Фискальная политика государства. Виды фискальной политики государства. Фискальная политика и ее виды Фискальная политика ее типы и виды

Лекция № 11

1. Фискальная политика: сущность и основные функции

2. Мультипликаторы фискальной политики

1. Фискальная политика – совокупность методов государства в сфере налогообложения и государственных расходов, направленных на обеспечение занятости равновесного платёжного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.

Основные функции фискальной политики:

· Влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры

· Перераспределение национального дохода

· Накопление необходимых ресурсов для финансирования государственных программ

· Поддержание высокого уровня занятости и т. д.

Государственные доходы – денежные отношения, складывающиеся между государством, юридическими и физическими лицами в процессе взимания и аккумуляции части стоимости ВВП в общегосударственном фонде с целью их дальнейшего использования для выполнения государством своих функций.

Источник государственного дохода:

· Собственные доходы государства от производительности и других видов деятельности

· Платежи за ресурсы, которые согласно с действующим законодательством находятся в собственности государства

· Официальные трансферты из-за рубежа и прочие

К фискальной политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Налоги финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания общегосударственных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Налоговая политика – деятельность государства в сфере ведения правовой регламентации и организации уплаты налогов в соответствующие фонды.

Налоговая система – совокупность налогов и обязательных платежей, законодательно установленных в стране для пополнения доходной части бюджета.

Функции налогов:

Распределяющая

Фискальная

Регулирующая

Виды налогов:

I. Прямые – взимаются непосредственно у собственников имущества и у получателей доходов.

1) реальные: а) земельные

б) на долю владения

в) на ценные бумаги

2) личные: а) на прибыль с населения

б) на прибыль корпорации

в) на прирост капитала

г) с наследования и дарения (5%)

д) имущественные налоги

II. Косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров, то есть перекладываются на плечи потребителей продукции.

1) фискально-монопольные: а) индивидуальные

б) универсальные (налог с оборота)

2) акцизы на отдельные виды товаров

3) пошлины: а) экспортно-импортные

б) протекционистские

в) фискальные

г) антидемпинговые

д) адвалорные

е) смешанные

– законодательно установленный размер налога на одну единицу налогообложения.

Прирост налоговых поступлений

Прирост дохода

Виды налоговых систем:

· Прогрессивная

· Регрессивная

· пропорциональная

Кривая Лаффера показывает при какой ставке налога налоговые поступления максимальны. При дальнейшем увеличении ставки стимулы предполагаемой деятельности уменьшаются, производство сокращается и сокращается поступление в государственный бюджет.

Государственные расходы – это отношения по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития.

Государственные расходы делятся на:

1) Текущие:

А) потребления в государственном секторе

б) расходы на оплату процентов по долгам

в) трансферты

2) Капитальные вложения:

а) государственные инвестиции

На формирование расходов бюджета в Украине в современных условиях влияют:

· Экономический риск, который вызывает:

Увеличение выплат на социальную защиту населения

Увеличение налогов на финансовую поддержку государственного сектора от банкротств, а не на инновационную деятельность

Увеличение налогов на поддержание социальной сферы

· Увеличение монетизированного государственного долга, который вызывает:

Увеличение налогов на покрытие государственного долга

Вытеснение инвестиций из сферы производства

· Увеличение немонетизированного государственного долга, который вызывает выделение средств на покрытие задолженностей, возникающих в предыдущие годы по заработной плате бюджетным работникам, стипендиям и другим видам социальных выплат.

· Дефицит бюджета всех уровней, который предусматривает жёсткий режим экономии средств, сокращение расходов во всех статьях смет на содержание аппарата управления.

· Привлечение внешних ресурсов для покрытия бюджетного дефицита, который приводит к увеличению платежей по процентам.

Изменение налоговых поступлений (Т) мультипликативно влияет на равновесный уровень дохода. Если налоговые поступления снижаются на - это значит, что доход конечного использования увеличится на . Потребительские затраты (С) соответственно возрастут на величину равную , что сдвинет кривую плановых затрат и увеличит равновесный объём производства с на на величину равную .

Mt = (если дана ставка налога)

Mt = (открытая экономика)

Где - прирост национального дохода

C/ – предельная склонность к потреблению

T – ставка налога

Z – предельная склонность к импортированию

Mt – налоговый мультипликатор, показывающий, что уменьшение налогов на определённую величину вызовет увеличение НД на ещё большую величину и наоборот.

Если налоги увеличиваются на одну и ту же величину, что и государственные затраты, то есть , то равновесный объём производства увеличивается. В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда <= 1.

Если государственные расходы увеличиваются на , то кривая плановых затрат АД1 сдвигается вверх на такую же величину, а равновесный объём производства возрастает с У1 на У 2 на величину .

, где МG - мультипликатор государственных расходов, который показывает на сколько изменились совокупные доходы при изменении государственных затрат на 1 грн., он рассчитывается по формуле:

1) в закрытой экономике MG =

2) в закрытой экономике, при данной налоговой ставке

MG =

3) в открытой экономике MG =

3. Автоматические стабилизаторы и дискреционная фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируются на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Автоматические стабилизаторы – это такие налоговые и бюджетные механизмы, действиям которых присуща постоянная направленность на смягчение экономических колебаний.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

Автоматическое изменение налоговых поступлений при прогрессивной ставки налогов

Помощь на случай безработицы и различные виды социальных трансфертов

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит или излишек создаётся самими автоматическими стабилизаторами.

Дискреционная фискальная политика – политика, при которой правительство сознательно манипулирует государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства, контроля за инфляцией и ускорение экономического роста.

Основные инструменты дискреционной фискальной политики:

· Изменение программ общественных и других программ, связанных с расходами производства

· Изменение программ транспортного типа

· Циклические изменения налоговых ставок

Дискреционная политика с целью стимулирования АД в период кризиса предусматривает сознательное составление государственного бюджета с дефицитом.

4. Государственный бюджет и ограничения. Государственный долг

Бюджет – денежное выражение сбалансированной сметы доходов и расходов государства за определённый период.

Фактический бюджет равен структурный плюс циклический.

Фактический бюджет отображает реальные поступления, расходы и дефицит за определённый период.

Структурный бюджет отражает какими должны быть доходы, расходы и дефицит, если экономика функционирует при потенциальном ВНП.

Циклический бюджет показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменение доходов, расходов и дефицит, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объёме производства, а находится в состоянии роста или спада.

Бюджет может быть:

Нормальный

Дефицитный

Профицитный

Бюджетная политика – политика изменения государственных доходов и расходов для поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Концепции бюджетной политики:

1) ежегодно балансируемый бюджет (положительное или нулевое сальдо по итогам каждого года)

2) циклически сбалансированный бюджет (балансирование бюджета не на год, а на период экономического цикла)

3) балансирование функциональных финансов (балансирование не бюджета, а экономики в целом)

Причины бюджетного дефицита:

· снижение доходов в условиях кризисного состояния экономики

· уменьшение прироста НД

· увеличение бюджетных затрат

· непоследовательная финансово-экономическая политика

· большой объём государственного сектора

· увеличение затрат по обслуживанию государственного долга

Методы снижения бюджетного дефицита:

Конверсия

Переход от финансирования к кредитованию

Ликвидация дотации убыточным предприятиям

Сокращение затрат по управлению

Реформирование системы налогообложения

Повышение роли местных бюджетов

Виды бюджетного дефицита:

1) По форме проявления

а) открытый (официально признанный в законе о бюджете на соответствующий год)

б) скрытый (возникает в результате завышения объёмов плановых расходов и включения в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита)

2) По причинам возникновения

а) вынужденный (в следствии сокращения ВВП и ограниченности финансовых ресурсов страны)

б) сознательный (возникающий в следствии дискреционной политики)

3) По направлению бюджетного финансирования

а) активный (характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП)

б) пассивный (характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов)

Причины бюджетного дефицита в Украине:

· увеличение выплат по государственному долгу

· значительный объём социальных трансфертных платежей

· уклонение от уплаты налогов

· значительные затраты на управление

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) государственные займы

2) казначейские обязательства

3) ужесточение налогообложения

4) денежная эмиссия

5) международные кредиты

Государственный долг – накопленная сумма заёмных правительством средств для финансирования дефицита бюджета.

Государственный долг состоит из:

1) задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам – внутренний долг.

2) Финансовые обязательства страны по отношению к иностранным кредиторам на определённую дату – внешний долг.

Внутренний долг делится на:

Монетизированный – складывающийся из долгов, опосредованных кредитными отношениями государства с банками.

Не монетизированный – складывающийся из невыполненных государством обязательств с населением или хозяйствующими субъектами.

По срокам уплаты различают:

Текущий – срок уплаты по которым наступает в текущем году.

Капитальный – долг, срок уплаты по которому ещё не наступил.

Причины государственного долга:

· Хронический дефицит государственного бюджета

· Превышение темпов роста государственных расходов над государственными доходами

· Дискреционная фискальная политика, направленная на снижение налогового бремени

· Привлечение средств нерезидентов с целью поддержания стабильности национальной валюты

· Действие автономных стабилизаторов

В зависимости от характера влияния государственного долга на экономику может быть краткосрочным («эффект вытеснения инвестиций») и долгосрочным, связанным с накоплением капитала и потреблением будущих поколений.

Последствия государственного долга:

· Сокращение потребления населением страны

· Вытеснение частного капитала и ограничение дальнейшего развития экономики

· Увеличение налогов для обслуживания государственного бюджета

· Перераспределение доходов в пользу собственников государственных облигаций

Управление государственным долгом – это совокупность методов государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке, выпусков новых займов с выплатой процентов по займам, проведение конверсий (изменение условий доходности), проведение консолидации (изменение срока займа), определение ставок процента по государственному кредиту, а так же погашением ранее выпущенных займов, срок уплаты по которым уже наступил.

Рефинансирование государственного долга – выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с собственниками облигаций прежних займов.


Фискальная политика государства - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Мультипликатор государственных расходов μg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

μg = ∆ Y / ∆ G ,

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.
Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

μt = 1/(1 – MPC).

Чтобы определить изменение реального национального продукта
(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор μg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (МРС), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

Если государство вводит аккордный налог с населения (например, 16 млрд. руб.), это вызовет уменьшение потребления (например, на 12 млрд. руб.), что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия.

Мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

μ t =МРС * μ g или μ t = МРС / (1 – МРС).

На практике аккордные налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального налога влияет на совокупные расходы и национальный продукт.

Допустим, что при налоговой ставке, равной нулю, экономическая система будет находиться в равновесии. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

Y – tY = (1 – t)Y.

Автономные налоги не будем учитывать при расчетах. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС*1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу. Точка равновесия переместится, что приведет к сокращению объема национального производства. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

μt’ = 1/(1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).

Чтобы определить, на какую величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на
МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:

dY = - μt’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.

Аналогичные рассуждения имеют место и в противоположном случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством продажи ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = tY,

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии:

> ),

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

1. Суть, виды и задачи фискальной политики государства.

2. Бюджетная система. Государственный бюджет, его состояние и ограничения.

3. Государственный долг и его влияние на национальную экономику.

4. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики государства.

Суть, виды и задачи фискальной политики государства

Суть фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это меры правительства, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВВП путем изменения государственных расходов, системы налогообложения и подходов к формированию государственного бюджета в целом.

Это действия правительства, направленные на формирование оптимального объема и структуры государственных расходов для обеспечения надлежащего уровня занятости, ограничения и предотвращения инфляции и других негативных экономических явлений.

Этой политике присущи следующие функции:

Воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры;

Перераспределение национального дохода;

Накопление необходимых ресурсов для финансирования социальных программ;

Стимулирование экономического роста;

Поддержание высокого уровня занятости и т.

Меры фискальной политики определяются поставленной целью (борьба с инфляцией, стабилизация экономики, обеспечение экономического роста). Государство регулирует совокупный спрос и реальный национальный доход с помощью государственных расходов, трансфертных выплат и налогообложения.

Бюджетно-налоговая политика государства является важным сущностным компонентом государственного регулирования экономики. По мнению Дж. Кейн-са и представителей неоклассического направления, в экономические теории именно вследствие фискальной политики государство осуществляет основные функции по регулированию основных макроэкономических процессов и явлений рыночной экономики.

Фискальную политику различают как дискреционную и недискреционную.

Дискреционная политика - это целенаправленное изменение величины государственных налогов, расходов и сальдо государственного бюджета (разница между частью налогов и государственными закупками) в результате изменения законодательства, целью которой является:

Стабилизация экономики;

Достижение равновесия в экономике;

Увеличение уровня занятости;

Снижение темпов инфляции.

Дискреционная политика может осуществляться только со временем, поскольку она связана с принятием законодательных решений.

К инструментам дискреционной фискальной политики относятся:

Изменение ставок налогообложения;

Отмена или введение новых налогов или налоговых льгот;

Трансферты, объемы которых нейтральные по размерам доходов. Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы цикла может быть:

стимулирующим (экспансии) фискальной политикой - это

бюджетно-налоговая политика, направленная на увеличение государственных расходов и снижение налогов с целью расширения совокупного спроса в экономике в период циклического спада;

стимулирующим (ограничительной) фискальной политикой - это бюджетно-налоговая политика, при которой происходит сокращение государственных расходов и увеличение налогов с целью сокращения совокупного спроса в условиях избыточного спроса при циклическом подъеме;

недискреционной (автоматической) фискальной политикой - это политика встроенных стабилизаторов, она не связана с изменением законов;

автоматическим ("встроенным") стабилизатором - это механизм, который позволяет уменьшить циклические колебания в экономике без изменения налогового законодательства. Такими стабилизаторами являются:

Прогрессивная налоговая система;

Трансфертные платежи;

Система участия в прибыли;

Пособия по безработице в период экономических спадов.

Бюджетная система. Государственный бюджет, его состояние и ограничения

Основным элементом финансовой системы государственный бюджет.

3.5.1. Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти , т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политика бывает двух типов:

Дискреционная

Это политика активная.

Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде.

Основные инструменты:

1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях).

2. Разработка различных социальных программ.

3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов).

Изменение налоговых ставок – основной инструмент.

Политика встроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов.

Основные инструменты:

Подоходный налог;

Пособия по безработице;

Социальные выплаты;

Индексация доходов.

В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из:

Увеличение государственных расходов;

Уменьшение налогов;

Сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства.

В условиях инфляции сдерживающая политика .

Она называется фискальная рестрикция :

Уменьшение государственных расходов;

Увеличение налогов;

Сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства.

Политика встроенных стабилизаторов (пассивная) – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких–либо шагов со стороны правительства.

Основные стабилизаторы – изменение налоговых поступлений.

В период экономического подъёма налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста.

В период экономического спада налоговые поступления сокращаются, и происходит постепенное увеличение покупательной способности, сдерживает экономический спад.

Предыдущая

по курсу «Обществознание»

на тему «Фискальная политика государства»


Важнейшим методом стабилизации экономики является фискальная политика.

Фискальная политика - это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства - это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства.

По механизму действия фискальной политики различают два ее вида;

1. Автоматическая, осуществляется через встроенные стабилизаторы: - автоматические изменения в налоговых платежах при постоянстве налоговых ставках падают доходы, автоматически падают налоги. В чем их стабилизирующее действие? Если бы при падении доходов налоги росли, то это еще более снижало совокупный спрос и усиливало дестабилизацию. Значит, нужно в этих случаях сокращение налогов. Прогрессивная налоговая шкала и обеспечивает это, являясь встроенным стабилизатором;

совокупность пособий по безработице и социальных выплат - при потере работы автоматически назначается пособие, при устройстве на работу оно автоматически прекращает выплачиваться. Аналогично действуют программы поддержки бедных. Поэтому они не дают резко сократиться совокупному спросу даже в период депрессии.

Но не надо переоценивать их роль, хотя автоматические стабилизаторы и. смягчают, но не устраняют колебаний в экономике.

2. Дискреционная политика - это проведение правительственных программ:

поддержки занятости;

социальных программ;

изменение налоговых ставок.

Виды бюджетной политики:

если имеет место неполная занятость вследствие недостаточного совокупного спроса, то он должен повышаться через госрасходы - экспансионистская бюджетная политика;

если полная занятость при стабильных ценах, то госрасходы и доходы должны стабилизировать спрос - нейтральная бюджетная, политика;

если повышение уровня цен (инфляция), то должно быть такое соотношение расходов и доходов бюджета, чтобы совокупный спрос снижался - контрактивная бюджетная политика.

Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг (144 млрд долл. в РФ в начале 2001 г.);

Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения его доходов.

Для эффективной фискальной политики государство: должно аккумулировать достаточно высокую долю НД - до 40 % в развитых странах.

2. Налоги и налоговая политика

Налоги - экономическая основа существования государства, главный источник его доходов. Поэтому налоги с начала становления государственности в той или иной стране являются обязательным условием ее существования, поскольку для осуществления своих функций государству требуются финансовые средства. Источником налогов выступает доход экономических субъектов.

Базовыми нормативным актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс и в определенной части Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.

Налог - обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники экономики: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект».

Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций.

Налоговые ставки устанавливаются НК РФ по федеральным налогам, а по региональным и местным налогам - соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Поскольку налоги основной источник государственных средств, то они выполняют важные для экономики функции:

фискальную (аккумуляция средств в госбюджет); ,

регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);

контролирующую (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);

социальную (перераспределительную);

экономическую (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).

Поэтому налоги могут оказывать противоположное воздействие на производство и представляют собой тонкий инструмент госрегулирования. Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.

Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу масштабов их регулирующего воздействия от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом - мнения экономистов существенно различаются.

Отрицательно относятся, к росту воздействия государства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты» (дирижисты).

Впервые общие принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату и исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;

неотягощенность, т: е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В экономическую теорию представление о том, что активная налоговая политика должна и может оказать стимулирующее воздействие на макроэкономику, ускоряя или снижая темпы ее развития, ограничивая безработицу и сдерживая инфляцию, было введено Дж. М. Кейнсом в 30-е гг. XX столетия.

Значительным снижением ставок федеральных налогов (в 1948 г. примерно на 4,7 млрд долл.) был смягчен послевоенный спад экономики США и обеспечен подъем в конце 1949 г.

Важнейшей функцией налоговой политики является также регулирование расходов негосударственного сектора для обеспечения полной занятости рабочей силы и полного использования ресурсов капитала. Для успешной реализации этой функции государство формирует налоговую систему, которая представляет собой законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность, органов, осуществляющих сбор налогов.

3. Основные виды налогов

Все налоги, применяемые в мировой практике, можно классифицировать по следующим критериям:

субъект налогообложения;

объект налогообложения;

механизм формирования налогов;

источники налогов;

принципы взыскания.

По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц - когда налоги уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформления ими юридического лица, и на налоги с физических лиц, которые взимают с граждан и лиц без гражданства.

По механизму формирования выделяются прямые налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода (прибыли, заработной платы), и косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е., в конечном счете, с потребителей (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

По источникам обложения разделяются налоги с заработанных доходов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресурсов - налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).

Налоговое, регулирование включает:

увеличение, снижение ставок, их дифференциацию;

введение и отмену льгот;

отсрочку платежей по налогам;

изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы (специальные нормы амортизационных отчислений - ускоренная, 50 %-ная амортизация, налоговые льготы на модернизацию и реконструкцию).

Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспособления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занятости) можно сгладить их негативные последствия.

Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.

mob_info