Стратегия развития теплоснабжения в российской федерации. Подходы к стратегии развития теплоснабжения одобрены рабочей группой. I. общие положения

В этом году, 4 февраля, в ГД РФ прошло второе заседание секции по законодательному обеспечению теплоснабжения Экспертного совета при комитете по энергетике, где обсуждалась «Стратегия развития теплоснабжения в РФ на период до 2020 г.».

Предложенную для обсуждения редакцию Стратегии в целом одобрили все участники заседания, поэтому было предложено создать в кратчайшие сроки рабочую группу из представителей ФОИВ и экспертов профессионального сообщества для доработки положений Стратегии и принятия ее в качестве официального правительственного документа.

Комментируя итоги заседания, руководитель секции, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Ю. Липатов отметил: «Сегодня обсуждались крайне важные для отрасли вопросы. Первая редакция проекта стратегии развития теплоснабжения, размещенная на сайте www.rosteplo.ru для широкого обсуждения, вызвала большой интерес, как у профессионалов, так и у общественности. С учетом итогов обсуждения в начале февраля этого года была подготовлена вторая редакция стратегии. Участники обсуждения были едины во мнении, что, во-первых, необходимо сформировать базу по степени надежности систем теплоснабжения в регионах, поселениях и различных округах РФ.

Во-вторых, необходимо разработать адекватную модель долгосрочного тарифного регулирования. Ведь в настоящее время существующая модель формируется на основе уже сложившейся базы по тарифам, которая не всегда отражает необходимый уровень и достаточность тарифных решений. Если теплоснабжающая организация сегодня недофинансирована, то никакая долгосрочная модель не сумеет вывести ее на безубыточность деятельности. Поэтому должны быть четко определены принципы формирования тарифной базы.

Еще одним вопросом, требующим незамедлительного решения, по общему мнению экспертов является необходимость прописать систему перехода из состояния недофинансирования в состояние достаточного финансирования. Вариантом решения этого вопроса может быть введение системы индексов в абсолютной величине. И здесь главная цель заключается в том, что теплоснабжающая организация должна стать единым центром обеспечения надежности и качества снабжения теплом в том или ином населенном пункте.

Также важной темой, которая всесторонне обсуждалась сегодня на заседании секции, стали стратегические вопросы развития когенерации. В свое время комбинированное производство тепловой и электрической энергии было ориентировано на максимальный общий эффект для потребителей, находившихся в зоне теплоснабжения ТЭЦ. Однако правила рынка электроэнергии не учитывают технологических особенностей ТЭЦ и общий эффект комбинированной выработки для потребителей.

Эффективность выработки электроэнергии сегодня достигается при работе ТЭЦ по тепловому графику. Главной же сложностью работы ТЭЦ в энергосистеме является значительное отличие графиков потребления электрической и тепловой энергии, как в течение года, так и в течение суток (сезонный и суточный).

Действующие на данный момент правила оптового рынка электроэнергии и мощности, касающиеся вопросов вывода оборудования из эксплуатации, не учитывают особенности работы ТЭЦ на рынке тепла. Если не решить эту проблему сейчас, то в ближайшем будущем мы можем столкнуться с тем, что работа теплоэнергостанций станет просто невыгодной. Это постепенно приведет к постепенному выводу ТЭЦ из эксплуатации и всеобщей «котельнизации» страны. Попытка же компенсировать убытки ТЭЦ от работы на рынке электроэнергии за счет роста стоимости тепла приведет к неконкурентоспособности ТЭЦ на рынке тепловой энергии. Конечно, этот вопрос нельзя решить одномоментно. Здесь требуется постепенная и пошаговая работа, которая будет продолжена. И, надеюсь, к концу весенней сессии будут предложены законодательные инициативы, позволяющие решить эти вопросы».

Степень реализации основных направлений развития теплоснабжения, предусмотренных Энергетической стратегией Рф на период до 2020 г.

Распоряжением № 1234-р Правительства Русской Федерации была утверждена «Энергетическая стратегия Рф на период до Две тысячи 20 года». Перспективы развития систем теплоснабжения отражены в п. Семь «Теплоснабжение» раздела VI «Перспективы развития топливно-энергетического комплекса».

В тексте «Стратегии» справедливо отмечено отсутствие сводного термического баланса страны. Частично потому ее создатели не дали ни анализа, ни прогноза динамики спроса на термическую энергию (ТЭ) по секторам экономики. Сам прогноз составлен в очень агрегированном виде в разрезе производства ТЭ на централизованных и децентрализованных источниках. К последним относятся источники мощностью до 20 Гкал/ч.

Объем производства и употребления ТЭ в Две тысячи г., включая утраты в сетях, оценен равным Две тысячи 20 млн Гкал. Предполагался рост производства и употребления ТЭ на 4% к Две тысячи 5 г., на 9-13% к Две тысячи 10 г., на 15-23% к Две тысячи пятнадцать г. и на 22-34% к Две тысячи 20 г.

Поданным русской статистики потребление ТЭ в Рф в Две тысячи 5 г. снизилось на 4% от уровня Две тысячи г.

Неспешный рост спроса на ТЭ в «Стратегии» в принципиальной мере был должен происходить за счет существенного понижения утрат в термических сетях (ТС): на 5-8% к Две тысячи 5 г.- на 17-21% к Две тысячи 10 г.- на 34-38% к Две тысячи пятнадцать г. и на 55-60% к Две тысячи 20 г. Рост употребления полезно отпущенной ТЭ (за вычетом утрат) был должен составить 7-9% к Две тысячи 5 г., 17-22% к Две тысячи 10 г., 30-41% к Две тысячи пятнадцать г. и 45-62% к Две тысячи 20 г.

По данным русской статистики полезное потребление ТЭ в Рф в Две тысячи 5 г. было на 9% ниже уровня Две тысячи г.

В «Стратегии» дана завышенная оценка утрат в ТС в размере Четыреста шестьдесят млн Гкал, либо 23% от уровня употребления.

По данным русской статистики утраты в ТС оцениваются равными 8,7% от уровня употребления ТЭ (100-120 млн Гкал в последние Семь лет). Утраты на уровне 23% могут быть свойственны для суммы утрат в магистральных и распределительных сетях, обслуживающих маленьких потребителей. С учетом того, что толика маленьких по-

требителей, получающих ТЭ по распределительным сетям (население, сфера услуг и маленькие предприятия), равна примерно 50%, утраты ТЭ в термических сетях общего использования могут быть оценены равными 215-245 млн Гкал, либо около 15% от ТЭ, произведенной на электрических станциях и котельных.

В «Стратегии» предполагалась консервация толики централизованных источников в структуре выработки ТЭ до Две тысячи 20 г. на уровне 70% либо неспешное ее понижение с 72% в Две тысячи г. до 66% в Две тысячи 20 г.

По данным русской статистики толика централизованной выработки ТЭ (на источниках мощностью ниже 20 Гкал/ч) снизилась в 2000-2005 гг. на 2%.

Резюмируя можно отметить, что «Энергетическая стратегия Рф на период до Две тысячи 20 г.» неточно обрисовала изначальное состояние системы теплоснабжения и отдала только очень обобщенную характеристику главных направлений развития теплоснабжения, многие из которых на промежутке до Две тысячи 6 г. оказались неправильными.

Современное состояние теплоснабжения в Рф

За 100 лет развития русская система теплоснабжения стала большей в мире. Система теплоснабжения страны состоит из приблизительно 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, обслуживаемых Семнадцать тыс. компаний теплоснабжения (табл. 1).

В составе источников ТЭ: Четыреста девяносто семь ТЭЦ (из их Двести 40 четыре ТЭЦ общего использования и Двести 50 три ТЭЦ промышленных компаний)- Семьсот 5 котельных мощностью выше 100 Гкал/ч- Две тысячи восемьсот 40 семь котельных мощностью от 20 до 100 Гкал/ч- Четырнадцать тысяч триста 50 восемь котельных мощностью от Три до 20 Гкал/ч- 40 восемь тысяч 70 5 котельных мощностью до Три Гкал/ч, также более Двенадцать млн личных термических установок. Тепло от этих источников передается по ТС протяженностью 176,5 тыс. км в двухтрубном исчислении (это в 5,5 раза больше, чем в США - прим. авт.), с общей площадью поверхности около 100 восемьдесят км2 для приблизительно 40 четыре млн абонентов. Централизованным теплоснабжением (ЦТ) для нужд отопления обеспечены 80% жилищного фонда Рф (91% в городках и 52% в сельской местности), а жаркой водой из систем ЦТ - 63% населения Рф (79% в городках и 22% в сельской местности).

Таблица 1. Главные характеристики систем теплоснабжения Рф в Две тыщи и Две тыщи Шесть гг.

Характеристики Единицы измерения 2000 г. 2006 г.
Число изолированных систем теплоснабжения тыс. около 50
Число компаний теплоснабжения единиц 21368 17183
Число абонентов компаний теплоснабжения млн около 44
Число источников теплоснабжения:
ТЭЦ общего использования единиц 242 244
ТЭЦ промышленных компаний единиц 245 253
Котельных, из их: - мощностью наименее Три Гкал/ч - мощностью от Три до 20 Гкал/ч единиц 67913 65985*
единиц 47206 48075
единиц 16721 14358
Личных теплогенераторов млн более 12
Число установленных котлов на котельных единиц 192216 179023
Мощность котельных Гкал/ч 664862 619984
Число ЦТП единиц 22806
Протяженность термических сетей: - поперечником до Двести мм - поперечником от Двести мм до Четыреста мм - поперечником от Четыреста мм до 600 мм - поперечником выше 600 мм км 183545 176514
км 141673 131717
км 28959 28001
км 10558 10156
км 5396 6640
Объем произведенной ТЭ: - в системах ЦТ (мощностью более 20 Гкал/ч) - в системах ЦТ (мощностью наименее 20 Гкал/ч) - на личных теплогенераторах - на теплоутилизированных и других установках
млн Гкал 1430 1446
млн Гкал 220 192
млн Гкал 358 402
млн Гкал 67 81
Подходящий отпуск ТЭ (без личных установок) млн Гкал 1651 1638
Средний тариф на ТЭ руб./Гкал 195 470
Объем реализации ТЭ миллиардов руб. 322 770
Толика жилого фонда, снаряженного ЦТ % 73 80
Толика жилого фонда, снаряженного централизованным жарким водоснабжением % 59 63
Толика горючего, применяемого на создание ТЭ от суммарного его употребления % 37 33
Толика природного газа, применяемого на создание ТЭ от суммарного его употребления % 42 41
Средний КПД котельных % 80 78
Средний КПИТ на электрических станциях % 58 57
Утраты в термических сетях, включая неучтенные млн Гкал 227 244
Толика утрат в термических сетях % 13-15 14-17
Толика термических сетей, нуждающихся в подмене % 16 25
Аварийность на источниках теплоснабжения и термических сетях число аварий 107539 22592
Технический потенциал роста эффективности использования и транспортировки ТЭ млн Гкал 840
Фактические расходы на мероприятия по увеличению* энергоэффективности на источниках теплоснабжения миллиардов руб. н/д 9,5

* Поданным формы 1-зима в Рф насчитывается более Восемьдесят тыс. котельных.

Источники: Формы статистической отчетности 11-ТЭР, 1-ТЕП, 6-ТП за 2000-2006 гг. и оценки ЦЭНЭФ.

В Две тысячи 6 г. в системах ЦТ было произведено Одна тысяча 600 40 5 млн Гкал ТЭ. На электрических станциях было выработано 600 40 два млн Гкал, на котельных - Девятьсот 10 млн Гкал, на теплоутилизационных и других установках - Девяносто три млн Гкал. Еще приблизительно Четыреста одиннадцать млн Гкал было выработано на личных теплогенераторах.

На долю Рф в Две тысячи 5 г. приходится 44% мирового централизованного производства ТЭ . Ни одна страна в мире по масштабам ЦТ не может сравниться с Россией. Потребление ТЭ исключительно в г. Москве превосходит ее суммарное потребление в Голландии и Швеции взятых вместе, а потребление тепла в г. Санкт-Петербурге выше, чем в таких странах-законодателях моды в системах теплоснабжения как Финляндия либо Дания.

На создание ТЭ для систем ЦТ в Две тысячи 6 г. израсходовано Двести 70 девять млн т у.т., либо 29% всего употребления первичной энергии в Рф в Две тысячи 6 г. На создание тепла на централизованных источниках и личных теплогенерирующих установках в Две тысячи 6 г. применено около Триста 20 млн т у.т., либо 33% всего употребления энергии. На создание ТЭ на централизованных источниках в Две тысячи 6 г. израсходовано 100 девяносто один млн т у.т. природного газа, а вкупе с персональными установками -218 млн т у.т., что на 60% превосходит расход газа на создание электроэнергии.

Все региональные рынки ТЭ можно поделить на четыре главных категории: сверхкрупные - Пятнадцать городов с потреблением ТЭ более 10 млн Гкал в год- большие рынки - 40 четыре городка с потреблением от Два до 10 млн Гкал в год- средние рынки - сотки городов с потреблением от 0,5 до Два млн Гкал в год- малые рынки - более 40 тыс.поселений с потреблением тепла от централизованных источников наименее 0,5 млн Гкал в год.

Последняя группа, характеризуемая множественными маленькими и, обычно, низкоэффективными системами теплоснабжения, является более проблемной. Она делает диспропорционально огромную экономическую нагрузку по обеспечению надежности системы теплоснабжения. На ее долю приходится около 15% производимой ТЭ, но более 30-35% эконом средств, направленных на финансирование систем теплоснабжения и их подготовки к зиме. Для этих систем свойственны самые высочайшие тарифы при самой низкой покупательной возможности потребителей и самым высочайшим уровнем задолженности.

Русский рынок ТЭ - один из огромных монопродуктовых рынков Рф. Годичный объем реализации ТЭ всем потребителям в Две тысячи семь г. составил приблизительно Восемьсот 50 миллиардов руб. Из этой суммы цена ТЭ для населения составила Триста 40 миллиардов руб., из которых самому популяции начислено Двести 40 два миллиардов руб. В Две тысячи 6 г. платежная дисциплина населения составила 94%. Кредиторская задолженность систем теплоснабжения на конец Две тысячи 6 г. составила 100 шестнадцать миллиардов руб., а дебиторская - 100 двенадцать миллиардов руб.

В Две тысячи 6 г. за счет бюджетов всех уровней за услуги теплоснабжения для населения было израсходовано Девяносто восемь миллиардов руб. В том числе на компенсацию различия в тарифах - 40 четыре миллиардов руб., на льготы - 30 четыре миллиардов руб. и на субсидии малоимущим - Восемь миллиардов руб. Средний тариф на тепло, отпускаемое популяции в Две тысячи семь г., составил Семьсот 40 5 руб./Гкал. Тарифы очень значительно различаются по субъектам Русской федерации (рис. 1). Малый тариф составил Триста 50 руб./Гкал, а больший - 5 тысяч 100 руб./Гкал. Невзирая на сохранение дотирования теплоснабжения для населения многих регионов, оно на приобретение ТЭ все таки растрачивает в три раза больше средств, чем на приобретение электронной энергии.

В 2000-2006 гг. происходили процессы децентрализации теплоснабжения. Это отразилось в понижении протяженности ТС на 4%, в понижении толики сетей малых поперечников (наименее Двести мм) с 70 семь до 74% и в росте удельного веса числа котельных мощностью наименее Три Гкал/ч с 70 до 73% за счет понижения удельного веса котельных средней мощности, в росте толики ТЭ, производимой на личных установках с Восемнадцать до 20%.

Средняя по Рф частота отказов работы систем теплоснабжения снизилась в 2001-2006 гг. в 5 раз. Политика в области реконструкции и модернизации систем теплоснабжения в 2000-2006 гг. была нацелена в главном на увеличение надежности их работы. Эти усилия дали свои плоды. Частота отказов работы теплопроводов снизилась с 0,5 до 0,1 отказа/км/год, т.е. до грани применимого уровня надежности (в Финляндии она находится на уровне 0,05-0,1 отказа/км/год). Но в почти всех, в особенности маленьких, системах теплоснабжения этот показатель приближается к критичному уровню (0,6 отказов/км/год).

Эффективность производства ТЭ в целом по стране несколько снизилась. Средний КПД котельных понизился до 78%, а средний КПИТ на электрических станциях - до 57%, что ниже эффективности производства только электроэнергии на наилучших новых станциях с комбинированным циклом.

Толика утрат в ТС (с включением неучтенных утрат) возросла и достигнула 14-17% от суммарного употребления ТЭ и 18-20% от ее полезного употребления. Разделение в процессе ценообразования издержек на создание и транспорт ТЭ привело к увеличению толики утрат, отражаемых в статистике по теплоснабжению. Но, эти данные все еще далеки от адекватных оценок утрат. В Две тысячи 6 г. толика отремонтированных и замененных ТС достигнула уровня 10%. Но, принципиальные недоремонты прошедших лет привели к тому, что в Две тысячи 6 г. 25% всех сетей нуждалось в подмене (против 16% в Две тысячи г.).

Технический потенциал роста эффективности использования и транспортировки ТЭ в Рф оценен равным Восемьсот 40 млн Гкал, либо 58% от употребления энергии, производимой в централизованных системах теплоснабжения. Основная часть этого потенциала - увеличение эффективности использования ТЭ в зданиях (460 млн Гкал) и в индустрии (160 млн Гкал). Только ликвидация небаланса меж спросом и предложением тепла для строений за счет автоматизации процессов теплоснабжения дозволит понизить потребность в ТЭ для отопления построек более, чем на 100 30 млн Гкал.

Инвестиции в системы теплоснабжения в Две тысячи 6 г. составили 40 три миллиардов руб. На реализацию мер по увеличению эффективности производства ТЭ в Две тысячи 6 г. было израсходовано немногим наименее 10 миллиардов руб., а на перекладку ТС еще Три миллиардов руб. при потребности в расходах более 200-250 миллиардов руб. Сохранение таких темпов модернизации чревато растягиванием реализации потенциала сбережения энергии на 20-25 лет. Изношенность объектов теплоснабжения вынуждает расходовать раз в год более 20 три миллиардов руб. на цели их полгого ремонта.

Число компаний теплоснабжения в Рф сократилось с 20 один тыс. в Две тысячи г. до Семнадцать тыс. в Две тысячи 6 г. Но, в Рф на федеральном уровне нет ни структур управления, ни единой политики развития систем теплоснабжения. В последние годы на развитие систем теплоснабжения оказывают существенное воздействие реформа электроэнергетики, реформа ЖКХ и реформа местного самоуправления. Но, в концепции реформы электроэнергетики не выражена позиция по судьбе ТЭЦ. Реформа ЖКХ была нацелена на акционирование компаний теплоснабжения, на вербование личного капитала в эту сферу и на рост обеспеченности устройствами учета. В концепции реформы ЖКХ фактически не были отражены мотивированные характеристики надежности, эффективности, свойства и доступности услуг теплоснабжения. Приход личных операторов осложнился необходимостью определения как начального состояния объектов теплоснабжения, так и определения их мотивированного состояния.

Результаты диагностики более чем трехсот русских систем теплоснабжения позволили сконструировать главные системные трудности функционирования русского теплоснабжения последующим образом:

Отсутствие надежных данных по фактическому состоянию систем теплоснабжения-

Отсутствие роста спроса на тепло в последние годы на фоне существенного ускорения экономического роста-

Отсутствие многообещающих Генеральных планов, городских энергетических планов и освеженных схем теплоснабжения в подавляющем большинстве населенных пунктов-

Значимый излишек мощностей источников теплоснабжения-

Завышенные оценки термических нагрузок потребителей-

Лишная централизация многих систем теплоснабжения-

Понижение либо стабилизация на малом уровне толики выработки тепла на ТЭЦ при полном отсутствии гос политики поддержки и стимулирования совместной выработки термический и электронной энергии-

Высочайший уровень утрат в ТС как за счет лишней централизации, так и за счет обветшания ТС и роста толики сетей, нуждающихся в срочной замене-

Разрегулированность систем теплоснабжения (высочайшие утраты от «перетопов» достигающие 30-50%)-

Нехватка обученных кадров, в особенности на объектах теплоснабжения маленьких поселений.

Источники тепла:

Высочайшие удельные расходы горючего на создание ТЭ-

Низкая насыщенность приборным учетом употребления горючего и/либо отпуска ТЭ на котельных-

Маленькой остаточный ресурс и изношенность оборудования-

Нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов-

Нарушение свойства горючего, вызывающее отказы горелок-

Малый уровень автоматизации, отсутствие автоматики либо применение непрофильной автоматики-

Отсутствие либо низкое качество водоподго-товки-

Несоблюдение температурного графика-

Высочайшая цена топлива-

Нехватка и недостающая квалификация персонала котельных.

Тепловые сети:

Заниженный (по сопоставлению с реальным) уровень утрат в ТС, включаемый в тарифы на тепло, что значительно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию ТС-

Высочайший уровень фактических утрат в ТС-

Высочайший уровень издержек на эксплуатацию ТС (около 50% всех издержек в системах теплоснабжения)-

Лишная централизация принципиальной части систем теплоснабжения, что обуславливает завышенные утраты в ТС-

Высочайшая степень износа ТС и превышение в ряде населенных пт критичного уровня частоты отказов-

Неудовлетворительное техническое состояние ТС, нарушение термический изоляции и высочайшие утраты ТЭ-

Нарушение гидравлических режимов ТС и сопутствующие ему «недотопы» и «перетопы» отдельных построек.

Потребители услуг теплоснабжения:

Неоднозначность приобретаемого продукта: ресурсы (Гкал, л) либо услуги по обеспечению комфорта (температура и влажность в помещении)-

Существенное завышение расчетного употребления коммунальных ресурсов в домах и эконом зданиях по сопоставлению с фактическим при низкой степени охвата построек приборным учетом употребления ТЭ-

Низкая степень организованности населения как потребителя коммунальных ресурсов-

Низкая степень охвата домохозяйств квартирным учетом жаркой воды и средствами регулирования теплопотребления-

Низкие свойства теплозащиты жилых построек и их ухудшение из-за недостающих ремонтов ограждающих конструкций жилых и публичных зданий-

Отсутствие у эксплуатирующих жилой фонд организаций стимулов к увеличению эффективности использования коммунальных ресурсов-

Ограниченность возможности и готовности населения платить за услуги теплоснабжения и связанные с этим энергичное противодействие увеличению тарифов на тепло и малый уровень собираемости платежей.

Основные Технологические Системы

Источник: www.rosteplo.ru


Подходы к Стратегии развития теплоснабжения одобрены рабочей группой

  • 7 июня 2016 г.
  • 733

«В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне…», - отметил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов.

В Государственной Думе состоялось совещание рабочей группы по разработке и принятию «Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года».

Открывая совещание, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов подчеркнул: «В настоящее время в сфере теплоснабжения существует большое количество вопросов, решение которых надо обеспечивать на законодательном уровне. Одна из основных проблем, требующая безотлагательного решения - вопрос работы ТЭЦ в современных рыночных условиях. В настоящее время деятельность теплоэлектроцентралей, которые на единицу топлива выдают два продукта: тепло и электроэнергию, не урегулирована между законами «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении». В итоге теряется эффективность работы ТЭЦ. В этой связи Правительству необходимо скоординировать действия и наладить взаимодействие между Министерством энергетики и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по решению данного давно назревшего вопроса».

Высказывая свое мнение в поддержку подходов Стратегии заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков обратил внимание на необходимость более широкого раскрытия в Стратегии решения проблем муниципального теплоснабжения.

Заместитель председателя правления НП «Совета рынка» Владимир Шкатов отметил, что вице-премьером А.В. Дворковичем в Минэнерго России возвращен на доработку проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» в связи с отсутствием, по мнению вице-премьера, понятных перспектив развития энергетики за 5-летним горизонтом.

По мнению В. Шкатова, увязать между собой все программы развития энергетических систем - задача будущего, а в настоящее время необходимо разрабатывать и принимать Стратегии по отдельным отраслям и очень правильно, что в проекте Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года предлагается увязка работы рынков электрической и тепловой энергии через решение проблемы ТЭЦ.

Подводя итог совещания, Ю.А. Липатов отметил, что проблемами теплоснабжения, которые всегда появляются на стыке взаимодействия ведомств, Правительство РФ в вопросе координации их деятельности ведёт недостаточно активную работу. В этих условиях Государственная Дума федерального собрания Российской Федерации и самая крупная партийная фракция в Госдуме вынуждена обращать на это внимание руководителей и федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

Стратегическими целями развития теплоснабжения являются:

  • достижение высокого уровня комфорта в жилых, общественных и производственных помещениях, включая количественный и качественный рост комплекса услуг по теплоснабжению (отопление, хладоснабжение, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), высокий соответствующий ведущим европейским странам уровень обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости;
  • кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения на основе инновационных, высокоэффективных технологий и оборудования;
  • сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива;
  • обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Результаты реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в сфере развития теплоснабжения следует признать неудовлетворительными. За прошедший период ситуация в указанной сфере ухудшилась несмотря на принятие целого ряда решений, которые оказались не подкреплены в достаточной степени необходимыми организационными мерами, материально-технической базой и финансовыми средствами.

За прошедший период выросли показатели износа основных фондов теплоснабжения (до 65 - 70 процентов), коэффициент использования установленной тепловой мощности электростанций снизился до величины, не превышающей 50 процентов, протяженность тепловых сетей сократилась на 7 процентов (более чем на 13,5 тыс. км), увеличились потери в тепловых сетях (с 14 до 20 процентов), а также значительно вырос расход электроэнергии на перекачку теплоносителя (до 40 кВт.ч/Гкал).

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

  • неудовлетворительное состояние систем теплоснабжения, характеризующееся высоким износом основных фондов, особенно теплосетей и котельных, недостаточной надежностью функционирования, большими энергетическими потерями и негативным воздействием на окружающую среду;
  • потребность в крупных инвестициях для обеспечения надежного теплоснабжения при необходимости одновременного ограничения роста стоимости услуг этой сферы;
  • организационная разобщенность объектов и систем теплоснабжения - отсутствие единой государственной политики в этом секторе, прежде всего научно-технической и инвестиционной;
  • необходимость институциональной перестройки всей системы теплоснабжения для вывода ее из кризиса и успешного функционирования в рыночных условиях.

Для достижения стратегических целей развития отрасли необходимо решить следующие основные задачи:

  • развитие теплоснабжения России и ее регионов на базе теплофикации с использованием современных экономически и экологически эффективных когенерационных установок широкого диапазона мощности;
  • распространение сферы теплофикации на базе паротурбинных, газотурбинных, газопоршневых и дизельных установок на область средних и малых тепловых нагрузок;
  • оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения с выделением соответствующих зон;
  • максимальное использование возможностей геотермальной энергетики для обеспечения теплоснабжения изолированных регионов, богатых геотермальными источниками (полуостров Камчатка, остров Сахалин, Курильские острова);
  • развитие систем централизованно-распределенной генерации тепловой энергии с разными типами источников, расположенных
  • в районах теплопотребления;
  • модернизация и развитие систем децентрализованного теплоснабжения с применением высокоэффективных конденсационных газовых и угольных котлов, когенерационных, геотермальных, теплонасосных и других установок, а также автоматизированных индивидуальных теплогенераторов нового поколения для сжигания разных видов топлива;
  • совершенствование режимов эксплуатации теплоэлектроцентралей с целью максимального сокращения выработки электрической энергии по конденсационному циклу, вынос ее выработки по условиям экономичности на загородные тепловые станции;
  • изменение структуры систем теплоснабжения, включая рациональное сочетание системного и элементного резервирования, оснащение автоматикой и измерительными приборами в рамках автоматизированных систем диспетчерского управления нормальными и аварийными режимами их эксплуатации, переход на независимую схему подключения нагрузки отопления (вентиляции и кондиционирования) и закрытую систему горячего водоснабжения;
  • совместная работа источников тепла на общие тепловые сети с оптимизацией режимов их функционирования;
  • реконструкция теплоэлектроцентралей, котельных, тепловых сетей и тепловых энергоустановок, проведение теплогидравлической наладки режимов, повышение качества строительно-монтажных и ремонтных работ, своевременное выполнение регламентных мероприятий, оснащение потребителей стационарными и передвижными установками теплоснабжения в качестве резервных и (или) аварийных источников теплоснабжения;
  • разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие производителей тепла, организаций, осуществляющих его транспортировку и распределение, а также потребителей в рыночных условиях функционирования отрасли.

Перспективная структура, а также объемы производства и потребления тепловой энергии на рассматриваемый период максимально ориентированы на обеспечение потребностей экономики России и учитывают уже начавшуюся деурбанизацию городских поселений, включая вынос за пределы городской застройки промышленного производства и активное развитие индивидуального малоэтажного строительства, доля которого планируется на уровне 52 - 55 процентов всего вводимого в эксплуатацию жилого фонда. Малоэтажная застройка, как правило, будет обеспечиваться индивидуальными теплогенераторами, а многоэтажная - централизованными (частично децентрализованными) источниками. Основной прирост производства тепла в системах централизованного теплоснабжения будут обеспечивать тепловые электростанции, доля которых в общем объеме производства тепла в системах централизованного теплоснабжения вырастет с 44 процентов до 49 - 50 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии. Кроме того, увеличится использование теплоутилизационных установок и особенно возобновляемых источников тепла на базе геотермальной, солнечной энергии и биомассы. В результате доля котельных в производстве тепла в системах централизованного теплоснабжения уменьшится с 49 процентов до 40 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии.

В теплоснабжении также найдут свое применение атомные станции с модульными высокотемпературными газоохлаждаемыми реакторами для производства тепла промышленного потенциала, производства водорода, синтетического жидкого топлива и других.

Энергосбережение в теплоснабжении будет осуществляться по следующим основным направлениям:

  • в производстве тепловой энергии - повышение коэффициента полезного действия котлоагрегатов, теплофикационных и других установок на основе современных технологий сжигания топлива, когенерационной выработки тепловой и электрической энергии, увеличение коэффициента использования тепловой мощности, развитие систем распределенной генерации тепла с вовлечением в теплоснабжение возобновляемых источников энергии, повышение технического уровня, автоматизации и механизации мелких теплоисточников, оснащение их системами учета и регулирования отпуском тепловой энергии, а также обоснованное разделение сферы централизованного и децентрализованного теплоснабжения;
  • в системах транспорта тепловой энергии - сокращение тепловых потерь и утечек теплоносителя в результате реконструкции тепловых сетей на основе применения теплопроводов заводской готовности, эффективных способов их прокладки, современных запорно-регулирующих устройств, автоматизированных узлов и систем управления режимами, а также организация оптимальных режимов функционирования тепловых сетей, теплоисточников и потребителей;
  • в системах потребления тепловой энергии - учет количества и контроль качества потребляемой тепловой энергии, реконструкция и новое строительство зданий с применением теплоустойчивых конструкций, тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования и теплопроводов, а также высокая технологичность всего процесса теплопотребления, доступность его контроля и возможность управления.

В результате будет достигнуто не менее чем двукратное снижение удельных потерь тепла (с 19 процентов до 8 - 10 процентов к концу третьего этапа реализации настоящей Стратегии), что обеспечит экономию топлива в размере не менее 40 млн. тонн условного топлива к 2030 году.

Прогнозируемое развитие теплоснабжения потребует осуществления ряда таких мер, как формирование и совершенствование конкурентного рынка тепловой энергии, поддержка создания прогрессивного российского оборудования для системы теплоснабжения, совершенствование управления этими системами и поддержка государством и региональными органами власти формирования необходимых инвестиций в сферу теплоснабжения.

На первом этапе реализации настоящей Стратегии будет обеспечено повышение стандартов предоставления услуг теплоснабжения в результате оптимизации структуры систем, соотношения централизованного и децентрализованного теплоснабжения, повышения надежности, безопасности, энергетической и экономической эффективности производства, транспортировки и потребления тепла за счет модернизации основных производственных фондов и тепловых сетей, а также обеспечения потребителей системами учета и регулирования.

В указанный период необходимо осуществить разработку и начать последовательную реализацию комплекса программных мер по коренному усовершенствованию теплоснабжения, предусматривающих в том числе:

  • оптимизацию системы тарифов (переход на обязательное применение двухставочного тарифа, применение долгосрочных тарифов по двусторонним договорам) с учетом интересов как производителей, так и потребителей тепла;
  • формирование обязательных требований к производимому и применяемому в указанной сфере оборудованию, а также к повышению энергоэффективности зданий;
  • рациональное применение механизмов государственной поддержки, в том числе в рамках частно-государственного партнерства.

На втором этапе реализации настоящей Стратегии будет осуществлена масштабная реконструкция и техническое переоснащение основных фондов, включая экономически оправданную замену тепловых сетей и сетевого оборудования централизованного теплоснабжения в тех регионах, где это будет экономически оправданно. Широкое развитие на новом технологическом уровне получат системы децентрализованного (индивидуального) теплоснабжения, в том числе с использованием возобновляемых источников тепла.

Будет сформирован рынок тепловой энергии и упорядочены взаимоотношения между его участниками, дальнейшее развитие получат процессы повышения энергоэффективности теплоснабжения и внедрения инновационных высокоэффективных технологических схем его организации.

На третьем этапе реализации настоящей Стратегии теплоснабжение достигнет высоких уровней энергетической, экономической и экологической эффективности, будет обеспечен высокий уровень теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии). Дальнейшее развитие отрасли пойдет по пути расширенного вовлечения в производство тепла новых неуглеводородных источников энергии и использования высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации теплоснабжения.

mob_info