Новые правила оплаты ндс в году. Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Научитесь правильно рассчитывать НДС в различных практических ситуациях на онлайн — курсе « ».

Основные изменения, касающиеся НДС

С 1 января 2018 года вступили в силу положения некоторых Федеральных законов, принятых в ноябре 2017 года, которые внесли множество поправок в НК РФ. В данной статье рассмотрены основные изменения, касающиеся исчисления и уплаты НДС, которые необходимо учитывать, начиная уже с 2018 года. Для удобства наиболее значимые изменения сведены в таблицу.

Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных п. 8 ст. 161 НК РФ
Запрет вычета НДС по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным за счет полученных субсидий или бюджетных средств п. 2.1 ст. 170 НК РФ
Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и некоторых видов услуг, связанных с экспортированием товаров п. 7 ст. 164 НК РФ
Нулевая ставка НДС для реэкспорта пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ
Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими п. 1 ст. 164 НК РФ
Уточнение «Правила 5 процентов» п. 4 ст. 170 НК РФ
НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами) п. 6 ст. 168 НК РФ

Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов

С 1 января 2018 года утратил силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, который ранее предоставлял продавцам льготу по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных. Одновременно, введен новый п. 8 в ст. 161 НК РФ, в соответствии с которым, обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных, возлагается на покупателей, являющихся, в данной ситуации, налоговыми агентами по НДС.

Покупателями, которые признаются налоговыми агентами по , являются все юридические лица и ИП (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП), в том числе, применяющие специальные налоговые режимы или освобожденные от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ или ст. 145.1 НК РФ. При этом, обязанности налогового агента по НДС возникают у покупателей только в том случае, если они приобретают лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы, а также сырые шкуры животных, у плательщиков НДС. Чтобы покупатели понимали, что приобретают указанный товар у неплательщиков НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном документе на реализацию «Без налога (НДС)».

НДС у продавцов:

1. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП, то НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, который выписывает счет-фактуру в обычном порядке, с указанием ставки НДС 18% и соответствующей суммой налога.

2. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то НДС продавцом не исчисляется и не предъявляется покупателю (п. 4 ст. 173 НК РФ). В этом случае, продавец должен выставить счета-фактуры, в том числе, корректировочные и авансовые, с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Продавец выписывает покупателю счет-фактуру по общеустановленной форме, в которой заполняется графа 5 «Стоимость товара без налога, всего». В графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка НДС 18%, в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» отражается договорная стоимость товара с учетом НДС.

3. Если указанные товары реализуются продавцом, не являющимся плательщиком НДС, юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то указанные продавцы в документах на реализацию проставляют отметку «Без налога (НДС)».

НДС у покупателей-налоговых агентов:

1. Если указанные товары приобретаются у физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, то НДС покупателями, являющимися налоговыми агентами, не исчисляется и в бюджет не уплачивается, так как физические лица не являются плательщиками НДС.

2. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, являющихся плательщиками НДС, то покупатели — налоговые агенты, определяют налоговую базу по НДС, исходя из договорной стоимости товаров, включающей сумму НДС, по ставке НДС 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС у налоговых агентов, является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки товаров
  • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров

Можно сделать вывод, что продавец получает оплату за товары без сумм НДС, который напрямую уплачивается покупателем в бюджет, в момент перечисления денежных средств продавцу.

3. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, не являющихся плательщиками , то покупатели — налоговые агенты, уплачивают продавцу стоимость товара, но НДС не исчисляют и в бюджет не перечисляют.

В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Запрет вычета НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных средств

С 1 января 2018 года вводится новый п. 2.1 в ст. 170 НК РФ. Теперь в случае приобретения товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, за счет полученных субсидий или бюджетных средств, НДС, предъявленный поставщиками, вычету не подлежит, а учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль, при условии ведения раздельного учета НДС.

Если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы и имущественные права, сначала приобретаются за счет собственных ресурсов, а затем получена субсидия или бюджетные средства на возмещение понесенных затрат, то ранее принятый к вычету НДС, восстанавливается в периоде получения указанной субсидии или бюджетных средств (п. 3 ст. 170 НК РФ).

В случае частичного возмещения затрат за счет субсидий или бюджетных средств, необходимо рассчитать долю НДС, подлежащую восстановлению, пропорционально стоимости товаров (работ, услуг), без учета налога, приобретенных за счет субсидий или бюджетных средств, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), без учета налога.

Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ вводится новый п. 7 в ст. 164 НК РФ. Теперь организации при экспорте товаров, а также, при оказании некоторых видов услуг и выполнении работ, в отношении экспортируемых товаров, вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС.

Для получения права на неприменение нулевой ставки НДС, необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 1-го числа налогового периода (квартала), с которого планируется не применять нулевую ставку НДС.

Указанное право предоставляется на срок не менее 12 месяцев в отношении всех экспортных операций, по которым такой отказ предусмотрен. То есть, выборочно отказываться от нулевой ставки НДС по конкретным сделкам, нельзя.

Нулевая ставка НДС для реэкспорта

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при реэкспорте товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры:

  • переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки таких товаров
  • свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада

Для подтверждения нулевой ставки НДС при реэкспорте в налоговую инспекцию по месту своего учета, помимо прочих, нужно представить следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта,
  • оригинал или копию таможенных деклараций,
  • копии транспортных и товаросопроводительных документов.

Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от того, на каком праве они принадлежат налогоплательщику.

До 2018 года нулевая ставка НДС применялась, только если железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры принадлежали налогоплательщику на праве собственности или аренды.

Уточнение «Правила 5 процентов»

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменена редакция п. 4 ст. 170 НК РФ. Налогоплательщики, осуществляющие облагаемые и необлагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет входного НДС, даже в случае соблюдения условия, установленного «Правилом 5 процентов».

Если «Правило 5 процентов» выполняется, то право принимать входной НДС к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся как к облагаемым НДС, так и не облагаемым операциям, сохраняется в полном объеме.

Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются только в необлагаемых НДС операциях, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг). Принять, в этом случае, входной НДС к вычету нельзя, даже если расходы на необлагаемые НДС операции не превышают 5%.

НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами)

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ внесена поправка в п. 6 ст. 168 НК РФ: теперь при реализации розничным потребителям, необходимо выдавать чек или иной документ с выделенной суммой НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных и обязательных налогов, уплачиваемых ИП и организациями при применении .

НДС является косвенным налогом, то есть взимаемым не с продавца, а с покупателя. А продавец, в свою очередь, выступает посредником, уплачивающим, полученный от покупателя налог в бюджет.

Порядок и особенности расчета, уплаты и возмещения налога установлены главой 21 НК РФ .

Рассмотрим вкратце, что из себя представляет данный налог.

Как было сказано выше, НДС является косвенным налогом.

Суть данного налога заключается в том, что продавец на сумму реализуемых покупателю товаров (работ, услуг и имущественных прав), начисляет НДС по определенной ставке.

Сумма НДС, поступившая от покупателя, уплачивается продавцом в бюджет и определяется им как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.

НДС является федеральным налогом, то есть обязательным к уплате на всей территории России. Он был установлен в Российской Федерации с 1 января 1992 года.

Виды НДС

Существует два вида налога на добавленную стоимость: внутренний , уплачиваемый при реализации товаров, работ и услуг на территории РФ и ввозной , подлежащий уплате при ввозе товара на территорию России.

Кто обязан платить налог на добавленную стоимость

Уплачивать НДС обязаны:

  • Организации и ИП, реализующие товары (работы и услуги) на территории РФ;
  • Организации и ИП, ввозящие товары на территорию РФ в порядке импорта;
  • Экспортеры товаров в случае неподтверждения нулевой ставки по НДС.

Примечание: действующим законодательством предусматривается освобождение от обязанности уплаты НДС для отдельных категорий налогоплательщиков.

Кто освобожден от уплаты НДС

  • Организации на специальных режимах налогообложения: , ЕСХН;
  • ИП на , УСНО, ЕНВД и ЕСХН;
  • Организации и ИП, выручка которых за 3 последних месяца не превысила 2 млн.руб.;
  • Участники проекта «Сколково».

Обратите внимание, что освобождение от уплаты НДС не предусмотрено для ИП и организаций, реализующих подакцизные товары, ввозящих продукцию на территорию РФ, а также в случае выставления счет-фактуры с выделенной суммой НДС.

Что признается объектом обложения НДС

Обложению налогом на добавленную стоимость подлежат операции:

  • По реализации товаров (работ и услуг) в том числе на безвозмездной основе на территории РФ;
  • Передача на территории Российской Федерации товаров (работ и услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • Импорт товаров на территорию РФ;
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Что не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость

К операциям, не подпадающим под обложение налогом на добавленную стоимость, относятся операции:

  • Не признаваемые реализацией товаров, работ, услуг в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ ;
  • По безвозмездной передаче жилых домов, детсадов, клубов, санаториев и иных объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электросетей, подстанций и иных подобных объектов органам госвласти и местного самоуправления;
  • По передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • По сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и компаниям, имеющим аккредитацию в РФ;
  • По реализации отдельных видов товаров и оказании определенных услуг, поименованных в п. 2 ст. 149 НК РФ ;
  • По выполнению работ или оказанию услуг органами, входящими в систему органов госвласти и местного самоуправления, в рамках возложенных на них полномочий при условии, что обязательность выполнения данных работ и услуг установлена действующим законодательством РФ;
  • По выполнению работ и оказанию услуг казенными, бюджетными и автономными в рамках государственного или муниципального задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • По передаче на безвозмездной основе или в безвозмездное пользование основных средств органам госвласти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • По продаже земельных участков и долей в них;
  • По передаче имущественных прав компании ее правопреемнику (правопреемникам);
  • По передаче денежных средств или недвижимости на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

Ставки по НДС

Основная ставка – 18%

Данная ставка действует в отношении всех операции, не подпадающих под иные, льготные ставки.

Льготные ставки

Применять нулевую ставку по НДС могут ИП и организации, реализующие товары на экспорт. Также ставка 0% применяется при оказании услуг по международной перевозке и некоторых иных операций, обозначенных в п.1 ст.164 НК РФ.

Данная ставка применяется при реализации отдельных продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей и печатных изданий. Конкретный перечень товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%, указан в п. 2 ст. 164 НК РФ.

Примечание: в случаях, предусмотренных п.4 ст.164, п.п. 3, 4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ применяются расчетные ставки 10/110 и 18/118.

Порядок расчета НДС

НДС, подлежащий уплате в бюджет, рассчитывается в следующем порядке:

  1. В начале рассчитывается сумма НДС, исчисленная от реализации:

НДС(исч) = Налоговая база х Налоговая ставка

Налоговая база

Налоговой базой по НДС является стоимость товаров, работ и услуг с учетом акцизов (без учета НДС), определяемая на одну из следующих дат (ту, что наступила первой):

  • На дату оплаты товаров (частичной оплаты в счет будущих поставок);
  • На дату отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Пример расчета НДС, исчисленного от реализации

ООО «Сталь» реализовало материалов на сумму 118 000 руб. (с учетом НДС 18% – 18 000 руб.)

Налоговая база составляет 100 000 руб. (стоимость материалов без учета НДС)

Налоговая ставка – 18%

Сумма НДС, исчисленная к уплате = 18 000 руб.

  1. Рассчитываем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:

НДС(упл) = НДС(исч) – Входной НДС – Восстановленный НДС

Входной НДС

Входным НДС или налоговым вычетом называется сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная покупателем при приобретении товаров (работ и услуг).

Допустим, ООО «Сталь» продало товар на сумму 354 000 руб. (с учетом НДС – 54 000 руб.) и купило материалов на сумму 236 000 руб. (с учетом НДС – 36 000 руб.).

НДС, полученный от продажи товаров – 54 000 руб. является НДС от реализации.

НДС, уплаченный при покупке материалов – 36 000 руб. является входным НДС или как его еще называют – налоговым вычетом.

Налоговый вычет уменьшает сумму НДС от реализации и, если вычет больше суммы НДС от реализации, – разница подлежит возмещению.

Восстановленный НДС

В отдельных случаях при расчете НДС к уплате необходимо учитывать сумму восстановленного налога.

Восстановлению подлежат ранее правомерно принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость, в случае, если приобретенные товары (работы и услуги) более не будут использоваться для операций, облагаемых НДС.

Зачастую это происходит при переходе налогоплательщика с общего режима на специальный, когда НДС уже ранее принят к вычету, но часть товара еще не реализована. НДС, приходящийся на часть нереализованного товара, необходимо восстановить.

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом, в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е., исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е., если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты, порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя-плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но, если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС и не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.). Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И, не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все...С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

Н аиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них.

Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.

Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.25 п.2 ст.149 НК РФ признан утратившим силу.

Тем не менее, с 1 января 2018 г., продавец реализуемого лома и отходов черных и цветных металлов не будет исчислять и уплачивать НДС. Оплата НДС со стоимости реализованного лома и отходы цветных и черных металлов будет осуществляться покупателем, который будет выполнять функции налогового агента (п.3.1 ст.166 НК РФ). При реализации покупателем металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога.

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций. То есть НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов будет исчисляться не продавцами, а покупателями, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся ИП).

Пополнен список налоговых агентов

Покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов признаются налоговыми агентам (п.8 ст.161 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами – покупателями этих товаров (п.8 ст.161 НК РФ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Покупатели - налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ). Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ).

Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения

Федеральными законами от 18.07.2017 г. №161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Также будут освобождены от НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз.4 пп.1 п.2 ст.149 НК РФ (речь идет о протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (пп.33 п.2 ст.149 НК РФ).

С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г.№79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (пп.34 п.2 ст.149 НК РФ).

Восстановление НДС в части полученной бюджетной субсидии

При приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций НДС не подлежит к вычету. Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.6 п.3 ст.170 НК РФ изложен в новой редакции. Напомним, что до 01.01.2018 г. налогоплательщик восстанавливал НДС только в случае получения бюджетной субсидии (включающей в себя сумму НДС) на возмещение затрат.

С 1 января 2018 г. независимо от того, включает или нет субсидия сумму НДС, компания должна восстановить сумму налога.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ).

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  1. Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  2. В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  3. Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  4. Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.

Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

Последние новости

Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

«Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

«Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

«Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне – 18%.

Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

Последствия увеличения базовой ставки НДС

Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

  • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
  • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
  • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  1. Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  2. Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  3. Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.

Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

Вносится Правительством Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

в пункте 2 статьи 154:

а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

3) в статье 164:

а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 процентов;»;

7) статью 426 признать утратившей силу;

В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 – 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;».

Статья 2

В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
№ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

Статья 3

Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
№ 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

налогоплательщиками – сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 – 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Послесловие

Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

mob_info