Налог с продаж: редакция новая, проблемы старые. Правительство отказалось от идеи введения налога с продаж Из двух зол

Налог с продаж — это косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного продукта (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.

Налог с продаж — англ. Sales tax, является одним из типов налога на потребление, который взимается непосредственно в торговой точке при покупке определенных товаров и услуг.

Налог с продаж — уплачивается со стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых в торговлю в розницу или оптом за наличный Расчет, а именно: стоимости подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных предметов торговли , видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов люкс и СВ, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ .


Размер налога с продаж обычно устанавливается как процент от налогооблагаемой цены при продаже. Некоторые товары и услуги могут быть освобождены от этого налога, потому что законы о налоге с продаж обычно содержат список исключений. Законы , регулирующие порядок администрирования налога, могут требовать, чтобы налог с продаж был включен в цену, либо добавлялся к цене непосредственно в торговой точке.

В большинстве стран налогов с продаж взимается продавцом с покупателя, а продавец перечисляет полученную сумму правительственной налоговой службе. Налог с продаж обычно взимается пи продаже товаров, но во многих случаях он также взимается и при продаже услуг.

Налог с продаж взимается только при продаже товаров или услуг их конечному потребителю. Чтобы достигнуть этого, покупатель , который не является конечным приобретателем обычно обязан предоставлять продавцу «сертификат перепродажи» (англ. Secondary market Certificate), который подтверждает, что приобретает продукт с целью его перепродажи. В этом случае налог будет взиматься с каждой позиции, которая не обеспечена таким сертификатом.

В современном мире наблюдается тенденция к переходу от обычного налога с продаж на более универсальный налог на добавленную стоимость (англ. Value Added tax, VAT). Налог на добавленную стоимость обеспечивают приблизительно 20% налоговых поступлений во всем мире, и используется более чем в 140 странах. Однако США являются одной из немногих стран, которые сохранили обычный налог с продаж.

Налоговые системы, в которых применяется налог с продаж, часто способствуют экономическому росту, росту сбережений и инвестиций. Экономисты компании экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в пределах OECD и выяснили, что с продаж являются одним из наименее вредных налогов для экономического роста.

Некоторые экономисты полагают, что налог с продаж является устаревшим в современном мире, поскольку является большим налоговым бременем для лиц с низкими доходами, чем лиц с высокими доходами. Однако этот негативный эффект налога с продаж мог быть предотвращен, например, освобождением от его уплаты с некоторых товаров первой необходимости, таких как еда, одежда и лекарства.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручению физ. лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизные налоги для подакцизных товаров. Ставка Н.с.п. устанавливается в размере до 5% (законами субъектов РФ налог обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ). Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены продукта без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену продукта, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Суммы платежей по налогу зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (соответственно — 40 и 60%) и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Не является объектом налогообложения с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных предметов торговли, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических предметов торговли; жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также предоставления жилья в общежитиях; зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельносрынкаодлежащих лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов, другие товары (работы, услуги) в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Налог с продаж вводился на территории Российской Федерации дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР. Ставка налога была установлена в размере 5 процентов . Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Союза Советских Социалистических Республик () произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов, введённой законом «Об основах системы налогооблажения в России» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж был введён в Российской Федерации в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов России. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном).

С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса. При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года. С 1 января 2004 года налог с продаж в Российской Федерации не взимается. Тем не менее, уже после этого высказывались предложения о замене налогом с продаж налога на добавленную стоимость.

Налог с продаж в США (также известный, как налог на покупку или налог штата) - это косвенный налог (англ. "Sales tax"), взимаемый продавцом или магазином с покупателя в пользу штата, из которого покупатель совершил данную покупку. В случае удаленных покупок, например, через интернет или по телефону, штатом, в пользу которого будет взимать налог, будет тот , на адрес в котором будет отправлена совершенная покупка.


Налог с продаж зависит от законов каждого конкретного штата и в некоторых штатах достигает 10%. Для штата Мэриленд, в котором базируется наша , он равен 6%.

Взимают данный налог в тех случаях, когда продавец или магазин имеет физическое присутствие (англ. "physical presence") в штате покупателя. Под физическим присутствием компании-продавца на территории штата понимается присутствие локального офиса компании, склада, магазина и т.д.

Таким образом, если покупатель, находящийся в США , зайдет за покупками в какой-либо физический магазин, то он заплатит налог с продаж в любом случае. Если же покупка будет совершена удаленно, через интернет, то он заплатит налог лишь в том случае, если магазин, в котором он совершил покупку, имеет физическое присутствие в штате покупателя.


Если покупатель совершит покупку в интернете в магазине Amazon.com, который все свои продажи ведет только через интернет и не имеет физического представительства на территории штата покупателя, то покупатель не будет платить никакого налога с продаж. Если же покупатель совершит покупку в интернет магазине Macys.com, который имеет локальный физический магазин в штате покупателя, то с покупателя, дополнительно к стоимости покупки, будет взиматься налог с продаж. В данном случае 7% - это налог с продаж штата Вайоминг, в котором живет предполагаемый покупатель.

Как избежать уплаты налога с продаж?

Избежать уплаты налога в конкретно намеченном Вами магазине не удастся. Магазины в США по закону обязаны взимать с покупателя этот налог при продаже.


Как вариант Вы можете попробовать поискать тот продукт, что Вы хотите купить, в другом магазине, не взимающем налога с продаж, воспользовавшись специально предназначенными для этого сервисами типа commercial units Search, PriceGrabber или BuyCheapr.

Налог с продаж (Sales tax) - это

Налог с продаж (Sales tax) - это

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

budgetrf.ru - бюджетная система РФ

odinpost.com - товары из США


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях:

    Налог с продаж - с 1 января 2002 года регулируется главой 27 НК РФ Налог с продаж. Налог с продаж является региональным налогом. Налог косвенный. Налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - (sales tax) Налог на продажи в деловой сфере. Налог на продажи обычно представляет собой фиксированный процент общей суммы продаж определенных групп товаров и услуг. Налоги на продажи используются для увеличения поступлений в бюджет, как например … Экономический словарь

    Налог с продаж - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Налог с продаж косвенный налог (на … Википедия

    налог с продаж - налог, устанавливаемый в процентах к стоимости, цене продаваемых товаров и услуг. Является разновидностью акцизного налога … Словарь экономических терминов

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Расчет налога с продаж рассчитывается в процентах. Налог с продаж это доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Любой бизнесмен делает примерные расчеты в голове, сколько получиться прибыли с продажи товара, а также сразу рассчитываются в голове налоги с продажи. Сравнить можно на примере урожая картошки или др. Часть этого урожая будет гнилой или порченной. Эту часть мы спишем на налоговую потерю.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 — 7 настоящего пункта;
2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) выручка от реализации покупных товаров;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ;
6) выручка от реализации основных средств;
7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 — 6 настоящего пункта.
При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса;
2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;
6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 настоящего пункта;
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
4) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.



В Государственную налоговую инспекцию Приложение 3

по ————- району к Закону ——— области

от плательщика от 31.12.14. № 350-46

ИНН ************** Штамп (отметка)

г. ——-, ул. —————, 10-111 госналогинспекции

Получено

«_____» __________________200___г.

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРОДАЖ

налога с продаж, совершенных за _________________________________________

№п.п. Вид товара (работ, услуг) Стоимостьреализованноготовара(тыс. руб.) Ставка налогав процентах Сумма налога

26 ноября 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Этим законом была утверждена новая глава кодекса - "Налог с продаж". Комментирует положения новой главы, а также юридическую ситуацию, которая может сложиться в январе 2002 года с налогом с продаж в некоторых регионах, Андрей Николаев, канд. юрид. наук, доцент кафедры Предпринимательского права Московской Государственной Юридической Академии.

Предыстория

Напомним, что 30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), обязал законодателя привести положения федерального закона, регулирующего налог с продаж, в соответствие с Конституцией РФ и предоставил отсрочку – до 1 января 2002 года, предусмотрев, что в случае иного действующая редакция закона о налоге с продаж теряет силу.

Заметим - для того, чтобы механизм взимания налога с продаж реально заработал, необходимо во исполнение нового федерального закона ввести в действие новые законы субъектов Российской Федерации. А согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, для того, чтобы субъекты в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, то им необходимо было принять новые местные законы (или привести старые в соответствие с главой 27 НК РФ), по крайней мере, до конца ноября 2001 года.

Однако подобные юридические коллизии возникали и в прошлом, поэтому очень мало сомнений в том, что налог с продаж будет продолжать взиматься в том числе и в январе 2002 года, несмотря на сложившуюся юридическую ситуацию. Подробный анализ этой ситуации читайте в конце этой статьи.

«Новые» признаки старого налога

Что принципиально нового имеет место в новой редакции налога с продаж?

Во-первых, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения только в том случае, если такая реализация осуществляется исключительно за наличный расчет. Таким образом, федеральный закон вывел из-под налогообложения безналичные платежи индивидуальных предпринимателей, по расчетным чекам банков и платежи по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц. Тем не менее, законодатель оговорил, что реализация также является налогооблагаемой, если оплата за товар (работы, услуги) осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт (несмотря на попытки некоторых депутатов противостоять этому).

Во-вторых, закон совершенно четко определяет, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации.

Из этого следует, что выведены из-под налогообложения операции по продаже товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет.

В-третьих, указав в п. 2 ст. 348 НК РФ, что организации и предприниматели признаются плательщиками налога с продаж при условии, что они реализуют товары (работы, услуг) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог, законодатель подчеркнул «жестко» территориальный принцип данного налога. Кстати это положение очень значимо, потому что в настоящий момент ряд территориальных налоговых органов по каким-то непонятным причинам исходит из того, что налог с продаж следует платить по месту получения денежных средств, а не по месту реализации товаров (например, письмо Управления МНС России по г. Москве от 24.04.2001 № 06-12/9/18922).

В-четвертых, в действующий в настоящее время на федеральном уровне перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, вносятся некоторые изменения. Так, в перечень продовольственных товаров, освобождаемых от налога, дополнительно включены яйца птицы и мука.

В-пятых, дополнительно освобождаются от налогообложения входные билеты на посещение спортивных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта, учебная и научная книжная продукция, а также периодические печатные издания.

В-шестых, из закона исключены неопределенные (оценочные) понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «услуги и товары не первой необходимости» и т. п. То есть то, на необходимость исправления чего прямо указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 января 2001 года № 2-П.

В-седьмых, прямо исключается право законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), но по-прежнему сохраняется право расширения перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, предусмотренного данным законопроектом.

Закон о налоге с продаж ввел понятие налогового агента

Для определения налоговых последствий посреднических операции по продаже товара специально введено понятие налогового агента.

Напомним, что согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Так, согласно п. 3 ст. 354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (поручения, агентирования) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

Следует отметить, что и до появления этого правила в законе были попытки ввести аналогичное положение путем оговорок в инструкциях налоговых органов на местах (например, п. 5.3. Инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.1999 № 1) и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 17.12.1998 № 04-00-11, от 20.04.1999 № 04-03-13, от 31.08.1999 № 04-03-13). Также аналогичное положение прослеживалось в судебных актах арбитражных судов (например, постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-западного округа от 27 декабря 1999 года по делу № А56-21096/99). Однако если ранее юридическая сила этих актов вызывала сомнение, то теперь, с учетом новой редакции закона, все стало совершенно ясно.

Что не нашло отражения в новой главе

В новом законе не нашли поддержки предложения о снижении максимально возможной ставки по налогу с продаж с 5 % до 4 % (осталось 5 %), а также установление единой ставки для всех субъектов (как и прежде, субъекты РФ вправе по своему усмотрению определять ставку налога с продаж от 0 % до 5 %).

К большому «удивлению» многих специалистов не нашло поддержки предложение об освобождении из-под налогообложения платежей с расчетных и банковских карт. Многие считают, что массовое распространение банковских карточек – единственное эффективное средство борьбы с неконтролируемыми наличными денежными оборотами и одновременного стимулирования легализации торговли (безналичные платежи по карточкам, в отличии от наличных расчетов, более прозрачны для налогового контроля).

И еще один интересный аспект. Изначально (когда 31 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 149-ФЗ, который и ввел в налоговую систему России налог с продаж) предполагалось (и это было прямо указано в законе), что средства, вырученные от налога с продаж, «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения». Так вот, теперь это положение будет исключено из текста закона. Видимо, проблему с социальными нуждами малообеспеченных слоев населения государство решило.

Регионы вправе установить дополнительные льготы

Глава 27 Налогового кодекса РФ, как и прежде, не устанавливает круг лиц, которые освобождаются от уплаты налога с продаж. Закон ограничивается перечислением в п. 1 ст. 350 НК РФ операций по реализации ряда товаров, работ и услуг, которые освобождаются от обложения налогом с продаж.

При этом статья 347 НК РФ говорит о том, что «устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу». Таким образом, законодатель ничего не говорит о том, вправе ли субъекты Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по налогу с продаж или нет.

Согласно ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог с продаж является региональным налогом.

Учитывая вышеизложенное, целесообразно вспомнить постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, где было отмечено следующее. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Из статей 5 (части 2 и 3), 72 (пункт "и" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации.

Следовательно, можно сделать вывод, что региональный законодатель вправе предусмотреть дополнительные льготы по налогу с продаж.

Способы оптимизации налога с продаж

Способов оптимизации налога с продаж осталось немного, но все-таки они есть.

Во-первых, по-прежнему освобождаются от уплаты налога с продаж малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения.

Во-вторых, плательщики налога на вмененный доход также освобождены от уплаты налога с продаж.

Однако думается, что такое положение вещей будет противоречить принципу равного налогового бремени и, более того, создает угрозу равным условиям конкуренции.

Напомним, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции РФ. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно - правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований».

Из анализа ст. 349 и 354 НК РФ очевидно, что налог с продаж не просто налог, а инструмент ценообразования. Учитывая эту специфику налога с продаж, условие о том, что кто-то должен платить налог с продаж, а кто-то нет, является дискриминацией. Кроме того, это не соответствует правовым позициям Конституционного Суда РФ (постановление от 21 марта 1997 г. № 5-П) и Высшего Арбитражного Суда РФ (от 9 октября 2001 года № 1321/01), в которых совершенно четко было определено, что «фактическими плательщиками данного налога являются потребители товаров, работ и услуг, уплачивающие налогоплательщику сумму налога с продаж в цене этих товаров (работ, услуг)». Следовательно, налог с продаж должны платить либо все торговцы, либо никто. Иначе это нарушает баланс равных условий конкуренции.

Возможности обжалования

Первое, что приходит на ум – это возможность обжалования процедуры принятия законов субъектов РФ, поскольку многие регионы в своих бюджетах на 2002 год уже запланировали доходы от налога с продаж, начиная с января следующего года.

Более того, некоторые регионы, не дожидаясь принятия федерального закона, уже приняли свои региональные законы (например, в Москве еще за две недели до подписания Федерального закона Президентом РФ - 09 ноября - был принят Закон о налоге с продаж № 57, статья 6 которого говорит, что «настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года»).

На первый взгляд кажется, что это нарушение закона, когда региональный законодатель, не дождавшись издания федерального закона, принимает свой нормативный акт. Но с другой стороны при детальном правовом анализе может оказаться, что никакого нарушения нет.

Статья 5 Протокола к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), предоставляет субъектам Российской Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

Что касается Москвы, то в ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.1994 № 22 «О законодательных актах города Москвы», прямо указано, что «до издания федеральных законов по предметам совместного ведения согласно Конституции Российской Федерации, Федеративному Договору и Протоколу к нему могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты города Москвы с последующим приведением актов в соответствие с федеральными законами в случае их издания».

Что же является днем принятия? Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» датой принятия федерального закона считается не день его подписания Президентом РФ, а день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Федеральный закон от 27.11.2001 года № 148-ФЗ был принят Государственной Думой 01 ноября 2001 года. Закон г. Москвы был принят 09.11.01, т.е. после принятия Федерального закона Государственной Думой РФ 01.11.01 г., но до официального издания последнего. Так что юридически процедура принятия Закона г. Москвы соответствует законодательству.

Однако не исключено, что не все субъекты России поступили таким же образом, как г. Москва, и не успели до 1 декабря 2001 года принять свои собственные законы.

В связи с этим необходимо отметить следующее.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1 числа очередного налогового периода. В соответствии со ст. 352 НК РФ налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц. Значит, для того, чтобы субъекты РФ в январе 2002 года получили бы средства от налога с продаж в том объеме, на который они рассчитывают, им необходимо было принять свои местные законы и опубликовать их по крайней мере в период с 27 по 30 ноября 2001 года. Если же они это сделать не успели, но все-таки введут налог с продаж с 1 января 2002 года, то обязательность его взимания, по крайней мере в январе 2002 года, нарушает Конституцию РФ и Налоговый кодекс РФ в части положений, касающихся порядка введения закона в действие.

Кстати, именно за нарушение ст. 57 Конституции РФ в части порядка введения в действие был признан неконституционным постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П Закон Кировской области «О налоге с продаж». Практический результат этого факта – недопустимость применения мер ответственности к налогоплательщикам Кировской области за неуплату налога с продаж.

Кроме того, само по себе предоставление права введения налога с продаж субъектам РФ противоречит принципу единства экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Факт ограничения сферы наличных расчетов налогом с продаж противоречит п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 74 Конституции РФ в части нарушения, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Допускаемая существующим налоговым законодательством дифференциация на плательщиков и неплательщиков налога с продаж является нарушением гарантии поддержки конкуренции (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).

Таким образом, возможности для обжалования новой редакции старого налога с продаж уже есть. И те, кто готов пройти всю процедуру судебного обжалования до конца, могут сделать это. Сомнений же в том, что при отказе от уплаты налога в январе месяце придется доказывать свою правоту в суде, практически нет: налог с продаж запланирован в региональных бюджетах, и налоговые органы будут выполнять бюджетные задания.

В России не будут возрождать налог с продаж, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов

Антон Силуанов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Правительство не будет вводить налог с продаж. Об этом заявил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на сессии «Станут ли бюджетная и налоговая политика факторами экономического роста?» в рамках ПМЭФ-2018.

«Нет», — ответил глава финансово-экономического блока правительства на вопрос главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, будет ли в России введен налог с продаж.

Налог с продаж — косвенный налог, фактически взимаемый с покупателей при покупке товаров и услуг. В истории России уже были периоды, когда такой налог действовал — в конце 1980-х и 1990-х, налог с продаж отменили в 2004 году. До 2004 года налог с продаж, который устанавливали регионы в пределах 5%, платили компании, продававшие товары гражданам: сумма налога включалась в конечную цену товара. При этом налог с продаж сосуществовал с НДС.

Первый вице-премьер вновь подтвердил, что выступает за сохранение ставки НДФЛ неизменной. Сейчас она составляет 13%. «Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом», — сказал Силуанов. «Окончательное решение будет принимать правительство», — уточнил он.

Кроме того, отвечая на вопрос Макарова о пересмотре льготной 10-процентной ставки НДС, действующей для социально значимых товаров, продуктов питания и детских товаров, Силуанов подчеркнул: «Мы как Министерство финансов, как экономический блок против дополнительного обложения на детское питание».

«Дошлифовка» налогов

Правительство сейчас «дошлифовывает» предложения по налоговой системе, Силуанов. «Будут изменения, которые зафиксируем на предстоящие шесть лет. Здесь будут изменения, с одной стороны, и снижение налогов... таких сложных налогов в виде прямых налогов. Будут изменения и по другим частям», — сказал первый вице-премьер.

Например, правительство ускорит и облегчит для компаний возмещение НДС, пообещал Силуанов. «Мы ускорим возмещение НДС и снизим порог для компаний, которые могут пользоваться ускоренным возмещением НДС. Сегодня порог составляет 7 млрд руб., мы понизим до 2-3 млрд руб., сократим сроки проведения камеральной проверки для сокращения НДС», — сказал министр.

Компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС. Сейчас Налоговый кодекс предоставляет организации право на ускоренный способ возмещения НДС, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года.

«Донастройку» налоговой системы в декабре 2016 года поручил проработать президент Владимир Путин. СМИ сообщали, что в правительстве обсуждались такие меры, как введение налога с продаж, НДФЛ с 13 до 15%, снижение ставки страховых взносов с 30 до 22% с одновременным повышением НДС с 18 до 22%.

3.5.5. Налог с продаж

Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* в Российской Феде­рации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъек­тов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%. При этом они должны направляться на социальные нужды мало­обеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечает признакам целевых налогов (хотя механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом феде­ральном Законе не определен).

________________________

* Федеральный закон «0 внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «0б основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3828.


В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. названный налог также упоминается и включен в группу региональных на­логов.

а) российские организации;

б) иностранные юридические лица, компании, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на тер­ритории РФ;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на российской территории.

Объектом налогообложения выступает стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравнива­ются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физичес­ких лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) на­селению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В соответствии с Законом эти товары (работы, услуги) подраз­деляются на две группы. В первую группу входят конкретно ука­занные в Законе виды товаров (работ, услуг): подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные про­дукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. По второй группе отмечается, что это товары и услуги не первой необходимости (без какого-либо их перечня). Они определяются законодательными органами субъектов РФ, по решению которых стоимость этих товаров и услуг становится объектом налогообло­жения.

Вместе с тем Федеральный закон устанавливает круг товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объ­ектом налогообложения. Их также можно подразделить на две группы. Первая содержит конкретное их перечисление (и как по объектам налогообложения обязательна на всей территории РФ). К ней относятся: хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молоч­ные продукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, детская одежда и обувь, услуги по перевозке пассажиров транспортом об­щего пользования, ритуальные услуги похоронных бюро, клад­бищ и крематориев, услуги, предоставляемые кредитными орга­низациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и т.д.

Кроме того, другой перечень товаров первой необходимости (вторая группа) устанавливается законодательными органами субъектов РФ с целью, как подчеркивается в Законе, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп. Этот перечень (как и по объектам налогообложения) действует только на терри­тории установившего его субъекта РФ.

Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подле­жащих налогообложению товаров (работ, услуг). При этом в дан­ную стоимость включается налог на добавленную стоимость, а на подакцизные товары - и акцизы. Учитывая установленный пре­дельный размер, законодательные органы субъектов РФ сами оп­ределяют ставку налога. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работ, услуг), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), который факти­чески и уплачивает налог. Таким образом, этот налог является косвенным.

Налог с продаж устанавливается в соответствии с федеральным законом и вводится в действие законами субъектов РФ. Помимо уже упомянутых элементов, в них определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы и формы отчетности.

При введении налога с продаж на территории субъектов Феде­рации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производствен­ного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицен­зионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Смотрите также:

налог с продаж , таможенные пошлины, транспортный и некоторые...
www..htm

mob_info