральной налоговой службы.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Сущность, функции и принципы налогообложения. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь. Виды ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Финансирование инвестиционной деятельности. Основные принципы инвестиционной политики. Источники капитальных вложений. Формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора.

    7.1. Содержание государственного налогового регулирования

    Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

    Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

    Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

    Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

    Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота . При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

    Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

    Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

    Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

    7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

    Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

    • изменение состава и структуры системы налогов,
    • замена одного способа или формы налогообложения другими,
    • изменения и дифференциация ставок налогов,
    • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
    • полное или частичное освобождение от налогов,
    • отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
    • изменение сферы распространения налогов.

    В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

    В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание . Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

    По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

    Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

    В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

    К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

    Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки , связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

    Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

    § вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

    § отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

    § налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

    § инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

    Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).

    Налоги являются действенным методом государственного регули­рования экономических процессов в условиях рыночных отношений.

    Система налогообложения должна воздействовать на развитие деловой активности, повышение заинтересованности работников в результатах своего труда и, как следствие, развитие производства, побуждать организации продуктивно использовать основные про­изводственные фонды, оптимизировать величину производственных запасов, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать фор­мирование доходной части бюджета в объеме, позволяющем покры­вать расходы государства, направленные на выполнение им своих функций. Долгое время налоги носили исключительно фискальный ха­рактер, однако со временем понятие распределительной функции налогов значительно обогатилось и обрело регулирующее свойство, главным образом благодаря государственному решению об активном участии в организации хозяйственной деятельности.

    Эффективное налоговое регулирование прежде всего осущест­вляется через меры косвенного влияния на социально-экономические процессы с помощью изменения налоговых режимов, видов налогов, налоговых ставок, налоговых льгот и санкций, изменения общей на­логовой нагрузки, отчислений и платежей в бюджеты разных уров­ней. Стимулирующее воздействие на производство оказывает сни­жение налоговых ставок и общего количества налогов, напротив, противоположные действия могут подавлять или сдерживать опреде­ленные виды деятельности. Налоги влияют на экономическую актив­ность субъектов хозяйствования, на соотношение платежеспособного спроса и предложения, регулируют денежную массу в обращении, могут способствовать изменению вектора развития определенных от­раслей и сфер деятельности. Все эти изменения отражает кривая Лаффера.

    А. Лаффер, знаменитый американский экономист, считал, что повышение налоговой нагрузки целесообразно до определенной гра­ницы, изменение которой неминуемо приведет к обратным послед­ствиям, таким как снижение уровня собираемости налогов в резуль­тате перехода легальной экономики в теневую. Обоснование теории подтверждается построением графика Лаффера.

    Налоговое регулирование призвано осуществлять ряд задач, основной из которых является формирование централизованных бюд­жетных и внебюджетных фондов путем аккумулирования налоговых поступлений. Для этого составляются планы, программы поступле­ния налогов, как долгосрочные, так и краткосрочные, разрабатывают­ся общие принципы формирования и учета налогооблагаемой базы, а также осуществляются контрольные мероприятия, направленные на проверку правильности исчисления и полноты собираемости налогов и, что немаловажно, выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов и привлечение их к ответственности.

    Основных методов налогового регулирования немного, они ак­тивно используются во всех странах, не только в России, и к ним обычно относят такие методы, как:

    1. налоговые каникулы;

    2. выбор и установление налоговых ставок;

    3. отсрочка налогового платежа;

    4. налоговые вычеты;

    5. инвестиционный налоговый кредит;

    6. налоговая амнистия;

    7. международные договоры об устранении двойного налогообложения и пр.

    Налоговая амнистия представляет собой мероприятия, предостав­ляющие налогоплательщикам права уплатить суммы недоимки по налоговым платежам с истекшими сроками уплаты без наложения административной ответственности.

    Налоговые каникулы - это законное освобождение от уплаты налогов на строго отведенный промежуток времени.

    Налоговый кредит представляет собой наиболее перспективный метод налогового регулирования, суть которого сведена к изменению срока уплаты налога при наличии законодательно установленных соответствующих оснований. К этим основаниям относятся: прове­дение НИОКР, осуществление инновационной деятельности, выпол­нение оборонного заказа государства либо важного стратегического заказа по социально-экономическому развитию региона.

    Сумма инвестиционного кредита определяется соглашением сто­рон, а при проведении НИОКР сумма кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного организацией для этих целей обору­дования. Это достаточно слабо согласуется с возможностями малого и среднего бизнеса, которые являются основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите, поэто­му в настоящее время данная норма практически не используется.

    Налоговые вычеты относят к социально значимым методам налого­вого регулирования. Они могут применяться не только юридическими, но и физическими лицами. Налоговыми вычетами признается сумма в денежном выражении, на которую уменьшается налогооблагаемая база. Их размер, порядок применения и расчета строго регламенти­рован и установлен действующим Налоговым кодексом. В настоящее время в Российской Федерации для физических лиц установлено че­тыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имуществен­ные и профессиональные.

    Особого внимания заслуживает такой метод налогового регули­рования, как выбор и установление размера налоговой ставки. Как известно, именно от размера ставки налога зависит сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. Размер ставки любого налога дол­жен обеспечить баланс между интересами хозяйствующих субъектов и государства. Это значит, что ее размер должен позволять хозяй­ствующим субъектам осуществлять свою деятельность не только без значительных потерь, но и получать прибыль, при этом соблюдать фискальные интересы государства в целом.

    Эффективным способом налогового регулирования экономики является применение двух чрезвычайно связанных между собой ка­тегорий - это налоговые льготы и налоговые санкции. Результатив­ность налоговой политики в конечном итоге зависит от оптимального сочетания этих мер. Система налоговых льгот предусматривает отмену авансовых платежей, предоставление отсрочки либо рассрочки по платежам в бюджет, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогообложения, снижение налоговых ставок и пр. Например, если прибыль предприятия направлялась на развитие производства, жилищное строительство, создание рабочих мест для инвалидов и пенсионеров, то организация может воспользоваться данной льготой по налогу на прибыль. Существующие льготы по налогообложению прибыли хозяйству­ющих субъектов предназначены для стимулирования финансового обеспечения расходов на строительство непроизводственного ха­рактера, а также развитие производства, поддержку малого пред­принимательства, обеспечение занятости пенсионеров и инвалидов, поощрение благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

    Система налоговых льгот неразрывно связана со своей проти­воположностью - системой налоговых санкций, которые суще­ствуют преимущественно в виде финансовых санкций - пени и штрафов, и административных санкций. Вид налогового правона­рушения определяет размер и состав налоговых санкций, которые, в свою очередь, устанавливаются на законодательном уровне. Финансовые санкции применяются исключительно в отношении хозяйствующих субъектов, т. е. к предприятиям и организациям, а административные санкции накладываются на должностных лиц этих предприятий.

    Важное место в системе налогового регулирования занимает налоговый контроль, т. е. комплекс налоговых мероприятий, осу­ществляемых уполномоченными органами государственной власти, представляющий собой сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Основной целью налогового контроля является выявление и пре­сечение нарушений налогового законодательства, обеспечение до­стоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также привлечение к ответственности налогоплательщиков за выявленные нарушения. Качественный и непрерывный налоговый контроль является основой эффективной налоговой системы. Отсутствие налогового контроля либо его низкая продуктивность не позволяют рассчиты­вать на своевременность внесения налоговых платежей субъектами хозяйствования, как, впрочем, и на правильность их расчета. Про­ведение налогового контроля обеспечивает формирование бюджетов всех уровней и дисциплинирует налогоплательщиков.

    Налоговая ответственность установлена: за нарушение сроков уплаты налогов; грубое нарушение правил учета доходов и расхо­дов, а также объектов налогообложения; за неуплату или неполную уплату сумм налогов; отказ от постановки на учет в налоговом орга­не; несвоевременное представление или непредставление налоговой декларации и др.

    Нарушение законодательства в экономической сфере может при­вести к уголовной ответственности, если имеет место уклонение от уплаты налогов и (или) сборов предприятием (организацией); сокры­тие денежных средств или имущества субъекта хозяйствования, за счет чего и должно производиться взыскание налогов, сборов. Основная ответственность за осуществление хозяйственной дея­тельности предприятия возлагается на руководителя, и потому он, наряду с главным бухгалтером, несет уголовную ответственность в случае неуплаты налогов. Возбуждение уголовного дела зависит от размера неуплаченных налогов. Уголовная ответственность на­ступает при неуплате налогов в крупном и особо крупном разме­рах. Важным условием является тот факт, что сумма неуплаченных налоговых платежей рассчитывается за три последовательных года, предшествующих году проведения налоговой проверки.

    Налоги оказывают различное влияние на деятельность субъек­тов хозяйствования. К факторам, оказывающим негативное влияние на экономическую деятельность организаций, можно отнести непре­рывно вносимые поправки в налоговое законодательство, стремление к мгновенному пополнению бюджета, отсутствие экономического обоснования налогового реформирования, что приводит к усилению нестабильности хозяйствования и к повышению уровня налоговой нагрузки предприятий. Многие экономисты утверждают, что доход, который получает государство с использованием исключительно фискальных методов, имеет меньшее значение, чем экономические убытки, которые наносятся субъектам рыночных отношений.

    Наибольшее влияние на деятельность предприятий оказывают следующие налоги: налог на прибыль предприятий и организаций, НДС, налог на доходы физических лиц.

    Так, прибыль является источником финансовых ресурсов пред­приятия для развития собственного производства. Налог на прибыль исчисляется из суммы полученной предприятием прибыли, а значит, напрямую влияет на деятельность организации, уменьшая либо уве­личивая ее возможности по расширению воспроизводства. Установ­ление разумной ставки налога на прибыль является необходимым условием обеспечения развития бизнеса. В европейских странах уровень налога на прибыль колеблется от 10 до 33,3%.

    Что касается налога на добавленную стоимость, то здесь необ­ходимо учитывать, что его влияние на финансовые результаты дея­тельности организации определяется назначением товара и типом покупателя. В случае, когда приобретенный товар используется покупателем в качестве средства производства и есть возможность возмещать суммы входного НДС, включаемого в цену товара, то вероятно, что изменение ставок НДС как в сторону повышения, так и в сторону понижения существенного влияния на финансовое состояние про­давца товара не окажет. Если же приобретенный товар используется в качестве предме­та потребления, а следовательно, отсутствует возможность принять суммы НДС к вычету, то, вероятнее всего, эффект от изменений ставки НДС будет рассматриваться либо в пользу товаропроизво­дителей - продавцов, либо потребителей, исходя из эластичности спроса на данный товар. В соответствии с установленными в настоящее время правилами расчета НДС возникает временной разрыв между моментом оплаты НДС в цене товара и моментом возмещения его из бюджета, что, в свою очередь, крайне негативно влияет на экономическую деятель­ность предприятия.

    Повышение ставок по акцизным сборам не окажет столь нега­тивного влияния на экономику страны, так как касается части пред­метов роскоши, поэтому есть резерв для повышения ставок.

    Нельзя недооценивать уровень влияния на эффективность дея­тельности предприятий таких платежей, как взносы по обязательно­му пенсионному и социальному страхованию, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Их величина учитывается в себестоимо­сти продукции, поэтому и влияют они на деятельность предприя­тия косвенно. В результате их повышения происходит сокращение платежеспособного спроса конечных потребителей, и как следствие, уменьшается объем производства и снижается совокупный доход предприятий.

    Аналогичное действие оказывает и повышение объемов налогов, взимаемых с населения , воздействие на доходы потребителей будет прямым. Негативно скажется на доходах населения повышение уровня их прямого налогообложения. Это вызовет снижение доходов, как номинальных, так и реальных, что приведет к сокращению спроса со стороны населения на товары, произведенные предприятиями. Если предложение этих товаров не изменится, то цены на них снизятся, что будет способствовать сокращению доходов предприятий, умень­шению темпов роста объемов производства. Аналогичным будет действие и косвенных налогов , по той при­чине, что конечным их плательщиком также является население. Повышение ставок НДС сначала будет способствовать увеличению доходной части федерального бюджета за счет поступлений от этого налога, а дальнейшее увеличение приведет к обратному эффекту, и поступления в бюджет могут сократиться.

  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 3 Этап. 1998 – 2001.
  • 4 Этап. Становление и развитие нс начинается с 2002-2008 годы.
  • 17. Закон рк «о налогах и других обязательных платежах в бюджет (сравнение основных положений нового и старого Кодекса)».
  • 18. Индивидуальный подоходный налог: механизм исчисления
  • 19. Классификация налогов:
  • 6. По экономич-му признаку
  • 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
  • 20. Классические принципы налогообложения
  • 22. Косвенные налоги. Общая характеристика.
  • 23. Льготы по акцизам:
  • 24. Льготы по индивидуальному подоходному налогу:
  • 25.Льготы по корпоративному подоходному налогу.
  • II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков. III. Сэз.
  • II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • 2) Сэз «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»
  • 27.Механизм исчисления акциз.
  • V х 0,730
  • 28.Механизм исчисления земельного налога.
  • 29.Механизм исчисления рентного налога.
  • 30.Механизм исчисления социального налога
  • 31.Налог и специальные платежи недропользователей в рк
  • 32.Налог на добавленную стоимость.
  • 1) Облагаемый оборот; 2) облагаемый импорт.
  • 33. Налог на имущество юридических лиц.
  • 34,35. Налоговая система и налоговая политика.
  • 36. Налоговая система Республики Казахстан: становление и развитие.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.
  • 40. Налоговый механизм и его элементы.
  • 41. Налоговый механизм: характеристика и структура.
  • 42. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц.
  • 43. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 44. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.
  • 45. Налогообложение недропользователей.
  • 46. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (физические лица).
  • 47. Налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса (юридического лица).
  • 48. Налогообложении земель населенных пунктов.
  • 49. Ндс: предпосылки введения в рк, проблемы функционирования.
  • 50. Ндс: сущность, механизм взимания.
  • 51. Необходимость и сущность налогов.
  • 52. Общая характеристика прямых налогов.
  • 53. Определение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
  • 54. Определение облагаемого оборота по ндс
  • 55. Отчетный период по ндс.
  • 56. Отчетный период по социальному налогу.
  • 58. Принципы налогообложения
  • 60. Прямые налоги: виды, механизм функционирования.
  • 61. Разовый талон, механизм применения.
  • 63.Роль налогов в формировании доходной базы государственного бюджета.
  • 64.Социальный налог.
  • 65. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 66. Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • 67. Специальный налоговый режим для субъектов малого и среднего бизнеса.
  • 68. Способы уплаты налогов.
  • 69. Упрощенный режим налогообложения для аграрного сектора.
  • 70. Социальный налог. Сущность и механизм взимания.
  • 71. Контроль налоговых органов за поступлением и исчислением корпоративного подоходного налога.
  • 72. Налоговая система и налоговая политика.
  • 73. Налогообложение доходов физических лиц.
  • 74. Органы налоговой службы рк: задачи, функции.
  • 75. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.
  • 77. Налогообложение игорного бизнеса.
  • 78. Экономическое значение и роль налогов в развитии экономики государства.
  • 79. Налогообложение доходов иностранных юридических и физических лиц
  • 82. Общая характеристика прямых налогов.
  • 1 Этап - 01.01.1992 – 30.06.1995г.
  • 2 Этап. 1.07.1995 – 1998г. Основные изменения:
  • 2. Не являются оборотом по реализации:
  • 87.Классификация налогов.
  • 88. Определение объекта обложения по корпоративному подоходному налогу.
  • 90. Ставки по ндс и порядок их применения
  • 38. Налоговое регулирование экономики: цель, задачи, методы.

    Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Целью налогового регулирования следует считать создание наиболее благоприятных условий и стимулов к экономическому росту и повышению эффективности.

    Основные задачи:

    1)экономическая свобода;

    2) стабильный уровень цен;

    3) экономический рост и экономическое развитие;

    4) ориентация на достижение экономической эффективности;

    5) полная и эффективная занятость;

    6) справедливое распределение доходов;

    7) сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

    Известны 3 основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

    1) Расширение круга налогоплательщиков;

    2) Увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;

    3) Повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

    Стремление государства увеличить поступления в бюджет принять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсоснабжение, технический прогресс. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

    Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

    1) изменение массы налоговых поступлений;

    2) замена одних способов или форм обложения другими;

    3) дифференциация ставок налогов;

    4) изменение налоговых льгот и скидок;

    5) изменение сфер распространения налогов и др.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

    39. Налоговые санкции: виды и порядок применения.

    Налоговые санкции – это ответственность за налоговое правонарушение. Бывают 2-ух видов:

    1) административные (чаще всего в виде выговоров);

    2) финансовые (пеня и штрафы).

    Налоговые санкции и административная ответственность применимы как к физическим, так и юридическим лицам. В случае невыполнения налогоплательщиком налогового обязательства в срок налоговые органы вправе применить к нему обеспечительные меры и меры принудительного взыскания налоговой задолженности, предварительно направив ему соответствующее уведомление по установленной форме

    Согласно ст. 45 Налогового кодекса обеспечительными мерами могут быть: начисление пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет в размере 2-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК на каждый день просрочки. Сумма пени начисляется и уплачивается независимо от применения мер принудительного исполнения налогового обязательства по погашению налоговой задолженности, а также иных мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Непредставление или несвоевременное представление установленной законом информации о предпринимательской деятельности, необходимой государственным органам для исчисления налогов или статистики, влечет штраф на граждан в размере до двух, на должностных лиц - в размере до десяти месячных расчетных показателей.

    Неполная и несвоевременная уплата неналоговых платежей в бюджет влечет штраф на граждан в размере до пяти, на должностных лиц - в размере до десяти, на юридических лиц - в размере до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

    Нарушение установленного законодательными актами РК срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, а если просрочка подачи заявления составляет более чем девяносто дней, то на физических лиц - в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц - в размере от десяти до сорока, на юридических лиц - в размере от сорока до ста месячных расчетных показателей.

    Осуществление деятельности при применении специального налогового режима с нарушением условий, предусмотренных законодательными актами РК для этого режима, влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц - в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей.

    Сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от стоимости сокрытых объектов налогообложения.

    Отсутствие у налогоплательщика учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка влечет штраф на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц - в размере десяти процентов от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг).

    Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации влечет штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - в размере пятидесяти процентов от доначисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом занижение размера налога в декларации по налогу на добавленную стоимость означает также завышение суммы налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет.

    Налоговое регулирование - ϶ᴛᴏ один из наиболее динамичных и мобиль­ных элементов налогового механизма. Его основу составляет система эко­номических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств.

    Учитывая зависимость отцелœей методы налогового регулирования делятся на че­тыре взаимосвязанные сферы. Это:

    1. бюджетно-налоговое балансирование;
    2. система налоговых льгот и преференций;
    3. административное воздействие;
    4. меры санкционированных действий.

    Методы первой сферы занимают одно из главных мест в налоговом регулировании, так как они предусматривают преференцию регионов и уже­сточающий бюджетный налоговый режим. С помощью трансфертов, субси­дий и дотаций, бюджетного кредита достигается балансирование между доходами и расходами местных бюджетов.

    Что касается налогов, то одни из них закреплены за определœенными звеньями бюджетной системы и считаются собственными (закрепленными), а те, которые частично поступают в другие бюджеты, являются регулирующими. Эти налоги перечисляются в те или иные бюджеты с помощью уста­новленных законодательством норм отчислений.

    В мировой практике для налогового регулирования используется ме­тод процентных отчислений от доходов вышестоящих бюджетов в ниже­стоящие. В связи с эти было введено понятие межбюджетных отношений, которые реализуются с помощью трансфертного регулирования. Транс­ферт (перемещение, ʼʼпереношуʼʼ), в связи с этим для бюджетных отношений трансферт представляет собой адресную финансовую помощь региону.

    В Республике Беларусь широко применяется метод административно­го воздействия. Это связано с тем, что либерализация экономики в 90-х годах привела к всœедозволенности перераспределительных действий.

    Это привело к расстройству денежного обращения, появлению бартера и так далее. Это повлияло на налоговую систему экономики, которая способст­вовала нарастанию в данной ситуации инфляционных процессов.

    Одним из методов налогового регулирования является оптимизация нало­говых ставок, что позволяет достичь оптимального равновесия между фис­кальной и регулирующей налоговыми функциями.

    Следующим методом налогового регулирования выступают налоговые льготы и налоговые санкции.

    Их правильное применение обеспечивает гибкость налоговой политики. Налоговые санкции могут носить как стимулирующий характер, так и отрицательный. Мировая налоговая практика выработала ряд мер по налоговому стимулированию:

    1. экономический характер методов налогового льготирования. Этим методом не свойственно неэкономическое и административное примене­ние;
    2. применение налоговых льгот не должно носить избирательный харак­тер и зависеть от форм собственности или видов деятельности;
    3. налоговые льготы направлены на повышение эффективности производства, рост доходов бюджета и утверждаются в законодательном порядке;
    4. применение налоговых льгот не должно наносить ущерб государству и личным интересам граждан.

    Одним из перспективных методов налогового регулирования является на­логовый инвестиционный кредит. Его крайне важно использовать для импорта замещающих технологий, для приобретения оборудования, для научно-иссле­довательских и опытно- конструкторских работ.

    Предоставление такого кредита позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы. Для их реализации крайне важно создать механизм правового обеспечения инвестиционного налогового кредита.

    Налоговое регулирование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговое регулирование" 2017, 2018.

  • - Налоговое регулирование

    Среди основных методов регулирования сервисного права выделяют экономические - связанные с налогами, ценами, тарифами, квотами. Налоговое регулирование сервиса – совокупность правовых норм, регулирующие отношения, возникающие в процессе взимания налогов с... .


  • - Налоговая система и налоговое регулирование экономики.

    Государственный бюджет. Его доходы расходы. Государственный бюджет называют главным звеном финансов и важнейшим инструментом социально-экономического регулирования. В бюджете концентрируется наибольшая часть валового национального продукта, треть или даже больше... .


  • - Налоговое регулирование предпринимательской деятельности.

    Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основании НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им... .


  • - Лекция 6 Налоговое регулирование экономики

    Вопросы: 1. Содержание налогов и их классификация 2. Общая характеристика налоговой системы современной России 1. Содержание налогов и их классификация Налоги- неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие... .


  • - Таможенно-тарифное и налоговое регулирование ВЭД.

    Таможенный (тарифный) контроль - одна из форм государственного регулирования ВТД. Он осуществляется с целью защиты внутреннего рынка, а также влияния на развитие международ­ной торговли в своих национальных интересах. Правовые, экономические и организационные основы... [читать подробнее] .


  • - Налоговая политика, налоговый механизм и налоговое регулирование

    Классификация налогов и сборов Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов совокупность налогов, которая требует упорядочения и классификации - группировки по их видам. Основными критериями классификации... .



mob_info