Выбор оборудования в процессе проектирования опо. Проектирование опасных объектов. Ix. государственный надзор за выполнением правил

«…Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)…»

«…Реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов…» - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

Специфика проектирования опасных производственных объектов (ОПО)

Есть несколько принципиальных отличий проектирования ОПО от объектов гражданского назначения:

  • Разработка проектной документации на опасные производственные объекты (всех классов) требует повышенного внимания со стороны проектировщика к организации безопасности производства (промышленной, пожарной, организации труда и т.д.). Ужесточены и сами требования нормативной базы к данным объектам.
  • Зачастую при проектировании ОПО требуется разработка специфических специальных разделов предусмотренных Федеральными законами - «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ПМ ГОЧС), «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)», «Декларация промышленной безопасности ОПО (ДПБ)».
  • При проектировании ОПО в нефтяной, газовой, химической промышленности, а также в других отраслях так или иначе связанных с технологическими системами и установками, ключевую роль в проектировании занимает Технологическая группа (подраздел «Технологические решения»).

Реконструкция опасных производственных объектов (ОПО)

Наиболее распространенной задача действующего ОПО - необходимость реконструкции в связи с расширением вида деятельности и увеличения мощностей.

При разработке проекта реконструкции основную сложность составляет ограниченность территории к будущей застройке и соответствие всем существующим нормам по размещению дополнительных зданий, оборудования. Также при расширении действующего ОПО необходимо учитывать существующую технологию и совместимость с предлагаемыми решениями, места хранения и доставки исходного сырья и готовой продукции. Особое внимание на начальном этапе необходимо уделять необходимости предпроектного обследования и сбора исходных данных для проектирования.

Изучение, анализ существующей проектной документации и актуальность принятых проектных решений - также одна из основных задач при реконструкции. Очень часто возникает необходимость разработки новых разделов на весь ОПО, несмотря на имеющееся положительное заключение последней экспертизы, в соответствии с изменениями в законодательстве. При разработке специальных разделов важно организовать слаженную и согласованную работу всех исполнителей, учитывая каждое принятое проектное решение.

Проектирование нового опасного производственного объекта (ОПО)

При проектировании новых опасно производственных объектов (особо опасных, ОПО) особое внимание уделяется граничащим объектам к отводимой под строительство территории, наличию действующих санитарно-защитных и природоохранных зон, зон жилой застройки и процедуре согласования при отводе земельного участка. Разработка всех разделов проектной документации ведется с «нуля», поэтому во избежание шибок допущенных при проектировании важно сотрудничать с одной проектной организацией в рамках одного проекта, а также грамотно изложить требования и пожелания заказчика в техническом задании.

Сроки выполнения проектирования

Важно понимать, что сроки выполнения проектных работ зависит от наличия исходных данных, а также от глубины проработки технического задания и требований Заказчика к объекту. Зачастую на практике Заказчик меняет свои требования уже в процессе проектирования из-за не проработанности на этапе подготовки ТЗ, из-за этого могут быть сдвинуты сроки, а проектировщикам приходится делать «двойную» работу. Минимизировать данный момент позволит проведение предпроектных работ , в ходе которых уже будут разработаны и согласованы с Заказчиком основные технические решения, после чего отражены в проекте. Данный аспект особенно важен если речь идет о крупном производственном объекте.

Благодаря богатому опыту наши специалисты способны выполнить проектные работы в отведенные сроки без лишней головной боли для Заказчика, а также способны решить самые нестандартные задачи. А обратившись к нам на этапе подготовки к проектным работам, Вы всегда сможете получить грамотную консультацию от опытных специалистов.



Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам в России по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
    • 3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
  4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
    • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
    • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
    • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
    • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
  2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
    • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Информация гарантировано актуальна: апрель 2011 года.

Опасные производственные объекты в случае аварии могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья населения, его имущества, а также окружающей среды. Поэтому государство контролирует ОПО уже на стадии проектирования. Так обязательным требованием для проектных организаций является наличие свидетельства о допуске СРО на проектирование опасных производственных объектов.

Нормативные документы в соответствии, с которыми происходит проектирование опасных производственных объектов:

  • Федеральный закон от 21.07.97 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию "
  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий "
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании "
  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
  • ГОСТ Р 21.1001-2009 Система проектной документации для строительства. Общие положения
  • ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС . Основные требования к проектной и рабочей документации

В ходе проектирования ОПО разрабатываются архитектурно-строительные, технологические, инженерные решения; определяются конструкционные и отделочные материалы; прорабатываются вопросы энергообеспечения и связи; строятся транспортные схемы и схемы инженерных систем и т.д.

Проектная документация на строительство ОПО включает:

  • пояснительную записку;
  • схему планировочной организации земельного участка;
  • архитектурные решения;
  • конструктивные и объемно-планировочные решения;
  • сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, технологических решений;
  • проект организации строительства;
  • перечень мероприятий по охране окружающей среды;
  • проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • мероприятия энергоэффективности;
  • смету на строительство объектов капитального строительства;
  • иную документацию, установленную законодательством РФ (например, декларация промышленной безопасности).

На состав проектной документации влияет тип предприятия, насыщенность производственной площадки и применяемые технологии.

Проектная документация на строительство нового опасного производственного объекта подлежит государственной или негосударственной экспертизе для получения разрешения на строительство (в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Тогда как проектная документация на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию существующих ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности , результаты которой регистрируются в Ростехнадзоре.

Проектная документация и положительное заключение экспертизы служат основанием для разработки рабочей документации на новое строительство. Рабочая документация разрабатывается согласно требованиям нормативных документов системы проектной документации для строительства (СПДС).

Согласно ФЗ №116 в процессе реализации проекта строительства ОПО необходим авторский надзор за производством строительных и монтажных работ для обеспечения архитектурных, инженерных, технологических и прочих решений, утвержденных заказчиком в проектной документации.

Непосредственно качество проектных работ на этапе строительства ОПО контролирует Ростехнадзор. О том, какие требования предъявляются к проектным организациям, какие меры административного воздействия принимаются в адрес таких организаций и предприятий Ростехнадзором, рассказывает Богатов Николай Дмитриевич, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

Какие требования определены законодательством к предприятиям, оказывающим услуги в области проектирования ОПО? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется их деятельность?
- Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года № 624. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- Какие документы должны обязательно присутствовать в проектной документации на строительство ОПО?
- Состав проектной документации также устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- В ходе строительного надзора кроме всего прочего контролируется соответствие строительных работ проекту ОПО. Какие основные нарушения при этом выявляются?
- При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве опасных производственных объектов кроме нарушений требований отраслевых правил выявляются нарушения при выполнении общестроительных работ, такие как: нарушение антикоррозийного покрытия металлоконструкций, выявление участков с трещинами в бетоне, нарушение огнезащитного слоя металлоконструкций, наличие пустот в узлах пересечения помещений коммуникациями, несоответствие сварных соединений установленным требованиям и требованиям проекта, а также нарушения пожарной, экологической безопасности при выполнении строительно-­монтажных работ.


- Выявляются ли случаи, когда до начала строительства отсутствует проектная документация на строительство, получившая положительное заключение государственной экспертизы? Какая ответственность предусмотрена за это?

- Проектная документация на строительство, реконструкцию, а также положительное заключение государственной экспертизы данной проектной документации являются обязательными для получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации». За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, предус­мотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.
На сегодняшний день Волжско-Окским управлением Ростехнадзора не было выявлено случаев строительства ОПО без проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы.

К сфере деятельности Ростехнадзора в рамках государственного строительного надзора относится и надзор за СРО. Какие нарушения в деятельности СРО, связанные с регулированием деятельности проектных организаций, выявляются Ростехнадзором?
- При осуществлении Волжско-Окским управлением Ростехнадзора надзора за СРО в области архитектурно-строительного проектирования основными нарушениями являются: неприменение мер дисциплинарного воздействия при проверках саморегулируемыми организациями своих членов, невыполнение в полном объеме требований к информационной открытости сайта саморегулируемой организации в сети «Интернет».

Выявляются ли случаи, когда проектная документация на строительство объекта капитального строительства разрабатывалась при одних требованиях нормативно-технических документов, объект строился или строится по вновь введенным требованиям и сдается уже по третьим требованиям? Какие меры должен предпринять эксплуатирующий субъект, подрядчик, осуществляющий работы по строительству, иные лица, чтобы объект соответствовал требованиям законодательства в области промбезопасности?
- Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий. В случае выявления несоответствия проекта действующим требованиям законодательства при влиянии данных проектных решений на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства в проект должны быть внесены изменения, подлежащие повторной экспертизе.

Какие нарушения выявляются в ходе государственного строительного надзора в случае, когда проектные работы осуществлялись иностранной проектной организацией или при использовании импортного оборудования?
- Независимо от того, какая организация выполняла инженерные изыс­кания и проектные работы, данная организация должна иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Кроме того, проектная документация на строительство объекта должна соответствовать требованиям технических регламентов, действующим на территории России. В ходе государственного строительного надзора также выявляются нарушения при выполнении работ строительной организацией.

На что нужно обратить внимание в статье:

1. Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» лица, осуществляющие подготовку проектной документации, должны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
2. За строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предус­мотрено получение разрешений на строительство, предусмотрена административная ответственность ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Факторы, влияющие на устойчивость работы

Промышленного объекта

На устойчивость работы объекта могут влиять различные факторы, хотя не каждый из них может стать причиной возникновения источника ЧС. Они могут быть как внутренними, так и внешними.

Внутренними факторами являются:

· планировка и застройка территории объекта;

· надежность и производительность технологического оборудования, степень его изношенности;

· размеры территории и характер объекта;

· наличие своих источников энергоснабжения;

· виды выпускаемой продукции;

· система безопасности производства;

· уровень применяемой научно-технической технологии;

· численность и профессиональная квалификация рабочих и служащих;

· заработная плата, текучесть кадров;

· система производственного менеджмента, маркетинга и их надежность;

· трудовая и производственная дисциплина;

· обученность производственного персонала действиям в ЧС;

· возможность работы объекта в аварийных режимах;

· готовность объекта к восстановлению производства в случае его нарушения поражающими факторами источника ЧС.

Внешними факторами являются:

· район расположения объекта (экономическая ситуация, наличие транспортных коммуникаций, потенциально опасных объектов);

· системы энергоснабжения;

· производственные связи объекта и их надежность;

· используемые природные ресурсы;

· конъюнктура рынка, положительный торговый баланс;

· эффективность системы общего менеджмента;

· источники финансирования, налоговая система, штрафные санкции, доступ к внешним кредитным ресурсам, отсутствие инвестиций;

· правовая система, регламентирующая работу объекта;

· международная и внутриполитическая обстановка;

· источники ЧС, характерные для данной территории и др.

Объекты хозяйствования различного назначения отличаются разной устойчивостью в различных ЧC. Некоторые из них сами являются потенциально опасными, если аварии и катастрофы на них создают ЧС, представляющие опасность для населения и других объектов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮУСТОЧИВОСТИ ОБЪЕКТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. МЕНЕДЖМЕНТ В ЭКОЛОГО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Работа объекта в ЧС обеспечивается как за счет проведения комплекса мероприятий на этапе проектирования объекта, строительства, установки и отладки технологического и вспомогательного оборудования, так и в процессе производства продукции.

Основными из них являются:

· проектирование объекта в соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП);

· прогнозирование возникновения и оценка возможных последствий ЧС для работы объекта;

· разработка режимов работы рабочих и служащих на случай ЧС;

· поддержание в готовности системы оповещения о ЧС;

· организация обучения рабочих и служащих правилам поведения и действиям в ЧС при работе на объекте;

· принятие мер по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса к разрушительному действию источников ЧС;

· проведение мероприятий по предупреждению аварий, катастроф на объекте и обеспечению экологической безопасности производства;

· исключение или ограничение поражения от вторичных факторов от источников ЧС;

· организация устойчивого управления производством и в ЧC;

· поддержание трудовой и технологической дисциплины;

· обеспечение устойчивости материально-технического снабжения и в ЧС (на государственных предприятиях);

· внедрение новейших достижений науки и техники в безопасное производство, повышение надежности технологического оборудования.

18-не нашла

19 Основные требования к планировке и застройке городов

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30-40 мин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

Требования к проектированию и строительству опасных производственных объектов

4.1. Разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта осуществляют проектные организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестованы по промышленной безопасности в установленном порядке.

4.2. При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.

4.3. В пояснительных записках к проектам производств и объектов должны быть предусмотрены самостоятельные разделы по взрывопожаробезопасности, в которых должны быть перечислены и обоснованы все предусмотренные в проекте мероприятия по взрывопожаробезопасности.

4.4. При проектировании определяют категории всех помещений и зданий по взрывопожарной опасности.

4.5. При проектировании и эксплуатации производств и объектов необходимо определить классы взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений и наружных установок.

4.6. В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта.

При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала.

В проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта предусматривают мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении.

4.7. Для опасного производственного объекта в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается, уточняется и проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Госгортехнадзора России.

4.8. Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Госгортехнадзором России.

4.9. При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

4.10. Решение о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России.

Строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов осуществляют организации, руководители и специалисты которых прошли обучение и аттестацию по промышленной безопасности в установленном порядке.

4.11. В процессе строительства не допускаются отклонения от проектной документации, обеспечиваются контроль качества строительных и монтажных работ, а также контроль состояния технической базы и технических средств строительства и монтажа.

4.12. По окончании строительства производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируется: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий, соответствие испытаний утвержденной программе; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.

4.13. При реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих опасных производственных объектов руководители организаций определяют объемы мероприятий по обеспечению взрывобезопасности на этот период, которые обязательны для руководителей строительных организаций и руководителей подведомственных им подразделений.

4.14. Ответственность за обеспечение взрывобезопасности при проведении реконструкции, технического перевооружения и расширения на действующих опасных производственных объектах несет руководитель подрядной организации.

4.15. Работы по консервации или ликвидации опасного производственного объекта проводятся в соответствии с планами консервации или ликвидации, обеспечивающими выполнение проектных решений по обеспечению промышленной безопасности.

20 Требования к проектированию объектов

Проектирование включает разработку проектно-сметной документации, необходимой для проведения строительных работ. Это очень важный этап инвестиционного цикла, который в наибольшей мере определяет эффективность намеченного строительства. Без проектно-сметной документации вести строительно-монтажные работы в РФ запрещается.

Проектирование выполняется организациями или отдельными специалистами ("юридическими" или "физическими" лицами), имеющими соответствующие лицензии. Так как: органы лицензирования обычно очень осторожно выдают лицензии на право выполнения проектных работ физическим лицам, проектные работы чаще всего выполняются проектными организациями (юридическими лицами). Содержание проектной документации, форма ее представления, правила составления чертежей регламентируются специальными нормативными документами.

Проектные организации, как правило, специализируются на проектировании объектов конкретной отрасли строительства - промышленного, гидротехнического, мелиоративного, гражданского, сельскохозяйственного, транспортного и т.д., что обычно отражается в их названиях (Промстройпроект, Гидропроект, ГИПРОводхоз,.). Различие между организациями разных отраслей обычно состоят в соответствующей специализации их отделов и кадровом составе, организационная же их структура, как правило, мало зависит от отраслевой направленности.

По организационно-правовому статусу мелкие проектные организации чаще всего бывают обществами с ограниченной ответственностью (ООО), средние и крупные - акционерными обществами (ЗАО, ОАО) или унитарными предприятиями (ГУП, МУП). В сфере природообустройства обычно превалируют довольно крупные проектные организации, так как проектировать чаще всего приходится крупные объекты, охватывающие большие территории. В основном это государственные или муниципальные предприятия (ГУП, МУП).

21 требования к проектированию систем водо-газо-электроснабжения.

Проектирование водоснабжения.

Основными требованиями, которым должна отвечать проектируемая система водоснабжения, являются: 1) бесперебойная подача доброкачественной воды в необходимом количестве ко всем местам ее потребления под требуемым напором; 2) наименьшие строительная стоимость и затраты на эксплуатацию водопроводных сооружений, а следовательно, наименьшая стоимость единицы объема воды. При проектировании системы водоснабжения следует учитывать комплексное использование водоснабжающих сооружений для других хозяйственных потребностей, например водо­хранилище для орошения, двигатели насосных станций для привода генераторов для электроосвещения.

Для составления проекта водоснабжения необходимо иметь план с характеристикой застройки (плотность, этажность). Кроме того, необходимо знать данные, характеризующие количество потребной воды для населения и домашнего скота, для животноводческих ферм и промышленности (маслозаводы, мастерские), на пожаротушение, на орошение приусадебных участков, суточные и часовые колебания расходов воды для населения, животноводческих ферм и местной промышленности, свободные напоры, с которыми должна подаваться вода различным потребителям и на пожаротушение, и требования, предъявляемые к качеству питьевой и производственной воды.

Необходимы также данные об ожидаемом расширении поселка, росте населения за расчетный период, увеличении животноводческих ферм, развитии промышленности.

Для выполнения проекта водоснабжения необходимо иметь материалы по топографии, гидрогеологии, геологии, гидрологии, а также по санитарным и другим вопросам.

СОСТАВ ПРОЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

При проектировании водопровода надо ориентироваться на применение местных строительных материалов и оборудования и наиболее доступных способов производства строительных работ. Кроме того, следует не упускать из виду возможность комплексного использования системы в целом или отдельных ее сооружений и оборудования.

При разработке проектов водоснабжения следует пользоваться указаниями инструкций по составлению проектов и смет.

В состав проектов системы водоснабжения должны входить следующие проектно-сметные документы:

а) задание на проектирование, акт выбора места для устройств водоисточника и размещение капитальных сооружений, гидрогеологическое и санитарное заключения по водоисточнику, пояснительная записка;

б) план землепользования в масштабе;

в) горизонтальная съемка населенных пунктов и территории размещения производственных объектов;

г) схематический план размещения водопотребителей первой очереди строительства,

без горизонталей с нанесением водопровода;

д) профили по трассе проектируемого водопровода первой очереди строительства

и увязка водонапорной башни с насосной станцией;

е) проектный разрез скважины и чертежи сооружений, предусмотренных к строительству;

ж) типовые или повторно применяемые проекты сооружения (насосная станция, водонапорная башня, резервуары и т. д.);

з) деталировка сети, спецификация труб, арматуры, фасонных частей и смотровых

колодцев раздельно на I и II очереди строительства;

и) смета стоимости строительства, согласованная с заказчиком с выделением I очереди строительства;

к) перечень оборудования.

В состав проекта системы водоснабжения входят следующие материалы.

Пояснительная записка с детальными технико-экономическими расчетами. В пояснительной записке указывается наивыгоднейшая разбивка строительства водоснабжающих сооружений на очереди исполнения; дается описание водопроводной сети и расположения сооружений с обоснованием выбора направлений трубопроводов и расчеты водопроводных сооружений (водозабора, насосной станции, очистных сооружений, водонапорной башни, подземного резервуара, смотровых колодцев и т. д.). В случае использования глубоких подземных вод в записку вносится описание проекта трубчатого колодца и его оборудования; при использовании поверхностных водоисточников (реки, канала, пруда) даются обоснование выбранного типа водоприемника, описание его конструкции. В записке приводится также полный расчет водопроводной сети с указанием диаметров труб, фасонных частей и арматуры, дается описание типов выбранных насосов и двигателей и их характеристики по производительности и мощности. Кроме того, приводятся строительные сметы как на отдельные сооружения, так и на все строительство в целом. К сметам прилагается план финансирования постройки сооружений водопровода. В заключение составляется эксплуатационная смета с указанием себестоимости одного кубического метра воды для каждой очереди строительства водоснабжающих сооружений и приводится описание методов эксплуатации всех водоснабжающих сооружений.

Статистические материалы включают в себя количество населения, машин и других потребителей воды в данное время, изменение количества водопотребителей по временам года и прирост населения. Кроме того, необходимо знать размеры животноводческих ферм и сельскохозяйственных промышленных предприятий, перспективное их развитие, количество воды, необходимое в данное время и с учетом их развития.

Для обоснования проекта требуется также характеристика водопотребления в настоящее время из существующих водоисточников и затраты труда и средств по доставке воды, экономическая характеристика объекта водоснабжения, характер существующих строений, намечаемое строительство, этажность зданий, материал и данные о пожаростойкости.

Необходимо иметь также сведения о наличии местных материалов, которые можно использовать для строительства водопроводных сооружений, и об условиях транспортирования как местных материалов, так и материалов и оборудования, прибывающих с заводов.

Рабочие чертежи. В составления проекта по водоснабжению входит разработка рабочих чертежей, которые составляют на основе утвержденного проекта. Чертежи разрабатывают на основе статических расчетов сооружений и на основе переноса проекта в на­туру с учетом местных условий.

При составлении рабочих чертежей следует пользоваться типовыми проектами и применять стандартные детали и конструкции.

электроснабжение

При проектировании систем электроснабжения и реконструкции электроустановок должны рассматриваться следующие вопросы: перспектива развития энергосистем и систем электроснабжения с учетом рационального сочетания вновь сооружаемых электрических сетей с действующими и вновь сооружаемыми сетями других классов напряжения; обеспечение комплексного централизованного электроснабжения всех потребителей электрической энергии, расположенных в зоне действия электрических сетей, независимо от их принадлежности; ограничение токов КЗ предельными уровнями, определяемыми на перспективу; снижение потерь электрической энергии; соответствие принимаемых решений условиям охраны окружающей среды.

При этом должны рассматриваться в комплексе внешнее и внутреннее электроснабжение с учетом возможностей и экономической целесообразности технологического резервирования.

При решении вопросов резервирования следует учитывать перегрузочную способность элементов электроустановок, а также наличие резерва в технологическом оборудовании.

При решении вопросов развития систем электроснабжения следует учитывать ремонтные, аварийные и послеаварийные режимы.

При выборе независимых взаимно резервирующих источников питания, являющихся объектами энергосистемы, следует учитывать вероятность одновременного зависимого кратковременного снижения или полного исчезновения напряжения на время действия релейной защиты и автоматики при повреждениях в электрической части энергосистемы, а также одновременного длительного исчезновения напряжения на этих источниках питания при тяжелых системных авариях.

Проектирование электрических сетей должно осуществляться с учетом вида их обслуживания (постоянное дежурство, дежурство на дому, выездные бригады и др.).

Электрические сети напряжением 220 кВ и выше должны работать только с глухозаземленной нейтралью.

2.1. Проектирование систем газоснабжения (газораспределения)

2.1.1. Проектируемые системы газоснабжения (газораспределения) городов и населенных пунктов должны обеспечивать бесперебойное и безопасное газоснабжение, а также возможность оперативного отключения потребителей газа.

2.1.2. На строительство систем газоснабжения (газораспределения) должна разрабатываться проектная документация.

На дополнительную установку бытовых газовых плит, лабораторных горелок и других газовых приборов, не требующих организованного отвода продуктов сгорания в дымоход, а также монтаж индивидуальных баллонных установок СУГ эксплуатационная организация газового хозяйства может составить эскиз.

2.1.3. Проектная документация систем газоснабжения (газораспределения) до утверждения заказчиком должна быть согласована с организацией газового хозяйства на предмет ее соответствия выданным техническим условиям на проектирование.

Проекты подлежат повторному согласованию, если в течение 24 мес. не было начато строительство.

2.1.4. Используемые в проектах газовое оборудование (технические устройства) и материалы (в том числе и иностранного производства) должны быть сертифицированы на соответствие требованиям безопасности и иметь разрешение Госгортехнадзора России на применение.

22 способы защиты населения при чс

Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих мероприятий:

прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

эвакуация людей из опасных зон и районов;

инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;

оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС. Большое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;

морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;

использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного, химического загрязнения территории и др.;

использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной частью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

23 Инженерная защита рабочих

Оценка инженерной защиты рабочих и служащих промышленного объекта.

Укрытые в защитных сооружениях является надежным способом защиты населения, рабочих и служащих, в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Для приема укрываемых и приведение убежища по состоянию, которое обеспечит жизнедеятельность, отводится – 12 часов.

Подготовка защитных сооружений к приему укрываемых.

Защитные сооружения необходимо постоянно содержать в состоянии готовности. Это обеспечивается выполнением установленных требований и правил эксплуатации.

Для подготовки убежища по приему укрываемых необходимо провести следующие подготовительные работы;

1. Вскрыть помещение, опечатанное в мирное время, раскожервировать все оборудование и приборы.

2. Открыть все входы для приема укрываемых.

3. Вынести из помещения громоздкое оборудование, материалы и изделия, препятствующие размещению людей.

4. Проветрить и при необходимости провести дезинфекцию в помещениях.

5. расчистить подходы к убежищу, установить надписи и указатели, включить табло ‘Вход’.

6. Проверить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации, эл. снабжения, при необходимости произвести пробный пуск ДЭС.

7. Выключить работу технологического оборудования.

8. Установить пары или скамейки для размещения людей, завести необходимое имущество и ремонтный материал.

9. Установить и подключить радио и телефон.

10. Дополнить аптечку необходимыми медикаментами.

11. Заполнить баки питьевой воды.

12. Пополнить убежище недостающим инструментом, приборами, материалами согласно табелю оснащения.

Время приведения убежища по приему укрываемых не должно превышать 12 часов. Работы по подготовке защитных сооружений выполняет личный состав формирований по обслуживанию убежища, эксплуатирующих в мирное время, под контролем и руководством штаба ГО.

24 Принцип организации спасательных работ

Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ.

Осуществление главной задачи ГО - спасение людей - невозможно при неправильной организации. Поэтому установлены определённые организационные рамки, в которых СиДНР проводятся.

Спасательные работы в ОМП включают: локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ; разведку маршрутов выдвижения сил ГО и участков работ; розыск поражённых и извлечение их из повреждённых и горящих зданий, затопленных, задымлённых и загазованных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных сооружений и спасение находящихся в них людей; оказание первой медицинской помощи поражённым и эвакуацию их в больницы; вывод населения из опасных зон в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, средств защиты и одежды, продовольствия, воды, фуража. Менее неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных сетях для создания хороших условий проведения спасательных работ; восстановление и ремонт линий связи и энергетических сетей в целях проведения спасательных работ, а также защитных сооружений для людей в случае повторных ЧС; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению спасательных работ; уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

По решению начальника ГО района в мирное время создаётся группировка сил и средств ГО. Группировка включает в себя объектовые и территориальные формирования городских сельских районов, воинские части ГО. Как правило она состоит из формирований первого и второго эшелонов и резерва. Эшелоны делятся на смены с соблюдением целостности организационной структуры формирований и их производственного принципа.

Первый эшелон включает в себя воинские части ГО, объектовые формирования формирования предприятий, часть территориальных формирований. Воинские части ГО и территориальные формирования обычно привлекаются к проведению СиДНР на наиболее важных объектах хозяйства по планам ГО района.

Второй эшелон создаётся для замены формирований первого эшелона, которые утратили работоспособность и для наращивания его мощи.

Объектная группировка сил ГО обычно состоит из сводного отряда, спасательного отряда (команды), различных служб.

При приведении сил ГО в готовность, формирования (как правило в военное время) располагаются в заранее намеченных населённых пунктах или на местности с естественными укрытиями. В районах обеспечиваются условия

для размещения отдыха, питания, защиты личного состава, сбора формирований, организуются наблюдения, постройка ПРУ или

приспособление для этой цели имеющихся сооружений, намечаются пути для выдвижения сил ГО к зонам проведения СиДНР.

В задачи группировки сил и средств ГО входят: быстрый вход в зону поражения, проведение СиДНР в сжатые сроки, непрерывность проведения спасательных работ, своевременная замена формирований, умелое использование техники и аппаратуры для розыска и извлечения людей из-под завалов, поддержание взаимодействия.

Спасательные работы невозможно провести эффективно без применения современной техники, поэтому в зависимости от вида проводимых работ используются следующие группы технических средств: машины и механизмы для вскрытия завалов, их разборки и расчистки, подъёма, перемещения и транспортировки грузов (бульдозеры, краны, тракторы, экскаваторы, самосвалы, домкраты, лебёдки); пневматический инструмент для проделывания отверстий в стенах, перекрытиях завалов с целью подачи воздуха и вызволения пострадавших (отбойные и бурильные молотки); инструменты для резки металлов.(автогенные аппараты, бензорезы, керосинорезы); устройства для откачки воды (пожарные и авторазливочные станции, мотопомпы, поливочные машины, насосы); средства для переправы через водные преграды (баржи, понтоны, тягачи-трайлеры, паромы); обслуживающие и ремонтные средства (заправщики, станции обслуживания, мастерские, осветительные станции).

При удачном использовании машин и механизмов, успешное проведение СиДНР зависит от: добывания разведкой сил ГО достоверных данных об обстановке к установленному сроку, быстрого ввода сил ГО в районы поражения, высокой выучки личного состава, соблюдения им правил безопасности при проведении работ, заблаговременного изучения особенностей вероятных участков работ, хорошего управления и чёткой организации взаимодействия сил и средств ГО.

Что касается приёмов и способов выполнения СиДНР, то они зависят от характера разрушения сооружений, аварий энергетических и технологических сетей и степени радиоактивного и химического заражения территорий.

Прежде всего устраивают проезды и проходы к разрушенным сооружениям, где могут находиться люди и в местах аварий, затрудняющих проведение спасательных работ. Нормативные рамки для проездов следующие: для одностороннего движения - дороги шириной 3-3,5 метра, для двухстороннего - 6-6,5 метра. При одностороннем движении через каждые 150-200 метров делаются разъезды, протяжённостью 15-20 метров. При устройстве проездов используются механизированные формирования с автокранами и бульдозерами. При этом одновременно с ними выступают пожарные формирования для тушения и локализации пожаров в местах прокладки путей.

К спасению людей в завалах и в повреждённых горящих зданиях привлекаются, как правило, воинские части и формирования ГО, но к этой работе привлекается также и население. Сразу после ввода спасательных групп на участок работ начинается спасение людей. Силы ГО разыскивают укрытия, устанавливают связь с находящимися в защитных сооружениях, используя воздухозаборные отверстия, другие сохранившиеся средства связи, перестукивания через стены, в конце концов. При обнаружении убежищ с находящимися в них людьми туда в первую очередь подают воздух, расчищая воздухозаборные каналы или проделывая отверстий в стенах и перекрытиях.

Надо уделить особое внимание моменту непосредственного вскрытия убежища обрушившегося здания, так как неправильное выполнение этого действия подчас приводит к трагическому исходу. Способы бывают различными:

откапывание лаза или люка аварийного выхода; разборка завала над основным входом, чтобы открыть дверь или вырезать в ней отверстие; разборка завала, чтобы пробить проём в перекрытии убежища и вывести через него людей; пробивка стены убежища из соседнего помещения, которое не завалено.

В очаге поражения также ищут людей в различных местах, неприспособленных для укрытия (в кюветах, трубах, дорожных сооружениях).

Все действия при разборке завала производятся осторожно. Через устроенный проход вынос поражённых производится волоком, с помощью носилок, на руках, плащах, одеялах и т.д. Причём, в первую очередь стараются освободить голову и грудь.Пострадавших после оказания им первой медицинской помощи доставляют в безопасные районы.

При землетрясениях для разборки завалов из техники требуются: большие экскаваторы, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью, мощные подъёмные краны.

При ликвидации последствий землетрясений основной проблемой является быстрый и осторожный разбор завалов, так как по статистике из 1000 человек в завалах каждый час умирают 50 человек. В целом же люди под развалинами могут жить до 2-3 недель, если они не ранены.

При разборке завалов также используется инструктор со специально обученными собаками, которые чувствуют нахождение людей на большой глубине. Также используется современная аппаратура: инфракрасные камеры, виброфоны, устройство для направленного прослушивания завалов.

После обнаружения живых людей спасатели пробивают узкий колодец, через который передают медикаменты, воду, продукт.Как правило, бетонную плиту поднимают краном на несколько сантиметров, потом начинают сверлить бетон по краям, чтобы сдвинуть плиту как можно аккуратней.

Спасательные работы в разрушенных городах не могут проводиться при пожаре, поэтому надо максимально уменьшить риск возникновения пожаров, поскольку огонь отнимет последнюю надежду у заживо погребённых.

При проведении спасательных работ также необходимо локализовать аварии и повреждения на коммунально-технических и технологических сетях (основной способ - отключение разрушенных участков и стояков в зданиях, используя задвижки в смотровых колодцах, запорные вентили в подвалах. Если повредилась система теплоснабжения внутри зданий и появилась угроза поражения людей горячей водой (паром), систему отключают от внешней сети на вводах в здание или ремонтируют трубопровод.

При авариях на газовых сетях отдельные участки на газораспределительных и газгольдерных станциях отключаю.с помощью запорных устройств, специальных клиновых задвижек или гидрозатворов.Повреждённые газовые трубы низкого давления заделывают пробками и замазывают сырой глиной или обматывают листовой резиной.Если газ воспламеняется, то пламя гасится песком, землёй и глиной. Работы по устранению газовых аварий ведутся в изолирующих противогазах и без использования взрывоопасных ламп.

Устранение аварий на электросетях начинается после их обесточивания. Участок электроработ на сети заземляется с двух сторон.На канализационных сетях аварии устраняются отключением повреждённых участков и отводом сточных вод.


Похожая информация.


mob_info