Проводки по увеличению кадастровой стоимости земли. Скорректирован порядок учета земельных участков. Земля и землепользование

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость участка земли может быть скорректирована при изменении качественных и (или) количественных характеристик, а также на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В статье эксперты 1С рассматривают на примере бюджетного учреждения, как отразить в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» изменение кадастровой стоимости земельных участков, используемых государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, расположенном на территории Российской Федерации, по их кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая оценка земель проводится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления, результаты оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН) (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, кадастровая стоимость может быть изменена по решению суда или комиссии. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (п. 2.9) пункт 28 Инструкции № 157н дополнен положением: «Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Но эта норма начала действовать лишь с 2017 года. ФНС России письмом от 07.02.2017 № БС-4-21/2140@ проинформировала территориальные подразделения о реализации на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков. В письме также отмечено, что содержащиеся в выписке сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т. ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.

Таким образом, теперь можно своевременно корректировать стоимость земельного участка, получая выписку из ЕГРН .

Если информация об изменении кадастровой стоимости поступила в учреждение с опозданием, при отражении изменений в учете следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н: «данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты); в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки)».

Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения (с финансовым органом, ответственным за составление консолидированной отчетности). По крайней мере, этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф. 0503160), (ф. 0503760). Согласно пункту 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010311000 «Земля - недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 140110180* «Прочие доходы», в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком «минус».

Примечание:
* В приказе Минфина России от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» допущена ошибка. Вероятно, имеется в виду счет 040110180.

Как изменить стоимость НПА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Для изменения стоимости объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 предназначен документ Изменение стоимости НПА (меню ОС, НМА, НПА - Учет непроизведенных активов - Изменение стоимости НПА ) (рис. 1).


Рис. 1

Если по согласованию с учредителем изменение кадастровой стоимости земельного участка решено отразить как событие после отчетной даты с включением в отчет за 2016 год, то в качестве даты документа Изменение стоимости НПА следует указать «31.12.2016». В других случаях в качестве даты документа следует указать дату поступления в учреждение документа о переоценке.

В документе следует выбрать операцию Изменение стоимости (103 - 401.10.180) .

Согласно подпункту «б» пункта 1.2.1 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год», при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации показатель финансового результата формируется по кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 180 «Прочие доходы» (увеличение стоимости актива со знаком «+», уменьшение - со знаком «-»).

Бюджетные и автономные учреждения с 01.01.2017 применяют КПС вида «АУ и БУ».

Поэтому по аналогии с КБК, приведенным в указанном Письме для казенных учреждений, в поле Счет доходов следует выбрать полный рабочий счет доходов 401.10.180 с КПС вида АУ и БУ , с уточнением КДБ , с кодом ХХХХ 0000000000 000, где ХХХХ - код соответствующего раздела, подраздела, например 0706 0000000000 000.

В качестве вида движения НФА будет автоматически подставлено значение Изменение в результате переоценки (см. рис. 1).

В табличной части документа следует подобрать земельный участок с помощью кнопки Подбор . По строке заполнятся наименование объекта НПА (графа НПА ), инвентарный номер, стоимость земельного участка до изменения (графа Стоимость (до изменения) ). В графе Стоимость (после изменения) необходимо указать стоимость земельного участка с учетом переоценки, а в графе Причина изменения стоимости - причину, которая будет выведена в графе 2 «Изменение стоимости объекта, причина» таблицы «2. Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» инвентарной карточки (ф. 0504031) например, «Изменение кадастровой стоимости» (рис. 2).


Рис. 2

Если стоимость после изменения меньше стоимости, учтенной на счете 103.11, на сумму разницы при проведении документа формируется бухгалтерская запись по уменьшению кадастровой стоимости земельного участка:

Дебет 103.11.330 Кредит 401.10.180 - в отрицательном значении.

Кроме того, формируются движения по регистру накопления Стоимость объектов основных средств (рис. 3) для отражения изменения стоимости земельного участка в инвентарной карточке (ф. 0504031).


I. Согласно новой редакции Инструкции 157н и федеральным стандартам земельные участки и отдельные права на них учитывайте на следующих счетах ():

Забалансовый счет 01

1. Используемые учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

2. Вовлекаемые уполномоченными органами в хозяйственный оборот, собственность по которым не разграничена.

Полученные в операционную аренду.

Договор аренды земли можно квалифицировать .

Числящиеся в составе казны.

Например, сервитут может быть установлен для прохода и проезда через соседний участок.

Основание: выписка из ЕГРН, документ о праве постоянного (бессрочного) пользования.

Основание: договор аренды земельного участка.

Основание: выписка из ЕГРН, подтверждающая собственность публично-правового образования.

Основание: выписка из ЕГРН о регистрации сервитута на основании судебного акта или соглашения.

II. Поступление земельных участков отражайте на балансовых счетах такими проводками:

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном или автономном учреждении

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 189

КРБ 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 189

III. При передаче участка в операционную аренду отразите внутреннее перемещение:

IV. Не забывайте перед сдачей годовой отчетности проверять, не пересмотрена ли кадастровая стоимость земельных участков. Если не учтете эти корректировки, отчетные данные будут существенно искажены. Изменение кадастровой стоимости участков отразите проводками.

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

Если компания приобретает земельный участок, то при отражении его в учете бухгалтеру необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 , т.к. по своим характеристикам данный объект относится к основным средствам Налоговым кодексом РФ и нормами гражданского и земельного законодательства.

Так, в Земельном кодексе РФ указано, что продавать и приобретать можно только те участки, которым присвоен кадастровый номер . Гражданский кодекс РФ в свою очередь говорит о том, что в договоре обязательно должны быть указаны место фактического нахождения земельного участка, его цена, а также все ограничения и обременения, связанные с ним.

Особенности

Земельный участок соответствует всем критериям бухгалтерского законодательства, наличие которых говорит о том, что актив может быть признан :

  • компания приобретает землю, чтобы использовать ее в своей основной деятельности, либо для последующей сдачи в аренду;
  • срок ее использования превышает календарный год;
  • приобретаемый земельный участок не будет в дальнейшем перепродан;
  • компания, вкладывая средства в новый участок, планирует получить прибыль от его использования.

Следовательно, он входит в число основных средств компании. Если же земля предназначена для дальнейшей продажи, то в состав внеоборотных активов она не включается, а отражается на счете учета товаров.

Стоимость рассматриваемого объекта складывается из всех затрат, которая понесла компания для его приобретения. Сюда включаются:

  • сумма по договору купли-продажи или иному договору;
  • суммы, выплаченные посредникам, например, агентству недвижимости, если он участвовал в сделке;
  • сумма государственной пошлины, которая была выплачена при регистрации участка;
  • суммы выплаченных процентов по кредиту, если компания приняла решение о приобретении нового объекта за счет привлеченных средств (здесь нужно отметить, что проценты по кредиту увеличивают стоимость земли только до момента отнесения ее к основным средствам);
  • другие суммы, выплаченные в процессе приобретения участка.

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете землю нельзя амортизировать , т.к. она не теряет своих полезных свойств. А значит включить затраты на ее покупку в себестоимость продукции компании не получится. Лишь в случае ее продажи расходы на приобретение уменьшают полученную прибыль.

Важным моментом, который необходимо учитывать при эксплуатации нового актива, является то, что пути его использования определяет только Государственный кадастр недвижимости. То есть компания не может просто купить землю и самостоятельно решить, какие здания на ней строить. Если ей необходимы новые производственные помещения, то она должна покупать участки только промышленного назначения.

Специальных документов для учета именно земельных участков законодательством не предусмотрено. Основой сделки является подписанный договор . При этом нужно составить дополнительный экземпляр, который будет в дальнейшем передан в Росреестр. Передача актива может осуществляться на основании договора, если в нем указано соответствующее условие, либо после оформления акта приема-передачи.

Компания сама может разработать формы для отражения операций с основными средствами с указанием законодательно установленных реквизитов, а также использовать унифицированные документы ОС-1, ОС-6б.

Земельный участок можно не только купить, но и получить его в качестве вклада от учредителя, в дар либо в обмен на иное имущество. В таких случаях компания должна произвести объективную оценку земельного участка или принять его к учету по кадастровой стоимости.

Если организация сдает землю в аренду, то она должна составить договор аренды и подписать с партнером акт о передаче участка. Причем, если аренда заключается на длительный срок, то договор нужно зарегистрировать в Росреестре.

Проводки

В бухгалтерском учете при покупке земли используется , для которого законодатели предусмотрели соответствующий субсчет. Данный аналитический счет открывается на каждый новый объект. Здесь отражаются все затраты, увеличивающие стоимость нового объекта.

Дт 08-1 Кт 60 – приобретен участок земли.

Дт 08-1 Кт 76 – отражены услуги посредников, за предоставленные дополнительные сведения, а также суммы госпошлины и подобные затраты.

Пройдя государственную регистрацию, внеоборотный актив становится основным средством компании. В дальнейшем для его отражения применяется .

Дт 01 Кт 08-1 – участок отражен как основное средство компании.

Если земля покупается для перепродажи, то она учитывается следующим образом: Дт 41 Кт 60 .

При реализации участка, который был учтен в , доходы от продажи отражаются на , а который был куплен для перепродажи – на .

Дт 62 Кт 91 (90) – отражена выручка от продажи земли.

Дт 91 (90) Кт 01 (41) – списана стоимость приобретения земли.

Дт 91 (90) Кт 76, 60 – отражены прочие расходы на продажу земли.

При составлении отчетности земельные участки отражаются в составе внеоборотных активов, т.е. в первом разделе .

Земля – это ресурс, свойства которого с течением времени не меняются. Для него невозможно определить срок эффективного использования. Поэтому нельзя погасить его стоимость посредством . Об этом прямо говорится в Положении по бухгалтерскому учету № 6/01.

До 2011 года в бухгалтерском законодательстве содержался прямой запрет на переоценку земельных участков, которые были признаны основными средствами организации. После указанной даты он был отменен. Следовательно, руководство компании может принять решение о переоценке земли. При этом оно должно быть закреплено в Учетной политике.

Проведя переоценку рассматриваемых объектов, организация в дальнейшем должна проводить ее на регулярной основе . Порядок и правила процедуры руководство определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости может производиться с использованием индексов цен, которые определяют органы статистики, либо путем прямого приведения стоимости в соответствие с рыночными ценами на текущую дату.

После проведенной переоценки составляется акт, подписывают его все члены комиссии и утверждает руководитель. К акту должны быть приобщены все документы, подтверждающие адекватность новой суммы, по которой земельный участок будет отражаться в учете.

При проведении переоценки нужно помнить, что она возможна только в бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ такой возможности не предоставляет, о чем неоднократно сообщало финансовое ведомство в своих письмах.

Отражение в налоговом учете

При осуществлении сделок с земельными участками налогооблагаемой базы по НДС не возникает. Продавец не должен выделять сумму указанного налога, а покупатель – возмещать ее.

Если компания находится на общем режиме налогообложения, то при расчете налога на прибыль она не может включить в налогооблагаемую базу затраты на покупку земли. Сделать это можно только при последующей реализации участка.

Исключение составляет покупка земли у государственных или муниципальных органов. В этом случае организация может определить срок использования актива самостоятельно и в течение этого времени равномерно отнести на налогооблагаемые расходы стоимость его приобретения.

При этом данный срок не может быть менее 5 лет . Либо включить в налогооблагаемую базу долю затрат на покупку участка в размере 30% от всей базы за предыдущий период и таким образом действовать до полного погашения расходов. Такое допущение в налоговом законодательстве приводит к возникновению расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом и, соответственно, постоянных налоговых разниц.

Как было указано выше, реализация земли не приводит к появлению обязанности по уплате НДС. Следовательно, ни выставлять, ни возмещать данный налог контрагенты не могут.

Налог на имущество и земельный

Земля хотя и относится к основным средствам организации, но налогом на имущество не облагается. По данному вопросу Минфин России выпустил официальные разъяснения, в которых указано, что так как для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, то в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество они не включаются.

Расчет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ . Данный налог является местным, в основе расчета лежит кадастровая стоимость актива. Его ставку определяют муниципальные образования, которые также могут определить и собственные льготы по его уплате.

Юридические лица должны отчитываться по земельному налогу ежеквартально. А в течение всего налогового периода они перечисляют авансовые платежи.

Другое

Для «упрощенцев» действуют те же правила, что и для компаний, находящихся на ОСНО. То есть уменьшить свои доходы на стоимость приобретения земельных участков они не могут. Но если данные активы предназначены для перепродажи, то в этом случае они становятся товаром, и понесенные затраты учитываются при определении суммы упрощенного налога.

Если организация является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, то для нее установлен особый порядок признания затрат на покупку земельных угодий. Так, она может определить некоторый срок, в течение которого будут списываться произведенные затраты.

В соответствии с законодательством этот период не может быть меньше 7 лет . При этом земельный участок должен:

  • быть оплачен;
  • использоваться только для выращивания сельскохозяйственной продукции;
  • находиться в процессе государственной регистрации.

Что нужно знать при постановке на учет кадастрового участка, можно узнать из данного видео.

Нужна ваша консультация по вопросу: "Наша компания выиграла суд по снижению стоимости земельного участка. Арбитражным судом была установлена рыночная стоимость на дату 01.01.10., согласно писем минфина и законодательства, так как меняется кадастровая стоимость, нужно подать уточненные декларации по земельному налогу за 10,11.12.13 год. и пересчитать соответственно налог на прибыль.... но вопрос в каком периоде и как отразить в учете и отчетности?????."Хотелось бы вооружиться арбитражной практикой для споров с налоговой, так как сумма существенная и придется доказывать.

В налоговом учете общество обязано подать утоненные налоговые декларации за тот период, в которых сумма налога была занижена.
То есть по налогу на прибыль расходы в виде земельного налога, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по земельному налогу. Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776. Арбитраж указывает на отсутствие необходимости в предоставлении уточненных деклараций, только если:
– налог за уточненный период был начислен в излишнем размере;

– завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

В Вашем случае, эти правила не выполняются.
Таким образом, на основании судебного решения организация подаст уточненные расчеты земельного налога и налога на прибыль за те периоды, в которых состоялся пересчет. Ведь в Вашем случае судебное решение прямо указывает на пересчет налога с 01.01.10.
В бухгалтерском учете исправления осуществляются в том периоде, когда судебное решение вступило в законную силу.
Соответственно, за 2011, 2011 и 2012 год снятие с расходов земельного налога отразите с использованием счета 84 или 91 в зависимости от того, существенна сумма уточнений или нет.
Порядок исправления бухгалтерского учета представлен в файле ответа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.*

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:

  • либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
  • либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).

Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11 . При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:

  • с 1 января следующего года;
  • с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года.

Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменение должно учитываться с 1 января следующего года.

Если в текущем году исправляются ошибки, влияющие на расчет налога в предыдущих налоговых периодах, порядок применения измененной кадастровой стоимости зависит от того, увеличился или уменьшился этот показатель.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О . Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 .

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ ). Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ ).

Уменьшение кадастровой стоимости улучшает положение налогоплательщика. Поэтому организация вправе пересчитать сумму земельного налога за предыдущие периоды (в пределах трех лет с момента уплаты налога), подать уточненные декларации и потребовать возврата (зачета) излишне уплаченных сумм . Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 сентября 2013 г. № БС-3-11/3522 .

Увеличение кадастровой стоимости ухудшает положение налогоплательщика. По общему правилу в этом случае новый показатель должен применяться не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ ). Однако, разъясняя порядок применения этой нормы, контролирующие ведомства подчеркивают одну особенность. Они считают, что если кадастровая стоимость увеличилась из-за исправления технической ошибки, произведенного по решению суда, то это является основанием для пересчета земельного налога за предыдущие периоды и представления уточненных деклараций (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21 , ФНС России от 25 января 2013 г. № БС-4-11/959 ).

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40 .

Сергей Разгулин , действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: О бязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу)

Да, обязана, но при условии, что такая ошибка повлекла за собой занижение обязательств по уплате налога на прибыль.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в декларацию по налогу на имущество (транспортному или земельному налогу).

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174 .

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода.

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются завышенными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – заниженной. В такой ситуации организация обязана сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ ). Более того, налоговая инспекция вправе письменно потребовать от организации представления такой декларации, если эта обязанность не была исполнена одновременно с подачей уточненной декларации по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу). Отказ от исполнения этого требования может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.). Об этом сказано в письме ФНС России от 8 декабря 2011 г. № АС-4-2/20776 *.

Главбух советует: по мнению Президиума ВАС РФ, при определенных условиях организация может не представлять уточненные декларации по налогу на прибыль, если в уточненных декларациях по налогу на имущество, транспортному или земельному налогам отражено уменьшение налоговых обязательств.

Организация не обязана подавать уточненные декларации по налогу на прибыль, если суммы налога на имущество (транспортного или земельного налогов) были уменьшены при следующих обстоятельствах:

  • организация подала уточненную декларацию на уменьшение налога;
  • налог был начислен в излишнем размере;
  • завышенный налог был фактически перечислен в бюджет.

Следует отметить, что, принимая такое решение, Президиум ВАС РФ отменил решения трех нижестоящих инстанций. По сути постановление от 17 января 2012 г. № 10077/11 является прецедентным. В нем сказано, что ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).

Во втором случае расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, оказываются заниженными, а сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, – завышенной. В такой ситуации организация вправе, но не обязана подавать уточненную декларацию (абз. 3 п. 1 ст. 54 , абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

В третьем случае ни расходы, отраженные в декларации по налогу на прибыль, ни сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не меняются. Поэтому подавать уточненную декларацию не нужно.

Налог на имущество (транспортный или земельный налог) может быть доначислен по результатам налоговой проверки, в ходе которой в том числе проверялся налог на прибыль. По мнению ФНС России, в такой ситуации организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и самостоятельно скорректировать свои обязательства перед бюджетом (письмо от 29 августа 2011 г. № АС-4-2/14018 ). Свою позицию представители налоговой службы обосновывают тем, что форма решения, которое выносится по итогам проверки, не позволяет отразить в ней сумму налога на прибыль, уменьшенную в связи с доначислением других налогов. В нем можно отразить лишь предложение о представлении уточненной декларации.

Некоторые суды признают такой подход неправомерным. Они считают, что при доначислении налогов, которые включаются в состав расходов, инспекция должна самостоятельно скорректировать обязательства организации по налогу на прибыль и отразить их во внутреннем учете (в карточке лицевого счета) (см., например, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12349/08 , постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2011 г. № А27-14687/2010 , Волго-Вятского округа от 6 июня 2008 г. № А31-436/2008-26 , Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. № А26-3723/2007 ).

Елена Попова

Ошибка обнаружена после подписания отчетности

Порядок исправления ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, является допущенная ошибка существенной или нет.

Порог существенности ошибки организация вправе определить самостоятельно, прописав его в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 , п. 3 ПБУ 22/2010 ). Например, в учетной политике можно прописать порог существенности так: «Существенной признается ошибка, отношение суммы которой к итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 процентов».

Если существенная ошибка обнаружена после подписания отчетности, но до даты ее представления внешним пользователям (например, учредителям организации, органу государственной власти и т. п.), исправьте ее в декабре года, за который составлена отчетность (т. е. в том же порядке, что и ошибки, обнаруженные до подписания отчетности).

В аналогичном порядке существенную ошибку можно исправить, если она была обнаружена после представления подписанной отчетности собственникам организации или иным внешним пользователям, но до даты ее утверждения. При этом после исправления ошибки нужно пересмотреть ранее составленную отчетность, вновь подписать ее и представить всем пользователям, которым она была представлена раньше. В Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к пересмотренной отчетности нужно указать, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также привести основание повторного оформления.

Такой порядок следует из пунктов 7 , 8 , 15 ПБУ 22/2010.

Если существенная ошибка была обнаружена после утверждения годовой отчетности, то исправьте ее в том отчетном периоде, в котором она была найдена. Корректировку утвержденной отчетности не производите. Изменения отразите в текущей отчетности. Такие правила установлены пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктом 10 ПБУ 22/2010.

Несущественные ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах, во всех перечисленных случаях исправьте в том отчетном периоде, когда они были обнаружены (п. 14 ПБУ 22/2010 ).

В бухучете порядок отражения ошибок, обнаруженных после подписания отчетности, зависит от того, какая допущена ошибка, – существенная или несущественная .

Существенные ошибки исправляйте в следующем порядке.

Ошибки, обнаруженные до утверждения годовой отчетности, исправляйте с использованием соответствующих счетов учета затрат, доходов, расчетов и т. д.

При выявлении существенных ошибок после утверждения годовой отчетности исправления вносите с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 ).

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте проводки:

Дебет 62 (76, 02...) Кредит 84
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход) прошлого года;

Дебет 84 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
– доначислен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

Если в результате ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода) в бухгалтерском и налоговом учете, сделайте запись:

Дебет 84 Кредит 60 (76, 02...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход) прошлого года.

Дальнейшие проводки зависят от того, как эта ошибка исправляется в налоговом учете .

1. Если бухгалтер подает уточненную налоговую декларацию за период, когда ошибка допущена (т. е. за прошлый год), то сделайте запись:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 84
– уменьшен налог на прибыль прошлого года по уточненной декларации.

2. Если бухгалтер исправляет ошибку в налоговом учете текущим периодом, то в налоговом учете будут увеличены расходы (уменьшены доходы) текущего года. В бухучете сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 99
– отражен постоянный налоговый актив из-за того, что в налоговом учете текущего периода признаны расходы (уменьшены доходы), относящиеся к прошлому году.

3. Если бухгалтер решил не исправлять ошибку в налоговом учете, то дополнительные записи не делаются. Поскольку в бухучете исправление существенных ошибок не затрагивает счета финансовых результатов текущего периода.

Несущественные ошибки в бухучете исправляйте с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом не имеет значения, была утверждена отчетность к моменту выявления ошибки или нет. Такой вывод следует из пункта 14 ПБУ 22/2010.*

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо доход (завысил сумму расхода), сделайте проводку:

Дебет 60 (62, 76, 02...) Кредит 91-1
– выявлен ошибочно не отраженный доход (излишне отраженный расход).

Если в результате несущественной ошибки бухгалтер не отразил какой-либо расход (завысил сумму дохода), сделайте запись:

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 41, 60, 62, 76...)
– выявлен ошибочно не отраженный расход (излишне отраженный доход).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

mob_info