Федеральный закон о обязательном медицинском страховании. Закон об обязательном медицинском страховании. Правовые гарантии и обязанности медорганизаций

345 16.10.2019 8 мин.

Законодательством России предусмотрена реализация определенных мер социальной защиты граждан в целях защиты их здоровья. Такие меры проявляются, в том числе и в медицинском страховании. Согласно ФЗ РФ 326 оно является обязательным для всех граждан. На основании его каждый застрахованный человек может рассчитывать на получение необходимой медицинской помощи при наступлении определенных обстоятельств. Данная помощь будет оплачена из средств страховщика.

Общие положения Федерального Закона РФ об ОМС

Данный федеральный закон (фз) основан на императивных положениях главного закона страны Конституции и не может противоречить им. Под основным понятием (ОСМС) понимается один из видов страховых отношений, направленных на оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам страны при наступлении определенных страховых случаев, которые регламентированы данным законом.

Объектом в этих правоотношениях выступает риск наступления указанных страховых случаев, под ним понимается возможное событие, при происшествии которого возникает необходимость компенсации расходов на оказание медицинской помощи.

Само совершившееся событие считается страховым случаем, при котором происходит непосредственно оказание медицинской помощи и компенсация затрат на нее. Такие случаи предусмотрены только для физических лиц, которые являются застрахованными. Все эти определения указаны в 3 статье настоящего закона.

А статьей 4 регламентируются основные принципы данной системы страхования. К ним относятся:

  1. Предоставление гарантий об оказании бесплатной медицинской помощи.
  2. Обязательность уплаты страховых взносов для страхователей.
  3. Гарантии финансовой устойчивости сформированной системы.
  4. Соблюдение прав всех участников данных правоотношений.
  5. Паритетность во всех субъектов в органах управления страховой системы.
  6. Создание хороших условий и качественной медицины.

За счет данных принципов сформирована действующая система страхования, обеспечивающая бесплатную медицинскую помощь застрахованным гражданам.

За разработку законодательных основ и их реализацию ответственны Российская Федерация, ее субъекты и органы государственной власти федерального и местного уровня. Их полномочия подробно расписаны в главе 2 настоящего закона.

Участники правоотношений

В данных страховых отношениях статьей 9 этого законодательного акта выделены 3 вида субъектов:

Кроме этого участниками этих правоотношений также являются различные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь застрахованным гражданам.

Также сюда относятся страховые медицинские организации и территориальные фонды субъектов РФ.

В качестве застрахованных лиц могут быть следующие люди:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Но при обязательном условии, что они подходят к одной из перечисленных категорий:

  • работают официально по трудовому договору;
  • самостоятельно обеспечивают себя работой, и зарегистрированы в установленном порядке;
  • члены крестьянских хозяйств;
  • народы Крайнего Севера;
  • несовершеннолетние дети;
  • пенсионеры;
  • лица, обучающиеся на очной форме обучения;
  • безработные граждане, зарегистрированные на бирже труда;
  • иные лица, неработающие по трудовому договору;
  • родитель, ухаживающий за ребенком до достижения 3 лет;
  • граждане, ухаживающие за или престарелыми людьми.

Данные категории граждан подлежат обязательному страхованию и имеют право рассчитывать на оказание бесплатной медицинской помощи при наличии у них , подтверждающего статус застрахованного лица.

Статья 11 этого закона определяет перечень страхователей, которые обязаны застраховать граждан и уплачивать за них страховые взносы согласно данному законодательству. К ним относятся:

  • все юридические и физические лица, которые на законных основаниях выплачивают заработную плату и иные вознаграждения гражданам;
  • лица, занимающиеся частной практикой;
  • региональные органы исполнительной власти, уполномоченные данным законодательством.

Согласно статье 12 страховщиком определен Федеральный Фонд, который действует в пределах установленных базовой программой. Данный орган имеет дополнительные территориальные фонды. Они создаются субъектами РФ с целью осуществления полномочий страховщика в данном регионе.

На основании статьи 13 территориальные фонды могут создавать свои филиалы и представительства для осуществления своих полномочий.

Кроме этого созданы страховые медицинские организации, осуществляющие заключение договоров с гражданами. Эти организации обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности. Кроме и обязательного медицинского страхования эти организации не имеют право заниматься другим видом деятельности.

Средства, связанные с обязательным страхованием имеют отдельный учет, не пересекающийся с учетом средств добровольного страхования. Данные юридические лица отвечают по своим обязательствам данными средствами. Всю информацию о своей финансовой деятельности такие страховые компании обязаны публиковать в сети Интернет и СМИ.

Все подобные организации учитываются в реестре. Включение и исключение из данного реестра осуществляется за счет уведомлений, которые направляются территориальным Фондом.

Еще один участник в данных правоотношениях, это медицинские организации, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь гражданам. Для этого они должны иметь также соответствующую лицензию и должны быть включены в реестр медицинских организаций. Организационно-правовая форма может быть любой:

  • в виде юридического лица;
  • в виде индивидуального предпринимателя.

Данные медицинский учреждения ведут отдельный учет по операциям со средствами обязательного страхования.

Права и обязанности субъектов

В любом договоре зафиксированы права и обязанности всех участников данных правоотношений. В данном договоре страхования также содержатся основные права и обязательства, которые определены настоящим законодательством в главе 4. Согласно статье 16 все застрахованы люди имеют следующие права:

  • получение бесплатной медицинской помощи на всей территории страны;
  • выбрать страховую медицинскую организацию, с которой непосредственно будет заключаться страховой договор;
  • выбирать медицинские организации из общего реестра, в которых будет оказывать медицинская помощь;
  • заменять страховую организацию на любую другую из реестра страховых компаний;
  • выбирать врача самостоятельно или через представителя;
  • имеет право на защиту его персональных данных;
  • защищать свои законные интересы и права;
  • требовать от медицинской организации ущерба за неисполнение ей обязательств.

К обязательствам застрахованного лица относятся следующее:

  1. Подать заявление о выборе страховой компании и заключить с ней страховой договор, в случае переезда в другой регион произвести повторный выбор организации в новом субъекте.
  2. Уведомить страховую организацию об изменении персональных данных.
  3. Предъявлять полис, подтверждающий страхование, для получения бесплатных медицинских услуг.

Новорожденные дети получают в течение первых 30 дней медицинскую помощь по полису матери, а после этого времени их законные представители должны получить для них . С момента подачи заявления в течение 3 дней страховая организация обязана выдать полис.

Статьей 17 определены право страхователя на получение информации о порядке уплаты им страховых взносов и его регистрации в реестре. К обязанностям относится следующее:

Постановка на налоговый учет осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о регистрации, а снятие с учета в течение 10 дней. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.

За нарушение установленных требований обязательной регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа размером 5000 рублей.

Также за нарушение других законодательных норм страхователями предусмотрены штрафы в других размерах. Данные суммы зачисляются в бюджет Федерального Фонда.

Страховые медицинские организации имеют права и обязанности, которые прописаны договорами между ними и застрахованными лицами, а также между ними и территориальными фондами.

В статье 20 указаны права медицинских учреждений, оказывающих фактически помощь гражданам. К ним отнесены 2 основных права:

  • получать средства за оказанную помощь;
  • обжаловать заключения страховой медицинской компании о фактически затраченных объемах работ.

К обязанностям данной статьей отнесено следующее:

  1. Оказывать бесплатную медицинскую помощь всем застрахованным лицам.
  2. Вести учет оказанной помощи.
  3. Предоставлять сведения о застрахованных лицах и об оказанной им помощи в определенные законодательством органы.
  4. Предоставлять отчетность о своей финансовой деятельности, а также публиковать в сети Интернет информацию о порядке оказания медицинской помощи и графике работы.

Также законодательством могут быть установлены иные обязательства и права участников данных правоотношений.

Финансовая система

Статья 21 определяет основные виды доходов, за счет чего формируется бюджет, из которого осуществляется оплата медицинской помощи. К ним относятся:

  • взыскание штрафов и пени со страхователей;
  • недоимки по налоговым платежам и взносам;
  • финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов;
  • доходы от временного размещения денежных средств;
  • иные разрешенные источники.

За счет данных средств осуществляется оплата медицинского обеспечения застрахованным лицам. В случае превышения оказанных услуг установленной стоимости базовой программы данные услуги могут оказаться неоплаченными страховой компанией.

Уплата страховых взносов

Размер и порядок расчета тарифов устанавливается законодательством РФ. Расчетный период считается один календарный год. Страхователи должны ежеквартально представлять отчет по уплаченным взносам.

Если страхователь стал обязанным уплачивать взносы не с начала года, то он должен подать сведения и уплатить взносы только за тот квартал, в котором у нег появилось данное обязательство. Аналогичным образом считается в случае прекращения обязательств ранее окончания календарного года.

Ответственность за нарушение данных требований предусмотрена в виде недоимки, а также пеней и штрафов. Пени начисляются за каждый просроченный день в установленном порядке самим страхователем. Ставка для расчета пени признается одна трехсотая ставки Банка России. Пени уплачиваются вместе с основной суммой задолженности.

Если страхователь самостоятельно не насчитывает себе пени, то взыскание всех штрафных санкций предусмотрено в судебном порядке.

Программы обязательного медицинского страхования

Статьей 35 данного законодательного акта прописана , которая входит в основу тех гарантий, на которые могут рассчитывать граждане в случае наступления страхового случая. В ней перечисляются основные виды медицинской помощи, которые могут быть оказаны гражданам на бесплатной основе. Также эта программа включает в себя:

  • перечень самих страховых случаев;
  • способы оплаты медицинской помощи;
  • расчет тарифов;
  • критерии качества и доступности данного вида помощи;
  • нормативы объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо.

Виды мед помощи

Базовая программа устанавливает нормы страхового обеспечения исходя из стандартов и порядка оказания медицинских услуг. В эту программу входит следующие виды медицинской помощи:

  • первичная;
  • скорая;
  • профилактическая;
  • специализированная;
  • высокотехнологичная.

Также по полису ОМС можно получить и .

На основании данной базовой программы устанавливаются территориальные программы. Статья 36 регулирует порядок составления территориальных программ, которые являются частью базовой программы, но устанавливаются с учетом особенностей заболеваний в конкретном субъекте.

Норматив финансового обеспечения по определенным заболеваниям или травмам может превышать нормы базовой программы, если это необходимо для конкретного региона.

Но стоимость территориальной программы не может превышать размер бюджетных финансовых вливаний из федерального и прочих бюджетов.

Система договоров для получения полиса

Для реализации прав застрахованного лица заключаются договора в его пользу. Это два вида договоров:

  • о финансовом обеспечении;
  • на оказание и оплату медицинской помощи.

По первому виду договора страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам медицинским учреждением.

Данный договор должен содержать основные обязательные права обязанности страховой компании перед другими участниками данных правоотношений. Он заключается непосредственно со страхователем.

Второй вид договора заключается страховой компанией с медицинским учреждением, включенным в реестр. Этим договором фиксируются основные права и обязанности медицинского учреждения и страховой компании.

Контроль

Для полноценной реализации обязательного медицинского страхования должен проводиться регулярный контроль над:

Экспертизой проверяется соответствие фактических сроков и объемов оказанных услуг предоставленным документам. Экспертиза проводится специалистом, который является врачом, имеющим необходимый пятилетний стаж и необходимую экспертную подготовку.

Экономическим контролем определяется соответствие сведений об объемах оказанной помощи, на основании предоставленных для оплаты документов. С помощью экспертизы качества выявляются нарушения, а также своевременность и выбранная методика лечения.

В случае несоответствия оказанных услуг страховая компания может отказать в оплате данных услуг, а также могут быть применены определенные санкции к нарушителям.

Организация действий учета

Статья 43 настоящего законодательного акта обязывает вести персонифицированный учет всех застрахованных граждан. Основными целями его являются:

  • создание необходимых условий для обеспечения гарантий гражданам;
  • определение потребностей в мед. помощи;
  • создание условий для качественного контроля над работой всей системы медицинского страхования.

В процессе ведения персонифицированного учета застрахованных граждан проводится обязательный сбор информации, ее обработка и последующее хранение.

Статья 45 определяет обязанность выдачи страховой организацией полиса о страховании каждому застрахованному гражданину. При его предъявлении он сможет рассчитывать на оказание ему бесплатной помощи.

Видео: Об обязательном социальном медицинском страховании гражданина Российской Федерации

Заключительные и переходные положения

В рамках данной системы предусматривается включение в действие дополнительных региональных программ, финансируемых дополнительно из средств . Порядок и форма отчетности по реализации данных программу устанавливается федеральными органами.

Оказание бесплатной высокотехнологичной помощи, которая не включена в базовую программу, возможно при выделении дополнительных вливаний бюджета в территориальную программу.

Данное законодательство распространяет свое действие на всех лиц, включенных в перечень. Данный закон вступил в силу с начала 2011 года и действует по настоящий день.

ОМС — это один из нескольких видов обязательного социального страхования для жителей Российской Федерации. Чтобы обеспечить страхование каждому гражданину, применяется комплекс экономических, правовых и организационных методов. Они направляются на обеспечение гарантий по оказанию застрахованному лицу бесплатной медицинской помощи на высоком уровне, в соответствии с объемом и установленными сроками. Выплата осуществляется за счет государственной страховой компании.

Действующий Федеральный закон создан на основе Конституции РФ. Он регулирует отношения, которые формируются в процессе получения полиса об обязательном страховании (ОМС). Закон определяет права таких граждан, их обязанности, а также гарантии, благодаря которым государственная страховая компания до сих пор действует.

Закон был принят Государственной думой 19 ноября 2010 года, а одобрен Советом федерации спустя 6 дней. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

  • Общие положения Федерального закона;
  • Перечисление полномочий субъектов РФ в сфере оказания услуг по обязательному страхованию;
  • Определение участников и субъектов;
  • Выявление прав и обязанностей застрахованных лиц;
  • Определение размера выплаты обязательного медицинского страхования;
  • Описание правового положения закона;
  • Перечисление программ в сфере ОМС;
  • Подписание договоров в области ОМС;
  • Контроль объема условий, качества и сроков по оказанию помощи;
  • Регистрация каждого участника ОМС по закону;
  • Заключительная информация.

Скачать

Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» состоит из 11 глав и 53 статей. В нем указаны главные принципы.

А что вы знаете об обязательном пенсионном страховании? Подробности

Таковыми являются :

  • Обеспечение медицинской помощи за счет государственной страховой компании. При наступлении страхового случая можно воспользоваться такими услугами;
  • Высокая устойчивость финансовой системы по обязательному медицинскому страхованию;
  • Обязательство перед страхователями уплаты страховых взносов. Размер взносов устанавливается в соответствии с Федеральным законодательством;
  • Соблюдение прав с государственной стороны застрахованных клиентов. Все обязательства по медицинскому страхованию между сторонами должны быть выполнены в срок, который указан в договоре;
  • Соблюдение условий для обеспечения качества помощи и общей доступности к услугам страховой компании.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей .

В дополнение следует знать, основы социального обслуживания граждан в РФ. Для этого изучите .

Последние изменения, внесенные в ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Последние изменения были внесены в редакцию от 28 декабря 2016 года. Была изменена часть 1 статьи 31, название статьи 32, часть 1 статьи 32 и часть 2 статьи 32.

Ч 1 ст 31

В ч. 1 статьи 31 закона описываются методы расчета расходов, в том числе денежные средства на покупку полиса медицинского страхования. Клиенту предоставляется выплата после тяжелого несчастного случая на производстве или в быту. Если компания докажет, что причинение вреда здоровью не было несчастным случаем, то возместить денежные средства на лечение должно лицо, причинившее вред здоровью застрахованного гражданина.

Статья 32

В ст 32 закона было изменено название. Теперь оно звучит так «Оплата расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве».

Часть 1 статья 32

Было изменено предложение с «лечение застрахованного лица» на «медицинскую помощь застрахованному лицу».

Часть 2 статья 32

В ч 2 ст 32 закона было изменено предложение с «лечение застрахованного лица» на «медицинскую помощь застрахованному лицу».

Ниже рассматривается еще одна статья.

Статья 16

В 326-ФЗ ст 16 перечислены права и обязанности застрахованного лица.

Медицинское обеспечение граждан России осуществляется по . Известный каждому серо-голубой бланк попал в перечень обязательных для россиян документов, а просьба врача предъявить давно уже не приводит пациентов в замешательство.

Однако, как часто случается с законодательными требованиями, в обывательском мнении наличие документа воспринимается никак не больше, чем дань бюрократической машине. Поэтому разберемся с основными постулатами законодательства об организации медицинского обеспечения населения. Бесплатного и доступного, выстроенного по последнему слову научной мысли и технического обеспечения.

Законодательные основы

В полную силу страховая система медицинского обеспечения россиян, а в некоторых случаях – представителей других государств, заработала в России с января 2011, когда вступил в силу «Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (№326-фз от 29.11.2010).

Закон ОМС урегулировал новый подход к организации бесплатной медпомощи населению. Медицина окончательно стала страховой, нацеленной на обеспечение социальных прав граждан.

Полис гарантирует человеку оказание лечебно-профилактических мероприятий в случае наступления страхового случая за счет накопленных страховщиком средств. Формирование финансового резерва выводит российскую медицину на качественно иной уровень, позволяет переоснастить клиники по мировым стандартам.

Стороны соглашения

Участниками медстрахования выступают следующие стороны (гл. 3):

Государственное медицинское страхование невозможно реализовывать без профессионального вклада представителей, чья сфера деятельности требует лицензирования.

Страховые медицинские организации . Являются финансовыми операторами режима медицинского страхования: аккумулируют финансовые потоки из поступающих взносов, собственных средств, распределяют их на оказание медицинской помощи.

Эти субъекты отвечают по финансовым обязательствам, вытекающим из договоров ОМС. Помимо обязательного лицензирования (лицензия Минфина) легитимность организации подтверждается включением в государственный реестр СМО.

Медицинские организации в сфере ОМС . Это лечебные учреждения, непосредственно оказывающие медико-профилактические услуги населению по страховой системе. В соответствие со ст. 15 ФЗ 326 к участию в программах ОМС допускаются клиники всех организационно-правовых типов, частнопрактикующие специалисты. Все они подлежат включению в реестры структур, предоставляющих услуги по планам ОМС.

Права и обязанности

Стороны ОМС , которые выполняют ключевые задачи:

А вот обязанности владельцев полисов предельно просты: получить документ и предъявить его при необходимости. Застрахованные граждане могут выбирать клинику, докторов и страховую организацию, руководствуясь личными предпочтениями и обстоятельствами частной жизни. И аккредитованные клиники не вправе отказать предъявителю подтверждающей бумаги в бесплатной помощи.

Как происходит организация и финансирование фонда страхования

Федеральные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС) организуются государством.

Органы структурно выступают в роли страховщиков, но не лицензируются на ведение страхового бизнеса. И вот почему: по правовому положению фонды ОМС причислены к государственной социальной ветви. Управление осуществляется коллегиально: правительством РФ утверждается состав правления в количестве 11 человек во главе с председателем.

Территориальные фонды медстрахования (ТФОМС) по статусу не являются страховщиками, однако выступают участниками системы обязательного страхования. Управление проводит директор ТФОМС, назначаемый исполнительной властью субъектов по согласованию с ФФОМС.

Финансирование программ

Львиная доля финансовых потоков на медицинское страхование формируются за счет взносов страхователей различного уровня. Хозяйствующие единицы вне зависимости от формы деятельности перечисляют эти платежи в составе ЕСН (единого социального налога).

Основные моменты начисления взносов :

Нарушение порядка начисления и уплаты ЕСН влечет наступление налоговой ответственности страхователей в соответствие с нормами НК РФ.

Кроме страховых поступлений в обеспечении программ ОМС участвуют средства муниципальных, региональных и федеральных бюджетов .

Организация работы

В медицинском страховании клиники увидели возможность получить от государства дополнительные деньги на свое развитие: расширение перечня услуг, переоборудование. Но деньги выделяются не бездумно, а по особой схеме, показывающей эффективность работы лечебного учреждения. ТФОМС финансируют профессиональных участников программ МС в строгой зависимости от числа застрахованных лиц и установленных нормативов в регионе.

При этом анализируются параметры освоения уже перечисленных средств. Если обнаруживаются «сэкономленные» деньги, на следующий период обеспечение будет снижено ровно на величину экономии. Правовые отношения, возможности и обязанности медучреждений и территориальных фондов координируются сводом правил регионального уровня, договорами финансирования .

Когда обладатель полиса ОМС заболевает, проходит программную профилактику, уходит в и т. д., эксперты от страховых медицинских организаций дело на откуп только лишь медицины не оставят. Методы и качество проплаченной государством помощи жестко контролируются.

Последние изменения

Как все системные нововведения, обязательное медстрахование первые годы действия проходило обкатку с периодическими правками.

В 2014-2015 годах ВМП (высокотехнологичная медпомощь) вошла в систему обязательного страхования. Тогда страховая система охватила более 450 наиболее востребованных метода излечения. Через два года список расширился до 512 наименований, разработан алгоритм предоставления ВМП, не входящей в базовую систему ОМС.

С июля 2016 в тестовом режиме заработал институт страховых представителей – «поверенных» в делах здоровья. Эти сотрудники помогают гражданам сориентироваться в предоставляемых возможностях ОМС, оказывают юридическую поддержку, отслеживают качество медпомощи.

О принципах работы системы ОМС смотрите в следующем видеосюжете:

1. Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

2. Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

3. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

4. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации.

6. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях:

2) новообразования;

3) болезни эндокринной системы;

4) расстройства питания и нарушения обмена веществ;

5) болезни нервной системы;

6) болезни крови, кроветворных органов;

7) отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

8) болезни глаза и его придаточного аппарата;

9) болезни уха и сосцевидного отростка;

10) болезни системы кровообращения;

11) болезни органов дыхания;

12) болезни органов пищеварения;

13) болезни мочеполовой системы;

14) болезни кожи и подкожной клетчатки;

15) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

16) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

17) врожденные аномалии (пороки развития);

18) деформации и хромосомные нарушения;

19) беременность, роды, послеродовой период и аборты;

20) отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

7. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

8. Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу обязательного медицинского страхования в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным настоящим Федеральным законом.

9. Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Комментарий ГАРАНТа

См. графическую копию официальной публикации

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-фз "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г.)

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на неработающего населения.

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования

1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается наКонституции Российской Федерации и состоит изОснов законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

См. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения впорядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1)обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

2)объект обязательного медицинского страхования -страховой риск , связанный с возникновениемстрахового случая ;

3)страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

4)страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

5)страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

6)страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

7)застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяетсяобязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8)базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

9)территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

mob_info