Антиинфляционная политика россии. Антиинфляционная политика Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по

Инфляция и инфляционная политика.

Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

ü Обесценивание денег по отношению к золоту;

ü Обесценивание денег по отношению к товару;

ü Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.



Методы фискальной политики:

Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

Повышение нормы процента.

Уменьшение уровня реального объема производства.

Понижение уровня цен.

Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более высокая процентная ставка возросший спрос на национальную валюту за границей стоимость национальной валюты повышается чистый экспорт сокращается сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

где М - предложение денег,

V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;

P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

Q - физический объем производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты -- договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. -- должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

На основе различных теорий возникли два основных вари-анта антиинфляционных стабилизационных программ -- ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная -- факторов неденежного характера инфляции издержек.

Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

Антиинфляционная политика - макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.

Антиинфляционная политика включает в себя два блока:

  • а) регулирование совокупного спроса;
  • б) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе - монетаристы.

Дж. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно созданием эффективного спроса , который в свою очередь формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Монетаристское направление предполагает, что антиинфляционная политика может проводиться как методами шоковой терапии (когда жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровождается значительным спадом производства), так и постепенно, путем многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада, однако нс даст возможности быстро снизить инфляцию.

В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать и безработицы (политика градуализма).

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает так называемую инфляционную инерцию - прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов.

Индексация - эго механизм, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.

Считается, что политика градуализма успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год. Если их темпы выше 100 или 1000% в год, то ее использование не приносит успеха.

Выбор методов шоковой терапии и постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Дилемма «шоковая терапия - градуирование» (политика градуализма) вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов , предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства необходимо «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Иногда коэффициент потерь рассчитывают как отношение накопленного показателя циклической безработицы к величине снижения инфляции (в процентных пунктах, н.п.) за определенный период. Например, если в течение трех лет сумма ежегодных превышений фактического уровня безработицы над естественным, т.е. ?(и - и), составила 8 п.п., а инфляция за эти три года снизилась с б до 4%, т.е. на 2 п.п., то коэффициент потерь будет равен 8/2 = 4.

В период стагфляции (сочетания высоких темпов инфляции, спада производства и роста циклической безработицы) наиболее эффективной антиинфляционной политикой является экономика предложения , или экономическая теория предложения (Supply side economics). В более широком смысле «экономика предложения» занимается поиском способов сдвига вправо графика совокупного предложения AS. Такой сдвиг приводит к тому, что экономика оказывается в состоянии обеспечить больший объем выпуска в ответ на рост уровня совокупного спроса без повышения уровня цен.

Государство может использовать политику по управлению предложением для увеличения запасов ФП и повышения эффективности использования ресурсов путем обеспечения более гибкой реакции рынков на изменения спроса. Эта политика включает:

  • меры по уменьшению налогообложения (и других факторов, снижающих стимулы к труду) для увеличения доли работающих в общей численности населения;
  • финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиции в технологию;
  • изобретение новых изделий и инноваций, меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;
  • стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала; приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью (дерегуляцию) для поддержания эффективности промышленного производства;
  • содействие региональной политике, сдачу частного жилья в наем и создание возможностей перевода пенсий в фонд по новому месту работы для стимулирования мобильности рабочей силы;
  • снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду и принятию рисков; обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда; расширение акционерной собственности и помощь самозанятым для поднятия культуры предпринимательства.

Эти меры способствуют повышению темпов экономического роста и снижению уровня безработицы.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направ­ленных на борьбу с инфляцией.

Инфляция - это увеличение количества денег в обра­щении, неизбежно вызывающее негативные последствия: рост цен, изменение их структуры, формирование дисп­ропорций производства и кризисы. Единственным спо­собом избежать этих негативных последствий является ограничение денежной массы на определенном уровне.

Однако поскольку государственная политика исходит из того, что единственным негативным последствием инфляции является рост цен, под которым понимается увеличение индекса потребительских цен, то основная часть мер направляется на решение исключительно данной проблемы: роста цен. При этом остальные нега­тивные последствия инфляции не просто остаются, но и увеличиваются в масштабах.

В современной экономике цель государственной политики не обеспечение стабильного количества денег в обращении, а обеспечение стабильного уровня потре­бительских цен, для измерения которых используется индекс потребительских цен.

Выделяют два направления антиинфляционной поли­тики - дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы огра­ничения, снижения темпов роста или даже снижения количества денег в обращении. Поскольку первопричи­ной инфляции является увеличение количества денег в обращении, то любые средства, которые ограничивают рост денежной массы, могут привести к снижению тем­пов роста цен. Однако необходимо учитывать, что это произойдет не сразу, а только через некоторое время. К средствам дефляционной политики относятся:

Ужесточение кредитной политики путем увеличе­ния ставки рефинансирования или нормы обя­зательных резервов, что препятствует кредитной активности банков;

Увеличение налогов;

Снижение государственных расходов;

Снижение ввозных таможенных пошлин;

Укрепление курса национальной валюты.

Нужно учитывать, что поскольку между изменением

количества денег в обращении и ростом цен существует временной лаг, эти меры антиинфляционной политики могут не принести краткосрочных результатов. С другой стороны, снижение темпов роста денежной массы будет приводить к окончанию инфляционного роста экономи­ки, который внешне будет выглядеть как экономический спад. В зависимости от того, какой способ ограничения денежной массы выбран, будет происходить изменение структуры рыночных цен и спроса, что приведет к изменению структуры производства.

Политика доходов - это политика административ­ного ограничения цен, которая предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. Административ­ное регулирование цен приводит к серьезным проблемам в функционировании рыночной экономики и механизма цен. Возникает дефицит тех товаров, цены на которые ограничиваются (инфляция становится подавленной); несмотря на рост спроса на эти товары, их производство остановится нерентабельным и снижается, что еще усугубляет дефицит. Пытаясь обойти ограничения, предпри­ятия переходят в теневую экономику. Для поддержания производства этих товаров приходится субсидировать производителей или регулировать цены на сырье и комп­лектующие для производства этих товаров. Государственное вмешательство в экономику увеличивается, пока не приведет к полному регулированию всех цен.



Опасность политики ограничения роста цен в том, р что ведется борьба не с причинами инфляции - ростом количества денег, а с последствиями - ростом цен. Часто такая политика проводится одновременно с ростом денежной массы. С одной стороны, государство ограничивает цены, а с другой - увеличивает количество необеспеченных денег.

Ограничение роста цен при продолжающемся уве­личении количества денег, в конечном счете, приведет к экономической катастрофе: невозможность использо­вания денег в силу тотального дефицита дезорганизует рыночную экономику. Люди начинают переходить к бар­терным операциям, что приводит к падению эффектив­ности экономики.

В случае длительного проведения подобной политики, ее прекращение приводит к резкому всплеску инфляции. Это будет обусловлено значительным разрывом между товарной и денежной массами, который формируется в период действия подобной политики.

Примером подобного сценария являются события 1991 года в нашей стране. Длительная денежная эмиссия в СССР привела к накоплению значительных денежных средств у населения. С другой стороны, существовали фиксированные государством цены и дефицит товаров. В результате после либерализации цен в стране началась гиперинфляция. Либерализация цен, возможно, и не была оптимальным решением. Однако оно принималось в условиях, когда во всех крупных городах фактически начинался голод. При этом сельхозпредприятия имели достаточно продовольствия, однако в города оно не по­падало. Это было связано с тем, что в результате значи­тельного разрыва между товарной и денежной массами цены на сельхозпродукцию стали неоправданно низкими. В этих условиях сельхозпроизводители уклонялись от поставок продовольствия в города.

Денежные реформы как способ стабилизации валют

Часто после длительного периода инфляции в стране проводится денежная реформа.

Денежная реформа - это полное или частичное преоб­разование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы проводятся методом: нуллификации, реставрации, девальвации и деноминации.

Нуллификация проводится путем аннулирования старой обесценившейся валюты и введения новой. Мето­дом нуллификации была проведена реформа в Германии в 1924 г.

Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания валюты и повышение золотого курса. Этим методом была проведена денежная реформа в Англии в 1925-1928 гг., когда было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов.

Девальвация - распространенный метод денежных реформ после Второй мировой войны. Она означает снижение золотого содержания денежной единицы или снижение официального валютного курса к доллару США. В 1967 г. была проведена девальвация английского фунта стерлингов путем законодательного уменьшения золота в денежной единице и соответственно снижения валютного курса в долларах.

Деноминация - уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена старых денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения. Так, в России в 1922-1923 гг. путем двух деноминаций денежная I масса в обращении уменьшилась в один миллион раз. При деноминации 1998 г. денежная масса уменьшилась в 1000 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют два подхода к определению понятия «инфляция».

1. Инфляция - это увеличение количества денег в обращении.

2. Инфляция - это падение покупательной способности денег, которое выражается в росте цен на товары, дефиците или снижении качества товаров.

Увеличение количества денег в обращении никогда не приводит к пропорциональному увеличению цен всех товаров в обращении. В результате инфляции происходит изменение спроса и структуры цен товаров, что приводит к увеличению производства одних и снижению производства других товаров.

Инфляционный процесс приводит к перераспределению реальных благ между субъектами экономики в пользу тех, кто находится ближе к источнику денежной к эмиссии.

Существуют два типа инфляции. Инфляция спроса - это ситуация, при которой дополнительная денежная эмиссия достигает в первую очередь рынка потребительских товаров. Инфляция издержек - это ситуация, при которой дополнительная денежная эмиссия попадает на рынок сырьевых товаров, что со временем вызывает рост цен на конечные товары.

Выделяют два вида инфляции, имеющих принципиальное различие: инфляция и гиперинфляция. Инфляция - это рост денежной массы, приводящий к росту цен и обесценению денег через механизм спроса и предложения. Гиперинфляция - это ситуация, при которой экономические субъекты имеют положительные инфляционные ожидания, в результате которых они увеличивают цены вне зависимости от спроса на свою продукцию.

Оценить масштабы инфляционных процессов в эко­номике можно исходя из следующих показателей: темп роста денежной массы, различные индексы цен, прежде всего индекса потребительских цен и дефлятора валового внутреннего продукта.

Для борьбы с инфляцией государством проводит­ся антиинфляционная политика, которая может быть направлена как на ограничение темпов роста денег в обращении, так и непосредственно темпов роста цен.

Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое госу­дарством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы проводятся методом: нуллификации, реставрации, девальвации и деномина­ции.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Существуют два подхода:

1. Регулирование спроса (дефляционная политика)

Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Этот подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Политика доходов

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем их замораживания или установления пределов их роста. Это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Выбирая варианты, учитывают выбранные приоритеты. Если целью является сдерживание экономического роста, выбирают первую, второй отдают предпочтение, если поставлена цель - стимулирование экономического роста. Если же целью является остановить инфляционный рост, то параллельно используют два метода.

Формы антимонопольной политики:

1. В ряде стран применяется индексация доходов, которая означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

2. Форма сдерживания роста цен проявляется в замораживании цен на отдельные продукты.

3. Конкурентное стимулирование производства. Оно включает меры: значительное уменьшение налогов для производителей и косвенное стимулирование сбережений населения, а также стимулирование рыночной конкуренции.

Антиинфляционные меры:

1. Стабилизация инфляционных ожиданий.

2. Денежные ограничения.

3. Решение проблемы дефицита бюджета.

4. Реформа налогообложения.

5. Регулирование валютных курсов.

6. Приватизация.

7. Денежные реформы:

Нуллификация – объявление об аннулировании сильно обеспеченной единицы и введения новой валюты;

Ревальвация (реставрация) – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны – это снижение валютного курса к доллару;

Деноминация – укрепление масштаба цен путем зачеркивания нулей.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции .

Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета;

2) снижение инфляционных ожиданий;

3) структурная перестройка национальной экономики;

4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами:

Повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения;

Сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений;

Повышением нормы обязательных резервов;

Реализацией ЦБ государственных ценных бумаг , приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

Чтобы успешно преодолеть инфляцию, необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны . Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.


Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения.

В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

mob_info