Модель системы регулирования качества жизни населения. Управление качеством жизни. Особенности роста качества жизни в рыночной экономике

В результате изучения данной главы студент должен:

  • принципы разработки социальной политики;
  • систему мер государственного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения;
  • анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы;
  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с разработкой и реализацией социальной политики;
  • использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к управлению социальной сферой;
  • готовить информационно-методические материалы по вопросам социально- экономического развития общества и деятельности органов власти;
  • применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;
  • методами реализации социальной политики;
  • современными технологиями управления социальной сферой;
  • навыками оценки экономических и социальных условий для разработки социальной политики;
  • основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Управление качеством жизни в регионах

Качество жизни населения - обобщающая характеристика уровня потребления товаров и услуг, развития здравоохранения, продолжительности жизни, состояния окружающей среды и морали, возможности населения удовлетворять духовные потребности и пр. Уровень качества жизни меняется в зависимости от социально-экономического положения общества. Вместе с тем категория качества жизни включает не только объективные характеристики, но и оценку субъективного восприятия

населением условий жизни, ценностное отношение людей к этим условиям .

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) качество жизни определяется как восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Таким образом, это определение основано на субъективной самооценке, но сути, на уровне удовлетворенности своей жизнью, который во многом определяется ожиданиями каждого конкретного человека и стандартами, принятыми в социальной микросреде, с которой он себя ассоциирует. Подавляющее большинство россиян (96%) считает, что главная составляющая нашей жизни здоровье. Также граждане России отмечают высокую значимость качества и доступности продуктов питания (92%) и состояния экологии (91%) .

Существует и более "объективный" подход к определению качества жизни, при котором качество жизни оценивается не по субъективной удовлетворенности самим человеком, а по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, т.с. коллективом экспертов. С этой точки зрения качество жизни - понятие, отражающее степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека, измеряемую компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей.

Индикаторы, которые используются для мониторинга качества жизни населения региона и управления им, делятся на четыре группы:

  • первый блок индикаторов характеризует социальную удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, безопасность существования);
  • второй блок характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, оцениваемые по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства, духовному состоянию общества, а также доступности услуг образования и здравоохранения;
  • третий блок оценивает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.);
  • четвертый блок характеризует экологическое благополучие.

Государственное управление качеством жизни в регионе заключается в целенаправленном воздействии на политические, экономические, хозяйственные и социальные и культурные процессы, определяющие прямо и опосредованно качество жизни граждан.

Повышение качества жизни населения является приоритетным направлением государственной социальной политики. Главным средством реализации такой политики являются рост ВВП и совершенствование механизмов его распределения. С другой стороны, обеспечение высоких темпов роста ВВП невозможно без развития производства, основанного на новой технике и принципиально новых технологиях, а следовательно, без высококвалифицированных работников, способных создавать новые технологии и применять их в производстве. Такой работник должен тратить достаточно много средств и времени на образование, профессиональную подготовку, восстановление жизненной энергии, удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей. Следовательно, качество жизни людей в современном обществе должно быть выше, чем просто обеспечивающее выживание. Для успешной реализации политики повышения качества жизни в стране необходим, кроме общего, и дифференцированный подход, учитывающий различия регионального, социально-демографического, профессионального, отраслевого и прочего характера .

Доходы населения во многом формируют уровень и качество жизни населения (страны, региона, отдельных социальных групп и пр.).

Под уровнем жизни понимается совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому состоянию экономического развития общества (табл. 20.1). Это степень удовлетворения потребностей людей, выражаемая системой следующих конкретных показателей:

  • среднемесячная начисленная заработная плата в экономике;
  • денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  • средний размер назначенных пенсий;
  • прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;
  • соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума;
  • соотношение начисленной заработной платы и прожиточного минимума;
  • соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума;
  • децильный коэффициент.

Также на качество жизни населения влияют следующие факторы:

  • состояние различных сегментов рынка;
  • производственные результаты основного вида экономической деятельности в регионе. Рост производства обусловливает соответствующие изменения в различных сегментах рынка и, в свою очередь, изменяет налоговые поступления и влияет на качество жизни;
  • эффективность работы налоговой системы. Налоговая система, с одной стороны, дает средства на социальные программы и бюджетную сферу, а с другой - оказывает тормозящее влияние на производство, обеспечивающее населению рабочие места и заработную плату, а предпринимателям - прибыль;
  • инвестиционная политика.

Среди системы мер государственного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения, прежде всего необходимо отметить структуру и объем инвестиций. Этот фактор выступает как экономический регулятор, позволяющий управлять развитием производственной сферы и через нее налоговыми поступлениями и качеством жизни населения на уровне региона.

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации в 1995-2010 гг.

Таблица 20.1


Показатели

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд руб. (1995 г. - трлн руб.):

на душу населения, руб. (1995 г. - тыс. руб.)

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Среднедушевые денежные доходы населения (в мес.), руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году

Средний размер назначенных пенсии 2 , руб. (1995 г. - тыс. руб.)

Реальный размер назначенных пенсий 2 , % к предыдущему году

Величина прожиточного минимума 3 (в среднем на душу населения):

руб. в месяц (1995 г. - тыс. руб.);

Окончание табл. 20.1

Показатели

% к предыдущему году

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

млн человек

% от общей численности населения

% к предыдущему году

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %:

среднедушевых денежных доходов

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

среднего размера назначенных пенсий

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов)- разы

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

Таким образом, инвестиционная и налоговая политика являются системнообразующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни.

  • Иванова М. В., Неволин Л. Е. Оценка качества жизни населения как основа формирования социально-экономической политики в регионе (на примере Мурманской области)// Вестник МГТУ. Т. 9. 2006. № 4. С. 694-699
  • См.: Здоровье, экология, хорошее питание: что россияне понимают под качеством жизни // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2562. URL: wciom.ru>index.рhр?id=459&uid=114789
  • Цыганков В. Л. Качество трудовой жизни в России: экономическая природа, механизм формирования: автореф.... дис. д-ра экон. наук. М.. 2006

Эффективное управление качеством жизни предусматривает системную оценку всех его составляющих и разработку алгоритма программы качества. Однако эти вопросы, несмотря на их фундаментальное значение для реализации целей регионального управления, изучены сегодня недостаточно.

Следует отметить, что понятие «качество жизни» пока не имеет однозначного определения. В соответствии с программой развития ООН к основным показателям, характеризующим качество жизни, относят ожидаемую продолжительность жизни, образование, уровень производства ВВП на душу населения, качество природной среды, здоровье популяции, духовное качество и др. Очевидно, что уровень благосостояния населения России сегодня во многом не соответствует мировым стандартам. По данным Госкомстата РФ, почти 25% занятого трудом населения получает заработную плату ниже прожиточного минимума. В настоящее время уровень существующего образования и здравоохранения крайне низок, а состояние функционирующих в стране и регионах государственных институтов далеко от идеального. Величина ВВП на душу населения, являющаяся важнейшим индикатором экономического развития, в 2003 г. составила 2500 долл., в то время как в странах Европы этот показатель равен 8 тыс.долл., а в США - 17 тыс.долл. Низка и средняя продолжительность жизни населения РФ (62 года) по сравнению с развитыми странами (74 года).

На современном этапе развития экономики намечен переход от стратегии выживания к стратегии повышения качества жизни и ликвидации бедности.

Эта сложная экономическая задача может быть решена в стране на основе разработки новой стратегической линии поведения всехозяйствующих субъектов, государственных и общественных организаций, которые определяют условии и направление социально-экономического развития с учетом новых стандартов. Для кардинального повышения качества жизни как объекта управления надо использовать: планирование, прогноз и анализ сложившейся ситуации, В период 2000-2003 гг. в Московской, Белгородской, Ярославской и Тамбовской областях был принят ряд региональных программ, в которых внимание акцентировалось на развитии личности. Они отличаются высоким научным уровнем разработки, а их главное направление предусматривает улучшение социально-экономического положения регионов на основе критерия качества жизни населения. Однако, наряду с положительными аспектами, данные программы име­ют ряд недоработок и методиче­ских просчетов, не позволяющих оптимально использовать имеющиеся ресурсы региона. Почти во всех этих программах отсутствуют определение категории «качество жизни», а также показатели, ее характеризующие. Авторами не разработаны единая методика оценки интегрального показателя качества жизни населения и системный подход к формированию целей и Задач программы, а также методов их реализации. Кроме того, региональные программы повышения качества жизни не взаимосвязаны с инвестиционными региональными программами. Следует отметить, что данные негативные аспекты мы перечисляем с целью наметить главные ориентиры исследуемой проблемы. Для устранения недостатков в формировании программ качества жизни необходим такой механизм разработки и реализации концепции управления им. который соответствовал бы мировым стандартам ЮНЕСКО при ООН. Эти стандарты универсальны, применимы к деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, а также и государственных административных органов и департаментов. Использование такого обобщающего показателя качества жизни населения позволит разработать систему интегральной оценки эффективности управления социально-экономическими процессами региона на основе научно разработанной программы качества. По нашему мнению, управление качеством жизни включает в себя управление всеми составляющими его системы: образованием, управлением, охраной труда, уровнем здоровья и др. (рис. 1).

Кроме того, управление качеством жизни в рамках соответствующей региональной программы - это интегрированное управление экзогенными и эндогенными связями регионов, влияющими на качество жизни. К ним мы относим: недостатки в законодательстве, низкий уровень заработной платы, несовершенство систем управления, менеджмента и др.

Многие исследователи качества жизни рассматривают данную категорию как системную целостность, выражающуюся через сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, здоровья популяции, образования, культуры, уровень социального расслоения, антагонизма и напряженности.

По нашему глубокому убеждению, пути для решения проблемы следует искать в создании совершенной системы управления качеством жизни. В классической теории управления предлагается следующая последовательность развития системы: вначале дается характеристика системы в целом, а затем формулируется цель управления. Поскольку для достижения цели необходимо найти способы оптимального решения поставленных задач и использовать для этого специфические методы, такое упорядоченное множество можно представить как «дерево целей», сформированное на основе следу­ющих критериев:

1) цель должна быть достижима;

2) цель может быть и не достигнута, что предполагает возможность ее корректировки;

3)цель должна быть единственной .

Кроме того, построение «дерева целей» должно осуществляться в соответствии с определенными принципами.

Пусть М - множество целей, необходимых для достижения главной цели А, цели х и у - принадлежат М. Если цель х подчинена цели у, то для достижения у необходимо достижение х. Это отношение удовлетворяет аксиомам:

1) асимметричности (если х < у и у < х, то цели х и у достижимы при условии, что они совпадают. Если они не совпадают, то для достижения х предварительно надо достигнуть у, а для достижения у - достигнуть х);

2) транзитивности (если х < у и у < г, то х < г).

3) рефлексивности < х, так как для достижения х необходимо достигнуть х) . Принципиальное отличие подчиненных целей от главной заключается в том, что первые - лишь средство достижения последней. Ценность главной цели при этом существует как бы априори, а выбор подчиненных целей может быть до некоторой степени произвольным (рис. 2).

Таким образом, качество жизни - сложное понятие, политическая, экономическая и нравственная категория. Данное определение качества соотносимо с другими характеристиками, такими как качество продукта, работ, услуг, здравоохранения, окружающей среды, образования, формирующего совокупный накопленный человеческий капитал и т. д. Все они выражают высокий уровень жизнеобеспечения людей.

Понятие качества включает в себя многие аспекты уровня жизни, такие, как стандартные меры экономического благосостояния, доходы населения, социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг. Уровень жизни отдельного человека и населения в целом зависит от степени удовлетворения его потребностей и определяется его ресурсами и возможностями.

Системообразующей основой понятия «уровень качества жизни выступает духовность как глубинное выражение человеческой сущности, смысла и ценности жизнедеятельности нации.

Таким образом, качество жизни формирует теоретический и методологический потенциал, позволяющий подойти к осмыслению проблем жизни и деятельности человека с позиций целостности. Аналогично тому, как категория всеобщего управления качеством признана ведущим стимулом развития промышленности, категория «управление качеством жизни» является инструментом эффективной социально-экономической политики. Это подтверждает и опыт промышленно развитых стран.

Для обеспечения требуемого качества в различных сферах жизнинеобходимо умело сочетать использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, сетевых форм организации производства, стандартизации, сертификации и др. Это должно ориентировать проводимые в стране реформы на обеспечение и повышение качества жизни широких слоев населения.

Как известно, в нормативно-правовых документах РФ закреплены права человека, связанные с качеством жизни. Следует также отметить приоритетные направления, отмеченные в Постановлении Правительства РФ от 06.06.2002 и Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации". Они предусматривают необходимость инвестирования в человека, и, прежде всего, в образование как условие конкурентоспособности страны в процессе мировой глобализации экономики.

Реализация целей, обеспечивающая повышение качества жизни населения, по нашему убеждению наиболее эффективно может быть осуществлена в рамках региональных программ. В связи с этим чрезвычайно важно разработать универсальную методику выявления региональных различий и оценки экономического и социального уровня жизни населения региона. На данный момент уже определились некоторые стандартные характеристики физического и морального здоровья общества, обеспеченности товарами, стандартов охраны окружающей среды, поддержания ресурсного потенциала региона.

Такая методика определения уровня качества жизни позволит объективно оценить социально-экономическую ситуацию как страны, так и региона. Осуществляя прогнозную оценку качества жизни населения предпочтение следует отдавать факторам, влияющим на изменение экономических и социальных показателей, отраженным на рис.2 как, расширение производства позволяет повысить благосостояние населения, уровень занятости и продолжительность жизни.

Наличие большого числа данных, принимаемых во внимание при оценке качества жизни, с одной стороны, и ограниченные возможности обобщения наборов разнообразной информации - с другой, диктуют необходимость использования интегрального показателя качества жизни как наиболее эффективного и простого в применении. Его разработка является одной из важнейших задач региональной политики.

По нашему мнению, интегральный индикатор качества жизни должен представлять собой сумму оценок частных свойств и критериев этого понятия, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде различных комбинаций "статистических показателей и экспертных оценок. В любом случае при построении интегрального индикатора качества жизни на его результирующее абсолютное значение будут влиять три основных фактора:

Выбор базы для сопоставления;

Набор статистических показателей на базе которых должен "быть" сформирован интегральный индикатор качества жизни;

Определение способа интеграции отдельных частных характеристик в сводную модель качества жизни с постоянными параметрами.

Рассмотрим возможные этапы интегральной оценки качества жизни.

Выбор базы для сопоставления. Особенностью интегральных индикаторов является то, что адекватно воспринимать их абсолютное значение можно лишь через сопоставление с соответствующим базовым критерием. Для этого целесообразно использовать;

Определение качества жизни как степени удовлетворения нормативных потребностей человека;

Оценку степени соответствия достигнутых характеристик удовлетворения потребностей человека уровню его личных притязаний;

Оценку качества жизни как степени достижения наилучших характеристик условий жизни;

Оценку степени отклонения текущих показателей качества жизни от соответствующих характеристик года, выбранного в качестве базы для сравнения. Программой ЮНЕСКО ООН предложены предельно допустимые значения, которые следует использовать как базу при расчете исходных показателей, входящих в состав интегрального - индекса качества жизни (ИКЖ). Такими предельными показателями являются: ожидаемая продолжительность жизни (максимальное значение - 85 лет, минимальное - 25 лет): уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся в численности населения до 24 лет (100 и 0% соответственно): ВРП на душу населения (40 тыс. и 100 долл. США).

Выбор отчетных статистических показателей. Известно, что среди различных показателей существует множество параметров, характеризующихся определенной взаимосвязью. Поэтому, осуществляя выборку, следует избегать включения показателей, имеющих наиболее тесную взаимосвязь (см. рис. 1). Кроме того, набор показателей должен быть достаточно компактным и содержать показатели, характеризующие наиболее значимые аспекты качества жизни: ВВП на душу населения; уровень образования населения, характеризующий качество трудового потенциала; продолжительность жизни как индикатор здоровья населения.

Выбор способа интеграции. В настоящее время исследователи обсуждают разные предложения по созданию интегрального показателя, среди которых есть подходы на основе построения моделей и совокупностей, различающихся по составу и числу показателей. Например, простейшая модель сводится к суммированию баллов по всем составляющим компонентам. Более сложные модели предполагают взвешенное суммирование, учитывающее значимость различных характеристик качества жизни для человека. И хотя концепция качества жизни гораздо глубже и сложнее, чем это может отразить любой из интегральных показателей, для его мониторинга нужен наиболее простой инструмент.

На наш взгляд, в качестве такого инструмента может быть ис­пользован индекс качества жизни (ИКЖ), рассчитанный по формуле:

где п - число индексируемых показателей: /; - индекс базового показателя,

В качестве базовых показателей целесообразно использовать следующие: продолжительность жизни, достигнутый уровень образования, скорректированный ВВП на душу населения (ППС в долл. США). При необходимости могут быть дополнительно использованы и другие показатели (бедности, безработицы, обеспеченности жильем и др.), определяющие более узкие аспекты исследования.

При выводе формулы (1) авторами применялась методика, предложенная ПРООН для расчета «индекса развития человеческого потенциала» В отличие от традиционных представлений, данный подход позволяет проводить оценку эффективности реализации региональной программы управления качеством жизни, а также оценивать и сопоставлять регионы по данному показателю .

Результаты расчета индекса качества жизни и основных базовых показателей, осуществленного авторами, приведены в табл. 1 и 2.

Как видно из табл. 1, отличительной особенностью показателей качества жизни населения Тамбовской области, является увеличение совокупной доли учащихся при одновременном сокращении численности населения и родившихся за анализируемый период.

Уровень и динамика интегрального показателя качества жизни населения Тамбовской области представлены в табл. 2.

Очевидно, что с 1998 по 2002 г. показатель, характеризующий качество жизни, возрос с 0,603 до 0,653. В России в целом индекс развития человеческого потенциала в 2002 г. составил 0,692. Результаты проведенных расчетов дают более всеобъемлющую картину жизни населения области. Значение ИКЖ неуклонно увеличивается с 1998 по 2002 гг.. стремясь к единице, т. е. максимально возможному уровню. В среднем рост ИКЖ составляет 2,9%. Можно сделать вывод, что экономическое развитие области неуклонно обеспечивает улучшение качества жизни

На основании проведенного анализа динамики индекса качества жизни, авторами синтезирована трендовая модель вида:

Таблица 2

Уровень и динамика ИКЖ по области за 1998-2002 гг.

Практические потребности настоятельно требуют разработки инструментария, позволяющего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни населения в российских регионах, отслеживать его динамику, проводить факторный анализ позитивных и негативных изменений в этой области. Для проведения сопоставительного анализа качества жизни населения в целом по России необходимо:

Сформировать рейтинговые группы субъектов РФ по критерию сложившегося уровня качества жизни населения, что позволит оценить уровень межрегиональной дифференциации по качеству жизни населения, выявить группу «критических» регионов и регионов, занимающих лидирующие позиции;

Провести факторный анализ сложившегося качества жизни населения регионов. Выявить причины, обусловившие попадание определенного региона в ту или иную рейтинговую группу, что позволит обеспечить адекватность мер экономической политики регионов, направленных на общее повышение качества жизни населения;

Выявить позитивные и негативные изменения в качестве жизни населения страны (регионов), которые произошли в отчетном периоде. Данный аспект анализа (включая его факторную составляющую) позволит оценить результативность мер экономической политики, характер движения к целевым установкам развития.

Для более глубокого анализа уровня качества жизни населения Тамбовской области необходимо сопоставить ИКЖ с показателями других регионов страны.

Так. в 2002 г. среди областей Центральной Черноземной зоны России самый высокий уровень ИКЖ имела Липецкая область, где этот показатель составил 0,687.

Понятия "качество жизни" и "уровень жизни" нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране Мирошниченко И.В. Социология. Конспект лекций / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - С. 79. .

Среди большого множества работ, посвященных специальному рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этим термином. С одной стороны, встречается предельно расширительное толкование данной категории, которое вбирает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой, в показатели качества жизни иной раз включается безо всякой научной аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей. Характерно, что с течением времени ситуация в этой области не только не проясняется, а, наоборот, становится все более запутанной, ибо в сферу рассмотрения включаются все более острые проблемы и мало исследованные социальные последствия, которыми так богата быстротечная и изменчивая жизнь постиндустриального общества.

Очень часто используются близкие термины, отождествляемые с "качеством жизни": уровень жизни, уклад жизни, стандарт жизни, стиль жизни, образ жизни и т.д. Имеет значение и противоположная точка зрения, в соответствии с которой, качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем, включающим в себя, в качестве составляющих признаков: уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни. Иногда речь идет о том, что качество жизни, наряду с условиями жизни, уровнем жизни, социальным поведением входит в состав более широкого понятия "образ жизни".

В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает четко выраженный прикладной акцент. Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить (в значительной мере условно, ибо между ними прослеживаются определенные взаимосвязи) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения Григорьев С.И. Основы современной социологии / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. - Барнаул, 2011. - С. 90. .

Выделение компонента "уровень здоровья и продолжительность жизни населения", в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности. Существует множество определений здоровья, которые пытаются охватить все многообразие этого феномена. Конструктивным представляется подход к определению категории здоровья, который предложен учеными Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического медицинского института. Категория здоровья представляется как такое состояние структуры функций и адаптационных возможностей (резервов) человека, которые обеспечивают ему данное качество жизни в данное время и в данной среде.

Другой, важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения. Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения. Это: размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Третьим из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т. п Григорьев С.И. Жизненные силы человека / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов. - Барнаул, 2009. - С. 64. .

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие "ноосфера", ставшее одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: "Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества, путем реализации мер по рациональному природопользованию". В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы:

Охрана окружающей среды;

Забота о безопасности производств и продукции;

Поддержание ресурсного потенциала страны.

Центральные задачи в концепции качества жизни:

обеспечение физического и морального здоровья общества;

расширение употребления экологически чистых продуктов питания;

гармонизация условия труда и т.д.

Существует понятие "социального кругооборота качества": качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество образования - качество культуры и качество науки - качество управления - качество социальных и экономических систем - качество жизни - качество человека. Управление качеством жизни, с позиций категории качества жизни, интегрирует все виды "управлений качеством" и рассматривается, как своеобразное управление "социальным кругооборотом качества".

Качество образования - интеллектуальная революция, интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. Появляется креативный, инновационный менеджмент, как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий "поведение на рынке" с целевыми установками на "технологические прорывы". Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс "горячих" и класс "холодных" экономик Шугрина Е.С. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Е.С. Шугрина. - М.: А-Приор, 2009. - С. 58. .

Класс "горячих экономик" - это класс "быстроходных", интеллекто-емких, наукоемких, образовательно-емких и информо-емких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, "быструю" динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В "горячих экономиках" происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.

Класс "холодных экономик" - это класс "медленноходных" экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.

Интеллектно-инновационная революция затронула развитие стран с "горячими экономиками". Интеллектуализация рабочей силы производительных сил общества в развитых странах сопровождает процесс "разогревания экономик". В крупных экономических структурах - корпорациях, компаниях - появляются внутренние системы образования. Постоянное повышение квалификации персонала компаний становится образом их жизни.

Качество экологии. Управление качеством экологии подразумевает управление экологическими рисками. Риск - понятие сложное и неоднозначное. С позиции качества он есть мера появления нежелательного последствия в результате принятия решения. Используя понятие меры, риск - мера качества соответствующего решения, проекта, хозяйственного мероприятия, плана, программы и т.п., измеренная в определенной шкале. Риск - понятие управленческое, связанное с надежностью, с качеством управления.

Экологический риск - сложная категория, отражающая уровень опасности появления нежелательных экологических последствий, в результате внедрения того или иного проекта, принятия и реализации определенного хозяйственного мероприятия. Важным моментом в оценке экологического риска и в управлении экологическим риском, является формализация ситуации, в зависимости от которой осуществляется дифференциация требований к исходным данным, объему проводимых исследований и испытаний. Среди направлений такой формализации предлагается введение экологической категории района. Экологическая категория района является комплексной характеристикой экологического качества района, отражающая классификационную характеристику состояний среды обитания, здоровья человека и населения, природы и естественных экосистем, классификационную характеристику состояний отдельных сред. Источниками экологического риска могут быть: предприятия, технологии, компоненты среды, могущие стать источником аварийных воздействий на предприятия, экологическую систему, не предусмотренную проектом. Источники риска, по отношению к хозяйственному объекту, могут быть внешними и внутренними. В результате проведения оценки экологического риска, можно определить экологическое качество жизни - часть системы качества жизни, включающая в себя "качество среды обитания".

Таким образом, можно подвести итог:

Термин "местное самоуправление" впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" 1990 г. Согласно данному закону местное самоуправление должно было осуществляться в границах административно-территориальных единиц, а в качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

Затем понятие "местное самоуправление" было применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1991 г. Провозглашая цель создания правового демократического государства. Декларация подразумевала реформирование всего государственного механизма и создания на местах новой власти - местного самоуправления.

В Конституцию РСФСР термин "местное самоуправление" был включен в 1991 г. Законом РСФСР № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 г. местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти.

До Конституции 1993 г. органы местного самоуправления рассматривались в качестве органической части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

Согласно федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приводит следующее определение: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций". Новый федеральный закон определяет местное самоуправление не через "деятельность населения", а через "форму осуществления народом своей власти". Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно; под свою ответственность; о рганы МСУ не входят в систему органов государственной власти местного самоуправления. ФЗ №131 предусматривает различные виды вопросов местного значения для разных видов муниципальных образований.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Под местным самоуправлением, согласно Декларации о принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ , понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.

В Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №1370 " Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Качество жизни - комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе. В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает четко выраженный прикладной акцент. Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:

Во-первых, через систему социальной политики государства;

Во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики.

Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения. Рассмотрим подробнее влияние социальной и экономической политики России на уровень и качество жизни населения, а также основные термины и определения, связанные с этими понятиями .

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.

Наиболее общим определением социальной политики является следующее: Социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.) .

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. . В широком смысле и с научных позиций - это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.

Т.е., социальная политика - многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.

Объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) - систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых: .

Отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт;

Туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

Рынок труда, занятость, безработица;

Социальное партнерство;

Социальная защита;

Оплата и охрана труда;

Социальное страхование;

Пенсионная система и др.

Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.

По мнению большинства экономистов главный путь борьбы с бедностью – это экономический рост.

Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше .

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%) .

В существующей стратегии развития отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства .

Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом, возможно реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25-30%.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход из кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран .

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта .

В принятом «Программе развития социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2005 годы) . отмечено, что «правительство Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков».

Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности .

В 2004 году в России наметился новый этап во внутренней государственной социальной политике. Впервые Президентом России В.В. Путиным были четко сформулированы стратегические цели социально-экономического развития. Среди них первая – «повышение качества жизни людей». Правительству было предложено перейти от управления бюджетными затратами к управлению результатами деятельности субъектов бюджетного планирования по отношению к стратегическим целям .

В 2005 году В.В. Путин на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета свое выступление начал c фразы: «Основной целью нашей с Вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России» . Правительство России уже предприняло ряд шагов для того, чтобы эта установка Президента стала реальностью. В июне 2004 г. Минфин РФ и Минэкономразвития РФ выпустили Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования . В этом документе содержание стратегической цели «Повышение уровня и качества жизни населения» раскрыто по некоторым позициям.

В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Правительством России была утверждена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.

В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство Российской Федерации будет разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Будет продолжено проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

Выходные данные сборника:

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Митюгина Марина Михайловна

канд. экон. наук , доцент ЧГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

E -mail:

В настоящее время проблемам повышения качества жизни населения уделяется существенное внимание в государственной и региональной политике. Процесс управления качеством жизни, ориентированный на улучшение качества жизни всех слоёв населения и предоставление всем жителям равных возможностей на получение различных социальных благ, становится ведущим фактором, характеризующим развитость региона и страны в целом.

Вопросы обеспечения результативности и эффективности управления качеством жизни напрямую связаны с выбранным подходом к управлению. В соответствии с принципами менеджмента качества, отражёнными в международных стандартах ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2009, наиболее действенной формой управления каким-либо объектом является сочетание системного и процессного подходов, предполагающих формирование системы управления, представленной в виде цепочки взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, где выход одного процесса является входом в другой процесс. Следовательно, при управлении качеством жизни необходимо также сформировать систему управления качеством жизни, представляющую совокупность процессов, ориентированных на обеспечение развития основных категорий качества жизни: повышение материального благосостояния, социальной безопасности населения, обеспечение здоровья населения, демографического благополучия, культурного и духовного благосостояния и экологической безопасности.

При формировании системы управления качеством жизни необходимо придерживаться следующих принципов системного подхода.

Во-первых, система управления должна быть чётко структурирована и представлена в виде иерархической совокупности элементов, между которыми имеются связи и отношения.

Во-вторых, каждый элемент системы управления должен обладать определёнными свойствами, служащими отличительной характеристикой одного элемента от другого, и набором функций, определяющих его предназначение.

В-третьих, все элементы системы и их свойства должны быть сориентированы в направлении достижения главной цели системы управления, т. е. каждый элемент системы должен иметь свою конкретную цель, определённую во временном горизонте, при этом цели элементов в совокупности должны составлять цель всей системы.

В-четвёртых, при формировании структурных элементов системы управления качеством жизни необходимо исходить из предпосылок функционально-структурного подхода к проектированию, согласно которому исходя из целей формируются функции, которые затем материализуются в виде конкретных элементов, выполняющих данные функции.

Таким образом, система управления качеством жизни, построенная на основе принципов системного подхода, будет обладать свойствами адаптивности и самоорганизации, согласно которым система будет способна быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды посредством перегруппировки элементов, изменения их свойств и интеграции новых функций, необходимых для отработки ответной реакции на возмущающее воздействие внешней среды.

Учитывая принципы системного и процессного подходов, разработаем модель системы управления качеством жизни населения региона (рис. 1).

На первом этапе формирования системы управления качеством жизни необходимо определить главную цель системы управления. Учитывая, что в настоящее время процесс управления качеством жизни рассматривается через призму устойчивого социально-экономического развития, обеспечивающего равные условия для удовлетворения настоящих и будущих потребностей каждого отдельного человека, общества и экосистемы, следовательно, главной целью формируемой системы управления качеством жизни должно стать возвышение уровня развития потребностей каждого отдельного человека посредством создания равных условий и возможностей для их удовлетворения, а также обеспечения свободы выбора человеком способа их удовлетворения, не оказывающего негативного воздействия на общество и экосистему.

На втором этапе следует выявить субъект и объект управления качеством жизни. Как показано на рис. 1, субъектами управления качеством жизни являются органы государственной и региональной власти, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса. Объектом управленческого воздействия выступает качество жизни населения региона, рассматриваемое как особая системно-целостная категория, характеризующая уровень материального благосостояния, социальной безопасности, здоровья, демографического благополучия, культурного, духовного благосостояния населения и экологической безопасности региона.

На третьем этапе формирования системы управления качеством жизни необходимо определить основные направления взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами. Как видно из рис. 1, взаимодействие между субъектом и объектом управления осуществляется, с одной стороны, посредством разработки и реализации региональными органами государственной власти эффективных целевых программ, направленных на развитие критических категорий качества жизни; с другой, - посредством механизма обратной связи, благодаря которому органы власти получают информацию о динамике интегрального индекса качества жизни, результативности функционирования системы управления качеством жизни и степени удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг, что позволит обеспечить своевременное реагирование органов власти на критические изменения внешней среды.

Рисунок 1. Модель системы управления качеством жизни населения региона.

Механизмом обратной связи в данном случае будет выступать региональная система мониторинга качества жизни, включающая в себя два основных элемента.

Во-первых, систему мониторинга показателей интегрального индекса качества жизни во временном и пространственном диапазоне. Мониторинг показателей качества жизни необходим, с одной стороны, для определения ключевых направлений повышения качества жизни, предупреждения взрывоопасного социально-психологического напряжения в обществе, формирования толерантного поведения людей, с другой - для наиболее гибкого определения пропорций развития экономики и отвлечения ресурсов на социальные мероприятия с поступательным улучшением социального климата. Таким образом, мониторинг показателей качества жизни позволит органам государственной власти чётко сориентировать целевые индикаторы развития на предстоящий период времени. Ответственными за обеспечение функционирования данного элемента системы мониторинга являются органы государственной статистики, которые по специально разработанной методике должны будут проводить количественные измерения основных синтетических категорий качества жизни и на их основе рассчитывать интегральный индекс качества жизни населения региона. Результатами функционирования данного элемента системы мониторинга будут являться:

1. ежегодный отчёт о тенденциях развития качества жизни населения региона, представляемый руководству региона для формирования и корректировки целевых ориентиров развития региона в направлении повышения качества жизни и развития наиболее проблемных синтетический категорий качества жизни;

Во-вторых, региональная система мониторинга качества жизни включает в себя систему мониторинга степени удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг. Данный элемент системы мониторинга охватывает:

1. все региональные министерства и ведомства, задача которых в рамках данной системы мониторинга заключается в проведении ежегодной оценки степени удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг, проводимой по специально разработанной методике, основывающейся на анализе эффективности процесса управления претензиями и жалобами, поступившими со стороны общественности в адрес того или иного министерства или ведомства, а также на выборочных социологических опросах различных групп населения по выявлению общественного мнения к деятельности соответствующих министерств и ведомств;

2. общественные объединения, задача которых заключается в выявлении «узких мест» в социально-экономическом, демографическом, культурно-нравственном и экологическом аспектах регионального развития и акцентировании внимания на выявленных проблемах не только органов власти, но и представителей общественности, с целью того, чтобы ни одна из синтетических категорий качества жизни не осталась без пристального внимания и контроля со стороны общественности.

На четвёртом этапе формирования системы управления качествам жизни необходимо распределить обязанности, ответственность и полномочия между министерствами и ведомствами всех уровней, общественными объединениями и представителями бизнеса по управлению качеством жизни.

В рамках системы управления качеством жизни обязанности руководства региона можно распределить следующим образом:

Во-первых, в обязанности руководства региона входит обеспечение планирования повышения качества населения региона, осуществляемого посредством анализа параметров внешней среды и приоритетных направлений развития системы управления качеством жизни, выявленных по итогам оценки результативности системы управления качеством жизни. Результатами планирования повышения качества жизни являются утверждённые региональные целевые программы повышения качества жизни и программа обеспечения удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг, в которой будет установлена единая методика оценки удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг.

Для обеспечения разработки эффективных программ повышения качества жизни необходимо придерживаться следующих принципов:

1. При разработке программ повышения качества жизни необходимо широко использовать инструменты бенчмаркинга для изучения опыта работы регионов, обладающих наилучшими достижениями в определённых направлениях качества жизни, с целью получения полезных рекомендаций по эффективному решению существующих проблем в социально-экономическом развитии региона.

2. Программы повышения качества жизни должны создавать благоприятные условия для расширения возможностей человека посредством формирования социальной инфраструктуры, благоприятной для человеческого развития, устранения искусственных барьеров для обеспечения широкого выбора различных способов самореализации.

3. Целевые программы развития должны быть направлены на актуализацию человеческих возможностей, поскольку наличие свободы выбора различных способов самореализации ещё не означает готовность и способность конкретного человека их использовать. Целевые программы должны быть направлены на формирование в сознании людей установок на социальную активность и мобильность, ориентирующих их на обретение благополучия за счёт собственного кропотливого труда, а не за счёт иждивенчества.

4. Программы повышения качества жизни должны корректировать ценностно-целевые ориентации человека в направлении возвышения уровня развития потребностей.

5. Целевые программы развития должны включать реально выполнимые на данном этапе развития задачи, на реализацию которых имеются все необходимые ресурсы. В основу программы должна быть положена идея разумного баланса интересов. Недопустимо улучшать положение одних групп людей за счёт ухудшения других.

6. Программы повышения качества жизни должны разрабатываться специалистами, которые имеют специальные знания, навыки и опыт в рассматриваемой области, а также обладают необходимыми полномочиями для принятия тех или иных решений, то есть целевые программы должны разрабатываться соответствующими региональными министерствами и ведомствами по своим ключевым направлениям.

Таким образом, следование данным принципам позволит существенно повысить качество разрабатываемых программ повышения качества жизни.

Во-вторых, в обязанности руководства региона входит своевременное и первоочередное финансирование деятельности министерств и ведомств, участвующих в реализации приоритетных целевых программ повышения качества жизни, а также мониторинг и оказание соответствующей поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В-третьих, в обязанности руководства региона входит оценка результативности функционирования системы управления качеством жизни, проводимая ежегодно по специально разработанной методике на основании анализа: 1) данных мониторинга показателей интегрального индекса качества жизни во временном и пространственном диапазоне, представленных органами государственной статистики, и 2) отчётов о степени удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг, представленных от соответствующих министерств и ведомств. Результатом проводимой работы будет являться разработка годового отчёта о результативности региональной системы управления качеством жизни, в котором будет дана оценка степени результативности системы управления и выделены приоритетные направления повышения качества жизни.

В рамках системы управления качеством жизни министерства и ведомства отвечают за разработку политики и целей в области повышения качества жизни населения; реализацию региональных целевых программ повышения качества жизни; организацию эффективной работы с жалобами и предложениями населения и общественных объединений, поступающими в адрес соответствующих министерств и ведомств; мониторинг удовлетворённости населения качеством оказываемых государственных услуг посредством проведения выборочного социологического опроса.

Следующий субъект управления в системе управления качеством жизни - это общественные объединения. В обязанности данного субъекта входит: акцентирование внимания органов власти и представителей общественности на социально-экономических, культурно-нравственных и экологических проблемах развития региона; повышение социальной активности населения посредством привлечения граждан к решению общественно значимых проблем, к управлению государственными и общественными делами; защита интересов своих членов во взаимоотношениях с различными политическими институтами; обеспечение «обратной связи» между гражданами и органами власти, поскольку агрегируя и аккумулируя интересы различных слоёв граждан, общественные объединения будут получать объективные данные об эффективности управленческих решений и ответной реакции на них населения .

В обязанности представителей бизнес сообщества по повышению качества жизни населения региона входит развитие в рамках своего предприятия интегрированных систем менеджмента, направленных на удовлетворение потребностей потребителей (внедрение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008), работников организации (внедрение систем менеджмента социальной ответственности, соответствующих требованиям стандарта SA 8000:2008, и систем менеджмента промышленной безопасности и здоровья, соответствующих требованиям стандарта OHSAS 18001:2007) и общества (внедрение систем экологического менеджмента, соответствующих требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007).

Таким образом, реализация перечисленных этапов позволила сформировать модель системы управления качеством жизни, ориентированной на постоянное повышение её результативной.

Список литературы:

1. Митюгина М.М. Направления повышения эффективности деятельности общественных объединений как элемента системы управления качеством жизни населения региона / Митюгина М.М // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления: материалы V межд. заоч. науч.-практ. конф. - Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. - С. 77-85.

2.Митюгина М.М. Порядок разработки целевых программ повышения качества жизни / Митюгина М.М. // Стратегия устойчивого развития регионов России: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 17-22.

mob_info