Связь с другими дисциплинами. Связь аудита с другими науками Этические принципы аудита


Контроль - это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

По организационным формам контроль подразделяется на:

Государственный;

Ведомственный;

Вневедомственный;

Аудиторский;

Внутрихозяйственный;

Общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-государственный (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачами финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.

Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специальные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов и т. п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу.

Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия. Отличительные черты аудита представлены в таблице 2.

Таблица 1.2. Отличие аудита от других видов контроля

Рассмотрим более подробно отличия аудита от ревизии.

Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей, уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно- материальных ценностей.

Аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

Ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

Аудит - предпринимательская деятельность;

3. Основа взаимоотношений:

Аудит - добровольное осуществление на основе договоров;

Ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

4. Управленческие связи:

Аудит - горизонтальные связи, равноправные во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

Ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

Аудит - платит клиент;

Ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

Аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

Ревизия - сохранение активов, пересечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

Аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована;

Ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Существуют различные принципы и классификации основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.

По организационным формам контроль подразделяется на:

Государственный;

Ведомственный;

Вневедомственный;

Аудиторский;

Внутрихозяйственный;

Общественный..

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами; 2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль. Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.



Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.

Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.



Виды аудита.

Аудит подразделяется на внешний (обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям) и внутренний.

Внешний аудит – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей; осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Особенность: аудиторы, проводящие проверку, не имеет на проверяемом предприятии никаких интересов.

Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.

Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов.

Функции службы внутреннего аудита включают:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

В число задач отдела (службы) внутреннего аудита входит:

Обеспечение более эффективного управления организацией;

Оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации;

Защита законных интересов организации и ее собственников;

Оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.

Проверка систем, предназначенных для реализации задач, планов и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками организации;

Проверка сохранности активов;

Проверка эффективности использования ресурсов и т.д.

Внутренние аудиторы должны представлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей. Его целью является выявление недостатков в методике и организации бухгалтерского учета, составление отчетности, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функционирования конкретных подразделений и др. Различными могут быть и применяемые методы: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

- 47.64 Кб

ВВЕДЕНИЕ

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Положение в аудите в одном отношении сильно отличается от ситуации в большинстве других сфер человеческой деятельности. Если там обслуживающая сферу прикладная наука базируется на одной или нескольких фундаментальных, ввиду чего практическая деятельность имеет довольно прочную научную (так сказать, «двухъярусную») основу, то аудиторская наука пока чрезвычайно слабо связана с экономической теорией и другими фундаментальными науками, которые в перспективе могут иметь большое значение для аудита. Другими словами, применительно к аудиту цепочка «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» в первом звене ослаблена, что отрицательно сказывается и на втором. Страдает при этом не только аудиторская наука, но и практический аудит.

1 Понятие, назначение и содержание финансового контроля

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать соответствие фактического положения дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент системы контроля, который формирует совокупность способов, приемов и средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.

Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений.

Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.

Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.

В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

По организационным формам контроль подразделяется:

    • на государственный;
    • ведомственный;
    • вневедомственный;
    • аудиторский;
    • внутрихозяйственный;
    • общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.

Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово- хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.

В условиях рыночной экономики значение аудита как одной из форм экономического контроля неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.

2 ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ СЛАБОЙ СВЯЗИ АУДИТОРСКОЙ НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Аудит связан с экономическими науками, как минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) составляют его фундамент. Во-вторых, будучи отраслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми науками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компьютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.

После констатации факта ослабления первого звена в цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» возникает вопрос о причинах этого ослабления. Для специалистов по экономической теории аудит, скорее всего, представляется менее важной, масштабной и привлекательной предметной областью, нежели налогообложение, экология, страховое дело, кредитование и т.п. Кроме того, прежде чем прикладывать экономическую теорию к некоторой предметной области, в последнюю надо как следует вжиться. С другой стороны, «спецы» аудиторской науки, кажется, весьма и чересчур подвержены традиции предметных специалистов замыкаться в рамках своей узкой области и делают исключение лишь для бухгалтерского учета.

Сама же эта традиция коренится в недооценке широкой эрудиции и профессионального потенциала. Ведь подавляющая часть знаний, полученных любым человеком в вузе, не применяется им в конкретной практической деятельности, но она повышает профессиональный потенциал специалиста и обостряет его интуицию, что позволяет ему лучше решать задачи, в первую очередь нестандартные. В аудите это особенно важно, поскольку клиенты зачастую нуждаются в свежем взгляде стороннего специалиста и его советах по разнообразным вопросам своего бизнеса (как в рамках аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих услуг), из-за чего аудитор с высоким профессиональным потенциалом имеет значительное конкурентное преимущество.

Это, так сказать, субъективные причины слабой связи аудита с экономической теорией и другими науками. Но есть и серьезные объективные причины, вытекающие из особого характера формирования экономической науки.

Экономическая наука развивается в результате применения новых исследовательских методов (таких, как теория игр или эксперименты), в силу тенденций исключительно внутреннего развития (например, разработка теории несовершенной конкуренции), благодаря отслеживанию долговременных проблем, ранее не привлекавших внимания экономистов-теоретиков (например, новая экономическая география), междисциплинарному сотрудничеству (поведенческая экономика) и концентрации на новых экономических проблемах, требующих анализа (например, Великая депрессия и крах советского социализма). В результате Великой депрессии возникла макроэкономика, а крах советского социализма породил переходную экономику. Из этого перечня к аудиту наибольшее отношение имеет, пожалуй, отслеживание долговременных проблем, в частности, как обеспечить необходимую достоверность бухгалтерской отчетности.

Приведенная цитата хорошо объясняет то, почему экономическая наука напоминает не дерево со штамбом, скелетными ветвями и т.д., а куст из большого количества побегов, связанных одной корневой системой; в роли последней выступает экономический образ мышления, характеризующийся максимально возможным отвлечением от технологических процессов, акцентом на исследование ресурсов, затрат, результатов, нацеленностью на перевод их в стоимостную форму и т.д. Аудит - один из таких побегов, причем растущий несколько в стороне от основной их массы.

Еще одним источником слабой связанности экономических наук является, по-видимому, научный менталитет англосаксонской школы, сыгравшей особую роль в развитии экономических наук. Наверное, есть и иные источники такой слабой связи. А сам этот феномен приводит к невозможности опоры аудита на какую-то одну (или две-три) экономические науки и необходимости «сидеть на многих стульях».

Описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Основные принципы проведения аудита

Этические принципы аудита

Независимость аудитора - предполагает свободу аудитора от влияния дав­ления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьим лиц. Независимость аудитора - отсутствие какого-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в про­верке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.

Честность аудитора - предполагает приверженность аудитора професси­ональному долгу.

Объективность аудитора - беспристрастность аудитора при рассмотрении лю­бых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность аудитора - аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуа­ций.

Добросовестность аудитора- оказание аудитором профессиональных услуг с дол­жной тщательностью, внимательностью, оператив­ностью и надлежащим использованием своих спо­собностей.

Конфиденциальность информации - аудиторы (аудиторские организации) обязаны обес­печивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта.

Профессиональное поведение аудитора- принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.

Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

Определение объема аудита; ФПСАД №1 « Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности»

Планирование аудита; ФПСАД №3 «Планирование аудита»;

Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

Аудиторские доказательства; ФПСАД №5 «Аудиторские доказательства»

Аудиторская документация; ФПСАД №2 «Документирование аудита»

Аудиторское заключение. ФПСАД №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской отчетности»

Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает ре­альную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Существуют различные принципы и классификации основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.



По организационным формам контроль подразделяется на:

Государственный;

Ведомственный;

Вневедомственный;

Аудиторский;

Внутрихозяйственный;

Общественный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансо­вый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский кон­троль.

Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства.

Госу­дарственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления.

Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (бывшее КРУ) - состоящий из Департамента государственного финансового контроля и департамента бюджетного надзора, а также субъектов РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю, Федеральная Налоговая служба, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государствен­ных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств пе­ред бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными орга­нами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вне­ведомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказ­чиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за раз­работку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного кон­троля несет руководство предприятия или организации. В экономиче­ском субъекте в соответствии с учредительными документами или пра­вилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная ко­миссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе за­конов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обще­ству. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных об­щественных и политических объединений.

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), по­следующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленче­ских решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономиче­ски нецелесообразные хозяйственные операции.

Текущий контроль , как правило, организуется в процессе совер­шения различных хозяйственных операций. Именно поэтому теку­щий контроль называют также оперативным контролем. Действи­тельно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяй­ственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении реви­зии, и при организации аудиторской проверки.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование пер­вичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регист­ров и отчетности.

Фактическим является контроль , при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются пу­тем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабо­раторного анализа и других способов проверки фактического со­стояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действи­тельное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных дейст­вий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ре­визии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное рассле­дование.

Ревизия - это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведом­ственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должно­стных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит - независимая экспертиза состояния бухгалтерского уче­та, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обусловлено прак­тической необходимостью т.к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем за­интересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляет­ся в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в облас­ти бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйст­венных операций. Судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитраж­ного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятель­но определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для ауди­торов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.

Отличительные черты аудита, ревизии, налоговых проверок и судебно-бухгалтерской экспертизы представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Отличие аудита от других видов контроля

Признаки Аудит Ревизия Налоговая проверка Судебно-бухгалтерская экспертиза
Право Гражданское право на основе договоров Административное пра­во на основе законов и инструкций Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций Уголовное право на основе законов и инструкций
Цели Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее досто­верности Выявление и оценка недостатков, наруше­ний, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных Определение правиль­ности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет нало­гов и других обязатель­ных платежей Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской от­четности, налоговых декла­рации, первичных докумен­тов с целью обоснования ис­ковых требований, поданных в следственные или судебные органы
Задачи Устанавливаются за­казчиком при за­ключении договора Определяются органом, назначившим ревизию Налоговая проверка организаций проводит­ся на основании реше­ния руководителя нало­гового органа Судебно-бухгалтерская экс­пертиза организации прово­дится на основании постанов­ления следователя или суда для сбора доказательств на­рушений законодательства
Объект Годовая бухгалтер­ская (финансовая) отчетность Устанавливается орга­ном, назначающим про­верку Расчеты с бюджетом Исследование конкретных фактов, определенных право­охранительными органами
Достато­чность Принцип разумной уверенности Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений Принцип максимально воз­можной точности и законнос­ти и выявление нарушений законодательства
Методы Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из кон­кретно поставленных целей и задач Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.)
Управ­ление Связи горизонталь­ные, добровольные Связи вертикальные
Оплата труда Заказчик услуг или орган, нуждающий­ся в подтверждении достоверности отчет­ности Государственный орган Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверж­даемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг
Резуль­тат Аудиторское заклю­чение Акт ревизии Акт налоговой провер­ки Заключение эксперта-бухгал­тера

Виды и классификация аудита

В основу общей классификации аудита могут быть положены следую­щие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы

1. В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского уче­та и отчетности, а также оказания консультационных услуг администра­ции. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется: на общий аудит; аудит страховых организаций; аудит банков и аудит бирж; внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управлен­ческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также пу­тём разработки предложений по совершенствованию методов организа­ции производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является ин­формационной базой для последнего. При должной организации внут­реннего

аудита на предприятии существенно сокращаются объем и со­держание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законода­тельством случаях.

Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существен­ные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служ­ба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находится полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, в отношении структурных подразделений предприятия, дея­тельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских орга­низаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как матери­ально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной за­дачей внутреннего аудита является подготовка информационных мате­риалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита - подготовка соот­ветствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, на­логовой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

2. Исходя из принципа инициативы проведения аудит может быть ини­циативным (добровольным) или обязательным.

Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель - выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать реко­мендации по повышению эффективности его деятельности, помощь в организации учета и отчетности, организация делопроизводства по бухгалтерскому учету и т.д.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив­ного аудита: текучесть бухгалтерских кадров; недостаточно высокая оплата; нежелание руководства новых экономических структур принимать главного бухгалтера как одного из основных контролеров за законностью хозяйственных операций; низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. Не случайно, руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с этими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициатив­ный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функ­ционирования конкретных подразделений и т. п. Различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изу­чение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами; 2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль. Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.

Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.

Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.

Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

mob_info