Внутренний аудитор в компании. Внутренний аудит — гарантия улучшения деятельности предприятия. Виды мероприятий внутреннего аудита

2020-03-16 31481

Внутренний аудит - гарантия улучшения деятельности предприятия

Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.

Задачи внутреннего аудита на предприятии

Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита - оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.

Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.

Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:

  • проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
  • разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
  • контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.

Необходимость внедрения внутреннего аудита

В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом. Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров. В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел - внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.

На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.

Чек-лист для внутреннего аудита

Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры. Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами. Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.

Что надо знать о чек-листе

Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.

На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.

С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:

  • правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
  • осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
  • гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
  • является одним из средств памяти;
  • упрощает проведение аудита;
  • с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.

Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».

С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться .

Внутренний аудит СМК

СМК - система менеджмента качества - одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.

Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:

  • требования качества (руководство по качеству);
  • цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
  • необходимые документированные процессы;
  • регламенты процедур, рабочие инструкции;
  • записи по качеству.

Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством. Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии. Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.

Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны. Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента». Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.

Приказ о проведении внутреннего аудита

Приказ о проведении внутреннего аудита - внутренний документ, который составляется руководителем компании и устанавливает:

  • даты проведения аудита;
  • группы внутренних аудиторов и специалистов, ответственных за его проведение;
  • предоставление условий для проведения внутреннего аудита;
  • контроль за проведение аудиторской проверки.

Как стать специалистом в области внутреннего аудита

С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним. Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.

На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет. Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях. Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн-тестов и многого другого.

Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту

Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.

Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит - это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.

«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) - самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА , СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.

Многие компании не посвящают много времени проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита, ограничиваясь только проведением обязательного аудита, инвентаризации или проверкой исполнения бюджетов. Однако непроведение внутреннего аудита может привести к наличию неконтролируемой задолженности, судебным спорам с контрагентами и налоговыми органами, даже ликвидации компании.

На сегодняшний день в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) появились положения, касающиеся проведения внутреннего контроля или внутреннего аудита, которое стало обязательным.

Внутренний аудит или внутренний контроль?

Часто организации ставят знак равенства между понятиями внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако нельзя говорить, что это одно и то же.

В Федеральном законе № 402-ФЗ функции внутреннего контроля закреплены в ст. 19 «Внутренний контроль» : экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

По общему правилу все компании обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая подлежит обязательному аудиту, должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением, однако это правило не относится к малым предприятиям, для которых проведение аудита не обязательно (они могут организовать внутренний контроль самостоятельно).

В настоящее время законодательно закреплена необходимость проведения внутреннего контроля, а внутреннего аудита - нет.

Внутренний аудит может проводиться:

  • сторонней организацией в виде добровольного аудита или налогового консалтинга;
  • самой организацией в виде проверки своих собственных структурных подразделений.

Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации, желающей проверить достоверность своей бухгалтерской отчетности. Обосновать расходы на проведение такого аудита сложнее, однако тут на выручку налогоплательщикам пришел Минфин России. Финансовое ведомство считает, что нормы подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат ограничений в отношении учета для целей налогообложения прибыли затрат на проведение добровольного аудита. Затраты на любой аудит, проведенный в соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон № 307-ФЗ), могут быть учтены компаниями в составе расходов (письма Минфина России от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282 «О расходах на добровольный аудит», 26.01.2006 № 03-03-04/2/17).

Внутренний контроль проводится собственными силами компании. Контроль - это объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. Поэтому именно компания самостоятельно проводит контрольные мероприятия, которые позволяют:

  • избежать или уменьшить количество ошибок;
  • избежать споров с проверяющими органами;
  • снизить вероятность несоответствия плановых показателей фактическим;
  • предпринять меры по контролю за дебиторской и кредиторской задолженностью и т. д.

При этом следует различать внутренний и внешний аудит. Особенности внутреннего и внешнего аудита представлены в табл. 1.

Таблица 1. Особенности внутреннего и внешнего аудита

Фактор

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется руководством, исходя из потребности управления (как подразделения предприятия, так и предприятия в целом)

Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой

Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом, система учета и отчетности предприятия

Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов

Определяются законодательными или судебными инстанциями

Средства

Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами

Вид деятельности

Исполнительная деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства

Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Начисляется по штатному расписанию

Оплата предоставляемых услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами

Могут быть сходными при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля (информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”»). Также отсутствуют ограничения в проведении аудита, поэтому компания может совместить данные мероприятия и проводить только внутренний контроль либо мероприятия внутреннего контроля и аудита.

Алгоритм проведения контрольных мероприятий

Для целей проведения контрольных мероприятий компания может установить собственный порядок проведения внутреннего контроля. Рассмотрим некоторые рекомендации по его организации:

1. Порядок проведения внутреннего контроля необходимо закрепить в локальном акте или учетной политике для целей бухгалтерского учета.

2. Поскольку компании до введения норм о проведении внутреннего контроля должны были осуществлять инвентаризацию, которая фактически является частью внутреннего контроля, то целесообразно приурочить мероприятия внутреннего контроля к проведению инвентаризации. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен срок обязательной инвентаризации. Однако согласно Приказу Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сроки инвентаризации должны быть определены в приказе руководителя организации о формировании инвентаризационной комиссии. Таким образом, сроки инвентаризации и внутреннего контроля необходимо указать в приказе о проведении соответствующих мероприятий.

3. Сроки проведения внутреннего контроля, ответственных лиц следует установить в приказе руководителя. Целесообразно создать комиссию, ответственную за проведение внутреннего контроля, которая будет непосредственно осуществлять проверку хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета.

4. Если компания ранее не проводила мероприятия внутреннего контроля, то целесообразно применить уже разработанные методики, которые применяются, например, аудиторами.

Так, при проведении внутреннего контроля возможно воспользоваться рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г. (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

5. Оформить результаты внутреннего контроля компания может по-разному, и путем оформления акта и ведомости учета результатов, которые были выявлены по результатам внутреннего контроля.

6. Следует помнить, что нет ни одной компании, которая бы ни делала ошибок при оформлении хозяйственных операций. Это могут быть как несущественные ошибки, так и серьезные ошибки, влияющие на уплату налогов и сборов. Поэтому очень важно назначить лиц, которые будут ответственны не только за выявление таких ошибок, но и за их исправление.

Безусловно, проведение мероприятий внутреннего контроля потребует разработки специальных документов. Но существует ориентировочный перечень документов, которые целесообразно разработать для проведения внутреннего контроля:

  • приказ о создании комиссии;
  • приказ о проведении контроля (с указанием сроков и необходимых мероприятий;
  • необходимые положения в учетной политике компании в отношении проведения внутреннего контроля или отдельное положение в отношении внутреннего контроля;
  • форму акта внутреннего контроля;
  • приказ о проведении корректировочных мероприятий по результатам внутреннего контроля.

По общему правилу чем чаще проводятся мероприятия внутреннего контроля, тем меньше ошибок будет допущено. Компании могут самостоятельно выбирать последовательность проведения внутреннего аудита, вместе с тем приведем практический пример осуществления мероприятий внутреннего контроля.

Виды мероприятий внутреннего аудита

На первом этапе внутреннего аудита необходимо провести проверку учредительных документов:

  • соответствие уставных документов требованиям законодательства;
  • наличие зарегистрированных обособленных подразделений, соответствие юридического адреса фактическому;
  • наличие локальных актов.

Также в рамках проверки учредительных документов целесообразно проверить :

  • протоколы собрания учредителей;
  • документы, подтверждающие внесение долей учредителями в уставный капитал;
  • реестр акционеров, выписок из реестра акционеров.

Создание фондов предприятия должно осуществляться в соответствии с Уставом предприятия и учетной политикой. Эти документы не должны противоречить друг другу. При этом на различных предприятиях могут создаваться различные фонды. В обществах с ограниченной ответственностью могут учитываться :

  • резервный фонд;
  • иные фонды, создаваемые в порядке и размерах, установленных уставом общества (ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

При проверке лицензий следует установить сроки их действия на отдельные виды деятельности и проверить, не осуществлялись ли такие виды деятельности после окончания срока действия лицензии.

В целях проведения проверки документов, подтверждающих полномочия, следует провести следующие процедуры :

  • проверить наличие контракта с руководителем предприятия и соответствие содержания контракта действующему законодательству;
  • проверить доверенности лиц, имеющих право подписи на предприятии;
  • проверить подотчетность лиц в соответствии со структурой предприятия;
  • проверить наличие факта аттестации руководителя предприятия;
  • проверить наличие утвержденных должностных инструкций с целью установления распределения обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
  • установить, имеются ли разработанные Положения о структурных подразделениях, связанных с учетом и ведением отчетности. Четкое разграничение полномочий позволит минимизировать ошибки и риски, связанные с проверками внешними аудиторами и налоговой инспекцией.

При анализе общих документов следует также провести проверку по :

  • приказам о создании внутренних комиссий (например, приказ о создании инвентаризационной комиссии);
  • итоговым документам (актам) по результатам проверок, проведенных различными контролирующими органами в отчетном периоде;
  • приказам о замещении должностей, проведении инвентаризаций и результатам проведенных инвентаризаций;
  • анализу справок о постановке на учет в налоговом органе, регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;
  • приказам, которые определяют перечень лиц, имеющих право подписывать финансовые документы, материалы ревизионных комиссий, внутреннего аудита, договоры о материальной ответственности;
  • приказам о назначении руководителя организации, финансового директора и главного бухгалтера;
  • анализу перечня открытых расчетных и валютных счетов, а также копий уведомлений в налоговую инспекцию об открытии счетов;
  • наличию графика документооборота;
  • анализу порядка хранения документов, отражающих хозяйственные операции. При проведении данного анализа необходимо обратить внимание, что документы в соответствии с НК РФ должны храниться четыре года, а по бухучету - пять лет.

Учетная политика должна приниматься приказом. При этом целесообразно разделять учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

В рамках мероприятий по проверке учетной политики целесообразно проверить, закреплено ли в учетной политике для целей налогообложения следующее :

1) формы регистров и порядок отражения в них данных учета (ст. 313, 314 НК РФ);

2) дата получения дохода по налогу на прибыль;

3) установлен ли перечень доходов, относимых к доходам, связанным с производством и реализацией, и внереализационных доходов в соответствии с уставной деятельностью;

4) установлен ли метод оценки покупных товаров (п. 1 ст. 268 НК РФ);

5) утверждена ли методика оценки остатков готовой продукции, товаров отгруженных и указаны ли при этом характер производства, измерители исходного сырья, измерители объема заказов на выполнение работ, оказание услуг, порядок расчета (ст. 319 НК РФ);

6) отражен ли порядок начисления амортизации;

7) принято ли решение о создании резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ); если создается, то должны быть определены период создания резерва, порядок использования суммы неизрасходованного резерва;

8) порядок гарантийного ремонта и обслуживания основных средств, отражения расходов на ремонт основных средств (ст. 260, 324 НК РФ);

9) решение о создании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);

10) порядок оценки остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ);

11) вариант исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль (пп. 2, 3 ст. 286 НК РФ);

12) метод оценки сырья и материалов, товаров при их списании в производство и реализацию (п. 8 ст. 254 НК РФ);

13) определение прямых и косвенных расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ), в том числе перечня материалов, являющихся необходимым компонентом в производстве товаров, работ, услуг; перечня должностей работников, участвующих в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг; перечня основных средств, используемых при производстве товаров, работ, услуг;

14) определение методов списания на расходы стоимости ценных бумаг при их выбытии (ст. 280 НК РФ);

15) определение порядка учета нематериальных активов.

При проведении проверки необходимо проверить следующее:

  • активы и обязательства существовали на дату окончания отчетного периода (наличие);
  • активы и обязательства на дату окончания отчетного периода (права и обязательства);
  • хозяйственные операции и (или) события в течение отчетного периода (существование);
  • отсутствующие активы, обязательства, операции, события или нераскрытые статьи, не внесенные в учетные записи в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
  • активы и обязательства учтены по соответствующей балансовой стоимости;
  • суммы хозяйственных операций и (или) события учтены надлежащим образом, а доходы и расходы отнесены к соответствующим периодам (точность);
  • статьи бухгалтерской отчетности раскрыты, классифицированы и описаны в соответствии с принятыми основами составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (представление и раскрытие).

Также важно провести проверку первичных документов. Согласно ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ все первичные документы должны содержать обязательные реквизиты. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), которое (которые) совершил (совершили) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц.

При проверке основных средств проверяются следующие данные :

  • регистры бухгалтерского учета по счету 01 «Основные средства», счету 02 «Амортизация основных средств»;
  • акты приемки-передачи основных средств;
  • инвентарные карточки по объектам основных средств;
  • договоры купли-продажи основных средств;
  • данные аналитического и синтетического учета по счету 01 «Основные средства» и счету 02 «Амортизация основных средств».

При наличии в компании нематериальных активов следует также проверить правильность их отражения и регистрацию таких активов, а при проведении проверки денежных средств необходимо провести следующие контрольные мероприятия:

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета по расчетным счетам;
  • оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • проверка соблюдения Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, Положений ЦБ РФ;
  • сведения о действующих в проверяемом периоде расчетных счетах в рублях РФ;
  • выписки банка и приложенные к ним документы;
  • регистры бухгалтерского учета по счету 51 «Расчетный счет».

При анализе расчетов с контрагентами целесообразно провести проверку следующих данных :

  • регистры бухгалтерского учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • договоры на поставку продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • договоры с прочими дебиторами и кредиторами;
  • первичные документы, подтверждающие факт поставки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг поставщиками;
  • документы об оплате покупателями товаров и услуг.

В рамках проверки исполнения бюджетов и планов необходимо проверить следующее :

  • наличие разработанных планов и бюджетов;
  • уровень выполнения бюджетов и планов;
  • корректировки бюджетов и планов;
  • бизнес-планирование, направленное на развитие компании.

Кроме того, нужно уделить внимание и кадровому аудиту :

1) наличие трудовых договоров, штатного расписания, приказов о приеме на работу, об увольнении;

2) проведение аттестации рабочих мест;

3) наличие графиков отпусков;

4) соблюдение трудового законодательства.

Конечно, это не полный перечень информации, которая должна проверяться при проведении внутреннего аудита. В целом целесообразно установить все виды мероприятий внутреннего контроля и сроки их проведения в локальном акте, регулирующем порядок проведения внутреннего аудита.

Некоторые виды ошибок, которые могут быть выявлены в результате внутреннего аудита

Причиной невыполнения поставленных в организации планов часто бывает ненадлежащая кассовая дисциплина или отсутствие учета дебиторской и кредиторской задолженности.

Пример 1

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 2).

Таблица 2. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

работники организаций

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Иванов Павел Олегович

Итого

605 002,19

605 114,87

С 01.01.2012 порядок выдачи наличных денежных средств под отчет регламентируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 № 373-П.

В срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетное лицо обязано предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Однако часто руководство берет деньги под отчет и забывает отчитываться по израсходованным суммам.

То же самое происходит и в части отслеживания исполнения договоров с контрагентами. Например, часто у компаний может наблюдаться дебиторская или кредиторская задолженность.

Для того чтобы выявить задолженность, необходимо проверить счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так, частой ошибкой является дебиторская задолженность, сформированная в результате перечисления аванса. При этом работы могут быть не выполнены, а товары не поставлены.

Приведем простой пример.

Пример 2

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 3).

Таблица 3. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

расчеты по авансам выданным

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

ОАО «Мангуст» - договор б/н на поставку товара

Итого

2 000 000,00

2 000 000,00

В этом случае существуют значительные риски непризнания задолженности для целей налогообложения. Такую задолженность нельзя включить в расход при отсутствии договора. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.2007 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15) по делу № А03-16023/2006-21 (Определением ВАС РФ от 26.11.2007 № 14588/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд указал, что отнести списанную дебиторскую задолженность на внереализационные расходы нельзя, поскольку платежные документы при отсутствии соответствующих договоров не являются основанием для признания такого долга расходом.

Компания должна предпринять меры для возврата аванса либо для понуждения контрагента поставить товар. При этом компания может сформировать резерв по сомнительным долгам в той части дебиторской задолженности, которая превышает сумму ее кредиторской задолженности перед тем же контрагентом (письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03-03-06/1/528).

Еще одной ошибкой является отсутствие актов сверки взаиморасчетов .

Акт сверки с данным контрагентом для проверки не предоставлен. Вместе с тем акт сверки расчетов (акт сверки взаиморасчетов) является документом, который подтверждает долговые обязательства. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. В силу того что проведение сверки расчетов не является сделкой, акт сверки сам по себе не является основанием для взыскания задолженности с должника (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2008 № Ф08-5395/2008, ФАС Центрального округа от 01.07.2003 № А36-268/8-02). Вместе с тем подписание акта сверки может иметь определенные юридические последствия (например, может свидетельствовать о признании должником долга).

Распространенной ошибкой является наличие расходов на формирование нематериального актива, который в дальнейшем никак не отражается в учете. Например, компания заказывает сайт у сторонней организации, но в дальнейшем никак не отражает работу этого сайта, хотя фактически сайт работает и приносит прибыль, то есть расходы оправданы.

Пример 3

В 2012 г. на начало и конец периода выявлена кредиторская задолженность (табл. 4).

Таблица 4. Кредиторская задолженность на начало и конец 2012 г.

Счет

Сальдо

на начало периода

Обороты

за период

Сальдо

на конец периода

расчеты с контрагентами

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

расчеты по авансам выданным

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

ООО «Разработка сайтов», прочие услуги - создание веб-сайта

Нередко компании приобретают объекты недвижимости, находящиеся на территории РФ, у нерезидентов РФ - иностранных организаций, состоящих на налоговом учете в России в связи с наличием недвижимого имущества, и перечисляют им НДС в составе платы. А делать этого не стоит. Статьей 161 НК РФ установлено, что при приобретении на территории РФ товаров, работ и услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах России в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами.

Вместе с тем обязанность налогового агента возникает лишь в отношении иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Часто компании по договорам, цена которых выражена в иностранной валюте либо в условных денежных единицах (у. е.), но подлежит оплате в рублях, с возникающих на конец отчетного периода в бухгалтерском учете курсовых разниц начисляют НДС. Но это не совсем верно. В случае заключения такого договора в бухгалтерском учете будут возникать курсовые разницы, а в целях налогообложения они будут признаваться суммовыми. Порядок исчисления НДС при возникновении курсовых либо суммовых разниц в НК РФ не установлен.

Могут возникнуть и ошибки, связанные с расчетами с работниками. Например, в расходы может быть ошибочно включена сумма премии, выплаченной к празднику, допустим, к 8 Марта. Вместе с тем п. 2 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Из этой нормы Минфин России делает вывод, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобных выплат не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как они не связаны с производственными результатами работников (письма от 22.02.2011 № 03-03-06/4/12, 21.07.2010 № 03-03-06/1/474).

Это далеко не полный перечень ошибок, которые могут быть выявлены в результате проведения внутреннего аудита. Но именно при его проведении можно своевременно обнаружить и выявить проблемы, возникающие в компании, оперативно их устранить, а следовательно, добиться максимального экономического эффекта от деятельности компании.

Заключение

Внутренний аудит не является обязательным для компаний, хотя недавно в Федеральный закон № 402-ФЗ внесли изменения в отношении проведения мероприятий внутреннего контроля. Однако компания, которая не проводит ни мероприятия контроля, ни аудита, должна осознавать значительные риски, которые могут возникнуть. По статистике, компании, которые больше внимания уделяют внутреннему аудиту, добиваются больших успехов в выполнении планов и бюджетов.

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

В чем преимущество компаний, пользующихся услугами внутреннего аудита?

Сегодняшние условия ведения бизнеса требуют максимально эффективного использования имеющихся у компании ресурсов. Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит.
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных функций и подразделений. Внутренний аудит проводит анализ и оценку эффективности системы управления рисками и предлагает методы снижения рисков. Внутренний аудит оценивает соответствие системы корпоративного управления компании принципам корпоративного управления.
В условиях быстрых изменений конкурентной среды, роста размера компаний, повышения сложности процессов управления у руководства компании физически нет возможности получить и оценить информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений. Внутренний аудит является объективным источником информации, тем самым, помогая руководству компании в достижении целей и выполнении поставленных задач наиболее эффективным образом.
Наличие внутреннего аудита является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

свернуть

Зачем менеджменту компании нужен внутренний аудит, если менеджмент сам контролирует все процессы?

Задача менеджеров - управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной степени от двух факторов: 1) обладает ли менеджер информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений; 2) существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений.
Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что эффективно контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования соответствующей информации. Внутренний аудит, по сути своей работы, обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом. Именно внутренний аудит является тем объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому, «не замыленным глазом» посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

свернуть

Зачем собственникам и менеджменту компании нужен внутренний аудит, если у компании есть внешний аудитор?

Следует отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться тем, есть ли у компании внешний аудитор, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции. Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности компании и фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании. Внутренний аудит направлен, прежде всего, на оценку существующих систем контроля и управления рисками компании и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей. (Заметим, однако, что последние изменения в законодательстве некоторых стран, прежде всего США, делают оценку надежности системы контроля за финансово-бухгалтерской отчетностью компаний задачей такой же значимой для внешнего аудита, как и собственно подтверждение достоверности отчетности.)Во-вторых, внешний аудит служит, в первую очередь, интересам внешних заинтересованных сторон – потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит, прежде всего, интересам советов директоров (комитетов по аудиту) и менеджеров компании. В-третьих, внешний аудит, в рамках оказания аудиторских услуг, не делает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений компании, что обычно является одной из задач аудита внутреннего.
Сравнительные характеристики внутреннего и внешнего аудитов представлены в таблице.

Внешний аудит Внутренний аудит

Цель Выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании Повышение эффективности деятельности компании
Пользователи
(заказчики)
Внешние: потенциальные инвесторы, кредиторы и др.
Внутренние: собственники
Внутренние: совет директоров (комитет по аудиту), менеджмент всех уровней
Объект аудита Финансово-бухгалтерская отчетность компании Системы внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления
Специфика Фокусируется на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на финансовую отчетность компании
Не рассматривает вопросы экономической обоснованности управленческих решений
Фокусируется на событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей
Дает оценку экономической обоснованности управленческих решений

Подчеркнем, что эффективный внутренний аудит может снизить затраты компании на внешний аудит (если внешний аудитор будет иметь возможность полагаться на результаты работы внутреннего аудита, что сократит объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором), но не может отменить необходимость внешнего аудита для компании. Также, важно учесть, что не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора компании для проведения внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение запрещено (например, закон Сарбейнса-Оксли в США).

свернуть

Что можно и чего не следует ожидать от внутреннего аудита?

Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например: 1) внутренний аудит не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур; 2) внутренний аудит не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков; 3) внутренний аудит не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля предприятия.


свернуть

Зависит ли необходимость в функции внутреннего аудита от размера компании?

Необходимость в наличии функции внутреннего аудита определяют собственники и/или менеджмент компании, а также регулирующие органы (для финансово-кредитных организаций и для профессиональных участников фондового рынка). В тех случаях, когда собственники/менеджмент сами полностью контролируют все аспекты бизнеса, в наличии функции внутреннего аудита может не быть надобности. В общем случае, чем крупнее компания, тем более востребованной будет функция независимой и объективной оценки состояния контроля, которой и является внутренний аудит.

свернуть

Как определить оптимальную численность службы внутреннего аудита?

В общем случае, численность службы внутреннего аудита зависит от поставленных перед внутренним аудитом задач, и, что немаловажно, от зрелости контрольной среды предприятия и от степени подверженности предприятия разного рода рискам. Численность службы определяется, исходя из количества подразделений и бизнес-процессов, имеющихся в компании, и временными затратам на аудит каждого из них. В свою очередь, временные затраты рассчитываются, исходя из нескольких факторов, в том числе, сложности и обширности аудиторской программы и квалификации внутренних аудиторов. К сожалению, во многих случаях численность службы внутреннего аудита определяется величиной выделенного бюджета, при этом при составлении бюджета службы не учитываются основополагающие факторы, приведенные выше.

свернуть

Что такое внутренний контроль?

Внутренний контроль есть механизм, посредством которого собственники, совет директоров, исполнительное руководство компании получают разумную степень уверенности в том, что компания достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом. Цель внутреннего контроля - обеспечить своевременное выявление и анализ рисков, достоверность финансовой и управленческой информации, сохранность активов, соблюдение законодательства и внутренних политик и процедур, выполнение финансово-хозяйственных планов, эффективное использование ресурсов. Финансовый контроль, в том числе контроль над полнотой и достоверностью бухгалтерских записей и финансовой отчетности, является важным элементом внутреннего контроля.

свернуть

Что такое комплаенс-контроль?

Комплаенс-контроль - проверка соблюдения законодательства, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов организации, определяющих внутреннюю политику, правила, процедуры, целью которой является оценка качества и соответствия созданных систем обеспечения соблюдения требований законодательства и иных правовых актов и внутренних документов, а также разработка предложений по совершенствованию данных систем.

свернуть

Кто несет ответственность за систему внутреннего контроля компании?

Ответственность за состояние внутреннего контроля в компании несет совет директоров, который определяет общую политику в отношении внутреннего контроля. Совет директоров ежегодно проводит собственный анализ и оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля, которые могут основываться на данных отчетов о состоянии внутреннего контроля, регулярно получаемых от исполнительного руководства компании, отчетов внутреннего и внешнего аудитов, собственных наблюдениях совета директоров, информации из других источников. Эта оценка должна охватывать все аспекты внутреннего контроля, включая финансовый контроль, операционный контроль, комплаенс-контроль и систему управления рисками.
На исполнительное руководство компании возлагается ответственность перед советом директоров за создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля. На основании утвержденной советом директоров политики в области внутреннего контроля, руководство компании разрабатывает и внедряет процедуры и системы контроля и обеспечивает эффективное функционирование системы внутреннего контроля. Руководство компании способствует созданию эффективной среды контроля в компании. Руководство компании своевременно информирует совет директоров обо всех значительных рисках, стоящих перед компанией, и существенных недостатках системы внутреннего контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.

свернуть

Какая разница между функциями, выполняемыми контрольно-ревизионным управлением и службой внутреннего аудита?


Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, контрольно-ревизионные управления (КРУ) фокусируются на вопросах проверки сохранности товарно-материальных ценностей, эффективности использования ресурсов, выполнения распоряжений вышестоящих органов, а также на расследовании мошенничеств. Внутренний аудит призван выполнять более широкие задачи по оценке процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Однако, в зависимости от уровня развития корпоративной культуры (в том числе, среды контроля), служба внутреннего аудита может иметь приоритетом выполнение задач, обычно стоящих перед КРУ. Например, если в компании отсутствует эффективная система внутреннего контроля, то внутренний аудит в меньшей степени будет заниматься оценкой системы внутреннего контроля и в большей степени вопросами сохранности активов компании и выявлением случаев мошенничества. В данном случае, по мере построения системы внутреннего контроля потребность во внутреннем аудите как в функции независимой оценки эффективности контроля будет со временем возрастать.

свернуть

Какая разница между службой внутреннего аудита и службой внутреннего контроля?


Разница определяется теми задачами, которые ставит перед этими подразделениями руководство. В общем случае, задачей службы внутреннего контроля может являться построение системы внутреннего контроля компании (точнее – активное содействие менеджменту в построении системы), а задачей внутреннего аудита – проведение оценки надежности и эффективности этой системы.

свернуть

Является ли одной из задач внутреннего аудита разработка и внедрение систем/процедур внутреннего контроля в компании?

Построение системы внутреннего контроля не является задачей внутреннего аудита. Это является прямой и непосредственной задачей менеджмента. Внутренний аудит может оказывать консультационную поддержку на этапе разработки систем/процедур. Но решение что и как строить принимает менеджмент. Хотелось бы заметить, что в большинстве случаев высшее исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывали и внедряли.

свернуть

Обязательно ли создавать отдельную службу внутреннего аудита для осуществления функции внутреннего аудита в компании?

Функция внутреннего аудита может быть реализована несколькими способами, и для того чтобы пользоваться преимуществами, которые дает компании эффективный внутренний аудит, не обязательно создавать отдельную службу/подразделение. Функцию внутреннего аудита с успехом может выполнять внешний консультант или специализированная компания. (За исключением случаев, когда наличие службы внутреннего аудита в компании обязательно по законодательству. Например, согласно соответствующим положениям ЦБ РФ, служба внутреннего аудита в российских финансово-кредитных организациях должна действовать на постоянной основе и состоять из служащих, входящих в штат организации.) При этом важно избежать конфликта интересов. Например, не рекомендуется, чтобы функцию внутреннего аудита выполнял внешний аудитор компании.
Можно выделить три основных подхода к построению функции внутреннего аудита:

  • создание службы внутреннего аудита - компания обладает необходимыми возможностями (в том числе, временны ми) для реализации функции внутреннего аудита в рамках самой компании,
  • аутсорсинг - выполнение функции внутреннего аудита полностью передается специализированной компании (внешнему консультанту),
  • ко-сорсинг – служба внутреннего аудита создается в рамках компании; к выполнению аудиторских заданий также привлекаются эксперты специализированной компании (внешнего консультанта), обладающие соответствующими знаниями и опытом.

У каждого из вариантов есть свои преимущества. Вариант создания службы внутреннего аудита в компании обладает следующими преимуществами:

  • сотрудники компании знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса,
  • когда аудиторские задания выполняют сотрудники компании, полученные навыки и опыт остаются внутри компании,
  • руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.

Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:

  • возможность использовать услуги экспертов в различных областях,
  • доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам,
  • гибкость в вопросе использования/привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ресурсы СВА от выполнения других проектов),
  • доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.

Возможности аутсорсинга и ко-сорсинга используют как небольшие компании, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании, имеющие в своем штате службу внутреннего аудита. Последним такие услуги, как правило, нужны для проведения аудита какой-либо специфической области (например, такой как информационные технологии или капитальное строительство) или в пиковые периоды нагрузки на штатных внутренних аудиторов.

свернуть

Может ли компания пользоваться услугами своего внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов?


Не рекомендуется пользоваться услугами внешнего аудитора для проведения также внутренних аудитов, поскольку подобное совмещение может привести к конфликту интересов внешнего аудитора. В законодательстве некоторых стран такое совмещение прямо запрещено.

свернуть

Какова роль внутреннего аудита в вопросе управления рисками?

Во-первых, внутренние аудиторы в ходе выполнения различных видов аудиторских заданий помогают организации в выявлении и оценке рисков и предоставляют рекомендации, позволяющие эффективно эти риски контролировать.
Во-вторых, внутренние аудиторы содействуют менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками организации. (Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что управлять рисками – это задача менеджмента.) В рамках этого направления внутренний аудит может:

  • инициировать создание системы управления рисками,
  • обучать руководство концепциям управления рисками организации,
  • участвовать в направляемых семинарах по выявлению рисков.

В-третьих, во многих компаниях внутренние аудиторы играют ключевую роль в обеспечении непрерывного функционирования процесса управления рисками, проводя объективный мониторинг его применения и эффективности.
Говоря об управлении рисками, следует иметь в виду, что есть целый ряд задач, за решение которых внутренний аудит не должен быть ответственным. К подобным задачам, например, относятся:

  • построение системы управления рисками,
  • определение риск-аппетита организации (что приемлемо для организации в целом с точки зрения рисков),
  • разработка стратегий/принятие решений в области управления рисками.

свернуть

Какими документами должна регулироваться деятельность службы внутреннего аудита в компании?

В общем случае, необходимо разработать и утвердить «Положение о службе внутреннего аудита», должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита, «Руководство службы внутреннего аудита». Положение определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия СВА. Руководство освещает вопросы организации работы внутреннего аудита и вопросы взаимодействия с другими функциями компании, а также содержит типовые формы и методики проведения аудитов и других аудиторских задач.

свернуть

Кому должен подчиняться руководитель службы внутреннего аудита?


Объективность внутреннего аудита в значительной степени определяется подчиненностью функции. Распространенной лучшей практикой является ситуация, когда руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется аудиторскому комитету совета директоров (совету директоров в случае отсутствия аудиторского комитета), а административно – генеральному директору компании. В случае невозможности подчинения совету директоров (аудиторскому комитету) рекомендуется функциональная подчиненность генеральному директору. Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему должностному лицу организации.
Заметим, однако, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов. На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа.
Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.
Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит. Если его основная задача состоит в осуществлении контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.
В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение службы внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту). В этой ситуации совет директоров (комитет по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны служба внутреннего аудита (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.).

свернуть

Что такое «комитет по аудиту»?

Для осуществления контроля за достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля, независимостью внутреннего и внешнего аудита совет директоров формирует из членов совета директоров комитет по аудиту (аудиторский комитет). Роль, цели и задачи, полномочия комитета по аудиту должны быть отражены в Положении о комитете по аудиту, которое утверждает совет директоров компании.
Рекомендуется, чтобы руководитель службы внутреннего аудита компании функционально подчинялся комитету по аудиту. Комитет по аудиту: а) утверждает Положение о службе внутреннего аудита и обеспечивает независимость службы внутреннего аудита от исполнительного руководства компании; б) принимает решение о назначении (прекращении полномочий) руководителя СВА, а также о размере его/ее вознаграждения; в) утверждает ежегодный план деятельности, структуру и бюджет СВА; г) анализирует периодические отчеты внутреннего аудита; д) проводит не реже одного раза в полгода встречи с руководителем службы внутреннего аудита без участия представителей менеджмента компании. Если в составе совета директоров не сформирован комитет по аудиту, совет директоров выполняет функции комитета по аудиту.

свернуть

Может ли внутренний аудит быть действительно независимым?

Следует учитывать, что независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку уровень организационной независимости отдела внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита определяют, что независимость внутреннего аудитора есть «свобода от обстоятельств, которые угрожают объективности или воспринимаются как угрожающие объективности». Независимость достигается с помощью соответствующего организационного статуса отдела внутреннего аудита. Руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться лицу соответствующего уровня в компании, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.
Достижению независимости внутреннего аудита в наибольшей степени способствует выполнение следующих условий: руководитель службы внутреннего аудита функционально подчиняется совету директоров (комитету по аудиту); решения о назначении (прекращении полномочий), уровне заработной платы, выплатах премий и т.п. принимаются/утверждаются советом директоров (комитетом по аудиту); совет директоров (комитет по аудиту) не допускает вмешательства со стороны исполнительного руководства в деятельность внутреннего аудита. Но это верно исключительно для случая, когда в состав совета директоров (комитета по аудиту) входят директора, добросовестно выполняющие свои обязанности и осознающие ответственность в обеспечении надлежащих условий работы для службы внутреннего аудита.

свернуть

Может ли внутренний аудитор быть объективным, не будучи независимым?

Внутренний аудитор может быть объективным, не будучи формально независимым, поскольку объективность является персональным качеством внутреннего аудитора. Однако существует риск того, что, не будучи независимым, аудитор не сможет высказывать объективные суждения в силу возможности неблагоприятных персональных последствий.

свернуть

Как действовать внутреннему аудитору в сложных ситуациях, затрагивающих этические принципы деятельности внутреннего аудита?


Универсальных рекомендаций не существует. В общем случае рекомендуется действовать по ситуации, принимая во внимание положения Кодекса этики внутреннего аудитора. Также в случае возникновения подобной ситуации необходимо незамедлительно сообщить информацию соответствующему лицу в организации (вплоть до генерального директора и/или председателя совета директоров).

свернуть

Какими качествами и навыками должен обладать внутренний аудитор?

Важнейшими качествами внутреннего аудитора являются профессиональный скептицизм и самостоятельность мышления, заключающиеся в том, что внутренний аудитор не принимает на веру различные утверждения, а старается найти им подтверждение, самостоятельно доходит до сути вещей и находит ответы на вопросы, прислушивается к своему внутреннему голосу. Внутренний аудитор должен обладать также следующими качествами и навыками, большинство из которых развивается со временем:

  • объективность,
  • умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях,
  • умение «слушать» и «слышать» аудируемых и воспринимать их точку зрения (даже, если эта точка зрения отличается от мнения аудитора),
  • умение подходить к отношению с аудируемыми исключительно с рабочих позиций (не проецируя личные аспекты взаимоотношений),
  • хорошие аналитические способности (от аудитора, как правило, не требуется принятия мгновенных решений, но аудит предполагает большой объем рутинной аналитической работы),
  • умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.

свернуть

Какими знаниями должен обладать внутренний аудитор?

В первую очередь, внутренний аудитор должен знать принципы управления, а также владеть базовыми знаниями в таких дисциплинах, как бухгалтерский учет, финансовый анализ, право, информационные технологии. Внутренний аудитор проводит аудиты в различных функциональных областях – снабжение, производство, логистика, маркетинг, сбыт и др. Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным для внутреннего аудитора. Желательно, чтобы внутренний аудитор был специалистом в двух-трех отдельных областях, но при этом имел необходимые знания для выполнения на должном профессиональном уровне аудита в любой из областей.

свернуть

Является ли знание бухгалтерского учета обязательным требованием к внутреннему аудитору?

Знание бухгалтерского учета весьма желательно, но не является обязательным требованием. Однако внутренний аудитор должен обладать, по крайней мере, базовыми знаниями в области бухгалтерского учета. В меньшей степени это касается внутренних аудиторов, специализирующихся в отдельных областях внутреннего аудита, таких как, например, аудит информационных систем или социальный аудит.

свернуть

Какие критерии следует использовать при оценке эффективности службы внутреннего аудита компании?

Задача определения эффективности внутреннего аудита нетривиальна, поскольку: а) результат не всегда измерим количественно; б) эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в большой степени, от последующих действий заказчиков (клиентов) аудита; в) играет роль субъективизм оценок.

Для анализа эффективности следует использовать совокупность качественных и количественных показателей, которые позволяют определять качество проведения внутренних аудитов, продуктивность и результативность деятельности внутренних аудиторов. Каждая компания сама определяет для себя критерии эффективности деятельности СВА. Состав и целевые значения показателей устанавливает начальник СВА по согласованию с руководством. При этом основные заказчики (совет директоров и высшее исполнительное руководство) могли бы оценивать деятельность СВА по трем-пяти показателям. Руководитель СВА мог бы оценивать деятельность возглавляемой службы по большему числу показателей. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита могут относиться, например, следующие:

  • выполнение утвержденного плана аудитов,
  • количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,
  • количество критически важных аудиторских рекомендаций,
  • процент выполненных аудиторских рекомендаций,
  • прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций аудита,
  • количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков (клиентов),
  • удовлетворенность заказчиков (клиентов) аудита.

Наряду с процедурой периодической оценки эффективности деятельности службы внутреннего аудита, должна существовать программа повышения качества ее работы, частью которой будет являться процедура контроля и оценки качества работы каждого сотрудника СВА.

свернуть

Какими законодательными нормами регулируется внутренний аудит?

С чего следует начинать формирование службы внутреннего аудита?

Формирование службы внутреннего аудита следует начинать с подбора кандидатуры руководителя службы. Эта фигура должна быть соответствующего масштаба, ведь руководителю службы внутреннего аудита предстоит заслужить доверие и уважение как совета директоров, так и исполнительного руководства компании. Вторым шагом должно стать определение ожиданий заказчиков и выработка целей и задач СВА. Третьим шагом является разработка модели внутреннего аудита, проведение оценки рисков и составление стратегического плана работы. Четвертый шаг – разработка структуры СВА и бюджета СВА. И, наконец, пятый шаг – формирование СВА (подбор сотрудников и обучение).

Каждое предприятие независимо от вида деятельности нуждается в аудиторской проверке, которой предусмотрено проведение ряда важных мероприятий.

Данная статья даст исчерпывающие ответы на все вопросы.

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Узнать о перечне необходимых документов для открытия ИП можно более детально .

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной .

Независимой проверкой предусмотрен всего лишь контроль над тем, как соблюдаются законы и нормы хозяйственного права и нет ли нарушений в налоговом законодательстве.

Полностью отсутствует целенаправленное выявление ошибок в работе бухгалтеров (финансистов).

Виды и цель аудиторской проверки

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок :

  • Обязательный аудит - проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный - проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Главная цель аудиторской проверки заключается в :

  1. подтверждении достоверности ;
  2. своевременном выявлении нарушений и их устранении;
  3. получении достоверной информации о функционировании предприятия и состоянии бухгалтерского учета, ведении документов.

После проведенной проверки аудируемому лицу выдается :

  • заключение - при обязательном аудите;
  • отчет о проведенной проверке с выводами и рекомендациями специалистов по усовершенствованию учета и деятельности - при добровольном аудите и других видах проверок.

Кроме этого, существует аудиторская проверка :

  1. внешняя - проводится по предварительной договоренности между клиентом и исполнителем, и является независимой экспертизой достоверной отчетности;
  2. внутренняя - осуществляется собственными силами экономического субъекта для управленческого контроля над деятельностью, увеличения хозяйственно-финансовых показателей, получения рекомендаций (советов) по улучшению и эффективности управления.

Этапы аудиторской проверки

Процедура проведения аудита проходит в соответствии с установленными правилами. Условные этапы аудиторской проверки :

  • Подготовка (организация) и планирование . Процесс осуществляется согласно действующему законодательству и в соответствии с условиями, оговоренными в договоре на оказание услуг. На основании составленного договорного соглашения и плана проведения проверки аудитору предоставляется вся необходимая документация, в том числе бухгалтерские и налоговые отчеты, позволяющие получить полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной деятельности аудируемого объекта . Изучаются и оцениваются системы учета и внутреннего контроля, определяются риски предстоящей проверки и составляется план аудита.
  • Выполнение (реализация) контрольных процедур заключается в сборе аудиторских доказательств, а именно в тестировании средств контроля на соответствие, проведении проверки по существу.

    Результатом становится формулирование собственного мнения о достоверности фактов и их соответствии с действующими нормативными актами.

  • Завершение - подготовка и оформление рабочей документации, составление заключения (итогового документа) о достоверности бухгалтерской отчетности с обобщением аудиторских доказательств. Информация, полученная по результатам аудита, доводится руководству предприятия.

Как проходит аудиторская проверка

Особенностью проведения аудита является ограничение в сроках.

Поэтому требуется четкая организация аудиторской проверки , в основу которой ложится планирование и составление программы. На начальном этапе определяются основные цели и задачи, подбираются объекты, подлежащие исследованию, и самые эффективные аналитические методы.

В ходе проведения мероприятий собираются важные доказательства, которые являются основой составленного заключения.

Перед началом аудиторской проверки подготавливается письменное обращение (письмо о проведении аудита) с соблюдением стандарта.

Его форма и содержание могут иметь некоторые особенности, но является неизменными указание цели и объема аудита, ответственности руководства аудируемого лица за подготовительный процесс и предоставление необходимой документации.

После того как будет все согласовано, заключается двусторонний договор, в котором оговариваются все условия проведения проверки.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно . В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам :

  1. в один этап - годовой аудит;
  2. поэтапно - поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Внутренняя проверка

Регламентируется внутренняя аудиторская проверка руководством предприятия. Такое мероприятие проводится с целью :

  • выявления «прорех» в деятельности предприятия и для поиска путей в повышении его эффективности и потенциала;
  • определения несоответствия ведения бухгалтерского и налогового учетов с действующими положениями;
  • выявления рисков, связанных с контролем разных служб, результатом которых становятся штрафы, санкции, выговора, предупреждениям и т.д., приводящие к потерям денежных средств и имиджа;
  • предварительной подготовки к внешнему аудиту.

Проведение внутреннего аудита способствует рациональному использованию ресурсов компании, оптимизации рисков, сохранению активов и улучшению управленческой деятельностью.

Именно эти факторы являются показателем для доверия инвесторов и заинтересованных лиц.

Частые вопросы

Что такое кадровый аудит?

Очень часто работа с кадровыми документами в компаниях находится в запущенном состоянии. Руководство вспоминает о том, что надо привести документы в порядок, тогда, когда «светит» перспектива контрольных мероприятий; для этого оперативно организуют аудит и исправляют все обнаруженные ошибки. Однако аудит проводится не только в подобных случаях. О том, как проводится кадровый аудит и что при этом проверяется, вы сейчас узнаете.

Аудит – это проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на предмет выявления существующих рисков возникновения конфликтных ситуаций, например трудового спора или претензий со стороны Государственной инспекции труда.

Кадровая документация в компании играет далеко не последнюю роль: она требуется бухгалтерии для расчета заработной платы, отпускных, работнику – для представления в органы ПФР или иные организации, например, для использования каких-либо льгот. Поэтому такие документы нужно вести в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Если компания не настолько велика, чтобы иметь специальное подразделение – отдел внутреннего аудита, можно пригласить аудитора по гражданско-правовому договору – проверяющий кадровую документацию специалист представляет отчет о выявленных нарушениях, дает рекомендации по их устранению и предотвращению.

В этом случае аудит проводит специалист, хорошо знающей трудовое законодательство и обладающий навыком оформления кадровой документации . Он оценивает:

  1. полноту состава кадровой документации;
  2. систему регистрации и хранения документации;
  3. локальные нормативные акты;
  4. трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  5. порядок ведения трудовых книжек.

Хозяйственная деятельность организаций подвергается проверке. Для этих целей существует внутренний аудит. Что необходимо о нем знать, к чему готовиться во время проверки?

Общие сведения

Внутренний аудит проводят работники организации – аудиторы. За результаты проверки они отчитываются перед руководящими органами. В настоящее время внутренний аудит подразумевает несколько направлений. Первое – полный контроль, второе – непосредственно аудит.

Подразделяется на несколько типов:

В службу внутреннего аудита входят специальные группы. Это такие специалисты:

Чтобы цели аудита исполнялись в полном объеме, служба аудита должна быть подчинена руководству компании. Отвечает за проверку аудитор. Его задача – осуществить проверку, сделать выводы и дать рекомендации.

Аудиторская ревизия имеет определенное время, поэтому проверяющий должен четко ставить перед собой цели, правильно выбирать объекты и методы проверки.

Во время проведения аудита выделяют несколько этапов – подготовительный, планирование, выполнение и оформление документов, составление .

Чтобы дать объективную оценку, аудитор должен тщательно изучить все стороны хозяйственной деятельности. При проведении аудита используют специальные методы. Опрос – один из них. Он необходим для сбора информации.

При проведении опроса аудитор должен учесть следующее:

  • опрос проводится с лицами соответствующего уровня;
  • проводить его нужно в рабочее время на рабочем месте;
  • начинается опрос с просьбы сотрудника описать свою деятельность;
  • наводящих вопросов не должно быть;
  • провести анализ результатов беседы;
  • обеспечить опрашиваемому надлежащие условия.

Объектами аудита являются – ресурсы различных типов (материальные, финансовые и другие), процессы хозяйственной части, итоги деятельности.

Имеют они следующие особенности:

  • все объекты подлежат проверке;
  • они являются постоянными, но могут меняться в случае изменения направления деятельности организации;
  • хозяйственная деятельность оказывает на объекты аудита огромное влияние.

В основу проведения внутреннего аудита положены такие принципы:

Системность или внеочередность Аудит запланированный или по мере необходимости
Объективность Методы, требования к итогам аудита должны быть одинаковыми для всех подразделений организации
Открытость Процесс аудита, его результаты не должны скрываться от проверяемой стороны
Независимость Аудиторы не должны зависеть от решений аудируемой компании, также нельзя находиться сними в конкурентных отношениях
Документированность Весь процесс проверки должен сопровождаться необходимой документацией
Предупредительность При выявлении несоответствий должны быть предложены меры их устранения

Положение о внутреннем аудите – своего рода контракт, в котором отображаются права и обязанности служб аудита внутри организации.

Что это такое

Внутренний аудит – один из способов контроля деятельности отдельных управленческих подразделений организаций.

Какова его цель

Главная задача внутреннего аудита – обеспечение эффективности функционирования отделов организации и защита интересов собственников.

Аудит может выполнять поставленные руководящими органами организации следующие задачи:

  • предоставлять сведения о деятельности финансово-хозяйственной части;
  • обеспечивать эффективное взаимодействие с другими компаниями;
  • предупреждать возможные нарушения;
  • оказывать содействие в уменьшении количества потерь финансов.

Основными задачами внутреннего аудита являются:

  • оценка системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение требований законодательства, эффективность деятельности и прочее;
  • проведение анализа и оценки эффективности;
  • предложение принципов уменьшения рисков;
  • оценка соответствий систем управления.

Проведение аудита играет огромную роль для руководящих лиц предприятий – он содействует оптимизации деятельности и исполнению обязанностей руководства.

Выполняемые функции

Функции внутреннего аудита разнообразны. Выполняются они специальными службами или отдельными аудиторами, ревизорскими группами.

К главным функциям относятся:

Проверка систем бухгалтерского учета и контроля внутри организации Создание рекомендаций по улучшению деятельности
Ревизия информации (бухгалтерии, оперативной и прочих) Проведение экспертизы по составлению этих сведений
Изучение Конкретных глав разделов отчета
Контроль по соблюдению требований законодательства И других нормативных актов
Проверка деятельности Разных отделов управления
Проверка на наличие и сохранность Имущественных объектов
Расследования специального назначения Например, при возможных злоупотреблениях

Действующая нормативная база

Нормативно-правовое регулирование представлено таким образом:

Согласно Бюджетному кодексу (), внутренний аудит – это:

  • проверка, направленная на оценивание надежности выполнения контроля внутреннего типа;
  • рекомендации, которые нужны для того, чтобы повысить эффективность контроля;
  • проверка, которая направлена на оценку правдивости отчетов и качества их ведения;
  • предложения, которые направлены на улучшение эффективности освоения средств государства.

Внутренний аудит на предприятии

Аудит в организациях — процедура обязательная. С его помощью возможно выявить нарушения, следить за выполнением требований, правильным осуществлением деятельности.

Аудиторы могут работать как в государственных учреждениях, так и в частных.

По каким стандартам оценивается

Стандарты необходимы для характеристики требований и условий проведения внутреннего аудита. Они воспринимаются как указания при проведении проверки.

После их изучения организации разрабатывают собственные правила и способы проведения аудита, составляет план действий. Выделяют следующие международные стандарты – общие и специальные, стандарты аудиторской отчетности.

К первой относятся следующие правила:

Разумное достижение целей проверки Во время которой ее стоимость не превышает полученный результат, и учитываются возможные риски. Руководящие лица обязаны содействовать внутреннему аудиту, тем самым повышая эффективность
Сотрудники службы внутреннего аудита Должны обладать высоким профессионализмом, иметь специальную подготовку и знать систему внутреннего контроля, чтобы полностью выполнять свои обязанности
Цели проверки должны быть четко обозначены И быть привязанными к операциям, которые осуществляются проверяемой компанией
Методы проверки должны обладать эффективностью И продуктивностью, чтобы поставленные цели были достигнуты

Правилами специальных стандартов являются:

  • документы – они должны приносить пользу организации;
  • все осуществляемые сделки должны регистрироваться;
  • обязанности между работниками должны распределяться, функции за ними закрепляться;
  • квалифицированный надзор за деятельностью.

На основании стандартов аудиторской отчетности осуществляется оценивание итогов проверки, исправляются неточности и ошибки.

Стандарты преследуют различные цели, среди которых:

  • разработка основных принципов аудита;
  • в сфере внутреннего аудита;
  • содействие эффективности процессов, проводимых организациями.

Финансового направления

Контроль финансовой части охватывает все средства организации. Главная роль при этом принадлежит распорядителям. Они производят контроль по использованию субсидий, также отвечают за использование выделенных им средств из бюджета.

Объекты финансового аудита – структурные подразделения основного администратора бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит главного распорядителя бюджетных средств проводится специальной службой.

Главный распорядитель – орган власти государства, обладающий правом распределять поступления из бюджета. Контроль, который он ведет, направлен на:

Задачи финансового контроля:

То есть, внутренний аудит главным распорядителем организации проводится по отношению к самому себе. Если орган власти государства не является таким представителем, то осуществлять ревизию он не имеет права.

Проверка системы менеджмента качества

Аудит качества – систематизированный, независимый процесс получения аудиторских свидетельств.

Чтобы понять данное определение, необходимо уяснить следующее:

Цель аудита качества – выявление причин появления несоответствий. Задачами являются:

В менеджменте качества используют 3 типа аудита – первой стороны, второй и третьей. Последние 2 являются внешними. Аудит первой стороны – проверка, при которой организация проверяет сама себя.

Если она обратится за помощью к другой, то это также будет считаться аудитом первой стороны. Различают аудит качества разных направленностей.

В зависимости от того, какой объект подлежит ревизии, выделяют:

  • аудит с ориентировкой на процесс;
  • на продукцию;
  • на систему.

Первый предназначается для оценивания качества выполненных работ. Цель его – проверить способности системы и обеспечить надлежащее качество деятельности.

Задачами при этом являются:

  • проверка соблюдения требований к процедуре;
  • оценка параметров производительности и качества;
  • определение проблемных этапов;
  • проверка на соответствие процесса разработанным схемам, нормативным актам и законам;
  • проверка действенности документов;
  • контроль качества продукции;
  • проверка на соответствие продукции результатам процедуры.

Аудит с ориентацией на систему предназначается для оценивания работы системы качества в целом. Задачи:

  • проверить, насколько внедрены требования, каким образом осуществляется работа;
  • выявить несоответствия в деятельности;
  • тренинговые работы сотрудников – выполняют ли они требования.

В испытательной лаборатории

Внутренний аудит является наиболее действенным инструментом, который позволяет выявить возможность увеличения эффективности деятельности испытательной лаборатории.

При его проведении проверяется документация, типы деятельности и проводимые лабораторией процессы. должно быть несколько – специалисты, которые прошли обучение.

К испытательной лаборатории выдвигают следующие требования:

Отличие от внутреннего контроля

Предметом проверки внутреннего контроля являются процессы организации, связанные с расходованием бюджетных средств. Такой тип контроля является обязательным в учреждениях.

Внутренний аудит и внутренний контроль являются дополнением друг друга. Имеются между ними и отличительные черты. Цель контроля – обнаружить ошибки в операциях хозяйственного типа, оформлении документации и прочей отчетности.

Аудит направлен на оценку серьезности выявленных ошибок, а также на выработку рекомендаций по их устранению.

Таким образом, аудит внутри организации – обязательный процесс. Необходим он для контроля правильной деятельности, выявления возможных нарушений.

Проводится аудиторами. Они должны иметь четкое представление о процедуре и обладать необходимыми знаниями в данной сфере.

Аудит и контроль являются дополнением друг друга и способствуют полному достижению поставленных целей, а также выявлению ошибок и нарушений при ведении хозяйственной деятельности.

На предприятиях может проводиться внутренний аудит. И проверяющим лицам стоит знать порядок его организации. Рассмотрим, какие нюансы при этом важны. Небольшие предприятия внутренние проверки не осуществляют. Но вот большие фирмы в таком контроле нуждаются. СодержаниеЧто нужно знать? Проведение внутреннего аудита на...

Контроль бухгалтерского учета, а также иных сфер экономической деятельности должен осуществляться на всех без исключения коммерческих предприятиях. При этом следует помнить о большом количестве самых разных особенностей подобных процедур. Они должны быть упорядочены, следовать друг за другом в определенном порядке. Так...

mob_info