Ситуация когда сальдо бюджета положительно называется. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его. Операции на открытом рынке

Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета . В противном случае имеет место его профицит . Если государственные доходы превышают расходы за исключением процентных расходов, образуется первичный профицит государственного бюджета.

Состояние государственного бюджета оказывает существенное воздействие на все макроэкономические показатели, а потому повсеместно является объектом пристального общественного внимания. Например, согласно пакту о финансовой стабильности, заключенному странами европейского валютного союза, размер бюджетного дефицита не может превышать 3% ВВП страны. Дело здесь в том, что большой дефицит негативно сказывается на состоянии экономики.

Последнее обусловлено тем, что дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: выпуск дополнительных денег в обращение, рост государственных займов, увеличение налогов. Первый источник чреват инфляцией, если возрастание денежной массы не будет сопровождаться ростом производства или замедлением скорости обращения денег (тема «Инфляция», п. 2). Со своей стороны, выпуск займов увеличивает спрос на заемные средства, соответственно – процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций. В этом состоит т.н. «эффект вытеснения» : государственные расходы вытесняют частные инвестиции. Разновидностью государственных займов являются неплатежи, когда государство не расплачивается за купленные товары и услуги либо расплачивается с опозданием. Неплатежи подрывают процесс воспроизводства, ведут к росту цен, деформируют структуру экономики.

Проблема получения сбалансированного госбюджета очень актуальна для сегодняшней России. Проблема эта, к сожалению, не нова для нас: все 90-е годы прошлого века государственный бюджет сводился с дефицитом. В первой половине 90-х гг. правительство в основном покрывало дефицит займами в Центральном банке и тем самым решало свои бюджетные проблемы за счет выпуска дополнительных денег в обращение, что вело к высокой инфляции. Логика борьбы с инфляцией заставила правительство перейти к покрытию дефицита путем займов на финансовых рынках. С 1995г. оно отказалось от использования кредитов Центробанка для покрытия бюджетного дефицита.1 Вместо этого на рынок были выпущены разнообразные государственные обязательства, такие как Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.



В то же время проблема бюджетного дефицита не только не стала менее острой, но, напротив, существенно возросла. Для покрытия дефицита пришлось резко увеличить размещение облигаций, причем значительная часть выручки от новых выпусков уходила на погашение долгов по прежним сериям. В результате большая часть сбережений населения и фирм через банки оказалась вложена в государственные ценные бумаги, что привело к катастрофической нехватке заемных средств для реального сектора.

Одновременно государственный долг увеличивался очень быстрыми темпами, и к первой половине 1998 г. проблема его погашения достигла критической остроты. Ситуация значительно усугубилась оттоком иностранных капиталов с российского финансового рынка. Несмотря на экстренные меры правительства С. Кириенко, справиться с бюджетным дефицитом и решить проблему погашения государственного долга не удалось. Это и привело в августе 1998 г. к отказу правительства платить по своим обязательствам.

Дополнительной проблемой выступает рациональное использование выделенных средств. Эффективный бюджет не может быть построен без контроля за расходами бюджетополучателей. Бюджетный кодекс ввел в действие казначейскую систему исполнения бюджета . Последнее означает, что перевод денег бюджетополучателям производится не через уполномоченные банки, а через счета казначейства в местном отделении Центрального банка. Органы государственной власти выступают, тем самым, кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Теоретически это позволяет наладить контроль за целевым использованием общественных денег. Тем не менее, на практике выделенные средства зачастую не доходят до адресатов, распределяются за взятки, просто разворовываются. Распространенным явлением остаются поставки продукции для бюджетных нужд, осуществляемые без объявления конкурсов.



С 2002 г. федеральные власти пытаются осуществить реформу бюджетных расходов. Ее суть состоит в переходе к планированию и финансированию бюджета на основе целевых программ с четкой формулировкой ожидаемых результатов во всех сферах. При этом бюджетополучатели обладают большей самостоятельностью в расходовании денег, одновременно неся полную ответственность за достигнутые результаты. Новая система так и называется: бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Фактически речь идет о внедрении системы корпоративного менеджмента в управлении государственными финансами, с той лишь разницей, что многие результаты в бюджетной сфере определяются не количественными, а качественными показателями.

Разумность предлагаемой реформы очевидна: трудно сомневаться в преимуществах бюджетирования на основе целевых программ и ответственности за их выполнение перед традиционным бюджетированием «от достигнутого» в сочетании с безразличием бюджетополучателей к эффективному использованию выделенных им средств. Рискнем, однако, предположить, что на практике реформа трудно реализуема, если она будет проводиться исключительно сверху и не сопровождаться общественным контролем за деятельностью чиновников.

Экономисты либерального направления видят выход в решительном сокращении полномочий чиновников и государственных расходов. В частности, советник президента России А. Илларионов полагает предельно допустимым уровень непроцентных расходов в размере 12% ВВП. По расчетам бывшего министра экономики Е. Ясина прекращение практики «откатов» и проведение настоящих открытых конкурсов при закупках продукции для государственных нужд даст экономию бюджетных средств в размере 1,5-1,7% ВВП. Предполагается, что освободившиеся средства будут более эффективно использованы в частном секторе.

6.Государственный долг и его виды

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить

его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

· Усиливается неравенство в доходах;

· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов

· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

1. Сальдо государственного бюджета

Условие: В трехсекторной экономике совокупный доход (Y) равняется 1500, инъекции равны 500, а сальдо государственного бюджета положительно и равно 100, при этом общая сумма налоговых поступлений (Tx) равна 300, а суммарные трансфертные платежи (Tr) равны 50. Определите объемы потребительских расходов (C), государственных закупок товаров и услуг (G), а также инвестиционных расходов (I) в ситуации равновесия.

Решение: В первую очередь, обратим внимание на тот факт, что мы имеем дело с трехсекторной моделью экономики, в которой отсутствует Иностранный сектор, тем самым Чистый экспорт (Nx) = Экспорту (Ex) = Импорту (Im) = 0. Эти компоненты мы исключаем из рассмотрения.

Перепишем основные формулы данной модели:

(1) Макроэкономическое равенство - Y = C + I + G.

(2) Макроэкономическое тождество - I + G = T + S.

Левая часть соотношения (2) представляет собой инъекции, которые равны 1000, таким образом, I + G = 500, следовательно С = Y - (I + G) = 1500 - 500 = 1000 .

Чтобы найти объем I нам необходимо определить G. Мы это сделаем через сальдо государственного бюджета, которое представляет собой разность между доходами госбюджета (это налоги - Tx) и расходами госбюджета (это государственные закупки - G и трансферты - Tr):

(3) Сальдо государственного бюджета = Tx - G - Tr или T - G .

Воспользуемся формулой (3) для определения госзакупок: G = 300 - 50 - 100 = 150 . Таким образом, I = 500 - 150 = 350 .

Ответ: С = 1000, G = 150 и I = 350.

Примечание: сальдо государственного бюджета может быть как отрицательным (расходы больше доходов), так и положительным (доходы больше расходов). Кроме того, когда бюджет сбалансирован (расходы равны доходам), то сальдо равно нулю .

2. Сальдо торгового баланса

Условие: Рассмотрим четырехсекторную экономику, в которой потребительские расходы (C) равняются 1500, инвестиционные расходы (I) равны 1000, а сальдо торгового баланса отрицательно и равно -200, при этом чистые налоги (T) равны 100, сбережения (S) составляют 450, а импорт (Im) составил 400. Определите объемы экспорта (Ex), государственных закупок товаров и услуг (G) а также совокупного дохода Y в ситуации равновесия.

Решение: В четырехсекторной экономике присутствуют все четыре макроэкономических агента, а формулы макроэкономических равновесия (1) и тождества (3) выглядят так, как представлено в уроке "Равновесие на рынке товаров и услуг" .

(4) Сальдо торгового баланса = Ex - Im = Nx , так как, по существу, экспорт является национальными доходами от продажи товаров и услуг за рубеж, а импорт является национальными расходами.

Общие понятия о бюджете и его задачах

В древности бюджетом называли определенную сумму, которую выделяли для содержания кого-то или чего-то. В настоящее время толкование этого термина несколько изменилось.

Определение 1

Бюджет – это совокупность всех платежей и расчетов, которые производятся за определенный период.

Но существуют еще понятия «государственный бюджет», бюджет предприятия».

Определение 2

Государственный бюджет – это финансовый документ, который содержит сведения о всех возможных финансовых поступлениях (доходах) и всех предполагаемых платежах (расходах) за определенный период времени (неделю, месяц, квартал, год).

Главной задачей бюджета является согласование расходов и доходов любого субъекта экономической деятельности – от семьи до государства в целом.

Структура и виды бюджета

Структуру бюджета представляют две составляющие – доходная часть и расходная. В доходной части указываются все возможные и предполагаемые поступления финансовых средств. Расходная часть содержит сведения о направлении средств на осуществление всех возможных платежей. Включая обслуживание и внешнего долга.

По территориальному охвату выделяют:

  1. бюджет страны (федеральный бюджет),
  2. региональные бюджеты (бюджеты области, района, города),
  3. бюджеты предприятий и организаций.

По временной характеристике могут быть:

  • годовой бюджет,
  • квартальный бюджет,
  • месячный бюджет,
  • реже – недельный.

Понятие о сальдо бюджета

Бюджет предполагает баланс между приходом и расходом средств.

Определение 3

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета называется сальдо бюджета .

Если доходы бюджета преобладают над расходами, то сальдо бюджета положительное, а бюджет называют профицитным. Если объем расходов превышает сумму доходов, то бюджет считается дефицитным, а сальдо бюджета – отрицательным. Если же объемы доходов и расходов совпадают, то сальдо бюджета будет нулевым, а бюджет - сбалансированным. Положительное сальдо бюджета наблюдается в период экономического подъема. На этом этапе происходит активизация хозяйственной деятельности, наращивание темпов производства , увеличение объемов продаж продукции.

В период экономического спада могут возникать ситуации застоя, кризисные явления в экономике страны, в мировой экономике. Это может привести к сокращению производства товаров и сокращении объемов производства, к росту внешней задолженности. В этих условиях формируется отрицательное сальдо бюджета.

С целью преодоления дисбаланса в бюджете, правительство (или руководство предприятия) может предпринять ряд шагов по сокращению неоправданных расходов, снижению затрат на содержание предприятий бюджетной сферы, заморозить уровень заработной платы. Иногда государство может прибегнуть к такой мере, как выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, лотерей, чеков, векселей). Возможна также продажа акций государственных предприятий, частичная или полная их приватизация. Кроме того государство может закрыть (ликвидировать) убыточные предприятия. Подобные меры не очень популярны в народе, но они позволяют сократить размеры государственного дефицита, снизить отрицательные показатели сальдо государственного бюджета.

Примером может послужить политика, проводившаяся в Великобритании в конце $ХХ$ века правительством под руководством Маргарет Тэтчер. Мероприятия, проводимые этим правительством, вызывали массовые протесты среди населения. Но они позволили в короткие сроки преодолеть кризисные явления в экономике Великобритании, сократили дефицит бюджета страны и способствовали восстановлению положительного сальдо государственного бюджета.

Госбюджет - баланс государственных доходов и расходов за определённый период времени, представляющий собой основной финансовый план страны.

Бюджет утверждается законодательным органом власти (в России - Государственной Думой) и после этого приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Доходы бюджета:

85% - из налоговых поступлений, включая взносы на социальное страхование;

Из неналоговых поступлений: прибыли государственных предприятий, сеньоража, доходов от продажи государственных ценных бумаг, доходов от приватизации, сдачи в аренду собственности государства и др.

Расходы государственного бюджета:

Государственные закупки товаров и услуг;

Трансферты;

Выплаты процентов по государственным облигациям.

Расходы государственного бюджета идут на политические цели

(национальную оборону, содержание армии, полиции, судов); содержание госаппарата); на государственный сектор экономики; на соцобеспечение (выплата пенсий, пособий, стипендий); здравоохранение; образование; развитие фундаментальной науки; экологию.

Сальдо государственного бюджета (δ) - это разность между государственными доходами и расходами.

Если доходы и расходы бюджета равны, δ = 0, то имеет место баланс государственного бюджета.

Если доходы больше расходов, δ > 0, - профицит бюджета.

Если доходы меньше расходов, δ 13.2.

1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его

финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

Когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

Когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

Когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым "негативным экономическим категориям" типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит - результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

К причинам бюджетного дефицита можно отнести:

Спад общественного производства;

Рост предельных издержек общественного производства;

Массовый выпуск "пустых" денег;

Излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

Возросшие затраты на финансирование ВПК;

Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

За счет эмиссии денег;

За счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

За счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. Эта мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почтиденьги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

I + G + Ex = S + T + Im (1)

где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex) (2)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

Возможность получения крупных сумм

Неинфляционный характер

Недостатки:

Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.

Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆Т).

Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:

Где MPC - предельная склонность к потреблению.

Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:

ΔY/ΔG=1/(1-MPC) (4).

Мультипликатор ΔY/ΔG показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

Изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:

(5)

При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:

ΔY/ΔT = - MPC/(1-MPC) (6)

Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е.

(7)

Следовательно

(8)

А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

 (9)

т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект:

ΔY/ΔG - ΔY/ΔT = (1/1-MPC) - (MPC/1 - MPC) = 1 (10)

Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

Финансирования В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо (от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. ...

Исполнение, а также формирует отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы. В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений - это право на самостоятельный...

В среднем 22,6 % от активов фонда на начало соответствующего года. При этом средний темп роста активов Национального фонда составит 114,5%, а его размер к 2009 году - 17,5 % к ВВП. В структуре расходов государственного бюджета на 2007 – 2009 годы приоритетными направлениями являются: а) развитие здравоохранения и образования; б) дальнейшее углубление социальных реформ; в) индустриально- ...


Находится в постоянном развитии, появляются новые товары, работы, услуги, новые финансовые инструменты, изменяется гражданское и народное законодательство. Кроме того, появляется необходимость в связи с изменением экономической ситуации государственного регулирования определенных отраслей и направлений деятельности экономических субъектов. Указанное требует своевременной корректировки законов о...

mob_info