Исполнение бюджета. Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации



Продолжение таблицы 4

Показатели, млрд.руб. 2014 2015 2016 Удельный вес в %, 2014 г Удельный вес в %, 2015 г Удельный вес в %, 2016 г
Общегосударственные вопросы(в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга*) 850,7 935,7 1 117,6 6,38 6,31 7,16
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 3 181,4 15,77% 16,71% 20,37%
2 061,6 2 086,2 1 965,6 15,45% 14,07% 12,58%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 2 324,2 13,86% 20,65% 14,88%
177,5 119,6 144,1 1,33% 0,81% 0,92%
Охрана окружающей среды 24,3 46,4 49,7 0,18% 0,31% 0,32%
Образование(Культура, кинематография и средства массовой информации*) 672,3 638,3 610,6 5,04% 4,30% 3,91%
Культура, кинематография(Здравоохранение и спорт*) 94,8 97,8 89,9 0,71% 0,66% 0,58%
Здравоохранение 502,0 535,5 516,0 3,76% 3,61% 3,30%
Социальная политика 3 833,1 3 452,4 4 265,3 28,73% 23,28% 27,31%
Физическая культура и спорт 68,0 71,2 73,0 0,51% 0,48% 0,47%
77,3 74,8 82,1 0,58% 0,50% 0,53%
360,3 415,6 518,7 2,70% 2,80% 3,32%
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 668,1 816,1 682,0 5,01% 5,50% 4,37%

За период 2014 – 2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах.

Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. - 3833,1млрд. руб. (28,7%), в 2015 г. - 3452,4 млрд. руб. (23,28%), в 2016 г. – 4265,3 млрд. руб. (27,31%).

Статья «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по ней увеличивались за весь выбранный для исследования период: в 2014 г. – 2103,6 млрд. руб. (15,8%), в 2015 г. – 2479,1 млрд. руб. (16,7%), в 2016 г. – 3181,4 млрд. руб. (20,4%).

Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.

Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 24,3 млрд. руб. (0,2%), в 2015 г. – 46,4 млрд. руб. (0,31%), в 2016 г. – 49,7 млрд. руб. (0,3%). Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану.

Анализ динамики расходов бюджета представлен в таблице 5.

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016гг.

Показатели 2014г 2015г. Отклонение Темп роста % Темп прироста % 2015г 2016г. Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Расходы, всего 13 342,9 14 831,6 1 488,7 111% 11% 14 831,6 15 620,3 788,7 105% 5%
Общегосударственные вопросы 850,7 935,7 85,0 110% 10% 935,7 1 117,6 181,9 119% 19%
Национальная оборона 2 103,6 2 479,1 375,5 118% 18% 2 479,1 3 181,4 702,3 128% 28%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 061,6 2 086,2 24,6 101% 1% 2 086,2 1 965,6 -120,6 94% -6%
Национальная экономика 1 849,3 3 062,9 1 213,6 166% 66% 3 062,9 2 324,2 -738,7 76% -24%

Продолжение таблицы 6

Показатели 2014г

Отклонение

Темп роста %

Темп прироста % Отклонение Темп роста % Темп прироста %
Жилищно-коммунальное хозяйство 177,5 -33% 24,5 120% 20%
Охрана окружающей среды 24,3 91% 3,3 107% 7%
Образование 638,3 -34,0 638,3 610,6 96% -4%
Культура, кинематография 97,8 3,0 97,8 89,9 92% -8%
Здравоохранение 535,5 33,6 535,5 516,0 96% -4%
Социальная политика 3 452,4 -380,8 3 452,4 4 265,3 124% 24%
Физическая культура и спорт 71,2 3,2 71,2 73,0 103% 3%
Средства массовой информации 74,8 -2,5 74,8 82,1 110% 10%
Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 55,3 415,6 518,7 125% 25%

Данные из таблицы 5 представлены наглядно с помощью графика (рис. 2).

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016 гг.

При сравнении 2014 и 2015 гг. было выявлено, что больше всего увеличились расходы на национальную экономику, а именно 1213,6 млрд. руб. (66%), но при сравнении 2015 и 2016 гг. произошло уменьшение расходов на 738,7 млрд. руб. (24%). Таким образом за период 2014-2016 гг. увеличение было не самым большим – а именно на 474,9 млрд. руб. Чего нельзя сказать о расходах на национальную оборону, в течение всего исследуемого периода они показывали стабильное увеличение: за период с 2014по 2015 гг. произошло увеличение на 375,5 млрд. руб. (18%), за период 2015-2016 гг. -702,3 (28%), таким образом, за весь выбранный для исследования промежуток времени (2014-2016) расходы увеличились на 1077,8 млрд. руб. и составили 3181,4 млрд. руб.

Несмотря на это, самыми большими стали расходы на социальную политику, хотя за период 2014-2015 они были уменьшены на 380,8млрд. руб. (10%), они показали рост в 2015-2016 - 812,9 млрд. руб. (24%), составив в 2016 - 4265,3 млрд. руб. и тем самым среди произведенных расходов они заняли первое место.

За период с 2014 по 2016 г, больше всего уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2014-2015 г на 24,6 млрд. руб. (1%) был небольшой рост, но в 2015- 2016 г.г. было сокращение на 120,6 млрд. руб. (6%). Таким образом, за весь период расходы уменьшились на 96 млрд. руб.

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. Финансы: Учебник/ Под редакцией Дробозиной Л.А. - с. 153

Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.

Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);

· налог на добычу полезных ископаемых;

· сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· водный налог;

· государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);

· налог на доходы физических лиц.

К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:

· бюджетного послания Президента Российской Федерации;

· прогноза социально-экономического развития;

· основных направлений бюджетной и налоговой политики;

· государственных целевых программ.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:

1) необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;

2) необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);

3) оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

4) развитие программно-целевых методов управления;

5) принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

6) создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

7) развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)

8) укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);

9) повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Показатель

изменение

изменение

изменение

Объем ВВП

млрд. рублей

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

Цена на нефть марки "Юралс"

долл. / барр.

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

долл. / тыс.

Цена на газ (ДЗ)

долл. / тыс.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

Объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы добычи:

млн. тонн

млрд. куб. м

Газового конденсата

млн. тонн

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)

Наименование

Изменение законодательства - всего

индексация специфических ставок акцизов:

на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. - 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин - 14 665 руб. за 1 тонну)

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.)

увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО

индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5%

увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза

снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году - на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).

В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 - 2016 годы.

Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Показатель

Доходы, всего

в том числе:

Нефтегазовые доходы

в том числе:

Таможенные пошлины

Ненефтегазовые доходы

в том числе:

Налог на прибыль организаций

(без нефтегазовых доходов)

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

Прочие ненефтегазовые доходы

На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов - рис. 1.

Рис. 1.

Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.

На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.


Рис. 2.

Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.

На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.


Рис. 3.

Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. - 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. - 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. - 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.

Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.

Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом, выражают собой экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

Формирование расходов федерального бюджета Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.

В проекте федерального бюджета в полном объеме обеспечивается реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, за счет использования дополнительных бюджетных ассигнований на:

    повышение оплаты труда в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и науки, с учетом финансовой помощи субъектам Российской Федерации;

    повышение размера стипендий студентов;

    увеличение объема финансирования государственных научных фондов;

    создание специальных рабочих мест для инвалидов;

    внесение имущественного взноса в Фонд ЖКХ, включающее в себя средства на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов;

    ускорение социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации;

    софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в части социальной помощи многодетным семьям;

    ежегодное увеличение пенсий;

    увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными в таблице 2.4. При этом показатели динамики объема и структуры расходов федерального бюджета необходимо рассматривать в рамках общих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В таблице 2.4. приведены данные по динамике расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.

Таблица 2.4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

Показатель

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Млрд. руб.

Изменение, +/-

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера

Условно утвержденные

На основании данных таблицы 2.4. составлено графическое изображение динамики расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов – рис. 4.

Рис. 4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (млрд. руб.)

Увеличение доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлен вытекающими факторами:

1) индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;

2) повышением расходов, определенных ростом в течение 5 лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тысяч единиц каждый год с учетом имеющейся практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.

Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сложился за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд. рублей в 2015 году относительно 2014 года и на 20,9 млрд. рублей в 2016 году относительно 2015 года.

Необходимо учитывать, что доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% в общем объеме бюджетных расходов федерального бюджета. Стоит выделить две целые программы из раздела жилищно-коммунальное хозяйство - это "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы" и «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Основным фактором, оказавшим воздействие на уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Образование», является завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что расходы федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема расходов бюджетной системы на образование.

Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования. Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:

Наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;

Внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;

Наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.

Рост в течение 2014-2016 годов общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. 1

Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.

Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:

    налог на прибыль организаций;

    налог на добавленную стоимость;

    акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);

    налог на добычу полезных ископаемых;

    сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    водный налог;

    государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);

    налог на доходы физических лиц.

К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:

    бюджетного послания Президента Российской Федерации;

    прогноза социально-экономического развития;

    основных направлений бюджетной и налоговой политики;

    государственных целевых программ.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:

    необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;

    необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);

    оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

    развитие программно-целевых методов управления;

    принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

    создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

    развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)

    укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);

    повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Показатель

изменение

изменение

изменение

Объем ВВП

млрд. рублей

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./ барр.

Продолжение таблицы 2.2.

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

долл./ тыс.

Цена на газ (ДЗ)

долл./ тыс.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем импорта, всего

млрд. долл.

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

Объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы экспорта:

млн. тонн

млрд. куб. м

Нефтепродуктов

млн. тонн

Налогооблагаемые объемы добычи:

млн. тонн

млрд. куб. м

Газового конденсата

млн. тонн

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)

Наименование

Изменение законодательства - всего

    индексация специфических ставок акцизов:

на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. – 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса – 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин – 14 665 руб. за 1 тонну)

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

    увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.)

    увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО

    индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5%

Продолжение таблицы 2.3

    увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза

    снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).

В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 – 2016 годы.

Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Показатель

Доходы, всего

в том числе:

Нефтегазовые доходы

в том числе:

Таможенные пошлины

Ненефтегазовые доходы

в том числе:

Налог на прибыль организаций

(без нефтегазовых доходов)

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

Прочие ненефтегазовые доходы

На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов – рис. 1.

Рис. 1. - Динамика структуры доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд руб.)

Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.

На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 2. – Динамика структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.(млрд. руб.)

Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.

На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 3. – Динамика структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд. руб.)

Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. – 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. – 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. – 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.

Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.

mob_info