Сухой лизинг в авиации. Авиационный лизинг. Позиционирование российских лизинговых компаний на рынке авиатехники

Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.

Что такое лизинг в авиации

Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.

Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.

Операционный лизинг и его виды

Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.

Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.

Мокрый лизинг

Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.

Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.

Сухой лизинг

Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.

Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов

Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:

  1. Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
  2. Банковский кредит, либо финансовая аренда.
  3. Наличные (собственные средства покупателя).
  4. Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Программы поддержки производителей (обычно национальные).
  7. Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.

Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?

На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.

Лизинговая компания Самолёты Клиенты
Сбербанк Лизинг Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара.
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». Российские авиаперевозчики.
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) 55 самолетов Airbus и Boeing Авиакомпании Юго-Восточной Азии
Air Lease Corporation 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. 91 авиакомпаний
Ильюшин Финанс Ко. Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 Признана банкротом в 2012 году.

Видео интервью

Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.

Финансовые условия

Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.

Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.

Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.

Типовые условия МКБ-лизинг:

Аванс: от 10%
Удорожание в год от 5,44%
Срок: до 120 месяцев

Приобретение воздушного судна – процесс достаточно затратный, причем далеко не всегда при необходимости покупки есть возможность оформить кредит. Выходом из такового положения может стать как раз именно лизинг.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подобный продукт имеет свои положительные и отрицательные черты – лучше всего заранее с ними ознакомиться.

Какие бывают виды

Процесс оформления лизинга имеет ряд тонкостей и важных отличий от обычного кредита. Важно заранее с таковыми разобраться. Также стоит отметить, что лизинг в краткосрочной перспективе более выгоден, чем обычный заем.

Но стоит отметить – при необходимости осуществить процесс выкупа уже в дальнейшем стоимость лизинга резко возрастает.

В свою очередь кредит обязательно подразумевает что по окончанию действия договора судно отойдет клиенту.

Стоит отметить, что оформить кредит несколько проще в силу обилия различных вариантов оформления.

В свою очередь лизинг предоставляет достаточно ограниченное количество компаний. Причем большая часть таковых находится именно в Москве.

Имеет много сходных качаств с обычным соглашением по кредитованию. Но при этом существует много отличительных моментов. Важным достоинством является отсутствие необходимости оплачивать аванс во многих компаниях.

Стоимость воздушного судан в случае оформления лизинга выходит несколько дороже обычного займа в банке.

Особенно если оплата ежемесячно осуществляется фактически за аренду ТС, выкуп же оплачивается отдельно. Сделка по своему формату напоминает оформление обычного кредита.

Платежи осуществляются согласно специальному графику – таковой обычно прилагается к составленному соглашению.

Сегодня под лизингом подразумевается специальный продукт аренды основных фондов – подразумевается кредитование на приобретение основных фондов. Суть лизинга достаточно проста. Сама компания, которая предоставляет таковые услуги, называется лизинговой.

Предприятие, выступающее в качестве лизингодателя, приобретает за собственные средства воздушное судно после чего на условиях долгосрочной аренды предоставляет транспортное средство в пользование получателя услуги.

Все подобные программы возможно разделить на отдельные категории:

  • с правом выкупа;
  • без права выкупа.

Во втором случае обычно подразумевается самая обычная аренда. Но при этом обслуживание обычно осуществляется как раз за счет самого получателя продукта, пользующегося транспортным средством.

Важно заметить, что после окончания срока действия соглашения права на имущество утрачиваются. Судно переходит в пользование лизингодателя.

Во втором случае, при оформлении договора с правом выкупа, по окончанию действия соглашения получатель имеет право осуществить выкуп по остаточной стоимости. Существует достаточно много разных вариантов оформления лизинга.

Оплата остаточной стоимости может быть полностью либо частично быть включена в ежемесячные платежи. Процесс оформления подразумевает возможность избежать многих сложностей, трудностей – связанных с кредитованием.

В данном направлении сегодня работает достаточно много различных компаний. В том числе Сбербанк. При выборе лизингодателя нужно быть максимально осторожным.

В противном случае могут возникнуть определенные неприятности, сложности. Подразумевается, что неоплата лизинга может сказаться на кредитной истории. Многие банки работают с программами предоставления лизинга.

Где можно получить в России

Главной сложностью оформления лизинга является теперь не только сбор определенного списка документов, но также выбор компании, в которую будет иметь место обращение.

Сегодня существуют следующие кредитные компании, которые зарекомендовали себя с положительной стороны:

Помимо обозначенных выше предложений имеются также другие, альтернативные компании. Максимальная сумма зависит от совокупности факторов.

При выборе предприятия в котором будет осуществляться процесс оформления лизинга необходимо ориентироваться в первую очередь на репутацию конкретной компании, а также на условия, которые таковые предлагают. Причем многие компании имеют определенную специализацию.

Когда происходит приобретение техники определенного типа. Данный момент также лучше всего предварительно разобрать.

Причем некоторые компании предлагают оформление лизинга сразу на большое количество однотипной техники. Подобное решение будет крайне выгодно для таксомоторных предприятий.

Например, при открытии в крупном городе нового перевозчика. В таком случае выгодным решением будет обращение в компанию «Альфа Лизинг». Данное предприятие является дочерней компании «Альфа Банк».

Необходимые документы

Перечень нужных в конкретном случае документов опять же может несколько отличаться. В данном случае все зависит от множества различных факторов. В первую очередь – от юридического статуса конкретного получателя данной услуги.

Чаще всего претендуют на данную программу именно лица юридические. Таковым нужно следующее:

  • свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика налогов на территории Российской Федерации;
  • свидетельство о регистрации компании;
  • приказ по поводу назначения руководителя предприятия, а также главного бухгалтера – если таковой вообще имеется;
  • заверенная соответствующим образом копия паспорта руководителя предприятия;
  • заверенная копия финансовой отчетности:
    • форма №1 – бухгалтерский баланс для работающих в налоговом режиме на ОСН;
    • налоговая декларация за последние несколько месяцев – для предприятий, работающих на упрощенной схеме налогообложения.
  • оригинал справки с информацией по поводу счета банка, на который осуществляются все перечисления.

В случае с индивидуальными предпринимателями все обычно несколько проще. Для оформления договора на лизинг необходимо будет подготовить следующие документы:

  • – она составляется в письменной форме (именно на основании таковой осуществляется предоставление самого лизинга);
  • копия всех заполненных страниц ИП;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию предпринимателя в ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет в конкретном регионе;
  • за последний налоговый период.

С недавнего времени многие лизинговые компании работают и с физическими лицами в том числе. Список документов схож с перечнем, необходимым для индивидуальных предпринимателей.

Но информацию по поводу всех необходимых документов лучше всего будет прояснить предварительно в самой компании, предоставляющей таковой лизинг.

Предъявляемые требования

Лизинг грузовых самолетов для физических лиц без первоначального взноса возможно оформить лишь в случае, если имеет место выполнение некоторых важных условий касательно получения.

Причем такие условия могут несколько отличаться в зависимости от требований компании-лизингодателя, а также типа техники, других важных моментов.

В то же время возможно будет выделить перечень базовых условий – которые имеет место во всех случаях – без каких-либо исключений.

К таковым условиям относится:

  • выполнены условия касательно наличия определенной прибыли;
  • предоставлены все необходимые документы;
  • имеется положительная кредитная история;
  • тип техники, приобретение которой должно иметь место, подходит под концепцию работы конкретного предприятия.

Важно заметить, что помимо общих условий могут быть ещё различные другие, достаточно специфические. Со всеми таковыми моментами нужно предварительно ознакомиться. Это позволит избегнуть многих сложностей, проблемных моментов.

Список документов, требуемых для оформления договора лизинга, может существенно отличаться – в зависимости от множества разных факторов.

К лизингополучателю

Договор лизинга воздушного судна имеет определенные особенности. В первую очередь это касается самой возможности финансирования подобного приобретения. Существует широкий ряд условий, обязательных для исполнения.

В первую очередь они устанавливаются к получателю такового лизинга:

  • наличие постоянного источника дохода;
  • регистрация на территории РФ;
  • отсутствие негативных моментов в кредитной истории.

К авиационному транспортному средству

К самолетам, переходящим в собственность на определенный срок также устанавливаются определенные требования. Они в каждом случае индивидуальны.

Но существует ряд моментов стандартных для всех случаев:

  • «возраст» — не более 10 лет;
  • должное техническое состояние;
  • отсутствие повреждений;
  • наличие всех необходимых документов.

Серьезным преимуществом будет хорошее техническое состояние. Платежи должны осуществляться уже после свершения сделки.

Стоимость определяется в каждом случае индивидуально – в соответствии с законодательством и достигнутыми договоренностями. Деятельность в каждом случае устанавливается отдельно.

Чем лизинг воздушного судна выгоднее

Сам по себе лизинг имеет множество различных особенностей, отличительных черт. Предварительное ознакомление с таковыми позволит избегнуть многих сложностей.

К основным нюансам использования данного продукта стоит отнести:

  • величина ежемесячных платежей несколько меньше чем при кредитовании;
  • может попросту не предусматривать выкуп техники после окончания срока действия соглашения;
  • условия лизинга в разных компаниях могут отличаться существенно – потому прежде, чем оформить какой-либо конкретный продукт, стоит внимательно сравнить все имеющиеся варианты;
  • просрочка по лизинговому платежу может стать причиной достаточно серьезных неприятностей – в том числе порчи кредитной истории.

Сегодня существуют всевозможные специализированные компании, предоставляющие консультационные услуги в данной сфере. Возможно, при отсутствии опыта, стоит обратиться именно к таковым.

Тонкости оформления

Существует специализированный нормативный документ, который определяет режим оформления лизинга. А также базовые требования к договору, самому процессу использования программы.

Таковым нормативным документом является от 29.10.98 г. «О финансовой аренде».

Знание всех нормативных документов позволит избежать многих трудностей, проблемных моментов. А также самостоятельно проконтролировать соблюдение своих прав.

Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка

С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.

Лизинг - вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Финансовый анализ

Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.

Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.

Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.

Изменение законодательства

В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.

Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.

Выбор оператора

Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.

Одним из наиболее приемлемых способов приобретения автотранспортного средства при недостаточности собственного капитала является лизинг.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как правило, лизинговое соглашение подразумевает под собой необходимость приобретения и передачи в пользование определенного вида транспорта на определенный срок.

По истечении указанного периода предмет лизинга передается в собственность лизингополучателя по остаточной (минимальной) стоимости. А что такое мокрый лизинг, и какими преимуществами он обладает, читайте далее.

Что это такое

Итак, лизингом называются финансовые отношения между лизингодателем, который по запросу лизингополучателя приобретает определенный вид транспорта (спецтехники) и передает его в пользование лизингополучателю, за что последний ежемесячно вносит на счет лизингодателя лизинговые платежи.

В соответствии с условиями лизингового договора предмет лизинга может быть отражен на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Именно от этого фактора зависит, какая из компаний может воспользоваться правом получения налоговых льгот.

Существенными условиями договора так же являются:

  • необходимость добровольного страхования автомобиля, в качестве средства дополнительной сохранности предмета лизинга;
  • необходимость периодического обслуживания автомобиля;
  • проведение технического ремонта в случае необходимости и так далее.

Как правило, расходы на страхование, обслуживание и ремонт возлагаются на лизингополучателя, что в значительной степени увеличивает стоимость лизинговой сделки.

Лизинговым соглашением так же регулируется порядок передачи в собственность/возврат движимого имущества, ставшего предметом лизинга по истечении срока действия договора.

Описанная схема лизинговых отношений, наиболее распространенная в РФ, называется чистым лизингом.

В отличие от чистого (сухого) лизинга мокрый вид финансовой аренды отличается:

  • предметом лизинга. Как правило, такие сделки заключаются на дорогостоящие и сложные в управлении автомобили, специализированную технику, самолеты;
  • сроками договора. Соглашение о мокром лизинге заключается на продолжительный (более 5 – 7 лет) период и может быть продлено вплоть до срока полезного использования транспортного средства;
  • внесением предмета лизинга на баланс лизингодателя (иное не возможно);
  • наличием дополнительных опций.

Под дополнительными опциями понимаются расходы, которые возлагаются на лизингодателя и включают:

  • расходы на регистрацию/перерегистрацию транспортного средства;
  • расходы на обслуживание по условиям гарантии;
  • расходы на плановые и внеплановые ремонты;
  • расходы на страхование;
  • расходы на подготовку квалифицированного персонала для работы на транспортном средстве;
  • расходы на приобретение сырья, запасных частей и так далее.

По окончании срока действия лизинговой сделки предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю или полностью списывается ввиду невозможности его дальнейшего использования.

Где в основном используется мокрый лизинг

Мокрый лизинг преимущественно используется при заключении сделок:

  • с производителями транспортного средства;
  • с оптовыми поставщиками того или иного вида транспорта.

Банки и финансовые организации не имеют возможности заключать сделки с подобными условиями, так как сильно ограничены по роду деятельности и допустимым вложениям денежных средств.

В связи с этим сторонами сделки при условии оплаты расходов на обслуживание лизингодателем являются исключительно крупные предприятия (организации), то есть юридические лица.

Основными предметами мокрого лизинга являются:

  • сложная дорожная или строительная техника;
  • морские суда;
  • воздушные суда. Мокрый лизинг в авиации получил самое широкое распространение с 2000 – х годов и до нашего времени;
  • сложное оборудование для производства каких-либо товаров.

Преимущества и недостатки

Мокрый лизинг, как и любой иной вид финансовых отношений, имеет свои существенные преимущества и недостатки, причем как для лизингодателя, так и для лизингополучателя.

Для лизингодателя

Лизинг мокрый и сухой дает некоторые преимущества лизингодателю. А именно:

  • максимальная безопасность сделки. В отличие от иных видов финансовых отношений предмет лизинга при любых условиях остается собственностью лизингодателя до полной выплаты его стоимости с учетом размера удержания (процентной ставки, определенной лизингодателем самостоятельно);
  • согласованность расходов и доходов организации. Все лизинговые платежи установлены соглашением до передачи предмета лизинга во временное пользование, что позволяет с экономической точки зрения правильно перераспределять собственные средства для достижения максимального показателя прибыли;
  • долгосрочность. Одним из основных преимуществ лизингового соглашения, в отличие от иных финансовых операций, является его долгосрочность (до 5 лет – сухой лизинг и более 5 лет – до полного износа при мокром лизинге);
  • наличие налоговых льгот. В соответствии с действующим российским законодательством сторона лизингового соглашения, на балансе которой отражается лизинговое имущество (а иное нее может быть предусмотрено по условиям мокрого лизинга) имеет право на получение льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, а так же возврат НДС, который взимается с лизинговых платежей.

Однако следует отметить, что мокрый лизинг имеет и некоторые негативные стороны, к которым относятся:

  • необходимость дополнительных затрат на страхование и обслуживание предмета лизинга, что снижает экономическую выгоду от сделки. Для сокращения собственных убытков лизингодатели увеличивают размер удержания;
  • сложность в ведении бухгалтерии, так как в сделке участвует больше сторон;
  • сложность ввоза дорогостоящей технику на территорию РФ.

Для лизингополучателя

Лизингополучатель при заключении сделки мокрого лизинга достигает следующих положительных аспектов:

  • в первую очередь данная сторона получает требуемую для ведения бизнеса технику, что позволяет улучшить качество, увеличить обороты деятельности и добиться максимальной прибыли от собственной хозяйственной деятельности;
  • возможность самостоятельного выбора транспорта в соответствии с основными техническими характеристиками;
  • доступность для широкого круга потребителей. Главное иметь необходимый уровень дохода и отвечать остальным требованиям лизингодателя (срок работы, отсутствие задолженностей, отличная кредитная история и так далее);
  • отсутствие необходимости несения дополнительных расходов, так как страхование и ремонт осуществляются за счет средств лизингополучателя;
  • возможность получения некоторых льгот по налогу на прибыль, так как лизинговые платежи уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Среди недостатков данного вида сделки можно выделить:

  • отсутствие собственности на транспортное средство до окончания срока действия соглашения, что увеличивает некоторые риски лизингополучателя. Например, в случае образования сложного финансового положения и неуплаты одного или нескольких лизинговых платежей лизингодателем может вернуть себе предмет лизинга и для изъятия не требуется специального судебного решения;
  • нельзя прекратить выплату лизинговых платежей, если движимое имущество морально устарело. Досрочное расторжение договора в связи с данным фактором недопустимо;
  • лизингополучатель несет полную ответственность за сохранность предмета лизинга.

Особенности оформления в России

В настоящее время мокрый лизинг, как внутренняя финансовая операция, запрещен. Это связано с отсутствием законодательной базы. Однако подобные сделки заключаются на международном уровне.

Основным предметом мокрого лизинга в РФ выступает авиационный транспорт, причем Россия может выступать и в качестве лизингополучателя (приобретение самолетов гражданской авиации), так и в качестве лизингодателя (поставка военной техники).

Условия каждой сделки определяются в индивидуальном порядке, а гарантом по данному виду сделок выступает Правительство Российской Федерации.

В последние годы получила широкое распространение такая форма предоставления внешнеэкономических услуг, как аренда (лизинг) самолетов. Эта форма деятельности подразумевает как получение самолетов в аренду, так и сдачу их в аренду. Фирма (компания), сдающая в аренду - арендодатель, одновременно может являться и получателем аренды - арендатором. В широком смысле под арендой понимается соглашение о найме определенно­го имущества. При этом арендодатель остается собственником имущества. Арендатор получает право использовать имущество в течение определенного периода с выплатой арендной платы.

В качестве арендатора чаще всего выступают авиакомпании, не имеющие в достаточном количестве собственного самолетного парка. Авиакомпании, имеющие избыточные провозные емкости, сдают самолеты в аренду другим авиакомпаниям. Однако имеются компании, специализирующиеся только на аренде самолетов (ли­зинговые компании).

Лизинговые соглашения позволяют авиакомпаниям эксплуати­ровать воздушные суда без выплаты авансов и без серьезных ка­питальных расходов на приобретение этих ВС. При этом арендодателям гарантируется безопасность владения авиатехни­кой и значительная прибыль на основе комбинаций налоговых льгот, получения процентов по капиталовложениям и в результате возможного фактического повышения остаточной стоимости авиа­техники по истечении срока аренды,

В то же время лизинг имеет свои недостатки, например огра­ниченную принадлежность воздушных судов конкретным авиа­компаниям, рост финансовых расходов и, соответственно, эксплуатационных расходов (в зависимости от конкретных усло­вий лизинга).

Существуют различные типы лизинговых соглашений, однако по сути они являются производными от двух основных типов: фи­нансовой аренды (или аренды капиталов) и эксплуатационной аренды.

Финансовая аренда. В рамках финансовой аренды, которая обычно составляет 10-20 лет, авиатехника поступает в полное ведение авиакомпании-арендатора с выплатой стоимости оборудо­вания согласованными долями в течение всего срока аренды. После окончания срока аренды и полной выплаты арендной платы авиатехника может перейти в собственность арендатора с выпла­той остаточной стоимости или без таковой (в зависимости от ус­ловий аренды). В рамках финансовой аренды прибыль и риски, связанные с владением и эксплуатацией, передаются арендатору. Обязательства по финансовой аренде включаются в качестве дол­госрочной задолженности в балансовые счета перевозчика. В то же время финансовая аренда дает возможность арендодателям рассчитывать риски на основе остаточной стоимости, а не на осно­ве кредитоспособности авиакомпании. В связи с этим финансовые формы аренды широко используются на ряде рынков, особенно в США, где налоговые преимущества позволяют осуществлять фи­нансирование с использованием таких источников, как банки, страховые и лизинговые компании. Разновидностью финансового лизинга или капитальной аренды является так называемая «взвешенная аренда» («ливериджлиз»), при которой в сделке участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и кредитор. При этом долгосрочное финансирование осуществляется кредиторами. В результате сделке по «взвешенной аренде» самолетов авиакомпания фактически приобретает самолеты в рассрочку с выплатой стоимости в течение всей аренды. Вначале авиакомпания выплачивает в 10-20% стоимости авиатехники, а остальные 80-90% в рассрочку равными долями до конца срока аренды. При этом, если в указанную сделку вовлечена лизинговая компания, она принимает на себя обязанность арендатора/субподрядчика. Кредитор в этом случае получает устойчивый процент на заемный капитал. Основной выгодой авиакомпании-арендатора является то, что она выплачивает только чистую арендную плату за использование авиатехники. Трансграничная аренда при этом дает значительные преимущества в налоговых льготах, так как на арендатора при этом распространяется отечественное налоговое законодательство,

В качестве примера финансового лизинга по «взвешенной аренде» можно привести аренду авиакомпанией «Аэрофлот - российские авиалинии» пяти аэробусов А-310 производства запад­но-европейского консорциума «Эрбас-Индастри» с участием бан­ковской корпорации «Креди Лионнэ», со сроком аренды 10 лет, после чего указанные самолеты переходят в собственность авиа­компании.

Однако следует отметить, что финансовые формы аренды в по­следнее время сталкиваются все с большими и большими трудно­стями, связанными с ужесточением финансовой политики во всей мире и новым налоговым законодательством во многих странах, являющихся заимодавцами, например в Японии, США и Западной Европе.

Эксплуатационная аренда. В рамках эксплуатационной арен­ды арендатор просто пользуется арендуемой им собственностью (обычно в течение относительно короткого периода времени, не превышающего семи лет). Трансграничная аренда (за границей) помимо расширения возможностей финансирования воздушных судов обеспечивает значительные налоговые льготы. Если финан­совая аренда включается в качестве долгосрочной задолженности в балансовые счета авиакомпании, то эксплуатационная аренда не включается в эти счета, что является важным для авиакомпании, имеющей достаточный уровень задолженности.

Эксплуатационные формы аренды являются привлекательными для перевозчиков не только с точки зрения балансовых счетов, но и в связи с высокой степенью гибкости, которую они обеспечивают в отношении планирования парка воздушных судов. Значительному росту их использования за последние 10 лет способствовало появление специализированных лизинговых ком­паний, самыми крупными из которых являются «Ансетт Уорлдйд Авиэйшн Сервисиз» (Австралия), «ГАТХ-Креди Лионнэ» Франция), «Гиннес Пит Авиэйшн» (Ирландия), «Интернэшнл Лизайнэнс Корпорэйшн» (США).

Помимо названных профессиональных лизинговых компаний в России также была создана акционерная лизинговая авиакомпания АЛАК». В сферу ее деятельности помимо сдачи в аренду воз­душных судов отечественным и иностранным юридическим или физическим лицам входили также экспорт и импорт на основе лизинга воздушных судов, передаваемых в ведение «АЛАК», а также предоставление авиационных и сопутствующих им услуг пасса­жирам и клиентуре на внутреннем и внешнем рынках.

Лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатаци­онной аренде, играют важную роль в отрасли воздушного транс­порта, являясь посредниками между авиакомпаниями-арендаторами, финансовыми учреждениями, изготовителями самолетов, а также другими авиакомпаниями, имеющими избыточ­ный самолетный парк и сдающими его в свою очередь в аренду лизинговым компаниям.

Компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предоставляют широкий круг услуг, включая обслуживание и ре­монт самолетов, маркетинг, консультации по финансовым вопро­сам и т.д. Они могут получать и предоставлять выгодные условия финансирования для приобретения авиатехники на основе своих собственных активов, а также выгодные цены на воздушные суда в результате их оптовой закупки у производителей, а также хорошей организации сбыта и повторного сбыта.

В последние годы лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предлагают и новые виды услуг, та­кие как доступ к портфелю заказов изготовителей и графику их поставок, резервируя полностью мощности изготовителей. В на­стоящее время заказы лизинговых компаний составляют около 20% общего объема выпуска новых воздушных судов и ожидается, что в течение ближайшего десятилетия эта доля значительно увеличится.

а также использования самолета только для целей перевозки пас­сажиров, грузов и почты в соответствии с правилами ИАТА.

В статье 8 определяются условия технического обслужива­ния, ремонта, инспектирования и поддержания летной годности самолета.

В статье 9 определяется риск потери или повреждения само­летов либо двигателей.

В статье 10 определяются условия страхования от ущерба или повреждения, пределы возмещения ущерба, а также условия осво­бождения от ответственности.

В статье 11 определяются последствия невыполнения обяза­тельств каждой из сторон соглашения, условия предъявления пре­тензий и исков.

В статье 12 определяются условия субаренды и передачи прав по соглашению третьим лицам.

В статье 13 определяются условия юрисдикции, а также в су­дах какой страны будут рассматриваться возможные споры по ус­ловиям соглашения.

В статье 14 оговариваются условия возврата арендуемого имущества после окончания срока аренды.

В приложениях к соглашению определяются конкретные рек­визиты сдаваемого в аренду самолета, его серийный номер, сроки летной годности, сроки и условия инспектирования.

Краткосрочная аренда (фрахтование) самолетов. Кратко­срочная аренда (фрахтование) самолетов осуществляется по дого­ворам, заключаемым на определенный период: год, квартал, месяц, сезон. В международной практике краткосрочная аренда подпадает под определение «тайм-чартера» и осуществляется на основе договора чартера. Договор чартера между российскими авиапредприятиями и иностранными фрахтователями или фрах­товщиками является внешнеэкономической сделкой, и к нему применяется законодательство о внешней торговле и о других ви­дах внешнеэкономической деятельности.

Цена фрахта определяется, как правило, на основе стоимости летного часа для каждого типа самолета, умноженной на мини­мальный согласованный налет часов в месяц или в целом за пери­од фрахта.

Основной обязанностью фрахтовщика является предоставле­ние вместимости воздушного судна и содержания его в течение всего срока действия договора в состоянии, годном к использованию для целей, предусмотренных договором. Существенным элементом договора является определение типа предоставляемой воздушного судна, максимального количества предлагаемых кресел для перевозки пассажиров, емкостей для перевозки багажа, грузов и почты. Таким образом, по договору чартера фрахтовщик обязуется предоставить вместимость воздушного судна конкретного типа.

Воздушное судно должно быть исправным, заправлено необходимым количеством топлива, оснащено радиосигнальным оборудованием, отвечать нормам летной годности и другим техническим требованиям для данного типа воздушных судов, Воздушное судно должно быть обеспечено летно-техническим персоналом, подготовленным для полетов, эксплуатации и обслу­живания воздушных судов соответствующего типа. При перевози пассажиров в состав летно-технического персонала включаются и бортпроводники. Фрахтовщик обязан предоставить фрахтуемое воздушное судно в сроки, указанные в договоре. В интересах безопасности полета фрахтовщик имеет право переносить или от­менять вылет, совершать в течение полета посадки, делать оста­новки, необходимый ремонт, изменять маршрут или количество! загрузки, принимаемой на борт в соответствии с условиями дого­вора. Этими правами фрахтовщик может пользоваться без какой-либо компенсации, в том числе без возмещения убытков фрахто­вателю при наличии обстоятельств непреодолимой силы (метео­рологические условия, не позволяющие воздушному судну выполнять полет или вынуждающие его следовать на запасной аэродром, не предусмотренный графиком полета; действия или распоряжения властей; военные действия; другие обстоятельства, вызывающие приостановление либо ограничение полетов полно­стью или частично, как например забастовки; случаи механиче­ской поломки, аварии воздушного судна, происшедшие не по вине фрахтовщика).

Фрахтователь при заключении договора чартера указывает страну или регион, а также пункты перевозки и принимает обяза­тельства выполнять установленные правила, порядок и гарантию оплаты.

Фрахтователь обязан обеспечить установленный минимум на­лета часов на период фрахтования воздушного судна. Фрахтова­тель может предоставить вместимость зафрахтованного им воздушного судна другим лицам (в субаренду) только с согласия

фрахтовщика. Стороны договора фрахтования несут ответствен­ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, происшедшее по их вине. Бремя доказывания отсутствия вины ле­жит на стороне, нарушившей обязательства.

Нередко при фрахтовании или аренде воздушных судов возни­кает ситуация, когда договор воздушной перевозки заключает од­но предприятие (авиакомпания), а фактически перевозит другая. Например, одна авиакомпания, заключив договор на перевозку, фрахтует у другого авиапредприятия самолет. Первая в этом слу­чае является фрахтователем, а вторая - фрахтовщиком, у которо­го нет договора с клиентом, но которая фактически осуществляет перевозку. Чтобы избежать положения, когда ответственность та­кого фактического перевозчика не ограничивалась положениями Варшавской конвенции, дополнительно к ней в 1961 году принята Гвадалахарская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляе­мых лицом, не являющимся перевозчиком по договору. Гвадала­харская конвенция распространяет на фактического перевозчика действие Варшавской конвенции 1929 года и Гаагского протокола 1955 года.

mob_info