Как считается ндс при импорте. Ндс при осуществлении операций по импорту. Кто уплачивает НДС при импорте

НДС - это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю.

Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций. НДС является федеральным налогом.

Налогообложение НДС

Плательщиками НДС признаются:

организации (в том числе некоммерческие)

предприниматели

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  • налогоплательщики «внутреннего» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

  • налогоплательщики «ввозного» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС

Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (ст. 145 НК РФ).

Не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:
  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ ;
  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).

Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Объектом налогообложения являются:
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
  • безвозмездная передача;
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Порядок расчета

Формула расчета НДС

НДС исчисленный
при реализации = налоговая
база
* ставка
НДС

НДС
к уплате = НДС
исчисленный
при реализации
- "входной"
НДС,
принимаемый
к вычету
+ восстановленный
НДС

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164. НК РФ).

0% Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ).
10% По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 ; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688 ; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41
20% Ставка НДС 20% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

При получении предоплаты (авансов) (п.4 ст.164 НК РФ) и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке (п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ), также применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.

Пример:

Реализовано зерна на сумму 110 рублей (в т.ч. НДС 10 рублей).

Реализовано материалов на сумму 120 рублей (в т.ч. НДС 20 рублей).

Реализовано акций другой компании на сумму 200 рублей (без НДС) - льготируемая операция.

Налоговая
база (200 рублей) = 100 рублей
по зерну
+ 100 рублей
по материалам

Сумма налога
исчисленная при
реализации
(30 рублей) = 10 рублей
по зерну
+ 20 рублей
по материалам

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). (ст.171 НК РФ)

Вычеты

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

  • предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);
  • уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
  • уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Принять к вычету "входной" НДС можно только после того, когда товары (работы, услуги) приняты к учету и имеются соответствующие первичные документы и счет-фактура.

Для применения вычетов необходимо иметь:

  • счета-фактуры;
  • первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ услуг) к учету.

В отдельных случаях вместо счетов-фактур применяются другие документы, подтверждающие уплату налога.

Пример:

При приобретении строительных материалов на сумму 120 рублей (в т.ч. НДС 20 рублей), услуг по перевозке на сумму 59 рублей (в т.ч. НДС 9 рублей), медицинских услуг (льготируемая операция) на 30 рублей без НДС, сумма НДС к вычету составит: 20 рублей + 9 рублей = 29 рублей.

Порядок возмещения

Возмещению подлежит та часть "входного" налога, которая превышает сумму исчисленного НДС.

Продано товаров на сумму 120 рублей (в т.ч. 20 р. НДС).

Приобретено товаров на сумму 360 рублей (в т.ч. 60 р. НДС).

Сумма к возмещению 40 рублей (60 - 20 = 40).

В этом случае может понадобиться представить документы для камеральной проверки .

2 месяца

Возмещение НДС, как правило, производится после окончания камеральной проверки, которая продолжается 2 месяца.

В случае выявления признаков, указывающих на , срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев.

Подлежащая возмещению сумма может быть зачтена в погашение задолженности (недоимки, пеням, штрафам) по федеральным налогам, зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена на расчетный счет.

Возмещение НДС можно получить либо после окончания камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ) либо, в случае применения заявительного порядка возмещения НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ), - до завершения камеральной проверки.

После проведения камеральной проверки декларации по НДС налогоплательщик подает в инспекцию заявление на возврат и ему производится возврат НДС.

12 дней

Налогоплательщики реализуют право на применение заявительного порядка возмещения налога путем подачи в налоговый орган налоговой декларации, банковской гарантии и заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (п.7 ст. 176.1 НК РФ). Деньги возмещаются налогоплательщику за 12 дней, после чего проводится камеральная проверка.

Исключение! налогоплательщики, уплатившие за предыдущие 3 года не менее 2 млрд. руб. налогов могут не представлять банковскую гарантию (пп.1 п.2 ст. 176.1 НК РФ).

По основным средствам НДС восстанавливается в части, относящейся к остаточной стоимости основных средств (без учета переоценок). А по недвижимому имуществу – по 1/10 от принятой к вычету суммы налога, в доле, рассчитанной по правилам ст. 171.1 НК РФ , ежегодно в последнем квартале каждого года, в течение 10 лет.

Если основное средство полностью самортизировано или эксплуатировалось данным налогоплательщиком более 15 лет, то НДС можно не восстанавливать.

Декларирование

Срок представления декларации

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

Например, за первый квартал 2015 года декларацию по НДС необходимо представить до 25 апреля 2015 года.

За непредставление декларации предусмотрен штраф (ст. 119 НК РФ).

Начиная с налогового периода 1 квартала 2014 года налоговая декларация по НДС представляется в электронном виде.

С 1 января 2015 года декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Внимание! В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока могут быть приостановлены операции по счетам (п.3 ст. 76 НК РФ).

Форма декларации по НДС

Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от от 28.12.2018 N СА-7-3/853@

Порядок заполнения декларации

Декларация заполняется в рублях без копеек. Показатели в копейках либо округляются до рубля (если больше 50 копеек), либо отбрасываются (если меньше 50 копеек).

Титульный лист и раздел 1 декларации представляют все налогоплательщики. Эти требования распространяются и на тех налогоплательщиков, у которых по итогам квартала налоговая база нулевая.

Разделы 2 - 12 , а также приложения к декларации включаются в состав декларации только при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Разделы 4-6 заполняется в случае осуществления деятельности облагаемой по ставке НДС 0 процентов.

Разделы 10-11 заполняется в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Раздел 12 декларации заполняется только в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога следующими лицами:

  • налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость;
  • налогоплательщиками при отгрузке товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость;
  • лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Порядок и сроки уплаты налога

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Декларация за 1 квартал 2015 г.

К уплате 240 рублей.

Необходимо заплатить:
до 25 апреля – 80 рублей,
до 25 мая – 80 рублей,
до 25 июня – 80 рублей.

Исключение! Лица, которые не являются налогоплательщиками НДС, но выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС, уплачивают всю сумму налога до 25-го числа месяца , следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса РФ импорт товаров на территорию Российской Федерации подлежит налогообложению по НДС. Согласно п. 84 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ред. от 16.04.2010) налог уплачивается через службу таможни в составе общих таможенных платежей. Ставка налога может быть 0%, 10% или 18%, все зависит от вида импортируемых товаров (статья 164 НК РФ).

Некоторые импортируемые товары в зону РФ и другие зоны, которые находятся под юрисдикцией РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). К таким товарам относится, например, технологическое оборудование и комплектующие, запасные части к нему. Аналоги этого оборудования не должны производиться в РФ, исходя из списка, который утвержден Правительством Российской Федерации.

Несколько важных моментов при исчислении НДС при импорте:

НДС при импорте уплачивается на таможне в специальном порядке. Оплата производится не по итогам налогового квартала, в котором произошла импортная поставка в Россию, а в составе авансовых платежей. Если компания, которая импортирует, не уплатит НДС, товар не сможет пройти таможенное оформление.

НДС при импорте, по импортированным товарам уплаченный на таможне, может быть принят к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Но необходимо выполнить следующее условие: импортируемые товары должны быть куплены для исполнения производственной деятельности или для перепродажи, либо для других операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Стоит также отметить, что НДС к вычету принимается в том периоде, когда импортируемые товары были оприходованы на балансе фирмы. Ознакомьтесь со списком документов, которые подтверждают правовые возможности на вычет в таком случае: внешнеэкономический контракт, счет (инвойс) и декларация на товары, где в графе 47 "Исчисление платежей" указана сумма НДС, уплаченного на таможне.

При импорте товаров сумму налога можно рассчитать по этой формуле:

Н = (ТС + ТП + А) x N / 100%,

где Н - сумма НДС, которую нужно оплатить на таможне при импорте продукции;

ТС - таможенная стоимость ввозимых товаров;

ТП - сумма уплаченной пошлины на таможне;

А - сумма уплаченного акциза;

N - ставка НДС, по которой облагаются ввезенные товары.

В случае, когда ввезенные товары освобождают от уплаты пошлин на таможне, то при расчете суммы НДС подразумевается, что ТП = 0, если продукция не облагаются акцизами, то А=0.

Рассмотрим такой вариант импорта продукции, российская компания закупает орешки у иностранного поставщика. Цена за товар - 2000 евро, цена за доставку 300 евро, на данный вид импорта товара таможенная пошлина в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) составляет 15%.

Получатся, что таможенная пошлина, которая уплачивается в бюджет РФ, будет (2000+300)*15% = 345 евро. НДС, уплачиваемый на таможне, равен (2000+300+345)*18%= 476,1 евро.

Одной из основных составляющих дохода бюджета стран ТС являются таможенные платежи. НДС при импорте товаров это лишь один из видов таможенных платежей. К таможенным платежам так же относятся ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, взимаемый при импорте товаров на территорию таможенного союза, акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при импорте товаров на территорию таможни таможенного союза, таможенные сборы. Поэтому важно знать общий

Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется российским законодательством: Налоговым и Таможенным кодексами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Начисление и уплата налога на добавочную стоимость имеет множество особенностей и тонкостей, все их необходимо учитывать при ведении какой-либо коммерческой деятельности.

Величина налога сильно разнится в зависимости от страны-импортера. При импорте услуг из Казахстана налоговая ставка имеет одно значение. Если же осуществляется импорт из Германии, НДС вычисляется несколько иначе.

Нормативная база

При ввозе каких-либо товаров из-за рубежа необходимо уплатить налог на добавочную стоимость, этот момент регламентируется Налоговым кодексом и Таможенным кодексом РФ.

Также необходимо знать, что НДС уплачивается налоговым органам только в том случае, если ввозимый товар или услуга поставляет из страны, с которой РФ уже ранее заключила соответствующий .

Он отменяет различного рода таможенный контроль, а также множество других таможенных процедур. Тем самым сильно упрощаются торговая деятельность между двумя государствами. Основанием этому является также

Налоговый кодекс – ст. 152, п. 1. В пределах Таможенного союза на таможне выплачивать налоги нет необходимости. Например, при импорте из Белоруссии НДС рассчитываться особым образом, и многие пошлины отменены.

Таможенная процедура

Таможенной процедурой называется процесс, осуществляемый таможней при ввозе каких-либо товаров или услуг на территорию РФ. Данная процедура осуществляется с учетом следующих моментов:

  • налог на добавочную стоимость товаров выплачивается транспортной организацией в полном объеме;
  • порядок и время, в течение которого необходимо оплатить налог, устанавливаются Таможенным законодательством ();
  • если налоговый вычет предусмотрен, то налогоплательщик имеет право им пользоваться (после принятия товаров на учет);
  • основание для вычета при ввозе товаров – заполненная в соответствии с законодательством .

Особенности объекта импорта

При импорте товаров и услуг имеется множество различного рода нюансов и особенностей. Они зависят от множества факторов: страны-поставщика, разновидности товаров или услуг. Исходя из этого, формируется налог на добавочную стоимость.

Товар

Особенности импорта товаров:

  • если ввоз осуществляется с территории стран таможенного союза (Казахстан, Белоруссия), то необходимость в прохождении таможенного оформления отсутствует;
  • импортирование товаров из стран, входящих в Таможенный союз, позволяет уплачивать НДС в налоговую службу по месту регистрации. Таможенная служба в данном процесс не участвует;
  • некоторые товары, находящиеся в специальном перечне (), облагаются НДС 0 процентов (нулевая ставка);
  • если импорт осуществляется не из стран Таможенного союза, необходимо оплачивать НДС до того, как товар будет выпущен из таможенной процедуры.

Услуги

Нередко случается, что фирма, являющаяся налоговым резидентом РФ, приобретает какие-либо услуги у компании иностранного происхождения. В данном случае фирма-заказчик становится налоговым агентом по НДС.

Исчисление налога на добавочную стоимость в данном случае имеет свои особенности:

  • при исчислении и выплате НДС на услуги от иностранных индивидуальных предпринимателей его можно включить в расходы;
  • независимо от того, является ли российская компания-заказчик плательщиком НДС или нет, при покупке услуг импортного происхождения она обязана выплачивать налог в бюджет;
  • если импортные услуги, приобретаемые российской компанией, входят в перечень не облагаемых налогом, НДС оплачивать не требуется;

Плательщики

Организациями-плательщиками НДС на импортные услуги и товары становятся только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Товары и услуги должны реализовываться на территории Российской Федерации. Все правила, касающиеся данного момента, описаны в (примеры услуг: юридические, бухгалтерские, различного рода консультации).
  2. Иностранный поставщик товаров или услуг не является налоговым резидентом Российской Федерации. Убедиться в этом можно двумя способами:
  • запросить налоговое свидетельство о постановке на учет;
  • запросить информацию на официальном сайте ФНС в специальном разделе.

При оплате НДС в таком ситуации следует:

  • определиться с налоговой базой;
  • выбрать курс валюты по отношению к рублю.

НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того квартала, в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Конкретный срок уплаты НДС зависит от таможенной процедуры, под которую были помещены импортируемые товары (ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, например, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для свободного обращения срок уплаты НДС - до выпуска товаров, при условии, что импортер не применяет никакие льготы по уплате этого налога (подп. 1 п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар.

Кроме того, от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит и порядок уплаты НДС при ввозе . При одних процедурах НДС нужно платить полностью или частично, при других - платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК РФ).

Ситуация: как платить и принимать к вычету НДС со стоимости товаров, ввезенных в Россию из Китая транзитом через Казахстан ?

НДС заплатите на российской таможне и примите к вычету в общем порядке.

Ввоз товаров в Россию (импорт товаров) признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог при этом уплачивается в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза).

При этом провоз товара в режиме транзита через Казахстан на порядок уплаты НДС не влияет. Это объясняется тем, что таможенный транзит является всего лишь процедурой контроля. То есть товары перевозятся под таможенным контролем от места отправления до места назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 215, п. 1 ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза). Поэтому данную сделку следует рассматривать как обычный импорт из Китая в Россию. Следовательно, НДС при ввозе товара нужно уплатить только российским таможенным органам в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 174 НК РФ, ст. 84 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер может принять к вычету в данной ситуации на общих основаниях без каких-либо особенностей (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Освобождение от НДС

Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ. Например, не облагается НДС ввоз в Россию технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 НК РФ). Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.

Ситуация: какие документы нужно оформить, чтобы подтвердить освобождение от уплаты НДС (в соответствии с п. 1 ст. 150 НК РФ) при ввозе на таможенную территорию России товаров в качестве гуманитарной помощи (содействия) ?

Для этого нужно получить соответствующее удостоверение.

Решение о принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию) принимает Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Комиссия на основании решения, оформленного в виде протокола, выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность товаров к гуманитарной помощи (содействию). Удостоверение должно быть подписано председателем Комиссии, его заместителем или ответственным секретарем и заверено печатью Комиссии. Каждый лист прилагаемых к удостоверению перечней товаров должен быть заверен штампом с надписью «Гуманитарная помощь (содействие)». Срок действия удостоверения - один год со дня принятия Комиссией решения о подтверждении принадлежности товаров к гуманитарной помощи (содействию).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом ГТК России от 25 мая 2000 г. № 429.

Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе арктического топлива, приобретенного за границей для использования при выполнении работ на континентальном шельфе России?

Да, нужно.

Ввоз товаров на территорию России и другие территории, которые находятся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Континентальный шельф относится к территориям, находящимся под юрисдикцией России. Это следует из положений части 2 статьи 67 Конституции РФ, статьи 5 Закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ и части 1 статьи 7 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.

Перечень товаров, освобожденных от уплаты НДС при ввозе в Россию и на территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, при которых ввозимые товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, приведен в статье 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. Ввоз арктического топлива для использования на континентальном шельфе не подпадает ни под один из названных перечней. Следовательно, при ввозе таких товаров на территорию, находящуюся под юрисдикцией России (континентальный шельф), с их таможенной стоимости нужно начислить и заплатить НДС на общих основаниях.

Ставки НДС

В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ). НДС начисляйте в рублях и округляйте до второго знака после запятой п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. № 131).

При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0 процентов (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Ситуация: как поступить, если таможня требует начислить НДС с ввозимых товаров по более высокой ставке, чем это предусмотрено российским налоговым законодательством?

Если организация не согласна с решением таможни, обжалуйте его в вышестоящем таможенном органе или в суде.

При расчете НДС по товарам, ввозимым в Россию, на таможне применяются ставки, установленные российским налоговым законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 77 Таможенного кодекса Таможенного союза).

По общему правилу НДС на таможне декларант рассчитывает самостоятельно (определяет код товара, налоговую ставку и размер платежа) (п. 1 ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако в ряде случаев сотрудники таможни вправе выполнить эти функции за него. Например, если они считают неправильной классификацию товаров, выбранную декларантом (п. 1-3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Решения таможни о классификации товаров являются обязательными (п. 6 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Однако декларант вправе обжаловать их в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (абз. 2 п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Это можно сделать, подав жалобу в вышестоящее таможенное ведомство (например, в региональное таможенное управление) или в суд (ст. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза, гл. 3 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).

Если решение таможни будет признано необоснованным, требование об уплате налога по более высокой ставке можно не исполнять (см., например, постановление ФАС Московского округа от 26 марта 2014 г. № Ф05-2220/2014). Но если оно уже исполнено, организация вправе вернуть сумму излишне уплаченного НДС через суд (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 сентября 2013 г. № Ф09-9170/13, Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889). А если излишне уплаченный НДС был принят к вычету, сумму налога придется восстановить. Сделать это нужно в том квартале, когда вступило в силу решение суда, отменившего требования таможни. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606.

Совет: при импорте скоропортящихся продовольственных товаров, чтобы ускорить их таможенное оформление, уплатите НДС в размере, указанном сотрудниками таможни. Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер вправе принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Расчет НДС

Сумма налога рассчитывается по особым правилам.

Если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:

Если организация ввозит подакцизные товары, которые освобождены от таможенных пошлин, НДС рассчитайте по формуле:

НДС

=

Таможенная стоимость товара

+

Акцизы

×

Ставка НДС

При импорте товаров, которые облагаются таможенными пошлинами, но освобождены от акцизов, для расчета налога примените формулу:

Если товар освобожден и от таможенных пошлин, и от акцизов, используйте формулу:

По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 160 и пунктом 5 статьи 166 Налогового кодекса РФ.

Таможенная стоимость заявляется при декларировании товара. Как правило, таможенная стоимость равна цене сделки (п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров от 25 января 2008 г.). При невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки таможенная стоимость может быть определена другими методами, описанными в статьях 6-10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров от 25 января 2008 г.

Пример расчета и отражения в бухучете НДС по импортированным в Россию товарам

ООО «Торговая фирма "Гермес"» импортирует из Германии партию неподакцизных товаров. Таможенная стоимость партии - 12 500 евро. Ставка таможенной пошлины по такому виду товаров - 20 процентов. Данные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов. Таможенные сборы составили 2000 руб.

Право собственности на товары перешло к «Гермесу» 14 мая. В этот же день «Гермес» представил декларацию к таможенному оформлению груза.

Таможенная стоимость равна цене сделки. Условный курс евро на 14 мая составил 38,1940 руб./EUR. Таможенная стоимость партии товара в рублях на эту дату составит:
12 500 EUR × 38,1940 руб./EUR = 477 425 руб.

Сумма таможенной пошлины, которую должен заплатить «Гермес», составит:
477 425 руб. × 20% = 95 485 руб.

Сумма НДС, которую «Гермес» должен заплатить на таможне по данной партии товара, составит:
(477 425 руб. + 95 485 руб.) × 18% = 103 124 руб.

Сумму таможенных сборов и пошлин бухгалтер «Гермеса» отразил на субсчете «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете проводки:

Дебет 41 Кредит 60
- 477 425 руб. - оприходованы импортированные товары;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
- 97 485 руб. (95 485 руб. + 2000 руб.) - включены таможенная пошлина и таможенные сборы в себестоимость импортированных товаров;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 103 124 руб. - отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 51
- 97 485 руб. (95 485 руб. + 2000 руб.) - уплачены ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
- 103 124 руб. - уплачен НДС на таможне.

Компании, планирующие заниматься импортом товаров в Россию, столкнутся в своей работе со множеством вопросов, связанных с учетом и налогообложением. Ответы на многие из них вы сможете найти в статье. Мы также расскажем, какие особенности существуют при импорте товара из Белоруссии, и о новой форме декларации по НДС для таких импортеров.

"Таможенный" НДС

Операция по ввозу товаров на территорию Российской Федерации относится к объектам обложения на (пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Правда, в этом случае НДС уплачивается не через налоговую инспекцию, а через таможенников в составе общих таможенных платежей, что прямо следует из пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ. Ставка налога составит либо 10, либо 18% в зависимости от вида ввозимых ценностей (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Как правило, проблем с исчислением "таможенного" НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что "таможенный" НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 172 НК РФ: сумма налога подлежит вычету после принятия на учет ценностей. Если речь идет о ценностях, купленных для дальнейшей продажи (товарах), то датой принятия на учет является оприходование их стоимости на счет 41. А вот в отношении основного средства у налоговиков и налогоплательщиков нет единого мнения. Первые утверждают, что принятие объекта на учет означает ввод его в эксплуатацию, т.е. момент, когда стоимость имущества переносится в дебет счета 01. Однако, по мнению налогоплательщиков, объект считается принятым на учет сразу же после того, как его стоимость показана на счетах 08 или 07. С этим мнением придется согласиться. Еще Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03 указал, что факта принятия оборудования на счет 07 достаточно для получения права покупателя на вычет. А с 2006 г. официально разрешено принимать к вычету НДС по оборудованию к установке, т.е. с момента оприходования оборудования на счете 07.

Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.

Как уже было указано, при ввозе имущества из-за рубежа право на вычет организации получают только в случае, если они уплатили налог на таможне, и факт уплаты при этом документально подтвержден. На первый взгляд может показаться, что подтвердить факт уплаты для импортера труда не составит: достаточно иметь при себе платежное поручение, которым перечислялся налог. Однако на практике ситуация не так проста. Организация-импортер обычно перечисляет таможне денежные средства авансом (на депозит таможни), а таможня, в свою очередь, по мере необходимости списывает этот аванс в счет уплаты таможенных сборов и НДС. Поэтому одной платежки, подтверждающей перечисление авансовых сумм, недостаточно, т.к. внесение аванса еще не свидетельствует об уплате налога по конкретной таможенной декларации.

Это умозаключение продиктовано не только логикой, но и нормами ст. 330 Таможенного кодекса РФ. Согласно п. 1 этой статьи "авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров". А в п. 3 этой же статьи говорится, что "денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу". И далее: "В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей".

Таким образом, фактически превращает ранее уплаченные авансовые платежи в уплаченный НДС по таможенной декларации. Можно ли тогда говорить о том, что для применения вычета достаточно подачи таможенной декларации и платежного поручения?

Как показывает практика, нет. Не так давно Минфин России выпустил официальные разъяснения по этому поводу. В Письме от 02.10.2009 N 03-07-08/198 чиновники отметили: документом, подтверждающим фактическую уплату налога в целях принятия его к вычету налогоплательщиком, является документ, называемый "Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов". Его выдача по требованию плательщика предусмотрена п. 5 ст. 331 Таможенного кодекса РФ.

Ранее представители финансового ведомства в своих официальных разъяснениях приводили совершенно другой документ - Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, который выдается в соответствии с п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ (Письмо Минфина России от 30.06.2008 N 03-07-08/159).

На практике налоговики требуют один из этих документов, а в случае их отсутствия отказывают организации в вычете "таможенного" НДС. Тем не менее налогоплательщикам удается отстаивать свое право на вычет в судебном порядке. Доказательством служит, например, Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/4995-08. В этом Постановлении суд указал: "Получение от таможенного органа отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, является правом, а не обязанностью налогоплательщика, в связи с чем... отсутствие отчета, а также печати на этом документе не может являться основанием для отказа в предоставлении налогового вычета".

Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет "таможенного" НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне "авансовой" платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Другие поводы для отказа в вычете

А если таможенные пошлины и НДС были уплачены таможне с расчетного счета не организации, а одного из ее контрагентов, который задолжал ей за выполненные работы? Иначе говоря, организация попросила своего должника погасить долг путем перечисления необходимой суммы в счет уплаты таможенных пошлин и НДС. В качестве подтверждающих документов у импортера были в наличии следующие документы: договор с этим контрагентом на выполнение работ и акт взаимозачета, согласно которому суммы НДС, уплаченные контрагентом таможне, были зачтены в счет оплаты выполненных нашим клиентом работ. Может ли на основании этих документов импортер принять сумму НДС к вычету?

На наш взгляд, может, т.к. уплата налога все же была произведена, пусть и третьим лицом. Однако, зная о сложившейся практике поведения налоговых органов, предупреждаем о возможном отказе со стороны инспекции в вычете "импортного" НДС, поскольку такие прецеденты уже были. Правда, если дело доходило до суда, налоговые инспекции проигрывали, т.к. ст. 328 Таможенного кодекса РФ разрешает уплачивать таможенные пошлины и налог любым лицам. В качестве положительных примеров из арбитражной практики приведем Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2006 по делу N А56-34727/2005, Московского округа от 22.05.2006 N КА-А40/4033-06.

Другой причиной для отказа в вычете таможенного НДС на практике служит состояние расчетов с иностранным поставщиком, а вернее отсутствие таких расчетов. В некоторых инспекциях почему-то считают, что если импортер не расплатился со своим зарубежным партнером, он не имеет права принять к вычету из бюджета уплаченный на таможне НДС. Хотя в НК РФ речь идет об уплате суммы налога на таможне, а не об уплате стоимости ввозимых товаров. Тем не менее налоговые органы на практике придумывают новые условия, поэтому организациям приходится доказывать свое право на вычет в суде (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2005 N А56-7661/2005).

А как быть импортерам, переведенным на уплату ЕНВД, сельхозналога или использующим упрощенную систему налогообложения? У таких организаций единый налог не заменяет уплату НДС, перечисляемого на таможне при импорте товаров в Россию. Так что при ввозе товара из-за рубежа им придется заплатить налог, который, к сожалению, вычесть из бюджета не получится. Во-первых, одно из условий для вычета - использование товаров в облагаемых НДС операциях - не выполняется. Во-вторых, в НК РФ четко сказано: организации, не являющиеся плательщиками НДС, учитывают уплаченный при ввозе налог в стоимости товаров (пп. 3 п. 2 ст. 170). По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@, которое, правда, касается одних "упрощенцев". В нем чиновники отметили, что уплаченный при ввозе основных средств налог включается в стоимость объекта.

Корректировка таможенной стоимости

На практике может возникнуть следующая ситуация: импортный товар оприходован и продан в одном налоговом периоде, в этом же периоде принят к вычету НДС, а в другом налоговом периоде таможня , соответственно меняется сумма НДС и таможенных сборов. Возникает вопрос: нужно ли корректировать суммы вычета?

Если корректировка была произведена в сторону увеличения, то доплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету. Но сделать это она должна по мере доплаты, т.к. в отношении "ввозного" НДС право на вычет возникает на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно дополнительные листы к книге покупок в таком случае не составляются, ведь дополнительную сумму вычета организация отразит в текущем периоде - периоде уплаты.

Если же в результате корректировки сумма НДС оказалась меньше уплаченной изначально, практика показывает: налоговики требуют представления уточненной декларации за период, когда был применен завышенный вычет "таможенного" НДС. Вероятность возникновения претензий со стороны налоговиков в отсутствие таких "уточнений" наиболее высока, если таможня по результатам корректировки произвела возврат излишне уплаченного НДС импортеру. Но в судебной практике можно встретить споры, в которых налоговая инспекция заявляла о незаконном применении вычета даже при отсутствии факта возврата лишнего НДС импортеру. Поэтому во избежание претензий организация может принять решение уточнить свои обязательства по НДС. В этом случае помимо уточненной декларации ей нужно будет составить дополнительный лист к книге покупок за период, в котором был применен вычет таможенного НДС.

Однако судебная практика в этом вопросе - на стороне импортеров. Подобный спор рассматривал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.12.2006 по делу N А05-4379/2006-18, причем в обсуждаемой ситуации излишне уплаченный НДС не был возвращен импортеру. Суд указал: изменение в сторону уменьшения таможенной стоимости товара "не может привести к занижению налога, поскольку сумма, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате на таможне, будет равна сумме, на которую должны быть уменьшены налоговые вычеты".

Более того, в судебной практике можно обнаружить решения, в которых суд принял сторону налогоплательщика даже при наличии факта возврата таможней излишне уплаченного НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4105/2007(35511-А03-29)). Таким образом, если организация решит рискнуть и не представит уточненную декларацию по НДС за прошлый налоговый период, у нее есть шансы оспорить действия налоговиков по признанию части вычета незаконным в судебном порядке.

По данному вопросу существует также официальное разъяснение ФНС России. В Письме от 27.06.2007 N 03-2-03/1236 чиновники указали: если после принятия таможенной декларации будет осуществлена ее корректировка, то вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком и зачисленные на счет таможенного органа с учетом указанной корректировки.

Как учесть таможенные пошлины?

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации организация также несет расходы по уплате таможенных пошлин. Можно ли учесть эти суммы при налогообложении прибыли и в каком порядке?

Если ввозимые ценности импортер будет использовать в качестве материально-производственных запасов (счет 10), расходы на уплату таможенных пошлин будут формировать стоимость материально-производственных запасов (МПЗ). Это четко следует из п. 2 ст. 254 НК РФ.

Если же организация осуществляет торговую деятельность и планирует продавать ввозимые ценности, порядок учета расходов в данном случае регулируется ст. 320 НК РФ. В этой статье приведен порядок формирования стоимости товаров, и в числе расходов, формирующих эту стоимость, таможенные платежи не указаны. Но сказано, что "налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров (Курсив авт. - О.А.)". Поскольку таможенные платежи уплачиваются в связи с приобретением (ввозом) товаров, эти расходы по желанию организации могут формировать покупную стоимость товаров. Такой вывод сделан и в Письмах Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335, УФНС России по г. Москве от 09.09.2005 N 20-12/64164.2. Но если организация решила не включать таможенные пошлины в стоимость товаров, расходы на уплату таможенных пошлин будут учитываться в качестве косвенных расходов. Выбранный вариант учета расходов по уплате таможенных пошлин организация должна прописать в своей учетной политике.

Могут ли организации, применяющие УСН, включить суммы таможенных платежей в расходы при расчете единого налога? Суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на российскую таможенную территорию, указаны отдельно в перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому сразу после уплаты суммы таможенных пошлин "упрощенец" может включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по единому налогу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на доставку

При ввозе товаров организация-импортер, как правило, привлекает перевозчиков или экспедиторов с целью доставки товаров до ее склада. Такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. А если импортер применяет упрощенную систему налогообложения?

До 1 января 2008 г. "упрощенцы" уменьшали доход от реализации товаров на сумму транспортных расходов. Такой порядок следовал из старой редакции пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Там было сказано, что "при реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров".

Нынешняя редакция этого подпункта звучит иначе: из ее формулировки не следует, что транспортные расходы должны уменьшать доходы от реализации товаров, как это было раньше. Там просто сказано: к расходам относятся "расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, в настоящее время не важен факт реализации товаров для включения в расходы стоимости доставки. Причем эта поправка, вступив в силу с 2008 г., распространяла свое действие и на 2007 г.

К тому же в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко сказано: по мере реализации товаров учитываются расходы на оплату их стоимости (отсутствует дополнение "а также расходы, связанные с приобретением..."). Тогда как ниже отмечено: "Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (Курсив авт. - О.А.)". Таким образом, расходы на доставку "упрощенец" также может включать в расходы при исчислении единого налога по мере оплаты, не дожидаясь факта реализации товаров, т.е. не разбивая стоимость доставки по позициям.

При отражении транспортных расходов в учете импортерам, применяющим общий режим налогообложения, следует обращать внимание на одну важную особенность. Если перевозчик представит счет-фактуру с выделенным по ставке 18% НДС, то прежде чем принимать эту сумму налога к вычету, необходимо проверить, верную ли ставку применил перевозчик.

Дело в том, что работы или услуги по перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров облагаются НДС по ставке 0% (пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Соответственно, если по таким работам (услугам) перевозчик применит ставку НДС 18% и соответствующую сумму налога предъявит заказчику (импортеру), у последнего возникнут проблемы с вычетом входного НДС. Инспекторы просто признают такой вычет незаконным и доначислят НДС, пени и штрафы.

Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: "Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг". Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@).

Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.

Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.

Но не стоит огорчаться. Возможно, в каких-то случаях выставление перевозчиком 18%-ной ставки НДС обосновано. Если перевозка осуществляется между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, услуги по перевозке должны облагаться по ставке 0% (Письмо Минфина России от 07.06.2007 N 03-07-08/146). Если же перевозка осуществляется в отношении импортных товаров, но между двумя пунктами, находящимися на территории России, применять нулевую ставку НДС организация не вправе, и такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 18% (Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-04-08/169). Такой же вывод содержится и в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-07-08/210. Значит, в таких случаях импортер может спокойно и без рисков для себя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам, полученным от перевозчика.

Импорт из Белоруссии

В отношении ввоза товаров из Белоруссии порядок исчисления и уплаты НДС отличается от общего. Правда, "специальный" порядок действует в отношении ввозимых товаров, произведенных в Республике Беларусь.

В отношении товаров, ввозимых из Республики Беларусь, следует руководствоваться Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004, а точнее - Приложением к нему (далее - Приложение). В соответствии с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель.

Из разд. 1 Приложения следует, что взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. Таким образом, российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.

Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в п. 2 разд. I Приложения:

Расходы на доставку товара, в т.ч. на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

Страховая сумма;

Стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

Стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Тут же возникает вопрос: действительно ли следует ориентироваться на месяц, если налоговым периодом для НДС является квартал?

Поскольку изменения в Положение не вносились, порядок уплаты НДС при импорте товаров сохранился прежний: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 5 разд. I Положения). Не позднее этой даты налогоплательщики также обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации с приложением установленных Положением документов (п. 6 разд. I Положения), в т.ч. отдельную декларацию по НДС, заполняемую в случае ввоза товаров из Белоруссии (ее также нужно составлять за месяц, а не за квартал).

При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация по форме и в Порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Не так давно в эту форму были внесены небольшие изменения (Приказ Минфина России от 31.07.2009 N 83н), связанные в основном с появлением Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007, ратифицированного Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ.

Вместе с этой декларацией, как мы уже отмечали, российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. В первую очередь, заявление о ввозе товара, составленное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данное заявление заполняется в трех экземплярах. Первый остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату НДС в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр организация должна направить белорусскому поставщику товара, чтобы тот смог подтвердить нулевую ставку.

Причем если в пределах одного налогового периода ввоз товаров из Белоруссии осуществлялся по нескольким договорам, количество заявлений должно равняться количеству договоров. Это связано с тем, что форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов предусматривает отражение в данном заявлении сведений о ввезенных с территории Республики Беларусь товаров и подлежащих уплате косвенных налогов по каждому договору (вопрос 13 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением "белорусской" декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.

Следует также представить договор (его копию), на основании которого товар ввозится из Белоруссии, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Белоруссии в Россию, товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом нормы Положения не содержат требования о наличии отметки налогового органа Республики Беларусь на представляемом налогоплательщиком товаросопроводительном документе белорусского налогоплательщика, в связи с чем он представляется без каких-либо отметок налоговых органов Республики Беларусь (вопрос 14 Письма ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@).

После уплаты НДС российский покупатель, применяющий общую систему налогообложения, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. Более подробно о применении вычета разъяснено в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@: налогоплательщики, импортирующие товары из Белоруссии, вправе применить налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

При принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

При использовании ввезенных на российскую территорию товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

При наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию России товарам: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Организация, применяющая "упрощенку", не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС "упрощенцем" такой же, что и при общем режиме налогообложения.

Однако в отличие от организации, применяющей общий режим, "упрощенец" не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений гл. 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ (вопрос 2): "Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает".

Зато сумму уплаченного при ввозе товаров НДС "упрощенец" может включить в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов "упрощенца" подтверждена и в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-04-08/174.

mob_info