Финансовые активы в бюджетном. Финансовые активы. Бюджетный учет финансовых активов


6. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Финансовые активы бюджетного учреждения
Денежные средства учреждений находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:
    точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
    контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
    контроль за соблюдением кассовой и расчетной-платежной дисциплинами.
Структуру финансовых активов бюджетных учреждений представлена на рис. 8. Денежные средства бюджетных организаций формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников. В соответствии с действующим законодательством бюджетное учреждение финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Рис. 8. Структуру финансовых активов

Все источники финансирования и приобретения активов учреждения разделены на две большие группы:
1 группа – активы, приобретаемые за счет бюджетного финансирования.
2 группа – активы, приобретаемые за счет внебюджетных средств.
В действующем законодательстве выделяются четыре вида внебюджетных средств:
специальные – они являются самой широкой группой внебюджетных средств бюджетных организаций. Под ними понимаются специальные доходы, получаемые от реализации продукции, оказания услуг или от осуществления иной деятельности;
депозитные – это денежные средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений. Данные суммы при наступлении определенных правовых последствий должны быть переданы по назначению либо возвращены тем, кто их вносил (например, заработная плата – бюджетное учреждение получает сумму из бюджета на выплату зарплаты, для этого оно снимает денежные средства с депозита, если же невозможно выплатить зарплату работнику (например, он в командировке) сумма возвращается обратно на депозит);
суммы по поручению – под ними понимаются денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений (например, суммы, которые предприятия выплачивают вузам для выплаты стипендии студентам, обучающимся по договорам с предприятиями, или средства, получаемые бюджетными учреждениями в связи с оплатой определенных услуг);
другие внебюджетные средства – это средства, не входящие в предыдущие группы (в качестве примера таких средств, может послужить плата за детей в детском саду в музыкальных школах, плата за общежитие, различные средства, которые формируются в бюджетных учреждениях). В отношении этих видов внебюджетных средств бюджетных учреждений права их руководителей ограничены. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на потребности своего учреждения. Депозитные средства возвращаются по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдаются лицам, указанным в поручении.
Основная часть расходов федерального бюджета осуществляется в форме финансирования, адресатом которого являются бюджетные учреждения. Финансирование расходов федерального бюджета органами казначейства осуществляется по реестрам на финансирование расходов, которые составляются главными распорядителями бюджетных средств. Реестр содержит сведения о суммах, которые подлежат перечислению на счета получателей средств федерального бюджета. Реестр поступает в управление федерального казначейства (УФК) из Главного управления федерального казначейства, а из управления ФК – в отделения ФК по районам, районам в городах и городам. ОФК представляет собой централизованную систему и имеет трехуровневую структуру (рис. 9).

Рис. 9. Структура отделов федерального казначейства

Различают денежные реестры (доведение которых сопровождается перечислением денежных средств) и безденежные реестры (подлежат исполнению за счет доходов на соответствующей территории). В целях реализации принципа единства кассы при исполнении бюджета РФ осуществляется переход на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств через лицевые счета, открытые в органах ФК, с закрытием бюджетных счетов в банках и иных кредитных учреждениях. При системе лицевых счетов все доходы и средства на финансирование расходов аккумулируются на счетах органов ФК, с которых средства перечисляются непосредственно кредиторам бюджетополучателей. С 1 января 2006 г. согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы возлагается на органы Федерального казначейства. Данная норма закреплена не только БК РФ, но и в постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «Положение о Федеральном казначействе».
6.2. Особенности отражения в бюджетном учете денежных средств
Учет денежных средств учреждения ведется на счете 020100000. Счет предназначен для учета учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а также для учета движения денежных документов. Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

    020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»;
    020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»;
    020103000 «Денежные средства учреждения в пути»;
    020104000 «Касса»;
    020105000 «Денежные документы»;
    020106000 «Аккредитивы»;
    020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».
Учет операция со средствами, полученными от деятельности, приносящей доход ведется на счете 020101000 «Денежные средства учреждения на счетах». На счете учитываются также операции по движению денежных средств учреждения в случае проведения указанных операций не через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Учет операций по движению средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.
Счет 020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» применяется для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения (например средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества; средств, полученных на ответственное хранение). Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.
На счете 020103000 «Денежные средства учреждения в пути» учитывается денежные средства, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета в банке на другой счет.
Счет 020104000 «Касса» предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте в кассе учреждения. При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком РФ. Операции с наличными деньгами бюджетными учреждениями регулируются Правилами осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 21.09.04 № 85н.
Наличные деньги бюджетное учреждение получает на основании денежной чековой книжки, которая выдается бюджетополучателю на основании его заявления. Чековая книжка выдается кассиру или уполномоченному лицу получателя средств под расписку в журнале регистрации бланков денежных чековых книжек. Накануне дня получения наличных денег получателю средств необходимо представить в орган федерального казначейства заявку на получение наличных денег и денежный чек. Заявка представляется бюджетополучателем в двух экземплярах. Денежный чек заполняется в соответствии с требованиями, установленными Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов федерального казначейства, утвержденным ЦБ РФ № 298-П и Минфином России № 173н от 13.12.06.
Орган казначейства проверяет правильность заполнения чека. После этого на лицевой стороне чека ставятся печать и подписи уполномоченных лиц органа казначейства, и чек выдается бюджетополучателю. Выданный органом казначейства чек банк может принимать в течение десяти дней со дня его выписки, не считая дня выписки. В случаях, когда банк отказывается принять неверно заполненный чек, бюджетополучатель возвращает его в орган казначейства, где чек аннулируется. При этом новая заявка не представляется. Вместо этого на ранее оформленной заявке работник казначейства проставляет серию, номер и дату нового чека, а реквизиты старого чека зачеркиваются. Прием наличных денег в кассы подразделений расчетной сети Банка России от представителей бюджетополучателей, счета которых открыты в органах Федерального казначейства, производится по объявлениям на взнос наличными.
Лимит остатка кассы – это та сумма наличных денег, которую организация может оставлять в кассе на конец рабочего дня. Лимит остатка кассы устанавливается ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организации (п. 2.5 Положения ЦБ РФ № 14-П от 05.01.98 «О Правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»). Орган федерального казначейства, в соответствии с возложенными на него функциями, устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание.
Бюджетные учреждения вправе осуществлять безналичные расчеты, оплачивая приобретение материальных ценностей, работ, услуг, перечисляя заработную плату, возвращая кредиты и уплачивая проценты по ним, а также перечисляя в бюджеты разных уровней налоги, сборы и иные платежи. Расчетное обслуживание по безналичным платежам осуществляется в случае предъявления платежного поручения. Основным нормативным документом, в котором представлены общий порядок заполнения, отзыва, возврата платежного поручения, а также его формы является Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П.
Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности – Квитанциям (ф. 0504510) и Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий). Операции по поступлению и выбытию наличных денежных средств в кассу оформляются бухгалтерскими записями:
поступление наличных денежных средств с банковского счета учреждения отражается по дебету счета 020104510 «Поступления в кассу» и кредиту счета 020101610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»;
выдача заработной платы, денежного довольствия, прочих выплат, пособий по социальному страхованию из кассы учреждения отражается по кредиту счета 020104610 «Выбытия из кассы» и дебету счетов 030201830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате», 030202830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам».
На счете 020105000 «Денежные документы» учитываются: оплаченные талоны на бензин и масла, на питание, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки государственной пошлины. Денежные документы хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача из кассы таких документов оформляются Приходными кассовыми ордерами и Расходными кассовыми ордерами, которые регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от операций по денежным средствам.
Счет 020106000 «Аккредитивы» предназначен для учета движение денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте РФ и в иностранной валюте, по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и за оказанные услуги. Аналитический учет по счету ведется по каждому выставленному аккредитиву на Карточке учета средств и расчетов. Учет операций по движению аккредитивов ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам с аккредитивного счета.
На счете 020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» учитываются операции по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте в случае проведения указанных операций не через органы Казначейства. На счете учитываются также операции со средствами в иностранной валюте, полученными от деятельности, приносящей доход. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.
6.3. Учет средств на счетах бюджетов и счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Учет финансовых вложений
Счет 020200000 «Средства на счетах бюджетов» предназначен для отражения операций органами, организующими исполнение бюджетов, со средствами бюджета находящимися на банковских счетах или в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Для учета операций по движению средств на счетах бюджетов применяются следующие счета:
    020201000 «Средства единого счета бюджета» – отражаются средства единого счета бюджета, находящиеся на банковских счетах или в органах Казначейства. Отражение операций по счету осуществляется на основании выписок с банковских счетов или счетов, открытых в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
    020202000 «Средства бюджета в пути» учета сумм, перечисленных бюджету от другого бюджета и между органами, организующими исполнение бюджета одного уровня бюджетной системы РФ в конце отчетного периода, но зачисленных на единый счет бюджета в следующем отчетном периоде. Кроме того, на счете отражаются средства в расчетах при конвертации валюты РФ и ее перечислении с одного счета на другой. Суммы в пути отражаются органом, организующим исполнение бюджета, которому переведены средства;
    020203000 «Средства бюджета в иностранной валюте» – учитываются средства бюджетов, находящиеся на банковских счетах в иностранной валюте.
Счет 020300000 «Средства на счетах органа Казначейства» предназначен для отражения операций со средствами бюджета в валюте РФ, находящимися на банковских счетах, открытых органам Казначейства. Для учета операций по движению средств на счетах органа Казначейства применяются следующие счета:
    020301000 «Средства поступлений, распределяемые между бюджетами разных уровней» – предназначен для учета поступивших от плательщиков доходов от уплаты налогов и сборов, которые подлежат распределению органом Казначейства, между бюджетами разных уровней, а также сумм иных платежей, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты и сумм возвратов плательщиков налогов;
    020302000 «Средства единого счета бюджета в органе Казначейства» – отражаются средства бюджетов на банковских счетах, открытых органу Казначейства;
    020303000 «Средства на счетах органа Казначейства в пути» – предназначен для учета сумм, перечисленных органу Казначейства от другого органа, Казначейства в конце отчетного периода, но зачисленных на счет органа Казначейства в следующем отчетном периоде. Средства в пути отражаются органом Казначейства которому переведены средства;
    020304000 «Средства на счетах для выплаты наличных денег» – отражаются средства бюджетов на счетах орган Казначейства предназначенные для осуществления наличных выплат получателям бюджетных средств;
    020305000 «Средства единого счета бюджета в органе Казначейства в иностранной валюте» – отражаются средства бюджетов на банковских счетах, открытых органу Казначейства в иностранной валюте. Отражение операций по счету осуществляется на основании платежных документов, прилагаемых к выпискам с банковских счетов, открытых органу Казначейства в иностранной валюте. Учет операций по движению средств бюджета в иностранных валютах одновременно ведется в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
На счете 020400000 «Финансовые вложения» учитываются краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, иные финансовые активы. Учет операций по движению финансовых вложений ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Для учета операций по финансовым вложениям применяются следующие счета:
    020401000 «Депозиты» – учитываются средства бюджетов, размещенные на депозитных счетах в банках, а также средства, переданные управляющим компаниям;
    020402000 «Акции и иные формы участия в капитале» – учитываются вложения (инвестиции) средств бюджета в акции, иные формы участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ (паи, доли) и уставные фонды унитарных предприятий;
    020403000 «Облигации, векселя» – учитываются вложения средств бюджета в облигации, векселя, иные ценные бумаги, кроме акций. Указанные вложения принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
6. 4. Система расчетных отношений
На счете 020500000 «Расчеты по доходам» учитываются расчеты по начисленным органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, Центральным банком РФ, а также бюджетными учреждениями, созданными органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы РФ, суммам доходов в момент возникновения требований соответствующих администраторов к плательщикам. Аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов.
Учет расчетов с по доходам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:
    020501000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»;
    020502000 «Расчеты с дебиторами по доходам от собственности»;
    020503000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг»;
    020504000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;
    020505000 «Расчеты с дебиторами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
    020506000 «Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»;
    020507000 «Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций»;
    020508000 «Расчеты с плательщиками по взносам, отчислениям на социальные нужды»;
    020509000 «Расчеты по доходам от реализации активов»;
    020510000 «Расчеты по прочим доходам».
На счете 020600000 «Расчеты по выданным авансам» учитываются расчеты по авансам, перечисленным учреждениями (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). Счет 020600000 «Расчеты по выданным авансам» включает следующие счета:
    020601000 «Расчеты по выданным авансам на заработную плату»;
    020602000 «Расчеты по выданным авансам на прочие выплаты»;
    020603000 «Расчеты по выданным авансам на начисления на оплату труда»;
    020604000 «Расчеты по выданным авансам за услуги связи»;
    020605000 «Расчеты по выданным авансам за транспортные услуги»;
    020606000 «Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги»;
    020607000 «Расчеты по выданным авансам за арендную плату за пользование имуществом»;
    020608000 «Расчеты по выданным авансам за услуги по содержанию имущества»;
    020609000 «Расчеты по выданным авансам за прочие услуги»;
    020610000 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
    020601100 «Расчеты по выданным авансам по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;
    020601200 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
    020601300 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    020601400 «Расчеты по выданным авансам по перечислениям международным организациям»;
    020601500 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному; социальному и медицинскому страхованию населения»;
    020616000 «Расчеты по выданным авансам по пособиям по социальной помощи населению»;
    020617000 «Расчеты по выданным авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;
    020618000 «Расчеты по выданным авансам на прочие расходы»;
    020619000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение основных средств»;
    020620000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение нематериальных активов»;
    020621000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение непроизведенных активов»;
    020622000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение материальных запасов»;
    020623000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;
    020624000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение акций и иных форм участия в капитале».
На счете 020700000 «Расчеты по бюджетным кредитам» отражаются суммы задолженности по основному долгу, начисленным процентам, штрафам и пеням по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам, по государственным и муниципальным гарантиям. Переоценка задолженности по бюджетным кредитам, государственным кредитам, государственным гарантиям, выданным в иностранной валюте, производится один раз в месяц в последний день отчетного месяца либо на дату совершения операции по ним. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета выданных кредитов. Учет задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам ведется на следующих счетах:
020701000 «Расчеты по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации»;
020702000 «Расчеты по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
020703000 «Расчеты по бюджетным кредитам правительствам иностранных государств»;
020704000 «Расчеты по бюджетным кредитам, предоставленным иностранным юридическим лицам»;
020705000 « Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам международным финансовым организациям».
6.5. Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях
На счете 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам. Бюджетные учреждения выдают денежные средства под отчет для расчетов:, за транспортные услуги, за коммунальные услуги, за приобретение материалов для хозяйственных нужд, за приобретение основных средств, за приобретение горюче-смазочных материалов, на командировочные расходы, раздатчикам для выплаты заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, денежного довольствия, стипендий в учреждениях, имеющим большое количество подразделений или в централизованных бухгалтериях.
Бюджетным учреждениям для оформления авансового отчета следует руководствоваться приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н, которым утверждена форма авансового отчета для бюджетных учреждений. Пунктом 155 Инструкции № 25н, предусмотрено, что для получения денежных средств под отчет работник должен написать заявление с указанием назначения аванса и срока, на который выдаются денежные средства. Выдача денежных средств под отчет производится из кассы бюджетного учреждения по расходному кассовому ордеру. В соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ, работник учреждения, получивший денежные средства под отчет, обязан не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который был выдан аванс, представить в бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Если подотчетное лицо не представило авансовый отчет в установленные сроки или не возвратило остаток аванса в кассу, бюджетное учреждение вправе удержать сумму задолженности из заработной платы подотчетного лица. К авансовому отчету по суммам, израсходованным на хозяйственные нужды в обязательном порядке должны прилагаться оформленные соответствующим образом документы, подтверждающие фактическое приобретение тех или иных товаров или оплату услуг. К таким документам относятся: кассовые чеки или бланки строгой отчетности, подтверждающие получение наличных денежных средств от подотчетного лица; счета-фактуры; приходные документы (накладные), подтверждающие принятие материальных ценностей от подотчетного лица на склад учреждения.
Счет 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» включает следующие счета:
    020801000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда»;
    020802000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
    020803000 «Расчеты с подотчетными лицами по начислениям на оплату труда»;
    020804000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;
    020805000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
    020806000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг»;
    020807000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование имуществом»;
    020808000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг по содержанию имущества»;
    020809000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг»;
    020810000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
    020811000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственным и муниципальных организаций»;
    020812000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
    020813000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    020814000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    020815000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий и выплат по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
    020816000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению»;
    020817000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления»;
    020818000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»;
    020819000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;
    020820000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»;
    020821000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов»;
    020822000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материалов»;
    020823000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению ценных бумаг, кроме акций»;
    020824000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению акций и иных форм участия в капитале».
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в Журнале по расчетам с подотчетными лицами либо в Карточке учета средств и расчетов.
6.6. Отражение в бухгалтерском бюджетном учете расчетов по недостачам, расчетов с прочими дебиторами, внутренним расчетам
На счете 020900000 «Расчеты по недостачам» учитываются расчеты по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежащие удержанию, списанию в установленном порядке. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. На суммы недостач и хищений, отнесенные на виновных лиц, оформленные в установленном порядке материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в установленном порядке. При получении решения суда суммы недостач и хищений уточняются в соответствии с исполнительным листом.
и т.д.................

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения используют в своей деятельности такой вид финансовых активов, как денежные документы. Денежные документы — это приобретенные документы, имеющие номинальную стоимость. Они характеризуют отношения, когда расчеты по их приобретению произведены, а услуги, которые с помощью этих документов могут быть получены, еще не оказаны. В своей учетной политике учреждение приводит перечень денежных документов, которые используются в его финансово-хозяйственной деятельности. Согласно п. 169 Инструкции № 157н к таким документам относятся:

Оплаченные талоны на бензин и масла, на питание;

Оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы (кроме путевок, полученных учреждениями от региональных отделений Фонда социального страхования РФ, а также путевок, полученных безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций);

Полученные извещения на почтовые переводы;

Почтовые марки, конверты с марками и марки государственной пошлины.

На усмотрение учреждения так же к денежным документам можно отнести:

Авиационные и железнодорожные билеты;

Проездные билеты на общественный транспорт;

Карты экспресс-оплаты мобильной связи, доступа в Интернет, IP-телефонии междугородных, международных переговоров и др.

Хранить денежные документы необходимо в кассе учреждения. Приход в кассу и выдача из кассы оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002), формы которых утверждены Приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. На них необходимо сделать надпись «Фондовый». Оформленные таким образом приходные и расходные кассовые ордеры регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от документов, оформляющих операции с денежными средствами.

Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах кассовой книги с проставлением на них записи «Фондовый».

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 171 Инструкции № 157н). Карточка (ф. 0504051) открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции. В конце месяца подсчитываются итоги по остаткам.

Учет операций с денежными документами ведется в журнале по прочим операциям на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира (ф. 0504071) (п. 172 Инструкции № 157н). Журнал также открывается путем перенесения остатков на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период, выводятся остатки.

Одними из самых распространенных денежных документов являются почтовые марки и конверты с марками . По мере необходимости они должны выдаваться подотчетному лицу для отправки корреспонденции. Подотчетное лицо составляет авансовый отчет, к которому прилагает оправдательные документы (реестр корреспонденции) или испорченные конверты, марки. Приобретаются почтовые марки и маркированные конверты по статье 221 «Услуги связи»

Путевки в санаторий. Организация оздоровительного отдыха должна быть предусмотрена уставом учреждения или иными локальными нормативными актами. Выдаются под отчет сотрудникам учреждения или непосредственно направляемым на санаторное лечение, если они достигли совершеннолетнего возраста. По возвращении они представляют авансовый отчет с приложенным корешком (обратным талоном) путевки. Приобретаются путевки по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Железнодорожные билеты и авиабилеты, проездные билеты. Если билеты на поезда дальнего следования и самолеты, приобретаются заранее, то возникает необходимость их хранения. Купленные билеты сдаются кассиру и учитываются в кассе как денежные документы. Проездные билеты выдаются сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути и носит разъездной характер. Приобретение билетов осуществляется по статье 222 «Транспортные услуги».

Карты экспресс-оплаты мобильной связи приобретаются для оплаты корпоративной мобильной связи. Как правило, карты приобретаются у сотового оператора, имеют индивидуальные номера. Учреждению необходимо разработать внутренний нормативный акт, регламентирующий использование корпоративной сотовой связи. В данном документе должен содержаться перечень должностей сотрудников, которые имеют право на получение карт оплаты, и условия, которые должны соблюдаться, например, сотрудникам оплачиваются только звонки, совершенные в рабочее время, или еще возможна оплата звонков, произведенных в нерабочее время, в выходные дни. Также необходимо установить порядок подтверждения сотрудниками своих расходов на сотовую связь (представление детализации переговоров и служебной записки сотрудника о том, какие звонки были служебными).

Карты экспресс-оплаты мобильной связи приобретаются по статье 221 «Услуги связи».

Талоны на питание обучающихся . Существует категория обучающихся, которым учебное заведение обязано предоставить бесплатное питание. Такое питание отпускается по талонам. Талон может быть изготовлен типографским способом или отпечатан на принтере. Он должен содержать ряд обязательных реквизитов:

Индивидуальный номер;

Срок действия;

Вид питания;

Сумму (стоимость);

Печать или штамп выдавшей организации и подпись ответственного лица.

Талоны выдаются работнику, ответственному за организацию питания, в соответствии с количеством учащихся льготных категорий. Расходы на организацию питания учащихся относятся на статью 226 «Прочие работы, услуги».

Талоны на ГСМ. Если по договору производится оплата определенного количества бензина соответствующей марки и учреждение получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС, то такие талоны приходуются как денежные документы. По мере необходимости талоны выдаются водителям или специально назначенному сотруднику под отчет.

Полученное топливо приходуется как материальный запас учреждения после сдачи авансового отчета подотчетным лицом с подтверждающими документами от АЗС, отпустившей ГСМ в обмен на талон. Расходы на приобретение талонов на ГСМ относятся к статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Денежные документы учитываются на счете 201 35 000. Бухгалтерский учет движения денежных документов в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с инструкциями:

От 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н);

От 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 174н).

Учет денежных документов оформляется следующими записями в бухгалтерском учете:

1) поступление денежных документов в кассу:

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030213730, 030221730, 030222730, 030226730, 030261730 - 030263730, 030291730, 030234730);

2) выдача из кассы денежных документов:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020813560, 020821560, 020822560, 020826560, 020861560 - 020863560, 020891560, 020834560)

Кредит счета 020135610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения»;

3) поступление денежных документов в кассу в порядке расчетов между главным учреждением и обособленными подразделениями:

Дебет 020135510 «Поступления денежных документов в кассу учреждения»

Кредит 030404000 «Внутриведомственные расчеты»;

4) поступление денежных документов в кассу в безвозмездном порядке от государственных учреждений, организаций на основании Акта приема-передачи:

Дебет 020135510 «Поступления денежных документов в кассу учреждения»

Кредит 040110180 «Прочие доходы»;

5) поступление денежных документов в порядке возмещения ущерба в натуральной форме виновными лицами:

Дебет 020135510 «Поступления денежных документов в кассу учреждения»

Кредиту 040110172 «Доходы от операций с активами»;

6) поступление в кассу излишков денежных документов, обнаруженных при инвентаризации, согласно Акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835):

Дебет 020135510 «Поступления денежных документов в кассу учреждения»

Кредит 040110180 «Прочие доходы».

7) возврат из кассы денежных документов поставщику согласно условиям договора:

Дебет 030213830, 030221830, 030222830, 030226830, 030234830, 030262830, 030263830, 030291830 «Расчеты по принятым обязательствам»

кредиту счета 020135610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения;

8) безвозмездная передача денежных документов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами):

Дебет 230404000 «Внутриведомственные расчеты», 240120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 240120242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

Кредит 220135610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения»;

9) недостача, хищение, порча денежных документов:

Дебет 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кредит 020135610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения»;

10) выбытие с учета по причине уничтожения, порчи денежных документов в результате форс-мажорных обстоятельств на основании акта уничтожения, порчи:

Дебет 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 020135610 «Выбытия денежных документов из кассы учреждения».


Содержание

Введение 3
1 Состав финансовых активов бюджетного учреждения
Учёт денежных средств 4
2 Учёт расчётов с дебиторами 7
3 Задача 10
Заключение 13
Список использованных источников 14

Введение

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что финансовые активы это любые активы, являющиеся либо денежными средствами, либо правом требования денежных средств или другого финансового актива по договору от другой компании. Это наиболее ликвидная часть активов, которые почти незамедлительно обращаются в деньги и позволяют оценить возможность организации своевременно погасить свои срочные обязательства. К финансовым активам бюджетного учреждения относятся денежные средства на банковских счетах, в кассе, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской задолженности в расчетах с дебиторами по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами и по недостачам.
Цель контрольной работы рассмотреть и изучить материал по теме: “Учет финансовых активов в бюджетных учреждениях”.
Задачи контрольной работы:
- изучить состав финансовых активов бюджетного учреждения, учёт денежных средств;
- рассмотреть учёт расчётов с дебиторами;
- сделать выводы;
- решить практическую задачу.

1 Состав финансовых активов бюджетного учреждения. Учёт денежных средств.

Финансовые активы - это любые активы, являющиеся либо денежными средствами, либо правом требования денежных средств или другого финансового актива по договору от другой компании.
Финансовые активы - это наиболее ликвидная часть активов, которые почти незамедлительно обращаются в деньги и позволяют оценить возможность организации своевременно погасить свои срочные обязательства.
Однако дебиторская задолженность не может быть в полной мере отнесена к ликвидным оборотным средствам, так как она является ликвидной лишь в той мере, в которой возможно ее погашение за разумный (заранее оговоренный) период.
К финансовым активам бюджетного учреждения относятся денежные средства на банковских счетах, в кассе, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской задолженности в расчетах с дебиторами по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами и по недостачам. Сущность денег проявляется в функциях, которые они выполняют в экономике. Функция денег как меры стоимости - это измерение и приравнивание стоимости всех товаров к определенному количеству денег. Денежное выражение стоимости товара является его ценой.
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров. Из процесса товарного обращения возникает и функция денег как средства платежа, т.е. когда продажа товара осуществляется с отсрочкой его оплаты наличными деньгами или в кредит.
Полноценные деньги могут выполнять функцию накопления, иначе говоря, это свойство денег проявляется в их способности в любое время претендовать на приобретение товаров, работ и услуг. Каждая хозяйственная операция представляет собой возникновение, изменение и прекращение обязательств. Согласно ГК РФ обязательством является обязанность должника совершить в пользу кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Следовательно, дебиторская задолженность - это имущественные требования учреждения к другим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторская задолженность возникает в результате договорных отношений в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги или в результате предварительной оплаты в счет получения в будущем товаров, работ, услуг при условии, если передача материальных ценностей и уплата денежных средств не совпадают по времени. Кроме того, бывает задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы. Дебиторская задолженность не всегда погашается денежными средствами или иными активами. В случае невозможности ее взыскания она может быть признана безнадежной. В этом случае дебиторская задолженность списывается с баланса и прекращает свое существование в качестве актива.
К финансовым вложениям относятся государственные и муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги организаций; вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций; предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.
Бюджетный учет финансовых активов учреждений представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых активов. Отчетная информация помогает контролировать как целевую направленность расходования средств, так и результативность их использования.
Основные задачи бюджетного учета финансовых активов:
- точный, полный и своевременный учет средств и операций по их движению;
- контроль за правильностью документального оформления и законностью операций с денежными средствами, расчетных операций;
- контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений;
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности в установленные сроки;
- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
- выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н.
Учет денежных средств организации осуществляется в разделе«Финансовые активы» на сч. 200 «Финансовые активы», который состоит из следующих синтетических счетов:
201 «Денежные средства учреждения»;
202 «Средства на счетах бюджетов»;
203 «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»;
204 «Финансовые вложения»;
205 «Расчеты с дебиторами по доходам»;
206 «Расчеты по выданным авансам»;
207 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам»;
208 «Расчеты с подотчетными лицами»;
209 «Расчеты по недостачам»;
210 «Расчеты с прочими дебиторами»;
211 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»;
212 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета».
При организации и ведении учета денежных средств следует руководствоваться общими правилами учета наличных и безналичных денежных средств, устанавливаемыми нормативными документами ЦБ РФ, БК РФ, Минфина России, регулирующими обращение денежных средств через систему органов Федерального казначейства.

2 Учёт расчётов с дебиторами.

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены.
Для учета расчетов с дебиторами по выданным авансам используется счет 20600 "Расчеты по выданным авансам".
На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам). Учет задолженности дебиторов по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых выплат. Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
10 "Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда";
20 "Расчеты по авансам по работам, услугам";
30 "Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов";
40 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям";
50 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам";
60 "Расчеты по авансам по социальному обеспечению";
90 "Расчеты по авансам по прочим расходам" .
Для учета расчетов с подотчетными лицами используется Счет 20800 "Расчеты с подотчетными лицами".
Счет предназначен для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средства и (или) денежных документов, выдаваемых им учреждением под отчет. Дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается, либо в сумме денежных документов выданных подотчетному лицу на соответствующие цели.
Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, полученным ранее в подотчет. Сумма произведенных подотчетным лицом расходов, согласно утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) Авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы, отражается путем уменьшения дебиторской задолженности подотчетного лица перед учреждением.
Сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.
Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово- хозяйственной деятельности) по аналитическим группам синтетического учета объекта учета:
10 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда";
20 "Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам";
30 "Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов";
60 "Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению";
90 "Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам".
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с подотчетными лицами в разрезе видов расходов (выбытий) - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов (расчеты по выданным денежным средствам, расчеты по полученным денежным документам) в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по расчетам с подотчетными лицами. Отражение операций по счету осуществляется в Журналах по расчетам с подотчетными лицами обособленно в части расчетов по выданным денежным средствам и расчетам по полученным денежным документам.
Для учета расчетов с прочими дебиторами используется Счет 21005 "Расчеты с прочими дебиторами"
Счет предназначен для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе дебиторов по видам формируемых расчетов и суммам их задолженности.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими дебиторами - дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по прочим операциям.

3. Задача

Условия задачи
В бюджетном учреждении в рамках бюджетной деятельности осуществлены следующие операции:


3. Перечислен аванс поставщику услуг связи в соответствии с заклю-чённым договором.
4. Зачтён аванс за предоставленные услуги связи.
Отразить операции на счетах бюджетного учёта и указать в каких журналах операций будут сделаны записи по каждой операции.

1. По денежному чеку в кассу получены наличные денежные средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
ДТ
201.10 Денежные средства на счетах учреждения
КТ
201.04 Касса

Операция будет отражена в Журнале операций по счету Касса, Журнале операций с безналичными денежными средствами.

2. Из кассы выданы пособия по временной нетрудоспособности.
ДТ
201.04 Касса
КТ
303.06 Расчеты по страховым взносам
Операция будет отражена в Журнале операций по счету Касса.

3. Перечислен аванс поставщику услуг связи в соответствии
и т.д.................

Под финансовыми активами (ФА) понимаются права организации на доходы от функционирования реальных активов. Инвестиционные вклады в ФА предоставляют учреждению возможность дальнейшего получения прибыли от приобретенных за счет инвестиций реальных ресурсов.

К финансовым активам относятся следующие категории:

  • наличные и безналичные денежные средства;
  • акции и иные ценные бумаги;
  • дебиторская задолженность;
  • различные финансовые вложения;
  • расчетные документы в пути и проч.

Оценка финансовых активов — это определение величины денежных ресурсов, в которую могут быть переведены ФА. Оценка проводится для мониторинга текущего материального состояния и уровня платежеспособности организации.

Оценка проводится в несколько этапов:

  1. Исчисление установленного и ожидаемого денежных потоков, анализ вероятности получения организацией определенных материальных средств.
  2. Выявление надлежащей процентной ставки дисконтирования потока.
  3. Вычисление фактической стоимости ФА.

Виды финансовых активов

Основными видами считаются долевые и долговые ценные бумаги, а также деривативы. Ключевой целью их обращения является извлечение организацией прибыли.

ФА группируются по целому ряду характеристик и признаков. Представим их классификацию в таблице:

Классификационный признак Вид ФА
Характер участия в инвестиционном процессе
  1. Прямые (напрямую в уставный капитал).
  2. Косвенные (через посредников).
Период инвестирования
  1. Краткосрочные — до 1 года.
  2. Среднесрочные — от 1 до 3 лет.
  3. Долгосрочные — от 3 лет и более.
Уровень риска
  1. Безрисковые.
  2. Низкорисковые.
  3. Среднерисковые.
  4. Высокорисковые.
  5. Спекулятивные — наиболее рисковые инвестиции для извлечения максимальной прибыли.
Способ учета
  1. По амортизационной стоимости — для получения денежных потоков по договору.
  2. По справедливой стоимости — сумма, которую получает организация от реализации ресурса.
Уровень ликвидности
  1. Низколиквидные — реализуются в длительном периоде.
  2. Ликвидные — краткосрочные.
  3. Высоколиквидные — моментально реализуются (денежные средства).
Уровень и гарантированность дохода
  1. С неопределенным доходом.
  2. Приносящие гарантированный доход.
  3. Не приносящие доходности.
Цели приобретения и применения
  1. Инвестиционные — подразумевают прибыль в будущем.
  2. Спекулятивные — прибыль в короткий период времени.
  3. Транзакционные — для обслуживания сделок и соглашений.

После изучения материалов данной главы студент должен:

знать

  • классификацию финансовых активов и обязательств;
  • порядок ведения кассовых операций;
  • правила обеспечения наличными денежными средствами с использованием корпоративных банковских карт;
  • порядок и сроки выдачи средств под отчет;
  • бухгалтерские записи по учету финансовых активов и обязательств;
  • характеристику работ по текущему и капитальному ремонту;
  • первичные учетные документы при начислении заработной платы;
  • понятие "эффективный контракт";

уметь

  • рассчитывать размер лимита кассы;
  • оформлять авансовый отчет;

владеть

  • стоимостной оценкой причиненного ущерба;
  • группировкой расчетов по ущербу имуществу по счетам бухгалтерского учета;
  • нормами возмещения работодателем ущерба работникам при задержке причитающихся им выплат.

Ключевые термины: кассовые операции, корпоративная банковская карта, денежные документы, лицевые счета, авансовый отчет, доходы учреждения, авансовые платежи, ущерб имуществу, дебиторы, обязательства, кредиторская задолженность, система оплаты труда, "эффективный контракт".

Учет финансовых активов

Раздел "Финансовые активы" включает в себя 11 групп синтетических счетов. Бюджетные учреждения применяют следующие счета:

  • – 020100000 "Денежные средства учреждения";
  • – 020500000 "Расчеты по доходам";
  • – 020600000 "Расчеты по выданным авансам";
  • – 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
  • – 020900000 "Расчеты по ущербу имуществу";
  • – 0 210 00 000 "Прочие расчеты с дебиторами".

Для учета операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предназначен счет 020100000 "Денежные средства учреждения".

Группировка операций но синтетическому счету осуществляется в разрезе способов размещения средств (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Группировка операций по синтетическому счету

Финансовые активы

код вида финансового обеспечения

Наименование

Денежные средства учреждения

Объекты учета по группе размещения средств учреждения

Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета)

Денежные средства на лицевых счетах в органе казначейства

Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

Денежные средства учреждения на счетах

Денежные средства в кассе учреждения

Наличные денежные средства в кассе учреждения

Денежные документы

Рассмотрим наиболее типичные операции, свойственные бюджетным учреждениям при осуществлении фактов хозяйственной жизни.

Учет денежных средств

Учет средств, находящихся во временном распоряжении

Операции со средствами, находящимися во временном распоряжении, отражаются в учете с применением кода вида финансового обеспечения 3 в 18-м разряде счетов:

  • – 3201 11000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
  • – 330401000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение".

Например, на этих счетах осуществляется учет финансового обеспечения заявок на участие в торгах и залога по обеспечению контрактов. В случае отказа победителя торгов от подписания контракта, а также ненадлежащего исполнения условий контракта осуществляется удержание денежных средств с последующим перечислением средств на лицевой счет в органе казначейства.

Для отражения в бухгалтерском учете финансового обеспечения контрактов в форме банковской гарантии применяется забалансовый счет 10 "Обеспечение исполнения обязательств".

Средства, находящиеся во временном распоряжении, должны быть или возвращены тому лицу, от которого получены (у кого изъяты), или перечислены в доход бюджета.

Типовые записи но отражению в учете операций со средствами, находящимися во временном распоряжении приведены в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Типовые бухгалтерские записи но учету операций со средствами, находящимися во временном распоряжении

Наименование

Бухгалтерская запись

Поступление денежных средств на лицевой счет, на счет в кредитной организации, в кассу учреждения

  • 3201 11510
  • 320121510
  • 320134510

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке

  • 3201 11610
  • 320121610
  • 320134610

Внесение наличных денежных средств на лицевой счет, открытый в органе казначейства (в финансовом органе) на основании расходного кассового ордера и квитанции к объявлению на взнос наличными

Зачисление денежных средств на основании выписки лицевого счета по учету денежных средств во временном распоряжении

Подача заявки учреждения о снятии наличных денег со счета но учету средств во временном распоряжении

Учет кассовых операций. Для учета наличных денежных средств в валюте РФ в кассе учреждения и расчетов наличными денежными средствами через кассу учреждения применяется счет 020134000 "Касса".

При оформлении и учете кассовых операций все организации, в том числе и бюджетные учреждения, руководствуются Порядком ведения кассовых операций.

Порядок ведения кассовых операций регламентирует прием, выдачу наличных денег, оформление кассовых документов, ведение Кассовой книги, хранение денежных средств, осуществление ревизии кассы, контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Хранение в кассе наличных денежных средств и других ценностей, не принадлежащих учреждению, запрещено. Наличные денежные средства, полученные через органы казначейства, расходуются на цели, указанные в чеке.

Формы первичных документов по учету кассовых операций утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций и результатов инвентаризации" и приведены в приказе Минфина России № 173н (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Первичные документы по учету кассовых операций

Поступление наличных денежных средств в кассу учреждения оформляется ПКО в день их получения. В ПКО и квитанции к нему по строке "Основание" указывается содержание факта хозяйственной жизни, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

Подписанная и заверенная печатью (штампом) кассира квитанция к ПКО выдается кассиром лицу, внесшему наличные денежные средства, или прикладывается к выписке из лицевого счета получателя средств (при поступлении наличных денежных средств по чеку).

Выдача наличных денежных средств из кассы учреждения производится по РКО или другим надлежаще оформленным документам (платежным, расчетно-платежным ведомостям, ведомостям на выдачу денег из кассы подотчетным лицам и др.). Выдача наличных денежных средств по РКО может производиться только в день их составления.

На основании представленных документов (заявлений, счетов и др.) работник бухгалтерии выписывает в одном экземпляре РКО, который подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными.

В тех случаях, когда на прилагаемых к РКО документах имеется разрешительная надпись руководителя учреждения, его подпись на РКО не обязательна.

В РКО по строке "Основание" указывается факт хозяйственной жизни, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

При выдаче денежных средств по РКО или заменяющему его документу отдельному физическому лицу кассир обязан потребовать предъявить документ (паспорт или другой документ), удостоверяющий личность получателя, записать наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и получить расписку получателя.

Если заменяющий РКО документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то все получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем РКО, в этом случае не производится.

Расписка в получении наличных средств может быть сделана получателем только собственноручно, чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей – прописью, копеек – цифрами.

При получении денежных средств по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Выдача наличных средств под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, предусмотренных на эти цели.

При выдаче денег из кассы под отчет нескольким лицам взамен индивидуальных РКО применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501). Выдачи денег из кассы на хозяйственные расходы, командировки и другие цели оформляются отдельными ведомостями. Каждая законченная ведомость оформляется как РКО.

Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в РКО или заменяющем его документе.

Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте РКО после фамилии, имени и отчества получателя денет бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись "По доверенности". Доверенность остается – как приложение к РКО или ведомости.

Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления РКО на каждого получателя. На общую сумму выданной заработной платы составляется один РКО, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости, после чего РКО регистрируются. Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся по РКО.

По истечении сроков, предусмотренных на оплату труда, выплату пособий по социальному страхованию, кассир должен:

  • 1) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки "Депонировано";
  • 2) составить реестр депонированных сумм;
  • 3) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)";
  • 4) записать в Кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп "Расходный кассовый ордер №____";
  • 5) составить реестр депонированных сумм;
  • 6) сдать депонированные суммы в орган казначейства для последующего зачисления на лицевой счет учреждения.

Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

ПКО и квитанции к ним, а также РКО и заменяющие их документы заполняются бухгалтерией четко и ясно, подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В случае допущения ошибки вместо них составляются новые.

При осуществлении операций с использованием наличных денежных средств в учреждении обязательно должна вестись одна Кассовая книга (ф. 0504514), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ___ листов" и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения.

По мере поступления ПКО и РКО с прилагаемыми документами информация о совершенных кассовых операциях заносится кассиром в Кассовую книгу.

Записи в Кассовую книгу ведутся в двух экземплярах и производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира, к которому прикрепляются все кассовые документы.

Ежедневно в конце рабочего дня кассиром подсчитываются итоги операций за день, выводится остаток денег в кассе на следующее число и передается в бухгалтерию отчет кассира с ПКО и РКО под расписку во вкладном листе Кассовой книги. Требования к ведению Кассовой книги автоматизированным способом изложены в гл. 2 Положения о порядке ведения кассовых операций.

Вкладные листы Кассовой книги в течение года кассир подшивает и хранит отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) вкладные листы Кассовой книги брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения, и Кассовая книга опечатывается.

Ежемесячно по осуществляемым операциям в кассе формируется Журнал операций "Касса". Контроль за правильностью ведения Кассовой книги возлагается на главного бухгалтера учреждения.

Типовые записи по отражению в бухгалтерском учете операций поступления и выбытия наличных денежных средств в кассу учреждения приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Операции но поступлению в кассу и выбытию из нее денежных средств

Наименование

Бухгалтерская запись

Поступление денежных средств в рублях в кассу с лицевого счета учреждения, открытого в органе казначейства

Поступление денежных средств в иностранной валюте в кассу со счета учреждения, открытого в кредитной организации

Поступление доходов в порядке, установленном законодательством

Поступление пожертвований

Поступление остатков подотчетных сумм

Поступление наличных денежных средств в возмещение ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения

Поступление в кассу учреждения денежных средств излишне выплаченной заработной платы

Поступление в кассу учреждения денежных средств в порядке расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами)

Поступление в кассу учреждения денежных средств в порядке расчетов с прочими кредиторами

Выбытие денежных средств в валюте РФ из кассы для зачисления на лицевой счет в органе казначейства

Возврат наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения

Возврат из кассы учреждения излишне полученных доходов

Оплата из кассы предварительных платежей по договорам в пределах разрешенного лимита расчетов между юридическими лицами

Выдача денежных средств подотчетному лицу при условии полного его отчета по ранее выданному ему авансу согласно заявлению

Выдача из кассы заработной платы, прочих выплат, стипендий, а также вознаграждения лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера

Выдача из кассы депонентской задолженности, а также сумм удержанных из заработной платы выплат

  • 030402830
  • 030403830

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

mob_info