Размещение населения. Размещение населения Производственная площадка: кому поручить реализацию проекта по выбору места

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм сферы услуг

1. Перемещение в пригород производственных предприятий

В традиционном моноцентрическом городе экономическая деятельность концентрировалась в ЦДР. Именно здесь концентрировалась работа и магазины. Современные города полицентричны – значительная часть работы в них сосредоточена в пригородных районах. Люди меньше нуждаются в городе-центре как месте занятости и торговли. Рассмотрим как произошло это превращение.

Перемещению в пригороды производственных предприятий способствовало несколько причин. Во-первых, появление автотранспорта на внутригородских линиях грузоперевозок. На рубеже XIX-XX веков перевозки осуществлялись городским транспортом. Предприятия стали переходить в разных странах на автотранспорт в1910-1920-х годах. Известно, что производство стремится в пригороды, где ниже уровень заработной платы. Однако, этому препятствуют высокие издержки по транспортировке продукции до транспортного узла. Автоперевозки значительно дешевле гужевых перевозок, поэтому производство стало перемещаться в пригороды. В результате появления автотранспорта на линиях внутренних перевозок функция земельной ренты производственных предприятий становится положе (Рис.5-1,262). Предприятия начинают выигрывать спор за землю у жилой застройки и площадь промышленного района расширяется. Спрос на труд растёт, что приводит к росту заработной платы и сдвигу функции ренты под жилищное строительство вверх, а функцию ренты производственных предприятий вниз. Так продолжается до тех пор, пока на рынке труда и земли не восстановится общее равновесие.

Во-вторых, спустя ≈ 20 лет после появления грузовика производственные предприятия стали использовать его для междугородних перевозок. Со временем грузовик стал конкурировать в этом качестве с железнодорожным и водным транспортом. Предприятия, использующие автотранспорт, менее привязаны к конечным железнодорожным станциям и портам в центре городов и перемещались ближе к междугородним шоссейным дорогам.

В-третьих, новые производственные технологии – такие как сборочные линии и использование при транспортировке автопогрузчиков – заставили фирмы перейти от традиционных многоэтажных производственных зданий к одноэтажным заводам. В связи с большим использованием земли заводы стали перемещаться в пригороды, где земля дешевле.

В-четвёртых, для некоторых фирм пригородный аэропорт заменил собой центральный транспортный узел, на который они ориентировались ранее.

2. Перемещение в пригороды населения

В последнее столетие во всех странах мира отчётливо проявилась неуклонная тенденция к сглаживанию плотности заселения городов. Градиент средней плотности населения уменьшается. Иными словами, по мере удаления от центра города на 1 км плотность населения снижается, но уже не так быстро, как в прошлом. Формированию этой тенденции способствует ряд причин.

1. Рост уровня реальных доходов. Влияние растущих реальных доходов сказывается двояким образом. Во-первых, возникает эффект альтернативной стоимости – чем богаче человек, тем выше для него альтернативная стоимость трудовой миграции. Этот эффект побуждает человека селиться ближе к центру города. Во-вторых, возникает потребительский эффект – по мере роста богатства человек увеличивает спрос на землю, как и на любое другое полноценное благо. Рост дохода ведёт к увеличению размера участка, притягивая домохозяйства к недорогой пригородной земле.

2. Снижение издержек на трудовую миграцию. За последние 150 лет технический прогресс привёл к значительному снижению денежных и временных издержек на трудовую миграцию.

3. Отрицательные стороны жизни в центре города. Сюда можно отнести такие факторы как: ухудшение состояния жилого фонда в центре города; нежелание жить рядом с бедными; Бюджетно-финансовые проблемы в центре города; высокий уровень преступности; недостаточное качество образования; загрязнённость и шум.

4. Значительная часть работников последовала в пригороды за своими предприятиями. В полицентрическом городе работники ездят на работу по кольцевым пригородным автодорогам в пригородные субцентры.

5. На выбор места жительства влияет целый ряд факторов государственной политики. Во-первых, сюда относятся все меры государства, способствующие росту спроса на жильё (жилищные сертификаты, субсидии, программа ипотечного кредитования). Такие меры способствуют развитию пригородов, потому что повышают спрос на жильё и привлекательность пригородов, где жильё относительно дёшево. Во-вторых, строительство сети автомобильных дорог привело к снижению издержек, связанных с маятниковой миграцией и, соответственно, к росту привлекательности пригородов.

3. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли и фирм чферы услуг

В основе процесса перемещения предприятий розничной торговли в пригород лежит три важнейших причины. Во-первых, эти предприятия последовали в пригород за своими потребителями. Предприятия розничной торговли представляют собой типичные рыночно-ориентированные фирмы, в основе решений о размещении которых лежит исключительно соображение доступности для клиентов. Производственные издержки при этом могут не приниматься во внимание, поскольку факторы для развития таких предприятий имеются повсеместно. В соответствии с теорией центрального места такие предприятия будут располагаться в центре зоны торгового обслуживания. Размеры рынка сбыта определяются эффектом масштаба, имеющимся в распоряжении фирмы и транспортными издержками, с которыми сталкивается клиент при посещении такой фирмы. Согласно этой теории для города может оказаться достаточно только одного ювелирного магазина, но в нём будет существовать большее количество музыкальных магазинов и ещё большее количество пиццерий. Если эффект масштаба невелик относительно плотности спроса (произведения спроса на душу населения на плотность населения), то зоны торгового обслуживания относительно малы. Такая фирма последует за своими покупателями в пригород. Фирма с большим эффектом масштаба вовсе не обязательно последует за своими покупателями.

Во-вторых, привязанность к центру города ослабил автомобиль, который пришёл на смену радиальной трамвайной сети. Ранее пригородный магазин был не в состоянии выжить именно из-за дороговизны поездок по территории пригородов – у него было мало покупателей. Использование автомобиля снижает стоимость поездок в пределах жилого района.

В-третьих, население городов возрастает. Это приводит к тому, что эффект масштаба, имеющийся в распоряжении отдельных магазинов, исчерпывается и возникает необходимость в появлении нового магазина, приближенного к своим покупателям.

Факторами, вызывающими перемещение в пригород фирм сферы услуг, являются достижения в области связи, позволившие снизить издержки на передачу данных, голосовой информации и сообщений. В связи с этим некоторые виды деятельности стали менее зависимыми от личных контактов. В связи с этим привлекательность ЦДР снижается.

Что такое субурбанизация, и где она отмечается? 5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных городов развитых стран.

Вопросы 1
1. Численность населения Китая примерно в 10 раз больше числен¬ности населения Бангладеш, а плотность населения в 6,5 раза меньше. Во сколько раз площадь Китая больше площади Бангладеш?
2. Назовите известные вам крупнейшие мегалополисы мира.
3. Одна из агломераций, претендующих на звание крупнейшей в мире (30 млн жителей), расположена на острове. Назовите централь¬ный город агломерации и остров.
4. Самый высокий небоскреб Западного полушария имеет 110 этажей и достигает высоты 447 м. Где он находится?
В Нью-Йорке;
В Сан-Паулу;
В Чикаго.
5. Что такое субурбанизация, и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения вы знаете?
7. Что такое эмиграция?
8. Что такое «утечка умов»? Приведите примеры.
9. Какие бы вы могли выделить виды внутренней миграции, исходя из географических направлений переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся внутри страны.

Ответы 1
1. В 65 раз (если точно, не округляя цифр, то в 62).
2. Босваш (Бостон - Вашингтон),Токио - Осака, Рейнский, Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего).
3. Токио. Хонсю.
4. В Чикаго.
5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных го¬родов развитых стран.
6. Групповое (деревни, села), хуторские или фермерские.

8. Переезд высокообразованных специалистов из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким уровнем. В развитые страны Запада из развивающихся стран.
9. Переселение людей из сельской местности в города, из малых городов в большие, из крупных городов в пригороды, со староосвоенных территорий во вновь осваиваемые районы страны, из районов Севера в центральные районы и др.
10. Войны, другие вооруженные конфликты, этнические конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, преследования на национальной и религиозной почве. Беженцы из Чечни - на остальную территорию России, беженцы из Косова - на остальную территорию Югославии (в настоящее время сербы), в Албанию и страны Западной Европы (недавно - албанцы).

Вопросы 2
1. В многоэтажном доме длиной 125 ми шириной 16 м живет 1500 человек. Какова здесь плотность населения? Имеет ли географический смысл этот показатель? Почему?
2. Назовите известные вам крупнейшие агломерации мира.
3. Мегалополис, претендующий на звание крупнейшего в мире и насчитывающий 60 млн жителей, расположен на острове. Назовите мегалополис и остров.
4. Самый высокий небоскреб Восточного полушария имеет 88 этажей и достигает высоты 450 м. Где он находится?
в Куала-Лумпуре; в Сингапуре; в Пхеньяне.
5. Что такое ложная урбанизация и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения преобладают в переселенческих странах?
7. Что такое иммиграция?
8. Что такое этническая эмиграция?
9. Какие вы могли бы выделить виды внешней миграции, исходя из побудительных причин переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся между государствами.

Ответы 2
1. 750 ООО чел./км2. Этот показатель не имеет географического смысла, так как существуют еще обширные пространства между домами.
2. Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Рио-де-Жанейро.
3. Токио - Осака. Хонсю.
4. В Куала-Лумпур.
5. Рост численности городского населения из-за притока беднейших слоев, образование трущобных районов с фактически сельским укладом жизни. На перифериях крупных городов развивающихся стран.
6. Рассеянное: чаще всего - фермы.
7. Выезд на постоянное место жительства из одной страны в другую.
8. Въезд на постоянное место жительства лиц определенной национальности из определенной страны - обычно в страну, где они принадлежат к титульной нации. Например, немцы - из России и Казахстана (в Германию).
9. Переселение людей из страны в страну на заработки (временно и постоянно), по политическим мотивам, в лучшие экономические условия, из районов вооруженных конфликтов (беженцы), этничес¬кая миграция, репатриация (возвращение на родину из эмиграции) и др.
10. Русские беженцы из Средней Азии в Россию, из Афганистана в сопредельные государства, из Руанды и Бурунди в Конго (Киншаса),из Абхазии в Грузию, из Азербайджана в Армению и др.

Система внешних связей города

Как отмечалось ранее, город характеризуется обширными и разнообразными внешними связями. Население, градообразующие предприятия и объекты городской инфраструктуры нуждаются в различных ресурсах из внешней среды. Однако встречное предложение товаров и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном градообразующая сфера. Отсюда следует, что экономическое положение градообразующих предприятий оказывает решающее влияние на все аспекты жизни города.

Сумма поступающих извне ресурсов в денежном выражении может быть не равна (меньше либо больше) сумме продукции и услуг, отдаваемых во внешнюю среду. В зависимости от этого соотношения город может быть в финансовом плане либо "донором", либо "реципиентом".

Исследование экономических и социально-политических процессов во внешней среде и внешних связей города служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципальном образовании.

Важнейшими элементами внешней среды являются государство, регион и окружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как подсистему в системах государства или региона, то его внешние связи оказываются внутренними связями этих систем. Состояние и развитие внешней среды оказывает серьезное влияние на его функционирование. В свою очередь, развитие города может и положительно, и отрицательно сказаться на состоянии государства, региона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на пригородную зону.

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Под пригородной зоной принято понимать территорию, прилегающую к городу. Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на пригородную зону. Например, быстрый рост вызывает миграцию населения из окружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в них, трудовых ресурсов.

Без пригородной зоны город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.

Исторически пригородная зона располагалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Они размещались рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации обострил проблемы городов. Возник особый образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т.п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. Постепенно последние превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов на предприятия города. В них сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 миллиона человек 35 - 50 км; с населением 0,5 - 1,0 миллиона - 25 - 30 км; с населением 0,1 - 0,5 миллиона - 20 - 25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме взаимодействия крупного города и пригородов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили 4 стадии в развитии городской территории с точки зрения соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (табл. 2.6.1).

Таблица 2.6.1

Стадии изменения соотношений численности

населения города и пригородной зоны

При росте центральной части города за счет пригородов наблюдается начальная стадия рассматриваемого процесса - урбанизация. На второй стадии - дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации. Через эти стадии прошло развитие значительного числа городов, что связано с тенденциями ветшания жилищного фонда в центральных районах крупных городов, развитием автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. К примеру, в 20-х годах прошлого века в США пригороды по темпам прироста населения начали существенно опережать крупные города, что объяснялось двумя причинами: развитием автомобильного транспорта и страхованием кредитов для частного строительства, которое приходилось на более дешевые пригородные земли. Среди жителей центральных районов стали преобладать люди со сравнительно низким достатком и невысоким социальным статусом, тогда как богатые высокостатусные группы предпочитают жить в пригородах.

В 70 - 80-е годы проявилась новая тенденция в развитии западных городов, названная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентрификация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в центральную зону. В связи с ростом спроса на жилье в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выезжать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сельского населения в города, пик которой пришелся на 60 - 80-е годы прошлого века. Однако тогда обозначилось стремление многих горожан приобрести дачные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон многих российских городов является размещение не только сельских поселений, дачных участков и зон массового отдыха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытеснены несельскохозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жилые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура.

В ходе реформы территориальной организации местного самоуправления многие пригородные поселки были включены в черту городов и вошли в состав соответствующего городского округа в качестве его микрорайонов. Недостатком такого подхода является то, что их жители оказались удаленными от органов местного самоуправления. Другие поселки, находящиеся в пригородной зоне, стали муниципальными образованиями и позиционировались как городские поселения в составе муниципального района, окружающего город.

Городские агломерации

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансформировались в районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг крупного города возникло несколько других, менее крупных. Подобное "созвездие" из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков получило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система территориальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система объединена производственными, трудовыми, транспортными, рекреационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемещение сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т.д. Образование агломераций, т.е. агломеризация, возможно двумя способами: "от города" и "от района". Агломеризация "от города" предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация "от района" осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по экономическому потенциалу к центру. Городская агломерация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя единый хозяйственный комплекс.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 30 - 50-е годы прошлого века благодаря форсированной индустриализации. Однако уникальной особенностью российских агломераций оставалась их крайняя неравномерность в распределении на экономическом пространстве страны. Концентрация производственного и кадрового потенциала в крупных населенных пунктах не позволяла пропорционально распределять производительные силы страны между географически приближенными к ним поселениями. Вследствие этого в отдельных случаях численность населения крупных центральных городов превосходила численность жителей районных центров, входящих в состав того же региона, чуть ли не в 50 раз. К примеру, при численности населения областного центра Омской области (г. Омска) 1138 тысяч человек население второго по величине города области Исилькуля составляет всего 27 тысяч человек. Это усиливает центростремительные тенденции в структуре агломерации, вызывает миграционный отток населения районов в центральные города, сдерживая экономическое развитие пригородов.

Неотъемлемый атрибут городской агломерации - маятниковая миграция, охватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего экономическое влияние на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 года, когда были выделены 9 подобных образований: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959 - 1989 годы их число увеличилось с 26 до 49 и составило 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 году достигла половины всего населения СССР. Центрами городских агломераций в современной России является большинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некоторые другие.

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений - создание мегаполисов. Схематически трансформация городского поселения из поселка в мегаполис выглядит следующим образом: Поселок -> Город -> Городская агломерация -> Мегаполис.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 году 33% городского населения мира было сосредоточено в городах с численностью населения более 8 миллионов человек. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 миллионов человек. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье насчитывает 50 миллионов человек. В Бангкоке проживает 50% всего городского населения Таиланда, в Сеуле - не менее 30% населения Южной Кореи, в Стамбуле - 20% населения Турции. В России можно говорить о 2 крупных мегаполисах с центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Особенности управления ими рассматриваются в главе 9.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьезных социальных, экономических и экологических проблем. Так, исследования процессов урбанизации выявили, что по мере расширения границ городов растет отчужденность людей, снижается общественная активность, что компенсируется, однако, усилением процессов этнической и экономической сегрегации на городской территории, а также укреплением родственных и дружеских связей. Экологические последствия мегаполизации заключаются в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т.п.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение для города имеют внешние связи?

2. Что такое пригородная зона?

3. С какими преимуществами и проблемами связано существование пригородной зоны?

4. Что такое городская агломерация?

5. Что такое мегаполисы и как они возникают?

Тема 1. Город как объект.

Понятие города. Функции и задачи современных городов. Классификация городских поселений по численности населения. Классификация городов по функциональному назначению.

Тема 2. Теории эволюции городов.

Теория возникновения городов «по индивидуальной железной воле». Гильдейская теория. Теория социальной защиты . Теория рынка. Теория естественного развития сельских поселений . Современная концепция генезиса городов.

Тема 3. Экономика города и ее характерные особенности.

Экономика города как система. Экономические и производственные отношения в городе. Материально-техническая база городского хозяйства . Пространственное развитие города.

Тема 4. Урбанизация.

Понятие и сущность урбанизации. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации. Основные стадии урбанизации по Джиббсу. Стадиальный подход к эволюции урбанизации. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации. Особенности урабанизационных процессов в России. Последствия мирового процесса урбанизации на экономику крупнейших городов мира.

Тема 5. Развитие пригородов и современные города

Перемещение в пригород производственных предприятий. Основные тенденции перемещения в пригороды населения. Перемещение в пригород предприятий розничной торговли . Перемещение в пригород фирм сферы услуг . Пригородные субцентры и современные города.

Тема 6. Город как социально-экономическая пространственная система.

Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности. Внутреннее пространство города. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

Тема 7. Планирование экономического развития города

Понятие, сущность и виды городской политики. Типичные проблемы современного города. Современная концепция экономического развития города. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов. Основные формы объединения городов. Главные направления деятельности союзов (ассоциаций) городов.

Тема 8. Финансы города.

Понятие и основные характеристики финансовой системы города. Основные источники доходов городского бюджета. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне. Основные статьи расходов городских бюджетов. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города. Инструменты повышения эффективности использования местных бюджетных средств.

Тема 9. Жилищно-коммунальное хозяйство в экономике города. ЖКХ : его структура и его продукт.

Тема 10. Транспорт и транспортная инфраструктура современного города.

Организация городской дорожной сети. Типология конфигураций при построении магистралей города. Основные понятия по организации городского пассажирского транспорта. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта. Показатели, характеризующие соответствие плановых показателей фактическим данным. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

Тема 11. Организация системы здравоохранения

Инфраструктура системы здравоохранения. Классификация медицинских услуг. Система управления здравоохранением на городском уровне. Финансирование муниципального здравоохранения. Планирование услуг здравоохранения. Основные показатели системы здравоохранения города.

Тема 12. Органы управления городским хозяйством.

Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство». Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России. Зарубежный опыт организации местного самоуправления. Необходимость реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Тема 13. Рынок недвижимости в экономике города.

· интервьюирование;

· составление таблиц и схем;;

· тестирование;

· ролевая игра и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Согласно Государственному образовательному стандарту, общая профессиональная дисциплина «Экономика города» осваивается студентами в течение 108 часов. Часть этого времени отводится на аудиторные формы работы (лекционные и семинарские занятия , другие виды аудиторных занятий), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя. Вторая часть установленных стандартом часов отводится для самостоятельной, или внеаудиторной, работы студентов.

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды самостоятельной работы студентов

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение рабочей программы , установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебным дисциплинам;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям, зачетам и экзаменам;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных рабочей программой;

7) написание рефератов, контрольных, курсовых, квалификационных, дипломных работ и их защита;

8) выполнение собственных научных исследований, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе кафедры, факультета, института и университета в целом;

9) производственная практика по приобретаемой в университете специальности;

10) систематическое изучение периодической печати, научных монографий , поиск и анализ

Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Экономика города» является оценка самостоятельной работы студента.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на экзамене.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, показателями самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ;

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении статистических источников, т. е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

д) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами статистики;

е) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу «Экономика города» (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы.

Примерные вопросы к зачету

1. Понятие и сущность дисциплины «Экономика города».

2. Объект и предмет и задачи изучаемой дисциплины.

3. Взаимосвязь дисциплины с другими науками.

4. Функции и задачи современных городов.

5. Классификация городских поселений по численности населения.

6. Классификация городов по функциональному назначению.

7. Теория возникновения городов.

8. Экономика города как система.

9. Экономические и производственные отношения в городе.

10. Материально-техническая база городского хозяйства.

11. Понятие и сущность урбанизации.

12. Количественно-качественные показатели процессов урбанизации.

13. Основные стадии урбанизации по Джиббсу.

14. Стадиальный подход к эволюции урбанизации.

15. Пространственная последовательность распространения мирового процесса урбанизации.

16. Особенности урабанизационных процессов в России.

17. Перемещение в пригород производственных предприятий.

18. Основные тенденции перемещения в пригороды населения

19. Взаимосвязь экономических и социальных процессов в городе.

20. Понятие «Городское хозяйство» и его отличительные особенности.

21. Внутреннее пространство города.

22. Основные теории пространственной организации города: «Теория концентрических зон Э. Берджесса»; «Секторальная теория Х. Хойта»; «Многоячеистая теория К. Харриса и Е. Ульмана».

23. Понятие, сущность и виды городской политики.

24. Типичные проблемы современного города.

25. Современная концепция экономического развития города.

26. Сотрудничество городов и основные концепции взаимодействия городов.

27. Основные формы объединения городов.

28. Фискальная политика и налоговое регулирования на городском уровне.

29. Понятие и основные характеристики финансовой системы города.

30. Основные источники доходов городского бюджета.

31. Основные статьи расходов городских бюджетов.

32. Роль органов местного самоуправления в регулирования финансовой политики города.

33. Классификация предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

34. Управление. ЖКХ в условиях реформирования.

35. Основные способы управления многоквартирными домами.

36. Организация городской дорожной сети.

37. Планирование деятельности городского пассажирского транспорта.

38. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.

39. Понятие «местное хозяйство» и «муниципальное хозяйство».

40. Муниципальная администрация как орган управления городским хозяйством. Развитие местного самоуправления в России.

41. Зарубежный опыт организации местного самоуправления.

43. Классификация объектов недвижимости.

44. Роль и значение энергетики города в его развитии.

45. Состав и структура энергетического комплекса города.

46. Инфраструктура системы здравоохранения.

47. Классификация медицинских услуг.

48. Система управления здравоохранением на городском уровне.

49. Финансирование муниципального здравоохранения.

50. Планирование услуг здравоохранения.

51. Основные показатели системы здравоохранения.

13. Государственный и муниципальный заказ в развитии городского
хозяйства.

14. Город как форма местного хозяйства.

15. Местные рынки и экономическое развитие (рынки земли, труда,
капитала; инвестиции; направления развития).

16. Роль органов местного самоуправления в городском хозяйстве.

17. Основные инструменты регулирования хозяйственной деятельности города

18. Развитие городской инфраструктуры.

19. Проблемы размещения и функционирования городского транспорта.

20. Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы.

21. Товарищества собственников жилья в системе жилищно-коммунальных отношений.

22. Управляющие жилищным фондом компании: статус и перспективы развития.

23. Тарифная политика в ЖКХ.

24. Социальная защита населения в жилищно-коммунальной сфере.

25. Развитие частного бизнеса в системе ЖКХ. Планирование социально-экономического развития в городах.

26. Городское планирование в системе общенациональных и региональных комплексных программ

27. Жилищная политика органов местного самоуправления.

12. В ведении какого заместителя главы города находятся управление образованием, управление культурой, управление здравоохра­нением и др.?

A) Зам. по экономике;

Б) Зам. по социальным вопросам;

B) Зам. по финансовым вопросам;

Г) Первый заместитель главы города.

13. Основная социальная функция города - обеспечение условий для производства продукции в пропорциях и количестве, необходимых производственным системам более высокого уровня.

Б) Неверно.

14 Генеральный план города - это план управления муници­пальным имуществом.

Б) Неверно.

15. Выберите вариант, где все элементы имеют непосредственную
смысловую связь.

Г) ЖКХ, образование, здравоохранение, нефтедобыча, электроэнергетика.

16 Жилищным фондом в РФ сегодня могут управлять (заказы­вать жилищно-коммунальные услуги):

A) Управляющие жилищным фондом коммерческие организации ;
Б) Товарищества собственников жилья;

Г) Жильцы самостоятельно;

Д) все вышеперечисленные;

Е) А, Б, Г; Ж) А, Б.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экономика города»

а) основная литература:

1. Коробко городского хозяйства: учеб. пособие для студентов / . - М. : Издательский центр «Академия», 20с.

2. , Довдиенко города: учеб. пособие – М.: КНОРУС, 2010. – 368 стр.

б) дополнительная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N51-ФЗ

2 .Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.04 .

3. Федеральный Закон «Об общих принципах местного самоуправления» от 01.01.2001 .

4. Чекалин городского хозяйства: учеб. пособие / . - СПб. : СПбГИЭУ, 20с.

в) Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт КонсультантПлюс http://www. *****/

2. Сервер органов государственной власти Российской Федерации http://*****

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине имеются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

mob_info